Консультации для родителей по подготовке к школе в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.


Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.


С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).


Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.


Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.


Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.


В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

На все эти вопросы стараются дать ответы авторы полезных материалов, собранных в данном разделе. Многие из этих публикаций, основанных на живом педагогическом опыте, будут интересны воспитателям подготовительных групп и родителям будущих первоклассников.

К обучению в школе будь готов! – Всегда готов!

Содержится в разделах:

Готовность к обучению в школе. Консультации - Рекомендации для родителей от педагога-психолога по подготовке детей к школе

Готовность ребенка к школьному обучению Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и.

Рекомендации от педагога-психолога по подготовке детей ЗПР к школе Поддерживайте в ребёнке состояние УСПЕХА и так в нем сформируется вера в себя! 1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Будьте.

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе:

Физическая готовность:

2. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

1. Умение строить отношения с взрослым человеком.

2. Умение общаться со сверстниками.

3. Вежливость, сдержанность, послушание.

4. Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Психологическая готовность:

1. Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

4. Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

1.Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

3.Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

4.Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

1.Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

2.Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

3.Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

4.Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

5.Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

6.Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

8.Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

9. Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

10. Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

11. Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

12. Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_podgotovka_detey_k_shkole.docx 20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе :

  1. физический
  2. нравственный
  3. психологический
  4. мыслительный
  1. Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  4. Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

1.Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

3.Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

4.Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

1.Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

2.Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

3.Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

4.Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

5.Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

6.Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

8.Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

  1. Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
  2. Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
  3. Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
  4. Уметь обслуживать себя.

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_m3bd3e41e.jpg

Консультация для родителей

Эмоционально-волевая зрелость:

 уровень развития произвольности;

Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):

 восприятие (зрительное, слуховое);

 память (зрительная, слуховая, произвольная);

Социальная готовность:

Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).

Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.

Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей.

Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.

Для этого родителям необходимо:

 развивать в ребенке способность слушать;

 учить пониманию прочитанного;

 развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;

 решать с ним простые задачи;

 вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.

Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:

 слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

 осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;

 оценивать свою работу;

 сравнивать самые простые предметы.

Что должен уметь ребенок к 7 годам.

Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступлении в учебное заведение. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, считать и писать.

Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

 Домашних и основные виды диких животных;

 Знать зимующих и перелетных птиц;

 Уметь ориентироваться на бумаге;

 Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;

 Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.

Что должен знать ребенок по математике.

По математике ребенок должен знать:

 Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

 Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

 Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

 Уметь соотносить цифру и число предметов;

 Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).

Память, мышление, внимание и речь.

Ребенок должен уметь:

 Пересказывать простое услышанное произведение;

 Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

 Отвечать на поставленные вопросы;

 Делать какое-либо задание по образцу;

 Уметь описывать картинку по памяти;

 Запоминать до 10 увиденных картинок;

 Находить лишнюю картинку или слово;

 Уметь отгадывать загадки;

 Группировать предметы по признаку.

Что ребенок должен знать по чтению.

При подготовке к школе ребенок должен знать:

 Уметь соотносить звук с буквой;

 Вычленять звуки из слова;

 Подбирать слова на заданный звук или букву;

 Читать слова и простые предложения (по слогам);

 Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

Навыки письма.

Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:

 Обводить картинки по контуру

 Обводить печатные буквы по контору

 Правильно держать ручку в руке

 Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО старший дошкольник, готовый к учебе в школе представлен как:

1) Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2) Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3) Эмоционально отзывчивый: дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

6) Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7) Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

8) Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9) Овладевший необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Консультация для родителей в детском саду. Подготовка детей к школе

Рекомендации для родителей старших дошкольников по повышению уровня готовности к школе

Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах — родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей.

Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности., служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия.

❀ Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.

❀ Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).

❀ Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.

❀ Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

❀ Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

❀ Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

❀ Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.

❀ Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.

❀ Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

❀ Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.

❀ Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

❀ Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

Как научить ребенка читать, считать, писать?

Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила развития и обучения детей - их желание быть похожими на взрослых.

Когда ребёнок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если, играя, одеваясь, он действует активнее левой рукой, то, скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Этим можете нанести большой вред психике малыша. При возникновении сомнений проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов).

Чем ещё можно помочь ребёнку, чтобы облегчить его вхождение в новую жизнь? Используйте те игровые приёмы и упражнения, которые доступны и интересны ребёнку, которые разносторонне подготовят интеллектуальные психические процессы к предстоящей школьной нагрузке.

Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?

Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя поле, можно значительно раньше. Но не давайте ребёнку сразу большую картинку. Начните с раскрашивания, например, воздушного шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе.

Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста?

Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

• учатся применять имеющиеся у них знания;

• ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

• получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы - внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой партнёр. В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые:

Несколько советов, как организовать игру:

1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

Что делать при отсутствии у ребенка интереса к чтению

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса.

Вот некоторые из них:

1) Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2) Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

3) Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4) Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).

5) На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6) Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

7) В доме должна быть детская библиотечка.

8) Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9) Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10) По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11) Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12) Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13) Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

14) Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15) Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети чаще читают все что угодно!

16) Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Читайте также: