Карта визуального захода на посадку

Обновлено: 08.07.2024

Тема создана для того, чтобы каждый мог поделиться друг с другом любыми полезными материалами связанными с таким направлением как - аэронавигация

Указатель гиро- и радио- компаса (УГР)

УГР - предназначен для индикации курса самолета, пеленгов радиостанции и самолёта, углов разворота, курсовых углов радиостанции.

Указатель имеет:
1. Внутреннюю подвижную шкалу от 00 до 3600 с ценой деления 20
2. Внешнюю неподвижную шкалу от 00 до 3600 с ценой деления 100
3. Узкую стрелку АРК (автоматического радио компаса) узкий конец которой показывает направление на радиостанцию.
4. Широкую стрелку (курсозадатчик), которая вращается вместе с внутренней шкалой или отдельно с помощью кремальеры.
Отсчет показаний УГР
МК (магнитный курс) – по внутренней шкале против двойного треугольного индекса.
МПР (магнитный пеленг радиостанции) – по внутренней шкале против острого конца стрелки АРК.
МПС (магнитный пеленг самолета) – по внутренней шкале против тупого конца стрелки АРК.
КУР (курсовой угол радиостанции) – по внешней шкале против острого конца стрелки АРК.

Для запоминания заданного курса в указателе имеется задатчик курса,установка которого на данный угол производится кремальерой.

Методическое пособие по выполнению визуального захода на посадку и Circle to land.

В пособии описаны как общие принципы, так и методика выполнения полета на А320.

Автор: Игорь Сулим

Воздушная навигация. Международные полеты. - Михайлов Н.А. обновленное(цветное) издание.

Учебное пособие для летного состава, выполняющего международные полеты.

CTL_preview

Заход на посадку методом Circle-to-Land (или Circling approach) применяется в том случае если заход по приборам выполняется на одну ВПП, а посадку по тем или иным причинам требуется выполнить на другую ВПП. Таких случаев может быть несколько, например, предположим, что процедура захода на посадку по приборам опубликована только для одного курса, при этом попутный ветер не позволяет выполнить посадку с этим курсом, а видимость не позволяет выполнить визуальный заход с обратным стартом. Аналогично, например аэродром имеет две пересекающихся ВПП, а процедуры захода на посадку по приборам есть только для одной. При метеоусловиях ниже минимума для визуального захода на посадку и закрытии основной ВПП, заход выполняется на закрытую ВПП до минимальной высоты снижения, далее осуществляется визуальное маневрирование и посадка на другую ВПП.

CTL4

Схема захода на посадку в аэропорту Самос (Греция).
Линия пути конечного этапа захода на посадку подходит к ВПП под прямым углом.
Выполнение посадки возможно только методом Circle-to-Land.

Зона визуального маневрирования и минимальная высота снижения.

В зависимости от наличия и высоты препятствий вокруг аэродрома для захода Circle-to-Land устанавливается минимальная высота снижения, которая обеспечивает безопасный пролет всех препятствий в зоне визуального маневрирования. Границы зоны визуального маневрирования при заходе на посадку по кругу определяется путем проведения дуг с центрами в местоположении каждого порога ВПП и касательных, соединяющих эти дуги. Радиусы дуг выбираются исходя из категории воздушного судна (напомним, категория определяется по скорости).

CTL2

Методика построения зоны визуального маневрирования.

Необходимо помнить, что в зависимости от применяемых критериев построения схем, радиусы могут варьироваться. Так, их значения установленные в TERPS (документ регламентирующий построение схем в США) значительно меньше значений установленных в документе 8168 PANS-OPS ИКАО. При международных полетах следует обращать внимание по каким критериям построена схема.

A B C D E
PANS-OPS 1,68NM 2,66NM 4,2NM 5,28NM 6,94NM
TERPS 1,3NM 1,5NM 1,7NM 2,3NM 4,5NM

Выполнение визуального маневра.

Заход на посадку по кругу представляет собой визуальный маневр в полете. Условия в каждом полете по кругу различны, поскольку они зависят от таких переменных факторов, как расположение ВПП, линия пути конечного этапа захода на посадку, скорость ветра и метеорологические условия. Поэтому невозможно разработать единую схему, которой бы учитывались любые условия, в которых выполняется заход на посадку по кругу.

CTL1

Варианты выполнения визуального маневрирования.
Если не установлены особые условия, маневрирование выполняется на усмотрение экипажа.

После первоначального визуального контакта, находясь на минимальной высоте снижения при полете по кругу, следует непрерывно держать в поле зрения окружение ВПП. Окружение ВПП включает такие характерные ориентиры как порог ВПП или светосигнальные средства захода на посадку, или иную маркировку опознавания ВПП.

CTL3

Возможный вариант маневра при заходе Circle-to-Land

Снижение ниже MDA/MDH (minimum descend altitude/height) не производится до тех пор, пока:

  • не будет установлен и поддерживаться визуальный контакт с ориентирами
  • пилот не увидит порога ВПП
  • не будет выдерживаться необходимый запас высоты над препятствиями
  • воздушное судно не займет соответствующего положения для выполнения посадки.

Уход на второй круг.

Если при полете по кругу с целью посадки после захода на посадку по приборам теряется визуальный контакт с ориентирами, необходимо придерживаться ухода на второй круг,указанного для данной конкретной схемы захода на посадку. Переход от визуального маневра (полета по кругу) к уходу на второй круг должен начинаться с разворота с набором высоты в пределах зоны полета по кругу в направлении посадочной ВПП, далее осуществляются вход в схему ухода на второй круг и ее выполнение. Приборная воздушная скорость при выполнении этих маневров не должна превышать максимальную приборную воздушную скорость при визуальном маневрировании.

Circle-to-land with prescribed tracks (с предписанной линией пути).

На аэродромах, где позволяют четко определенные визуальные ориентиры (и если это желательно с эксплуатационной точки зрения), государство, в дополнение к зоне полета по кругу, может установить специальную линию пути визуального маневрирования. Следует отметить, что в случае такой схемы полет основан на визуальном ориентировании, а любая представляемая радионавигационная информация носит только консультативный характер.

CTL5

Схема захода на посадку в аэропорту Сплит (Хорватия).
После пролета VOR SPLIT визуальное маневрирование выполняется по предписанной линии пути

Из зоны визуального маневрирования может быть исключена какая то ее часть, как правило это делается из-за наличия высоких препятствий или из соображений организации воздушного движения. В этом случае на схеме в обязательном порядке обозначается сектор, в котором визуальное маневрирование запрещено.

CTL6

В чем разница между Circle-to-Land и визуальным заходом на посадку?

В заключении, отметим, что заход на посадку Circle-to-Land очень часто путают с визуальным заходом на посадку. Связано это с тем, что в российских документах под визуальным заходом на посадку понимается как раз заход Circle-to-Land. Как следствие, возникает путаница. Визуальный заход — это принципиально отличающийся от захода Circle-to-Land вид захода на посадку. Для визуального захода отсутствует как таковая зона визуального маневрирования. Визуальный полет выполняется на усмотрение экипажа и, как правило, сразу на ВПП посадки, ответственность за безопасный пролет препятствий целиком лежит на экипаже. Минимум для визуального захода на посадку устанавливается, как правило, стандартный для государства (зависит от правил конкретной страны).

5.16.1. Правила визуального захода на посадку предусматрива­ют:

· визуальное маневрирование в районе аэродрома в пределах уста­новленной зоны визуального маневрирования для выхода на предпосадочную прямую;

· соблюдение установленной минимальной высоты снижения до момента начала разворота (доворота) на посадочный курс;

· установление и сохранение постоянного визуального контакта с ВПП и/или ее ориентирами;

· уход на второй круг с любой точки визуального захода на посадку в случае потери визуального контакта с ВПП и/или ее ориентирами с выходом на установленную схему ухода на второй круг по ППП.

5.16.2. Визуальный заход на посадку применяются при условии, что пилот имеет возможность поддерживать визуальный контакт с наземными ориентирами и нижняя граница облаков соответствует уровню, установленному для начального участка захода на посадку воздушного судна.

5.16.3. Визуальный заход на посадку выполняется:

· на аэродромах, не оборудованных радиотехническими средства­ми посадки, а также в случае отказа этих средств;

· с целью повышения пропускной способности аэродромов, эко­номии топлива и летного времени независимо от оборудования аэрод­рома радиотехническими средствами;

· с целью обеспечения скорейшей посадки при возникновении особых случаев в полете;

· с целью тренировки летного состава по выполнению визуального захода на посадку.

5.16.4. Визуальный заход на посадку в сумерках и ночью разрешается выполнять на аэродромах (посадочных площадках), оборудованных светотехническими средствами.

5.16.5. Для обеспечения безопасности визуального захода на посадку устанавливается зона визуального маневрирования, в пре­делах которой следует учитывать препятствия при расчете минималь­ных высот снижения и минимумов ВЗП. Зона визуального маневри­рования ограничивается дугами, проведенными от центра порога каждой ВПП аэродрома, которая может быть использована для по­садки ВС данной категории, соединенных касательными к этим ду­гам. Численные значения минимальных радиусов этих дуг в зависи­мости от категории воздушных судов представлены в таблице 6. Отдельной графой в таблице выделены ограничения по максималь­ной допустимой скорости визуального захода на посадку.

Таблица 6

Категория ВС Мин. Радиус от порога ВПП, км Макс. Скорость при ВЗП, км/ч
A 3,12
B 4,90
C 7,85
D 9,79

5.16.6. Порядок учета препятствий и расчет минимальных высот снижения и минимумов для ВЗП устанавливаются в соответствии с "Методикой определения минимумов аэродрома для визуального захода на посадку".

5.16.7. К полетам по правилам ВЗП допускаются командиры воздушных судов, прошед­шие подготовку по программе, установленной Национального управления “ Туркменховаеллары ”.

5.16.8. При полете по правилам ВЗП командир воздушного судна несет ответственность за:

· выдерживание схемы снижения и захода на посадку по прибо­рам до точки начала визуального захода на посадку;

· выполнение визуального кругового маневра в пределах зоны ви­зуального маневрирования и посадки при визуальном контакте с ВПП и (или) ее ориентирам;

· выдерживание установленной минимальной высоты снижения при визуальном маневрировании до начала разворота на посадочный курс;

· своевременный уход на второй круг при потере визуального кон­такта с ВПП и (или) ее ориентирами или при выходе за пределы уста­новленной зоны визуального маневрирования.

5.16.9. Диспетчер службы движения, под управлением которого выполняется полет воздушного судна по правилам ВЗП, несет ответ­ственность за:

· определение возможности выполнения ВЗП на основе анализа воздушной обстановки и метеоусловий;

· контроль за выдерживанием экипажем схемы снижения и захода на посадку по приборам до точки начала ВЗП при наличии радиоло­кационного контроля;

· контроль выхода в установленную зону визуального маневрирова­ния и выдачу разрешения на выполнение ВЗП. Разрешение на ВЗП означает, что при выполнении ВЗП в пре­делах зоны визуального маневрирования, будут со­блюдены безопасные интервалы между самолетами, выполняющими взлет, заход на посадку по ППП и самолетом, выполняющим ВЗП;

· контроль за выдерживанием экипажем схемы ухода на второй круг по приборам при наличии радиолокационного контроля;

своевременность информации экипажа о воздушной, метеоро­логической и орнитологической обстановке.

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 13 июня 2021 г.

Чтение карт Jeppesen Approach

Jeppesen — американская компания, являющаяся одним из мировых лидеров на рынке обеспечения аэронавигационной информацией. Компания выпускает ряд сборников радионавигационной информации и карт для полетов по правилам визуальных полетов, схем захода на посадку и взлета, литературы по авиации, программного обеспечения, учебных пособий.

Если не ошибаюсь, автор нижеприведённого Malukhin@RU (на разных сайтах или вообще не указан автор или автор другой).

На этом сайте данные карты с расшифровкой даны лишь для примера. Для полной расшифровке ищите легенду к этим картам. Например, данные можно найти в книге "Воздушная навигация. Международные полеты." или в "Инструкция Jeppesen по работе с навигационными картами".

Ниже приведён для примера карты Jeppesen Approach (хотя есть и другие виды карт) для захода на посадку в аэропорте Пулково. Подход на 28 правую полосу.

Approach (APCH, APP, APPR) - это термин применяется для обозначения одного из этапов полёта - заход на посадку.

Заход на посадку - это маневрирование самолёта по заданной схеме для выведения его на предпосадочную прямую.

Карта Jeppesen

Заголовок карты

Заголовок Jeppesen Approach

Связь (частоты)

Связь (частоты) Jeppesen Approach

1. Частота ATIS (Automatic Terminal Information Service) - служба (система) автоматического вещания. Содержит данные о фактической погоде в районе аэродрома, рабочих ВПП, схем захода и другую информацию, важную для экипажей ВС, содержащуюся в NOTAM. В приведённом случае это 127.4 Мгц. В России еще называется службой "Метео".

2 - 4. Частоты диспетчерского пункта подхода. С "Подходом" работают при подлете к зоне аэродрома, при пересечении высоты перехода (transition altitude). Они сообщают условия входа в зону, условия выполнения подхода (STAR). При вылете координируют точку выхода из зоны аэродрома.

2. Частота, используемая в период времени с 4 утра до 8 вечера для самолёта с истинным курсом сектора от 360 до 180 градусов (восточное направление).

3. Частота, используемая в период времени с 4 утра до 8 вечера для самолёта с истинным курсом сектора от 180 до 360 градусов (западное направление).

4. Частота, используемая в период времени с 8 вечера до 4 утра (время по Гринвичу, оно же GMT, оно же Zulu Time).

5. Частота для связи с диспетчером ближней зоны. В западной системе радиообмена зоны "Круг" нет. Служба "Круг" бережет сопровождение самолёта на высоте от 200 метров (ниже работает служба "Старт"), назначает безопасную высоту (как правило 1800 метров) и дает указания по выходу из района аэродрома. Это при взлете. При посадке, "Круг" разрешает заход и корректирует его схему.

6. Частота для связи со службой "Старт". При взлете у нее запрашивается разрешение занять исполнительный и на взлет, и она передает самолётам условия выхода из зоны аэропорта. При посадке лётчика должны заявить о готовности к ней или об уходе на второй круг. Зона ответственности до высоты 200 метров. Выше - зона ответственности службы "Круг". После посадки и освобождения полосы лётчики связываются с этой службой, прощаются и переключаются на службу "Руление".

7. Частота для связи с диспетчером "Руление" (Ground). На этой частоте просят разрешение на запуск двигателей и на руление. В данной ситуации (посадке) должны сообщить маршрут руления и место стоянки.

Навигационные параметры

Навигационные параметров Jeppesen Approach

1. Частота локалайзера. IPL - идентификатор - эти три буквы азбукой Морзе постоянно передается на данной частоте.

2. Частота NDB (приводной радиостанции). Звездочка (*) означает, что этот маяк работает с перерывами. В Пулково дважды в сутки изменяют направление взлета-посадки.

4. Следует читать так: При движении по глиссаде с использованием ILS (радионавигационная система обеспечения захода на посадку по приборам. В России называется "Курсо-глиссадная система "), в точке прохождения дальнего приводного маркера высота должна быть 722 фута (над уровнем моря) или 656 футов (над аэродромом).

5. Следует читать так: На удалении 7.5 миль от VOR (всенаправленный радиомаяк, который беспечивает выдачу информации об азимуте самолёта) "SPB" минимальная высота 2040 футов над уровнем моря.

6. При ILS посадке высота принятия решения - 266 футов. "Н" в скобках - height - высота над аэродромом.

7. 440 футов - MDA (Minimum Descent Altitude) - минимальная высота, до которой разрешается снижение во время захода по неточным системам, при отсутствии визуального контакта с ориентирами.

8. Apt Elev - превышение аэродрома, др. словами: самая высокая точка взлётно-посадочной полосы (ВПП). RWY - высота ВПП в точке касания в футах над уровнем моря.

10. MSA - минимальная безопасная высота в указанных секторах. "Aiport" - указание на то, что в центре круга именно аэропорт. Радиус круга - 25 миль по умолчанию.

Alt set - установка альтиметра. Здесь по умолчанию применяются миллиметры (ММ), а Гектопаскали - по требованию.

Transition altitude - высота перехода. Ниже этой высоты альтиметр устананавливается по давлению над уровнем моря. Выше - 29.92 дюймов ртутного столба или 1013.25 Гектопаскалей (миллибар) или 760 мм ртутного столба.

Transition level - эшелон перехода, где переустанавливают альтиметр с 760 мм на реальное давление на уровне моря. FL 49 - 4900 футов. Единица в черном кружке примечание, о котором мы вспомним чуть позже.

Собственно карта

Карта Jeppesen Approach

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Здесь изображен VOR (всенаправленный радиомаяк, который беспечивает выдачу информации об азимуте самолёта). В сноске указано что он относится к Санкт-Петербургу. Что частота его 113.4. Что на этой частоте азбукой Морзе передаются три символа "SPB". Внизу указано как это звучит: точка-точка-точка, точка-тире-тире-точка, тире-точка-точка-точка.

Буковка "D" означает, что VOR оборудован системой DME (всенаправленным дальномерным радиомаяком — вид радионавигационной системы, обеспечивающей определение расстояния от наземной станции до воздушного судна).

Маркер, совмещенный с NDB (приводной радиостанции). NDB - кружок, состоящий из трех рядов точек. Маркер - серая сигарообразная фигня.

Тень от сноски (вокруг прямоугольника), говорит о том, что этот маяк имеет решающее значение при навигации.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Параметры ILS (радионавигационная система обеспечения захода на посадку по приборам. В России называется "Курсо-глиссадная система "): курс посадки, и частота ILS.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Об этом говорилось выше - "Навигационные параметры". Примечание относиться в указанию по эшелону перехода.

Эшелон 5900 футов, если давление между 706 и 733 мм ртутного столба. Эшелон 6900 футов, если давление ниже 706 мм.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Нарисованная вышка показывает любое высокое рукотворное сооружение. В приведенном примере высота 1022 фута. Жирная стрелка показывает, что это самое высокое сооружение в зоне аэродрома.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Треугольник обозначает точку пути (intersection). Тут же описаны ее параметры, которые читаются следующим образом: На удалении 11 морских миль от VOR SPB, при радиале 091 градус, высота должна быть 3020 футов (или 2954 над торцом полосы).

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

069 градуса -это курс от NDB (приводной радиостанции) до следующей точки пути (intersection). 7.6 - расстояние между этими двумя пунктами в милях.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Штриховая линия показывает границы запретной или ограниченной для полетов зоны. Литера "Р" означает, что это запретная. Если бы была "R", то это была бы ограниченная зона. UL(P)-22 - название (индекс) зоны.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Конверсионная таблица. Столбец слева - высота над уровнем моря в футах, справа - высота над аэродромом в футах и метрах.

Некоторые элементы с карты Jeppesen Approach

Черная сплошная вовсе НЕ говорит о том, что нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО при посадке следовать ей. Смотрите карту STAR (документированная процедура (схема) движения самолёта по ППП (Правила выполнения полетов по пилотажно-навигационным приборам при обязательном постоянном контроле со стороны органа УВД (НПП ГА-85) в районе аэродрома перед приземлением.). Здесь это рекомендация при посадке после ухода на второй круг.

Профиль посадки

Профиль посадки Jeppesen Approach

2. ОСА - Obstacle Clearance Altitude - безопасная высота пролёта препятствий- минимальная высота над порогом полосы 28 П. Каждая высота для своей категории.

6. От LOM до точки ухода на второй круг 1 миля. MAP - missed approach point. Точка ухода показана стрелкой с литерой "М". Вторая стрелка - та, что ниже - высота принятия решения.

7. Точка входа в глиссаду (помечена крестом). "D 7.5 SPB" - дистанция до VOR SPB - 7.5 миль. 2040 - высота для входа в глиссаду.

9. Цифры над чертой (1.7 и 4.5) показывают расстояние между соседними точками. Цифры ПОД чертой (0.5 и 2.2) показывают расстояние до порога полосы.

Конверсионная таблица, световая разметка и уход на второй круг

Конверсионная таблица, световая разметка и уход на второй круг на Jeppesen Approach

1. Таблица показывает соотношение скорости крафта и вертикальной скорости при посадке. Например, при скорости 120 узлов вертикальная скорость должна быть 570 футов в минуту. А после пересечения точки LOM до точки ухода на второй круг есть 30 секунд.

2. HIALS - High Intensity Approach Light System. Картинка показывает какой свет нас ждет перед торцом полосы.

3. Последовательность уход на второй круг. Читается так: если Missed approach, то набираем высоту 2040 футов, двигаясь при этом курсом 279. Потом делаем поворот влево на NDB PL (частота 525), для тех, кто по стрелке не может определить где право, а где лево, написано: "LT" - Left Turn. По достижении PL, набираем высоту 3020 футов.

Посадочные минимумы

Посадочные минимумы на Jeppesen Approach

Текущее состояние видимости в районе аэродрома передает служба ATIS. Если видимость оказывается ниже указанных параметров, то, скорее всего, придется уходить на запасной аэродром.

1. Минимумы для ILS: высота принятия решения 266. FULL - полностью включенная световая разметка полосы. ALS OUT - с выключенными огнями подхода.

2. RVR - дальность видимости полосы. То есть - дальность, при которой пилот, находящийся на оси полосы, может различать ее разметку. VIS - видимость на поверхности полосы.

Читайте также: