Какова вероятность появления в результате скрещивания растений f1 с желтыми гладкими семенами

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые образовательные результаты

сущность и цитологические основы закона независимого наследования признаков;

понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;

решать генетические задачи.

Научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Давать определения понятиям;

Строить логические рассуждения и устанавливать причинно-следственные связи.

Научиться формулировать собственное мнение, аргументировать;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание.

Самостоятельно ставить учебные цели и задачи;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и внесение коррективов;

Умение принимать решение в проблемной ситуации;

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей;

Мотивировать убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;

уважение к ученому – основоположнику генетики;

самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, проектор.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Но давайте вначале вернемся к тому, что вы уже знаете.

-Сколько пар альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании?

-Какие гены называются аллельными

-Как распределяются аллельные гены при мейозе?

- При каком способе опыления были получены Г.Менделем гибриды первого поколения?

- Какой способ опыления применял Г.Мендель для получения гибридов второго поколения?

- Являются ли у семян гороха гены жёлтой окраски и гладкой поверхности аллельными?

Деятельность учащихся

Формы одного и того же гена, определяющие альтернативные признаки и расположенные в одном и том же локусе гомологичной хромосомы.

Аллельные гены расположены в гомологичных хромосомах. В анафазе 1 мейоза гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки. Следовательно, из каждой пары гомологичных хромосом в дочернюю клетку попадает только одна. Таким образом, аллельные гены оказываются в разных клетках.

3. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыть механизм и закономерности еще одного варианта скрещивания.

Ребята, обратите внимание на экран. Здесь представлены группы животных, которые могу скрещиваться и давать плодовитое потомство. Назовите признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Вы правы: количество признаков, по которым они отличаются огромно. В природных условиях скрещивание обычно происходит между особями, различающимися по многим признакам. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как будет происходить наследование, если организмы будут отличаться друг от друга двумя признаками.

-Как будет называться скрещивание, при котором учитывается две пары альтернативных признаков?

Тема урока: Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

129. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание

1. Запишем объект исследования и обозначение генов

ОбъектГенПризнак
Горох А желтая окраска семян
а зеленая окраска семян
В гладкая форма семян
в морщинистая форма семян

2. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

желтый гладкий

ААВВ

×

зеленый морщинистый

аавв

Гаметы АВ ав
F1 желтый гладкий АаВв
Гаметы АВ, Ав, аВ, ав

3. Составим решетку Пеннета

АаВв 1\4 АВ 1\4 Ав 1\4 аВ 1\4 ав
АаВв
1\4 АВ 1\16 желтый гладкий ААВВ 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый гладкий АаВВ 1\16 желтый гладкий АаВв
1\4 Ав 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый морщинистый ААвв 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 желтый морщинистый Аавв
1\4 аВ 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 зеленый гладкий ааВВ 1\16 зеленый гладкий ааВв
1\4 ав 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 желтый морщинистый Аавв 1\16 зеленый гладкий ааВв 1\16 зеленый морщинистый аавв

130. На основании анализа результатов, полученных в задании 129, ответьте на вопросы

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 2 . С зелеными морщинистыми семенами? – 2

2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами? 50 . С зелеными семенами? 50

3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 25 . С желтыми морщинистыми? 25 . С зелеными гладкими? 25 . С зелеными морщинистыми? 25

4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2

5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2

6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4

7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 50 . С зелеными семенами? – 50

8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 25 . С желтыми морщинистыми? 25 . С зелеными гладкими? 25 . С зелеными морщинистыми? 25

9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9

10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4

131. Решите задачу

У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (%) того, что у этой пары родится ребенок-левша?

А – праворукость, а – леворукость

В – карие глаза, в – голубые глаза

Генотип мужчины – АаВв, женщины – Аавв

132. Решите задачу

Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

А – черный цвет, а – коричневый цвет

В – висячее ухо, в – стоячее ухо

Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

черная, висячие уши

ААВВ

×

коричневая, стоячие уши

аааа

Гаметы А,В а,в
F1 черная, висячие уши АаВв

133. Решите задачу

Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. 1) Какова вероятность (%) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (%) получения в F2 котенка, фенотипически похожего на персидского? 3) Какова вероятность (%) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

А – черная окраска, а – палевая

В – короткая шерсть, в – длинная

Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

черная, длинная шерсть

ААвв

×

палевая, короткая шерсть

ааВВ

Гаметы А,в а,В
F1 черная, короткая шерсть АаВв

134. Закончите предложение

Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцепленно

135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:

а) установлена независимость наследственных признаков

б) установлено, что носителями наследственных признаков являются хромосомы

в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме

г) выявлены количественные закономерности наследования признаков

д) установлен характер проявления признака

е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом)

Открытия Г. Менделя – а, б, г, д

Открытия Т. Моргана – в, е

Все организмы какого-либо вида обычно отличаются друг от друга по многим признакам. Теоретически этот возможно, но вероятность очень мала.

2. Что такое генотип и фенотип?

Совокупность всех генов какого-либо организма называют генотипом.

Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют фенотипом.

Выполните практическую работу.

Решение задач на дигибридное скрещивание

1. Перенесите (перерисуйте) в тетрадь представленный ниже алгоритм решения генетической задачи. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании и заполните пропуски в алгоритме. Алгоритм решения задачи на дигибридное скрещивание 1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Алгоритм решения задачи на дигибридное скрещивание

2. На основании анализа полученных результатов ответьте на вопросы.

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с жёлтыми гладкими семенами; с зелёными морщинистыми семенами?

Родительское растение с жёлтыми гладкими семенами (ААВВ) образует один тип гамет – АВ. Растение с зелёными морщинистыми семенами (аавв) тоже образует один тип гамет – ав.

2) Какова вероятность появления в результате первого скрещивания растений F1 с жёлтыми семенами; с зелёными семенами?

Вероятность появления в результате первого скрещивания растений F1 с жёлтыми семенами будет 100%. С зелеными – 0%. АаВв - то есть все растения с жёлтыми гладкими семенами.

3) Какова вероятность появления в результате скрещивания растений F1 с жёлтыми гладкими семенами; с жёлтыми морщинистыми; зелёными гладкими; зелёными морщинистыми?

Вероятность появления в результате первого скрещивания растений F1 с жёлтыми гладкими семенами – 100%; с жёлтыми морщинистыми, зелёными гладкими и зелёными морщинистыми – 0%.

4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Среди гибридов первого поколения может быть только один генотип (АаВв).

5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Среди гибридов первого поколения может быть только один фенотип – желтые гладкие семена.

6) Сколько типов гамет образует растение F1 с жёлтыми гладкими семенами?

Родительское растение с жёлтыми гладкими семенами (АаВв) образует 4 типа гамет:

Родительское растение с жёлтыми гладкими семенами (АаВв) образует 4 типа гамет

7) Какова вероятность появления в результате самоопыления растений F2 с жёлтыми семенами; с зелёными семенами?

Соотношение жёлтых и зелёных семян в F2 – 3:1. При самоопылении фенотип сохранится, поэтому и соотношение останется таким же. Т.е. желтых 75%, а зеленых – 25%.

8) Какова вероятность появления в результате скрещивания растений F2 с жёлтыми гладкими семенами; с жёлтыми морщинистыми; с зелёными гладкими; с зелёными морщинистыми?

Вероятность появления в результате первого скрещивания растений F1 с жёлтыми гладкими семенами 9 из 16 (56,25%); с жёлтыми морщинистыми и зелёными гладкими – по 3 из 16 (18,75%); зелёными морщинистыми – 1 из 16 (6,25%). Т.е. соотношение соответственно – 9:3:3:1.

9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?

Среди гибридов второго поколения может быть 9 генотипов (ААВВ, АаВВ, ААВв, ААвв, АаВв, Аавв, ааВВ, ааВв, аавв).

10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?

Среди гибридов второго поколения может быть 4 фенотипа (желтые гладкие, желтые морщинистые, зелёные гладкие, зеленые морщинистые).

3. Решите задачи на дигибридное скрещивание.

1. У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз - над голубым. В брак вступают кареглазый мужчина правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина правша, отец которой был левшой.

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз - над голубым

1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей?

У детей может быть 4 разных фенотипа: праворукий кареглазый, праворукий голубоглазый, леворукий кареглазый, леворукий голубоглазый.

2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей?

У детей может быть 6 разных генотипов (ААВв, АаВа, ААвв, Аавв, ааВв, аавв).

3) Какова вероятность того, что у этой пары родится ребёнок левша (выразить в %)?

Вероятность того, что у этой пары родится ребёнок левша равна 25%.

2. Чёрная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные чёрные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой.

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Чёрная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом

1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1?

9/16 часть (56,75%) щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1.

2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна?

4/16 часть (25%) гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна.

3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

¼ часть (25%) щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1.

3. Чёрная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть - над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (чёрные длинношёрстные) с сиамскими (палевые короткошёрстные). Полученные гибриды скрещивались между собой.

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Чёрная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть - над длинной

Какова вероятность получения в F2: а) чистопородного сиамского котёнка;

Чистоплотный сиамский котенок имеет генотип ааВВ. Вероятность его получения – 6,25%.

б) котёнка, фенотипически похожего на персидского;

Чёрные длинношёрстные – 3/16 (18,75%).

в) длинношёрстного палевого котёнка (выразить в частях)?

Вопросы

1. Как вы думаете, часто ли в природе встречается моногибридное скрещивание?

Моногибридное скрещивание в природе практически невозможно, т. к. у организмов большое количество признаков.

2. Сколько видов гамет образуется у гибридов первого поколения при дигибридном скрещивании?

При дигибридном скрещивании у гибридов первого поколения образуется 4 вида гамет.

На основании анализа результатов, приобретенных в задании 129, ответьте на вопросы. 1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтоватыми гладкими зёрнами? С зеленоватыми морщинистыми зёрнами? 2) Какова возможность (%) возникновения в итоге первого скрещивания растений F1 с желтоватыми семенами? С зеленоватыми зёрнами? 3) Какова вероятность (%) возникновения в итоге первого скрещивания растений F1 с желтоватыми гладкими зёрнами? С желтоватыми морщинистыми? С зеленоватыми гладкими? С зеленоватыми морщинистыми? 4) Сколько различных генотипов может быть посреди гибридов первого поколения? 5) Сколько различных фенотипов может быть посреди гибридов первого поколения? 6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтоватыми гладкими зёрнами? 7) Какова возможность (%) возникновения в результате самоопыления растений F2 с желтоватыми семенами? 75. С зеленоватыми семенами? 8) Какова возможность (%) появления в итоге скрещивания растений F2 с желтоватыми гладкими семенами? С желтыми морщинистыми? С зеленоватыми гладкими? С зеленоватыми морщинистыми? 9) Сколько различных генотипов может быть посреди гибридов второго поколения? 10) Сколько различных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?

Читайте также: