Конспект занятия по экологии уход за комнатными растениями

Обновлено: 04.10.2024

Автор: Шкабарня Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Салаир,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экологии "Уход за комнатными растениями"
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально

- коммуникативное развитие, речевое развитие.

Программное содержание:

к комнатным растениям,

наблюдать и ухаживать за ними.

умение определять комнатные растения,

уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

- Создавать условия для правильного планирования своей деятельности и

распределения обязанностей между собой.

- Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

- Совершенствовать диалогическую речь, уметь выстраивать диалог.

- Обогащать речь детей глаголами, прилагательными, сравнениями.

- Формировать умения правильно употреблять слова в речи.

- Способствовать количественному накоплению слов для содержательного

- Уточнять и закреплять знания детей о способах ухода за растениями и о

- Закреплять знания о действиях с инвентарем.

- Воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, желание наблюдать

и ухаживать за ними.

Предварительная работа:

художественной литературы, заучивание стихов и отгадывание загадок.

Методы и приемы:

Материалы и оборудование:

Комнатные растения, оборудование для ухода за ними (тазы, тряпочки, лейки,

1. Расширить знания о комнатных растениях.

2. Закрепить знания об основных частях растений (стебель, корень, лист, цветок).

3. Закрепить знания названий растений и основные способы ухода за ними.

4. Закреплять знания о пользе растений в доме.

5. Воспитывать и поощрять интерес к растениям, прививать любовь к растительному миру; воспитывать чувство прекрасного

Материалы и оборудование:

1. Игрушка мультипликационного героя Копатыч.

2. Комнатные растения (герань, сансевьера, фиалка, толстянка, алоэ)

3. Лейки с водой, палочки для рыхления почвы, пластиковая бутылка с распылителем, губки, тазики с водой.

Ход ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на занятие пришел хорошо вам известный Копатыч! Он хочет загадать вам загадку:

Очищают воздух, создают уют

На окнах зеленеют, круглый год цветут

- Правильно, дети. Это комнатные растения. Сегодня мы будем учиться ухаживать за растениями, которые растут не на огороде, а на нашем подоконнике.

Послушайте, дети, стихотворение о комнатных растениях :

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

- Дети, а вы знаете зачем нам нужны комнатные растения?

Ответы детей (для красоты, уюта, помогают очищать воздух).

Алоэ - комнатный цветок.

Он дарит нам целебный сок.

чуть-чуть колюч, чуть-чуть красив.

А всем известная герань, или как еще ее называют пеларгония, не только красива. Она очищает воздух в помещении, убивает болезнетворные бактерии, а значит защищает нас от вирусных болезней.

Среди бархата листочков

На окне, ты только глянь,

Распустила гроздь цветочков

Красна девица герань.

Рассмотреть с детьми герань, потереть листок и обратить внимание детей на аромат, который источает это растение.

- У герани, дети, бывают самые разные цветы: белые, розовые, сиреневые, красные, бордовые. Очень красивое и полезное растение герань.

Дети, давайте рассмотрим каждый цветок и определим основные части.

- А как мы ухаживаем за комнатными растениями?

- Правильно, молодцы. За домашними растениями нужно постоянно ухаживать, чтобы они нас радовали своей красотой. Их нужно поливать, рыхлить землю, время от времени пересаживать в более просторные горшки, менять землю, подкармливать почву специальными удобрениями. Некоторым растениям, например сансевьере, можно протирать листья влажной губкой. А вот герань лучше обрызгать из специальной бутылочки с распылителем. Фиалку нужно очень аккуратно поливать, чтобы не залить листья водой, иначе она начнет болеть и вянуть. Если правильно ухаживать за растениями, то они долго будут нас радовать зеленью и цветами и в нашей группе будет всегда уютно. Давайте вместе польем наши цветы, протрем листья, обрызгаем их водой и взрыхлим почву.

-Как мы рыхлим почву? (Ответы детей). Правильно, землю нужно рыхлить небольшой палочкой, осторожно, чтобы не повредить корни.

- А как мы поливаем растения? (Ответы и предположения детей). Разные растения нужно поливать по-разному. Одним растениям : крассуле (толстянка, денежное дерево, кактусам, алоэ нужно меньше воды, чем другим, поэтому их поливаем реже. А вот луковичные растения, например амариллис, поливаем через поддон. Для этого нужно налить воду в тарелочку под горшком и растение выпьет столько воды, сколько ему нужно.

- А как мы протираем листья? (Дети отвечают). Молодцы! Правильно! Некоторые растения с мясистыми толстыми листьями можно протереть влажной губкой. А цветы с нежными бархатистыми листьями нужно обрызгать водой. Давайте внимательно рассмотрим наши цветы и определимся как будем за ними ухаживать. (Дети рассматривают растения и высказывают свое мнение о правильном уходе за тем или иным растением)

Дети разбиваются на группы и по очереди ухаживают за цветами. Параллельно с этим они комментируют свои действия: как и зачем они выполняют то или иное действие.

- Молодцы, дети! Как вы славно потрудились и замечательно справились с заданием. Теперь наши растения довольны и будут нас радовать красотой и уютом. Только нужно помнить, что за растениями нужно ухаживать регулярно и не забывать о них. А теперь попрощаемся с нашим гостем, ведь ему нужно спешить ухаживать за своими комнатными растениями.

- До свидания, Копатыч! Приходи к нам еще на занятия по экологии!




Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект организованной учебной деятельности по экологии №2

средняя группа

Дата: 21.10.2019г

Воспитатель : Фольц И.Н.

Образовательная область: Социум.

Цель: Познакомить детей с комнатными растениями.

Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Образовательная: Познакомить детей с комнатными растениями: герань, кактус, фиалка;

Расширить представление о комнатных растениях : их развитию, росту, уходу.

Развивающая: Развивать наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное

Предварительная работа: наблюдение за комнатными растениями; рассматривание фотографий,

иллюстраций; участие в дидактических играх; отгадывание загадок.

Оборудование: картинки с изображением герани, кактуса, фиалки; картинки с изображением

цветов, разрезанные на 3-4 части.

Словарная работа: комнатное растение, герань, фиалка, фикус, кактус, стебель, листья, цветок.

Билингвальный компонент: гулдер - цветок.

Мотивационно-побудительный

Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью загадки.

«Воздух очищают, создают уют,

Приглашает детей познакомиться с комнатными цветами.

Организационно –поисковый

Презентует цветы группы :

-Это герань, комнатное растение, листья имеют очень сильный, душистый запах, похожий на запах лимона, цветет мелкими цветочками, лиловыми, фиолетовыми, с темными пятнышками.

-Это фиалка, у нее бархатные листочки и фиолетовые лепестки, округлой формы.

-Это кактус, у него вместо лепесточков колючки.

А вот еще одно растение, которое называется фикус. У него блестящие большие листочки имеют овальную форму.

Просит детей ответить, в чем растет наш цветок? Определяют, что цветок растёт в горшке, в земле.

Проводит обследование герани совместно с воспитанниками.

• Какой у герани стебель?

• На что похожа герань, на травку или деревце? Описывают цветок: стебель у герани прямой, толстый, зеленый вверху и темный внизу; герань похожа на травку; на стебле есть веточки и листья, цветы; веточек на стебле много; листья у герани зеленого цвета.

• Что располагается на стебле?

• Сколько веточек на стебле, много или мало?

• На веточках растут листочки. Какой они формы? Предлагает выбрать у себя похожий по форме листочек.

• Какого цвета листочки?

• Что еще есть у герани? Какого цвета цветок? У герани много маленьких цветочков, собранных в зонтик. Осторожно гладят листочки герани и определяют - они мягкие, пушистые, пахнут.

Наши красные цветки

(поднимаясь плавно развести сомкнутые руки)

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет .(плавное помахивание руками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки. (сводим руки над головой)

Тихо засыпают .

Обратить внимание детей на чистое и пыльное растение. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать? Что надо сделать, чтобы ему помочь?

Рефлексивно-корригирующий.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

Конспект занятия по экологии для детей второй младшей группы. Материалы работы помогут воспитателю расширять и уточнять знания детей о комнатных растениях; конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений и способах ухода за ними.

Содержимое публикации

Конспект НОД по экологии

«Уроки Маленького Принца:

для детей второй младшей группы

Расширять и уточнять знания детей о комнатных растениях; конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений и способах ухода за ними.

Обучающие. Уточнить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений; учить детей правильно работать инструментами для ухода за комнатными растениями .
Развивающие. Развивать умения выделять части растения; развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними; п рививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

«Виды детской деятельности – двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации коллективной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы

- игровой (дидактические игры, игры малой подвижности);

- словесный (беседа, объяснения, указания, вопросы детям, ситуативный разговор);

- наглядный (показ способов действия, демонстрация наглядных пособий

- практический (уход за комнатными растениями с помощью лейки, тряпочки, опрыскивателя, кисточки).

Материалы и оборудование: Кукла бибабо Лис, письмо от Маленького Принца, почтовая посылка, Роза, набор инструментов для ухода за комнатными растениями, лейка, тряпочка, комнатные растения фикус, фиалка, раскраски.

Занятие начинается на ковре.

- Верно, давайте мы сейчас прочитаем письмо, а затем посмотрим, что в посылке.

Воспитатель:Ребята,давайте достанем скорее цветок. Посмотрите, какой он красивый! Где растёт Роза Маленького Принца? (на его планете, на улице)

- А у нас цветы растут сейчас на улице?

-Почему не растут? (холодно)

-Правильно, растения зеленеют сейчас только в комнате, в тепле. И называются поэтому – комнатными.

Их маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад .)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. ( Руки вверх, вправо, влево.)

- Ребята, а какие комнатные растения вы знаете? (фиалка, герань и др.)

- Давайте вспомним, из каких частей состоит растение. (Корень, стебель, листочки, цветок).

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением частей цветочка. Ваша задача правильно собрать из этих частей целую картинку. А чтобы ваши пальчики были крепкими и послушными, предлагаю их потренировать.

Дети подходят к своим местам за столом. Работают стоя.

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт

(кисти рук находятся в исходном положении).

Но к полудню ближе

(ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

Раскрывает лепестки, красоту их вижу

(кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик

(пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).

И теперь он будет спать

(кисти рук в исходном положении).

До утра, как птенчик

(кисти рук положить под щеку — имитация сна)

Дети собирают за столом цветок (индивидуальная работа), затем сверяют получившийся результат с оригиналом на доске.

Воспитатель:Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, как ухаживал Маленький Принц за своей Розой. (Поливал, закрывал от сквозняков)

Я думаю, мы не подведём Маленького Принца и сумеем сохранить его цветок таким же красивым до его приезда. Уважаемый Лис, мы вас научим ухаживать за комнатными растениями. Думаю, наши советы вам пригодятся. Давайте вспомним, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашем Уголке природы. Посмотрите на картинку и скажите, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли, цвели и радовали нас своим видом (показ картинки с изображением солнца, лейки, опрыскивателя, тряпочки).
- Правильно, растениям нужно солнце, их нужно опрыскивать, поливать, протирать пыль с листьев. Если не поливать растения, то они погибнут. А зачем нужно протирать пыль с листьев? ( Чтобы растения хорошо дышали)
Воспитатель: Да, правильно, давайте проведём опыт : закройте себе носик и попробуйте подышать. Хорошо вам дышать с закрытым носом? (Плохо)
- Вот и растение плохо дышит, если у него пыль на листьях. Поэтому нужно её протирать. А где же листочки, покажите (дети показывают). А это что у растения? (показывает на цветок). А эта часть у растения как называется? (показывает на стебель)
Воспитатель: Все части растения назвали, пора приступать к уходу за нашими растениями. Нужно надеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Давайте посмотрим, какие инструменты для ухода за комнатными растениями прислал для нас в посылке учёный сосед Маленького принца?

Из посылки дети по очереди достают лейку, рыхлитель, тряпочку, кисточку, а кроме того разные предметы, не подходящие для ухода за растением (игрушки, баночки разные, детали конструктора и т.п.)

- Ребята, по-моему, этот Учёный совсем не умеет ухаживать за комнатными растениями, столько ненужного прислал. Давайте мы сейчас найдём то, что нам нужно и скажем, для чего этот предмет используется, а что не нужно, мы отложим в сторону.

- Вы всё сделали правильно. Молодцы.

Воспитатель: А теперь покажем Лису, как можно использовать все эти инструменты.

Начнём с рыхления земли . Зачем нужно рыхлить землю у растений? ( Чтобы она стала мягкой и вода хорошо проходила к корням.)

- Даша, возьми нужный инструмент для рыхления и начни рыхлить землю. Как нужно рыхлить, сильно? ( Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение)
- Молодец, Даша, очень хорошо порыхлила. А теперь нужно полить наше растение. А как узнать, что растение нужно поливать? (Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно)
- Верно. Иди, Кирюша, потрогай землю, какое растение нужно поливать? (выбирает нужное растение). Я помогу тебе подержать леечку. Много воды лить не нужно, растение может погибнуть от того, что постоянно находится в воде. Молодец, водичка дошла до самого корня и напоила наше растение.

-Ребята, а кто же поливает растения на улице? (Дождик) Я предлагаю вам сыграть в игру "Солнышко и дождик"

Игра малой подвижности "Солнышко и дождик"

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши

очень рады солнышку.

Топ, топ, топ, топ / 2р.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.

дети идут по кругу,

дети хлопают в ладоши,

дети ритмично топают,

дети ритмично хлопают.

На сигнал воспитателя "Дождь идет" дети приседают - "прячутся".

Вы ещё говорили, что нужно протирать пыль с листьев. У растения, за которым мы сегодня ухаживали, большие и толстые листья, их очень удобно протирать. Как называется это растение? (Фикус)

- Давайте попросим Лиса протереть пыль вместе с нами. ( Лис протирает неправильно) Правильно он протирает пыль? (Нет, нужно на ладошку положить листок и аккуратно его протереть мокрой тряпочкой)

- Молодцы, ребята, вы так хорошо работали, но я вижу ещё один предмет, зачем нам кисточка? Не знаете? У нас есть растения, на листьях которых есть ворсинки.

- Как называется это растение? (Фиалка)

- Потрогайте листочки аккуратно. Такие листья не протрёшь от пыли тряпочкой, нужно кисточкой смахнуть пыль. Попробуйте (дети по очереди смахивают пыль с растения).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Вы очень хорошо потрудились. Растения очень вам благодарны. А заодно мы показали Лису, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Давайте ещё раз напомним ему, какие инструменты мы использовали и для чего.

Читайте также: