Корнепластика как обрабатывать корни

Обновлено: 07.07.2024

Корнепластика — это скульптура, созданная фантазией природы, выраженная в переплетении корней, сучьев, веток, в различных наростах. Такая скульптура, подмеченная внимательным глазом художника, будет необычайно интересной для мастера. Недосказанность лесной скульптуры позволяет каждому человеку по-своему любоваться красотой необычных форм дерева, а кроме того, это прекрасный исходный материал для любых поделок. "Лесная мебель" для уголка отдыха, фигурки сказочных персонажей, фантастические композиции — все, что человек сумеет подметить в лесной скульптуре, обработать и отделать своими руками, украсит его жилище.
Заготовки для лесной скульптуры часто можно обнаружить в засохшем дереве или кустарнике, в очищенных от земли и промытых корнях. Много материала набирают в местах раскорчевки деревьев, при строительстве дорог через лесные массивы. И, как правило, собранный материал сам подскажет форму будущего образа или композиции. Будьте внимательней на лесной тропинке и везде, где увидите мертвое или поваленное дерево, сухую ветку, корни или кустарник, присмотритесь, и вы непременно станете обладателем уникального сувенира или поделки.
Техника корнепластики. Изготовление любой поделки зависит от формы и качества исходного материала, веток, корней или ствола с корнями. Засохшие переплетенные ветки дерева бывают часто без коры, и мастеру остается лишь обработать материал по своему замыслу или по подсказке природы.
Ветки и корни с засохшей корой можно замочить в воде на несколько дней — так их легче освободить от коры с помощью различного инструмента. Если нужно сохранить дерево под корой без сколов и царапин, следует обрабатывать и снимать кору инструментом с тупым заполированным концом, который не врезается в древесину. Чисто и довольно быстро можно обрабатывать заготовку инструментами, профилированными по форме ствола, ветки или корня.
Очищенные от коры заготовки обязательно высушивают, а затем уже приступают к изготовлению поделки. Если материала ветки или корня недостаточно, то задуманную композицию составляют из нескольких веток или корней, отпиливая и подгоняя друг к другу отдельные детали, склеивая их и заделывая трещины шпаклевкой с опилками из той же древесины. Зачистку также можно делать наждачной шкуркой, напильниками, рашпилями. Затем готовое изделие окончательно отделывают.
Иногда изделия в технике корнепластики для наиболее полного выявления характера задуманного персонажа или по чисто декоративным соображениям дополняются еще каким-нибудь видом резьбы с учетом и соблюдением всех основных правил.
Особую трудность в технике корнепластики представляет изготовление изделий из наростов на стволах и корнях деревьев. Сувели на стволах деревьев и капы на корнях со свилеватой и перекрученной древесиной, как известно, отличаются повышенной твердостью. Для облегчения обработки капы и сувели, если позволяют их размеры, запаривают. Различные емкости — полые чаши, фруктовницы, шкатулки с выборкой внутренних поверхностей — можно вчерне обрабатывать электродрелью, высверливая в них углубления. Последующие операции проводят теслом, клюкарзами или иным подходящим инструментом.
Вообще умелое, порой нестандартное использование резчицкого инструмента, определенные знания, опыт и фантазия очень помогают в изготовлении различных поделок в технике корнепластики даже из отходов практически бросового материала.
Рекомендуем почитать:
Подготовка лесоматериала.Определение влажности древесины
Особенности подготовки лесоматериалов и способы определения влажности древесины
Естественная сушка древесины
Особенности естественной сушки древесины
Способы сушки древесины
Особенности способов сушки древесины
Склейка щитов.Заделка сучков и трещин
Особенности склейки щитов,заделки сучков и трещин

Какой материал можно использовать для лесных скульптур
Деревья и кустарники любых пород иногда дают причудливые образования, которые, попав в руки любителя; могут стать интересными лесными находками или служить материалом для лесных скульптур. Такие образования можно встретить в лесу на отдельно стоящих - растущих и мертвых деревьях, в парках и плодовых садах. Брать материал можно только с мертвых деревьев и сучьев. Требования к лесным находкам и к материалам для лесной скульптуры не одинаковы. Для лесной находки имеет первостепенное значение внешний вид с корой или без коры, потому что она не подвергается обработке, в результате которой вскрывается текстура древесины. Для лесной скульптуры имеют важное значение внутреннее строение древесины, ее текстура и цвет.
Наружная часть коры большинства отечественных хвойных пород рыхлая и маловыразительная. Поэтому лесные находки хвойных -пород берут, как правило; без коры. Кору дуба, ясеня, ольхи и других лиственных пород иногда используют в лесных находках. Кору разнообразного цвета может давить береза. Береста на старых ранах ствола березы ила на наростах принимает чешуйчатую форму с черными завитками, напоминающую мерлушку или каракуль. Такая кора дает выразительную композицию. Красивую и мягкую кору дают амурский бархат и пробковый дуб. Хорошо смотрится в композиции глянцевая кора вишни, желтой акации и других пород. Лесные находки из стволовой древесины, сучьев и корней без коры имеют гладкую поверхность от светлых тонов до темных, темно-коричневых и черных в зависимости от сроков лежания и степени поражения твердыми гнилями.
Слабо выраженная гниль березы, клена и других лиственных пород иногда дает интересную расцветку, которую можно использовать при подавлении дальнейшего развития гнили. Синева на древесине при высыхании дает грязноватые пятна, поэтому в лесных находках смотрится плохо.
Материалом для лесных скульптур могут служить все породы, но следует помнить, что некоторые из них при высыхании подвержены растрескиванию и короблению (осина, тополь, ольха и др.), Мелкие детали лесных скульптур может исказить ярко выраженная текстура древесины, поэтому кольцесосудистые породы (ясень, дуб) целесообразно использовать для крупных деталей. Для камерных работ лучше подходят мелкососудистые породы: береза, тополь, ольха и др. Русские умельцы в старину для резных работ предпочитали липу. Она легко режется, почти не трескается, не коробится и имеет ровный цвет. Правда, для ее отделки требуются особые приемы. Хорошо режется и отделывается ольха. Ее древесина имеет приятные теплые тона.
Как создается художественный образ
Перед началом работы резчик- любитель должен четко определить идею и назначение лесной скульптуры, ясно представить, что он хочет сделать и как должно выглядеть его изделие. К обработке материала можно приступить только после того, как художественный образ изделия осмыслен, форма и композиция окончательно созрели; последовательность и способ изготовления изделия продуманы.
В трудных случаях задуманную композицию целесообразно проверить моделированием на пластилине. Следует помнить, что исправлять ошибки в форме и композиции изделия всегда трудно, а иногда невозможно.
Лесная скульптура
Как подготовить материал к обработке
К началу обработки материал для лесной скульптуры должен быть хорошо просушен и выдержан.
Последнее необходимо для снятия внутренних напряжений, возникающих при сушке древесины, иначе материал в процессе обработки может покоробиться и растрескаться. Однако сырая древесина режется легче, чем сухая. Поэтому некоторые любители предпочитают обрабатывать сырую заготовку, иногда даже для распарив ее в кипящей воде.
Для сложных и тонких работ этот способ обработки совершенно непригоден, потому что он может привести к короблению материала.
В соответствии с принятыми композицией и формой следует удалить с заготовки не-нужные элементы и подготовить опорную плоскость будущего изделия. У изделия для на-стольной композиции опорная плоскость должна быть горизонтальной, для настенной –вертикальной. Положение опорной плоскости в заготовке выбирается из условия продольного рас-поло¬жения волокон древесины в тонких деталях изделия, что увеличивает их прочность. Опор-ную плоскость обрабатывают пилой или отесывают и зачищают рубанком.
Лесная находка вместо опорной плоскости может иметь подставку, которая выбирается и подготавливается в соответствии с ГОСТом .
Как соединять детали лесной скульптуры
Для осуществления задуманной композиции лесной скульптуры приходится соединять отдельные части или детали изделия. Такие соединения не должны портить внешний вид изделия.
Поэтому резчик обязан подобрать соединяемые части, совпадающие по цвету и текстуре,- выбрать скрытые места и способы соединения. Швы склеивания необходимо располагать в местах, закрытых деталями изделий.
Основные детали лучше соединять на начальной стадии обработки: сначала закрепить соединяемые части без клея, обработать, отшлифовать и тонировать, а после этого соединить на клею. Такая последовательность необходима вследствие водостойкости большинства синтетических клеев, не принимающих водных красителей. Из-за этого вдоль шва образуется белая полоса, которая демаскирует соединение.

Лесная скульптура
Как соединять корни
При изготовлении лесных скульптур иногда приходится соединять два корня в одну заготовку. Для этого в нижнем корне делают сквозное дупло, а нижнюю часть верхнего корня обрабатывают в соответствии с этим дуплом. Затем вгоняют верхний корень в дупло нижнего корня, который образует подставку для всей композиции.
Как подготовить места соединения деталей
Качество соединения частей заготовки зависит от точности их подгонки. Чем меньше зазор между ними и плотнее посадка тем прочнее соединение и незаметнее место склеивания.
Подгонять детали в местах соединений можно различными способами. Простейший из них - прирезка, которая применяется в основном при подгонке торцовых соединений. Для этого детали плотно прикладывают друг к другу и место, соединения прорезают мелко-зубчатой пилой. Ёсли одного раза недостаточно, детали сдвигают и повторяют рез. Детали надо закрепить струбцинами на подкладке, что значительно увеличит точность прирезки. Соединенные плоскости зачищают острым ножом, рубанком или шлифовальной шкуркой.
Способ прирезки можно применять для подготовки плоскостей, расположенных вдоль волокон. Однако в этом случае более точную подгонку можно получить прифуговкой деталей. Точная подгонка прямых и изогнутых плоскостей соединений достигается с помощью краски.
Особенности обработки лесной скульптуры
Основой композиция и материалом для лесной скульптуры является лесная находка, которая определяет образ и форму изделия. Поэтому при ее обработке не следует снижать выразительности естественного образа, формы и фактуры. Если есть опасения, что рука человека не сделает лучше, чем сделала природа, лучше находку оставить в естественном состоянни. При разработке композиции лесной скульптуры и ее обработке не надо далеко уходить от форм, созданных природой. В то же время в процессе обработки необходимо усилить, выразительность вялых естественных форм.
Как усилить выразительность лесной скульптуры
Композиция изделий, их форма и фактура должны соответствовать задуманному образу и создавать определенные впечатления.
Нельзя в скульптуре, олицетворяющей силу, энергию и ловкость, оставлять вялые, поникшие формы. Лиричные композиции, наоборот, должны иметь мягкие формы с плавными линиями.
Придание изделию наибольшей выразительности - большоё искусство. Выбрать форму лесных скульптур, напоминающих о лесе дереве и его красоте, не так уж просто. Естественные формы лесных находок не всегда достаточно выразительны. Прямые и гладкие стволы и сучья, заглаженная присучковатая зона, вялые корни одного сечения смотрятся плохо. Для большей выразительности нужны динамичные формы переменного сечения со стремительными линиями и крутыми поворотами.

Конец света. Конец суши- Тарханкут . Маленький городок ,никто не ждёт от него ничего, кроме чистого моря, мягкого песочка и бесконечного солнца. И тем приятнее слышать от каждого, кто заходит в наш зал лесной скульптуры:

Корнепластика, фото № 1

-Это всё Вы? Один?!

-Где берёте стволы и коряги в этой голой степи?

-Отвечаю по порядку:

- С моей верной помощницей.

-Море выбрасывает штормами не только бутылки и облепленные ракушками шлёпки, но и модный нынче drift wood ( плавающие дровишки).

Корнепластика, фото № 2

Идеи рождает сама природа .Нужно внимательно посмотреть ,что она хотела сказать нам, чему научить.

Корнепластика, фото № 3

Корнепластика, фото № 4

Корнепластика, фото № 5

Корнепластика, фото № 6

Про некоторые работы можно рассказать целые истории,а некоторые подскажут Вам Ваши собственные сказки.


В прошлый раз мы говорили об ажурной резьбе по дереву и о том, как самостоятельно сделать из обычных досок "кружевные" наличники.


Наш сегодняшний разговор мы посвятим корнепластике - одному из видов резьбы по дереву, в котором "соавтором" резчика является сама природа. Несмотря на то, что в названии этого вида резьбы содержится упоминание корня, данная резьба предполагает работу не только с корнями деревьев, но и с ветками. Пожалуй, нет ни одного человека, который, прогуливаясь по лесу, не встречал бы причудливого вида корни и толстые ветки, напоминающие собой либо сказочный персонаж, либо какое-нибудь животное. Многие из нас поднимают с земли (если вес корня или ветки позволяет это сделать) творение природы и спешит показать его своему спутнику. В большинстве случаев, посмотрев на детище природы, внешний вид которого порождает различные ассоциации, после нескольких минут обсуждения причудливой коряги любители природы бросают ее на землю и продолжают шествие по лесу. В случае, когда подобная находка попадает в руки резчика по дереву, ее судьбу предсказать несложно. Спустя некоторое время коряга (корень или ветка) становится настоящим произведением искусства. И всё это благодаря умению мастера. Надо сказать, что резчики, занимающиеся корнепластикой, ходят в лес специально для того, чтобы найти образцы для своих будущих шедевров.

Но кто мешает совершать прогулки по лесу с той же целью домашнему мастеру? Этот вопрос задают себе и те, кто впервые в жизни решил заняться резьбой по дереву и, в частности, корнепластикой. И, отвечая "никто", отправляются на поиски заготовок. Природа многогранна, и, ставя перед собой задачу найти такую корягу, из которой хотелось бы сделать нечто похожее, допустим, на коня, профессиональный резчик и домашний мастер не будут отказываться от "подарка", внешний вид которого будет напоминать не коня, а нечто другое. Поэтому, отправляясь на подобную "охоту", не стоит ставить перед собой цель найти что-то конкретное. Природа сама подскажет, из какого корня или ветки можно сотворить маленькое чудо.

Сегодня очень популярно слово "эксклюзив". Так вот корнепластика - это не что иное, как эксклюзив, потому что невозможно из корней и веток вырезать две одинаковых поделки.

Порой бывает так, что коряга (корень или ветка) имеет причудливую форму, но никаких ассоциаций с животными или сказочными персонажами не вызывает. В этом случае профессиональный резчик по дереву возьмет "подарок" с собой, в то время, как начинающий резчик, не увидев знакомые черты, положит и бросит "дар природы" на землю, не взяв его с собой. Вот в этом и будет состоять ошибка начинающего резчика. Никогда нельзя делать преждевременные выводы при беглом осмотре коряги. То, что может быть незамеченным в первые минуты осмотра, возможно будет обнаружено при более тщательном изучении в домашних условиях. Со стороны такое изучение может показаться забавным, так как резчик довольно-таки долгое время держит в руках заготовку, то и дело поворачивая ее. Во время подробного осмотра многие мастера ведут себя, как настоящие живописцы. Они ставят "дар природы" на подставку и отходят на несколько шагов, чтобы увидеть в нем будущее изображение. Меняя положение коряги, резчики могут часами ходить по помещению (или по участку) в поисках того, ради чего и была она принесена из леса.

После того, как это будет найдено, мастер приступает к обработке заготовки. Лишние сучки или корни, портящие общее впечатление, удаляются. Но в некоторых случаях обрабатываются абсолютно все элементы. Как правило, это происходит в случае вырезания на корне объемного изображения. В данной работе "лишние" корешки не являются лишними и представляют собой элементы "скульптуры".

Если взять в качестве примера корень, то в первую очередь необходимо убедиться, что в нем нет древесных недугов, о которых мы немало говорили. Впрочем, необходимость определения "состояния здоровья" относится не только к корню, но и к любой деревянной заготовке, на которую планируется нанести резьбу. Что же касается корня, то в первую очередь надо выяснить, какому дереву он принадлежит. От этого зависит, оставлять ли кору или избавляться от нее. Дело в том, что если кора одной породы древесины будет украшением поделки, то кора другой может испортить внешний вид изделия. Конкретизируя сказанное, отметим, что кора большинства лиственных пород деревьев (ольха, береза, дуб и проч.) придает поделке неповторимый вид, то есть, не только не портит ее, но и украшает. Совсем иначе обстоит дело с корой хвойных пород древесины. Если она присутствует на стволовой части корня, то от нее желательно избавиться. Ни кора лиственницы, ни кора ели, ни кора сосны не представляют "художественной ценности". К тому же велика вероятность того, что с течением времени кора этих пород "отойдет" от ствола, что приведет к вынужденной обработке древесины.

Профессиональные столяры, перед тем как приступить к резьбе, опускают заготовку в кипящий раствор, содержащий поваренную соль. Домашнему мастеру желательно последовать советам специалистов и проделать с заготовкой ту же "операцию". По ее завершении будущий шедевр необходимо высушить. После сушки возможно появление трещин, но не все из них могут восприниматься как дефект. В некоторых случаях появившаяся трещина как нельзя лучше "вписывается" в композицию. От умельца требуется придать дефекту "интеллигентный" вид и с помощью небольшого количества шпаклевки эту трещину "окультурить".

Вырезая изображения, мастер пользуется полным набором стамесок и долот, о котором рассказывалось ранее. Не следует злоупотреблять киянкой, так как "лишние" удары могут спровоцировать образование новых трещин.

При художественной обработке изделия каждый мастер использует тот материал, который ему по душе. Поделка может быть обработана вощением, покрыта лаком, морилкой и т.д.

Способ корнепластики во многом схож со скульптурной резьбой. Разница лишь в том, что при скульптурной резьбе мастер использует стандартную заготовку в виде бревна (бруса), а при корнепластике - причудливого вида заготовку, подаренную природой.

Корнепластика

05 октября 2011

Заготовки для лесной скульптуры часто можно обнаружить в засохшем дереве или кустарнике, в очищенных от земли и промытых корнях. Много материала набирают в местах раскорчевки деревьев, при строительстве дорог через лесные массивы. И, как правило, собранный материал подскажет Вам форму будущего образа или композиции. Будьте внимательней на лесной тропинке и везде, где увидите мертвое или поваленное дерево, сухую ветку, корни или кустарник, присмотритесь, и вы непременно станете обладателем уникального сувенира или поделки.

Изготовление любой поделки зависит от формы и качества исходного материала, веток, корней или ствола с корнями. Засохшие переплетенные ветки дерева бывают часто без коры, и мастеру остается лишь обработать материал по своему замыслу или по подсказке природы.

Ветки и корни с засохшей корой можно замочить в воде на несколько дней — так их легче освободить от коры с помощью различного инструмента. Если нужно сохранить дерево под корой без сколов и царапин, следует обрабатывать и снимать кору инструментом с тупым заполированным концом, который не врезается в древесину. Чисто и довольно быстро можно обрабатывать заготовку инструментами, профилированными по форме ствола, ветки или корня.

Очищенные от коры заготовки обязательно высушивают, а затем уже приступают к изготовлению поделки. Если материала ветки или корня недостаточно, то задуманную композицию составляют из нескольких веток или корней, отпиливая и подгоняя друг к другу отдельные детали, склеивая их и заделывая трещины шпаклевкой с опилками из той же древесины. Зачистку также можно делать наждачной шкуркой, напильниками, рашпилями. Затем готовое изделие окончательно отделывают. Иногда изделия в технике корнепластики для наиболее полного выявления характера задуманного персонажа или по чисто декоративным соображениям дополняются еще каким-нибудь видом резьбы с учетом и соблюдением всех основных правил.

Особую трудность в технике корнепластики представляет изготовление изделий из наростов на стволах и корнях деревьев. Сувели на стволах деревьев и капы на корнях со свилеватой и перекрученной древесиной, как известно, отличаются повышенной твердостью. Для облегчения обработки капы и сувели, если позволяют их размеры, запаривают. Различные емкости — полые чаши, фруктовницы, шкатулки с выборкой внутренних поверхностей — можно вчерне обрабатывать электродрелью, высверливая в них углубления. Последующие операции проводят теслом, клюкарзами или иным подходящим инструментом. Вообще умелое, порой нестандартное использование резчицкого инструмента, определенные знания, опыт и фантазия очень помогают в изготовлении различных поделок в технике корнепластики даже из отходов практически бросового материала.

Многие поколения людей по достоинству оценили прочность, надежность и теплоту исландской шерсти. И это не случайно. Местоположение острова очень необычно. Северная часть его омывается суровыми, холодными водами Северного Ледовитого океана, а южная - теплым течением Гольфстрим. Это значит - постоянные ветра, постоянная сырость, резкие перепады температуры. Сама природа предопределила столь ценные свойства исландской шерсти.

Читайте также: