Какие ароморфозы обеспечили преимущество покрытосеменных

Обновлено: 06.07.2024

Ответ. Изображенные растения являются представителями разных отделов: зеленые водоросли, красные водоросли, бурые водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

Вопрос 1. Объясните, почему ведущую роль в эволюции органического мира играли растения, а не животные. Ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответ. Ведущая роль в эволюции принадлежала растениям, так как именно они образовали основную массу первичного органического вещества и кислорода, без которых была бы невозможна эволюция животных.

Ароморфозы у растений всегда предшествовали ароморфозам у животных. Растения выступали в роли системообразующего фактора. На изменениях подготовленными растениями происходили изменения у животных.

Вопрос 2. Какие ароморфозы и идиоадаптации обеспечили распространение водорослей на Земле? Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций у водорослей.

Ответ. В своём развитии водоросли прошли следующие ароморфозы:

усложнение от одноклеточности через колониальность к многоклеточности;

разделение жизненного цикла на два поколения: бесполое (спорофит) и половое (гаметофит);

появление разнообразных пигментов, осуществляющих фотосинтез.

Вопрос 3. Какие предпосылки в эволюционном развитии Земли обеспечили выход растений на сушу? Как назывались первые наземные растения? Какое строение они имели?

Ответ. Выход растений на сушу стал крупным ароморфозом в развитии жизни на Земле. Он был подготовлен всем предыдущим ходом органической и неорганической эволюции: почвообразованием, накоплением в атмосфере молекулярного кислорода и формированием озонового экрана, дифференцировкой клеток и появлением тканей.

Сухопутные растения произошли от зелёных водорослей, о чём свидетельствует присутствие в их клетках пигмента хлорофилла. Неизвестная предковая форма дала две эволюционные ветви: одна из них привела к возникновению риниофитов, а другая – к появлению мхов.

Первые наземные растения – риниофиты – не имели отчётливого деления на корни, стебли и листья и занимали промежуточное положение между водорослями и наземными растениями. Однако у них развились покровная и проводящая ткани, обеспечившие им защиту от высыхания в наземно-воздушной среде и транспорт растворов питательных веществ. В жизненном цикле первых наземных растений стал преобладать спорофит, т. е. поколение, дающее споры. С образованием тканей у них развились органы со специализированными функциями. В их стеблях появились проводящие пучки, на нижней части побегов сформировались тонкие выросты, напоминающие корневые волоски. Дальнейшее усложнение строения органов и эволюция размножения привели к появлению настоящих наземных растений, приспособленных к жизни на суше и её освоению.

Вопрос 4. Какие ароморфозы обеспечили папоротникообразным освоение суши?

Ответ. Таких ароморфозов несколько:

1. Выход первых сосудистых растений на сушу и усложнение строения их органов, которые стали специализироваться по выполняемым функциям, что привело к образованию высших споровых растений – папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников

2. В жизненном цикле папоротникообразных стал преобладать спорофит, на котором развивались споры. Гаметофит редуцировался до небольшой пластинки – заростка. Спорофит у папоротникообразных становится самостоятельным растением, не связанным с гаметофитом, поэтому он заметно увеличился в размерах и эволюционировал не только в травянистые, но и в древесные формы.

3. Появление семенных папоротников. У них произошла дифференциация спорангиев и спор, что привело к развитию мужского и женского гаметофитов.

Вопрос 5. Почему учёные считают мхи тупиковой ветвью эволюции?

Ответ. Мхи – оказались менее приспособленными к жизни на суше. Мхи стали развиваться в направлении преобладания в жизненном цикле полового поколения (гаметофита), где спорофит развит слабее и целиком существует за счёт гаметофита. Для полового процесса гаметофиту мхов требуется свободная вода, а так как у мхов нет проводящих тканей, они приобрели в процессе эволюции особое свойство – гигроскопичность, т. е. способность пассивно всасывать воду. Гигроскопичность привела к развитию у мхов особых листьев – филлоидов, имеющих водоносные клетки, в которых может накапливаться влага.

Спорофит мхов, в отличие от гаметофита, засухоустойчив и способен выдерживать дефицит влаги в условиях наземно-воздушной среды. Это позволило мхам в процессе эволюции приспособиться к жизни на суше, но произрастают они только во влажных местах.

Вопрос 6. В чём состоит преимущество семенного размножения растений по сравнению со споровым? Приведите примеры споровых и семенных растений.

Ответ. Преимущества семенного размножения: семена хорошо защищены покровами и содержат питательные вещества, необходимые для развития зародыша и прорастания. Семена в течение длительного времени могут сохраняться в окружающей среде. Даже в благоприятных условиях прорастают не все семена, часть семян остается в резерве. Семена способны к передвижению. Они способны заглубляться или наоборот передвигаться в почве вверх.

Вопрос 7. Какие ароморфозы и идиоадаптации обеспечили семенным растениям господствующее положение в растительном покрове Земли?

Ответ. Ароморфозы. Первый состоял в появлении и развитии цветка – специализированного генеративного побега, образующего мега- и микроспоры. В ходе эволюции цветок становится приспособлением к опылению и оплодотворению, увеличивающим возможности для перекрёстного опыления и, соответственно, комбинативной изменчивости. Второй ароморфоз состоял в формировании вокруг семян оболочек и развитии плода – органа, обеспечившего защиту семян и их распространение.

Идиоадаптации: цветки оказались приспособлены к разным способам опыления, а плоды и семена – к разным способам распространения. Кроме того, большинство покрытосеменных, за исключением произрастающих в тропических областях, стали листопадными растениями. Учёные связывают это явление с приспособлением к сезонным изменениям климата.

Аватар

Покрытосеменные имели преимущества по сравнению с голосеменными: появление цветка и двойного оплодотворения, их семяпочки развиваются в завязи, семена находятся внутри плода, они лучше защищены и снабжены питательным материалом. Яркие цветки растений служат для привлечения насекомых, осуществляющих опыление, кроме того, у них развивaeтcя большая поверхность листьев и корней, хорошо развитая проводящая система. Покрытосеменные имеют короткий срок развития от проростка до семени. К концу мезозойской эры уже существовали одно- и двудольные растения


Задания Д26 C6 № 22015

Укажите не менее четырёх ароморфозов генеративных органов покрытосеменных растений.

По условию, можно указать любые 4 ароморфоза.

1. Появление двойного оплодотворения, в следствие чего из гаплоидной клетки при опылении образуется диплоидный зародыш семени, а из диплоидной клетки образуется эндосперм, имеющий триплоидный набор хромосом.

2. Появление эндосперма. Эндосперм (триплоидный) — это запасное вещество для питания семени.

3. Семяпочка скрыта внутри завязи пестика и защищена от внешних воздействий.

4. Повышение эффективности опыления разными способами (ветром, насекомыми, самоопыление).

5. Семена развиваются внутри околоплодника, защищены оболочками.

6. Появление околоцветника, что сделало возможным переход к энтомофилии (опылению насекомыми). Привлекательный запах и яркий цвет цветков привлекает насекомых-опылителей для более эффективного опыления.

Генеративные органы — цветок, плод и семя — обеспечивают половое размножение растений.

У покрытосеменных (цветковых) растений, в связи с особенностями их развития, возникают высокоспециализированные генеративные органы - мужские гаметофиты (пыльцевые зерна), состоящие из двух клеток (генеративной и вегетативной), и сильно редуцированные женские гаметофиты - зародышевые мешки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ароморфозы растений

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ароморфозы растений

Ароморфоз водорослей - появление многоклеточности. Однако, настоящие ткани.

Ароморфоз водорослей - появление многоклеточности. Однако, настоящие ткани у водорослей отсутствуют, поэтому они остаются первично- водными организмами.
Хлорокок
Хлорелла
Улотрикс
Ламинария

В конце силура возникают Высшие (наземные) растения. Они произошли от организ.

В конце силура возникают Высшие (наземные) растения. Они произошли от организмов, близких к
современным Харовым водорослям, благодаря возникновению крупнейшего ароморфоза – дифференцированных тканей.
Наиболее примитивные наземные растения представлены Мхами у которых ткани слабо дифференцированы, побеги имеют примитивное строение, корень отсутствует.
Риния
Мох сфагнум

Позже появляются все остальные типы тканей, происходит дифференцировка тела.

Позже появляются все остальные типы тканей, происходит дифференцировка тела растений на корень и побег. В течение девона формируются современные группы Сосудистых споровых растений (Плауны, Хвощи, Папоротники).
хвощ
папоротник
плаун


В начале мезозоя появляются первые Голосеменные растения, которые характеризу.

В начале мезозоя появляются первые Голосеменные растения, которые характеризуются рядом ароморфозов:

1. Появление семязачатков ; в семязачатке развивается женский гаметофит

2. Появление пыльцевых зерен; пыльцевое зерно прорастает в пыльцевую трубку, образуя мужской гаметофит. В результате для оплодотворения капельножидкая вода не нужна.

3. Появление семени, в состав которого входит дифференцированный зародыш и эндосперм, который содержит питательные вещества для развития зародыша и проростка.

Пыльцевое зерно-5 Семязачатки на семенной чешуе-6 Семя -106105 Схема цикла р.

Пыльцевое зерно-5
Семязачатки
на семенной чешуе-6
Семя -10
6
10
5
Схема цикла развития сосны обыкновенной:

Первые Покрытосеменные (Цветковые) растения появляются в юрском периоде. Пок.

Первые Покрытосеменные (Цветковые) растения появляются в юрском периоде.
Покрытосеменные характеризуются следующими ароморфозами:
1. Всегда имеется пестик – замкнутый плодолистик с семязачатками.
пестик
семязачатки

3. Имеется зародышевый мешок, структура которого обеспечивает двойное оплодот.

3. Имеется зародышевый мешок, структура которого обеспечивает двойное оплодотворение.
Двойное оплодотворение у цветкового растения
1 - пыльник с пыльцевыми зернами; 2 - прорастающее пыльцевое зерно; 3 - рыльце; 4 - тычиночная нить; 5 - завязь; 6 - зародышевый мешок; 7 - лепесток; 8 - чашелистик; 9 - пыльцевая трубка;
10 - вегетативное ядро; 11 - спермии; 12 - яйцеклетка;
13 - центральные клетки; 14 - зачаток эндосперма

Естественный отбор дал этим растениям значительные преимущества над голосеме.

Естественный отбор дал этим растениям значительные преимущества над голосеменными: двойное оплодотворение и обеспечение зародыша запасами питательных веществ, защита его околоплодником
В настоящее время Покрытосеменные находятся в состоянии биологического прогресса.

http://lidijavk.ucoz.ru/publ/k_urokam_biologii/osnovnye_aromorfozy_v_ehvoljuc.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 224 человека из 53 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 490 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.09.2020 1015
  • PPTX 2.9 мбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ефанова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести пост уполномоченного по правам учителей

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: