Подготовка участка для строительства дороги

Обновлено: 05.10.2024

Глава 1. Подготовка территории строительства

Оформление земельного участка и разбивочные работы

Затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно-планировочного задания и выделению красных линий застройки

Определяются на основе расчета (графы 7 и 8)

Затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений, переносу их в натуру и закреплению пунктами и знаками

Определяются на основе сборников и справочников базовых цен на изыскательские работы для строительства и индексов цен изменения стоимости (графы 7 и 8)

Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства

Определяется расчетом в соответствии с действующим законодательством (графы 7 и 8)

Затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, а также выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей

Определяются на основании расчетов и цен на эти услуги (кроме услуг, оказываемых органами местного самоуправления, государственного надзора и другими заинтересованными организациями, находящимися на бюджетном финансировании) (графы 7 и 8)

Затраты по разминированию территории строительства в районах бывших боевых действий

Определяются на основании расчетов и цен на эти услуги (графы 7 и 8)

Затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки

Определяется на основании расчетов на эти услуги (графы 7 и 8)

Плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта

Определяется на основании расчета с учетом ставок за аренду земельного участка, устанавливаемых местной администрацией (графы 7 и 8)

Освоение территории строительства

Затраты, связанные с компенсацией за сносимые строения и садово-огородные насаждения, посев, вспашку и другие сельскохозяйственные работы, ущерба, наносимого природной среде, произведенные на отчуждаемой территории, возмещением убытков и потерь, по переносу зданий и сооружений (или строительству новых зданий и сооружений взамен сносимых), по возмещению убытков, причиняемых проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования, по возмещению потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель

Определяются на основе расчетов исходя из положений, приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" (графы 4, 7 и 8)

Затраты, связанные с неблагоприятными гидрогеологическими условиями территории строительства и необходимостью устройства объездов для городского транспорта

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1 РАЗРАБОТАНО обществом ограниченной ответственности "ДОГАР"

2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог, Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения

1.1 Настоящий отраслевой методический документ (далее - ОДМ) устанавливает рекомендации по подготовке территории при строительстве, реконструкции, комплексном обустройстве автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, комплексному обустройству автомобильных дорог) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

РДС 30-201-98 "Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации"

ГОСТ Р 21.1207-97 "Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог";

ГКИНП-05-029-84 "Основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000"

ГКИНП-02-033-79 "Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500"

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.2 территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

3.3 объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

3.4 красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

4.5* территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.6 строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

3.7 инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

3.8 объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;

3.9 парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;

3.10 автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

3.11 искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

3.12 элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

3.13 реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

3.14 объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

3.15 полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

3.16 придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

3.17 функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

4. Особенности подготовки территории при строительстве, реконструкции, комплексном обустройстве автомобильных дорог общего пользования федерального значения (подготовка документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие недвижимого имущества)

Подготовка территории строительства является одним из важнейших этапов всего строительного процесса включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса и при необходимости проведение археологических раскопок в пределах территории строительства и соответствующие затраты на них.

К основным затратам относят:

отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки (определяются на основе расчета);

разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;

освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;

компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;

осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;

затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;

плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;

приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;

плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;

затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;

затраты, связанные с выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;

затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;

возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

При этом подготовка территории, осуществление указанных мероприятий невозможно без подготовки соответствующих документов и принятий необходимых решений.

К таким документам, безусловно, следует отнести документацию по планировке территории. С вступлением в силу нормативных правовых актов в сфере земельных и градостроительных отношений (2014-2015 гг.) все большее значение приобретает документация по планировке территории. Указанная документация является одним из видов документов территориального планирования, в соответствии с которой, производят широкий спектр действий по подготовке территории к строительству автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В документации по планировке территории отражаются сведения, связанные с выделением красных линий, разбивкой осей планируемого сооружения, со сносом и демонтажем объектов недвижимости, переустройством инженерных сетей и другие* коммуникаций, указанием земельных участков необходимых для постоянного и временного занятия создаваемым объектом строительства и реконструкции.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с документацией по планировке территории осуществляются действия по изъятию недвижимого имущества и резервированию земель для государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Процесс изъятия земельных участков и объектов недвижимого имущества является важнейшей составляющей подготовки территории строительства, мероприятия по резервированию земель, стадией его предваряющей.

5. Состав и содержание документации по планировке территории объектов строительства, реконструкции, комплексного обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Подготовка документации по планировке территории объектов строительства, реконструкции, комплексного обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и состоят из основной (утверждаемой) части, материалов по ее обоснованию (обосновывающая часть), проекта межевания территории (рисунок 1).

При разработке графической части документации по планировке территории в части отображения условных обозначений используются следующие документы:

ГОСТ Р 21.1207-97 "Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог"; основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 (утверждены Главным Управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, ГКИНП 05-029-84); условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 (ГКИНП-02-033-79 "Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500") которые обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от их ведомственной принадлежности. Также должны быть использованы условные обозначения соответствующие документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Общие положения

2.1. До начала основных работ на участках, отведенных для строительства дороги и ее сооружений, а также на участках временного отвода земель, для нужд строительства должны быть выполнены подготовительные работы (внеплощадочные и внутриплощадочные).

К внутриплощадочным относят в основном работы по подготовке к строительству сооружений: производственных баз, карьеров, временных железных и автомобильных дорог (для снабжения материалами и энергоресурсами) и других коммуникаций.

К внутри площадочным относят работы по подготовке территории непосредственно в пределах полосы отвода для сооружения земляного полотна.

2.2. В состав подготовительных работ входит: создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.; восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы; расчистка территорий отведенных под карьеры и резервы; подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства; строительство производственных предприятий, временных жилых поселков.

В особых климатических и грунтовых условиях, а также в городах и населенных пунктах ПОС могут быть предусмотрены дополнительные виды подготовительных работ.

2.3. Подготовительные работы выполняют в сроки, установленные общим графиком организации строительства, как правило, до начала основных работ по сооружению земляного полотна. На крупных объектах продолжительностью строительства более одного сезона следует совмещать сроки выполнения подготовительных и основных (как сосредоточенных, так и линейных) работ в составе комплексного потока по сооружению земляного полотна. При этом работы выполняются по сносу и переносу зданий, сооружений и коммуникаций должны выполняться в подготовительный период по отдельному графику.

2.4. Перенос и переустройство пересекаемых трассой линий связи, электропередачи и трубопроводов должны осуществляться по проектам специализированных проектных организаций, которые устанавливают характер и объемы работ и целесообразные методы их выполнения. Эти работы, как правило, должны выполнять специализированные строительно-монтажные организации ведомств, эксплуатирующих переустраиваемые линии по подрядному договору с генеральной подрядной строительной организацией.

Организация и методы сноса и переноса зданий и сооружений определяются их размером. В случае необходимости сноса или переноса крупных зданий и сооружений такие работы должны выполняться по специальному проекту.

2.5. Объездные дороги строят, если необходим перевод существующего автомобильного движения с отдельных участков реконструируемой дороги, на которых должны проводиться строительные работы, препятствующие этому движению. Тип и капитальность дорожных одежд на объездных дорогах должны соответствовать интенсивности переведенного на них автомобильного движения и применяться с учетом намечаемого срока действия объездной дороги.

Создание геодезической разбивочной основы, восстановление и закрепление трассы

2.6. Обеспечение геодезической разбивочной основы производит заказчик. Техническую документацию на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на местности вне зоны производств работ пункты и знаки этой основы передает заказчик подрядчику по акту не позднее чем за 15 дней до начала работы на данном участке.

При выносе проекта в натуру погрешности не должны превышать следующих величин: невязка в сумме измеренных горизонтальных углов хода при числе измеренных углов N - , мин; относительная разность между длиной трассы по проекту и при выносе трассы на местность (или между двумя примерами) и равнинной местности - 1/1000, в горной местности - 1/500; невязка нивелирного хода на участке длиной L км при передаче абсолютных отметок, производимой двойным нивелированием - мм, в остальных случаях - .

2.7. Геодезической разбивочной основой на местности служат следующие пункты и знаки, выносимые на местность: знаки, закрепляющие в плане вдоль трассы (оси) дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках трассы не реже чем через 1 км; реперы вдоль трассы не реже чем через 2 км.

Для мостов и труб геодезическая разбивочная основа создается в составе и в соответствии с требованиями СНиП III-43-75 "Мосты и трубы".

Для городских дорог и внутренних дорог предприятий дополнительные требования к геодезической разбивочной основе могут устанавливаться организациями ведомств и местных (городских) Советов.

2.8. Основные знаки и реперы должны иметь надежную конструкцию в виде столбов или свай в соответствии с требованиями СНиП III-2-75 "Геодезические работы в строительстве" ( рис. 2.1 ). В скальных грунтах положение точек допускается обозначать пересечением двух канавок, высеченных в скале. Точки разбивки при этом обкладывают камнями, надписи делают масляной краской. В городских условиях используют металлические знаки промышленного изготовления с закреплением их в каменных стенах или дорожных покрытиях.

Все знаки геодезической разбивочной основы регистрируют в специальной ведомости ( приложение 4 ).

2.9. Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы в следующем составе: вынос на границу полосы отвода всех знаков геодезической разбивочной основы; разбивка на трассе всех пикетов и плюсовых точек с выноской за границу полосы отвода; установление дополнительных реперов у насыпей высотой свыше 3 м (за пределами подошвы), выемок глубиной более 5 м (за бровками откосов), у неискусственных сооружений; промежуточных реперов на пересеченной местности, на участках комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб; разбивка круговых и переходных кривых с выноской и закреплением промежуточных точек.

Рис. 2.1. Конструкция пикетного столбика и дополнительного репера:

а - вид с дороги; б - вид с боку

Рис. 2.2. Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы:

1 - выносной столб; 2 - выносные колья; 3 - границы полосы отвода; 4 - четные пикеты (точки со сторожками); В - ширина полосы отвода

Рис. 2.3. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы:

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 - выносные столбики с отметками; НК - начало кривой; КК - конец кривой; ВУ - вершина угла; Т - тангенс кривой; Р - радиус кривой; К - касательная к кривой

Сроки выполнения полной разбивки трассы должны обеспечивать установленные темпы земляных работ и сохранность знаков за пределами производственных зон. На территориях населенных пунктов и промышленных предприятий разбивку целесообразно выполнять непосредственно перед началом земляных работ.

2.10. Пикеты выносят под прямым углом к оси трассы и закрепляют столбами или свайками. Выносные пикетные столбы устанавливают на границе полосы отвода, но не ближе 5 м от наружного края водоотводной канавы, резерва и т.п.

2.11. Дополнительно реперы устанавливают в характерных точках рельефа за пределами полосы отвода и зоны производства работ. Конструкция дополнительного репера может быть аналогична конструкции пикетного столба. Место постановки рейки должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской. В качестве реперов могут быть использованы постоянные и надежно закрепленные местные предметы (валуны, скальные выступы, цоколи зданий и т.д.) с соответствующим обозначением маркировки и места постановки рейки. Форма регистрации реперов представлена в приложении 4 .

2.12. Во время производства земляных работ должны быть приняты меры по обеспечению сохранности знаков разбивки. Все поврежденные в процессе работ знаки должны немедленно восстанавливаться.

О двух пресловутых российских проблемах слышали многие. И если с одной из них бороться практически бесполезно, то вторую, касающуюся отсутствия дорог, можно вполне решить и самостоятельно. Это весьма актуально в сравнительно небольших масштабах, имеющих отношение к собственному загородному участку и прилегающей к нему территории.

В данной статье мы рассмотрим способы, позволяющие, приложив определенные усилия, позволит укрепить дорогу, сделать своими руками подъездные пути к загородному участку.

Габариты грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к воротам вашей дачи, а пользоваться ею будете только вы, для такой дачной дорожки тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.


Как построить дорогу своими руками: экономичный вариант на основе щебня и шлака

Для начала небольшой совет: если вы не хотите, чтобы строительство дороги полностью легло на ваши плечи, а пользоваться после этого ей стали бы все, кому не лень, правильно будет перед сооружением грунтовки объединиться с соседями и разделите с ними финансовые, а также сопутствующие строительные затраты.

Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот довольно практичен, особенно если грамотно его реализовать.

Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума.


Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Как делалась моя дорога до участка своими руками:

  • Прокопана канава глубиной в 1 м вдоль участка дороги – экскаватор (700 р.);
  • Грунт вываливался на дорогу;
  • Полтора КамАЗа крупного бута (мне повезло – в городе меняли бордюры - практически халява) – 3–4 т. Р;
  • 3 КамАЗа асфальтной крошки - 12 т.р.

Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.

Но это частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология, и в большинстве случаев будет правильно применять именно ее.

Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.

В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.


Слои песка и верхнего покрытия следует делать в виде насыпи и следить за тем, чтобы данные фракции не засыпали боковые дренажные канавы.

Как укрепить дорогу на даче

После осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации) и вскоре потребует ремонта. Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.


Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.

На FORUMHOUSE вы узнаете, как сделать ремонт грунтовой дороги своими руками, и кто должен платить за это в дачном поселке.

Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, правильно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.

Как правильно построить грунтовую дорогу – применяем геотекстиль

Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет без особого ремонта. По ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду.

Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.


Геотекстиль от различных производителей имеет и различные характеристики. Но главным показателем, определяющим равномерность усадки и стойкость доронита к образованию колеи, является его плотность. Для строительства грунтовой дороги оптимальной является плотность геотекстиля, равная 250 гр/м².

Грунтовая дорога на основе геосетки

Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.

Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.

Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:

  1. Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
  2. Укладка геотекстиля.
  3. Засыпка геотекстиля песком.
  4. Укладка геосетки.
  5. Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
  6. Прикатывание верхнего слоя дороги.

При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.


Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.


При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет. Я так думаю, этот вариант - до первых дождей и интенсивного движения . Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.

Строительство дороги с использованием георешетки

Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.

Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.

Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.


Владельцы новых участков часто сталкиваются с отсутствием нормального подъезда к дому. Ситуация неприятная и осложняется тем, что многие не знают, как правильно сделать дорогу к дому, не нарушая законы и существующие нормы. Незаконный монтаж автодороги карается штрафом, поэтому нужно согласовать все этапы строительства с собственником территории. Кроме этого, нужно знать, как сделать дорогу к дому, кто такой хороший и добросовестный подрядчик, как его найти.

С какими проблемами можно столкнуться

Прежде чем заказывать строительство дорожного полотна к дому и познакомиться с нюансами работ, необходимо сразу приготовиться к возможным проблемам. Ведь, кто предупрежден – тот вооружен.

На первый взгляд кажется, что строительство автодороги к своему дому или участку – дело не хлопотное. Расстояние предстоит заасфальтировать небольшое, но на деле здесь кроется много подводных камней.

С какими проблемами можно столкнуться

Несогласованное асфальтирование даже двух квадратных метров обернется для владельца серьезными неприятностями, а если нужно замостить путь к целому поселку, потребуется решить еще больше вопросов.

Каждый собственник имеет право на качественный подъезд к своему участку. Это неоспоримо и не подлежит даже обсуждению. Но нужно правильно построить дорогу, чтобы не столкнуться с непреодолимыми трудностями.

Необходимо помнить, что территория от дома к трассе общего пользования принадлежит органам местного самоуправления или частному лицу. Прежде чем приступать к застройке территории, нужно найти этого собственника и согласовать с ним прокладку дорожного полотна.

Чем длиннее будет дорожное полотно, тем сложнее пройти все этапы согласования технической документации. Необходимо проложить автодорогу в соответствии с действующими законодательными правилами строительства, предоставить качественный проект, а также данные инженерных изысканий.

Чтобы не забивать себе голову вопросами, как сделать дорогу на даче качественно, стоит обратиться в дорожно-строительные организации, которые предлагают строительство дорожных покрытий под ключ. Здесь вам составят проект, проведут необходимые геологические и геодезические исследования, решат вопрос с собственником территории.

Как можно сделать дорогу

Как можно сделать дорогу

Перед заказом строительства автодороги, необходимо узнать особенности укладки дорожного полотна. Если знать весь процесс изнутри, можно уберечь себя на этапе строительства от недобросовестных подрядчиков, которые для экономии могут использовать упрощенную технологию строительства дорожного покрытия или неподходящие материалы.

Работы по строительству начинаются с инженерных изысканий. Только после тщательного анализа территории инженеры приступают к составлению проекта, который пойдет на согласование с собственником. На этапе проектирования собственник узнает стоимость прокладки трассы, а также ознакомится со списком предстоящих работ, сроками, материалами.

Как правильно сделать дорогу к участку:

Любой этап строительно-монтажных работ проводится с соблюдением технологий и положений ГОСТ.

Как построить дорогу к даче или поселку

Сегодня для финишного покрытия используется несколько материалов:

  • песок – для тротуаров или пешеходных зон;
  • как проложить дорогу к участку – взять гравий – для автодорог с низкой транспортной загруженностью, подходит для прокладки пути к дому;
  • как сделать автомобильную дорогу? – использовать щебень – для трасс высокой загруженности, подходит для прокладки пути к дачному поселку от федеральной трассы.

Как сделать дорогу на улице: технологии

В дорожном строительстве используется несколько технологий укладки асфальта. Метод подбирается по назначению дорожного полотна.

Горячее асфальтирование используется чаще других технологий, поскольку в результате получается полотно высокой прочности, подходящее для передвижения грузового и легкового транспорта. Для укладки смесь нагревают до температуры 120 градусов, а затем распределяют в горячем виде по поверхности.

Как сделать дорогу на улице: технологии

Литой асфальт предполагает заливку горячей смеси на участок без трамбовки. Преимущество – быстрый монтаж, но такая технология укладки дорожного полотна обойдется недешево.

Холодный асфальт используют для ямочного ремонта. Для строительства автомобильных путей методика не подходит, так как полотно не обладает хорошим уровнем износостойкости и прочности. Преимущество методики – укладывать асфальт можно даже в дождь и при отрицательных температурах.

Как сделать дорогу на даче

Для поселков и дачных участков дорожное полотно необязательно асфальтировать. Автодорога на даче может быть грунтовой или щебеночной. Она дешевле, рассчитана на небольшой трафик и прослужит много лет при соблюдении условий эксплуатации.

В современном дорожном строительстве используют четыре варианта, как сделать дорогу домой:

  • традиционная двухполосная трасса 4 категории;
  • стабилизированный грунт;
  • щебенчатое полотно;
  • покрытие из асфальтовой крошки.

Как построить дорогу к участку под ключ

При заказе автодороги под ключ вы получаете проведение всех мероприятий, необходимых для строительства нового полотна. Заказчику не придется тратить время на согласование, проектирование, другие детали, так как подрядчик возьмет на себя все обязанности.

Как построить дорогу к участку под ключ

В строительство под ключ входят:

  • инженерные изыскания;
  • проектирование;
  • дорожные работы;
  • закупка материалов;
  • аренда и доставка спецтехники;
  • благоустройство территории.

Чтобы получить качественное дорожное покрытие и избежать неприятностей, нужно правильно подойти к поиску подрядчика. Как отличить добросовестного подрядчика от мошенников, и как сделать проселочную дорогу? Обязательно прочитайте советы ниже.

Как правильно сделать дорогу на даче - решает подрядчик

От выбора строительной организации зависит долговечность и качество полотна. Если дорожное полотно строится с нарушением технологий или ошибками, получить качественное покрытие не получится. Характеристики будут значительно снижены, а это прямой путь к быстрому износу.

Поэтому большую роль играет поиск и подбор подрядчика с высокой квалификацией и хорошим оснащением. При выборе подрядчика нужно смотреть на следующие факторы:

  • сколько лет компания существует на рынке;
  • какой штат сотрудников есть в компании;
  • наличие собственной спецтехники, оборудования;
  • цены.

Почем стоит обращать внимание на цены? Дело в том, что они у большинства добросовестных подрядчиков будут на одном уровне. Слишком заниженные цены могут свидетельствовать о нарушении технологии укладки, что приведет к ее быстрому разрушению.

Хороший подрядчик предоставляет все услуги по дорожному строительству от проектирования до благоустройства. Наличие собственной спецтехники освободит владельца участка от дополнительных расходов на аренду.

Компании, у которых есть своя спецтехника, могут предложить более низкую цену на асфальтирование, поскольку аренда обходится недешево.

У хорошего подрядчика клиент получит качественную работу от начала до конца:

  • согласованность каждого этапа;
  • соблюдение сроков;
  • соблюдение качества;
  • квалифицированных сотрудников;
  • аренду спецтехники;
  • снижение расходов на эксплуатацию.

Как сделать дорогу

Заказчику не придется тратить свое время, чтобы приезжать на объект и проверять строительство. Прораб будет присылать фотоотчет с места стройки, а также предоставлять другие данные по требованию. Не придется искать материалы или организовывать доставки, хороший подрядчик возьмет организационные и закупочные вопросы на себя.

Как сделать дорогу к участку дешевле

Потратить меньше на строительстве автодороги к дому можно, если воспользоваться небольшими хитростями. Если дорожное полотно предназначено для одного владельца дома, а значит, не предполагается передвижение большого количества автомобилей, тратить деньги на асфальтирование не стоит. Можно проложить бюджетную щебеночную или грунтовую автодорогу, которая прослужит много лет при низкой транспортной загруженности.

Сделать дорогу дешевой и качественной можно только с добросовестным подрядчиком. Если у подрядчика есть свое производство материалов, собственный парк спецтехники, высококвалифицированные инженеры и большой опыт в укладке дорожных покрытий, вы сможете потратить гораздо меньше.

Читайте также: