Какие бывают растения схема

Обновлено: 05.10.2024

Царство — одна из высших ступеней биологической систематики. Растения, как таксон, этого высокого уровня объединяет 400 тыс. видов организмов — от микроскопических водорослей до гигантской секвойи, высота которой достигает 100 м. Общее свойство растений — фотоавтотрофный способ питания.

Царство растений

Растения — объект изучения науки ботаники. Основы одной из старейших отраслей научного знания заложил Теофраст — ученик древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Современная ботаника представляет собой комплекс наук. Крупнейшие отрасли: морфология, физиология, систематика, происхождение растений. Отдельные крупные группы внутри биологического царства изучают частные ботанические науки. Например, предмет альгологии — водоросли.

Сходство строения клеток, механизмов обмена веществ и роста позволяют объединить растения с животными и грибами в группу эукариот.

Отличительные признаки растительного организма:

  • Автотрофное питание.
  • Пластиды в клетках;
  • Целлюлозная клеточная стенка.
  • Способность к постоянному росту.
  • Характер ответа на внешние изменения.
  • Относительная неподвижность.
  • Связь с субстратом.
  • Разветвленное тело.

Фотосинтез осуществляется в клетках, обладающих зелеными пластидами. Растения в экосистемах являются продуцентами, так как сами для себя создают органические вещества. Выделяемый при фотосинтезе кислород используют для аэробного дыхания другие живые организмы. Молекулы О2 образуют защитный озоновый экран в атмосфере (Рис. 1).

Фотосинтез

Рис. 1. Фотосинтез

Царство растений (научное название Plantae) объединяет 12 отделов, из которых 4 — водоросли, 2 — мхи. В состав биологического царства также входят плауны, папоротники, хвойные и цветковые. Другие отделы представлены малым числом семейств, родов и видов.

Тело водорослей — талом (слоевище) — состоит из сходных по строению и функциям клеток. Вода обеспечивает водоросли (Algae) углекислым газом и кислородом, поддерживает тело, поэтому нет необходимости в механических тканях.

Высшие растения отличаются наличием тканей и органов. Сформированы многоклеточные органы полового и бесполого размножения. К высшим относятся споровые и семенные растения.

Как установили палеонтологи, низшие растения появились около 2 млрд. лет назад. Древние псилофиты вышли из воды на сушу. Это уже были высшие растения, лишенные корней, но имеющие сосуды — группы клеток для проведения воды к фотосинтезирующим клеткам. Сформировались защитные и механические ткани.

Выходу растений на сушу способствовали ароморфозы:

  • возникновение эукариотической клетки;
  • появление фотосинтеза;
  • многоклеточность, дифференциация клеток;
  • мейоз и оплодотворение;
  • обособление гаплоидного и диплоидного поколений, их чередование в цикле развития;
  • появление семени у древних папоротников;
  • формирование цветка.

Покрытосеменные, или цветковые, заняли господствующее положение в царстве растений после голосеменных. Многие виды и более крупные систематические группы низших растений исчезли полностью или угасают.

Строение (ткани, клетки, органы растительного организма)

Растительные клетки содержат ядро, являются эукариотическими (хотя бы на одном из этапов развития). Органоиды в цитоплазме сходны у растений и животных (Рис. 2).

Строение растительной клетки

Рис. 2. Строение растительной клетки

Черты отличия клеточного строения растений от животных:

  • есть пластиды, хлорофилл;
  • над плазматической мембраной сформирована целлюлозная клеточная стенка;
  • имеется крупная центральная вакуоль, наполненная клеточным соком;
  • крахмал содержится в цитоплазме в виде зерен.

Ткани — группы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям (Табл. 1). Всего у растений насчитывается от 20 до 30 типов таких скоплений клеток.

Описание тканей цветковых растений

Название

Локализация

Функции

Верхушка побега, кончик корня, основания листьев, междоузлия.

Образование других типов тканей; верхушечный и другие типы роста; регенерация повреждений.

Кора, кожица листа, стебля, корневые волоски.

Защита; газообмен с внешней средой; испарение.

Листья, стебель, плоды.

Фотосинтез; газообмен с окружающей средой; запасание воды; накопление продуктов обмена веществ.

Лубяные и древесные волокна, каменистые клетки.

Образование наружного и внутреннего каркасов для опоры и защиты.

Сосуды древесины, ситовидные трубки.

Транспортировка воды и минеральных веществ к листьям; проведение органических веществ от листьев к другим органам.

Железистые клетки, волоски, нектарники, млечники.

Образование млечного сока, влаги, нектара; накопление продуктов обмена.

Через устьица происходит испарение воды, газообмен. Специальные образования состоят из щели и замыкающих клеток. Последние имеют относительно толстые внутренние стенки, способные изменять форму и открывать устьица.

Органы цветковых растений

Орган — часть тела живого организма, состоящая из одного типа тканей, выполняющая определенные функции. Органы растений образуют две группы — вегетативные и генеративные. Вегетативные — корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Вместе они обеспечивают обмен веществ и рост. Генеративные органы у цветковых — цветок, семя и плод — участвуют в половом размножении (Рис. 3).

Органы растения

Рис. 3. Органы растения

  • закрепление растения;
  • снабжение водой и минеральными веществами;
  • запасание питательных веществ;
  • вегетативное размножение.

Клетки и ткани корня образуют четыре зоны: роста, всасывания, проведения и корневой чехлик. Последний защищает зону роста, облегчает движение между частицами почвы. Клетки корневых волосков в зоне всасывания поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами.

Зона проведения выполняет функцию транспортирования веществ из корня в стебель, листья. Также, в этой зоне у растений возможно закладывание почек, запасание питательных веществ.

Все корни растения образуют его корневую систему. Выделяют главный, боковые и придаточные корни. У двудольных растений стрежневая корневая система с хорошо развитым главным корнем. Однодольные растения имеют мочковатую корневую систему. Главный корень неотличим от придаточных.

Различия в функциях корней:

  • воздушные позволяют эпифитам поглощать воду из воздуха, как происходит у филлокактусов, орхидей;
  • дыхательные отрастают у видов, обитающих на мелководьях, на чрезмерно влажной почве;
  • ходульные помогают выживать растениями в приливной зоне, на зыбкой почве;
  • корнеплоды и корневые клубни запасают питательные вещества;
  • цепляющиеся помогают закреплению стебля на опоре;
  • опорные поддерживают развесистую крону.

Корни бобовых формируют симбиоз с азотфиксирующими бактериями. Деревья образуют симбиоз с грибами, что позволяет получать больше воды из почвы. Грибы взамен получают органические вещества, созданные растением.

Побег — стебель с листьями и почками. Они могут быть расположены поочередно, супротивно (напротив друг друга), мутовками (группами), спирально. В строении побегов различают места прикрепления листьев — узлы. Участок побега между соседними узлами — междоузлие. Побег выполняет разные функции: дыхания, фотосинтеза, транспорта веществ.

По продолжительности жизни и степени одревеснения выделяют следующие жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Последние еще делят на одно-, дву- и многолетние. Первые завершают жизненный цикл в течение 1 года. Двулетние в первый год образуют только вегетативные органы, на второй — цветут и образуют семена. Многолетники живут и цветут в течение продолжительного периода времени.

Почка — зачаточный побег. Различают вегетативные и генеративные почки. Вторые обычно более крупные, округлой формы. Внутри находится зачаток цветка.

Стебель — вегетативный орган растения, выполняющий функции опоры, проведения и запасания веществ. Для стебля характерны рост и ветвление. Орган принимает участие в вегетативном размножении. По характеру роста различают прямостоячие, ползучие, лазающие, цепляющиеся и вьющиеся стебли. К видоизменениям органа относят корневища, луковицы и клубни.

Лист обеспечивает фотосинтез, транспирацию (испарение воды), газообмен с внешней средой. Фотосинтез происходит в паренхиме листа. В строении органа выделяют листовую пластинку и черешок. В зависимости от количества этих составных частей различают простые и сложные листья. Форма и расположение на стебле, характер жилкования — важные систематические признаки.

Видоизменения листьев — приспособление к среде обитания:

  • мясистые чешуи;
  • сухие чешуи;
  • колючки;
  • усики.

Листья отличаются по размеру. У ряски, вольфии бескорневой они крошечные, у тропических пальм достигают нескольких метров в длину.

Цветок — это видоизмененный генеративный побег, который развивается из генеративной почки (Рис. 4). Строение цветка — важнейший систематический признак.

Части цвека

Рис. 4. Части цветка: 1— цветоножка и цветоложе; 2 — чашечка; 3 — лепестки венчика; 4 — тычинки; 5 — пестик.

Тычинка состоит из пыльника с пыльцой и тычиночной нити. В строении пестика различают верхнюю часть — рыльце и столбик, нижнее образование — завязь. Внутри находится семяпочка, из которой после оплодотворения развивается семя. Стенки завязи разрастаются и образуют плод.

Если в цветке имеются пестики и тычинки, то он относится к обоеполым. Однополые содержат только тычинки или только пестики. На однодомном растении расположены и тычиночные, и пестичные цветки. На двудомных развиваются или тычиночные, или пестичные цветки.

Упорядоченное расположение частей цветка отражают в формуле — условной записи строения с помощью обозначений (условных знаков). Например:

  • ⚥ — символ обоеполого,
  • ♀ — пестичного,
  • ♂ — тычиночного цветка.

Семя — генеративный орган, который служит для распространения семенных растений, содержит запас питательных веществ для зародыша. Последний имеет все вегетативные органы в зачаточном состоянии.

Плод развивается из завязи цветка, служит для защиты и распространения семени. В зависимости от консистенции околоплодника, возникающего из стенок завязи, различают сухие и сочные плоды. Они могут быть одно- или многосемянными.

Жизнедеятельность растительного организма

Растение — живой организм, для которого характерны особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, раздражимость, развитие и воспроизведение. Основные метаболические процессы — фотосинтез, кислородное дыхание, корневое питание, водный обмен (Рис. 5).

Жизнедеятельность растений

Рис. 5. Жизнедеятельность растений

Фотосинтез происходит в зеленых клетках. Суть процесса — преобразование энергии света в энергию химических связей органических соединений. В превращениях веществ и усвоении энергии велика роль зеленого пигмента хлорофилла. Конечные продукты — сахар и крахмал.

Почвенное питание — процесс поглощения корнем воды с растворенными минеральными веществами. Неорганические соединения необходимы растениям для синтеза углеводов и белков, нуклеиновых кислот, АТФ. Недостаток питательных веществ приводит к минеральному голоданию растительного организма.

Клеточное дыхание у растений — процесс окисления органических соединений до углекислого газа и воды. Кислород поступает во все органы на свету и в темноте. Фотосинтез протекает только в зеленых клетках на свету. Дыхание, фотосинтез и водный обмен тесно связаны. Недостаток света, кислорода, воды отрицательно сказывается на жизнедеятельности растительного организма.

Размножение растений

Покрытосеменные размножаются вегетативным и половым способами. Первый тип воспроизведения себе подобных происходит за счет отделения и самостоятельного развития вегетативных органов либо их частей. Вегетативное размножение в природе осуществляется с помощью корневищ, клубней, луковиц, отпрысков, усов, выводковых почек и черенков. В практике растениеводства получили широкое распространение такие способы как черенкование, прививка, деление корневища, клональное размножение.

В половом размножении участвуют половые клетки. Они формируются в разных частях цветка — пыльцевом зерне и внутри семязачатков. Слияние гамет — оплодотворение — происходит после опыления. Так называют процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.

У растений происходит двойное оплодотворение. Из вегетативной клетки пыльцы после опыления образуется трубка, растущая внутри пестика. Она достигает семязачатка. По пыльцевой трубке двигаются два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной клеткой. Образуются зигота и триплоидная клетка, обеспечивающая зародыш запасом питательных веществ. Созревшие семена и плоды распространяются ветром, животными, водой, человеком.

Жизнедеятельность растений

Рис. 6. Развитие растения из семени

Процесс индивидуального развития, или онтогенез, делится у растений на эмбриональный, вегетативный, генеративный периоды и старение. Длительность каждого этапа онтогенеза зависит от видовой принадлежности растительного организма (Рис. 6).

Раздражимость — способность воспринимать и отвечать на воздействия окружающей среды. Растения реагируют на внешние изменения не так, как животные. Реакция сводится к перестройке метаболизма, ростовым движениям. При неблагоприятных воздействиях закрываются устьица, останавливаются рост и развитие.

Растительный организм — целостная система, в которой каждый орган выполняет определенные функции в тесной связи с остальными. Сложные процессы регулируются с помощью биоэлектрических импульсов, фитогормонов.

  • Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение.
  • Заполни пропуски в тексте:





1.Птичья гречишка. 2. Тысячелистник. 3. Репейник. 4. Подорожник. 5. Пустырник.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Дерево имеет отличие от других названых растений. Всего лишь один ствол отходит у него от корня.

У кустарника таких стволиков несколько, а у травянистых - стебли мягкие тонкие и сочные.

Вот как они выглядят на рисунке схематически.


А вот так их можно отобразить в цвете.



3.Привести примеры растений довольно просто. Огромное количество деревьев растёт в городах, лесах и на наших приусадебных участках.

а) деревья – сосна, кипарис, ива, осина, магнолия, слива.

б) кустарники – вереск, брусника, жимолость, ежевика,

в) травы – крапива, пижма, тимьян.

4.Мы узнали какие бывают растения. Значит, легко справимся с четвертым заданием.




В книге "Зелёные страницы", прочитав рассказ о птичьей гречихе, я узнала больше об этом растении.


Оказывается, эта удивительная травка растет на бугорках.

Многие называют эту траву гусятником. И не удивительно ее очень любят щипать гуси. И многие птицы любят семена этой травки.

Но еще я узнала, что эта трава на самом деле является родственницей гречихи, которую многие из нас любят. Трава эта является однолетней. А ее распространению способствует ветер и шерсть животных.

Рассказ о красоте растений.


Прекрасный чарующий мир растений окружает каждого из нас.

Растения поражают нас своим многообразием. Посмотрите как красочно художники и фотографы описывают красоту растений.

Растения это часть нашей природы. Они дают нам кислород., и поглощают углекислый газ К растениям относятся и деревья, и кустарники, и цветы.

Самыми красивыми в природе считаются цветы. Но как красочно весной зацветают деревья.

Они создают особую атмосферу, в которой без растений не было бы гармонии.

Дадим ответы на вопросы к теме "Какие бывают растения" в рабочей тетради Плешакова для 2 класса.

    Нарисуем дерево, кустарник и травянистое растения, помня о том, что у дерева один ствол, а у кустарника - несколько, а вот у травянистого растения нет ствола совсем.







Рассказ о красоте растений:

Все растения красивы по своему. Могучие кедры красивы своей роскошной кроной и стволом. Робкие ромашки красивы своими строгими цветками. Роскошные розы красивы изысканно и ароматно. Пожалуй нет в мире растения, про которое можно было бы сказать, что оно совсем лишено красоты. Но мне больше всего нравятся русские красавицы березки. Они красивы в любое время года и летом, и зимой.


Ответы на задания:

    Нарисовать деревья, кустарники и травы можно так:





Без растений не было бы жизни на земле, так как растения выделяет кислород, который нужен людям и животным. Но растения - это также красота. Глядя на красные, синие, розовые, фиолетовые цветы, мы удивляемся и восхищаемся. Красота растений также в их разнообразии. Есть растения с большими широкими листьями, как например, клен, а есть с маленькими, как у шиповника, у некоторых растений вместо листьев хвоинки, например, у ели, а есть растения с шипами, как у розы.

Дадим правильные ответы на вопросы по теме "Какие бывают растения"

1 Представим три схематичных рисунка дерева кустарника и травянистого растения:

Дерево нарисуем с одним толстым высоким стволом от которого расходятся ветви а вокруг ветвей нарисуем схематично крону.


Кустарник ниже дерева -у него несколько стволов намного тоньше по размеру чем ствол дерева. Изобразим например пять тонких стволов и схематичную крону кустарника.


Тпеперь нарисуем травянистое растение в нашем случае мы нарисуем камыш. У травянистого растения стебель тонкий и зимой он отмирает а весной вырастает новый стебель растения.


2 Во втором задании мы будем заполнять пропуски сделанные в следующих предложениях:


3 В третьем задании нам предлагается привести примеры растений:


4 В четвёртом задании будем закрашивать клеточки с буквами так чтобы получились названия групп растений:



5 В пятом задании следует распознать растения, изображённые на рисунке и присвоить им правильный номер, соответствующий их названию, а затем разукрасить растения которые вы наблюдаете у своего дома.





6 В шестом задании расскажем о красоте растений


Все растения прекрасны и деревья, и кустарники, и цветы, и травы. Я люблю любоваться растениями в разное время года. А летом и весной я особенно люблю, когда в полях цветут цветы - это и одуванчики, и ромашки, и другие цветы, вместе они создают бескрайнее море разноцветья. У нас на участке растёт много красивых цветов: тюльпаны, гвоздика, розы, бархатцы и даже растёт лилейное дерево, высота которого достигает трёх метров, а ствол в диаметре достигает больше пяти сантиметров. Цветки очень крупные и пахучие. Этим летом бабушка пересаживала лилию и выкапывала луковицу - она оказалась огромной как небольшая тыква только чешуйчатая. Такая мощная луковица может дать и два стебля, на каждом из которых находятся по тринадцать крупных цветков и во время цветения получается один огромный букет - это очень красиво.




Растения бывают трех видов это деревья, кустарники и травы, в каждую группу стоит добавить по три вида; Деревья- клен, тополь и дуб. Кустарники- сирень смородина и барбарис. Травы- полынь, душица и мята.


В следующем задании необходимо найти эти три группы растений, они те самые которые мы определили ранее, каждая группа выделена своим цветом;


Ниже определяем растение на картинке с его названием, какое растение относится к какому названию:


Мне очень нравится подорожник, он растет возле любой дороги, само растение очень неприметно, но у него есть замечательные лечебные свойства, причем они были знакомы лекарям с древних времен.

Подорожник может заживлять раны, что очень важно, как в давние времена, так и сейчас.

В наше время найти сушенный подорожник можно не только там где он растет, но и в любой аптеке.

У лиственных растений литься в виде пластинок.

У хвойных растений листья в виде хвоинок.

а) деревья - клен, липа, дуб, береза, ель, пихта, каштан.

б) кустарники - сирень, жасмин, смородина, боярышник, малина, шиповник, чубушник, спирея, самшит.

в) травы - одуванчик, подорожник, пастушья сумка, осот, пырей, зверобой, полынь, ромашка.

Необходимо отыскать буквы из слов: травы, кустарники, деревья и закрасить их.

На рисунке слева направо по порядку изображены следующие растения: тысячелистник, подорожник, пустырник, птичья гречишка,репейник.

Рассказ о красоте растений:

Весна для меня самое красивое время года. На деревьях появляются нежные зеленые листочки, расцветают белые подснежники и ландыши, желтые нарциссы и разноцветные тюльпаны. Из под земли пробивается зеленая травка. А цветущие деревья и кустарники издают приятный аромат.

Растительный мир очень разнообразен, включает в себя множество видов, подвидов и классов. Основные виды растений и многообразие царства изучаются в рамках школьной программы биологии (раздел ботаники). Сегодня специалисты насчитывают приблизительно 325 тысяч разновидностей. Точную цифру назвать трудно, поскольку ежедневно гибнет множество растений и открываются новые подвиды.

  • Факты из истории
  • Этапы эволюции
  • Отличительные признаки
  • Особенности строения
  • Жизненный цикл и размножение
  • Основные виды
  • Голосеменные и покрытосеменные
  • Роль в жизни человека

Классификация растений, виды растений

Факты из истории

Растенияпредставляют собой биологическое царство, которое состоит из многоклеточных живых организмов. Несмотря на отсутствие способности передвигаться, представители вида ведут активную жизнедеятельность. Внутри листьев, стеблей и корней происходят различные химические процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы.

Факты из истории

Первое описание многообразия царства растений принадлежит древнему философу и ученому Аристотелю. Точного определения, названия, особенностей семейств или подцарств он не давал, но поставил растения между представителями животного мира и неодушевленными предметами, поскольку они не способны передвигаться.

Через некоторое время ученые выделили отдельное царство грибов, и растения стали отдельным видом, который изучается и сегодня. Помимо этого, специалисты выделили некоторые разновидности водорослей, не имеющие корневой системы, как у других представителей растительного мира.

Этапы эволюции

Этапы эволюции растительного мира

Если верить находкам и заключениям палеонтологов, разделение растительного и животного мира произошло еще 3 млрд лет назад. Этот период приходится на архейскую эру, когда были обнаружены первые единицы, имеющие признаки растений.

В протерозойской эре некоторые уже имели представление об эукариотах, которые, по их мнению, стали результатом перехода в это состояние обычной амебовидной клетки. Именно этот переход и стал причиной появления некоторых видов водорослей, которые стали первыми настоящими представителями мира растений. Несколько позже появились красные, зеленые и сине-зеленые водоросли.

В палеозойской эре возникают первые высшие единицы — риниофиты. Это происходит в результате множества преобразовательных процессов, провоцирующих исчезновение некоторых морей. Вследствие таких изменений многие водоросли стали приспосабливаться к жизни на суше, а выжили благодаря образованию и развитию на почве цианобактерий и бактерий.

Одним из наиболее древних растений, обнаруженных на территории современной Шотландии, считается куксония. Палеонтологи определили, что ее возраст приближается к 415 млн лет. После открытия куксонии в 1937 году растительный мир разделился на две основные линии: сапрофитные, или сосудистые, и гаметофитные, или моховидные.

Отличительные признаки

Разобраться в систематике или систематических группах растений поможет изучение основных признаков представителей этого царства, их общих характеристик и строения. Специалисты выделяют несколько основных черт растений, произрастающих на Земле:

Особенности строения растений

  • клетки, из которых состоят листья, стебли и другие части, имеют плотные целлюлозные оболочки;
  • в клетках можно обнаружить особые хлоропласты, содержащие хлорофилл, который и обеспечивает возможность процесса фотосинтеза;
  • благодаря хлорофиллу почти каждая единица имеет зеленый цвет;
  • прикрепленный образ жизни;
  • питательные вещества и запас энергии хранится в стеблях или листьях в виде крахмала;
  • отличительная черта каждой единицы — способность расти на протяжении всей жизни;
  • жизнедеятельность и все важные процессы регулируются с помощью фитогормонов, которые по строению своему несколько напоминают человеческие;
  • имеют плотную оболочку, которая обычно не пропускает свет и состоит из целлюлозы;
  • по природе своей являются продуцентами, то есть производят органические вещества под воздействием углекислого газа и солнечного излучения.

Помимо этого, специалисты отметили чередование поколений. Этот признак не считается уникальным, но позволяет отличить представителей растительного мира от грибов и некоторых водорослей.

Особенности строения

Виды растений

Разнообразие строения единиц растительного мира позволяет разделить их на одноклеточные типы и многоклеточные. Яркими представителями первого вида являются хламидомонады и хлореллы. Одной из особенностей строения считается довольно большой размер каждой клетки, который иногда достигает нескольких сантиметров. Эукариоты имеют жесткую клеточную оболочку и большое количество целлюлозы.

В каждой клетке присутствуют хлоропласты и вакуоли, обеспечивающие упругость. Во время пролиферации клеток перегородка образуется за счет содержания большого количества фрагмопластов. Сперматозоиды растений имеют два или несколько жгутиков. Многожгутиковая система напоминает строение клеток зеленых водорослей.

Клетки единиц растительного мира объединяются в ткани, особенностью которых является отсутствие межклеточного вещества и присутствие довольно большого количества мертвых клеток. Некоторые части растения в основном состоят именно из таких клеток. Помимо этого, одним из отличий представителей растительного и животного мира считается состав тканей, который может включать разные типы клеток.

В зависимости от типа растения схема его строения может отличаться. Тело некоторых видов представлено сплошным пластом без ответвлений. Другие имеют развитую корневую систему и надземную часть. Корнеплоды, например, отличаются не только наличием множественных извилистых корней, но и плодов разной формы, размера. Листья выступают в роли фотосинтезирующих органов, содержат наибольшее количество хлорофилла.

Почки растений

Почка выступает в качестве отдельного органа в некоторых видах растений. Примером таких представителей будут некоторые деревья, на которых почки появляются раньше, чем листья и цветы.

Жизненный цикл и размножение

Характерная особенность растительности — возможность размножения половым и бесполым способом. Первый метод предполагает оогамию, на которую способны высшие сосудистые растения, второй чаще всего осуществляется вегетативным путем. Жизненный цикл крупных и мелких растений включает несколько этапов:

Жизненный цикл и размножение растений

  1. В жизненном цикле постоянно чередуются гаплоидное, или половое (гаметофит), и диплоидное, или бесполое (спорофит) поколения.
  2. На гаметофите образуются женские и мужские половые органы, сперматозоид попадает в яйцеклетку, и образуется зигота, формирующая через некоторое время зародыш.
  3. Обычно зародыш становится спорофитом, в котором образуются спорангии. В спорангиях снова формируются женские и мужские клетки, процесс повторяется.

Подобный цикл присущ Мохообразным и Папоротникообразным. Семенные же растения нуждаются в дополнительной помощи для оплодотворения, которое осуществляется путем опыления. Покрытосеменные виды также нуждаются в опылении, после которого формируется цветок, превращающийся в плод через некоторое время. Подобный порядок позволяет жизненному циклу не прерываться, и единицы всегда находятся на определенном этапе развития.

Отмечено, что у цветковых растений в условиях умеренно континентального климата жизненный цикл зависит от погодных условий, может замедлиться или полностью остановиться.

Основные виды

Классификация растений предполагает их разделение на два подцарства (высшие и низшие) и несколько основных разновидностей. Среди низших преобладают одноклеточные. В подцарстве высших растений специалисты выделяют папоротники, мхи, голосеменные, покрытосеменные или цветковые, водоросли. Каждый подвид имеет свои особенности:

Разновидности мховых растений

Папоротниковые растения

  1. К моховидным относятся наиболее простые надземные представители. Произрастают они в лесах, на влажных почвах, затененных участках, распространены в разных климатических поясах и представлены множеством разновидностей. Стоит отметить, что у мхов нет собственной проводящей системы, это делает их наиболее примитивными. Питательные вещества и влагу они поглощают всей площадью тела. Единицы этого вида очень низкие, высота их редко превышает 20 см. Большинство мхов представлено многолетними растениями, у них преобладает половой путь размножения. Специалисты выделяют три класса мхов: антоцеротовые, листостеблевые и печеночные.
  2. Папоротники также называют споровыми. Они, как и моховидные, предпочитают влажные, затененные места для обитания. Основное число папоротников представлено травянистыми растениями, но встречаются и древовидные, водные формы. Вид разделяется на несколько классов: плауны, хвощи, папоротники.
  3. Водоросли отличаются от других наиболее примитивным строением. Они не имеют корней, стеблей и листьев, поглощают питательные вещества из воды всей поверхностью тела.

Эти виды ученые изучили тщательно, поскольку простое строение и жизненный цикл не сложно зафиксировать.

Голосеменные и покрытосеменные

Вид голосеменных растений включает в себя около 1000 различных представителей. Основным отличием их от покрытосеменных будет отсутствие какого-либо укрытия для сохранения семян. Они также не имеют плодов или цветков. Этот отдел высших растений включает в себя несколько классов:

Растительный мир

Классификация растений

  1. Хвойные растения могут быть представлены деревьями, кустарниками. Семена у них развиваются в шишках, расположенных на ветвях, легко отделяются и не покрыты пленкой. Основными представителями класса будут кедр, сосна, ель, кипарис, пихта. Хвойные распространены почти повсюду, особенно в диком виде.
  2. Саговниковые растения представляют собой древнюю группу. Наиболее яркий представитель — саговник проникающий.
  3. Гинкговые считаются древним классом растений. Основной представитель — гинкго, считается реликтовым. Единственный современный вид — гинкго двулопастный.
  4. Гнетовые бывают разных форм. Чаще всего представлены лианами, но встречаются кустарники и деревья. Распространены в Юго-Восточной Азии, выращиваются для сбора съедобных плодов и семян, из которых делают муку. Кора гнетовых очень прочная, применяется для изготовления ниток.

Вид покрытосеменных растений включает в себя кустарники, деревья и травы. Считаются наиболее развитыми представителями флоры. Основным отличием этого вида является наличие плода и цветка. Семена скрыты в завязи, из которой и образуется плод. Покрытосеменные включают несколько классов, но наиболее крупными будут двудольные и однодольные.

Первые отличаются строением семени, которое имеет две доли. Листья обычно обладают сетчатой структурой, а также имеется центральный корень. От него идут мелкие ответвления. Двудольные разделяются на 6 подклассов и множество разновидностей.

Зародыш однодольных растений имеет одну семядолю. Сами представители класса наделены мочковатой корневой системой, дуговой схемой жилкования листьев. Класс разделен на 5 подклассов и множество семейств.

Роль в жизни человека

Цветковые растения

Наиболее распространенным классом растений на планете считаются цветковые. Их насчитывают более 250 тысяч. Однако все виды и классы играют важную роль в жизни человека. Все живое существует в основном благодаря растениям. Они помогают очищать воздух, что жизненно необходимо для людей в крупных населенных пунктах.

Помимо этого, после гибели они разлагаются, удобряя почву. Ученые определили, что с уменьшением количества представителей растительного мира сократился объем кислорода. При регулярном уничтожении лесов эти цифры уменьшаются, что может привести к катастрофе.

Важная функция растений — лечебная. Среди представителей цветковых встречается множество видов, обладающих уникальными терапевтическими свойствами для организма человека. Сегодня фитотерапия не так развита, как несколько десятилетий назад, но остается востребованной и эффективной. Еще одним важным свойством растений будет насыщение организма витаминами и минеральными веществами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 501 материал в базе

Материал подходит для УМК

Какие бывают растения

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2018 445
  • RAR 437.2 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пилипчук Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: