Каждая клетка животных и растений дышит питается имеет хлоропласты растет и делится

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса

Вариант I

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 45минут. Внимательно читайте задания.

А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

состоят из химических веществ

имеют клеточное строение

АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:

зрительная трубка (тубус)

А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:

А5 . Бактерии размножаются:

с помощью оплодотворения

А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:

А7 . Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

росту и размножению

А8. Торфяным мхом называют:

А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:

А10 . Цветки характерны для

Инструкция для обучающихся

В1 . Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.

(В ответ запишите цифру.)

В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:

Растет и делится

Может участвовать в оплодотворении

Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)

В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:

Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)

Инструкция для обучающихся

С1. Что изучает ботаника?

С2 . Какого цвета могут быть пластиды?

С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса

Вариант II

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 45минут. Внимательно читайте задания.

А1 . Наука, изучающая растения, называется:

А2 . Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

АЗ. Каждая клетка возникает путем:

гибели материнской клетки

слияния клеток кожи

деления материнской клетки

слияния мышечных клеток

А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:

А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:

белков и нуклеиновой кислоты

А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:

мхами и лишайниками

папоротниками, хвощами и плаунами

А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:

А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:

стебли и листья

А9 . Наука, изучающая строение и функции клеток:

А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:

росту и размножению

Инструкция для обучающихся

В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?

В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:

Инструкция для обучающихся

С1. Значение растений в природе.

С2. Назовите основные части клетки?

С3 . Какие царства живых организмов вы знаете?

Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса

Ботаника – это наука о растениях.

Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе.

Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые.

Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка

Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.

Существует 4 царства живых организмов - б актерии, грибы, растения, животные.

Спецификация

итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Назначение итоговой работы.

Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

Структура диагностической работы.

Система оценивания итоговой работы.

За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.

4. Форма проведения итоговой работы.

К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный . При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.

Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.

Шкала оценивания результатов учащихся.

Количество баллов

Критерии оценивания

Уровень сформированности УУД

7. Продолжительность контрольной работы.

Аналитический отчет по итогам выполнения итоговой контрольной работы по биологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в 5 классе была проведена итоговая контрольная работа по биологии.

Количество человек в классе:

Количество учащихся, принявших участие в итоговом мониторинге:

Дата проведения:

Цель контрольной работы – определить уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения программы за учебный год.

Задачи контрольной работы – выявление уровня сформированности универсальных учебных действий, позволяющих успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 22 баллов.

Если ученик получает за выполнение всей работы меньше 9 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.

Если ученик получает от 10 до 19 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Если ученик получает от 20 до 22 баллов, то он демонстрирует способность выполнять по биологии задания повышенного уровня сложности.

Результаты выполнения части - А.

A1. Биология — это наука о:
1) космосе; 2)строении Земли;
3) живой природе; 4) веществах.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) неподвижны;
2) имеют клеточное строение;
3) состоят из химических элементов;
4) имеют цвет.
А3. Все живые организмы способны к:
1) размножению;
2) неограниченному росту;
3) питанию готовыми органическими веществами;
4) быстрым перемещениям.
А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
1) наблюдение; 2) измерение;
3) рассматривание; 4) эксперимент.
А5. Увеличительный прибор:
1) предметный столик; 2) микроскоп;
3) тубус; 4) штатив.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив — 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз; 2) 200 раз;
3) 250 раз; 4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы;
3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты; 2) автотрофы;
3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А9. Важнейший признак представителей царства Растения — способность к:
1) дыханию; 2) питанию;
3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.
А10. Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза;
2) готовыми органическими веществами;
3) водой и углекислым газом;
4) неорганическими веществами.
А11. Неклеточными формами жизни являются:
1) вирусы; 2) бактерии;
3) грибы; 4) растения.
А12. Размножение с помощью клеток или частей тела называют:
1) бесполым 2) половым
3) вегетативным 4) оплодотворением


А13. Клеточное строение имеют:
1)все природные тела 2)только животные 3)только растения 4)все живые существа


Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений:
А) дышит;
Б) питается;
В) имеет хлоропласты;
Г) растёт и делится;
Д) может участвовать в оплодотворении;
Е) образует питательные вещества на свету.


В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:
А) туберкулёз;
Б) холера;
В) грипп;
Г) СПИД;
Д) чума;
Е) гепатит.
В3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.


Царство живой природы:
1) грибы 2) Животные
Особенность жизнедеятельности
А) Питаются путём заглатывания пищевых
частиц Б) Неограниченный рост у большинства организмов
В) Активное передвижение
Г) Питаются путём всасывания веществ
Д) Неподвижны, ведут прикреплённый образ жизни
Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.
С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Ботаника- это наука и о растениях. Она изучает такие виды как деревья или цветы.

Пластиды, или хлоропласты- это одна из важных частей растительной клетки, т.к. в других клетках их нет. Хлороплпсты зелёного цвета, они придают растению зелёный цвет.

Вообще, существует 3 среды обитания живых организмов, это: наземно- воздушная, почва и вода .

Если объяснять проще, то наземно- воздушная- это воздух, а почва это под землёй. В каждой из этих сред обитает огромное разнообразие живых организмов. Например, в почве обитает представители таких организмов как крот, грибы, бактерии и др. В воде-рыбы, водные растения, а в наземно-воздушной среде обитает большинство организмов, таких как птицы , животные, бактериии и тд.

+

С1 Ботаника-это наука которая учит Срастительного мира.

С2 Пластиды бывают трех вида :

2 хромопласт(цветная пластида)

3 лейкопласт (безцветная пластида)

С3 бывают четыре среды обитания:

Ответ

+

1)ботаника наука о растениях
2) биология наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
3)5 царств
4)цитология раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки
5)гистология раздел биологии, изучающий строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов. Обычно это делается рассечением тканей на тонкие слои и с микротома. В отличие от анатомии, гистология изучает строение организма на тканевом уровне.
6)морфология это раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими
7) анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей.
8)физиология наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.

Ответ

+

Ответ

+

1.бактерии, протисты, растения, грибы, животные.
2.ботаника это наука о растениях.
4.клубни, листья, стебли.

Ответ

+

1.Зоология,Ботаника,Экология,Генетика,Цитология,Физиология,Вирусология,Микология,Бактериология,Анатомия.
2.Растения
3.Лопух крапива ромашка аптечная зверобой

Ответ

+

Ответ

+

1-Животные, растения, грибы, бактерии

2- Ботаника изучает царство растений, которое делится на дикорастущие растения и культурные растения.

3-Боярышник, одуванчик, фиалка трёхцветная, шиповник, клевер, земляника.

4-Побег и корень – главные вегетативные органы растения. Корень и побег обеспечивают растение питательными веществами и осуществляют обмен веществ с внешней средой.

Ответ

+

Ботаника — одна из древнейших биологических наук. Она возникла в III в. до н. э. В то время все организмы были разделены только на две группы — животные и растения. Первоначально грибы и бактерии, наряду с растениями, изучались учеными ботаниками. Бактерии и грибы были выделены в отдельные царства живой природы только в ХХ в., когда были установлены их существенные отличия от растений. Однако по традиции учебные предметы по ботанике продолжают включать сведения как о растениях, так и о бактериях и грибах.

Из трех царств живой природы (Бактерии, Грибы, Растения) самое крупное и многообразное — царство Растения. Оно включает около 350 тыс. видов, тогда как грибов к настоящему времени известно около 100 тыс. видов, а бактерий около 20 тыс. видов.

Значение растений, бактерий и грибов в природе. Растения широко расселились на Земле от экваториальных до полярных областей. Они образуют растительность тундры, лесов, степей, пустынь, гор, лугов, болот и водоемов и оказывают большое влияние на состав воздуха, почвы, жизнь животных. Прежде всего, велико значение растений в обогащении воздуха кислородом и освобождении его от избытка углекислого газа, поддержании его влажности. Главная роль в этом при надлежит лесам, которые смягчают климат, ослабляют иссушающее действие ветра накоплению влаги в почве, препятствуют обмелению рек и образованию оврагов. Растения — основная пища многих животных, которыми, в свою очередь, питаются другие животные. Они же служат многим животным естественным убежищем, надежной защитой летом от палящих солнечных лучей.

Велико значение в природе бактерий и грибов. Многие бактерии и грибы превращают растительные и другие органические остатки в перегной. Существует немало бактерий и грибов, вызывающих различные болезни у растений и животных.

Разновидности клеток

Когда одной клетки достаточно

До 1665 года человечество не подозревало о существовании клеток. Впервые их обнаружил англичанин Роберт Гук. Он разглядывал через увеличительный прибор кору дуба и заметил, что она состоит из множества ячеек. Позднее выяснилось, что это были мертвые оболочки клеток, полые внутри.

В живых клетках растений, в отличие от мертвых, присутствует вязкое вещество — цитоплазма, в которой плавают ядро и вакуоли — пузырьки с клеточным соком. Взгляните на разрезанный помидор или кусочек арбуза. Вы заметите, что спелая мякоть состоит из мельчайших гранул. Это и есть растительные клетки.

Как вы думаете, все ли живые существа состоят из множества клеток, или порой достаточно и одной, чтобы создание могло полноценно жить, питаться и размножаться? Иногда одной клетки хватает для жизни. На Земле есть ничтожно малые существа — одноклеточные, организм которых состоит из одной-единственной клетки.

В 1675 году голландский ученый Антони ван Левенгук начал рассматривать под микроскопом капельки воды. Он заметил, что жидкость кишит микроскопическими созданиями. Каждое из них могло бы с легкостью проплыть сквозь тонкое игольное ушко. Тела этих крошечных существ состояли из одной клетки. Тем не менее, организмы легко реагировали на свет, тепло, химические вещества и механические раздражители. Они были способны самостоятельно питаться, дышать, размножаться, расти и развиваться.

ЭВОЛЮЦИЯ МИКРОСКОПА

Однажды Роберт Гук (1635-1703 гг. — английский естествоиспытатель и изобретатель) вел наблюдения на старом микроскопе. Он был в виде полуметровой позолоченной вертикальной трубы. Работать на нем приходилось, согнувшись в три погибели. Гук решил усовершенствовать прибор. Для начала он сделал тубус наклонным. Затем биолог установил перед прибором масляную лампу для лучшего освещения. Потом к нему пришла мысль усилить свет за счет солнечных лучей и сконцентрировать его. Так появился большой стеклянный шар, наполненный водой. За ним была установлена специальная линза. Эта оптическая система в сотни раз усиливала яркость освещения.

Ученые сделали вывод: одноклеточные — такие же живые существа, как, к примеру, слон или человек. С тех пор все живое делится на две группы — одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные организмы

Со временем в группу одноклеточных попали все виды бактерий, некоторые грибы, растения и животные. К одноклеточным грибам отнесли дрожжи; к одноклеточным растениям — водоросли хлореллу и хламидомонаду; к одноклеточным животным — амебу, инфузорию туфельку и трубача.

Группа многоклеточных оказалась многочисленнее. В нее вошли растения, грибы, животные и человек. Их организмы состоят из множества видов клеток, каждая из которых играет определенную роль. Клетки, сходные по строению и функциям, образуют ткани. Покровные ткани защищают организм от травм и вредных воздействий. Органы растений, животных и человека тоже состоят из тканей. Растительные ткани образуют корни и листья; животные — мышцы, сердце, желудок, печень, почки.

Строение клетки

Строение клетки: органоиды

Главный орган клетки — ядро, покрытое пористой оболочкой. Сквозь поры в ядро и обратно поступают питательные вещества и отходы. Ядро заполнено соком, в котором находятся ниточки молекул ДНК и ядрышко. Ядро — главнокомандующий, оно управляет всеми процессами внутри клетки и заведует важной генетической информацией.

Помимо ядра, вакуолей и цитоплазмы внутри клетки присутствуют и другие органоиды. И в животных, и в растительных клетках есть вакуоли — пузырьки, заполненные клеточным соком. Они отвечают за хранение питательных веществ, обезвреживание ядов и вывод отходов. Митохондрии — производители энергии. Они помогают клетке дышать, размножаться, расти. Аппарат Гольджи отвечает за производство, хранение и доставку веществ в разные части клетки. Рибосомы в ответе за выработку белка — строительного материала. Лизосомы, мешочки с ферментами, которые ускоряют процессы в организме, переваривают пищу. Пероксисомы тоже содержат ферменты. Они нейтрализуют вредные вещества и разрушают жиры.

Строение клетки: отличия животной от растительной

У растительных и животных клеток есть и отличия

КЛЕТКИ-ГИГАНТЫ

Клетки бывают крупных размеров. Например, клетка стебля льна достигает 40 мм, а клетка мякоти арбуза — 1 мм. Их видно невооруженным глазом.

Митохондрии и хлоропласты

Все клетки нуждаются в питании, которое они получают при помощи митохондрий и хлоропластов.

Двумембранные органоиды: митохондрии, хлоропласты, ядро

Митохондрии производят аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ). Это своеобразный аналог батарейки, которая вырабатывает, хранит и распределяет между органоидами энергию. Активные клетки расходуют большое количество энергии, и митохондрий в них много. Если внутренние процессы в клетке протекают вяло, избыток энергии ни к чему. В такой клетке митохондрий мало. Митохондрии могут иметь спиралевидную, округлую, чашевидную и нитевидную формы и даже способны трансформироваться. Они передвигаются внутри клетки. Эти частички словно чувствуют, какая часть клетки остро нуждается в энергии, и спешат именно туда.

В хлоропластах содержится пигмент хлорофилл, который окрашивает растения в зеленый цвет и участвует в важнейшем процессе — фотосинтезе. При помощи хлорофилла зеленые растения поглощают солнечный свет и перерабатывают его в органические вещества.

Ядро клетки

Самая первая живая клетка зародилась на планете миллионы лет назад. Ученые до сих пор спорят о том, когда и как она появилась: в воде или на суше, из каких частиц, в каких условиях.

В поиске истины ученые выдвинули две теории происхождения клеток: клеточную и теорию биогенеза. Клеточная теория стала основополагающей. В середине XIX века после долгих исследований немецкие ученые Маттиас Шлейден и Теодор Шванн впервые заявили: абсолютно все живые организмы на Земле состоят из клеток. Так появилась клеточная теория. Немногим позднее Рудольф Вирхов высказал мнение о том, что живая клетка может произойти только от живой клетки, а ее спонтанное появление из неживой материи невозможно. Выходит, жизнь была всегда. Вечно. Это стало главным утверждением биогенеза.

Эукариоты — это растения, животные, грибы. Они могут быть как многоклеточными, так и состоять из одной-единственной клетки. Представителей этой группы объединяет наличие в клетке ядра.

В целом эукариотические клетки отличаются от прокариотов сложностью своей конструкции. Биологи считают, что прокариоты — предки эукариотов, которые в процессе эволюции начали объединяться, образуя многоклеточные организмы.

Симбиогенез. История о том, как съеденная жертва стала звеном эволюции

Майкл Дентон, британско-австралийский биохимик

Читайте также: