Контроль пассажиров на водном транспорте при посадке в россии и за рубежом

Обновлено: 05.10.2024

Статья 95. Общие положения

1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

2. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров).

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

4. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна.

7. В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

П. 8 ст. 95 применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 (ФЗ от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

8. Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить плату за проезд пассажира и за провоз его багажа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная плата за проезд и за провоз багажа подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

1. Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями услуг и их потребителями в связи с оказанием услуг на внутреннем водном транспорте при перевозке пассажиров и их багажа, а также грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее именуются - грузы для личных (бытовых) нужд).
2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
"исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте;
"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Понятия "пассажир", "перевозчик", "ручная кладь", "багаж", "груз" применяются в значении, установленном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
3. При перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд всем потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа.
Обязанность по обеспечению целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире.
5. Плата за услуги, предоставляемые потребителям, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
7. Сроки перевозки пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком.
8. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний движения судов осуществляется ежегодно для обеспечения безопасности судоходства, качественного обслуживания пассажиров в портах и на стоянках, обеспечения конкуренции и равноправных условий деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров.
Расписание движения судов разрабатывается на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с учетом условий судоходства и пропуска через шлюзы внутренних водных путей, технической готовности причалов к обслуживанию пассажиров, обеспечения безопасного подхода и стоянки судов у причалов, посадки и высадки пассажиров, экскурсионного обеспечения и взаимодействия с другими видами транспорта.
Организация регулирования движения судов по внутренним водным путям осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
9. Не предусмотренные настоящими Правилами вопросы взаимоотношений исполнителей с потребителями и ответственности перевозчиков, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение обязательств, вытекающих из договоров перевозки, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также правилами перевозок пассажиров и их багажа, правилами пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами, правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утверждаемыми в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее соответственно именуются - правила перевозок пассажиров, правила пользования судами и объектами, правила перевозок грузов).

II. Информация о предоставляемых услугах

10. Исполнители обязаны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке (дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации):
а) фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы;
б) перечень работ и услуг, их стоимость;
в) расписание движения судов;
г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;
д) сроки продажи билетов;
е) порядок возврата билетов;
ж) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;
з) режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;
и) схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;
к) расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;
л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;
м) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;
н) сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона);
(пп. "н" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 411)
о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;
п) номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;
р) наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.
11. Информация, указанная в пункте 10 настоящих Правил, размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах.
12. Исполнитель обязан по запросам граждан предоставлять для ознакомления настоящие Правила, правила перевозок пассажиров, правила пользования судами и объектами и правила перевозок грузов.

III. Порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров

IV. Порядок оказания услуг, связанных с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд

36. Исполнитель принимает для перевозки груз для личных (бытовых) нужд по его предъявлении без предварительной подачи заявки и выдает квитанцию о приеме груза для перевозки.
Грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.
Исполнитель обеспечивает потребителей бланками транспортных накладных в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
37. Погрузка (выгрузка) груза для личных (бытовых) нужд на судно является обязанностью исполнителя.
38. Груз для личных (бытовых) нужд в контейнерах принимается для перевозки по описи, представляемой потребителем в 3 экземплярах, с оценкой погруженных в контейнер предметов. Опись должна быть подписана потребителем и исполнителем и удостоверенакалендарным штемпелем порта отправления.
Один экземпляр описи выдается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, а третий экземпляр помещается в контейнер.
В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд, прибывший в контейнере, выдается по требованию потребителя после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи.
39. Контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд должны быть опломбированы исполнителем за счет потребителя.
40. Исполнитель обязан уведомить потребителя о прибывшем в его адрес грузе для личных (бытовых) нужд не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов.
41. Прибывший груз для личных (бытовых) нужд хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня его прибытия. Остальное время груз для личных (бытовых) нужд хранится за плату.
При задержке выдачи груза для личных (бытовых) нужд по вине исполнителя расходы по хранению груза несет исполнитель.
Порядок хранения груза для личных (бытовых) нужд в портах отправления и назначения устанавливается правилами перевозок грузов.
42. Груз для личных (бытовых) нужд выдается потребителю по предъявлении им квитанции о приеме груза для перевозки и документов, удостоверяющих личность и место жительства потребителя, под расписку в дорожной ведомости с указанием в ней даты получения груза для личных (бытовых) нужд, номера документа, удостоверяющего личность и место жительства потребителя.

V. Предъявление и рассмотрение жалоб и претензий

43. Потребители вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) исполнителей. Исполнитель обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию потребителя. Рассмотрение жалоб потребителей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
44. Порядок предъявления претензий, вытекающих из договора перевозки пассажиров, багажа и грузов, круг лиц, имеющих право на предъявление претензий и исков, срок рассмотрения претензий и срок исковой давности устанавливаются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
45. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ответственность за недостатки услуги, выявленные после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
46. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
47. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
48. За нарушение прав потребителей, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Туристические фирмы, оказывающие услуги, связанные с перевозкой и катанием туристов (прогулочные рейсы) на судах внутреннего водного транспорта, обязаны соблюдать положения действующего законодательства, связанного с предоставлением данной услуги, а также контролировать соблюдение требований закона лицами, непосредственно выполняющими эти услуги по соглашению с туристической фирмой.

Туристические фирмы при формировании туристского продукта, в который входит услуга по перевозке пассажиров на судах внутреннего водного транспорта несет ответственность за качество их предоставления, соответствие требованиям действующего законодательства.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 490 (далее – Положение о лицензировании) предусмотрено, что лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В акватории Восточно-Сибирского бассейна данная функция закреплена за Восточно-Сибирским Управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании лицензию на осуществление перевозок пассажиров могут получить юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Полное и сокращенное наименование лица, которому предоставлена лицензия, место осуществление лицензируемого вида деятельности указываются в бланке лицензии.

Лицензия определяется как – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся, в том числе:
- o перевозка пассажиров морским транспортом;
- o перевозка внутренним водным транспортом пассажиров.

Органом, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного и морского транспорта, в том числе по лицензированию, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В Байкало-Ангарском бассейне (Иркутская обл. и Республика Бурятия) данная функция закреплена за Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ВС УГРН Ространснадзора), находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 97, а/я 139, тел./факс (3052) 207-525, 207-603.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Наличие специального статуса является обязательным условием для предоставления лицензии. Полное и сокращенное наименование лица, которому предоставлена лицензия, указывается в бланке лицензии.

Деятельность, на право осуществления которой выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Соискатели лицензии, обладающие ограниченным количеством флота заявляют конкретное место осуществления деятельности исходя из класса имеющихся судов и их соответствия разряду бассейна. Место осуществления деятельности указывается в документе, подтверждающем наличие лицензии и может быть обозначено как Иркутское вдхр. – оз. Байкал, р. Ангара или Байкало-Ангарский бассейн в целом.

Лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется в заявительном порядке на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. Дата предоставления лицензии и дата окончания действия лицензии указываются в бланке лицензии. На заявленные лицензиатом (соискателем лицензии) суда, используемые в перевозочной деятельности, ВС УГРН Ространснадзора оформляются и выдаются копии лицензии, на лицевой или оборотной стороне которых указываются: название судна, его идентификационный номер, а также срок действия судовой копии. Копия лицензии заверяется подписью начальника ВС УГРН Ространснадзора с проставлением оттиска гербовой печати управления.

Суда, используемые для перевозки пассажиров, должны быть предназначены для соответствующего вида деятельности:

2. Судно должно иметь соответствующее назначение: пассажирское, разъездное, паром и др. Прогулочное судно не оказывает коммерческие услуги.

3. На судне должны находиться действующие документы РРР – классификационное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами (указанные документы действительны при их ежегодном подтверждении), а также Свидетельство о годности к плаванию;

4. Наличие нарушений отражается в акте осмотра судна, составленным инспекторам ВС УГРН Ространснадзора и в акте ежегодного освидетельствования судна (проведения технического осмотра), составленном экспертом РРР.

Туристические фирмы, не имеющие в собственности суда внутреннего водного плавания, в целях реализации туристского продукта заключают с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом.

1. Деятельность по перевозке пассажиров водным транспортом в Байкало-Ангарском бассейне может осуществляться на основании лицензии на осуществление перевозок ВВТ пассажиров;

2. Перевозчиком может являться субъект гражданских правоотношений, обладающий специальным статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

4. Только суда, имеющие класс “М”, соответствующие разряду оз. Байкал, могут эксплуатироваться и осуществлять перевозочную деятельность на оз. Байкал;

5. Судно, заявленное для перевозки пассажиров, должно быть укомплектовано копией лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом (при этом следует учитывать, что именная копия лицензии, заверенная синей печатью Восточно-Сибирского Управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выдается на каждое судно, заявленное судовладельцем на осуществление конкретного вида деятельности, при условии соответствия данного судна предъявляемым лицензионным требованиям);

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль) – составляет капитан судна. Численность экипажа должна фактически соответствовать установленным требованиям (выданному свидетельству о минимальном составе экипажа судна);

Выдача документов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 6, 8, 9 и 10 осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти (ВС УГРН Ространснадзора, РРР, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей).

- наличие индивидуальных и коллективных спасательных средств в соответствии с требованиями Российского Речного Регистра;

- соответствие района плавания судна, указанного в классификационном свидетельстве, планируемому району осуществления пассажирских перевозок;

- выполнение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта.

2. "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020)

5. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158;

6. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденное приказом Минтранса России от 01.11.2002 № 138;

8. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 1605.2003 № 133;

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 октября 2020 года N 1637

В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации

2. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 15 октября 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

3. Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1637

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта

1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее - транспортные средства).

2. Настоящий документ применяется в отношении следующих транспортных средств:

суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12_3 Федерального закона "О транспортной безопасности";

суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

3. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (далее соответственно - субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики), перевозчики иностранных государств).

4. Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, обязаны:

1) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике) (должностное лицо субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), ответственное за охрану судов, - для судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации);

2) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности судна, из числа командного состава судна (лицо, ответственное за охрану судна, - для судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации). При нахождении транспортного средства в пунктах отстоя без экипажа назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств;

3) представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

4) обеспечивать защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (далее - план транспортного средства) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в установленных настоящим документом случаях подразделениями транспортной безопасности, включающими в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности транспортного средства (далее - группы быстрого реагирования);

5) обеспечить в течение 3 месяцев с даты включения транспортного средства в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проведение оценки уязвимости транспортного средства и утверждение ее результатов в соответствии с частями 2_1, 3 и 5 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности";

7) реализовать план транспортного средства поэтапно в предусмотренные планом транспортного средства сроки, но не позднее 5 месяцев с даты вступления в силу настоящих требований для эксплуатируемых транспортных средств, вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований, в течение 10 месяцев с даты введения в эксплуатацию (приобретения) транспортного средства;

8) оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным планом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12_2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими:

видеообнаружение объектов видеонаблюдения на мостике (ходовом мостике), путях прохода на мостик (ходовой мостик), местах размещения грузов, местах нахождения пассажиров, за исключением кают и санитарно-гигиенических блоков;

контроль доступа к системам, агрегатам, механизмам, средствам управления и обеспечения функционирования транспортного средства (далее - критические элементы);

при наличии конструктивных и технических возможностей стационарными средствами досмотра, при их отсутствии - переносными, мобильными средствами досмотра;

обработку, накопление и хранение видеоинформации (не менее 30 суток) и доступ к данным в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности";

9) обеспечивать обращение со сведениями, содержащимися в плане транспортного средства, в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности";

10) обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности";

11) проверять сведения в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу в соответствии с частью 1_1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности";

12) не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности";

13) обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с частями 1 и 2 статьи 12_1 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также прохождение подготовки, предусмотренной Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 г.;

14) информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся;

15) при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства и влияющих на изменение принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности, при изменениях, влекущих изменение сведений, содержащихся в плане транспортного средства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости транспортного средства, ее утверждение в установленном порядке, а также обеспечивать внесение изменений (дополнений) в план транспортного средства в части, касающейся произошедших изменений, и представление актуализированного плана транспортного средства на переутверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений (дополнений);

при переходе права собственности на транспортное средство или переходе права его использования на ином законном основании обеспечить разработку плана транспортного средства и его представление в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение одного месяца со дня возникновения таких изменений. Ранее утвержденный план транспортного средства аннулировать с незамедлительным направлением в Федеральное агентство морского и речного транспорта информации об аннулировании с указанием причин;

16) незамедлительно информировать Федеральное агентство морского и речного транспорта и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, а также органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) о совершении актов незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

17) незамедлительно объявлять (устанавливать) и отменять уровень безопасности транспортного средства на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;

19) обеспечить наличие у лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, средств связи, обеспечивающих взаимодействие с силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, а также с силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие по маршруту следования транспортного средства;

20) обеспечить создание пункта управления обеспечением транспортной безопасности (отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства), в том числе оснащенные средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, экипажем транспортного средства, так и с силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту следования транспортного средства;

21) устанавливать границы зоны транспортной безопасности транспортного средства по внешним конструктивным границам транспортного средства;

22) осуществлять проверку информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении транспортного средства в рамках взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с порядком, предусмотренным частью 7 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности";

23) обеспечивать защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства от несанкционированного доступа к элементам управления, обработку и накопление (хранение) данных, их непрерывное функционирование в процессе осуществления перевозки, а также поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию;

24) в соответствии с утвержденным планом транспортного средства обеспечивать силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства реагирование на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства, в том числе передачу тревожного сигнала (оповещение) с транспортного средства, осуществляющего перевозку, ответственному лицу (ответственным лицам) за обеспечение транспортной безопасности, в пункт управления обеспечением транспортной безопасности;

25) в соответствии с планом транспортного средства обеспечить с учетом особенностей функционирования транспортного средства и периодов навигации непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имея в виду, что в период отсутствия навигации допускается приостановка накопления, обработки и хранения в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности;

26) в соответствии с утвержденным планом транспортного средства ограничить доступ к критическим элементам, в том числе с использованием средств контроля доступа;

27) обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности в пункте управления обеспечением транспортной безопасности;

28) проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана транспортного средства с периодичностью не реже одного раза в год;

29) утвердить следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), копии которых являются приложениями к плану транспортного средства:

перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства;

перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств;

перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти);

положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) подразделения транспортной безопасности транспортного средства. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) подразделения транспортной безопасности приложением к плану транспортного средства является копия договора о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства (прикладывается в течение 3 месяцев с даты утверждения плана транспортного средства);

порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства;

порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности или уровня охраны транспортного средства, а также реагирования на такую информацию;

порядок (схема) информирования Федерального агентства морского и речного транспорта и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства. Для транспортных средств, осуществляющих международные рейсы, указанный порядок предусматривает использование судовой системы тревожного оповещения, предусмотренной Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года;

схему размещения и состав оснащения транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с указанными на ней заграждениями, решетками, усиленными дверями, запорными устройствами, иными сооружениями и устройствами, предназначенными для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства, в том числе в местах на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства, в которых осуществляется пропуск (перемещение) физических лиц, автотранспортных средств, самоходных машин, иных материальных и технических объектов на транспортное средство во время стоянки транспортного средства у причала и при нахождении транспортного средства на рейде (далее - пост (посты) транспортного средства);

положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортном средстве, состоящее в том числе из следующих разделов:

порядок допуска и учета физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности транспортного средства;

порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на посту (постах) транспортного средства и в зоне транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности транспортного средства;

порядок обнаружения, распознавания оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с частью 13 статьи 12_2 Федерального закона "О транспортной безопасности", предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности транспортного средства, или ее часть (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);

порядок сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и перемещения материальных предметов в зону транспортной безопасности транспортного средства, а также порядок оценки указанных технических средств обеспечения транспортной безопасности;

30) организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на транспортном средстве в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, и утвержденным планом транспортного средства, а также в соответствии со следующим порядком допуска в зону транспортной безопасности транспортного средства:

Читайте также: