Конспект урока какие бывают растения

Обновлено: 17.09.2024

8. Цель урока: ознакомить, на какие группы можно разделить растения, научить выделять и сравнивать признаки групп.

9. Задачи:

- обучающие: формировать представления о многообразии и значении растений; познакомить с некоторыми конкретными представителями этих групп, встречающимися в крае, учить распознавать их;

- развивающие: умение группировать их (деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные растения);

- воспитательные: формировать бережное отношение к природе.

10. Тип урока: изложение нового материала.

11. Формы работы учащихся:

12. Необходимое техническое оборудование:

13. Структура и ход урока

I. Организационный момент

Всё у нас в порядке:

Книжки и тетрадки.

II. Актуализация знаний.

1) - Отгадайте загадку:

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

2) - Сегодня на уроке мы совершим с вами прогулку по лесу. Ещё свежи воспоминания о лете, когда все бывали в лесу, в парке. Давайте вспомним, что есть в лесу? (Ответы детей).

- Правильно. Все эти живые организмы можно назвать одним словом - растения.

- Прочитаем это слово орфографически и запомним его написание. (На доску вывешивается карточка).

- Сегодня наша задача - вспомнить, какие растения вы видели в лесу, и научиться разделять их на группы.

Работа над новым материалом.

III. Беседа - знакомство с разнообразием растений.

Рассказ учителя: - Вот вы на опушке леса: какая пушистая сочная трава (так и хочется её погладить, сколько разноцветных цветов (но я не буду их рвать, пусть цветут на радость всем). Чтобы лучше разглядеть их и почувствовать аромат, надо наклониться, так как они низкие.

- Пойду дальше. Интересно, а это что за растение? Много веток растут из одного корня. Весть куст усыпан красными ягодами (но я их не буду пробовать, спрошу у взрослых, съедобны ли они. Ведь и среди красивых растений встречаются ядовитые).

- Ого, какое огромное дерево. Если посмотреть наверх, даже не видно макушки. А ствол обхватить не хватит рук. Да, много разных диковинных растений в лесу!

- Сравните: что общего и чем отличаются все растения? Назовите сначала общие признаки. (Ответы детей).

- Теперь поговорим о различиях. (Ответы детей).

Вывод: на какие группы можно разделить все растения? (Травы, кустарники, деревья). (Вывешиваются таблички).

- Мы разделили их по росту (высоте). У нас получился лес из трёх этажей. Назовём каждый этаж ярусом (вывешивается табличка). Первый ярус - низкие травы. Второй ярус - кустарники. Третий ярус - деревья.

IV. Закрепление по учебнику (стр. 56-57) и тетрадям (стр. 19).

VI. Закрепление (по изображениям на экране).

VII. Изложение нового материала.

Беседа об отличиях лиственных и хвойных растений.

Запись в тетрадях.

VIII. Закрепление по индивидуальным карточкам (по вариантам).

Проверка в парах. Взаимооценка.

IX. Физминутка.

X. Домашнее задание (по учебнику стр. 56-59, в рабочей тетради стр. 20).

XI. Подведение итогов по вопросам учебника (на стр. 59).


Образовательная:

- формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);

- формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

Развивающая:

- создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Воспитательная:

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

1) образовательные: узнать на какие группы можно разделить растения

2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений

3) воспитательные: учиться замечать и ценить красоту мира растений

Этапы урока

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?

- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

- Кто придумал свою загадку про воду?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать. (Слайд 2,3)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. ( Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

Не огонь, а жжётся. (Крапива)

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

Две сестрицы зелены,

К осени одна краснеет.

Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)

- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)

- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения?)

- Что вы уже знаете о растениях? У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. (Слайд 4) Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)

- Что ещё хотели бы узнать? ( Ответы детей)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

1.Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие:

Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …
(Лес)

- Когда вы были в лесу, какие растения там видели? (ответы детей)

2. Знакомство с разнообразием растений. (Какие растения растут в лесу?

- Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.

- Какие группы вы бы выделили? (Слайд 5. На какие группы можно разделить растения?)

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

- Чем ель отличается от остальных деревьев?

( У ели иголки вместо листьев.)

- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? ( Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными .

- А как мы назовем одним словом эти растения?: брусника, черника, орешник?

( Это кустарники. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.

-Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы)

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев?

( У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)

- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)

- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)

- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Ярусы леса)

3. Работа по учебнику.

-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Учащиеся читают вслух текст.

Физкультминутка

Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.

- Мы пойдём все в лес густой.

Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)

Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)

Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)

Снова видим мы сосну.

А теперь орешник.

Это белая берёзка

Ну а это вот морошка.

Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

Выполнение заданий в тетради.

- Откройте тетради и схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

- Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

2. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

- Назовите их основные отличия.

Слайд 6. – Ребята, у Вас на слайде группы растений, распределите растения по нужным группам.

3. Работа в тетради

А теперь в тетради приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

Ребята, как нужно вести себя в природе?

Как человек может помочь природе?

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД:

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

предстоящей работы (составление плана).

4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

V. Домашнее задание.

Базовый уровень (для всех обучающихся):

Повышенный уровень (по желанию обучающихся): Придумать план для составления рассказа о растении. Составить рассказ о любом растении.

Регулятивные:

1.Составление плана выполнения учебной задачи.

2.Выполнение действий по задуманному плану.

VI. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?


-80%

- Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • карточки с изображением растений,
  • карточки с названиями групп растений,
  • схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
  • презентация.

Ход урока

Этап урока Содержание Примечание
Организационный момент.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Все руки обдерешь.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.

Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.

Только тронь –
Отдернешь ладонь
Обжигает трава,
Как огонь!

Красненька матрешка
Беленько сердечко,
На кустах растет
И сладка как мед.

- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?

- Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.

Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять.

У остальных так же?

- Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.

- А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы?

- Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы.

Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски

- Что получилось у остальных групп?

Далее следует разбор:

- Почему береза и ель попали в одну группу?

- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

- Как назовем эту группу растений? – Деревья.

- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.

- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.

- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?

- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.

- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.

Аналогично проводится работа с группой “травы”.

- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

(Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).

Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам.

/Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/.

/Появляется схематическое изображение/

/Появляется карточка с названием данной группы/.

Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные.

/Появляется схематическое изображение/.

Появляется карточка с названием над данной группой.

/На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.


/Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают/.

- Верны ли оказались наши выводы?

- Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях.

1 ряд – с. 20 №5
2,3 ряд – с. 19 № 3
4 ряд – с. 19 № 1.

/Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”.

/Работа осуществляется в парах/.

- Итак, ребята, что нового узнали о растениях?

- На какие группы делятся все растения?

- Назовите существенные признаки каждой группы растений.

- Положите перед собой сигнальные карточки и отметьте при помощи шкалы, как вы поняли тему урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулятивные УУД: предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения.

Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;

1) Образовательные:

- на основе наблюдений познакомить детей с разнообразием растений;

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять, классифицировать объекты растений по существенным признакам, различать их.

2) Развивающие:

- развивать кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; развивать и совершенствовать изобразительные навыки.

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.

3) Воспитательные:

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

- научатся: описывать, характеризовать растения, называя их существенные признаки.

- получат возможность научиться: наблюдать за растениями; анализировать и использовать модели для объяснения отличительных признаков растений; расширить и систематизировать свои знания о природе; формировать выводы на основе наблюдений;

2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность):

- Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

- Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Читайте также: