Классификация покрытосеменных 7 класс пасечник

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: Классификация покрытосеменных

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками семейств.

Задачи: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Розоцветных; показать их биологические особенности;

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Как известно, в экспедицию просто так не отправляются. Обязательно у ученых есть цель путешествия. Какова же цель нашей сегодняшней экспедиции?

- Что поможет нам в достижении цели? Обратите внимание на лестницу, которая изображена на доске.

- В каком направлении должна двигаться наша экспедиция, чтобы достичь вершины и получить какой-либо результат?

- Что поможет нам в этом? (на ступенях лестницы изображены иллюстрации действий)

III. Работа по новой теме.

Участники экспедиции готовы? Тогда в путь!

- Отправляясь в исследовательское путешествие, мы видим большое разнообразие растений. А какие же это растения?

Загадывает загадки, демонстрирует муляжи.

  1. Она древностью гордится
    Уже десять тысяч лет,
    Шумит, в полях под синим небом
    И кормит всех нас белым хлебом.
  2. Золотое решето
    Черных домиков полно.
    Сколько черненьких домков –
    Столько беленьких жильцов.
  3. Овощ этот очень крут!
    Убивает всех вокруг.
    Помогут фитонциды
    От оспы и чумы.
    И вылечить простуду
    Им тоже сможем мы.
  4. Цветок – напрасный,
    Плод опасный,
    А поле засажено.
  5. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:
    Без счету одежек, и все без застежек.

- Мы видим огромное разнообразие растений на нашем пути. На какие две группы их можно разделить?

- Как эти растения можно отличить друг от друга?

- Мы не всегда имеем возможность рассмотреть строение семян растений. Как вы думаете, есть ли еще отличия у этих растений?

- Я предлагаю вам, коллеги-ученые, это проверить, изучив гербарные экземпляры растений.

- Итак, кто готов ответить на вопрос: есть ли отличия двудольных и однодольных растений, кроме количества семядолей?

- Как мы можем наши открытия оформить?


Отдел Покрытосеменные, или Цветковые, растения – самый большой в царстве растений. Учёные выделяют более 250 тысяч видов, которые объединены в 13 тысяч родов и более чем 400 семейств.
Отдел Покрытосеменные делится на два класса – класс Однодольные и класс Двудольные.
Отличить, к какому классу принадлежит растение, можно по числу семядолей зародыша, жилкованию листьев, типу корневой системы и строению цветков.
У однодольных в зародыше одна семядоля.
Простые листья имеют дуговидное или параллельное жилкование.
Цветки трёхчленного типа, то есть число чашелистиков, лепестков и тычинок кратно трём – например, три чашелистика, три лепестка, 6 тычинок.
Корневая система – мочковатая.
Для двудольных типичны две семядоли в зародыше.
Листья бывают и простыми, и сложными, жилкование сетчатое.
Цветки четырех- или пятичленного типа, то есть число чашелистиков, лепестков и тычинок кратно четырем или пяти.
Корневая система стрежневая, с развитыми боковыми корнями.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Цель урока – выяснить основные признаки растений классов Двудольные и Однодольные, узнать основные характерные признаки растений семейств Крестоцветные (Капустные), Бобовые (Мотыльковые), Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), Лилейные и Злаковые (Мятликовые), узнать их роль в природе и жизни человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Классификация покрытосеменных"

Цветковые – наиболее распространённая группа растений. Это проявляется огромным разнообразием видов: так, на Земле произрастают не менее 250 000 видов, каждый год учёные обнаруживают и описывают все новые и новые виды.

Отдел Цветковые растения подразделяют на два класса: класс Двудольные, или Магнолиопсиды, и класс Однодольные, или Лилиопсиды. В класс двудольные входит около 180 000 видов, которые объединяются в 10 000 родов и 325 семейств. Класс Однодольные объединяет около 60 000 видов, 3000 родов и 65 семейств. Между этими классами имеется много отличий, однако ни одно из них не является всеобъемлющим.

Класс Двудольные включает семейства: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Бобовые (Мотыльковые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) и др.

Класс Однодольные включает семейства: Лилейные, Злаковые (Мятликовые) и др.

Вспомним, что однодольные растения имеют в зародыше семени одну долю.

Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, а у некоторых – в зародыше.

Двудольные растения имеют в зародыше две доли.

Рассмотрим основные признаки представленных семейств одно- и двудольных цветковых.

Семейство Крестоцветные по-другому ещё называют семейством Капустные.

Название семейства связано с особенностями строения цветка. Его четыре лепестка расположены крестообразно. Чашечка также с четырьмя чашелистиками. Пестик один, а тычинок шесть, две из которых короткие, а четыре длинные.


Формула цветка крестоцветных выглядит так: *Ч4Л4 Т 4 + 2 П1.

Диаграмма цветка показывает число, размеры и взаимное расположение частей, наличие и отсутствие срастаний, а также строение завязи.

Обычно мелкие цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть, реже в виде щитка.

Плоды представляют собой стручки или стручочки (короткие стручки). Длина стручков не более чем в 2–3 раза превышает их ширину.

Расположение листьев очерёдное либо в прикорневой розетке.

Корневая система стержневого типа. У ряда представителей крестоцветных образуются корнеплоды.

Растения, принадлежащие этому семейству, широко распространены и очень разнообразны. Среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья.

Несмотря на большое разнообразие, растения семейства Розоцветные имеют сходное строение цветка.

Цветок розоцветных – обоеполый, одиночный обычно с двойным околоцветником, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (иногда 4 или 6) лепестков. Чашечка часто бывает двурядной – с так называемым подчашием.

Венчик околоцветника, как правило, состоит из 5 яркоокрашенных и нередко ароматных лепестков.

Тычинок в цветках большинства розоцветных много – от одного до нескольких десятков. Пестик может быть один (например, в цветках яблони, сливы, вишни), или их может быть много (например, в цветках малины, земляники, шиповника).

Таким образом, в зависимости от числа пестиков формулы цветка розоцветных могут быть такими: *Ч5Л5 Т, П, *Ч5Л5 Т П1 или *Ч5 + 5Л5 Т П.

Диаграмма розоцветных имеет такой вид.

Плод сборная костянка, или сборный орешек.

Типичный представитель розоцветных – кустарник шиповник, или дикая роза. Его цветки обладают сильным ароматом. Двойной околоцветник шиповника образован 5 чашелистиками и 5 крупными лепестками, тычинок и пестиков много.
Формула цветка выглядит так: *Ч5Л5 ТП
Цветки имеют вздутое бокаловидное цветоложе.

После оплодотворения каждый пестик шиповника превращается в плод-орешек, а все они оказываются внутри разросшегося цветоложа, образуется плод-многоорешек.

Плоды шиповника богаты многими витаминами, особенно витамином С.

Много пестиков и в цветке малины. Из них образуются сочные костянки – элементы плода-многокостянки.

Другие розоцветные (вишня, слива, абрикос и др.) имеют цветки с одним пестиком. Из его завязи образуется плод-костянка.

Особый вид плода – яблоко – развивается у боярышника, рябины, груши, яблони.

У сливы цветки собраны в небольших щитковидных соцветиях. Плоды – удлинённые костянки длиной 2–7 см, могут быть очень разнообразные по цвету.

Семейство Бобовые, или как его ещё называют Мотыльковые.

Это семейство включает однолетние и многолетние травы, кустарники и деревья.

Цветок семейства Бобовые имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков (2 из них сросшиеся).



Лепестки цветка бобовых имеют особые названия: верхний, обычно самый крупный – парус, боковые лепестки – вёсла, 2 сросшихся нижних – лодочка. Пестик, расположенный внутри лодочки, окружён 10 тычинками. У большинства нити 9 тычинок срастаются, а 1 остаётся свободной. Формула цветка большинства мотыльковых выглядит так: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Иногда все тычинки срастаются нитями (как, например, у люпина) или могут остаться свободными.

Плод у мотыльковых называется боб. Боб состоит из двух длинных тонких створок, соединённых краями. Внутри боба содержится небольшое количество семян, расположенных в одну линию. Семена крепятся к брюшному шву коротенькими семяножками.

В клетки корней мотыльковых растений через корневые волоски из почвы проникают бактерии. Они поглощают и усваивают свободный азот воздуха, вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего на корнях появляются клубеньки. Поэтому все органы мотыльковых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом.

Листья бобовых растений различны у разных видов. У клевера листья тройчатые, у гороха листья перистые и заканчиваются ветвистыми усиками, у люпина – пальчатые.

Для мотыльковых растений характерны соцветия кисть (как, например, у люпина, донника) и головка (как у клевера).

В основном в это семейство входят травянистые растения, но есть среди них и кустарники, а в тропических широтах – даже невысокие деревья.

В органах многих растений семейства Паслёновые содержатся ядовитые вещества. Особенно опасны для человека белена чёрная, дурман обыкновенный, мандрагора лекарственная, белладонна, или красавка обыкновенная. Эти растения могут вызвать сильные отравления, но из них можно приготовить и ценные лекарства.

Много ядовитых веществ содержат и листья табака. Из них особенно ядовит никотин. Он отравляет кровь, разрушает сердце и органы дыхания.

Все паслёновые имеют одинаковое строение цветков и плодов. Цветок этих растений имеет двойной околоцветник: чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик – из 5 сросшихся лепестков. Цветок имеет 5 тычинок и 1 пестик.

Формула цветка паслёновых выглядит так: *Ч(5)Л(5)Т 5П1.

Плоды паслёновых – либо ягоды (вы их хорошо знаете), либо коробочки. Например, у дурмана коробочка четырёхгнездная, которая раскрывается четырьмя створками, покрытыми шипами. Во время созревания коробочка растрескивается и из неё высыпаются семена. В одной коробочке созревает от 500 до 800 семян, а на одном растении – 25–45 тысяч.

Семейство Сложноцветные, или как его ещё называют Астровые. Оно является самым многочисленным среди цветковых.

Характерный признак растений семейства Сложноцветные – это наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе. Все эти цветки окружены обёрткой из листочков, обычно зелёных.

Такое соцветие, например жёлтую корзинку одуванчика, можно принять за крупный одиночный цветок с большим числом лепестков.

Цветки сложноцветных имеют двойной околоцветник, но чашечка у них либо не развита, либо представлена щетинками или волосками, образующими хохолок. Венчик состоит из 5 сросшихся в трубку лепестков. Тычинок тоже 5, их пыльники соединены в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика. В цветке 1 пестик.

Из завязи пестика формируется плод семянка, или орешек.

Однолетнее растение подсолнечник имеет огромное соцветие-корзинку.

Количество цветков в корзинке может достигать 1000. В середине находятся трубчатые цветки, по краю – ярко-жёлтые бесполые язычковые, привлекающие насекомых.

В корзинке одуванчика все цветки одинаковые язычковые. Лепестки каждого цветка внизу срастаются в трубку, а наверху – в узкий язычок с 5 зубчиками на конце. 5 тычинок каждого цветка тоже срастаются в трубку, внутри которой находится столбик пестика с двулопастным рыльцем.

Из завязи пестика развивается очень мелкая семянка с пучком волосков (летучкой) на длинной ножке. Летучки приспособлены к распространению семян ветром. Эти летучки развиваются из хохолков. В зависимости от особенностей строения венчика у сложноцветных растений различают несколько типов цветков.

Бодяк полевой имеет корзинку, образованную только трубчатыми цветами. Плоды бодяка – семянки с хохолком – также разносит ветер.


У василька синего в центре корзинки расположены трубчатые, а по краю – крупные синие воронковидные цветки, не имеющие ни тычинок, ни пестиков. Из завязей трубчатых цветков развиваются семянки, каждая с маленьким хохолком.

Семейство Лилейные представлено травянистыми растениями, а также лианами и деревьями.

Всем видам данного семейства свойственно наличие особых сочных и крепких луковичных корней. И лишь у некоторых развивается корневище (например, как у купены и ландыша).

Листья лилейных простые, очерёдные, всегда цельные, без прилистников с дуговидным или параллельным жилкованием.

Характерной особенностью растений семейства Лилейные является то, что их листья никогда не располагаются рядами, а растут у основания стеблей. Их форма у большинства видов продолговатая, овальная или линейная.

Цветки лилейных отличаются красотой, величиной и разнообразием форм. Они всегда обоеполые, выделяются большим количеством нектара, разноцветным ярким окрасом и обычно собранные в кисти правильной формы, реже – одиночные.

Плод ягода, или коробочка.

Семейство Злаковые, или как его ещё называют Мятликовые. Злаковые растения подразделяются на два типа: культурные и луговые. К первому типу принадлежат главные пищевые растения человечества – это пшеница, рис, кукуруза, а также множество других зерновых культур.

Ко второму типу относятся дикорастущие растения – тимофеевка, пырей, мятлик и др., которые используются в качестве корма для домашних животных.

Все представители этого семейства относятся к травам, даже несмотря на то, что стебель некоторых бамбуков одревесневает, достигая 40-метровой высоты и около 20 см в диаметре.

Злаки – это травянистые растения с мочковатой корневой системой и стеблями, узлы которых обычно более толстые, чем междоузлия.

Злаки растут в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным.

У большинства злаков (пшеницы, ржи, тимофеевки) междоузлия стебля полые, а узлы заполнены тканями. Такой стебель называют соломиной.

Листья у всех представителей злаковых простые, сидячие и узкие. Их строение – это длинная листовая пластинка с параллельным жилкованием и влагалище, охватывающее стебель в узлах.

Цветки злаковых почти одинаковые, весьма непримечательные, мелкие и бледные. Они находятся в колосках, которые собираются в различные соцветия.

Соцветие сложный колос имеют такие растения, как пшеница, ячмень, пырей, рожь. Соцветие метёлка имеют овёс, рис, просо, мятлик. Початок – кукуруза.


Число цветков в колосках у разных злаков различно – от одного до нескольких. Цветки большинства злаков имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка пшеницы выглядит так: 0(2) + 2 Т 3П1.

После завершения периода цветения формируется богатый крахмалом, витаминами и белком плод, называемый зерновка. Он состоит из зародыша, эндосперма и оболочек. Отдельные зерновки культивируемых злаков обычно называют зёрнами, а их массу – зерном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация для проведения урока биологии в 6 классе на тему "Покрытосеменные растения" по программе Пасечника.

Презентация используется для проведения вводного урока по теме "Покрытосеменные или цветковые растения". В этой теме большое количество ознакомительного материала, поэтому в данной презентации много и.

Урок по теме "Покрытосеменные (Цветковые) растения".

Урок проводился в рамках организационно-деятельностной игры. На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления и работа в группах.


Презентация по теме "Покрытосеменные растения"


Презентация на тему: Покрытосеменные растения
Презентация к уроку биология 5 класс по теме: Покрытосеменные растения

Презентация к уроку биологии 5 класс по теме: "Покрытосеменные".

Презентация предназначина для обучающихся 5-6 классов на уроке биологии .В ней можно увидеть органы цветкового растения ,жизненные формы,продолжительность жизни растений этого отдела ,познакомит.

Читайте также: