Классификация ртс навигации и посадки

Обновлено: 05.10.2024

Радиотехнические средства навигации (РТС)

NDB (Non-Directional Beacon-ненаправленный маяк) наземная радиопередающая станция. Устанавливаются либо в районе аэродрома как ближняя приводная радиостанция (БПРС - за
1000 метров до створа ВПП), либо как дальняя приводная радиостанция (ДПРС - за 4000метров до створа ВПП). Могут быть установлены отдельно, в качестве ОПРС (отдельная приводная радиостанция) как правило на воздушных трассах.

Маркерный радиомаяк (МР) - устройство, используемое в составе курсо-глиссадной системы для определения момента пролета дальней и ближней приводной радиостанции. МР работают на частоте 75МГц, излучая сигнал узким лучом вверх. Когда самолет пролетает над МР сигнал принимает маркерный радиоприемник, включается звуковой сигнал оповещения, и мигает специальный индикатор на приборной панели.
ДПРС оборудованная маркерным радиомаяком называется ДПРМ (соответственно БПРС - БПРМ).

VOR - (Very high friquency Omni directional radio Range - Всенаправленный УВЧ радиомаяк ). Упрощенно можно представить как маяк, излучающий в каждом направлении свой радиосигнал (азимут). Условно считается что VOR маяк излучает 360 азимутов. Бортовое оборудование способно определять как азимут VOR маяка так и напраление движения "ОТ" или "НА" маяк.

DME - ( Distance Measuring Equipment - Всенаправленный дальномерный радиомаяк) Наземный радиотехнический комплекс, обеспечивающий определение расстояния от маяка до летательного аппарата. Расстояние определяется по времени, за которое сигнал от самолета доходит до маяка,
вызывает срабатывание ответчика, и возвращается назад. Точность измерения около 400м. Может применяться как самостоятельно так и в комплексе с VOR маяком или ILS
В таких случаях на карте обозначаются VOR\DME или ILS\DME
дальность действия до 360км

ILS - (Instrument Landing System - система посадки по приборам) другое название: курсо-глиссадная система.
Состоит из курсового радиомаяка (КРМ) и глиссадного радиомаяка (ГРМ). Каждый из них излучает непрерывный узконаправленный радиосигнал, курсовой в горизонтальной плоскости, глиссадный в вертикальной). Направление сигнала в пространстве совпадает с линией глиссады. Бортовое оборудование самолета состоит из двух радиоприемных устройств с направленными антеннами (курсовая и глиссадная), которые фиксируют излучение КРМ и ГРМ и, в соответствии с положением относительно центра сигнала, подают сигнал на планки командно-пилотажного прибора (НПП, ПНП)
Рабочий диапазон ILS:
108.00-113.00МГц
Дальность действия:(согласно норм ICAO)
по курсовому каналу не менее 46км
по каналу глиссады-18.5км

Сигнал каждого из описанных маяков можно опознать по идентификатору (одна или несколько букв передаваемых с помощью азбуки морзе на частоте работы маяка). Идентификаторы радиомаяков указываются на аэронавигационных картах.

Угломерная радиотехническая система представляет собой комплекс бортового и наземного оборудования, позволяющий определить направление на передающую радиостанцию ( РНТ ). Работа всех угломерных РТС основана на использовании принципа направленного приема или передачи.

В зависимости от комплекта бортового и наземного оборудования угломерные системы подразделяются на радиокомпасные , радиопеленгаторные и радиомаячные .

Радиокомпасная угломерная система бывает двух вариантов: автоматический радиокомпас ( АРК ) ЛА и наземная РНТ (приводная или радиовещательная станция); автоматический радиокомпас АРК-У2 на ЛА и ультракоротковолновый ( УКВ ) радиопередатчик на ЛА или на земле.

С помощью радиокомпасной угломерной системы измеряется курсовой угол радиостанции ( КУР ) - угол в горизонтальной плоскости между продольной осью ЛА и ортодромическим направлением на передающую радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси ЛА по ходу часовой стрелки от 0 0 до 360 0 (рис.1).

В общем случае КУР измеряется с помощью АРК с некоторой ошибкой, называемой радиодевиацией ( D Р ). Она возникает из-за воздействия на рамочную антенну вторичного электромагнитного поля ЛА . Радиодевиация определяется углом между измереннным и действительным направлением на радиостанцию:

С реднеквадратическая ошибка измерения КУР с помощью АРК s кур составляет 1.5 0 - 2 0 . Зная курс полета ЛА и КУР , можно определить пеленг радиостанции и пеленг ЛА .

Пеленг радиостанции ( ПР ) - угол между северным направлением меридиана, проходящего через ЛА , и ортодромическим направлением на радиостанцию:

Пегенг радиостанции отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 0 до 360 0 . В зависимости от того, какой меридиан принят за начало отсчета курса, пеленги радиостанции могут быть магнитными ( МПР ), истинными ( ИПР ) и условными ( УПР ).

Пеленг ЛА ( ПЛА ) - угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и ортодромическим направлением на ЛА :

Пеленг ЛА отсчитывается от северного направления меридиана, проходящего через радиостанцию, по ходу часовой стрелки от 0 0 до 360 0 .

На борту ЛА КУР , ПР и ПЛА определяются на указателях курсовых углов, совмещенных указателях курсовых систем и навигационных пилотажных приборах.

Точность определения пеленгов зависит от точности измерения КУР и курса и характеризуется среднеквадратической ошибкой  п = 2.5 0 - 3 0 .

Дальность действий радиокомпасной системы зависит от мощности пеленгуемой радиостанции и высоты полета ЛА . Для приводных радиостанций эта дальность составляет 100 - 200 км , для радиовещательных станций - 600 - 1200 км , для ультракоротковолновых передающих радиостанций - 50 - 80 км .

Радиокомпасная угломерная система позволяет решать следующие задачи навигации: определение линии положения и места ЛА ; контроль пути по дальности и по направлению; определение навигационных элементов полета; вывод ЛА в заданную точку полетом на или от РНТ ; построение маневра для захода на посадку; решение задач межсамолетной навигации (сбор и роспуск групп ЛА в воздухе, встреча ЛА , выдерживание места в боевом порядке).

Дальность действия ультракоротковолнового радиопеленгатора определяется дальностью прямой видимости и составляет 150 - 180 км при высоте полета 3000 - 5000 м , 300 - 350 км - при высоте полета 8000 - 10000 м .

Среднеквадратическая ошибка определения пеленга ( s п ) с помощью ультракоротковолнового радиопеленгатора 2 0 - 3 0 .

Робототехническое средство (РТС) – это средство, которое выполняет функции, предписанные виды работ или операции без непосредственного участия человека в опасной зоне.

Наземное робототехническое средство

Наземное робототехническое средство

Классификация

Согласно ГОСТ Р 54344-2011 робототехнические средства классифицируются по следующим параметрам:

по цели применения

  1. Ликвидация радиационных аварий.
  2. Ликвидация радиационных и химических аварий.
  3. Работы со взрывоопасными предметами.
  4. Работы на пожарах и в зонах высоких температур.
  5. Подводно-технические и надводные работы.
  6. Разведка (мониторинг) в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС).
  7. Антитеррористические операции.

по среде применения

  1. Наземные.
  2. Воздушные.
  3. Подводные.

по способу управления (степени автоматизации)

  1. Телеуправляемые.
  2. Программные.
  3. Супервизорные.

по применению носителей (транспортной базе)

  1. Ходовые модули (серийные или специальные шасси), базовые машины – для наземных РТС.
  2. Погружаемые управляемые платформы и модули – для подводных РТС.
  3. Дистанционно пилотируемые летательные аппараты – для воздушных РТС.

по степени функциональности

  1. Многофункциональные (универсальные).
  2. Монофункциональные (специализированные).

по виду линий связи

  1. Радио.
  2. Проводная.
  3. Оптикопроводная.
  4. Комбинированная.

по типу привода

  1. Механический.
  2. Электромеханический.
  3. Гидравлический.
  4. Пневматический.

по типу движителя ходового модуля или базовой машины

  1. Гусеничные.
  2. Колесные.
  3. Комбинированные.
  4. Шагающие.
  5. Винтовые.
  6. Реактивные.

по подвижности платформы

  1. Стационарная (неподвижная).
  2. Мобильная (подвижная).
  3. Перемещаемая по направляющим.
Тип РТС Обозначение типа
РТС для работ в зоне радиационной аварии РТС-Р
РТС для работ в зонах химической и радиационной аварий РТС-РХ
РТС для работ с взрывоопасными предметами РТС-В
РТС для разведывательных и ликвидационных работ на пожарах и в зонах высоких температур РТС-РП, РТС-П
РТС для специальных подводно-технических и надводных работ РТС-ПВ
РТС для выполнения антитеррористических операций РТС-А

Подтипы

Разведывательные:

  • разведка в зонах ЧС: визуальная, фотографическая, химическая, радиационная, тепловизионная, картографическая, видеоразведка.

Разведывательно-технологические и технолого-разведывательные:

  • разведка в зонах ЧС;
  • сборочно-разборочные работы;
  • транспортирование опасных грузов;
  • подавление (ликвидация) источника ЧС.

Технологические:

  • сборочно-разборочные работы;
  • погрузка-разгрузка;
  • транспортирование и переработка опасных материалов;
  • очистка зон ЧС (территорий, акваторий).

Разведывательные и разведывательно-технологические:

  • разведка пространства в зонах ЧС;
  • поиск и ликвидация опасных объектов (целей);
  • охрана объектов;
  • нейтрализация нарушителей;
  • постановка радиопомех и дымовых завес;
  • доставка в зону действий специальных средств.

Классы и подклассы

Наземные

С учётом вида, сложности и объёма выполняемых работ в чрезвычайных ситуациях наземные РТС классифицируются на 5 классов:


  • сверхлегкого класса с массой до 100 кг включительно – разведывательные и разведывательно-технологические РТС, оборудованные видеосистемами и индикаторами;
  • лёгкого класса массой до 1000 кг включительно (легкий 1-й подкласс – до 300 кг вкл.; легкий 2-й подкласс – до 1000 кг вкл.) – разведывательно-технологические РТС, оборудованные видеосистемами, индикаторами, манипуляторами и противопожарными средствами;
  • среднего класса массой до 15 т включительно (средний 1-й подкласс – до 5 т вкл.; средний 2-й подкласс – до 15 т вкл.) – технолого-разведывательные РТС, оборудованные видеосистемами, индикаторами, манипуляторами, противопожарными средствами и инженерным вооружением;
  • тяжелого класса массой до 50 т включительно – технологические, оборудованные видеосистемами, индикаторами, манипуляторами, противопожарными средствами и инженерным вооружением;
  • сверхтяжелого класса массой свыше 50 т – технологические, оборудованные видеосистемами, индикаторами, манипуляторами, противопожарными средствами и инженерным вооружением.

Воздушные

Воздушные РТС классифицируются на 3 класса:

Типы РТС (по целевому и функциональному признакам) Подтипы Классы Параметры
Взлетная масса, кг Полезная нагрузка, кг
Разведывательные многофункциональные (комплекс разведывательных операций) Самолетные Сверхлегкие До 10 вкл. До 3 вкл.
Легкие Св. 10 до 300 вкл. Св. 3 до 30 вкл.
Средние Св. 300 до 2000 вкл. Св. 30 до 300 вкл.
Разведывательные специализированные (отдельные виды или группы разведывательных операций) Вертолетные Сверхлегкие До 10 вкл. До 3 вкл.
Легкие Св. 10 до 300 вкл. Св. 3 до 100 вкл.
Разведывательные специализированные (отдельные виды или группы операций) Газонаполненные (аэростаты, дирижабли) Сверхлегкие
Легкие

Подводные

Подводные РТС классифицируются на 4 класса:

Типы РТС (по целевому и функциональному признакам) Классы Параметры
Водоизмещение, кг Рабочая глубина, м
Разведывательные Сверхлегкие До 10 вкл. До 100 вкл.
Разведывательно-технологические (многофункциональные и специализированные) Легкие Св. 10 до 500 вкл. Св. 100 до 500 вкл.
Средние Св. 500 до 1000 вкл. Св. 500 до 6000 вкл.
Тяжелые Св. 1000

Также ознакомьтесь с познавательным материалом по теме:

В случаях опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий и техногенных катастроф, аварийно-спасательные работы по их ликвидации приходится проводить в условиях возможности загрязнения территории и атмосферы опасными для здоровья людей радиоактивными, химическими и биологическими веществами, что связано с риском для жизни спасателей. В связи с этим остро стоит вопрос о разработке, производстве и применении робототехнических средств (РТС) для решения задач МЧС России.

Источник: Методические рекомендации по тактике применения наземных робототехнических средств при тушении пожаров (РТС) (утверждены заместителем Министра МЧС России, генерал-полковником внутренней службы Чуприяном А.П. от 17.07.2015); ГОСТ Р 54344-2011 Техника пожарная. Мобильные робототехнические комплексы для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.

2. Классификация радиотехнических средств навигации (10 мин).

3. Навигационные системы координат (30 мин).

4. Навигационные параметры (элементы) (29 мин).

Сущность и задачи воздушной навигации

Навигация - наука о методах и средствах вождения подвижного объекта и получения информации о его положении и движении.

Методы и средства навигации основаны на использовании свойств и закономерностей различных физических явлений и процессов (свойств магнитного поля Земли, явления изменения атмосферного давления с высотой полета, зависимости давления воздушного потока от скорости полета ЛА, закономерности изменения взаимного положения небесных светил, свойств световых волн и радиоволн и т.д.). Методы и средства радионавигации, в частности, основаны на использовании свойств и закономерностей распространения радиоволн.

Таким образом, авиационная радионавигация - наука о радиотехнических методах и средствах вождения и получения информации о положении и движении ЛА.

Движение ЛА осуществляется по определенной траектории.

Траекторией полета называется пространственная кривая, по которой перемещается центр масс ЛА (ЦМ ЛА) в процессе его полета (рис.1).

Рис.1. Геометрические построения для траектории ЛА

Проекция траектории полета на земную поверхность называется линией пути (маршрутом).

Проекция траектории полета на вертикальную плоскость называется профилем полета.

Точка земной поверхности, над которой находится ЦМ ЛА в текущий момент времени, называется его местоположением (МПЛА).

В настоящее время при характеристике самолетовождения различают двухмерную, трехмерную и четырехмерную навигацию.

Для двухмерной навигации характерно задание и выдерживание только маршрута полета.

В трехмерной навигации к этому добавляются задание и контроль профиля полета.

Основной задачей воздушной (авиационной) навигации является вывод подвижного объекта по оптимальной (наивыгоднейшей для данных условий) траектории в заданную точку или область пространства в заданный момент времени. Решение этой общей задачи подразделяется на ряд частных задач, разнообразных по характеру и методам решения. К частным задачам навигации относятся:

выбор и расчет оптимальной траектории ЛА и временных характеристик движения (при подготовке к полету и в процессе полета с учетом изменения условий полета);

измерение основных навигационных параметров (НП) ЛА, т.е. величин, характеризующих текущие координаты ЛА, направление и скорость его перемещения;

сравнение результатов определения навигационных параметров с заданными или расчетными значениями и выработка корректирующих команд (сигналов), обеспечивающих движение ЛА, с целью решения основной навигационной задачи;

непосредственное воздействие на органы управления ЛА с целью изменения его углового положения (стабилизации) относительно центра масс.

При полете по маршруту и в районе аэродрома может одновременно находиться большое количество ЛА, что приводит к необходимости постоянного диспетчерского контроля и регулирования процесса выполнения полетов, поддержания установленного порядка движения ЛА в воздушном пространстве с целью регулярности и безопасности полетов. Этот круг задач решается средствами и методами управления воздушного движения (УВД) путем непосредственной передачи команд (управляющей информации) на борт ЛА руководителем полетов или системой автоматической передачи данных, а также путем суточного и перспективного планирования.

При массированном применении авиации для обеспечения безопасности полетов появляются новые навигационные задачи: обеспечение полета ЛА в боевых порядках, предупреждение столкновений ЛА в воздухе и обеспечение их посадки.

Классификация радиотехнических средств навигации

Можно указать основные способы классификации радиотехнических методов и средств навигации:

1) по типу определяемого навигационного параметра;

2) по типу измеряемого РНП;

3) по назначению;

4) по дальности действия;

5) по способу определения МПЛА.

По первому признаку радионавигационные методы и средства подразделяют на угломерные (пеленгационные), дальномерные, разностно-дальномерные, измерители линейных (радиальных) и угловых скоростей и комбинированные (позволяющие совместно определять различные навигационные параметры).

По второму типу различают фазовые, амплитудные, частотные, временные и комбинированные методы и РТСН. В табл.1 приведены навигационные и информативные параметры сигналов наиболее распространенных РТСН.

По назначению РТСН подразделяют на системы:

посадки, навигации (трассовой и в приаэродромной зоне), а также средства, используемые в комплексах управления воздушным движением (УВД);

предупреждения столкновения, измерения путевой скорости ЛА, опознавания и др.

По дальности действия различают радионавигационные средства:

глобальные, т.е. неограниченной дальности действия, позволяющие определять место ЛА в любой точке земного шара или в околоземном пространстве;

дальней навигации - для полетов ЛА на расстояние до 2500. 3000 км или от 1500 до 14000 км от радионавигационных точек (РНТ), относительно которых определяются пространственно-временные координаты ЛА;

ближней навигации - для полетов ЛА на расстояние до 350. 450 км от РНТ.

Информативный параметр сигнала (РНП)

По пятому признаку применяемые на практике РТСН подразделяются на три типа:

1) РТСН, с помощью которых МПЛА определяется способом линий (поверхностей) положения (угломерные, дальномерные, разностно-дальномерные и их комбинации);

2) РТСН, обеспечивающие определение МПЛА способом счисления пути (прежде всего инерциально-доплеровские и воздушно-доплеровские);

3) РТСН, обеспечивающие определение МПЛА обзорно-сравнительными способами (радиотепловые устройства, РЛС обзора земной поверхности, корреляционно-экстремальные).

Кроме того, радиотехнические методы и средства можно подразделять по некоторым другим признакам:

по характеру излучения (с непрерывным и импульсным излучением);

по степени автономности (автономные и неавтономные);

по степени автоматизации (автоматические, полуавтоматические и неавтоматические);

по способу индикации - с визуальной индикацией (стрелочный прибор, цифровое табло, электронно-лучевая трубка) и слуховой.

Для определения местоположения ЛА (МПЛА) и изучения характера его движения необходимо проанализировать положение ЛА и перемещение относительно другого тела или связанной с ним системы координат. Поэтому вопрос о системе отсчета в навигации является одним из основных. Кроме того, все возрастающая степень автоматизации вождения ЛА требует четкого математического описания навигационных задач в виде формул. При их составлении необходим выбор таких систем координат, которые должны обеспечивать:

решение навигационных задач с требуемой точностью;

получение наиболее простых соотношений;

быстрое программирование заданной траектории;

использование единой системы координат для охвата достаточно большой по площади территории;

наглядную информацию о МПЛА относительно линии заданного пути (ЛЗП) или основных ее точек.

В зависимости от масштабов перемещений ЛА системы отсчета могут быть местными, глобальными и космическими. Последние в данной работе не рассматриваются. Местные системы координат, начало которых связывается с Землей, используются в качестве систем отсчета при сравнительно небольших перемещениях, когда поверхность Земли можно считать плоской. По своей форме они могут быть прямоугольными, цилиндрическими и сферическими. Такие системы координат находят широкое применение при счислении пути на расстояния десятков и сотен км (_1000 км), при управлении ЛА в период взлета и посадки, при определении местоположения относительно ориентиров, целей, промежуточных пунктов маршрута (ППМ) и т.п.

Одну из осей местной горизонтальной системы координат обычно совмещают с северным направлением С (Х) меридиана, проходящего через радионавигационную точку (РНТ), в которой установлена наземная радионавигационная аппаратура; ось OY (рис.2) направляют по местной вертикали, а ось OZ проводят в горизонтальной плоскости перпендикулярно осям OY и OC (Х) таким образом, чтобы образовалась правая ортогональная система координат.

Место ЛА определяются:

- в сферической системе координат дальностью Д, азимутом q и углом возвышения (места) b (рис.2),

- в прямоугольной системе - координатами x, y, z.

- в цилиндрической системе положение точки М определяется координатами дальностью Д, азимутом q, у (высотой полета Н).

Рис.2. Горизонтальная прямоугольная, сферическая и цилиндрическая

нормальная земная система координат (НЗСК) OoXgYgZg;

нормальная система координат (НСК) OXgYgZg;

связанная система координат (ССК) OXYZ.

Начало НЗСК фиксировано по отношению к Земле, ось OoYg проходит по местной вертикали, а оси O0Xg, OoZg направляются в горизонтальной плоскости в соответствии с решаемой задачей. Начала НСК и ССК обычно совмещаются с центром масс ЛА.

Оси НСК (OXgYgZg) направляются параллельно осям НЗСК. Оси ОХ и OY ССК, называемые соответственно продольной и нормальной осями, лежат в плоскости симметрии самолета (ЛА), а боковая ось OZ - перпендикулярно этой плоскости, образуя правую ортогональную систему координат. Обычно оси ССК совмещаются со строительными осями или с главными осями инерции самолета (ЛА).

Рис.3. Нормальная земная, нормальная и связанная системы координат

ССК используется при измерениях, например, скорости и угловых координат бортовыми навигационными устройствами. НСК является опорной при определении угловых положений осей ЛА.

Глобальные системы координат жестко связаны с Землей и применяются для навигации, охватывающей всю или значительную часть земной поверхности. Наиболее распространенными глобальными системами координат являются: географическая (или геодезическая), геоцентрическая (геосферическая), а также левая и правая ортодромические системы координат.

В географической (геодезической) системе координат ОгXгYг (рис.4), применяемой для решения задач воздушной навигации, за поверхность Земли принимают поверхность эллипсоида вращения. В качестве такого эллипсоида в нашей стране Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. принят эллипсоид Красовского. Эллипсоид получил название по имени члена-корреспондента Академии наук СССР Ф.Н. Красовского, возглавлявшего работы по определению размеров земли. Малая полуось эллипсоида Красовского составляет 6 356 863 м, а большая (экваториальный радиус Земли) - 6 378 245 м. В ряде других стран мира за модель Земли принят эллипсоид Хейфорда-Кларка, отличие размеров которого от эллипсоида Красовского не превышает сотен метров.

Положение точки С на поверхности эллипсоида вращения определяется геодезическими координатами - геодезической широтой jг и геодезической долготой lг (рис.4). Геодезической широтой точки называется угол между плоскостью экватора и нормалью к поверхности эллипсоида в этой точке. Следует заметить, что нормаль пересекает плоскость экватора в общем случае не в центре. Широта отсчитывается от плоскости экватора к северному (РN) и южному (РS) полюсам от 0 до ± 90 0 соответственно. На рис.4 (и далее) буквами O, x, y, z обозначена основная система координат, связанная с центром Земли и вращающаяся вместе с ней.

Геодезической долготой называют двугранный угол, заключенный между плоскостями Гринвичского (начального) меридиана (ГМ) и местного меридиана (ММ) точки С. Долгота измеряется либо центральным углом в плоскости экватора, либо дугой экватора в пределах от 0 до 360 0 . Долгота, отсчитываемая в восточном направлении, имеет знак плюс, а в западном - минус.

Рис.4. Географическая (геодезическая) система координат

На аэронавигационные и топографические карты наносятся меридианы и параллели геодезической системы координат, поэтому положение точек на земной поверхности принято определять геодезическими координатами.

Хотя поверхность эллипсоида имеет строгое математическое описание, но формулы, описывающие решение задач воздушной навигации, оказываются столь сложными, что практически могут быть реализованы лишь с помощью высокоскоростных бортовых цифровых вычислительных машин, обладающих большим объемом памяти. Поэтому модель Земли упрощают, представляя ее в виде шара радиусом 6371110 м.

Система координат ОгцХгцYгц, в которой Земля представляется в виде шара, называется геоцентрической (геосферической) (рис. 5). Отсчет геоцентрической широты (j) производится между плоскостью экватора и направлением радиуса - вектора. Способ отсчета геоцентрической долготы (l) совпадает со способом отсчета географической долготы.

Рис.5. Геоцентрическая (геосферическая) система координат

Однако при решении задач воздушной навигации даже и в этом случае требуются сложные программы для реализации их в БЦВМ, так как в формулы входят тригонометрические функции координат l и j.

При решении задач воздушной навигации вблизи экватора в полосе ±(400. 900) км при допустимых погрешностях 0,2. 1 % навигационные формулы существенно упрощаются. Желание решать навигационные задачи по упрощенным алгоритмам в районах, удаленных от экватора и применять систему координат, координатные линии которой ориентированы относительно направления воздушной трассы, привело к использованию произвольных сферических координат, называемых ортодромическими.


Рис.6. Ортодромическая система координат

Рассмотрим сущность такой системы. Ортодромическая система.Она широко используется в современных устройствах счисления пути. Координатная сетка этой системы строится на шаре. Основными точками системы являются полюсы, которые могут занимать на шаре различное положение в зависимости от направления воздушной трассы (маршрута). Основными осями координат являются две окружности большого круга — ортодромии, что и определило название системы. Одна ортодромия принимается за условный экватор и совмещается с ЛЗП или с осью маршрута (рис. 6). Эту ортодромию называют главной и принимают за ось Y, вторую ортодромию — за условный меридиан 2. Ее проводят через точку начала Рис. 6 отсчета координат, лежащую на главной ортодромии, и принимают за ось Х. Местоположение ВС определяется ортодромическими координатами X и У, которые принято выражать в линейных мерах.

Благодаря возможности расположения главной ортодромии в нужном направлении, можно добиться, чтобы полет всегда проходил вблизи нее, т. е. при малых значениях координаты X.

Особенностью системы является то, что вблизи условного эквато­ра условные меридианы и параллели образуют практически прямо­угольную сетку, что позволяет при незначительных отклонениях от главной ортодромии не учитывать сферичность Земли и от решения задач на шаре переходить к решению их на плоскости. Важное преи­мущество системы — возможность применения ее в любых районах земного шара. Она наиболее полно соответствует условиям применения гироскопических курсовых приборов, обеспечивающих полет по ортодромической линии пути.

При необходимости ортодромические координаты могут быть выражены ортодромической широтой и долготой, т. е. угловыми величинами. Для этого имеются соответствующие формулы, учитывающие связь между географической и ортодромической системами координат.

Кроме описанных систем координат при решении отдельных задач воздушной навигации могут использоваться и другие системы координат, зависящие от применяемых средств навигации (гиперболические системы координат - при использовании радиотехнических систем дальней навигации, прямоугольная геоцентрическая экваториальная система координат - при использовании спутниковых радионавигационных систем и т.п.

Читайте также: