Клюква или журавина растет на болотах вплоть до полярного круга

Обновлено: 19.09.2024

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

УРОК № 60

Тема. Уточняющие члены предложения

Цель: ознакомить школьников с обособленными уточняющими членами предложения, правилами их выделения на письме и в устной речи; развивать умение учащихся самостоятельно работать со справочной литературой, учебником; воспитывать добросовестное отношение к учебе и труду.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

Кто любит труд, того люди чтут.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Начальный и средний уровни

— Прочитайте текст. Устно переведите его на русский язык. Составьте вопросы по тексту и задайте их своим одноклассникам.

Высокий и достаточный уровни

— Прочитайте текст. Переведите его. Придумайте заголовок. Назовите автора и произведение. Перескажите текст, используя обособленные члены предложения. Дайте оценку его содержания.

Багато бачив я гарних людей, ну такого, як батько, не бачив. Голова в нього була темноволоса, велика і великі розумні сірі очі, тільки в очах завжди було повно смутку: тяжкі кайдани неписьменності і несвободи.

Скільки він землі виорав, скільки хліба накосив! Як вправно робив, який був дужий і чистий. Тіло біле, без єдиної точечки, волосся блискуче, хвилясте, руки широкі, щедрі.

Одне, що в батька було некрасиве,— одяг. Ну такий носив одяг негарний, такий безбарвний, убогий! Неначе нелюди зухвалі, аби зневажити образ людини, античну статую укрили брудом і рванням. І все одно був красивий,— стільки крилося в ньому багатства.

З нього можна було писати лицарів, богів, апостолів, великих учених чи сіячів — він годивсь на все. Багато наробив він хліба, багатьох нагодував, урятував од води, багато землі переорав, поки не звільнився від свого смутку.

1) Выборочная проверка тетрадей.

2) Чтение сочинений-миниатюр, их обсуждение.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ответьте на вопросы:

1) Какие члены предложения называются уточняющими?

2) Каково их назначение? Перечислите их особенности.

— Чем же отличаются уточняющие члены предложения от обычных обособленных, о которых мы говорили до сих пор?

Давайте перечислим для начала эти особенности.

Во-вторых, уточняющими могут быть все члены предложения, даже главные.

В-третьих, они связываются с поясняемым словом по-особому — связью, которую известный синтаксист В. В. Бабайцева называет уточнением (пояснением). Такой связи мы при обособлении раньше не наблюдали.

Любопытно, не правда ли?

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации или пояснения значения других членов предложения (уточняемых). Они вносят в уточнение оттенки добавления, усиления, разъяснения, замечания и др. В произношении выделяются интонацией и паузами, на письме — запятыми (реже — тире).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

— Подумайте, какова функция союза или. Если он связывает однородные члены — напротив предложения напишите букву А; если присоединяет уточняющее приложение — напротив предложения напиши - те букву Б. Некоторые знаки препинания опущены.

(По окончании выполнения задания осуществляется взаимопроверка работ.)

1) Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы.

2) Снаряды рвались где-то на соседней улице или даже в ближних дворах.

3) Известно, что смерчи или водяные столпы разбивают ядрами с кораблей.

4) Шмидт испытал много предательств или, говоря по-старинному, ударов судьбы.

5) С географическими картами в моей жизни связано несколько более или менее интересных историй.

6) На острове Ява жители делают из дощатых корней крышки для столов или колеса арбы.

7) Клюква или журавина растет на болотах вплоть до Полярного круга.

9) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.

10) Нос собаки или чутье, как говорят охотники, никогда не перестанет удивлять человека.

11) Болото было покрыто ольшаником или порослью ольхи.

12) Дорога идет полем или лесом.

1) Стены в каюте или, по-морскому, переборки и двери были красного дерева.

2) Каждый встречный мог оказаться соратником или противником.

3) По сторонам ледника тянулись морены или ряды валунов и обломков скал.

4) На Севере устроен питомник для песцов или полярных лисиц.

5) У подъездов учреждений или во дворах стоят в очередь подводы, грузовые машины.

6) Нет-нет да и взмахнет кто-нибудь рукой или платком.

8) В несколько десятков метров лежит темная рада или болото, покрытое мелкой, замшелой и какой-то гнусной елкой.

9) Иван часами мог выслеживать обычай дятла или наблюдать толчею муравьиных городов.

Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера предложений) и выполните задания 1-4.

(1) На самом берегу приютился среди скал маленький, затонувший в зелени дом. (2) Фасад его обращенный к морю весь завешен тяжелою массою ярко-лиловых цветов. (3) Выше, с камней террасы, густыми ручьями льется красная герань. (4) Краски веселы, берег кажется ласковым и гостеприимным, мягкие очертания гор зовут к себе, в тень садов. (М. Горький)

1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

2. Уточняющие члены предложения есть в предложениях:

3. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, есть в предложении:

4. Распространенное согласованное определение не обособляется в предложении:

5. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками. (Знаки препинания отсутствуют).

1. Предложение с обособленным нераспространенным определением

2. Предложение с обособленным приложением

3. Предложение с обособленным обстоятельством

4. Предложение, в котором союз или присоединяет уточняющее приложение

5. Предложение с причастным оборотом

А. Здравствуй пестрая осинка ранней осени краса. (А. Твардовский)

Б. Дорога белела освещенная месяцем. (К. Паустовский)

В. Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров)

Г. Из леса выбежав березка одна стояла на юру (Р. Рождественский)

Д. Клюква или журавлина растет на болотах вплоть до Полярного круга. (Из журнала)

Е. Зеленые холмы и овраги сменились дикими каменными утесами черными или седыми. (И. Гончаров)
II вариант*

Начальный и средний уровни***

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера предложений) и выполните задания 1-4.

(1) На самом берегу приютился среди скал маленький, затонувший в зелени дом. (2) Фасад его обращенный к морю весь завешен тяжелою массою ярко-лиловых цветов. (3) Выше, с камней террасы, густыми ручьями льется красная герань. (4) Краски веселы, берег кажется ласковым и гостеприимным, мягкие очертания гор зовут к себе, в тень садов. (М. Горький)

1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

2. Уточняющие члены предложения есть в предложениях:

3. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, есть в предложении:

4. Распространенное согласованное определение не обособляется в предложении:

А) первом;
Э березка одна стояла на юру (Р. Рождественский)

Д. Клюква или журавлина растет на болотах вплоть до Полярного круга. (Из журнала)

Е. Зеленые холмы и овраги сменились дикими каменными утесами черными или седыми. (И. Гончаров)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Солнце обойдя дом и уже переходя на западное небо зеркально заглядывало под сосны и пихты своими хвойными ветвями осенявшие балкон. (И. Бунин)

Опишите внешность вашей бабушки, мамы, папы, сестры, брата (на выбор), используя обособленные члены предложения.

Найти односоставные предложения и определить их тип, а также неполные предложения в следующем тексте-
Куда ни глянешь, всюду снежный ковёр. Воздух морозный, свежий. Деревья покрытые инеем. Снежные сугробы в рост человека. Зимний сок природы.
У каждого растения свои вкусы, свои привычки. Сосна любит сухой песок, а клюква болото.

Куда ни глянешь, всюду снежный ковёр. - односоставное, простое, с одним сказуемым.
Воздух морозный, свежий. - односоставное, простое, с одним подлежащим.
Деревья покрытые инеем. - односоставное, простое, с одним подлежащим.
Снежные сугробы в рост человека. - односоставное, простое, с одним подлежащим.
Зимний сок природы. - односоставное, простое, с одним подлежащим.
У каждого растения свои вкусы, свои привычки. - односоставное, простое, с одним подлежащим.
Сосна любит сухой песок, а клюква болото. - двусоставное, простое, распространенное

Читайте также: