Кластер технология в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Кацуба Наталья Евгеньевна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Туринск

Цель мастер-класса: активизировать знания педагогов по проблеме развития лексико – грамматической стороны речи у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста с использованием приема кластер.

Задачи:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности
  • повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование: кластерные таблицы по формированию словаря и развитию лексико – грамматических категорий речи у детей.

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть

Что значит сегодня быть логопедом? Какие педагогические методы, приемы, формы работы наиболее эффективны для развития речи детей? Эти вопросы волнуют всех логопедов, в том числе меня. (Слайд 1)

К проблемам российского образования сегодня относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщить и сделать вывод, мыслить творчески.

А если у ребенка нарушено речевое развитие либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи. (Слайд 2)

Для решения этих задач педагоги в своей работе используют традиционные образовательные технологии в сочетании с современными, инновационными. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы. (Слайд №3)

В процессе коррекции и развития речи дошкольников можно использовать разные приемы, хочу поделиться опытом работы составлении так назыаемых кластерных таблиц в процессе изучения нового материала или обобщения знаний по изученной лексической теме. Применение логопедической работе технологии кластера можно использоать для обогащения слоаря и развития лексико – грамматической стороны речи. Смысл этого приема заключается попытке систематизировать знания по той или иной проблеме. (Слайд 4)

Приём Кластер

В учебной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. ( Слайд 5)

Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Например, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе занятия, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда и коллектива. ( Слайд 6).

Могу привести такие примеры разбивки на кластеры (Слайд 7)

- Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. ( Слайд 8).

Правила оформления кластера на занятиях

В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.

К разбивке информации на кластеры для дошкольников предъявляю такие общие требования :

- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;

- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;

- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.

Достоинства и результаты применения кластера в логопедической работе

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии. ( Слайд 9)

2. Демонстративно — практическая часть

Примеры использования приема кластера при работе над лексико – грамматической стороной речи: объяснении нового материала, закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

1.Актуализация знаний о деревьях.

В центре - картинка – дерево

- На деревьях могут расти листочки, а могут быть иголочки. Если на дереве листочки, то оно называется лиственное, а если иголочки – хвойное. С одной стороны от дерева прикрепим картинку с листочками, с другой стороны с иголочками.

Вот здесь у меня картинки с разными деревьями. Прикрепите их к нужному столбику.

Пример 2.

Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить домашних животных.

Пройдите к столу, и посмотрите: у каждого из вас на столе картинка. Переверните и скажите, какое животное на нашей картинке. Картинку с животным прикрепите на доске, рядом с тем домиком, где это животное может жить.

1-й ребенок. У меня кошка. Она живет в доме (прикрепляет картинку с кошкой под домиком).

2-й ребенок. У меня собака. Она живет в конуре (прикрепляет картинку с собакой под конурой).

3 ребенок. У меня корова. Она живет в коровнике. ( прикрепляет картинку с коровой под коровником)

4 ребенок. У меня свинья. Она живет в свинарнике. ( прикрепляет картинку с коровой под свинарником).

Логопед. Чей домик остался пустым?

Дети: Домик лошади. Он называется конюшня.

Логопед. Вот тебе, Костя, картинка, на ней лошадь. Прикрепи ее возле нужного домика. Как называется ее дом? ( конюшня).

Логопед. Все эти животные живут рядом с человеком. Как называют этих животных?

Дети. Это домашние животные

Логопед. Почему их называют домашними животными?

Дети. Они живут рядом с человеком, он ухаживает за ними.

Пример 3.

Изучение нового материала. [Формирование знаний о различных видах транспорта. ]

Логопед. Посмотрите на картину. Какой транспорт вы видите на ней?

Дети. Мы видим лодку, самолет, автобус, трамвай, грузовик, машину, корабль, вертолет, троллейбус,

Логопед. Что из этого транспорта передвигается по воде?

Дети. Корабль, лодка.

Логопед. А как он двигается?

Дети: Они плывут.

Логопед. Что из этого транспорта передвигается в воздухе?

Дети. Самолет, вертолет.

Логопед. А как они двигаются?

Дети. Они летят.

Логопед. Перечислите транспорт, который ездит по дороге.

Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, грузовик, машина, мотоцикл..

Логопед. Правильно, они ездят. Теперь посмотрите на картинки (изображены в одной колонке вода, в другой небо, в третьей дорога) Если транспорт ездит по земле, то он называется наземный, если плавает по воде, то он называется водный, если летает по воздуху, то он называется воздушный. Вам понятно, какой транспорт называется воздушным, какой водным, а какой - наземным.

Закрепление изученного материала. [ Уточнение и расширение словаря по теме ]

Логопед. Вы уже хорошо запомнили все виды транспорта, значит, справитесь сейчас и с этим моим заданием. У меня перепутались все картинки, а нужно правильно разместить их на табличках. Я дам каждому по 2 картинки, прикрепите на нужную табличку.

Логопед выдает детям по 2 картинки, дети прикрепляют их в нужные окошечки.

Логопед: Петя, куда ты прикрепил эту картинку?

Ребенок 1. Это самолет, он летает в воздухе, это воздушный транспорт.

Ребенок 2. Это корабль, он плавает по воде, это водный транспорт.

Ребенок 3. Это машина, она ездит по дороге. Это наземный транспорт.

Проводится аналогичное рассмотрение и других картинок. Они прикрепляются в соответствующую строчку.

Логопед. На одной табличке не хватает картинки. Я вам добавлю. Это планёр. Он летает без мотора, когда человек спускается с какой-то высоты.

Логопед. Вы молодцы, помогли мне распределить картинки.

Эти простые примеры помогают понять, как на занятиях логопеда можно применять кластерные таблицы.

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Последовательность действий при составлении кластера:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Метод кластера может применяться во время образовательной деятельности, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания. В последнем случае важно наличие у дошкольника определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения метода

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста?

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

ВложениеРазмер
aktivnye_metody_obucheniya_v_dou.doc 45.5 КБ
klaster.ppt 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Последовательность действий при составлении кластера:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Метод кластера может применяться во время образовательной деятельности, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания. В последнем случае важно наличие у дошкольника определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения метода

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста?

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться . Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все , что превращает деятельность в радостный акт познания. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Автор: Шаталова Надежда Борисовна

Организация: МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида

Населенный пункт: Воронежская область, город Борисоглебск

Возрождение современного общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться достижениям нашей страны, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству.

Актуальность формирования духовно - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста, заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения.

Работая по направлению духовно–нравственного и патриотического воспитания дошкольников, использую следующие инновационные технологии:

Проектная деятельность

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей.

Технологии критического мышления (синквейн, кластер)

В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка.

Синквейн

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

1 строка – Название. Одно слово, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием.

Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Мы проводили обобщающую беседу о зиме. Нашей задачей было вспомнить признаки зимы. Для заполнения кластера и легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.

Ценность этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Технология скрайбинг

Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Педагог рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все - таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.

Наряду с классическими видами стали выделять онлайн - скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн - скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.

Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мастер-класс по теме

Технология развития критического мышления: кластер.

Чем богаче палитра методов обучения у учителя,

тем удачнее должна быть картина его урока

и его результативности.

1.Технология развития критического мышления: цели, содержание, методы обучения.

2. Один из современных методов развития критического мышления – кластер

II.Практическая часть: презентация педагогического опыта

III.Рефлексия участников мастер-класса

I. Теоретическая часть.

1.Технология развития критического мышления: цели, содержание, методы обучения.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлении. Строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, применяют полученные знания на практике, реализуя свой замысел.
2. Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Применение данного метода на уроках изобразительного искусства позволяют формировать у ребенка целостное восприятия мира, а используя практический метод реализовывать задуманное на практике.

II. Практическая часть: презентация педагогического опыта

Деятельность на уроке

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила (см. памятку):

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.

2. Дать волю воображению и интуиции.

3. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

4. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

5. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Предлагайте свои варианты подарков (записываем все, что предлагают дети).

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Давайте определим логические связи между понятиями. Они могут быть разными, в зависимости от того, к какому результату мы хотим подвести детей. Посмотрите на наш кластер, какие из подарков можно купить? (Выделяем одним цветом). Это одна логическая цепочка. Какие подарки можем сделать своими руками? (Выделяем другим цветом). Другая логическая цепочка и т. д.

На основе этого кластера дети могут выбрать и сделать любой подарок.

Метод кластера можно применить на любом предмете. На уроках литературы, истории кластер поможет ребятам составить устный рассказ или написать сочинение. Так же можно с помощью этого метода организовать повторение и закрепление материала. А на уроке ИЗО и технологии мы получаем практический результат.

Читайте также: