Коррекционная технология в детском саду фонетическая ритмика презентация

Обновлено: 04.07.2024

Фонетическая ритмика
– система двигательных упражнений, в которых
различные движения корпуса, головы, рук, ног
сочетаются с произнесением того или иного
речевого материала (звуков, слогов, слов,
словосочетаний, фраз). (Т.М.Власова,
А.Н.Пфафенродт, Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко,
Э.И.Леонгард)

Цель фонетической ритмики:
• - обучение фонетически правильно оформленной
речь без движений;
• -соединение работы речедвигательного и слухового
анализаторов с развитием общей моторики;
• - формирование у детей с нарушенным слухом
естественной речи с выраженной интонационной и
ритмической стороной в процессе перехода общей
моторики к речедвигательной;
• -развитие слухового восприятия учащихся и
использование его в ходе формирования и
коррекции произносительных навыков.

Задачи фонетической ритмики:
• -развивать речевое дыхание и связанную с ним
слитность речи;
• -формировать умение изменять силу и высоту
голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых
отклонений от нормы;
• -учить ребёнка правильно воспроизводить звуки и
их сочетания изолированно, в слогах, в словах,
фразах;
• -учить воспринимать, различать, воспроизводить
различные ритмы;
• -воспроизводить речевой материал в заданном
темпе;
• -развивать слуховое восприятие учащихся.

В системе упражнений, направленных на
нормализацию произносительной стороны речи,
используются разнообразные движения: -движения
корпуса тела – наклоны вперёд, в стороны, повороты
на 90, 180. 360 градусов; -движения головы –
повороты вправо, влево, вперёд, назад; -движения рук
– поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и
опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях,
установка ног на уровне плеч и другое. Характер этих
движений различен – от плавных и медленных до
отрывистых и резких.

Правила проведения фонетической ритмики
Все упражнения проводятся по подражанию.
Речевой материал предварительно не заучивается.
Во время занятий ученики вместе с учителем стоят по
кругу, полукругом. Они хорошо видят учителя,
двигаются и проговаривают речевой материал синхронно
с учителем.
Наглядный показ и многократные повторения
стимулируют учеников к правильному
естественному подражанию.

Все движения по фонетической ритмике
помогают формированию и закреплению
произносительных навыков. Движения, которые
выполняются на занятиях, предварительно не
выучиваются. Поэтому они выполняются
синхронно учителем несколько раз (2-5 раз
каждое). После того, как дети научатся
правильно выполнять движения, количество
повторений уменьшается. Движение полностью
выполняет свою функцию только тогда, когда
слово, слог, звук правильно реализуются в речи
и после того, как прекратилось движение.

Педагог должен уметь:
• -видеть и исправлять характер движений у
учащихся;
• -стремиться к максимальной естественности и
раскованности движений, как своих собственных,
так и учащихся;
• -слышать недостатки в произношении учащихся
и уметь их исправлять.
Речь учителя должна служить образцом для
подражания, быть фонетически правильно
оформленной, эмоционально окрашенной.
Занятия по фонетической ритмике проводит
педагог, который должен уметь сам правильно и
красиво выполнять различные движения тела,
рук, ног, головы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Фонетическая ритмика как средство формировани.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Фонетическая ритмика как средство формировани.

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательно.

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий коррекционной работы над произноси­тельной стороной речи дошкольников с ис­пользованием метода фонетической ритмики. Задачи: -способствовать нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитности речи; -формировать умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы; -формировать правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; -формировать воспроизведение речевого материала в заданном темпе; -развивать слуховое восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов, мелкую и общую моторику; -воспитывать заботу, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо.

система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая ритмика

Счет от 1 до 10. Каждый ряд слов произ­носится на одном выдохе и сопровождает.

Счет от 1 до 10. Каждый ряд слов произ­носится на одном выдохе и сопровождается дирижировани­ем, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5. и т. д. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ, РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ

Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говор.

Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе: понедельник понедельник, вторник понедельник, вторник, среда понедельник, вторник, среда, четверг. и т. д. Перечисление названий месяцев. 12 месяцев. В году 12 месяцев. Январь, февраль. Январь, февраль, март. и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА папопу папопу папопу папопу папо пу ма.

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА папопу папопу папопу папопу папо пу ма ма ма ма ма ма ма НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Постепенный подъем рук вверх. На каждом уровне поднятия рук слоги произносить с разной интенсивностью: от тихого звучания до нормального и громкого, а затем, наоборот — понижая голос и опуская руки.

Тик↑-так↓, тик↑-так↓— высоко-низко тикают часы. нормально Тик↑-так↓, тик↑-та.

Тик↑-так↓, тик↑-так↓—высоко-низко тикают часы. нормально Тик↑-так↓, тик↑-так↓—высоко-низко ровно стучат. нормально УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА

Ритм регулирует не только движение, но и слово, руково­дит как темпом, так и.

Ритм регулирует не только движение, но и слово, руково­дит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение…


 ЛЯЛЯ ЛЯЛЯ Отстукивание ритмических структур

ЛЯЛЯ ЛЯЛЯ Отстукивание ритмических структур

ТА тата ТА тата

ТА тата ТА тата

ТА тата ТА тата

ТА тата ТА тата

Громко спорят две лягушки — Повествовательно. Кто из них красавица? Вопросит.

Громко спорят две лягушки —Повествовательно. Кто из них красавица? Вопросительно. Ква-ква, Повествовательно. Ква-ква-ква. Повествовательно. Как вам это нравится?Вопросительно. В. Лифшиц Громко спорят две лягушки —Повествовательно. Кто из них красавица? Вопросительно. Ква-ква, Повествовательно. Ква-ква-ква. Повествовательно. Как вам это нравится?Вопросительно

Катит лыжа впереди. Повествовательно. Я — за лыжей позади. Повествователь.

Катит лыжа впереди.Повествовательно. Я — за лыжей позади.Повествовательно. Я кричу ей: Погоди!Восклицательно. Лыжа, лыжа, Звательная переходит не кати! в восклицательную. Я кричу ей: Хватит!Восклицательно. А она все катит.Повествовательно. Правую лыжуПовествовательно. Я уже не вижу.Повествовательно. Катит лыжа впереди.Повествовательно. Я — за лыжей позади.Повествовательно. Я кричу ей: Погоди!Восклицательно. Лыжа, лыжа, Звательная переходит не кати! в восклицательную. Я кричу ей: Хватит!Восклицательно. А она все катит.Повествовательно. Правую лыжуПовествовательно. Я уже не вижу.Повествовательно.

Мама! Мама! Посмотри! Просительно. Я пускаю пузыри. Повествовательно. Желтый.

Мама! Мама! Посмотри!Просительно. Я пускаю пузыри. Повествовательно. Желтый, красный, голубой.С перечислением. В каждом я и ты со мной.Повествовательно. Посмотри-ка, посмотри! —Восклицательно-просительно. Просит маму Галка.Повествовательно. Ой, а где же пузыри?Удивленно-вопросительно. Лопнули, как жалко.Жалобно. Мама! Мама! Посмотри!Просительно. Я пускаю пузыри. Повествовательно. Желтый, красный, голубой.С перечислением. В каждом я и ты со мной.Повествовательно. Посмотри-ка, посмотри! —Восклицательно-просительно. Просит маму Галка.Повествовательно. Ой, а где же пузыри?Удивленно-вопросительно. Лопнули, как жалко.Жалобно.

Маша варежку надела. Повествовательно. Ой, куда я пальчик дела? Вопросител.

Маша варежку надела.Повествовательно. Ой, куда я пальчик дела? Вопросительно-растерянно. Нету пальчика, пропал.Повествовательно. В свой домишко не попал. Повествовательно. Маша варежку сняла.Повествовательно. Поглядите-ка, нашла!Удивленно. Ищешь, ищешь и найдешь! Удивленно. Здравствуй, пальчик, как живешь? Радостно. Маша варежку надела.Повествовательно. Ой, куда я пальчик дела? Вопросительно-растерянно. Нету пальчика, пропал.Повествовательно. В свой домишко не попал. Повествовательно. Маша варежку сняла.Повествовательно. Поглядите-ка, нашла!Удивленно. Ищешь, ищешь и найдешь! Удивленно. Здравствуй, пальчик, как живешь? Радостно.

Литература: Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для у.

Презентация: Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников." по русскому языку. Состоит из 31 слайда. Размер файла 2.99 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

Презентация: Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 36


Слайд 2

Определение фонетической ритмики

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).


Слайд 3

Фонетическая ритмика - метод работы

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Обязательное условие занятий- эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.


Слайд 4

Компоненты фонетической ритмики:

Эмоциональный Двигательный Речевой. Фонетическая ритмика использует механизм функционального единства всех компонентов.


Слайд 5

Рекомендации по проведению занятий

Проводить регулярно. Дети должны стоять врассыпную. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Движения чередуются : то быстрые, то медленные.


Слайд 6

С какого возраста можно начать заниматься фонетической ритмикой?

Фонетическую ритмику можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Она полезна абсолютно всем детям.


Слайд 7

Направления фонетической ритмики

- нормализация речевого дыхания ; - формирование умений изменять силу и высоту голоса; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; - правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.


Слайд 8

Практическое применение фонетической ритмики

Многим детям трудно воспроизводить слоги и слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему. На занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Весёлые динамические паузы на различных занятиях.


Слайд 9

От простого –к сложному

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным(гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й , е, ё, ю, я).


Слайд 10

Предлагаю Вам фотоматериал знакомства дошкольников с гласными звуками с помощью фонетической ритмики


Слайд 11

Гласные звуки: А –вытянув руки вперёд, соединить ладони


Слайд 12

Плавно развести руки в стороны ладошками вверх при одновременном длительном произнесенииА-А-А (шёпотом, тихо, громко)


Слайд 13

О– развести руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой


Слайд 14

при одновременном произнесении О-О-О


Слайд 15

У – давящим движением вытянуть руки вперёд


Слайд 16

при одновременном произнесении У-У-У.


Слайд 17

И – руки вверх, при одновременном произнесении И-И-И


Слайд 18

И-И-И –беззвучная артикуляция(дети сами догадываются)


Слайд 19

Э – руки вперёд в стороны


Слайд 20

при одновременном произнесении Э-Э-Э


Слайд 21

Ы – руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25

Пыль сосёт он через нос(Показывают указательным пальцем на нос)


Слайд 26


Слайд 27

В чистоте, без пыли ( Проводят руками по одежде сверху вниз сначала с одной, потом с другой стороны).


Слайд 28

Работа только начата, впереди у нас –знакомство с согласными и йотированными звуками.

Главное, что всем детям очень нравится фонетическая ритмика и они занимаются с интересом, живо и радостно.


Слайд 29

Вывод:

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и, в первую очередь, для своевременного развития речи.


Слайд 30

Литература:

1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-64 с. 2.Микляева Н.В., Полозова О.В., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмикав ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов.- М .: Айрис-пресс, 2005. -112с.


Слайд 31

1 Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2 Фонетическая ритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

3 Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

4 Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

5 Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети вместе с педагогом стоят по кругу. Они хорошо видят педагога, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

20 Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что: У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; Улучшается фонематический слух; Нормализуется речевое дыхание; Формируется умение изменять силу и высоту голоса; Улучшается ритмико-интонационная сторона речи; Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; Повышается речевая активность детей.

21 Литература: 1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. - М., Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М., КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально- ритмические занятия. - М., Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007

Читайте также: