Какие клинические ситуации являются основанием запроса вынужденной посадки для командира корабля

Обновлено: 05.10.2024

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

Порядок действий при высадке с судна

  1. 1. Помните, что решение об остановке судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила.
  2. 2. В первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам.
  3. 3. Перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду.
  4. 4. Если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет.
  5. 5. В воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству.
  6. 6. После погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

Порядок действий при отсутствии спасательных средств

  1. 1. Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
  2. 2. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло (движения должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву).
  3. 3. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%.
  4. 4. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей.

Порядок действий при нахождении в спасательном плавательном средстве

518. К угрозам безопасности полета воздушного судна относятся:

попадание в метеорологические условия, к полетам в которых экипаж воздушного судна не подготовлен;

потеря экипажем представления о фактическом местонахождении воздушного судна (ориентировки);

вынужденная посадка вне аэродрома;

вынужденное покидание воздушного судна;

отказ систем (агрегатов) воздушного судна;

отказ бортовых или наземных систем (средств) радиосвязи;

отказ радиолокационных средств в районе обслуживания воздушного движения (управления полетами) радиотехнических средств на аэродроме посадки;

внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа, участников испытаний в полете служебных пассажиров.

519. КВС (экипаж) обязан изучить порядок действий при возникновении угрозы безопасности полета, а орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) должен быть готов оказать немедленную помощь экипажу.

Экипажи воздушных судов, принявших сигнал бедствия, обязаны сообщить об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), с которым имеют радиосвязь, ограничить радиообмен и оказать возможную помощь терпящему бедствие воздушному судну.

520. При возникновении угрозы безопасности полета КВС обязан:

действовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна, инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) и настоящих Правил.

В случае если продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа, участников испытаний (служебных пассажиров), КВС имеет право принять решение на выполнение вынужденной посадки, а также на покидание воздушного судна, если экипаж и участники испытаний (служебные пассажиры) обеспечены индивидуальными средствами спасения.

521. СРП (руководитель полетов) на аэродроме (вертодроме) при возникновении угрозы безопасности полета воздушного судна, находящегося под его управлением, обязан:

обеспечить выполнение решения командира воздушного судна в части использования воздушного пространства;

оказать необходимую помощь экипажу (по запросу командира воздушного судна);

привести в готовность поисково-спасательные, аварийные, медицинские и пожарные силы и средства;

доложить о случившемся и принятых мерах начальнику ЛИП (заместителю начальника ЛИП по летной службе) и в соответствующий центр ЕС ОрВД.

522. При попадании в метеорологические условия, к полетам в которых экипаж воздушного судна не подготовлен, КВС обязан доложить об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), принять все возможные меры к выходу из них и в зависимости от обстановки продолжить или прекратить выполнение задания.

В случае если при снижении на посадочной прямой по достижении ВПР (МВС) экипажем не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или, если положение воздушного судна в пространстве не обеспечивает безопасной посадки, КВС обязан прекратить дальнейшее снижение и перевести воздушное судно в набор высоты (выполнить процедуру прерванного захода на посадку).

В случае если к моменту прибытия воздушного судна погода в районе аэродрома оказалась ниже установленного метеорологического минимума для выполнения посадки и нет возможности по запасу топлива и состоянию авиационной техники произвести посадку на запасном аэродроме или использовать спасательные средства, решение на выполнение посадки принимает КВС, при этом СРП (руководитель полетов) на аэродроме (вертодроме) обязан принять все возможные меры для обеспечения посадки воздушного судна.

523. При потере ориентировки экипаж обязан принять все возможные меры для ее восстановления.

Ориентировка считается полностью потерянной, если в результате принятых мер не определено местонахождение воздушного судна.

Ориентировка считается временно потерянной, если в результате принятых мер определено местонахождение воздушного судна .

Раздел XLV Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.

При потере ориентировки КВС обязан:

а) включить сигнал "Бедствие";

б) передать по радио сигнал "Полюс";

в) доложить органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) об остатке топлива и условиях полета;

г) с разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) занять наиболее выгодную высоту для обнаружения воздушного судна наземными радиотехническими средствами и экономичного расхода топлива;

д) применить рекомендованный для данного района полетов способ восстановления ориентировки, согласовав свои действия с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами);

е) произвести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке не допуская полной выработки топлива и до наступления темноты в случае, если восстановить ориентировку не удалось.

При потере ориентировки снижение ниже безопасной высоты (эшелона) полета запрещается.

При потере ориентировки вблизи Государственной границы Российской Федерации КВС должен немедленно взять курс от Государственной границы вглубь территории Российской Федерации.

В приграничной полосе выполнять маневры для восстановления ориентировки запрещается.

524. При потере экипажем представления о фактическом положении воздушного судна в пространстве экипаж должен принять все меры для ее восстановления, включая использование системы приведения к горизонту автопилота (при наличии).

В случае если продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа, КВС обязан принять решение о вынужденном покидании воздушного судна и подать команду экипажу на его покидание.

525. Вынужденная посадка вне аэродрома производится в случае, если нет возможности продолжить полет до ближайшего аэродрома или продолжение полета опасно для жизни экипажа, участников испытаний (служебных пассажиров), а покидание воздушного судна невозможно. О принятом решении на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома, предполагаемом месте и времени посадки КВС обязан по возможности сообщить органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), под управлением которого находится воздушное судно.

О предстоящей вынужденной посадке вне аэродрома КВС предупреждает экипаж и информирует служебных пассажиров.

После вынужденной посадки вне аэродрома КВС обязан:

организовать помощь пострадавшим и обозначить место вынужденной посадки видимыми с воздуха знаками;

принять меры к его сохранению и охране;

доложить, используя все возможные средства связи, о случившемся в свою авиационную организацию (на ближайший аэродром, органам местного самоуправления) о времени, месте и причине вынужденной посадки, состоянии экипажа и участников испытаний в полете (служебных пассажиров), состоянии воздушного судна, необходимой помощи и возможности приема поисково-спасательного воздушного судна;

подготовить и использовать для связи и наведения поисково-спасательных воздушных судов аварийные и связные радиостанции воздушного судна;

при возможности подготовить площадку для посадки и взлета поисково-спасательного воздушного судна.

Вынужденная посадка гидросамолета в море должна производиться как можно ближе к берегу или кораблю (судну).

Вынужденная посадка гидросамолета в море ночью производится с применением бортового светотехнического оборудования. Для обнаружения гидросамолета, совершившего вынужденную посадку в море ночью, аэронавигационные и проблесковые огни после посадки должны оставаться включенными.

Взлет с места вынужденной посадки без разрешения соответствующего органа ЕС ОрВД и руководителя авиационной организации, которой принадлежит воздушное судно, запрещается, кроме взлета гидросамолетов, выполнивших вынужденную посадку в открытом море, и вертолетов, совершивших вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку по причинам, не связанным с отказами авиационной техники, и не имеющих повреждений.

526. Вынужденное покидание воздушного судна выполняется в случаях, определенных руководством по летной эксплуатации воздушного судна и мерами безопасности, разработанными для конкретного полета. Решение на покидание воздушного судна принимает КВС или СРП на аэродроме (вертодроме).

Для покидания воздушного судна КВС подает предварительную команду (сигнал) "Приготовиться к покиданию" и исполнительную команду "Прыжок". На неуправляемом воздушном судне подается только исполнительная команда.

Перед покиданием воздушного судна КВС должен доложить (по возможности) старшему руководителю полетов на аэродроме (вертодроме) или органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), под управлением которого находится воздушное судно, о своем решении и местонахождении, а также развернуть воздушное судно в направлении малонаселенной местности, ликвидировать систему опознавания и выключить двигатели.

527. При отказе систем (агрегатов) воздушного судна КВС докладывает об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), действует согласно руководству по летной эксплуатации воздушного судна и принимает решение об изменении плана полета.

При отказе систем (агрегатов) воздушного судна, вызывающих необходимость изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке, КВС обязан:

а) при полете по ПВП произвести посадку на ближайшем аэродроме или вне аэродрома;

б) при полете по ППП по возможности перейти на полет по ПВП, а в случае, если не обеспечивается безопасность такого перехода, но имеется техническая возможность продолжения полета - следовать в район, где возможен переход на полет по ПВП, или следовать указаниям органа ОВД (управления полетами).

528. Радиосвязь считается потерянной, если в течение 5 минут при использовании всех имеющихся каналов радиосвязи на неоднократные вызовы по каждому из них экипаж или орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) не отвечает.

При потере радиосвязи КВС обязан включить сигнал "Бедствие" и, используя все имеющиеся средства, принять меры к восстановлению связи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) непосредственно или через другие воздушные суда.

В таких случаях может использоваться аварийная частота 121,5 МГц .

Раздел XLVIII Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.

При потере радиосвязи экипаж воздушного судна обязан продолжать передачу установленных докладов о своем местонахождении, действиях, условиях полета, используя для приема команд все имеющиеся на воздушном судне радиосредства.

При потере радиосвязи непосредственно после взлета КВС обязан произвести заход по установленной схеме и выполнить посадку на аэродроме вылета.

В случае если произвести посадку на аэродроме вылета после взлета не представляется возможным КВС имеет право:

а) следовать на аэродром назначения в соответствии с условиями, выданными органом ОВД (управления полетами);

б) следовать на запасной аэродром на эшелоне, заданном органом ОВД (управления полетами) или на ближайшем нижнем эшелоне (в соответствии с правилами вертикального эшелонирования), но не ниже нижнего (безопасного) эшелона. В случае если полет выполняется на нижнем (безопасном) эшелоне, на запасной аэродром необходимо следовать на ближайшем верхнем эшелоне.

При потере радиосвязи на этапе набора высоты до заданного эшелона (высоты) КВС имеет право произвести посадку на аэродроме вылета по установленной схеме снижения и захода на посадку. При невозможности посадки на аэродроме вылета КВС принимает решение о следовании на аэродром назначения или на запасной аэродром.

При потере радиосвязи после набора заданного органом ОВД (управления полетами) эшелона (высоты) полет на аэродром назначения или на расположенный по пути следования запасной аэродром выполняется на этом эшелоне (высоте), а возвращение на аэродром вылета - на ближайшем нижнем эшелоне. В случае если полет выполняется на нижнем (безопасном) эшелоне, на аэродром вылета необходимо следовать на ближайшем верхнем эшелоне.

При потере радиосвязи на этапе снижения КВС обязан занять установленный ранее органом ОВД (управления полетами) эшелон (высоту) и выполнить полет на аэродром посадки на этом эшелоне (высоте) с последующим заходом на посадку по установленной схеме.

При невозможности произвести посадку на аэродроме назначения КВС имеет право принять решение о следовании на запасной аэродром на нижнем (безопасном) эшелоне или на специально установленной для полетов без радиосвязи высоте (4250 метров (FL140), 4550 метров (FL150), 7300 метров (FL240), 7600 метров (FL250)) в зависимости от направления полета.

В случае если радиосвязь была потеряна при выполнении полета на высоте ниже нижнего (безопасного) эшелона, полет выполняется на установленной ранее органом ОВД (управления полетами) высоте.

Возвращение на аэродром вылета необходимо выполнять по тому же маршруту, по которому выполнялся полет до потери радиосвязи, за исключением случая, если вход в район аэродрома осуществляется по коридорам, не совпадающим с коридорами выхода. В указанном случае экипаж воздушного судна должен выполнять полет в соответствии с документами аэронавигационной информации.

Снижение и заход на посадку на основном или запасном аэродроме при потере радиосвязи КВС обязан производить в соответствии с данными, указанными в документах аэронавигационной информации. При отсутствии таких данных в документах аэронавигационной информации для запасного аэродрома, снижение для захода на посадку разрешается производить от траверза приводной радиостанции запасного аэродрома.

В случае если радиосвязь потеряна при полете по ПВП под облаками, КВС по возможности не должен входить в облака.

При полете без радиосвязи ночью местонахождение воздушного судна экипаж должен, по возможности, обозначать периодическим включением посадочных фар или миганием бортовых огней.

Полет беспилотного воздушного судна при неустойчивой радиосвязи в течение одного часа и невозможности ее восстановления должен быть прекращен с выполнением посадки на аэродроме вылета или запасном аэродроме.

Сигналы (команды), подаваемые экипажам воздушных судов при отсутствии радиосвязи, приведены в приложении N 9 к настоящим Правилам.

529. При отказе радиолокационных средств в районе обслуживания воздушного движения (управления полетами), радиотехнических средств на аэродроме посадки КВС обязан:

выдерживать заданный режим полета и установленную схему воздушного движения, используя для определения своего местонахождения и исключения опасного сближения с другими воздушными судами бортовую РЛС (при полете по ППП), следить за воздушной обстановкой по радиообмену воздушных судов и органа ОВД (управления полетами).

При отказе средств РТО посадки на аэродроме и невозможности по метеорологическим условиям визуальной посадки КВС обязан уйти на второй круг (выполнить процедуру прерванного захода на посадку) и следовать на запасной аэродром.

530. При внезапном ухудшении состояния здоровья или ранении членов экипажа, участников испытаний в полете (служебных пассажиров) КВС обязан организовать оказание им возможной медицинской помощи и, в зависимости от обстановки, принять решение о продолжении или прекращении полетного задания.

Обязанности выбывшего члена экипажа по указанию командира воздушного судна выполняет другой член экипажа.

При внезапном ухудшении состояния здоровья или ранении командира воздушного судна:

на воздушном судне с двумя летчиками-испытателями - его обязанности выполняет второй летчик-испытатель в соответствии с уровнем своей летной подготовки;

на воздушном судне с одним летчиком-испытателем - КВС (экипаж) покидает воздушное судно, используя спасательные средства.

Действия после вынужденной посадки на воду

или приводнения с парашютом

51. Решение о вынужденной посадке на воду или покидании воздушного судна с парашютами над водной поверхностью принимает командир воздушного судна с учетом следующих факторов:

развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и оценкой предполагаемого ее исхода;

типа и оснащения воздушного судна и его плавучести;

состояния водной поверхности и скорости ветра;

специальной подготовки и экипировки членов экипажа воздушного судна.

52. Перед вынужденной посадкой на воду командир воздушного судна подает следующие команды:

"Приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, носимые и бортовые аварийные запасы, аварийные средства радиосвязи";

"Всем пассажирам и членам экипажа надеть спасательные жилеты (пояса), но не наполнять их внутри воздушного судна";

"Пристегнуть привязные ремни".

Командир воздушного судна указывает также порядок открытия основных и запасных люков (выходов).

53. Командир и члены экипажа в случае аварийной ситуации обязаны действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (инструкции экипажу) для данного воздушного судна.

54. Покидание воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду, осуществляется по команде командира воздушного судна после окончания глиссирования.

55. При покидании воздушного судна на воде экипаж должен:

открыть двери и люки, опустить на воду в сторону, противоположную крену воздушного судна, групповые спасательные плавсредства;

погрузить на плавсредства групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства, ССЖ, полетную документацию;

обрезать фалы крепления плавсредств к воздушному судну и отплыть от него на безопасное расстояние;

собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать.

56. При нахождении на плавсредствах командир воздушного судна должен:

обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

привести в действие аварийные радиостанции и радиобуи (порядок работы указан в пункте 50), а также подготовить к использованию средства визуальной сигнализации;

определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;

учесть запасы питьевой воды и пищи и установить, при необходимости, суточную норму их расходования;

организовать дежурство по наблюдению за морем, воздухом и состоянием плавсредств.

57. При появлении воздушных судов, кораблей и других морских судов принять меры к установлению с ними радиосвязи, обозначить себя, используя имеющиеся пиротехнические и светотехнические средства.

58. После вынужденной посадки на воду (приводнения с парашютом) членам экипажа и пассажирам для сохранения своей жизни и работоспособности необходимо руководствоваться рекомендациями специальных памяток по действиям в аварийных ситуациях, находящихся в НАЗах.

Экипаж, как только станет возможным, передает сигналы бедствия в следующих аварийных ситуациях:
пожар на воздушном судне;
отказ двигателя (двигателей), приводящий к невозможности продолжения полета на высоте не ниже безопасной;
захват воздушного судна;
угроза взрыва на борту воздушного судна;
вынужденная посадка вне аэродрома на воздушном судне, не предназначенном для выполнения посадок вне аэродрома, или посадка вне аэродрома, не предусмотренная настоящими Правилами;
экстренное снижение;
нарушение прочности воздушного судна;
полная потеря устойчивости и/или управляемости воздушного судна;
потеря ориентировки.
Экипаж, как только станет возможным, информирует орган организации воздушного движения при необходимости с применением сигнала срочности о следующих сложных ситуациях:
отказ двигателя (двигателей), не приводящий к невозможности продолжения полета на высоте не ниже безопасной;
потеря радиосвязи при полете в контролируемом воздушном пространстве;
попадание воздушного судна в зону опасных для полета метеорологических явлений;
выполнение посадки воздушного судна в условиях ниже минимума для посадки в случаях, не позволяющих продолжать полет до другого аэродрома;
ухудшение устойчивости и/или управляемости воздушного судна;
внезапное ухудшение состояния здоровья лица на борту воздушного судна, требующее медицинской помощи, которая не может быть оказана на борту воздушного судна;
отказы систем воздушного судна, приводящие к невозможности выполнения полета до аэродрома назначения.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура

Западно-Сибирская транспортная прокуратура

14 июня 2020, 16:25

В каких случаях экипаж воздушного судна должен передавать сигналы бедствия?

Экипаж, как только станет возможным, передает сигналы бедствия в следующих аварийных ситуациях:
пожар на воздушном судне;
отказ двигателя (двигателей), приводящий к невозможности продолжения полета на высоте не ниже безопасной;
захват воздушного судна;
угроза взрыва на борту воздушного судна;
вынужденная посадка вне аэродрома на воздушном судне, не предназначенном для выполнения посадок вне аэродрома, или посадка вне аэродрома, не предусмотренная настоящими Правилами;
экстренное снижение;
нарушение прочности воздушного судна;
полная потеря устойчивости и/или управляемости воздушного судна;
потеря ориентировки.
Экипаж, как только станет возможным, информирует орган организации воздушного движения при необходимости с применением сигнала срочности о следующих сложных ситуациях:
отказ двигателя (двигателей), не приводящий к невозможности продолжения полета на высоте не ниже безопасной;
потеря радиосвязи при полете в контролируемом воздушном пространстве;
попадание воздушного судна в зону опасных для полета метеорологических явлений;
выполнение посадки воздушного судна в условиях ниже минимума для посадки в случаях, не позволяющих продолжать полет до другого аэродрома;
ухудшение устойчивости и/или управляемости воздушного судна;
внезапное ухудшение состояния здоровья лица на борту воздушного судна, требующее медицинской помощи, которая не может быть оказана на борту воздушного судна;
отказы систем воздушного судна, приводящие к невозможности выполнения полета до аэродрома назначения.

Читайте также: