Кругом усадьбы зеленеют сады и виноградники

Обновлено: 05.10.2024

Трогательный рассказ К. Паустовского

. Ноевский сад с давних времен славился цветоводством. Постепенно оно беднело, глохло, и к началу революции в саду осталась одна небольшая оранжерея. Но в ней все же работали какие-то пожилые женщины и старый садовник. Они скоро привыкли ко мне и даже начали разговаривать со мной о своих делах.

Садовник жаловался, что сейчас цветы нужны только для похорон и торжественных заседаний. Каждый раз, когда он заговаривал об этом, одна из женщин — худая, с бледными светлыми глазами — как бы смущалась за него и говорила мне, что очень скоро они наверняка будут выращивать цветы для городских скверов и для продажи всем гражданам.

— Что бы вы ни говорили, — убеждала меня женщина, хотя я и не возражал ей, — а без цветов человеку обойтись невозможно. Вот, скажем, были, есть и будут влюбленные. А как лучше выразить свою любовь, как не цветами? Наша профессия никогда не умрет.

Иногда садовник срезал мне несколько левкоев или махровых гвоздик. Я стеснялся везти их через голодную и озабоченную Москву и потому всегда заворачивал в бумагу очень тщательно и так хитро, чтобы нельзя было догадаться, что в пакете у меня цветы.

Однажды в трамвае пакет надорвался. Я не заметил этого, пока пожилая женщина в белой косынке не спросила меня:

— И где это вы сейчас достали такую прелесть?

— Осторожнее их держите, — предупредила кондукторша, — а то затолкают вас и все цветы помнут. Знаете, какой у нас народ.

— Кто это затолкает? — вызывающе спросил матрос с патронташем на поясе и тотчас же ощетинился на точильщика, пробиравшегося сквозь толпу пассажиров со своим точильным станком. — Куда лезешь! Видишь — цветы. Растяпа!

— Гляди, какой чувствительный! — огрызнулся точильщик, но, видимо, только для того, чтобы соблюсти достоинство. — А еще флотский!

— Ты на флотских не бросайся! А то недолго и глаза тебе протереть!

— Господи, из-за цветов и то лаются! — вздохнула молодая женщина с грудным ребенком. — Мой муж, уж на что — серьезный, солидный, а принес мне в родильный дом черемуху, когда я родила вот этого, первенького.

Кто-то судорожно дышал у меня за спиной, и я услышал шепот, такой тихий, что не сразу сообразил, откуда он идет. Я оглянулся. Позади меня стояла бледная девочка лет десяти в выцветшем розовом платье и умоляюще смотрела на меня круглыми серыми, как оловянные плошки, глазами.

— Дяденька, — сказала она сипло и таинственно, — дайте цветочек! Ну, пожалуйста, дайте.

Я дал ей махровую гвоздику. Под завистливый и возмущенный говор пассажиров девочка начала отчаянно продираться к задней площадке, выскочила на ходу из вагона и исчезла.

— Совсем ошалела! — сказала кондукторша. — Дура ненормальная! Так каждый бы попросил цветок, если бы совесть ему позволяла.

Я вынул из букета и подал кондукторше вторую гвоздику. Пожилая кондукторша покраснела до слез и опустила на цветок сияющие глаза.

Тотчас несколько рук молча потянулись ко мне. Я раздал весь букет и вдруг увидел в обшарпанном вагоне трамвая столько блеска в глазах, приветливых улыбок, столько восхищения, сколько не встречал, кажется, никогда ни до этого случая, ни после. Как будто в грязный этот вагон ворвалось ослепительное солнце и принесло молодость всем этим утомленным и озабоченным людям. Мне желали счастья, здоровья, самой красивой невесты и еще невесть чего.

Пожилой костлявый человек в поношенной черной куртке низко наклонил стриженую голову, открыл парусиновый портфель, бережно спрятал в него цветок, и мне показалось, что на засаленный портфель упала слеза.

Я не мог этого выдержать и выскочил на ходу из трамвая. Я шел и все думал — какие, должно быть, горькие или счастливые воспоминания вызвал этот цветок у костлявого человека и как долго он скрывал в душе боль своей старости и своего молодого сердца, если не мог сдержаться и заплакал при всех.

У каждого хранится на душе, как тонкий запах лип из Ноевского сада, память о проблеске счастья, заваленном потом житейским мусором.

Каждое предложение перестройте и запишите так, чтобы они иллюстрировали три случая употребления однородных членов с обобщающими словами. Составьте схемы предложений.
1 ) Нигде: ни в школе, ни на прогулке, ни в лесу − я не встретился с другом. 2 ) И море, и небо, и белый песок − всё радовало глаз. 3 ) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акации, берёзы − зеленели приветливо и свежо.

Решение

1 ) Нигде: ни в школе, ни на прогулке, ни в лесу − я не встретился с другом.

Я не встретился с другом нигде: ни в школе, ни на прогулке, ни в лесу.

Ни в школе, ни на прогулке, ни в лесу − нигде я не встретился с другом.

2 ) И море, и небо, и белый песок − всё радовало глаз.

Всё радовало глаз: и море, и небо, и белый песок.

Всё: и море, и небо, и белый песок − радовало глаз.

3 ) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акации, берёзы − зеленели приветливо и свежо.

Приветливо и свежо зеленели посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акации, березы.

Клён, тополь, акации, берёзы − деревья, посаженные заботливыми руками человека, зеленели приветливо и свежо.

Особенность гласных звуков в том, что они произносятся с голосом без преград для струи воздуха в речевом аппарате (смычек, щелей и пр.).

II. В русском языке нет слов, которые бы начинались с гласного [ы].

I. Речь наша состоит из непрерывного ряда звуков, которые следуют друг за другом, не сливаясь между собой. Речь делится на слова, которые с внешней стороны представляют со-бою звук или звуки, подчинённые одному ударению, а с внут-ренней стороны слово - такая единица языка, которая имеет особое значение. Это последнее обстоятельство и позволяет слушающему разлагать речь на отдельные слова, найти границу между словами. Так, речь на неизвестном нам языке мы не ра-зобьём правильно на отдельные слова; так, если даже среди из-вестных слов нам встретится несколько незнакомых, они могут слиться в одно целое.

1) И колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой. 2) На нём [корабле] флюгера не шумят.

Обозначение границ предложений и имен собственных.

слово подчинено единому ударению;

слово имеет значение,л это и позволяет найти границу между словами.

II. Крутая лестница, высокое чувство, блеснуть мастерством, мой ровесник, бороться со сверстником.

Все указанные слова нуждаются в проверке правописания с помощью правила из п. 1.

В этих словах - непроверяемые согласные.

За моею тележкою четвёрка быков тащила другую как ни в чём не бывало. Это обстоятельство меня удивило. За нею шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежут-ка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу сне-гов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в го-ру, хотя уже не так круто.

2) тельняшка, косьба.

стеречь, не трожь;

Былинный богатырь, небольшие льготы, письменный отзыв, весёлая песня, меньше разговаривать, лучше трениро-

ваться, не верить льстецам, смелая мысль, грозный смерч, бег с

барьерами, настежь распахнуть двери, упасть навзничь, опытный кровельщик, юный барабанщик, старинный будильник, пожилой каменщик, звонкие бубенчики, молодой ямщик, опытные текстильщики, закончить работу, тёмная ночка, старая бочка, младшая дочка, читать басню, тяжёлая болезнь, красивая гвоз-дика.

1) Кругом усадьбы зеленеют сады и виноградники. 2) Тончайшая золотистая пыль перекрыла Ялтинские горы. 3) Каменщики стучат молотами, пильщики работают между штабелями леса. 4) Большая цапля перелетает с места на место. Её глупая голова напоминает ручку плохо изогнутой трости. 5) ІКончив .письмоЇ,я .ешё-долго стоял у_о_кна. (Повеств., невоскл., простое, двусост., полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

I. Съезд писателей, новая пьеса, сэкономить топливо, вьющаяся тропинка, беспристрастный судья, разъяснить правило, серьёзный случай, мраморный пьедестал, объем шара, съёмка местности, предолимпийский турнир, зарасти бурьяном, необъятный простор, вьючное животное, въезжать на гору, отутюжить брюки, сэкономить время, обузить пальто.

II. Объяснить, безответственный, шьют, безыскусный,

без^дей^й .предысторИя," деревья, съёжиться, ^съездИть,

хэканомшъ1 барьер, пьеса, 'двухэтажь ый трёхъярусный, небе-

зынтересный, предъявить, объем, киносъёмка, подъёмник.

в корнях слов в суффиксах и окончаниях Черная тушь, желтые желу-ди, жесткий диван, искусст-венный шелк, мельничный жернов. Ожег руку, идти с ношей, ночевка в лесу, выжженная солнцем степь, вооруженное нападение, крепкая бечевка, купить по дешевке, погро-зить пальцем, молодцеватый вид, танцевать вальс, облицевать здание в корнях слов в суффиксах и окончаниях Шорох листьев, спелый крыжовник, цокольный этаж, цоканье копыт, чопорный человек. Тяжелый ожог, борьба с саранчой, быстрый скачок, забавная собачон-ка, отправляться за багажом, смешной медвежонок, парчовая скатерть, камышовая крыша, лес-ная трущоба выйти на крыльцо, превосходный танцор, облицовка стен, свинцовый завод, свинцовые тучи.

197. Шорох и шепот падающих капель слышен в тихом воздухе. Деревья не шевельнутся, не шелестит листва, только иногда упадёт желудь с дуба. За решеткой сада иногда .пробери! |сосед-

ская девчонка. Завистливо смотрит она на кусты крыжовника, но боится сторожа, укрывшегося в шалаше.

Мы со сторожем приятели, и он разрешает полакомиться желтыми прозрачными сливами или черной смородиной.

Укрывшись старым плащом, он любит потолковать об отвлеченных предметах. Дождь прошел. Привлеченные сладким | запа-хом сада, часто появляются пчелы; галчонок, выпавший, по- видимому, из гнезда, широко раскрывает клюв. Старичок подби-рает птенца и устраивает его около шалаша.

(По А. Бобковой.) 198. Большая двухэтажная школа из красного кирпича, с светлыми классами, с большим гимнастическим залом, была расположена у главных ворот парка. Сердца их [Серёжи и Вали] благоговейно замерли, когда они, на цыпочках ступая по половицам, прошли через один из классов в нижний коридор. Тишина стояла во всём этом просторном здании, малейший шорох, стук гулко отзывались вокруг. [И от этих"Дустых классов CJ;°лы—шпарта- ми, помещений, |ещё„хрzнiвшiXL„Cпец:inigеский"Шк°^vный^ пах|, вдруг повеяло(?)на_ Серёжку^на.Валю тем миром], (в..ко.то.- ром. они росли), (который был неотъемлем от..них)"И (который теперь ушел, казалось, навсегда).

Этот мир казался когда-то таким обыденным, заурядным, даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чудесный, вольный, полный откровенных, прямых и чистых отношений между теми, кто учил и кто учился.

(Повеств., невоскл., сложное, сложноподч. с однор. подчинением 3-х придаточных опред.; главное - безличн., распр., полное, осл. однор. дополнениями и прич. об.; 1-е пред. - двусост., распр., полное; 2-е пред. - двусост., распр., полное; 3-е пред. - двусост., распр., полное, осл. вв. словом). Вокруг - 2 слога в [в] - согл., звонк., тв. о [а] - гласн., безуд. к [к] - согл., глух., тв. р [р] - согл., звонк., тв. у [у] - гласн., уд. г [к] - согл., глух., тв. 6 б., 6 зв.

199.I.Идеалом была для меня всегда замена схоластики ме-ханического разбора - живой мыслью, наблюдением над живыми фактами языка, думаньем над ними. Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо; и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз, как мысль наша слабеет.

II. Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Всё непривычное, непривычные сокращения и т. п. - всё это замедляет воспри-ятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыка- ешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

(Повест., невоскл., сложное с разными видами связи; 1-я часть - сложноподч. с прид. изъяснительным; 2-я часть - сложносоч. с союзом а; части связаны бессоюзной связью). Основные мысли:

При разборе необходимо не работать по шаблону, а осмысливать языковые факты.

Смысл орфографии - в облегчении понимания между людьми.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - Но мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Пронесем - 3 слога п [п] - согл., глух., тв. р [р] - согл., звонк., тв. о [а] - гласн., безуд. н [н] - согл., звонк., мяг. е [и] - гласн., безуд. с [с] - согл., глух., мяг. ё [о] - гласн., уд. м [м] - согл., звонк., тв.

Иван Алексеевич Бунин

Таньке стало холодно, и она проснулась.

— Холодно, тетка? — спросил странник, лежа на конике.

— Нет, — ответила Марья, — туман. А собаки валяются, — беспременно к метели.

Она искала спичек и гремела ухватами. Странник спустил ноги с коника, зевал и обувался. В окна брезжил синеватый холодный свет утра, под лавкой шипел и крякал проснувшийся хромой селезень. Теленок поднялся на слабые растопыренные ножки, судорожно вытянул хвост и так глупо и отрывисто мякнул, что странник засмеялся и сказал:

— Сиротка! Корову-то прогусарили?

Танька раскрыла глаза.

— Ну, — кричал один, — смотри сюда, получай с богом деньги!

— Не мои они, побереги, полцены брать не приходится, — уклончиво отвечал Корней.

— Да какая же это полцена, ежели, к примеру, кобыленке боле годов, чем нам с тобой? Молись богу!

— Что зря толковать, — рассеянно возражал Корней.

Тут-то и пришел Талдыкин, здоровый, толстый мещанин с физиономией мопса: блестящие, злые черные глаза, форма носа, скулы, — все напоминало в нем эту собачью породу.

— Что за шум, а драки нету? — сказал он, входя и улыбаясь, если только можно назвать улыбкой раздувание ноздрей.

Корней нерешительно окликнул:

— Что же не глянул лошадь-то!

— Долгого взгляда не стоит, — сказал он.

— Да ты поди, побалакаем…

Талдыкин подошел и сделал ленивые глаза.

Он внезапно ударил лошадь под брюхо, дернул ее за хвост, пощупал под лопатками, понюхал руку и отошел.

— Плоха? — стараясь шутить, спросил Корней.

— Лошадь не старая.

— Тэк. Значит, первая голова на плечах?

Талдыкин быстро всунул кулак в угол губ лошади, взглянул как бы мельком ей в зубы и, обтирая руку о полу, насмешливо и скороговоркой спросил:

— Так не стара? Твой дед не ездил венчаться на ней. Ну, да нам сойдет, получай одиннадцать желтеньких.

И, не дожидаясь ответа Корнея, достал деньги и взял лошадь за оброть.

— Молись богу да полбутылочки ставь.

— Что ты, что ты? — обиделся Корней — Ты без креста, дядя!

— Что? — воскликнул Талдыкин грозно, — обабурился? Денег не желаешь? Бери, пока дурак попадается, бери, говорят тебе!

— Да какие же это деньги?

— Такие, каких у тебя нету.

— Нет, уж лучше не надо.

— Ну, через некоторое число за семь отдашь, с удовольствием отдашь, — верь совести.

Корней отошел, взял топор и с деловым видом стал тесать подушку под телегу.

Потом пробовали лошадь на выгоне… И как ни хитрил Корней, как ни сдерживался, не отвоевал-таки!

Когда же пришел октябрь и в посиневшем от холода воздухе замелькали, повалили белые хлопья, занося выгон, лазины и завалинку избы, Таньке каждый день пришлось удивляться на мать.

Бывало, с началом зимы для всех ребятишек начинались истинные мучения, проистекавшие, с одной стороны, от желания удрать из избы, пробежать по пояс в снегу через луг и, катаясь на ногах по первому синему льду пруда, бить по нем палками и слушать, как он гулькает, а с другой стороны — от грозных окриков матери.

— Ты куда? Чичер, холод — а она, накося! С мальчишками на пруд! Сейчас лезь на печь, а то смотри у меня, демоненок!

Бывало, с грустью приходилось довольствоваться тем, что на печь протягивалась чашка с дымящимися рассыпчатыми картошками и ломоть пахнущего клетью, круто посоленного хлеба. Теперь же мать совсем не давала по утрам ни хлеба, ни картошек, на просьбы об этом отвечала:

— Иди, я тебя одену, ступай на пруд, деточка!

— Вот домовой-то, — говорил он серьезно, — все спи да спи! Дай бати дождать!

Странник обулся, умылся, помолился богу; широкая его спина в засаленном кафтане, похожем на подрясник, сгибалась только в пояснице, крестился он широко. Потом расчесал бородку-клинушек и выпил из бутылочки, которую достал из своего походного ранца. Вместо закуски закурил цигарку. Умытое лицо его было широко, желто и плотно, нос вздернут, глаза глядели остро и удивленно.

Кругом усадьбы, по уступам гор зеленеют сады и виноградники. Снизу, даже в тихую погоду, доносится протяжный плеск и вздохи моря.

Выполняет роль сказуемого.

План разбора глагола

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
      • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
      • Спряжение
      Непостоянные признаки:
      • Наклонение в зависимости от вопроса:
        • Изъявительное - что делал? что делает? что сделает?
        • Повелительное - что делай?
        • условное - что делал бы? что сделал бы?
      • Число
      • Время (если есть)
      • Лицо (если есть)
      • Род (если есть)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.

    Читайте также: