Корабль для посадки самолетов

Обновлено: 08.07.2024

После того, как пилоты научились успешно взлетать с борта корабля, появилась новая задача – посадить самолет на движущееся судно. Первоначально использовалась авиация, способная садиться на воду, после чего аппарат поднимали на корабль при помощи лебедок. Однако такие действия были абсолютно неудобными при ведении боевых атакующих маневров.

История создания посадочной полосы

В августе 1917 году была осуществлена первая посадка самолета на палубу движущегося судна. Пилот отметил, что ему мешала надстройка корабля и мостик. При совершении посадки он облетел все преграды сбоку и сел на переднюю палубу. Спустя 5 дней этот же пилот совершил вторую аналогичную попытку. Однако, уже находясь на палубе, в нестандартных условиях двигатель летательного аппарата заглох, самолет стал неуправляемым. Его снесло за борт, пилот от удара потерял сознание и утонул.

Учитывая трагический опыт, было принято решение перестроить корабль. В течение двух десятилетий инженеры пробовали различные способы обустройства судна:

  • Разделить надстройку на 2 части и разместить их по бокам корабля – однако в этом случае истребитель должен был пройти по узкому проходу, что осложняло действия пилотов;
  • При постановке надстройки с одной из сторон – справа, корабль имел уклон в другую сторону. Для уравновешивания топливные баки слева заливали до краев, а справа наполовину. Это решало проблему, однако ровно до тех пор, пока топливо не вырабатывалось, и корабль снова начинал крениться.

Схема авианосца вид сверху

Только к 1937 году появилась идея сделать правую часть судна выпуклой, где и расположили необходимое оборудование и рубку. В таком виде до сих пор строятся современные авианосцы. Все основное управление самолетами и самим кораблем происходит именно из этой части судна.

Вообще необходимость изменения конструкции корабля, подтолкнуло конструкторов к увеличению численности самолетов на борту. Так созданный в 1937 году в Великобритании авианосец “Арк Рояль” вмещал на борту 50 самолетов.

Надстройка авианосца

Смещенная в сторону надстройка стала выполнять больше функций, которые позволили увеличить боевую мощь судна за счет непрерывного взлета и посадки самолетов. Рубка теперь служила не только командным мостиком, там разместили радары контролирующие воздушное пространство и пункт управления самолетами. Корабль все больше начал напоминать авиабазу, которую можно перемещать по морским просторам.

Надстройка авианосца

Посадка на движущейся корабль

Длина посадочной полосы на авианесущем корабле значительно меньше, чем его аналог на стационарном аэродроме на земле. Это значит, что пилоты должны обладать отличным опытом управления воздушным судном в сложных условиях. Следует понимать, что при снижении необходимо учитывать следующие факторы:

  • Для начала после выполнения боевого задания на морской глади нужно обнаружить авианосец, ведь корабль не может быть оснащен радиолокационными маячками, в противном случае он выдаст себя неприятелю. Посадочная полоса на авианосце должна быть хорошо освещена.
  • Перед снижением пилот должен учитывать не только свою скорость, но и скорость движения корабля;
  • В определенный момент самолет должен снизить скорость посадки приблизительно до уровня 250 км/ч;
  • Соприкасаясь с палубой угол наклона самолета должен составлять всего 4 градуса;
  • И самое главное – при учете всех вышеописанных условий пилот имеет небольшую зону, равную всего несколько метров, на которую он должен мастерски посадить самолет;
  • При выполнении всех этих задач запустится система торможения, которая обеспечит безопасное завершение полета.

Аварии при посадке самолетов на авианосец


АВИАНЕСУ́ЩИЙ КОРА́БЛЬ, обобщённое название кораблей различных классов и типов, имеющих на вооружении самолёты (вертолёты) и необходимые устройства для их размещения и боевого применения. К авианесущим кораблям, помимо авианосцев и вертолётоносцев, относится большая часть крейсеров , эскадренных миноносцев , фрегатов , противолодочных кораблей, в ВМС некоторых стран – десантные корабли, корабли управления и вспомогательные суда, имеющие на вооружении палубные самолёты и вертолёты. Крупнейшими современными авианесущими кораблями являются авианосцы, тяжёлые авианесущие крейсеры (ТАКР), противолодочные и десантные вертолётоносцы. Авиационно-технические средства современных авианесущих кораблей включают энергетическую установку, полётную палубу со средствами обеспечения взлёта и посадки ЛА, ангар, палубные средства технического обслуживания, помещения (погреба) хранения авиационного боезапаса, средства подготовки, транспортировки авиационного оружия, радиотехнические средства и др. Для обеспечения взлёта и посадки ЛА авианосцы, ТАКР и вертолётоносцы оборудованы специальной полётной палубой, другие виды авианесущих кораблей – взлётно-посадочными площадками. Запуск ЛА с авианесущего корабля осуществляется при помощи катапульт либо самостоятельно.

В статье приводится обзор истории развития конструкции и современного состояния аэрофинишров, данные об авианесущих крейсерах, стоящих на вооружении ряда стран, сведения о крупных авариях при посадке на аэрофинишеры.

Аэрофинишеры в ХХ веке

1

1

1

Рис. 3. Остановка самолета после первой посадки

1

1

В конструкции этого корабля было много интересного: полное отсутствие надстроек, полетная палуба почти во всю длину корабля (167,4 х 20,7 м), отвод дыма через горизонтальный дымоход, проложенный под палубой, с выпуском его в корму.

Гидравлические аэрофинишеры уже к началу второй мировой войны были разработаны, и стали активно применяться на авианосцах США, Великобритании и Японии (рис. 6-7).

1

1

1

Рис. 8. Посадка самолета Lockheed T2V-1 на авианосец Antietam, 1957 г.

1

Рис. 9. Сброс троса с гака после остановки истребителя на борту авианосца Lake Champlain (США), 1962 г.

Современные авианосцы представляют собой мощные плавучие аэродромы (рис. 10), несущие на своем борту десятки самолетов (рис. 11) и обладающие всем необходимым оборудованием.К концу 1960-х годов гаковые аэрофинишеры в США стали устанавливаться на мобильном аэродроме, развертываемом за 48 часов. К этому времени в СССР начались разработки первого отечественного гакового аэрофинишера.

1

1

Рис. 11. Авианосец ВМФ США Dwight D. Eisenhower (CVN 69)

Однако, как и раньше, весьма существенной характерной особенностью авианосца является длина взлетно-посадочной полосы, которая в несколько раз меньше чем на наземных аэродромах. И эффективность службы авианосца достигается именно благодаря палубным гаковым аэрофинишерам – специальным системам, обеспечивающим послепосадочный пробег самолетов в пределах палубных полос. Посадочная палуба современного авианосца имеет длину 120-130 м и оборудована 4-6 гаковыми аэрофинишерами и одной установкой аварийного задержания самолетов в случае их несостоявшегося торможения. Дистанция пробега самолетов при посадке составляет 80-90 м, среднее замедление самолета 4-5g, а интервалы между посадками равны 30-50 с.

Аварии при посадках на палубные аэрофинишеры

Несмотря на экстремальные нагрузки, действующие на конструкцию аэрофинишера при посадке самолета, аварии, вызванные их техническими неисправностями случались достаточно редко.

1

1

1

Рис. 12. Обрыв троса, соскальзывание самолета с палубы и раскрытие основного парашюта катапультируемого пилота во время аварии Су-33

После проведения спасательной операции и подъема на борт авианосца катапультировавшегося летчика, остававшиеся в воздухе еще четыре самолета были выведены в район корабля и совершали посадку по штатной схеме. Однако при заходе на посадку последнего, четвертого, самолета произошел обрыв еще одного тормозного троса. Самолет сделал еще один круг над крейсером и сел на палубу. При осмотре этого самолета были обнаружены повреждения хвостовой части оборванным тросом (рис. 13).

1

1

Рис. 13. Последствия обрыва троса аэрофинишера. Повреждения сопла и левого стабилизатора

Описанная авария практически в точности повторяет инцидент, произошедший в июле 1970 г. на авианосце Shangri-La при посадке самолета A4-Skyhawk (рис. 14), когда после обрыва троса самолет упал в воду, а летчик – лейтенант Вильям Белден – катапультировался и впоследствии был поднят спасательным вертолетом.

1

Рис. 14. Авария при посадке самолета A4-Skyhawk

Статья подготовлена на основе материалов диссертации "Конечно-элементное моделирование и исследование динамики палубного аэрофинишера"

Самое сложное-перевозка летающих лодок

Фотография из моего аппарата.

Подводные лодки: английская

японская

Источник: Дополню правильные ответы картинками)))

Авиано́сец — военный корабль предназначенный для размещения, обслуживания, ремонта, взлёта и посадки самолётов
Авиатра́нспорт — специальное судно, предназначенное для
транспортировки авиационной техники, но в отличие от авианосца, не
приспособленное для взлёта и посадки самолётов или вертолётов.


Забыл

Не слушай их! Они все идиоты. Авианосец, это тот что перевозит самолеты и вертолеты, притом на нем есть взлетно посадочная полоса для самолетов и площадка для вертолетов. А корабль который просто перевозит самолеты и вертолеты это авиатранспорт

Читайте также: