Конспект развитие речи в средней группе урожай

Обновлено: 07.07.2024

Цель: учить различать овощи, подбирать прилагательные к названию овощей.
Задачи:
Систематизировать знания детей об овощах: где они растут, какие они, для чего их выращивают.
Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к выращиванию овощей, желание помогать взрослым на огороде.

Оценить 3210 0

Воспитатель: Сащенко Н.Г.

Цель: учить различать овощи, подбирать прилагательные к названию овощей.

Систематизировать знания детей об овощах: где они растут, какие они, для чего их выращивают.

Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к выращиванию овощей, желание помогать взрослым на огороде.

Оборудование: письмо в конверте, волшебный мешок, ноутбук, плоскостные изображения овощей, маски овощей.

Словарная работа: свекольный, огуречный, капустный, томатный.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Посмотрите друг на друга, улыбнемся друг другу, какие мы красивые!

Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх)

Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок!)

Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк!)

Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип!)

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Основная часть.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте присядем на стульчики. Ребята, сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель:А как вы это узнали? Что изменилось в природе (на улице)?

Дети: Листья пожелтели, опадают, и т. д.

Воспитатель: Ребята, а люди что делают в огороде?

Дети: Собирают овощи.

Воспитатель: На огороде, осенью поспевают овощи. Люди собирают урожай овощей. Ребята, какие овощи вы знаете?

Дети: морковь, огурец, капуста, помидор.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Где растут овощи?

Дети: На грядке, в огороде, на земле.

Воспитатель: Молодцы!

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы хотите ему помочь? (да) Какие добрые дети! А как мы можем ему помочь?

Дети: Поможем найти овощи.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, вы помогаете взрослым собирать овощи в огороде. Вот какие вы молодцы! А давайте пойдем мы с вами в осенний огород, посмотрим, что же там происходит?! Интересно, почему овощи и фрукты спрятались? Ну что, отправимся в осенний огород?!

Воспитатель: Сегодня мы пойдем пешком по узенькой дорожке. Встали, повернулись, за Ксюшей построились и пошли! Смотрите, дорожка узенькая, идем друг за другом осторожно, не пугаем насекомых (идем под музыку).

Ведущий: Вот мы и пришли с вами в осенний огород. Устали, давайте отдохнём, садимся на свои места. Ой, ребята, посмотрите, какой волшебный мешок! Что же в волшебном мешочке? Слушайте внимательно: подходим по одному и угадываем, что же там находится.

Каждый ребёнок подходит по одному, достает из мешка овощ, называет его и подбирает прилагательные к этому слову. (круглый, красный, полезный, вкусный…)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, в мешочке лежат еще картинки, смотрите какие. Давайте поиграем!

Огурец - огурчик. Помидор - помидорчик. Чеснок - чесночок. Перец - перчик и т. д.

Воспитатель: Дети, а кто это там за кустиком сидит?

Воспитатель:Что- то заскучал наш зайка. Наверное, это его мешочек. Давайте развеселим зайку и с ним поиграем

Физминутка: (под музыку)

Воспитатель:Ребята, а вы любите овощной сок?

Тыква - тыквенный и т. д.

Помидор круглый, а морковка —. . Огурец овальный, а тыква - . . Лук горький, а морковка - . . Помидор кислый, а чеснок - . . Огурец зеленый, а помидор - . .

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней. (помидора).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Женя ловко:

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Ах! Ох! Покатился. (горох).

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее. (капуста).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Молодые. (огурцы).

Рефлексия.

Воспитатель:Ребята, вот и нашли мы мешочек с овощами. Какие овощи находились в нем? Назовите.

-Вам понравилось наше путешествие? Давайте поиграем в игру.

Дети (овощи) идут по кругу , взявшись за руки; в центре круга-водящий с завязанными глазами.

Воспитатель:

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала стали в круг.

Посчитали чётко тут же :

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети останавливаются, кружат водящего.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну, а ты иди искать!

Разбегаются в разные стороны, приседают. Водящий старается найти игроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.

Задачи:

Ход занятия.

- карточки с изображением овощей и фруктов,

- макеты овощей и фруктов,

Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)

- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)

Начало основного занятия.

- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)

- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)

- А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)

И т. д. несколько фруктов.

- А какой компот получится из яблок? (Яблочный)

И т. д. несколько фруктов.

Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)

- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)

- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)

И т. д. несколько овощей.

- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)

- Теперь отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.(Капуста)

- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)

- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте слова и движения за мной:

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)

- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.

- Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)

- Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)

От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку)

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …(кабачок)

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.

не речевые – развитие общей моторики, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний об овощах и фруктах.

речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи, образование относительных прилагательных, развитие чувства рифмы, составление сложносочиненных предложений по опорным схемам.

Ход занятия.

- карточки с изображением овощей и фруктов,

- макеты овощей и фруктов,

Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)

- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)

Начало основного занятия.

- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)

- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)

- А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)

И т. д. несколько фруктов.

- А какой компот получится из яблок? (Яблочный)

И т. д. несколько фруктов.

Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)

- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)

- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)

И т. д. несколько овощей.

- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)

- Теперь отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.(Капуста)

- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)

- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте слова и движения за мной:

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)

- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.

- Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)

- Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)

От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку)

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …(кабачок)

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Узнавать и называть овощи в натуральном виде и на картинках.

- Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам

- Закрепить знания о месте их произрастания – огород.

Развивающие задачи

- Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи

- продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

Познавательные задачи

- Узнавать и называть овощи в натуральном виде и на картинках.

- Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам

- Закрепить знания о месте их произрастания – огород.

Развивающие задачи

- Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи

- продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям , которые благодаря своему труду получают урожай.

- овощи-муляжи: перец, капуста, морковь, огурец, помидор, картофель, лук, чеснок

- Клей, кисточки, салфетки

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам сегодня наш друг ежик принес (корзина с овощами)

Ответы детей

Воспитатель: « Ребята, как вы думаете, где наши овощи выросли?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, давай по очереди вытаскивать из корзинки овощи и называть их

- Что это? (Картошка) Где она выросла? (На огороде). Потрогайте картошку. Какая она? Она круглая, твёрдая, коричневая.

- Что это? (Помидор). Какой помидор? Помидор красный, вкусный. Где он растет? (На огороде).

- Что это? (Огурец). Где он вырос? (На огороде). Какой он? Огурец зеленый, гладкий, колючий.

- Это что? (Свекла). Какая она? Она круглая, бордовая. Где растёт свекла? (На огороде).

- Это что? (Перец). Какой он? Желтый, зеленый , красный. Где он растет? (На огороде).

- Это что? (Капуста). Какая она? Большая, зеленая. Где она растет? (На огороде).

Воспитатель: Ребята давай поиграем.

Пальчиковая игра: “Засолка капусты”

(Развитие координация движений, развитие тонкой моторики)

-Мы капусту рубим, рубим (Движения прямыми ладонями по столу)

-Мы морковку трем, трем (Движения кулаков к себе и от себя)

-Мы капусту солим, солим, (Имитация посыпки солью пальцами)

-Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок)

- А как назвать одним словом то, что у нас выросло? (овощи).

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели (побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели)

Воспитатель: Ребята, давайте теперь овощи положим на тарелочки.

(Готовые вырезанные помидоры и огурцы приклеиваем на заранее нарисованные тарелочки).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Программное содержание

1. Расширение активного словаря детей за счет имени существительных, глаголов.

2. Развитие слухового и зрительного внимания.

3. Развитие логического мышления.

1. Упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарь детей за счет имен существительных (урожай, огород), прилагательных (гладкий, шершавый), глаголов (срывать, дёргать).

2. Знакомство с новым овощем (баклажан) и новым понятием – томатный сок.

3. Учить составлять рассказ по картинкам-символам.

4. Развивать зрительное внимание (умение находить контур конкретного овоща среди 5-ти наложенных один на другой контуров овощей).

5. Учить согласовывать речь с движением.

6. Развивать общую и мимическую моторику.

7. Учить соотносить форму овоща с геометрической фигурой (круг, овал, треугольник).

8. Развивать счётные навыки (количественный счёт).

9. Воспитывать умение правильно и отчётливо произносить слова.

  • муляжи овощей,
  • разнос,
  • корзина,
  • картинки-символы,
  • графический рисунок контуров овощей,
  • шаблоны овощей,

Педагог читает стихотворение:

Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные ивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к Югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.

(Беседа по содержанию стихотворения.)

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Когда собирают урожай?

- Что собирают на огороде, в саду?

- Что меняется в жизни человека?

Ребята, давайте с вами пойдём в огород собирать урожай (педагог читает рифмовку и одновременно со словами выполняется движение).

Мы пойдём в огород,
Много там всего растёт:
Огурцы сорвём мы с грядки,
Помидоры с кожей гладкой,

Толстая репка
Засела в землю крепко.
Дёргай, дёргай из земли
Всё собрали, посмотри

(шагать на месте)
(развести руки в стороны)
(срывать воображаемые огурцы)

(кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

(поставить руки на пояс)
(покачаться из стороны в сторону)
(изображать как будто дёргаем из земли)
(развести руки в стороны)

Дети подходят к импровизированному огороду, на столе расположены муляжи овощей.

- Скажите, в какой сказке главная героиня растёт в огороде, и все хотят её вытянуть? (ответы детей).

Ребята, а ведь в огороде растёт и много других овощей, давайте вспомним, какие растут на земле, а какие – в земле?

Дидактическая игра “Что, где растёт?” (те, которые выдергиваем – растут в земле, а которые срываем – на земле)

Выслушиваются ответы детей.

А теперь давайте отдохнём и отгадаем загадки. (Дети становятся в круг.)

1. Кто в земле укрылся ловко –
Это сочная… (морковка)

- Ребята, а на ком сегодня оранжевая одежда? Кто похож на морковку?

2. Испытает много мук,
Кто без хлеба кушал … (лук)

- А кто на лук похож?

3. В огороде светофор
Это красный …. (помидор)

- А кто выглядит как помидор?

4. Вот зелёный молодец
Он зовётся … (огурец)

Задаётся аналогичный вопрос.

5. В земле засела крепко
Золотая …. (репка)

Ребята, мы так много узнали об овощах, что можем сами составить о них рассказ. Рассказ будем составлять по плану с использованием карточек-схем. (Педагог выставляет на мольберт 5 карточек с пояснением каждой.)

2 – Какого цвета?

4 – Какой на ощупь (гладкий, шершавый, колючий)?

5 – Какой на вкус (сладкий, горький, сочный)?

Выслушиваются рассказы 5-6 детей.

Дети оценивают рассказы друг друга.

Дети подходят к мольберту.

Проводится игра “Найди овощ”.

Дети должны найти и узнать знакомый овощ, подобрать шаблон и наложить на общий рисунок.

Вот ведёрки овощей, посчитаем их скорей (на столе стоят два ведёрка, в одном муляжи помидор, в другом – моркови).

Давайте посчитаем вместе со мной (одна морковка, две морковки и т.д.), а помидоры посчитайте самостоятельно.

А вы знает, как называется сок из моркови? (Выслушиваются ответы детей.)

А как называется сок из помидоров? (Педагог объясняет новое понятие – томатный сок.)

Давайте попробуем томатный сок.

Вам понравился сок?

Какой он на вкус?

Итог занятия. (О чём говорили на занятии, что нового узнали, оценка деятельности детей.)

Овощам так понравились ваши ответы, что они решили подарить вам на память свои портреты (дарятся раскраски с изображением весёлых овощей).

Давайте и мы улыбнемся друг другу, и пусть у нас тоже будет хорошее настроение.

Краткое описание документа:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речеовму развитию детей в средней группе "Собираем урожай" Программное содержание 1. Расширение активного словаря детей за счет имени существительных, глаголов. 2. Развитие слухового и зрительного внимания. 3. Развитие логического мышления. Задачи: 1. Упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарь детей за счет имен существительных (урожай, огород), прилагательных (гладкий, шершавый), глаголов (срывать, дёргать). 2. Знакомство с новым овощем (баклажан) и новым понятием – томатный сок. 3. Учить составлять рассказ по картинкам-символам. 4. Развивать зрительное внимание (умение находить контур конкретного овоща среди 5-ти наложенных один на другой контуров овощей). 5. Учить согласовывать речь с движением. 6. Развивать общую и мимическую моторику. 7. Учить соотносить форму овоща с геометрической фигурой (круг, овал, треугольник). 8. Развивать счётные навыки (количественный счёт). 9. Воспитывать умение правильно и отчётливо произносить слова.

Читайте также: