Количество тепла в градусах при котором культура формирует урожай называется

Обновлено: 05.10.2024

Помимо получения чисто метеорологической информации многие станции и посты (в том числе агрометеорологические посты в хозяйствах) проводят специальные агрометеорологические наблюдения, фиксируя изменения в росте и развитии расте­ний под влиянием соответствующих метеорологических факто­ров. К их числу относятся фенологические наблюдения (наблюдения за наступлением фаз развития растений); определение густоты стоя­ния растений и поврежденности растений неблагоприятными ме­теорологическими явлениями, вредителями и болезнями; изме­рение высоты растений; наблюдения за полеганием посевов и за формированием элементов продуктивности и определение струк­туры урожая; наблюдения за состоянием озимых культур и плодо­вых деревьев в зимний период, за температурой почвы, глубиной ее промерзания и оттаивания, величиной снежного покрова на полях озимых и в садах; наблюдения за влажностью почвы на посевах различных сельскохозяйственных культур и некоторые другие.

По результатам сопряженных агроклиматических и чисто ме­теорологических наблюдений можно оценить влияние условий погоды на развитие и состояние посевов и насаждений сельскохозяйственных культур, на развитие болезней и размножения вре­дителей, условия проведения сельскохозяйственных работ. Дан­ные агроклиматических наблюдений можно использовать для со­ставления агроклиматических прогнозов. Из них наиболее важны прогнозы агрометеорологических условий (теплообеспеченность вегетационного периода, сроки оттаивания и промерзания поч­вы, запасы продуктивной влаги в почве и т.д.); фенологические прогнозы (сроки начала весенних полевых работ, сроки наступ­ления основных фаз развития растений и их вредителей); про­гноз урожайности основных сельскохозяйственных культур и их качества; прогноз состояния озимых культур, а также плодовых деревьев в зимний период.

Агрономия: Учеб. пособие для учреждений сред. проф. об­разования / Н. Н. Третьяков, Б. А. Ягодин, А.М. Туликов и др.; Под ред. Н. Н. Третьякова. - М.: Академия, 2004. С. 27-38.

Тема 3 - Температурный режим почвы и воздуха. Методы его регулирования.

Модуль 2. Атмосферная и почвенная влага. Циркуляция атмосферы. Неблагоприятные агрометеорологические явления

Тема 4 - Водный режим воздуха, методы его регулирования.

Тема 5 - Опасные (неблагоприятные) для сельскохозяйственного производства метеорологические явления и меры борьбы с ними.

Модуль 3. Основы климатологии. Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства .

Тема 6 - Климат и его оценка для целей сельскохозяйственного производства. Микроклимат, климат почвы и фитоклимат.

Тема 7 - Агрометеорологические прогнозы, их виды и методы составления.

Тема 8 - Погода и её прогноз. Агрометеорологические условия и продуктивность сельскохозяйственных культур Нечерноземной зоны РФ.

4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Фонд оценочных средств по дисциплине включает:

вопросы и задания для выполнения контрольной работы;

вопросы к зачету.

4.1 Вопросы и задания для выполнения контрольной работы:

Агрометеорология как наука. Цели, задачи, методы исследований.

Этапы развития агрометеорологии.

Состав приземного слоя атмосфе­ ры и почвенного воздуха.

Загрязнение атмосферы и меры борьбы с ним.

Атмосферное давление. Приборы для измерения.

Строение и методы исследования атмосферы.

Потоки лучистой энергии.

Солнце как источник радиации. Л учистая энергия и растения.

Спектральный состав солнечной радиации.

Радиационный баланс земной поверхности и его составляющие.

Прямая и рассеянная солнечная радиация, их суточный и годовой ход.

Приборы для измерения лучистой энергии. Пути использования солнечной радиации в сельском хозяйстве.

Тепловой баланс земной поверхности. Амплитуда хода температуры.

Теплофизические характеристики почвы.

Влияние рельефа, растительности и снежного покрова на температуру почвы.

Измерение температуры и глубины промерзания почвы.

Методы воздействия на температурный режим почвы.

Процессы нагревания и охлаждения воздуха.

Суточный и годовой ход температуры воздуха.

Изменения температуры воздуха. Показатели температурного режима воздуха.

Влажность воздуха. Значение влажно­сти воздуха в растениеводстве.

Суточный и годовой ход влажности воздуха.

Методы и приборы для измерения влажности воздуха.

Испарение с поверхности воды, почвы, растений.

Испаряемость. Методы определения.

Методы регулирования испарения в сельском хозяйстве.

Конденсация и сублимация водяного пара.

Группы, формы, семейства и рода облаков.

Виды и типы осадков.

Распределение осадков на земной поверхности.

Значение осадков для сельского хозяйства. Методы измерения осадков.

Формы почвенной воды. Методы определения влажности почвы.

Агрогидрологические свойства почвы.

Продуктивная влага, ее влияние на сельскохозяйственные культуры.

Водный баланс. Регулирование водного режима почвы.

Ветер. Характеристики, причины и приборы для измерения.

Ветры общей циркуляции атмосферы.

Местные ветры. Виды и их значение.

Погода, ее изменения.

Погода в циклоне и антициклоне.

Понятие о климате и климатообразующих факторах. Изменение климата.

Классификация климатов РФ.

Методика оценки климата.

Оценка термических и световых ресурсов вегетационного периода.

Оценка условий увлажнения вегетационного периода.

Оценка условий перезимовки сельскохозяйственных культур.

Микроклимат и фитоклимат. Методы изучения.

Засухи и суховеи. Меры борьбы с ними.

Ветровая эрозия почв.

Град и ливневые дожди. Причины возникновения.

Типы заморозков. Распространение, прогноз заморозков, методы защиты.

Зимостойкость и морозостойкость растений.

Опасные явления для озимых культур и меры борьбы с ними.

Общее и частное агроклиматическое районирование.

Влияние климата на распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.

Агрометеорологическое обеспечение сельскохозяйственного производства.

Программирование урожайности сельскохозяйственных культур.

Основные виды и формы агрометеорологической информации. Современные способы обработки.

Задача. Вычислить суммарную сол­нечную радиацию при следующих данных: высота солнца 70°, прямая солнечная радиация S = 0,59 кВт/м 2 , рассеянная D = 0,16 к B т / м 2 .

Задача. Вычислить альбедо А к земного поля, если суммарная радиация Q = 0,63 кВт/м 2 , отраженная R к = 0,14 кВт/м 2 .

Задача. Вычислить по­ глощенную радиацию за час свежевспаханным черноземом (А к =10%) и песчаной почвой (А к = 40%), если суммарная: радиация в среднем за этот час составляет 840 Вт/м 2 .

Задача. Вычислить эффективное излучение поверхности поля (альбедо 15%), если радиационный баланс составляет 420 Вт/м 2 и суммарная ра­ диация равна 840 Вт/м 2 .

З адача. Найти радиационный баланс травостоя, имеющий альбедо - 20%, если поток прямой радиации на горизонтальную поверхность составляет 546 Вт/м, рассеянной - 140 Вт/м 2 , эффективное излучение -105 Вт/м 2 .

Задача. Вычислить суммарную солнечную радиацию при сле­дующих данных: высота солнца 70°, прямая солнечная радиация S = 0,59 кВт/м 2 , рассеянная D = 0,16 кВт/м 2 .

Задача. Найти радиационный баланс травостоя, имеющий альбе­до - 20%, если поток прямой радиации на горизонтальную поверхность составля­ ет 546 Вт/м 2 , рассеянной - 140 Вт/м 2 , эффективное излучение - 105 Вт/м 2 .

Задача. Картофель в районе Смоленска вегетирует с 15 мая по 31 августа. Вычислить сумму ФАР за этот период.

S ' Y = 214 МДж/м 2 ; ∑ D Y = 231 МДж/м 2 ;

Задача. Вычислить отраженную радиацию при следующих данных: суммарная радиация 805 Вт/м 2 , эффективное излучение 70 Вт/м 2 , альбедо поверхности 15%.

Задача. Рассчитать радиацион­ ный баланс деятельного слоя, если поглощенная часть коротковолновой радиа­ ции равна 0,06 кВт/м 2 и эффективное излучение составляет 0,09 кВт/м 2 . Каков смысл знака ответа?

Задача: Масса взятой пробы снега составляет 240 г, а ее объем - 1200 см. Сколько воды приходится на 1 га при условии равномерного залегания снежного покрова высотой 30 см?

Задача: Вычислить влажность почвы, если масса пробы до высушивания равна 25,4 г, после высушивания - 20,8 г.

Задача: Свежевыпавший рыхлый снег при слабом ветре и низкой темпера­ туре имеет плотность 0,08 г/см 3 . Какой слой воды будет, если высота снежного по­ крова составляет 45 см?

Задача: Свежевыпавший рыхлый снег при слабом ветре и низкой темпера­ туре имеет плотность 0,04 г/см 3 , а весной при оттепелях плотность снега может 3 достигать 0,7 г/см. Какой слой воды образуется в первом и во втором случаях при средней высоте снежного покрова 40 см?

Задача: Вычислить запасы продуктивной влаги в слое 0-20 см, если объёмная масса сухой почвы 1,33 г/см 3 , влажность почвы-35%. Влажность устойчивого завядания для этой почвы равна 9%.

Задача: В конце марта высота снежного покрова достигает в среднем 60 см. Каков запас воды в снеге в мм и м 3 /га, если плотность снега в это время составля­ ет 0,3 г/см 3 ?

Задача: Определить влажность почвенной пробы, если масса пробы со стаканчиком составляет 55,8 г, после высушивания масса пробы без стаканчика 21,4 г; масса стаканчика 30,4 г.

4.2 Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Земная атмосфера и биосфера

1. Величины, определяющие состояние и продуктивность посевов (посадок), называются:

2. Величины, показывающие обеспеченность полевых культур факторами среды обитания в целом за период вегетации, а так же за межфазные периоды роста и развития растений, называются:

3. Состояние атмосферы, которое характеризуется совокупностью метеорологических величин, называются:

4. Газообразная оболочка Земли, являющаяся средой обитания живых и растительных организмов, называется:

5. Непрерывный воздухообмен между почвой и атмосферой называется:

6. Изменение давления с высотой на 1 т Па называется:

7. В виде чего поступает на землю солнечное облучение:

эффективного атмосферного излучения;

рассеянной и отраженной радиации;

прямой и рассеянной радиации.

8. Горизонтальный барический градиент вызывает:

горизонтальное движение воздуха;

вертикальное движение воздуха; 3.хаотическое движение воздуха.

9. Часть солнечного излучения, приходящая на земную поверхность непосредственно от диска Солнца, называют:

10. Отношение отраженной радиации к суммарной, выраженное обычно в процентах, называют:

11.Часть солнечного излучения, рассеянного атмосферой и поступающего от всего небосвода, исключая диск Солнца, называют:

встречное излучение атмосферы;

12. Разность между приходом и расходом радиации на деятельной поверхности называют:

баланс коротковолнового излучения;

13. Какая из этих формул принадлежит радиационному балансу:

В = S' + D+ Ea – Ез - Rk

14. Сумму прямой и рассеянной радиации на горизонтальную поверхность называют:

15. Разность между земным излучением и встречным излучением атмосферы называют:

баланс коротковолнового излучения;

16. Разность между суммарной и отраженной радиацией называют:

баланс коротковолновой радиации;

17. Выберите формулу теплового баланса:

В= S ' + D - A к-Езф;

18. Как влияет рост прямой радиации на величину рассеянной радиации:

19. Часть лучистой энергии солнца, которую растения усваивают в процессе фотосинтеза, называют:

фотосинтетически активная радиация;

ближняя инфракрасная радиация.

20. Часть спектра, оказывающая существенное влияние на уничтожение болезней растений, оздоравливающая растения, называется:

21. Радиация, которая оказывает положительный тепловой эффект в водном обмене растений, называется:

ближняя инфракрасная радиация;

дальняя инфракрасная радиация.

22. В какой части спектра располагается фотосинтетически активная радиация (ФАР):

23. Если приход радиации больше ее расхода, то радиационный баланс:

24. Что происходит с деятельным слоем Земли, если радиационный баланс отрицательный:

25. Количество тепла, необходимое для нагревания 1 м почвы на 1°С, называется:

26. Количество тепла, необходимое для нагревания 1 кг почвы на 1°С, называется:

27. При замерзании почвы ее теплопроводность:

28. слой почвы, в котором наблюдается суточный и годовой ход температуры, называется:

29. Глубина промерзания почвы зависит от:

наличия растительного покрова;

30. Как действует высокая температура почвы на растения:

Тема 2. Температурный режим воздуха, осадки , ветер, метеорологические явления

31. Перенос объема воздуха по вертикали из-за разности температур различных участков поверхности называется:

32. Вихревое хаотическое движение небольших объемов воздуха в общем потоке ветра называется:

33. Обмен теплом между деятельной поверхностью и прилегающим слоем атмосферы за счет молекулярной теплопроводности неподвижного воздуха называется:

34. Переход водяного пара в твердое состояние, минуя жидкую фазу, называется:

35. Возрастание температуры воздуха с высотой называется:

36.Распределение температуры, при котором она не изменяется с высотой, называется:

37.Разность средних месячных температур самого теплого и самого

Холодного месяцев называется:

38. При надвижении теплого воздуха на холодную подстилающую поверхность, которая охлаждает прилегающие к ней слои надвигающегося воздуха, происходит:

39. Амплитуда суточного хода температуры воздуха над сушей зависит от:

высоты над уровнем моря;

содержания воды в воздухе.

40.Количество тепла в градусах, при котором культура формирует урожай, называется:

амплитуда хода температур.

41. Разность между среднесуточной температурой воздуха и суммой биологического минимума, при котором развиваются растения, называется:

амплитуда суточного хода температур;

42. Часть испарившейся воды конденсируется над океаном, образуя облака, которые порождают осадки, возвращающиеся в океан, совершив:

43.Содержание водяного пара в атмосфере называется:

дефицит насыщения водяного пара.

44. Давление, которое имел бы водяной пар, находящийся в воздухе, если бы он занимал объем, равный объему воздуха при той же температуре, называется:

давление насыщенного водяного пара;

45.Парциальное давление водяного пара, максимально возможное при данной температуре называется:

давление насыщенного водяного пара;

дефицит насыщения водяного пара.

46. Масса водяного пара, содержащаяся в единице объема воздуха, называется:

47. Отношение парциального давления водяного пара к давлению насыщенного пара при данных температуре и давлении называется:

48. Разность между давлением насыщенного водяного пара при данной температуре и фактическим парциальным давлением водяного пара называется:

дефицит насыщения водяного пара;

давление насыщенного водяного пара.

49. Температура, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе при данном давлении, достигает состояния насыщения относительно химически чистой плоской поверхности воды, называется:

дефицит насыщения водяного пара;

50. Сколько содержится водяного пара в растительном покрове, по сравнению с оголенной почвой:

51. Чему способствует повышенная относительная влажность воздуха:.

развитию болезней у растений.

52. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется:

53. Количество воды, испаряющейся в единицу времени с единицы поверхности, называется:

дефицит насыщения водяного пара.

54. Потенциально возможное испарение с увлажненной поверхности почвы или поверхности воды называется:

55. Количество испарившейся воды с поверхности почвы и листьев называется:

56. Количество воды, необходимое растению для образования единицы биомассы, называется:

57. Переход водяного пара в жидкое состояние называется:

58. Частицы, на которых происходит конденсация водяного пара, называются:

59. Система взвешенных в атмосфере продуктов конденсации и сублимации водяного пара называется:

Читайте также: