Какие особенности строения и жизнедеятельности папоротников позволили им далекое время заселить сушу

Обновлено: 05.10.2024

1. Что называют тканью?
Растительная ткань – это группа клеток, имеющих общее происхождение, строение и приспособления к выполнению определенных функций.

2. Какие растительные ткани вы знаете?
Различают пять типов растительной ткани:
• Образовательная ткань –осуществляет рост растения.
• Покровная ткань – выполняет защитную функцию.
• Механическая ткань – придает форму растению.
• Проводящая ткань – проводит питательные вещества.
• Основная ткань – запасает питательные вещества.

3. Какое строение имеют и какую функцию выполняют проводящие ткани?
Клетки проводящей ткани образуют, находящиеся во всех частях растения, сосуды и ситовидные трубки, по которым проходят питательные вещества.

4. Какое строение имеют и какую функцию выполняют механические ткани?
Клетки с толстыми стенками находятся во всех частях растения, образуя механическую ткань, которая придает растению определенную форму и выполняет защитную функцию. Строение клеток придает механической ткани необходимую прочность для устойчивости и крепости стволов, стеблей и других частей растений.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям?
Плауны, хвощи и папоротники относятся к высшим споровым растениям потому, что:
• их тела разделены на различные органы – корни, стебли и листья,
• они имеют хорошо развитые механические и проводящие ткани, благодаря чему могут достигать больших размеров,
• размножаются спорами.

2. Где они растут?
Плауны растут преимущественно в сосновых лесах.
Хвощи растут на полях, в лесах, возле водоемов.
Папоротники растут по всему земному шару, как на суше, так и в воде.

3. Каково их строение?
Плауны представляют собой длинный ползучий стебель со множеством веток, покрытых мелкими листьями. Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами.
Хвощи – многолетние растения с длинными разветвленными корневищами, зимующими в почве. Весной на поверхности земли появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски. Летом побеги хвоща принимают зеленую окраску за счет образующегося в них хлорофилла.
Папоротники имеют корневище, расположенное параллельно земной поверхности, из которого выходят на коротких слабо развитых стеблях сильно рассеченные листья – вайи. Летом на нижней стороне листа появляются красные бугорочки – спорангии, в которых развиваются споры.

4. Какие растения – папоротники или мхи – имеют более сложное строение? Докажите это.
Строение папоротников более сложное по сравнению со мхами.
1) Если у мхов в наличии только ризоиды, то у папоротников имеется корневище, видоизмененный стебель, выполняющий функции корня.
2) Папоротники имеют хорошо развитые механические и проводящие ткани, в то время как у мхов такие ткани отсутствуют.
3) Папоротники способны существовать в различных климатических условиях на суше и в воде, а мхам для выживания необходима только среда повышенной влажности.

5. Каково значение плаунов, хвощей и папоротников?
Плауны, хвощи и папоротники нашли широкое применение в жизнедеятельности человека. Ветвистые побеги плауна очень декоративны. Из них делают венки, гирлянды для украшения зданий. Споры плауна используют в гигиенических препаратах в качестве детской присыпки, а также в металлургической промышленности в качестве обсыпки форм для литья, что позволяет легко вынимать из них готовые изделия.
Весенние побеги хвоща употребляют в пищу, а летние нашли свое широкое применение в народной медицинеи в промышленности для полировки металлических изделий.
Папоротники содержат в себе полезные вещества, которые используют в медицине. Кроме того, одни виды папоротника используют какдекоративные растения, а другие – в качестве кормовых культур. В отдельных районах нашей страны молодые побеги папоротника орляка употребляют в пищу.
Однако наиболее ценны залежи древних древовидных форм этих растений. За миллионы лет из них образовались залежи каменного угля, который служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем, из которого получают смазочные масла, кокс, смолы, пластмассы, парфюмерные изделия и многие другие продукты.

Почему многие виды папоротников, также являясь споровыми растениями, в отличие от мхов могут достигать значительных размеров.

1) Папоротники обладают развитой сетью проводящих тканей, при помощи которой питательные вещества доставляются до каждой клетки растения даже в том случае, когда они находятся от корневища на значительном расстоянии. Это позволяет растению не ограничивать себя в росте. Поэтому там, где питательная и климатическая среда очень благоприятная, например, в тропиках, папоротники могут достигать значительных размеров.Мхи не обладают проводящими тканями и питательные вещества поступают к ним через ризоиды, которые самостоятельно не могут снабжать питательными веществами клетки растений, находящиеся на некотором удалении от них. Это обстоятельство и ограничивает их в росте.

2) У папоротников имеется развитая корневая система, способная удерживать растения на поверхности почвы, в то время как у мхов такой системы нет. Ее заменяют ризоиды, не способные выносить такую нагрузку.

3) Кроме того, мхи не обладают и механическими тканями, обеспечивающими их устойчивость, прочность и гибкость, защищающие от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).

    Образовательная – организовать образование и обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности папоротников как высших споровых растений.
  • Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы “знаю, хочу знать, узнал” и обосновывать принадлежность растений к отделу “Папоротниковидные”
  • Воспитательная – создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Задание 26 № 25250

Какие особенности строения и физиологии папоротникообразных не позволили им распространиться по всей планете и выиграть конкуренцию у семенных растений? Ответ поясните.

1. У папоротникообразных по сравнению с семенными растениями недостаточно развиты проводящая и корневая системы, из-за чего они растут медленнее и проигрывают конкуренцию.

2. Папоротникообразные размножаются спорами, которые меньше защищены, чем семена семенных растений, и чаще погибают, не дав начало новому гаметофиту.

3. Папоротникообразным необходима вода для оплодотворения (для доставки сперматозоида к яйцеклетке), поэтому они не могут обитать в засушливых местах.


of your page -->
ГДЗ Биология 7 класс Пасечник Суматохин Калинова

1. Что называют тканью?
2. Какое строение имеют и какую функцию выполняют проводящие ткани?
3. Что такое спорангии?

1. Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющие определенные функции.
2. Проводящая ткань состоит из живых или мёртвых удлинённых клеток, которые имеют вид трубок.
В стебле и листьях растений расположены пучки проводящей ткани. В проводящей ткани выделяют сосуды и ситовидные трубки.
Сосуды — последовательно соединённые мёртвые полые клетки, поперечные перегородки между которыми исчезают. По сосудам вода и растворённые в ней минеральные вещества из корней поступают в стебель и листья.
Ситовидные трубки — удлинённые безъядерные живые клетки, последовательно соединённые между собой. По ним органические вещества из листьев (где они образовались) перемещаются к другим органам растения.
3. Спорангии – специальные органы бесполого размножения.

Наруто круто



Споры у папоротников служат своеобразным заменителем семян. Образуются они на обратной стороне листьев.
ОТЛИЧИЯ мхов от папоротников:
1) Мхи не имеют корней. Папоротники имеют множество придаточных корней, отрастающих от корневища (видоизменённого побега).
2) Листья мхов микроскопичны, листья папоротников - вайи имеют сложное строение.
3) У мхов гаметофитом является взрослое листостебельное растение, у папоротников - заросток.
4) Мхи гаплоидны, папоротники - диплоидны.
5) У мхов фотосинтез идёт медленно. Мхи могут фотосинтезировать под снегом. Если температура холодного времени года близка к 0, то мхи остаются вечнозелёными.
6) Мхи - в эволюционном тупике (невозможность размножения без воды).
7) Тело мхов может быть представлено слоевищем (нет органов), как у Печёночников.
8) У мхов плохо дифференцированы ткани, у папоротников ткани специализированны.
9) У мхов споры находятся в коробочке на ножке, у папоротников - с обратной стороны вайи (на спорофите).
10) Жизненный цикл мхов проходит неразрывно от гаметофита и спорофита. У папоротников половое поколение — это отдельное самостоятельное растение (заросток).
11) Некоторые мхи могут приводить к заболачиванию территории своего обитания.

СХОДСТВА:
1) Это отделы ВЫСШИХ СПОРОВЫХ растений.
2) Очень древние растения.
3) Тяготеют к увлажнённой среде обитания.
4) В жизненном цикле есть стадия протонемы, что указывает на их единого общего предка

Папоротники относят к высшим растениям, потому что:
1) Они имеют цикл развития: бесполое поколение заменяется половым.
2) Есть система развитых сосудов.
3) Развиваются в наземно-воздушной среде.
4) Развитый эпидермис с устьицами (сохраняет теплообмен и органический обмен).
5) Имеют развитый стебель.

1. Где распространены папоротники?
2. Почему папоротники относят к высшим растениям?
3. Что такое вайи?
4. Что такое заросток?
5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?
6. Какие растения - папоротники или мхи - имеют более сложное строение? Докажите это.

1. Папоротники Широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах, наиболее разнообразны во влажных тропических лесах.
2. Все папоротники имеют корни, стебель и листья.
3. Сильно рассеченные листья папоротников – вайи.
4. Заросток – гаметофит папоротника.
5. У папоротников, так же как и у мхов, чётко представлено чередование полового и бесполого поколений. Летом на нижней стороне папоротника образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры.
Созревшие споры выпадают из спорангиев. Их разносит ветер. Если они попадают в благоприятные условия, то прорастают, образуя заросток (половое поколение — гаметофит). Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.
На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.
Из зиготы развивается зародыш, который сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт, и постепенно развивается корень и очень короткий стебель с первым листом. Со временем из зародыша на заростке развивается взрослое растение, которое мы обычно называем папоротником. Это бесполое поколение — спорофит.
6. Папоротники стоят выше на эволюционной лестнице развития.
И имеют более сложное строение, чем мхи.
1.Папоротники имеют корни (придаточные), которые отрастают от подземного побега (от корневища) . Мхи корней не имеют.
2.У папоротников сложные и крупные листья (вайи), мхи имеют микроскопические листочки.
3.У папоротников взрослое листостебельное растение является спорофитом и его клетки диплоидны, а у мхов -коробочка на ножке - бесполое поколение, а клетки гаметофита гаплоидны.
4.У папоротников лучше развиты ткани и проводящая система.

Почему папоротники растут преимущественно во влажных тенистых местах?

Папоротники обычно растут во влажных и тенистых местах, поскольку оплодотворение (слияние половых клеток) происходит в воде.

Читайте также: