Конкурс по озеленению школьного двора

Обновлено: 05.10.2024

Цель конкурса: Привлечь учащихся к озеленению и благоустройству пришкольной территории.

Задачи:

  • организовать практическую деятельность по комплексному благоустройству школьной территории
  • озеленению школьного двора и зон отдыха (посадка деревьев, кустарников, разбивка газонов, цветников),
  • улучшить экологическое состояние школьного двора и прилегающей территории как составной части жизненной среды, влияющей на здоровье детей;
  • формировать экологическое мировоззрение при озеленении и благоустройстве школьных территорий;
  • формировать интерес учащихся к социально значимой деятельности по преобразованию окружающей жизни;
  • привлечь внимание школьников к проблеме охраны окружающей среды;
  • воспитывать у учащихся экологическую культуру, бережное отношение к зеленым насаждениям и школьному двору в целом;
  • формировать у детей и подростков школьного возраста активную жизненную позицию посредством привлечения их к практической деятельности по озеленению и благоустройству пришкольной территории;
  • создать атмосферу содружества, сотворчества, сотрудничества учащихся, педагогов и родителей.
  • 2. Участники конкурса

Участниками Конкурса могут быть классные коллективы 1 – 11 класса, а так же все лица, заинтересованные в благоустройстве пришкольной территории.

3. Сроки и порядок проведения конкурса

Конкурс проводится с 04.04 по 18.04.2016 г.

1 этап – Объявление конкурса – апрель

2 этап – Разработка проектов по благоустройству пришкольной территории – 04.04 по 18.04.2016 г.

3 этап – отбор лучших конкурсных работ и подведение итогов, награждение победителей – 18.04-22.04.2016 г.

4 этап – благоустройство пришкольной территории – апрель - август

4. Условия конкурса

Разработать проект по благоустройству школьного двора.

Проект должен содержать план школьного двора с описанием и чертежами предполагаемых видов работ, направленных на создание благоустроенного пространства. Проект может быть представлен в электронном виде

Структура проекта по благоустройству школьного двора:

название; руководитель и исполнители; цель и задачи; обоснование основных идей проекта; этапы; экономическое обоснование (смета проекта если возможно); эскизы, рисунки, чертежи, схемы и т. п.. или презентацию

5. Критерии Конкурса

  • полнота и качество представленных материалов;
  • степень обеспечения наглядно-иллюстративными материалами;
  • реалистичность проекта;
  • новизна и оригинальность предложения;
  • значимость проекта для школы;
  • рациональность и экономичность проекта;
  • перспективность проекта для развития школы.

6. Жюри конкурса

  • Романова Е.А. – заместитель директора по ВР,
  • Ермакова А.А. – учитель биологии,
  • Юркова В.А. – учитель изобразительного искусства, МХК

7. Подведение итогов и награждение

Победители определяются в соответствии с критериями настоящего положения по итогам второго тура Конкурса.

Подведение итогов проводит жюри конкурса.

t1592233574aa.jpg

Как часто вы задумываетесь о том, что вас окружает? Нравится ли вам то, что вас окружает во дворе, в саду или на вашей лужайке? Конечно же, вы не всегда об этом задумываетесь, но только представьте, что ваш большой или маленький участок может преобразиться в настоящий королевский сад! Где каждый лучик солнца играет на роскошных садовых дорожках, где каждый поворот открывает вам новую таинственную картину! Наверняка вам этого бы хотелось, но вы не сможете сделать это самостоятельно, вот тут то и место ландшафтному дизайну!

Ландшафтный дизайн может подарить вам то, чего вы хотите. В нем переплетаются десятки различных стилей, от классицизма до модерна. Чего мы и постарались добиться на школьном участке.

Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по его благоустройству.

Зелёная зона вокруг школы – место отдыха и игр ребят. Ухоженный школьный двор с декоративными клумбами привлекателен как для учащихся, так и для родителей и жителей села.

Описание объекта

Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.

Гипотеза: привлечь внимание учителей, учащихся и их родителей к благоустройству и озеленению пришкольной территории, экологическим проблемам и повысить социальную активность населения.

Цель: привитие учащимся интереса к экологическому состоянию окружающей среды, бережного отношения к природе, развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание гражданской позиции.

1.Формировать бережное отношение к природным и культурным объектам, организовать досуг школьников.

2.Улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории. Приобщить воспитанников к технологиям садово-паркового искусства и цветоводства.

3.Воспитывать и развивать познавательные интересы у школьников к предмету окружающий мир, экология, развивать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Объект исследования : школьный двор.

Результат исследования

Разработать проект по реконструкции школьного двора:

-очистить от бытового и природного мусора;

-привести в порядок бордюры и дорожки;

- привести в порядок спортивные сооружения на стадионе;

- привести в порядок детскую площадку;

- отремонтировать и покрасить лавочки;

- пополнить плодово-ягодный отдел новыми саженцами, удалить сухие ветви плодовых деревьев;

- оформить цветочные клумбы.

Сроки исполнения: с апреля 2019 года по октябрь 2019 года.

За каждым классом у нас закреплён определённый участок территории, где во внеурочное время мы благоустраиваем нашу территорию.

3. Работы по благоустройству школьного двора

3.1.Уборка и содержание пришкольной территории.

На школьном совете учащиеся нашей школы решили, что пришкольная территория должна быть опрятной и чистой. Для этого проводятся субботники, в период апрель-май, сентябрь-октябрь, где очищается пришкольная территория от природного и бытового мусора, ремонтируются и красятся лавочки и бордюры. Весь необходимый инвентарь для этих работ есть в школе.

t1592233574ab.jpg

t1592233574ac.jpg

t1592233574ad.jpg

t1592233574ae.jpg

3.2.Содержание зелёных насаждений

Школьный двор представляет собой участок открытого грунта, разделённый на восемь секторов:

Коллекционный — сбор семян для посадки;

Цветочно-декоративный — клумбы с однолетними и многолетними растениями;

Плодово-ягодный — сады (вишнёвый, яблоневый) и кустарники;

Дендрологический — древесные и кустарниковые растения.

Экологический — выращиваются редкие растения дикой флоры;

Начальная школа — малые клумбы на газоне.

Решили оставить практически без изменений дендрологический отдел, пополнив плодово-ягодный отдел новыми саженцами и посадив пока лишь несколько туй на свободной территории, перенесли малинник в другое место, освободив территорию для посадки красивоцветущих многолетних кустарников: жасмина, таволги иволистной, полыни древовидной, а также георгинов.

t1592233574af.jpg

t1592233574ag.jpg

t1592233574ah.jpg

t1592233574ai.jpg

Закладка вишнёвого сада (2014г.), в честь присоединения Крыма к России.

t1592233574aj.jpg

t1592233574ak.jpg
t1592233574al.jpg

Вишнёвый сад сегодня

t1592233574am.jpg

Слева от школы расположен яблоневый сад

t1592233574an.jpg

Красная рябина на территории школьного сада

t1592233574ao.jpg
t1592233574ap.jpg

Сбор черноплодной рябины

3.3. Цветочное оформление

Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных местах, вдоль дорожек, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект.

Также на совете школы было решено, что особое внимание нужно уделить оформлению цветников.

Каждую весну мы высаживаем на своих клумбах разные цветы. Проводим конкурс на лучшую клумбу. Для этого мы закрепили за каждым классом определённый участок. Готовим самостоятельно посадочный материал (рассада, черенки).

Каждый из учеников нашей школы внёс частичку своего труда, чтобы школа порадовала нас своим видом. Свою лепту в создании цветников внесли и родители.

t1592233574aq.jpg

Участие родителей на первичном этапе разбивки клумб и цветников

t1592233574ar.jpg
t1592233574as.jpg

Выращивание рассады для клумб

t1592233574at.jpg

t1592233574au.jpg

t1592233574av.jpg

Разбивка цветника на газоне (начало и конечный результат).

Были разработаны схемы клумб и впоследствии всё задуманное воплотилось.

t1592233574ax.jpg

t1592233574ay.jpg

t1592233574az.jpg

Клумба других классов (в начале и конце лета).

У нас в школе существует традиция : учащиеся 11 класса принимают участие в оформлении центральной клумбы. С каждым годом вкусы и видение пространства школьной территории меняются, поэтому клумбы каждый год разной формы и окраски.

t1592233574ba.jpg

Заключительный этап в подготовке клумбы выпускников.

t1592233574bb.jpg

t1592233574bc.jpg

3.4.Обустройство спортивных площадок

Юное тело своё закалять,

Больших добиваться высот,

Отвагу и волю в себе воспитать,

В этом поможет спорт!

На школьном дворе весело все время детворе! Справа от школы находится детская спортивная площадка (небольшая полоса препятствий, рукоход, качели, канатоход, гимнастическая стенка).

t1592233574bd.jpg

Игровая площадка справа от школы

t1592233574be.jpg

t1592233574bf.jpg

t1592233574bg.jpg

t1592233574bh.jpg

Каждый год на спортивной площадке проводятся работы по восстановлению лакокрасочного покрытия.

Обустройство детской площадки.

Для младших школьников была создана детская площадка, которую всегда поддерживают в отличном состоянии: мелкий ремонт,покраска.

t1592233574bi.jpg

Очень любим мы гулять,

В игры разные играть,

Бегать, прыгать, веселиться,

Нам на месте не сидится!

t1592233574bj.jpg

t1592233574bk.jpg

3.5.Санитарно-экологическое состояние участка

В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику.

Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей - все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации.

Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.

Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Каждый год удаляются ветви декоративных и плодовых деревьев, проводятся субботники.

t1592233574bl.jpg

t1592233574bm.jpg

t1592233574bn.jpg

t1592233574bo.jpg

3.6.Эстетическое оформление и разнообразие зон школьного двора

Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает включение в декоративное оформление малых скульптурных форм. Такие декоративные элементы использованы у нас при оформлении газонов, клумб, розария изготовлены руками детей и мастерами педагогами нашей школы.

В центральной части школьного двора расположен луг, засеянный газонной травой.

t1592233574bp.jpg

t1592233574bq.jpg

t1592233574br.jpg

t1592233574bs.jpg

Прямо на крыльце школы была создана вертикальное озеленение. Учащиеся посадили декоративную фасоль.

t1592233574bt.jpg

t1592233574bu.jpg

Разнообразие форм цветников

3.7.Композиционное оформление

Совместными действиями педагогов и учеников можно создать настоящий райский уголок вблизи своей родной школы. Целостность композиции и единство решений приведут к желаемому результату.

t1592233574bv.jpg
t1592233574bw.jpg


t1592233574bx.jpg

4. Реалистичность проекта
Самооценка проекта пришкольного участка и условий практической его реализации Предлагаемый дизайн-проект преобразования пришкольной территории в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как: не требует изменений площади и рельефа; структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка; регулярный стиль проекта подчеркнет биологические особенности всех видов живых организмов в привязке друг к другу.

5. Социальная значимость

Личным примером показать как улучшить экологическую обстановку в поселке, используя средства массовой информации донести до населения информацию о том, что зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды.

Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;

Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки;

Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

6.Рациональность и экономичность проекта

Первые шаги по реализации проекта нами уже сделаны. Мы собрали макулатуру, на собранные деньги приобрели черенки роз. Высадили в клумбах.

Личное участие родителей и жителей села помогли сэкономить школьные средства при покупке посадочного материала, подготовке земли к посадке. Школой были выделены средства на покупку краски для обновления спортивных снарядов.

7.Практический результат

Данный проект являлся важным звеном патриотического и экологического воспитания школьников к своей малой Родине.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты, задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

Наш школьный двор так хорош и прекрасен
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг
Наш школьный двор цветами украшен
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится
Искрящийся смех раздаётся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект о благоустройстве территории вокруг школы. Ландшафтно-декоративное оформление цветника на территории пришкольного участка.

Проект по озеленению школьного двора


Цветы прекраснее всего, Что нам дает природа на земле, То дар ее бесценный. Их яркость нежная всем возрастам мила, На клумбе, в вазе ли - они везде прелестны…

Цветы прекраснее всего, Что нам дает природа на земле, То дар ее бесценный. Их яркость нежная всем возрастам мила, На клумбе, в вазе ли - они везде прелестны…

Объект исследования - цветочная клумба. Предмет исследования - декоративное оформление цветника.

Объект исследования - цветочная клумба. Предмет исследования - декоративное оформление цветника.

Актуальность идеи

Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье , создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему.

Методы реализации проекта : Теоретически й : изучение литературы по фитодизайну, просмотр Интернет – сайтов; Практический : выбор растений и определение особенностей их выращивания и ухода; • выполнение эскизов клумб; разбивка цветника в соответствии с выбранным эскизом, • выращивание и высадка рассады, уход за ней; • оформление проекта и его защита .

Методы реализации проекта :

Теоретически й : изучение литературы по

фитодизайну, просмотр Интернет – сайтов;

Практический :

  • выбор растений и определение особенностей их выращивания и ухода;• выполнение эскизов клумб; разбивка цветника в соответствии с выбранным эскизом,

• выращивание и высадка рассады, уход за ней; • оформление проекта и его защита .

Содержание этапов работы Временной промежуток I. Подготовительный Подбор ассортимента растений. Закупка семян. Изучение образцов клумб в литературных источниках, Интернет-ресурсах, Школьный конкурс на лучший эскиз цветочных клумб. Распределение исполнителей для реализации задач. Анализ изученной литературы. ноябрь декабрь 2016 2017 Март, апрель-май сентябрь 2017 II . Деятельностный Выращивание рассады и уход за ней. Агротехническая подготовка почвы Разбивка цветочных клумб по эскизам Высадка рассады Уход за растениями (полив, рыхление, прополка, подкормка) в соответствии с планом-графиком. III . Обобщающий

Содержание этапов работы

Временной промежуток

I. Подготовительный

  • Подбор ассортимента растений. Закупка семян.
  • Изучение образцов клумб в литературных источниках, Интернет-ресурсах,
  • Школьный конкурс на лучший эскиз цветочных клумб.
  • Распределение исполнителей для реализации задач.
  • Анализ изученной литературы.

декабрь 2016

сентябрь 2017

  • II.Деятельностный
  • Выращивание рассады и уход за ней.
  • Агротехническая подготовка почвы
  • Разбивка цветочных клумб по эскизам
  • Высадка рассады
  • Уход за растениями (полив, рыхление, прополка, подкормка) в соответствии с планом-графиком.

III . Обобщающий

Простота компози-ции

Неприхотливость

Колористика

Видна со всех сторон

Над землей 15-20 см

Длитель-ный срок цветения

Декоративность

Месторасположение и размеры Цветник - территория вытянута в направлении с северо-востока на юг, расположена в фасадной части здания школы, прилегает к зданию школы и пешеходной дорожке; Размеры цветника : Одиночная цветочная клумба – Размеры цветочной клумбы: ▪ ширина 4 м, длина 20 м; ▪ площадь 80 кв. м

Месторасположение и размеры

Цветник - территория вытянута в направлении с северо-востока на юг, расположена в фасадной части здания школы, прилегает к зданию школы и пешеходной дорожке;

Одиночная цветочная клумба –

Размеры цветочной клумбы:

▪ ширина 4 м, длина 20 м;

▪ площадь 80 кв. м

Оформление школьной клумбы Для оформления школьной клумбы мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади нашего цветника.

Оформление школьной клумбы

Для оформления школьной клумбы мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади нашего цветника.

Как мы хотим украсить свою клумбу

Как мы хотим украсить свою клумбу

Список растений, используемых для клумбы.

Список растений, используемых для клумбы.

Бархатцы прямостоящие Растения, используемые для клумб Петуния обыкновенная Цинния изящная Львиный зев Косме́я, или Ко́смос ( Cósmos )

Растения, используемые для клумб

Косме́я, или Ко́смос ( Cósmos )

Бархатцы прямостоящие Сентябрины Портулак

Лобелия Растения, используемые для клумб Камнеломка Роза-королева цветов Ирис

Растения, используемые для клумб

Эскиз проектируемого участка клумбы

Эскиз проектируемого участка клумбы

Деятельностный этап проекта Агротехническая обработка почвы Посадка рассады однолетних цветов

Деятельностный этап проекта

Агротехническая обработка почвы

Посадка рассады однолетних цветов

При разрушении структуры естественного ландшафта в процессе преобразования чаще всего создается и развивается антропогенный ландшафт с характерным для него новым соотношением слагающих элементов. Обычно процессы развития этого ландшафта должны контролироваться и управляться человеком.

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории. 1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта; 2. Проведен сбор информации для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории; 3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев; 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники); 5. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 6. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями;

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта;

2. Проведен сбор информации для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории;

3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев;

4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);

5. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;

6. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями;

Заключение В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители села: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась привлекательность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

Заключение

В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители села: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась привлекательность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

Гармоничное и полноценное развитие школьника – основная задача коллектива учебного заведения. Пути решения этой задачи многообразны. Один из них открывается перед учащимся с первого шага на пришкольный двор, яркий, запоминающийся образ которого создает позитивное настроение и мощный стимул к получению знаний.

Благоустройство территории школы – это комплекс мероприятий по созданию и организации зон и сооружений вокруг основного здания, имеющих определенные функции.

Цели и задачи озеленения

Цель мероприятий по благоустройству территории школы – обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в периоды между уроками.

Задачи благоустройства школьного участка:

  • расширение функциональных возможностей используемого участка;
  • обеспечение безопасности учащихся и работников учебного учреждения;
  • усиление стимула для проведения учебных и спортивных занятий на открытом воздухе;
  • улучшение экологической атмосферы района за счет озеленительных мероприятий на участке.

Проект по благоустройству территории школы

Архитектурно-планировочная схема благоустройства – комплекс взаимосвязанных зданий и сооружений, выполняющих определенные функции. План благоустройства территории школы разрабатывается на стадии проектирования.

Современные учебные заведения возводятся с соблюдением нормативной документации, в которой установлены все требования, предъявляемые к работе по благоустройству территории школы:

План мероприятий по благоустройству территории школы

Функциональное зонирование – главный аспект при разработке проекта благоустройства. Но как быть школам, чья зеленая зона давно уже освоена, но требует обновления? Эта задача может быть решена без привлечения услуг специалистов по благоустройству и озеленению.

На педагогическом совете или общешкольном собрании принимается решение о планируемом озеленении территории школы. В ходе обсуждения создается инициативная группа из представителей педагогического коллектива и родителей, которая определяет список предварительных мероприятий.

  • Подготовить ситуационный план участка. План представляет собой схему расположения всех функциональных зон и объектов, имеющихся на школьном участке на текущий момент. Особо стоит выделить те зоны, которых не коснутся дальнейшие мероприятия по благоустройству территории школы.
  • Произвести ревизию зеленых насаждений, оценить их состояние. Составить дендроплан посадок. Нанести на него существующие посадки с указанием, какие их них будут оставлены, что переместить или удалить.
  • Составить список необходимой литературы по теме озеленения территории школы. Изучению темы ландшафтного проектирования можно посвятить внеклассные уроки среди учеников разных возрастных групп.
  • Классным руководителям донести информацию до родителей учеников о возможном их участии в благоустройстве и озеленении.
  • Объявить конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы среди учащихся старших и средних классов.
  • Помимо сформированного коллектива из родителей учащихся, которые будут принимать участие в реализации плана благоустройства, желательно заручиться поддержкой спонсоров и деловых партнеров школы.

Реализация плана благоустройства территории школы

Для воплощения такой серьезной задачи, как озеленение территории школы, требуется ознакомиться с основными нормативами проектирования объектов благоустройства для школьных учреждений.

Площадь школьного двора зависит от количества учебных классов. По действующим нормативам на каждого учащегося приходится от 16 до 50 кв. м, в отдельных климатических районах допускается уменьшение этой нормы на 20–40 %, но не более.

Процент озеленения территории школы должен быть в пределах 40–50 % от общей площади участка. В площадь озеленения включаются те зоны, которые не имеют искусственных покрытий. Общая площадь озеленения может быть уменьшена на 10 % для районов, граничащих с лесными массивами и парковыми зонами.

Деревья на участке следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, кустарники – не менее 5 м. Непосредственно перед основным школьным зданием высокие деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м от стен, чтобы избежать чрезмерного затенения окон.

Здание школы на участке является его планировочным центром. Для проведения мероприятий по благоустройству территории школы требуется произвести ее четкое разграничение на функциональные зоны.

Функциональные зоны, на которые можно разбить школьный двор:

  • многофункциональная зона (учебно-опытная, спортивные площадки, площадки для мероприятий);
  • рекреационная зона (дополнительные спортивные площадки, места для отдыха и прогулок);
  • хозяйственная зона;
  • буферная зона (зона отделения территории школы от окружающей инфраструктуры).

Работа по благоустройству территории школы

По итогам объявленного конкурса среди школьников выявляются лидеры, чьи идеи стоит использовать в работе. Конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы можно провести на более масштабном уровне: районном или городском по согласованию с руководящими органами. Дети попробуют свои силы в дизайне, применят полученные на уроках знания в работе с программами по графическому дизайну.

В результате утверждается окончательная программа по благоустройству территории школы с календарным планом работ и утвержденной сметой расходов. Программу следует согласовать с вышестоящими органами управления образованием.

Лучшее время для начала работ по воплощению плана благоустройства территории школы – периоды ее наименьшей загруженности. Это могут быть периоды осенних или весенних каникул. Работы по озеленению желательно также проводить в межсезонье – благоприятное время для приживаемости растений.

Благоустройство и озеленение территории школы: особенности

Прежде, чем начинать работы по озеленению, необходимо проинспектировать все деревья на школьном участке и вырубить те из них, которые необходимо вырубить или подрезать. Это необходимо для обеспечения безопасности школьников. И вырубка, и подрезка осуществляется на основании специального разрешения – порубочного билета. Он выдается по заявлению, подписанному директором школы. В заявлении следует указать цель – санитарная рубка зеленых насаждений.

Порубочные билеты выдают уполномоченные организации исполнительных органов государственной власти, например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды или комитет по благоустройству. С недавних пор оформить порубочный билет можно через МФЦ.

Кроме заявления для его оформления также потребуется:

  • подробный подеревный дендроплан с указанием точного размещения деревьев и кустарников на школьном участке;
  • ассортиментная ведомость – перечень всех расположенных на участке зеленых насаждений;
  • перечетная ведомость – список деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и подрезке.

После того, как санитарные работы по вырубке и подрезке проведены, приступают к работам по озеленению.

Основная задача озеленения – создание природного и эстетического микроклимата, защита от ветра, пыли и солнечных лучей. Важной функцией озеленения является образовательная, дети познают окружающую их природу непосредственно в месте обучения. Дополнительно работа по благоустройству территории школы способствует этическому и трудовому воспитанию школьников.

Озеленение территории следует проводить по принятому ландшафтному проекту (дендроплану). Определение состава растительного ассортимента для озеленения и благоустройства территорий школ зависит от ряда условий:

  • климатических характеристик региона;
  • географического расположения по сторонам света;
  • особенностей грунта и гидрологической обстановки;
  • совместимости с растениями, уже имеющимися на участке;
  • материальных ресурсов и пр.

Вновь создаваемые объекты ландшафтного дизайна должны иметь гармоничное распределение и соответствовать своему назначению в каждой из функциональных зон.

Перед зданием школы , как правило, расположены площадки для отдыха младших классов и площадка для торжественных мероприятий. Они должны хорошо просматриваться по всему периметру, поэтому огораживать эту территорию посадкой высокорослых растений или деревьев с густой кроной не рекомендуется. Для этих мест применяются газоны, невысокие древесно-кустарниковые композиции. Для посадки подойдут кизильник, самшит, спирея.

Дорожки между площадками можно обустраивать в виде аллей, обрамленных деревьями с пирамидальными или колонновидными кронами, например, лиственницей, елью, березой.

На спортивных площадках дети проводят достаточно много времени, поэтому рядом с ними следует организовать зоны затенения для отдыха во время активных мероприятий. Эта задача решается посадкой нескольких высокорослых деревьев на расстоянии не ближе 10 м от площадки. Сама площадка может быть огорожена посадками живой изгороди из растений без колючек, такими как жимолость, актинидия, лимонник китайский.

Зону отдыха стоит оформить мягкими газонными посадками в сочетании с кустарниковыми группами. В этой зоне можно устроить цветники и газоны с декоративным мульчированием природными материалами.

Учебно-опытные участки следует огораживать от остальных зон с целью ограничения к ним доступа. Эту функцию может выполнить изгородь из вьющихся кустарников на опорах или бордюрные среднерослые кустарниковые посадки.

Хозяйственная зона отделяется от остальных зон бордюром из высокорослых кустарников или живой изгородью на шпалерах или опорах.

В буферной зоне следует обустраивать участки плотных кустарниковых посадок, которые выполняют роль шумопоглощающего и ветрозащитного барьера, например, из бархата амурского, конского каштана или рябинника.

Нельзя высаживать на пришкольном участке растения-аллергены, а также деревья и кустарники с несъедобными плодами. Стоит избегать растений с большим содержанием эфирных масел, чтобы предотвратить возникновение аллергических реакций у детей.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

  • уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;
  • подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;
  • высадка сезонных растений.

Важно

Периодическое обновление объектов озеленения территории школы благоприятно сказывается на поддержании эмоционального и экологического климата. Эти мероприятия можно совмещать с практическими уроками по труду или естествознанию как дополнительный дисциплинирующий и образовательный элемент школьного воспитания.

Грамотно организованные ландшафтные группы, удобное размещение малых архитектурных форм на пришкольном участке улучшают его микроклимат, санитарно-гигиенические и эстетические условия. Удачно вписанный в инфраструктуру района школьный участок с обновленным озеленением украсит город и повысит ценность территории в плане общего озеленения района.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: