Контроль за посадкой судна

Обновлено: 05.10.2024

Посадкой судна называется положение его по отношению к поверх­ности спокойной воды. В общем случае посадка характеризуется си­стемой параметров Тм , θ и ψ (рис. 1.4), предложенной В. Г. Власо­вым, в которой Тм - расстояние ОА от основной плоскости до точки пересече­ния произвольной ватерлинии с осью Oz (θ - угол крена, составляе­мый следом АВ ватерлинии на плоскости мидель - шпангоута с осью Оу (положительный при наклонении на правый борт); ψ - угол диффе­рента, составляемый следомВЛ ватерлинии на ДП с осью Ох (поло­жительный при дифференте на нос). Параметры посадки Власова получили в статике корабля наибольшее распространение, так как они измеряются в главных плоскостях теоретического чертежа, что очень удобно.

Рис. 1.4 Параметры посадки судна

Рассмотрим некоторые частные слу­чаи посадки судна.

1. Основная плоскость (хОу) горизон­тальна, плоскость мидель–шпангоута ( yOz ) и ДП (хО z ) вертикальны. Судно сидит без крена (прямо) и на ровный киль (угол крена θ = 0 и угол диффе­рента ψ = 0) (рис.1.5). В этом случае посадка судна характеризуется лишь одним параметром - осадкой Т = Тм.

Рис. 1.5. Посадка судна прямо и на ровный киль

2. Плоскость мидель-шпангоута ( yOz ) вертикальна, ДП (хО z ) на­клонена на угол θ, основная линия, проходящая через прямолиней­ный участок киля, горизонтальна (рис.1.6). Судно считается сидя­щим на ровный киль, но с креном. Посадка характеризуется осадкой на миделе Тм, осадками на правом Тп и на левом Тл бортах, а также углом крена θ. При этом в полусвязанной сис-теме координаты точек правого борта равны х, , , а левого - х, , .

Рис. 1.6. Посадка судна на ровный киль с креном

3. Диаметральная плоскость ( xOz ) вертикальна, а плоскость ми­дель-шпангоута (уО z ) наклонена. Основная линия, а также первона­чальная ватерлиния В0Л0 (ее называют накрашенной) образуют с го­ризонтальной плоскостью угол дифферента ψ). Судно считается сидя­щим прямо, но с дифферентом и его посадка характеризуется осад­кой Ти и углом ψ) (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Посадка судна прямо с дифферентом

При малых дифферентах судно вращается так, что центр тяжести площади начальной ватерлинии F , лежащий на расстоянии от плоскости мидель-шпангоута, остается неподвижным. Так как осадка в этом сечении равна Т, всоответствии с рис. 1.7 для осадки на носовом пер­пендикуляре можно записать

а на кормовом -

Изменение осадки на носовом перпендикуляре можно определить, считая, что линия форштевня в пределах изменения осадки вертикальна. Из Δ FEA получим δТн = АЕ = FE tgψ , или

Соответственно из Δ FE 1 A 1 получим

На основании формул (1.10) и (1.11)

Тн = T + tgψ ; (1.12)

В выражения (1.10), (1.11) величины и ψ подставляются со своими знаками.

При проведении расчетов часто необходимо знать осадку на ка­ком-либо шпангоуте, находящемся на расстоянии от мидель-шпангоута.

С помощью рис. 1.7 можно записать по аналогии с формулой (1.12)

Т i = T + tgψ . (1.14)

Для мидель-шпангоута x i = 0 , и из выражения (1.14) следует

T м = T – x f tgψ . (1.15)

Осадку носом и кормой и осадку на i-м шпангоуте можно выра­зить через осадку на мидель - шпангоуте, если выражение (1.15) под­ставить в формулы (1.12) и (1.13):

Тн = T м + tgψ ; tgψ ; Т i = T м + tgψ . (1.16)

Разность между Тн и Тк называется линейным дифферентом Δ, равным

Δ = Тн - Тк = L tgψ . (1.17)

Так как угол ψ положителен при наклонении на нос, то линейный дифферент будет также положительным, а при наклонении на корму - отрицательным.

4. Плоскость мидель-шпангоута yOz наклонена, диаметральная плоскость xOz наклонена на угол . Первоначальная В0Л0 образует с горизонтальной плоскостью угол дифферента (рис. 1.8). Считается, что судно сидит и с креном, и с дифферентом (общий случай посадки).


Рис. 1.8. Посадка судна с креном и дифферентом

В этом случае посадка определяется осадками на правом и левом борту , и осадками носом и кормой , причем

В полусвязанной системе координат шпангоутное сечение накрененного судна можно рассматривать так же, как и в прямом положении и применять все формулы, выведенные при θ = 0. При этом осадка, отсчитываемая по оси , в каждом сечении с абсцис­сой x i будет равна

где = Тм cos θ ; tg = tg ψ cos θ . Осадка и дифферент по своему физическому смыслу не отличаются от осадки и дифферента судна, находящегося в прямом положении. Можно представить себе несимметричный по отношению к плоскости xOz корпус судна, у ко­торого осадка - осадка на мидель-шпангоуте, а угол между плоскостью действующей ватерлинии и плоскостью хОу представляет собой угол дифферента , значение которого положительно при дифференте на нос.

Для решения некоторых задач статики требуется иметь уравнение плоскости ватерлинии в системе координат Oxyz . В общем случае это уравнение можно записать следующим образом:

F (х, у, z ) = Ах + By + Cz + D = 0 .

Если использовать параметры посадки В. Г. Власова, получим, что А = tgψ ; В = tg θ; С = -1; D = Тм , и уравнение плоскости ва­терлинии окончательно запишется в виде:

F (х, у, z ) = x tg ψ + у tg θ - z + Тм = 0 .

В аналитической геометрии доказано, что угол α между плоскостью ватерлинии и ОП, равный углу между нормалью к плоскости ватер­линии и осью Oz , определяется из выражения

Посадкой называется положение судна относительно спокойной поверхности воды. Положение действующей ватерлинии относительно корпуса, а значит, и посадку судна в общем случае определяют три параметра:

- d - средняя осадка (осадка на миделе);

- Df - дифферент (разность осадок носом и кормой);

- Θ - угол крена - наклонение судна в плоскости мидель-шпангоута.

Наклонение судна в диаметральной плоскости можно выразить также и через угол дифферента Ψ.

Угол дифферента связан с дифферентом Df

При малом значении угла Ψ можно считать, что

tg Ψ 0 Ψ Ψ 0 /57,3 0 , тогда Ψ 0 = 57,3 0

При принятой системе координат положительным считается дифферент на нос (Ψ >0), а угол крена - на правый борт (Θ >0).

Возможны следующие случаи посадки:

А. Судно плавает прямо и на ровный киль (Θ = 0, Ψ = 0). В этом случае посадка характеризуется только одним параметром - средней осадкой d.

Б. Судно плавает прямо, но с дифферентом (Θ = 0, Ψ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами в одном из следующих сочетаний:

- средней осадкой d и углом дифферента Ψ;

- средней осадкой d и дифферентом Df;

- осадками носом dн и кормой dк, измеряемые соответственно на носовом и комовом перпендикулярах.

Названные выше параметры связаны между собой следующими зависимостями:

В. Судно плавает на ровный киль, но с креном (Ψ = 0, Θ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами - средней осадкой d и углом крена Θ.

Г. Общий случай посадки (судно плавает с креном и дифферентом). Посадка характеризуется тремя параметрами в одном из следующих сочетаний:

Для контроля за осадкой судна при изменении его нагрузки, а также для определения его дифферента используют марки углубления.

Марки углубления наносят на обоих бортах судна в носу и

корме, а также в районе мидель-шпангоута. Высота цифр, измеренная по нормали к ОП, равна 1 дм (100 мм), расстояние между ними также 1 дм (100 мм), или соответственно 50 мм и 50 мм; при нанесении марок углублений в футах высота цифр и интервал между ними принимаются равными 0,5 футам (6 дюймам). Метрические марки наносятся арабскими цифрами, футовые - римскими (рис.1.5). По маркам углубления замеряют габаритную осадку, т.к. нижняя кромка каждой цифры показывает расстояние по вертикали до нижней кромки горизонтального киля. Кроме того, марки углубления не обязательно располагаются на носовом и кормовом перпендикулярах судна.


Рисунок 1.5 − Марки углублений

При отсутствии указанной шкалы осадки на перпендикулярах определяются по формулам:

где dнм и dкм - отстояние от основной плоскости нижней кромки киля в плоскостях носовых и кормовых марок углубления (знак плюс, когда кромка проходит ниже основной плоскости, минус - выше ос-

l1 и l2 - отстояние носовых и кормовых марок углубления от плоскости мидель-шпангоута.

Рисунок 1.6 − Шкала, связывающая осадки на перпендикулярах с осадками на марках углубления

На некоторых судах для определения осадок устанавли­ваются осадкомеры, показания от которых автоматически пе­редаются на мостик.

Угол крена на судах заме­ряется кренометром. Для замера угла дифферента некоторые суда могут иметь специальные приборы - дифферентометры.

Избранное

Совершенствование конструкций плавучих буровых установок, расширение объема буровых работ в сложных морских условиях, необходимость повышения производительности труда, повышенные требования к […]

Избранное

Судно должно прибыть к точке встречи лоцмана (“ТВЛ”) в указанное в заявке время и быть полностью подготовленным для безопасной приемки […]

Избранное

Корпусные работы – содержат как элементы сборки и сварки корпусных конструкций, так и слесарных и слесарно-сборочных операций. Для ремонта корпусов […]

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна - проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна - определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна - элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания - старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

Посадкой судна называется его положение относительно спокойной поверхности воды. Посадка характеризуется поперечным наклонением — углом крена θ и продольным — углом дифферента φ.

Посадка судна

Марками осадок называются знаки, наносимые на штевнях судна (а на длинных судах и на миделе), по которым определяют осадки судна. Марки осадок наносят либо в метрической системе (рис. 133, а) (высота цифр и промежутков между ними 10 см = 1 дм), либо в футах (рис. 133, б) (высота цифр и промежутков равна 1/2 фута или 6 дюймам). Значение осадки соответствует нижней кромке цифр.

Литература

Устройство и основы теории морских судов - Горячев А.М., Подругин Е.М. [1983]

Читайте также: