Кейс технологии по экологии в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).
Можно применять следующие кейсы:
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

2) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

3)Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.

1. познакомить участников мастер-класса с кейс-технологией;

2. вызвать интерес к использованию кейс-технологи в работе с детьми дошкольного возраста для развития восприятия, мышления и речи;

3. способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной

компетентности педагогов в области применения интерактивной кейс-технологии.

Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: педагоги, группы по 4 человека.

Дидактический материал: кейс пакеты, презентация по теме, фломастеры, папирус, метки красный, синий, зеленый – этапы деятельности.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, столы и стулья для педагогов.

Предварительная работа : изучение и обработка специальной литературы по данной теме; подготовка компьютерной презентации; подготовка оборудования, создание кейс папок.

1. Введение – актуальность.

2. Основная часть – теоретические основы кейс – технологии.

3. Практическая часть - работа с кейсом.

Ход мастер-класса :

В наших руках возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мыслить, способных принимать нестандартные решения, применять полученные знания в реальной жизни самостоятельно, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные при использовании метода кейсов, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать е. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

В восточной философской энциклопедии в одном из главных произведений конфуцианской канонической литературы Ли Цзиесть есть мудрое высказывание:

Сегодняшний мастер-класс позволит мне поделиться опытом использования кейс-технологии для формирования моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений.

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья людей, животных).

Можно применять следующие кейсы :

1. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Примеры картинок вы видите на экране.

2) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью).

3. Кейсы-варианты развития событий

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

Применяются следующие кейсы :

1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш);

По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.

Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы.

4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

В начале нашей практической части я предлагаю вам провести небольшую разминку - интервью.

1. Какие запрещающие и разрешающие знаки природы вы использовали бы и для чего?

2. Какую роль в экологическом образовании детей играют наглядные пособия? Что с их помощью можно показать?

3. Без чего человек не проживет и 6 минут? (без воздуха). Без чего человек не проживет и недели? Без воды.

Я приглашаю 6 помощников. Пожалуйста выходите. Их задача освоить применение алгоритма действий для организации 2 ситуаций по теме. Первая тройка работает с иллюстрацией, вторая тройка работает с кейсом варианты развития событий. На столе лежат метки красный, синий, зеленый – этапы защиты своей версии событий и папирус. В папирусе вы должны изобразить правило, которым смогут воспользоваться дети. Ваши рисунки мы поместим в детскую копилку.

Пока педагоги готовятся я поработаю с аудиторией.

Предлагаю вам игры с противоречиями (кейс прогнозирование, которые можно решить с помощью алгоритма.

Давайте коллеги сформулируем вывод. С развитием цивилизации окружающий мир стал страдать от действий людей.

Кейс- диспут

Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог;

умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Первый этап • Ситуация

Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

Второй этап • Момент проблемного включения детей

Третий этап – защита своей идеи.

Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

Наши педагоги готовы и могут отвечать.

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации.

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

Второй этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? Последствия употребления загрязненной воды для человека, водоплавающих, насекомых.

Третий этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. Соблюдение экологического образа жизни.

Обновить очистные сооружения на заводе.

Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий, формулирование правила.

2. Рассмотрим пример кейс – варианты развития событий

Направлен на развитие умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных ситуациях, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам) людей, формулировать правило (ответ).

Первый этап – перед вами иллюстрации, рассмотрите их. Дети идут в поход в лес, и родители ругают детей.

Второй этап – Что могло произойти? Дети ходили в поход и разожгли костер.

Третий этап – Какие неправильные действия совершили дети? К чему приведет такое поведение? (метод предвидение).

Четвертый этап – предложите пути решения проблемы

- Какой вывод можно сделать? Сформулируйте правило.

Кейс предполагает использование различных средств.

Вопрос к педагогам

– Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Вопросы к педагогам

– Что можно обсудить на Ваш взгляд с детьми, что является объектом Кейс-метода?

социальные и естественно-научные ситуации;

словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;

фантазийные ситуации и нелепицы;

фото и видеоролики;

объекты и явления окружающей действительности.

(Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми).

Экологическая кейс - технология помогает повысить интерес и педагогов, и детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная и нравственная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Итак, кейс-технология : — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ keysstadi как форма работы с детьми дошкольного возраста.docx

Семинар-практикум для педагогов:

Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников

Цель : Познакомить педагогов с применением метода кейсов в экологическом воспитании дошкольников

1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений по экологическому воспитанию дошкольников .

4. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал каждого педагога .

Ожидаемые результаты :


Участники семинара-практикума получат знания:

что представляет собой кейс-технология;

разновидности кейс-технологий и их применение в работе с дошкольников ;

правила разработки кейсов для обучения;

применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –20- 25 мин
3. Практическая часть – 10-15 мин

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Поэтому огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки я держу в руках объемный кейс.

Хотела бы сегодня поделиться им с Вами.

Я предлагаю Вам принять участие в практикуме по освоению Кейс-технологии и применению ее в работе с дошкольниками.

Теоретическая часть

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений .

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.

Теоретические моменты понимания и применения кейс-технологии ДОУ

Родиной метода case - study являются США, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета.

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в НОД. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся любого возраста сегодня.

Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни . Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, их актуальное или проблемное изложение, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;

• быть привлекательным и увлекательным для участников;

• быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;

• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).

Рассмотрим существующие классификации кейсов и, соответственно, решаемые с их помощью типы задач.

По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:

➢ практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

➢ обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

➢ научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. В дошкольном детстве такой кейс применить крайне сложно.

Классификации кейсов и их характерные особенности отражены в таблице 1: Таб.1. Традиционная классификация кейсов

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Познание, понимание жизни

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Научно- исследовательский кейс

Создание моделей ситуаций

В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).

Можно применять следующие кейсы:

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы:

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

О пользе кейс-технологии и использовании кейсов в развитии и воспитании дошкольников

Все авторы признают, что кейс-технологии обладают огромным развивающим потенциалом. Практики отмечают, что в случае целенаправленного и регулярного применения педагогами кейс-технологий дети дошкольного возраста:

• учатся получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;

• научаются соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства;

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;

• развивается информационная компетентность детей; они учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Правила применения кейс-технологий.

✓ Кейс-технологии – это интерактивные технологии, это – форма в которой мы организуем активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.

✓ Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.

✓ Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.

Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.

✓ Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.

✓ При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.

✓ Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.

Типовая внутренняя структура кейсов:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарии ситуации, представленные педагогом,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения (в форме иллюстрации, музыки и т.п.).

Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со значимым взрослым – педагогов, предъявившим кейс.

Методические рекомендации к использованию кейс-технологии для формирования экологической культуры дошкольников

Прежде всего, педагогу для работы с кейс-технологиями необходимо осознать и принять те методологические принципы и подходы, на которых она строится.

Принять и сделать их основой для своей деятельности и для работы с детьми.

– Это культурологический подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ формирования культуры дошкольника. Имеется в виду не просто передача знаний и формирование представлений, а введение ребенка в культуру отношений, в понимание правил, в познание и применение ценностей, в понимание значимых образцов. Педагогу необходимо формировать представление о разумности норм, об их культурной и общечеловеческой обусловленности, о значении для общего блага. В диалог по поводу материалов кейса должны вводиться эти аспекты, именно к обобщениям такого гуманитарного и культурологического характера должен подводить педагог детей, работающих по кейсу.

Это деятельностный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как коммуникативную и познавательную деятельность, как совместное творчество. Цель кейса – возбудить общение и мышление на тему экологии, охраны окружающей среды.

Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.

Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:

-проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук);

-магнитная доска, набор магнитов;

-набор мелких игрушек;

-набор карточек (может предъявляться на экране).

Порядок организации детей на работу по кейсу

В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания. Рассмотрим подготовку к введению кейсов в группе. Воспитатель собирает детей и презентует им новую форму работы. Сообщает, что будет рассказывать о ситуациях, которые происходили или могут произойти с детьми – и задавать вопросы.

Воспитатель вводит условное обозначение для этого вида работы (например, рисунок).

В дальнейшем педагогу достаточно выставить такой знак (на экране или на картинке), и дети понимают тип работы, который им предстоит. Интересно, что в дальнейшем дети сами предлагают педагогу такую форму работы, предъявляя знак, самоорганизуются на подобную игру. Педагог рассказывает детям, что игра, в которую будут играть дети, коллективная, как в телевизоре. Обсуждают все дети - активно, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат. ( Это очень важное условие работы по кейсам. Иначе получится, что это просто опрос по картинке или по воспринимаемой ситуации ).

Практическая часть

На это задание даю вам 5 мин. и приступим к обсуждению.

Примеры кейс ситуаций

Вы гуляли на улице с ребятами и на клумбе увидели красивую бабочку?

-

hello_html_m12cf827.jpg
hello_html_3ca5dc6c.jpg

Краткий рассказ педагога:

Весенняя погода переменчива: то светит теплое солнце, то сбивает с ног ветер, то моросит дождь. Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий.

Вопрос: Давайте подумаем, почему так произошло, к чему может привести, если не спрятаться от дождя и намокнуть?

hello_html_m1a7d668a.jpg
hello_html_5ae9aae7.jpg

4- Тема НОД: Правила поведения в лесу

Краткий рассказ: Перед вами птичье гнездо найденное ребенком в лесу.

Вопрос: правильно ли повел себя мальчик, потрогав или взяв яйцо из гнезда в руки?

Что может произойти и к чему может привести, если мальчик принесет яйцо домой.

hello_html_m414d2306.jpg
hello_html_598bffc4.jpg

Организационные моменты использования кейсов

Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:

1) Как составную часть НОД познавательного или речевого цикла

2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.

3) Как часть проекта по формированию экологического сознания (Н-р безопасного поведения разной степени продолжительности). Опыт работы по кейс-стади и методическая литература однозначно свидетельствуют о том, что эффективной работа по технологии становится только при условии соблюдения системности.

Педагогу необходимо вводить детей в ситуацию практического познания и оценки ситуации, формировать культуру ведения диалога и полилога. В любом случае, ориентируясь на опыт Гарвардских ученых – авторов кейс-стади, можно утверждать, что до 4-5 первых предъявлений кейсов являются своеобразной ориентировкой и тренировкой. Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы с детьми– 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для детей.

Нет четкой последовательности введения типов кейсов. В методической литературе мы находим только упоминание о том, что начинать следовало бы с предъявления детям на обсуждение нескольких готовых вариантов решения кейса. Однако практика показывает, что в этом случае дети начинают ожидать от взрослого подсказки, и не сразу переходят к самостоятельному обсуждению.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других

Вывод : Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

На своих листах, отметьте пожалуйста смайликом: веселый –если технология вас заинтересовала и грустным – если у вас остались невыясненные моменты, с которыми вы самостоятельно не справитесь.

Я надеюсь, что вам удалось получить полное представление о Кейс-технологии и ее применении. Если же у вас возникло желание более подробно познакомиться с этой технологией, вы можете найти информацию в предложенных источниках.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дошкольный возраст выступает первым звеном в системе непрерывного экологического образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностных установок в мире природы.

Но дошкольник без помощи взрослых – воспитателей, родителей, не может приобщиться к огромному пласту экологической культуры из-за его многогранности, обширности и сложности. Поэтому воспитатель становится субъектом экологического воспитания.

Данная проблема возникла в связи с тем, что воспитанники дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями СанПиНа лишены полноценного взаимодействия с живой природой. В детском саду запрещено размещать многие комнатные растения (в том числе напольные, ампельные), ликвидированы зимние сады, уголки природы с птицами, черепахами, безобидными зверьками вроде морских свинок, а красота живых растений теперь восполняется искусственными цветами. Ликвидирован даже аквариум с рыбками, который с точки зрения экологического образования является прекрасным живым демонстрационным объектом.

Возникает вопрос: как в таких условиях формировать экологичное поведение ребенка, не оторванное от его экологических знаний и представлений, а другими словами, его экологическую компетенцию?

На поиск педагогических средств и технологий, обеспечивающих реализацию именно компетентностного подхода в экологическом образовании дошкольников, нацеливает нас не только ФГОС, но и Концепция модернизации дошкольного образования. Стремительная динамика современной жизни требует от нас поиска и разработки таких эффективных технологий, которые изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу педагогические технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, самоорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов.

Одной из таких педагогических технологий является КЕЙС-технология.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?

Кейс не предлагает проблему в открытом виде, необходимо вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. Данная технология позволяет оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Выделяют несколько методов кейс-технологии: кейс-прогнозирование; кейс-инцидент; проблемно-ролевой кейс; эвристический кейс; неоднозначная ситуация; кейс-дискуссия, кейс-диспут; деловой штурм; кейс с добавлением внешней проблемы.

Внедрение в образовательное пространство инновационной для дошкольного образовательного учреждения № 14 г. Ирбита кейс-технологии, обеспечивающей формирование экологической компетенции детей дошкольного возраста.

  1. Совершенствование воспитательно-образовательной работы для повышения уровня экологической компетенции дошкольников.
  2. Привлечение родителей к активной педагогической деятельности в рамках реализации кейс-технологии для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах экологического воспитания детей и совершенствования отношений между родителями и дошкольной образовательной организацией.
  3. Распространение опыта использования кейс-технологии в экологическом образовании дошкольников для повышения педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Формируя экологическую компетенцию дошкольников, мы использовали следующие виды кейсов:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей). К ним относятся:

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации – иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы-вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Нами применялись следующие кейсы:

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш);

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение

Внедряя кейс-технологию в образовательный процесс, я опиралась на следующий алгоритм деятельности:

1-й шаг – определение цели кейса: компетенции, умения или способности, которые нужно выявить или сформировать у детей;

2-й шаг – описание кейса: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку – обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события;

3-й шаг – обозначение кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения;

4-й шаг – определение момента проблемного включения: вопрос или задание, которые предлагаются детям, погружают их в атмосферу происходящего, стимулируют к общению.

Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.

Старались научить воспитанников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные. Идеи для кейсов подбирали из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием(примеры, слайды)

Вы гуляли на улице с ребятами и на клумбе увидели красивого жучка?

Порядок организации детей на работу по кейсу

В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания.

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую мы предлагали, могла стать частью занятия или какой-либо деятельности, и ее решение дети искали за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс становился отправной точкой для нескольких событий и идей.

Работа с родителями:

Нельзя не учитывать тот факт, что решающую роль в формировании экологической культуры детей играет семья. Как правило, реальное поведение родителей противоречит провозглашаемым ими же принципам. В такой ситуации рассчитывать на правильное поведение ребёнка сложно. Следовательно, необходима также правильно спланированная работа с родителями по формированию экологической культуры и вовлечения их в совместную с детьми деятельность, а так же спланированная система экологического просвещения самих родителей.

Совместная с родителями работа над проектами, участие в экологических акциях, озеленении участка, организация работы по формированию кейсов позволила родителям принять активное участие в формировании экологической культуры малышей.

• воспитанники учились получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;

• соотносить свои устремления с интересами других;

• учились доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства;

• у детей формировались навыки работы в команде;

• развивалось умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях;

• обеспечивалась взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;

• развивалась информационная компетентность детей; они учились применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Таким образом, я пришла к выводу: кейс-технология, применяемая в образовательном процессе, позволяет формировать сообразный возрасту уровень экологической компетенции дошкольников и способствует развитию социальных компетенций (развивает у воспитанников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли, совместно трудиться над решением общей задачи).

Результатом применения кейс-технологии являются не столько знания, сколько навыки природоохранной деятельности; формирование системы экологических ценностей воспитанников и их социализация.

При этом полноправными участниками образовательного процесса и активными сотворцами в решении проблемных ситуаций становятся и родители. Уровень их информированности о содержании образовательного процесса, о формировании компетенций и степени социализации детей значительно повышается.

Читайте также: