Какие растения способны накапливать воду в крупных клетках и межклетниках

Обновлено: 05.10.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

- калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
- азот необходим для роста растений;
- фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ.

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

- органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
- минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
- микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.


Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.


Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

Многообразие растений и их значение в природе

• известные вам виды растений;

• какова роль растений в природе.

Многообразие растений. В процессе эволюции на нашей планете сформировалось огромное количество разнообразных растительных организмов, использующих энергию солнечного света в процессе своей жизнедеятельности. Растения бывают споровые и семенные. Среди них есть примитивные (одноклеточные) и более сложные формы.


Споровые растения делят на две группы: низшие споровые растения (водоросли) и высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи и плауны). У высших споровых растений, в отличие от низших, тело дифференцировано на органы. У них есть побег с листьями, у некоторых — специальные выросты для прикрепления к субстрату — ризоиды или придаточные корни, сформированы некоторые ткани. Рассмотрим вначале споровые растения

Водоросли. Тело многоклеточных водорослей представляет собой слоевище (или таллом), состоящее из множества однотипных клеток, поглощающее различные вещества из внешней среды всей своей поверхностью. Оно не имеет сосудов и тканей. Тем не менее, несмотря на примитивное строение, некоторые водоросли достигают очень крупных размеров. Так, длина слоевища бурой водоросли ламинарии (морской капусты) может достигать нескольких метров. Известны виды водорослей, имеющих слоевище 60—100 м в длину. Различают следующие отделы водорослей: Зелёные, Бурые, Красные, Диатомовые и др.


Некоторые водоросли характеризуются более сложным строением, имеют отдельные ткани и органы, например хара ломкая. Представителей отдела Зелёные водоросли многие учёные считают предками всех наземных растений.

Размножаются водоросли бесполым и половым путём..

В клетках водорослей присутствуют хлорофилл и другие пигменты (жёлтый, синий, красный), благодаря которым они имеют зелёную, бурую, красную или жёлто-зелёную окраску слоевища. Водоросли образуют органические вещества и кислород в результате фотосинтеза. Некоторые служат пищей другим организмам, в том числе человеку. В водных экосистемах водоросли формируют особую среду, где многие водные организмы находят не только пищу, кислород, но и укрытия для икрометания и выращивания личинок.

В пресноводных водоёмах часто можно встретить различных представителей зелёных водорослей: одноклеточных (хлорелла, хламидомонада), многоклеточных (спирогира, улотрикс) и колониальных (вольвокс). В солёноводных водоёмах, помимо зелёных водорослей, встречаются одноклеточные диатомовые водоросли и очень крупные многоклеточные бурые (ламинария, фукус). На больших глубинах (до 120 м) обитают красные водоросли (порфира).


Отдел Моховидные — отдел высших споровых растений (кукушкин лён, сфагнум). Мхи — травянистые, многолетние, как правило, низкорослые растения (до 50 см в высоту), не имеющие корней. У некоторых мхов для прикрепления к субстрату имеются ризоиды. У одних видов тело представлено слоевищем, у других оно расчленено на листья и стебель. Мхи не имеют настоящих проводящих тканей — ксилемы и флоэмы. Обитают во влажных местах. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите. Половое поколение (гаметофит) преобладает — им практически является всё растение. Могут размножаться вегетативно. Способны накапливать воду в крупных клетках и межклетниках, способствуя заболачиванию почвы.


Папоротники, хвощи и плауны. Представители этих групп растений по многим свойствам очень сходны между собой. Все они — древние растения, имеющие покровную, основную, проводящую и механическую ткани, придаточные корни. Вырастают до 50-90 см в высоту. Споры формируются в спорангиях на стебельках (плауны и хвощи) и на листьях (папоротники). Из споры развивается заросток (гаметофит), на котором образуются мужские и женские половые клетки — гаметы. После оплодотворения развивается зелёное растение — спорофит. Для оплодотворения необходима вода во внешней среде. Для жизненного цикла развития характерна смена поколений: стадия гаметофита (заросток) и стадия спорофита (взрослое зелёное растение).

Современные папоротники, хвощи и плауны — преимущественно травы (исключение составляют древовидные папоротники в тропических лесах, достигающие 3-5 м в высоту). Некоторые из них употребляют в пищу, используют как лекарство и в декоративных целях.


Семенные растения подразделяют на два отдела — Голосеменные и Покрытосеменные (или Цветковые). Для них характерно размножение семенами. Семя — многоклеточный орган, в котором находится зародыш растения и запасные питательные вещества (в семядолях или в эндосперме), необходимые для развития зародыша. Семя у всех семенных покрыто семенной кожурой. Семя у голосеменных дополнительно не защищено. У некоторых их представителей оболочка семени утолщается, образуя скорлупу. Семя у покрытосеменных защищено околоплодником.

У семенных растений оплодотворению — слиянию яйцеклетки с мужской гаметой — предшествует опыление. Рост пыльцевой трубки в семязачатке семенных делает возможным осуществление этого процесса без участия воды. Семена обеспечивают не только размножение и успешное развитие проростка растения, но и распространение растений по земной поверхности. Практически все семенные растения обеспечивают пищей различные организмы и создают особую среду их обитания.

Отдел Голосеменные. В этом отделе различают следующие классы: саговниковые (саговниковая пальма), гинкговые (гинкго двулопастное) и хвойные (ель, сосна, лиственница, можжевельник). Жизненные формы голосеменных — деревья и кустарники. Они не имеют цветков. Семена развиваются из семязачатков, лежащих открыто (голо) на поверхности че- шуй шишек. Отсюда их название — голосеменные.

У хвойных есть шишки мужские (жёлтые мягкие) и женские (зелёные твёрдые). Пыльца приносится ветром. У ели между опылением, оплодотворением и созреванием семян проходит обычно 10-11 месяцев, а у сосны — более двух лет. Поэтому на сосне в одно и то же время можно увидеть шишки первого, второго и третьего года (раскрывшиеся сухие). Хвойные — вечнозелёные (исключая лиственницу) растения. Их игловидные, колючие листья — хвоинки — могут жить несколько лет, хорошо приспособлены к условиям жаркого лета и холодной зимы. Лиственница, в отличие от других хвойных, имеет мягкие хвоинки, которые ежегодно сбрасывает осенью, а весной из почек вырастают новые.


Отдел Покрытосеменные, или Цветковые, — большая и разнообразная группа растений. Их главной особенностью является наличие органа размножения — цветка. Этот отдел включает около 450 семейств. Самые крупные из них — злаки, сложноцветные, бобовые, орхидные.

Покрытосеменные растения представлены различными жизненными формами — деревьями, кустарниками, полукустарниками, лианами, травами. Произрастают во всех климатических зонах и в самых различных экологических условиях.

В отличие от голосеменных растений семена покрытосеменных находятся внутри плода (отсюда их название). Наличие плода — один из основных признаков представителей этого отдела.

Особенностью покрытосеменных растений является двойное оплодотворение, при котором один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй — с ядром диплоидной клетки в центре зародышевого мешка. Из оплодотворённой яйцеклетки затем развивается зародыш, а из центральной клетки — эндосперм семени, содержащий питательные вещества.



В отделе покрытосеменных по строению семени различают два класса — однодольные и двудольные растения. Двудольные — это фасоль, яблоня, томат, капуста, астра, мак, однодольные — пшеница, кукуруза, рис, лук, ландыш, лилия.

Для покрытосеменных растений характерны различные жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички и разнообразные травы. Благодаря этому покрытосеменные широко распространились по земному шару. Многие виды покрытосеменных человек выращивает как культурные растения.

1. Поясните, как происходит прорастание семени.

2. Укажите главное отличие голосеменных растений от покрытосеменных.

3. Почему моховидные растения не достигают большой высоты?

4. По какой причине именно среди покрытосеменных растений человек стал создавать культурные формы?

§ 7. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к влаге

Влажность как экологический фактор среды

В наземных условиях влажность чаще других экологических факторов лимитирует рост и развитие организмов. Объясняется это тем, что вода играет огромную роль в их жизни. Она является универсальным растворителем, средой для биохимических реакций в клетке. Молекулы воды могут непосредственно участвовать в обмене веществ. Являясь основным структурным компонентом клеток, вода обусловливает поддержание их формы при отсутствии клеточной стенки. У некоторых животных (круглые и кольчатые черви) она служит гидростатическим скелетом. Обладая высоким поверхностным натяжением, вода выполняет транспортную функцию (передвижение веществ) в организме. Благодаря высокой удельной теплоемкости, теплопроводности и теплоте парообразования вода обеспечивает поддержание теплового баланса в организме и предотвращает его перегрев.

Недостаточная или избыточная увлажненность среды — главная экологическая проблема наземных обитателей. Степень увлажненности среды влияет на внешний облик и внутреннее строение организмов. В связи с этим выделяют различные экологические группы растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Хроматофор - это:

а) зеленый пигмент растений

б) один крупный хлоропласт

в) много округлых хлоропластов

г) спирально закрученная лента

3. Давно было замечено, что мох может выдержать жару, морозы, но погибает при недостатке воды. Объясните, почему?

4. Мхи отличаются от других растений тем, что:

а) в их клетках происходит фотосинтез

б) тело не имеет тканей и органов

в) корни глубоко уходят в почву

г) на побегах образуются коробочки со спорами

5. Ученые относят папоротники к высшим растениям. Обоснуйте их мнение.

6. К низшим растениям относят:

7. Существует старое поверие, что в ночь на 7 июля, накануне праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок этот ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно, ли найти этот цветок?

8. Вода необходима для процесса оплодотворения:

а) водорослям б) мхам

в) цветковым растениям г) лишайникам

10. Для плаунов характерно:

а) цветение и образование семян

б) размножение спорами

в) наличие ризоидов у заростка

г) обитание в водоемах

11. У бактерий спора является приспособлением к переживанию неблагоприятных условий (резкое изменение температуры, недостаток пищи или влаги). А у папоротника?

12. В отличие от других высших споровых растений мхи не имеют:

13. Как вы знаете, водоросли представляют большую группу низших растений, жизнь которых связана с водой. Их можно встретить на морских камнях, на поверхности почвы, на цветочных горшках. Они встречаются в воде озер, рек и других водоемов. Сфагнум и риччия тоже обитают в воде. Как вы считаете, можно ли их отнести к низшим растениям. Ответ обоснуйте.

Контрольная работа по биологии

ВАРИАНТ – II

1. Предположите, что случилось бы с хламидомонадой, если бы у нее исчезли светочувствительный глазок и жгутики.

2. Для отдела водорослей характерны общие признаки:

а) имеют корни и побеги

б) размножаются семенами

в) живут только в водоемах

г) имеют тело - слоевище

3. Двое учеников поспорили: один утверждал, что сфагнум, обладая бактерицидным свойством, приносит пользу деревьям. Другой говорил, что там, где сфагнум поселился, лес начинает заболачиваться. Разрешите их спор.

4. Для папоротников характерно:

а) цветение и образование семян

б) размножение спорами

в) наличие ризоидов у заростка

г) обитание в водоемах

5. В отличие от водорослей и мхов, у папоротников имеются корни, отходящие от стебля. Как они называются?

6. В половом размножении растений принимают участие:

7. Два лесника, разглядывая лист папоротника щитовника мужского, поспорили. Один сказал, что лист у него простой, другой утверждал, что сложный. Разрешите их спор.

8. Хвощи отличаются от других растений тем, что:

а) в их клетках происходит фотосинтез б) тело не имеет тканей и органов

в) корни глубоко уходят в почву г) на побегах образуются коробочки со спорами

9. В заболоченных и влажных местах растет кукушкин лен. Какое образование в цикле чередования поколений кукушкина льна указывает на родство мхов с водорослями?

10. К высшим споровым растениям относят:

11. У бактерий спора является приспособлением к переживанию неблагоприятных условий (резкое изменение температуры, недостаток пищи или влаги). А у мхов?

12. Важнейшая особенность водорослей и высших споровых растений:

а) они все имеют многоклеточное строение

б) их тело не расчленено на ткани и органы

в) они практически не способны переносить даже кратковременную засуху

г) они способны образовывать органические вещества из неорганических благодаря фотосинтезу

13. Из ваших наблюдений и материала учебника вам известно, что в природе существуют водоросли разной окраски: зеленые, желтые, красные, бурые, золотистые. Окраска водорослей зависит от пигментов. Цвет водорослей используют для выделения их в соответствующие отделы: зеленые, красные и т.д. В какой части клеток находятся красящие вещества, определяющие цвет водорослей?

Читайте также: