Космонавт сгоревший при посадке

Обновлено: 05.10.2024

Советский космос - это одна из последних твердынь СССР, которая еще не пала под натиском так называемых разоблачителей. Хотя попытки предпринимаются регулярно, начиная от конспирологической фантастики вроде пелевинского "ОМОН РА", в которой советскими космическими аппаратами управляют ампутанты, и заканчивая рассуждениями о том, что вся космическая программа СССР украдена у фашистской Германии.

Однако, один из самых стойких мифов, активно используемый против советского космоса - это трагическая история космонавта Владимира Комарова. Миф этот состоит в следующем: во время неконтролируемого падения одноместного спускаемого аппарата "Союз-1" Владимир Михайлович, зная о неминуемой гибели, якобы неистово ругался, в самых жестких выражениях проклиная Коммунистическую партию и самого "дорогого Леонида Ильича".

Сама ситуация, в которой оказался Комаров, сделала миф весьма правдоподобным, а, поэтому, стойким. Значит, пришло время разоблачить его в моей постоянной рубрике "Без мифологии".

Лётчик-истребитель

Владимир Комаров родился в 1927 году в Москве. С детства обожал авиацию, грезил о небе.

В военном 1943-ем году Владимир окончил школу №235 и сразу же поступил в Первую Московскую спецшколу ВВС, готовящую будущих летчиков. Это учебное заведение юноша окончил в начале июля 1945 года.

Уже 18 июля Комаров становится курсантом Сасовской авиационной школы, из которой в сентябре переводится в Борисоглебское военное училище летчиков.

Через год Комарова снова переводят, на этот раз в Батайское военное авиационное училище им. А.К. Серова, которое он с успехом окончил в 1949 году.

Сразу после окончания училища Комаров получает назначение в качестве летчика-истребителя в 382-й истребительный полк. Полк базировался в Грозном. Комаров отправляется на Кавказ, еще не зная, что там его ждет судьбоносная встреча.

В Чечне Владимир знакомится в красивой девушкой Валентиной Киселевой, которая работала учительницей в одной из школ Грозного. Молодые люди влюбляются друг в друга, Владимир делает Валентине предложение стать его женой, та соглашается.

Любовь к своей супруге Владимир Комаров понесет с собой в космос, она будет сопровождать его до последнего мгновения жизни.

В 1952 году Комарова переводят на Украину, в Мукачево, где он прослужил два года.

В 1954 году Владимир поступил на факультет авиавооружения Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. После окончания академии в 1959-ом году, Комаров получает направление в Государственный НИИ ВВС, где занимается испытаниями новейшей авиационной техники.

Направление в НИИ ВВС стало судьбоносным для Комарова (а кто-то может сказать, что и роковым): именно работая в институте Владимир Михайлович получил уникальное, фантастическое предложение: стать первым покорителем космоса.

Первый отряд

7 марта 1960 года 33-летний Владимир успешно проходит медицинскую комиссию для зачисления в секретную группу ВВС №1. Так Комаров становится членом легендарного Первого отряда космонавтов СССР.

До 1961 года Комаров проходит общекосмическую подготовку с другими членами Первого отряда. 3 апреля 1961 года Владимир сдал все выпускные экзамены и, получив официальную должность "космонавт", начал целенаправленно готовиться к полету в космос на кораблях "Восток" и "Восход".

Теоретически, Комаров мог стать первым космонавтом Земли, но, когда 12 апреля 1961 года в космос отправился Юрий Алексеевич Гагарин, Владимир искренне порадовался за друга, и продолжил готовиться к полету с удвоенным рвением.

Все ближе к мечте

Небольшой шанс полететь в космос у Комарова появился в 1962 году, когда космонавт Григорий Нелюбов был отчислен из Первого отряда за стычку с военным патрулем в стиле "А вы кто такие? Мы космонавты, а вы?".

Нелюбов был дублером пилота космического корабля "Восток-4", и именно это место досталось Комарову. Впрочем, в этот раз в космос Владимиру полететь так и не удалось. Точно также, как и в августе 1962 года, когда он был дублером Павла Поповича.

В 1962 году Комарову исполнилось 35 лет, и его шансы на полет в космос неумолимо таяли. Теоретическая подготовка Владимира Михайловича была на высочайшем уровне, но уже в 1963 году начало подводить здоровье. В мае 1963-го Комарова даже ненадолго отлучили от подготовки по состоянию здоровья.

Несмотря на все трудности, Владимир Михайлович упорно шел к своей мечте, выступая дублером то одного, то другого более молодого коллеги.

9 октября 1964 года Владимир Комаров узнает радостную для себя новость: он назначен командиром экипажа корабля "Восход-1".

Здравствуй, космос!

12 октября 1964 года космический корабль "Восход-1" с В. Комаровым, Б. Егоровым и К. Феоктистовым на борту совершает успешный полет в космос. Полет был уникальным: впервые в истории на орбиту Земли вышел многоместный космический корабль. Кроме того, экипаж Комарова, также впервые в истории, был без скафандров и катапульт.

"Восход-1" шестнадцать раз облетел вокруг Земли и совершил мягкую посадку в степи.

Полет был признан исключительно успешным. Члены экипажа получили звания Героев СССР, были награждены орденами Ленина.

Роковой полет

На 1967 год был назначен старт советского космического корабля "Союз-1". Изучив все варианты, Госкомиссия пришла к решению, что пилотировать "Союз" должен опытный, 40-летний на тот момент Владимир Комаров. Дублером Комарова назначили Юрия Гагарина, но это было, скорее, символическое назначение: в высших кругах всем было понятно, что первый космонавт мира никуда не полетит.

Комарову предстояла сложная миссия: стыковка в космосе с кораблем "Союз-2" с В. Быковским, Е. Хруновым и А.Елисеевым на борту, переход Елисеева и Хрунова в "Союз-1" через открытый космос и спуск корабля на Землю с новым экипажем.

23 апреля 1967 года "Союз-1" успешно стартовал, однако, после выхода корабля на орбиту, возникла проблема: одна из солнечных панелей не раскрылась. Узнав об этом, на Земле немедленно отменили запланированный старт "Союза-2", а Комарову был дан приказ о досрочной посадке.

Посадка проходила крайне сложно (Комарову вручную пришлось ориентировать корабль в пространстве), а на последнем этапе основной парашют спускаемого аппарата не раскрылся. Комаров активировал запасной парашют, но аппарат к тому моменту вращался с большой скоростью, что привело к запутыванию строп.

24 апреля 1967 года в Оренбургской степи спускаемый аппарат корабля "Союз-1" с героем СССР Владимиром Комаровым на борту врезался в землю, взорвался и воспламенился.

Пожар был невероятно сильным - температура в его эпицентре была больше, чем в доменной печи. Прибывшие на место люди, не имея в степи воды, стали забрасывать аппарат землей.

После того, как пожар удалось потушить, спускаемый аппарат представлял собой груду оплавленных обломков в луже застывшего металла. Вот как о поисках Комарова рассказал в своем дневнике руководитель подготовки советских космонавтов Н.П. Каманин:

Расследование специально созданной комиссии показало, что авария СА "Союза" произошла из-за расплавления тепловой защиты внутри парашютного контейнера. В результате основной парашют прилип к стенке, а запасной не смог его вытянуть.

На новых "Союзах" эта недоработка была устранена: инженеры изменили технологию нанесения тепловой защиты, увеличили размер контейнера.

Ругань из космоса

Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа.

Скупые строки ТАСС не передают того шока, что испытали жители самой большой страны в мире. Более того, во всех уголках земного шара были потрясены той жертвой, что заплатила Земля за дерзновенную идею о покорении космического пространства.

Комаров стал первым человеком, погибшим непосредственно при совершении полета в космос, поэтому боль утраты была особенно острой и всеобъемлющей.

Увы, среди испытывающих сильнейшее горе людей, нашлись и те, кто стали распространять слухи о том, что космонавт Комаров на чем свет стоит ругался на конструкторов "Союза", на КПСС, членом которой Владимир Михайлович был с 1952 года, на советский строй, и даже лично на Леонида Ильича Брежнева.

Этот миф пережил своих "создателей", получил огромное распространение в 90-е годы, и весьма успешно продолжает будоражить умы в наше время. Но что говорил Комаров на самом деле?

"Передайте всем"

На протяжении всего полета и вплоть до катастрофы, Комаров вел переговоры с Землей. И не с кем-нибудь, а со своим дублером и ближайшим другом Юрием Алексеевичем Гагариным. Представить, что Комаров будет материться на Юру, как Владимир называл первого космонавта Земли, совершенно невозможно.

Разговор Комарова с Гагариным был записан и сохранен в архивах советской космонавтики. После публикации этого уникального исторического документа в нулевые годы, все вопросы относительно того, ругался или нет Комаров, отпали сами собой.

Владимир Михайлович Комаров — лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно), инженер-полковник авиации. Командир первого в мире экипажа многоместного космического корабля, причём сразу из трёх человек. Впервые в истории экипаж совершал полёт без катапульт и скафандров (из-за тесноты в кабине). Впервые была применена система мягкой посадки.

Как все начиналось

Роковое утро

Но дальше произошло невероятное. На месте предполагаемого приземления комиссия обнаружила разбитый корабль и рядом с ним спутанные купол запасной парашютной системы и тормозной купол основной парашютной системы. Укладка основного купола не вышла из контейнера (тормозной купол не вытащил ее после того, как сам он был отцеплен от корпуса спускаемого аппарата, СА) и осталась в корабле до удара о Землю.

Первый шаг к трагедии

Здесь же упаковка не вышла из контейнера, она оказалась зажатой в нем, а тормозной купол через фал, соединяющий его с упаковкой, так и остался связанным с кораблем. Этот случай не предусматривался разработчиками, поскольку казалось совершенно невероятным, чтоб тормозной купол, развивающий большое тянущее усилие, не вытащит упаковку основного парашюта. Такого никогда не было. Так к трагедии был сделан первый шаг.

Второй шаг

Третий шаг

В последнем случае предусматривалась отцепка основного купола от СА. В обоих случаях предполагалось, что к моменту ввода запасной системы над СА будет чистое пространство. Запасный купол имел меньшую скорость приземления. Особенностью запасной парашютной системы было отсутствие тормозного парашюта. Торможение до безопасной скорости перед окончательным наполнение запасного купола осуществлялось за счет рифовки его кромки специальной рифовочной стропой. При этом какое-то время после начал ввода запасный купол оставался частично наполненным. Это тоже внесло свой вклад в трагический исход.


Трагическое стечение обстоятельств

Никто не забыт

Прах Владимира Комарова был захоронен в Кремлёвской стене на Красной площади 26 апреля 1967 года. На месте гибели космонавта в степи под Орском в Оренбургской области был сооружён мемориал.

Американские астронавты, побывавшие на Луне, оставили там памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса — Владимира Комарова, Юрия Гагарина, Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи.

24 апреля 1967 года из-за отказа техники погиб один из первых советских космонавтов Владимир Комаров — во время посадки у спускаемого аппарата не вышел основной парашют, а стропы запасного скрутились, не дав ему раскрыться.

Владимир Комаров родился в Москве 16 марта 1927 года. Уже в юности его тянуло в небо — окончив школу-семилетку в 1943 году, он поступил в Первую московскую школу ВВС. Когда он завершил обучение, Великая Отечественная война уже закончилась. После школы Комаров стал курсантом сасовской авиационной школы, а затем попал в Борисоглебское военное авиационное училище летчиков.

В июле 1946 года Комаров был переведен в Батайское военное училище имени А.К. Серова, окончив которое в 1949 году он поступил на службу военным летчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа.

За следующие 10 лет Комаров успел дослужиться до должности старшего летчика и отучиться на 1-м факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. После обучения он занялся испытаниями новых образцов авиационной техники в Государственном Красноказарменном НИИ ВВС. Там он и получил предложение заниматься испытательной работой в отряде космонавтов.

В апреле 1961 года Комаров завершил подготовку.

Посадить корабль тоже не удалось — при сборке была перепутана фазировка команд на управляющие рулевые сопла.

В итоге корабль был уничтожен с помощью системы автоматического подрыва — нельзя было допустить, чтобы он приземлился за пределами СССР.

Но космическая гонка продолжалась. Несмотря на неудачи, четвертый запуск уже был пилотируемым.

Дублером Комарова был назначен Юрий Гагарин. Если бы Комаров заболел, тот отправился бы в полет вместо него. На стартовую площадку их привезли вместе. Гагарин был последним, кто видел Комарова живым.

До десяти утра Госкомиссия определялась с дальнейшими действиями. В итоге было решено посадить корабль. К этому моменту Комаров совершал только пятый виток, сажать же планировалось на семнадцатом. Но посадка сорвалась — корабль вблизи экватора ушел по тангажу от ориентированного направления.

Сеанс связи на 17-м витке закончился, а мы никаких новых указаний Комарову так и не успели передать.

Поначалу посадка шла нормально. По расчетам баллистиков, спускаемый аппарат должен был приземлиться в 6.24 в 65 км к востоку от Орска.

. Прибыв на место приземления спускаемого аппарата, поисковая группа увидела чудовищную картину. Сплющенный, на полметра вошедший в землю аппарат был объят пламенем, а вокруг суетились местные жители, пытаясь забросать огонь землей. Сбить пламя удалось только огнетушителями.

Причиной крушения оказался нераскрывшийся парашют. Основной не смог до конца выйти и раскрыться, а запасной запутался в его стропах.

По официальной версии комиссии, расследовавшей причины крушения, это произошло из-за резких перепадов давления: стакан с парашютом деформировался и защемил основной парашют.

Как отмечал Черток, одновременная работа основного и запасного парашютов ранее не изучалась. Версия комиссии казалась сомнительной. «Независимо от всех подкомиссий бригада специалистов нашего завода, оставшаяся на полигоне, решила провести свой эксперимент, — писал Черток. — У них были основания для сомнений. Они открыли люк ОСП, вытянули тормозной парашют, подцепили его стропы к подъемному крану через динамометр и начали подъем для замера усилия, при котором начнет выходить упаковка основного парашюта.

Если бы не проблемы с раскрытием батареи, второй запуск бы состоялся и погибли бы четверо космонавтов, а не один: конструкция обоих кораблей была идентична и ошибки в проектировании были допущены одинаковые.

Рекомендации комиссии по повышению надежности включали полировку контейнеров, увеличение их объема, повышение жесткости. Самым важным итогом деятельности комиссии было решение о предварительной проверке всех ее рекомендаций при беспилотных пусках.

В Орске есть улица Комарова, и еще космонавтов Добровольского, Пацаева и Волкова, погибших рядом с городом

"Какие ожоги тела, если от тела ничего не осталось?" -на самом деле осталось, вот это (торс, части головы и конечностей):

Иллюстрация к комментарию

партия сказала запускать, запустили, так в чем вина конструкторов, они и сами знали что корабль сырой.

Памятник Владимиру Комарову в Оренбургской области

Иллюстрация к комментарию

Интересно, про Бондаренко на пикабу было?

>к 50-летию Октябрьской революции советская власть хотела свершений в космосе.

Меньше всего советская власть хотела аварий в космосе с человеческими жертвами, которые крайне негативно повлияли бы на ее имидж.

То есть виновата не абстрактная "советская власть", а конкретный человек, неправильно оценивший опасность.

Темная страница нашей космонавтики.

Самое обидное в этой истории, то что некая организация выпустило ещё в 60-е фейковую запись последних слов космонавта, где он проклинает конструкторов и партию.

Периодически эта запись всплывает и сейчас на как на реддите, так и на некоторых не заморачивающихся проверкой информации сайтах.

При желании её легко можно найти в нетике.


Космонавт показал, как выглядит Суэцкий канал с МКС

Российский космонавт Антон Шкаплеров опубликовал фотографию Суэцкого канала, сделанную им на борту Международной космической станции.

Космонавт показал, как выглядит Суэцкий канал с МКС Космос, Фотография, МКС, Вид с МКС, Суэцкий канал, Египет, Интересное, Космонавты

На снимке водный путь длиной 160 км, доходы которого в 2020 году достигли рекордных 5,84 миллиардов долларов и который может пропускать до 100 судов в сутки, выглядит как тонкий синий шнурок.


У астронавтов на МКС разрушаются клетки крови

Ученые Университета Оттавы в Канаде раскрыли механизмы, способствующие развитию анемии у астронавтов на орбите. Свои выводы исследователи представили в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

У астронавтов на МКС разрушаются клетки крови Ученые, Исследования, Космонавты, МКС, Анемия, Гравитация, Невесомость, Кровь, Канада, Космос

Известно, что долговременное пребывание в условиях микрогравитации оказывает опасные эффекты на здоровье людей. Специалисты проанализировали показатели здоровья 14 астронавтов, которые провели шесть месяцев на борту Международной космической станции. Оказалось, что долговременное нахождение в космосе связано с увеличением уровня продуктов разрушения красных кровяных клеток (гемолиза) и выбросом гемоглобина из эритроцитов в плазму крови. Кроме того, было отмечено повышение концентрации окиси углерода в воздухе альвеол.

Через год после завершения космической миссии у астронавтов все еще сохранялись эффекты воздействия невесомости на эритроциты, включая повышенный уровень гемолиза, ретикулоцитоз (увеличение уровня незрелых эритроцитов) и высокий уровень гемоглобина в плазме. Результаты свидетельствуют о том, что анемия, наблюдающаяся у астронавтом, связана с гемолизом, который, в свою очередь, является основным эффектом от микрогравитации.

Замечательные замедленные кадры со старта корабля "Союз ТМА-11М"

МКС изнутри. Космонавт Олег Артемьев


Селёдка под шубой в космосе

Российские космонавты показали, как готовят на МКС селёдку под шубой.

Космонавты рассказали, что приготовить салат в условиях невесомости не так-то просто. Начали они с того, что соорудили самодельную тарелку, потому что её на борту не было, а затем уже разложили все ингредиенты.

Ранее космонавты снимали выпуск с приготовлением оливье.

Над Землёй

Над Землёй Космос, Космонавтика, Космонавты, Земля, Космическая станция


В Крыму выпало столько снега, что его вид поражает даже из космоса

Фотографией заснеженного полуострова поделился российский космонавт Антон Шкаплеров

В Крыму выпало столько снега, что его вид поражает даже из космоса Космос, Снимки из космоса, Интересное, Фотография, Снег, Зима, Космонавты, Орбита, Россия, МКС, Длиннопост, Крым

В Крыму выпало столько снега, что его вид поражает даже из космоса Космос, Снимки из космоса, Интересное, Фотография, Снег, Зима, Космонавты, Орбита, Россия, МКС, Длиннопост, Крым

Юра, мы все пролюбили

До сих пор не понимаю, почему никто до сих пор не снял фильм о последнем гражданине СССР, первом дважды герое Союза и России (звезда Героя Советского Союза № 11595 и звезда Героя Российской Федерации № 1), о космонавте, которого забыли в космосе.
Этот человек стал поневоле последним гражданином СССР. Пока он был в космосе, его страна распалась. Он вынужденно установил мировой рекорд по пребыванию в космосе.
Не было возможности вернуть его на землю. Ему просто отказали в возврате на землю. Ему сказали: страна, которая его отправила в космос, теперь не существует! Пока в Москве шел переворот, станция "МИР" продолжала вращаться вокруг Земли.
Станция стала его домом и последним кусочком СССР. Четыре месяца назад СССР отправил его в космос с советского Байконура. Его миссия была рассчитана на пять месяцев. На большее его не готовили.
Развал страны нанес огромный удар по космической отрасли. Сергею сказали, что для его возврата у страны отсутствуют деньги. ЦУП попросил его задержаться как можно дольше на орбите.
При желании Сергей мог покинуть станцию "МИР" в любой момент. На станции была спасательная капсула. Но это привело бы к гибели самой станции. Сергей свой пост не сдал. Его миссия продлилась вдвое дольше - 311 дней.
Вместо четырех запланированных полетов на станцию "МИР" было отправлено всего два. Ни одну из двух отправленных миссий не смогли укомплектовать бортинженером.
В России началась гиперинфляция. Правительство продавало все, что могло, в том числе и места на станцию "МИР".
Япония купила место за 12 миллионов долларов, Австрия за 7 миллионов.
Хотели продать и станцию, пока она еще была в рабочем состоянии.
Все члены экипажа вернулись домой, кроме Сергея Крикалева.
Его смогли заменить, когда его место выкупила Германия под своего бортинженера за 24 миллиона долларов.
Сергей Крикалев вернулся домой 25 марта 1992 года. После посадки из капсулы вышел человек с буквами СССР на скафандре. В руках он держал знамя Советского Союза.
В отчетах написали - вид у него был изнеможённый, кожа была бледного мучного цвета. Состояние оставляло желать лучшего. Четыре человека помогли ему сойти на землю.
Место, где он высадился, - окраина Аркалыка, перестало быть советской территорией и стало Казахстаном. Его родной город Ленинград стал Санкт-Петербургом. На его большую советскую зарплату космонавта (600 рублей) теперь можно купить килограмм колбасы.
Чуть позже он станет первым российским космонавтом, который полетит на шаттле НАСА.
Еще через два года он будет первым на станции "МКС".
Будь здоров, Сергей Константинович!

Космонавт Владимир Комаров Валентин Черединцев/ТАСС

50 лет назад произошла первая трагедия в истории освоения космоса: 24 апреля 1967 года во время полета погиб советский космонавт Владимир Комаров, пилотировавший экспериментальный корабль "Союз-1".

Для него этот старт был уже вторым космическим полетом. Первый он совершил за три года до этого вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Суточный полет проходил в корабле "Восход-1". Тогда впервые в истории экипаж совершил полет без скафандров.

В 1965 году Комаров начал готовиться к полету на новом многоместном советском корабле серии "Союз", в экипаж которого был утвержден в 1966 году.

О том, каким был в жизни летчик-космонавт Комаров и почему его второй полет закончился катастрофой, в интервью ТАСС рассказал дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, известный космонавт Алексей Леонов.

"Я у него учился…"

Леонов и Комаров познакомились в июне 1960 года, когда уже был укомплектован полный состав первого отряда космонавтов. Комаров оканчивал Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Там ему предложили пойти на тогда еще секретную испытательную работу.

К этому времени прошел первый сложный этап подготовки космонавтов, связанный с парашютной подготовкой. Тогда корабли были с системой катапультирования. На высоте 4 тысячи метров происходило катапультирование, и человек приземлялся отдельно от корабля на парашюте. Неудобно, но по-другому тогда не решалось

Космонавт вспоминает: поскольку тогда никто не знал, куда корабль мог приземлиться, это могло быть и в тайге, и в горах, и в пустыне, и даже в море. Программа парашютной подготовки давала навыки космонавту приземлиться во всех условиях.

Инструкторов на корабле "Восток" не было, за исключением разработчиков тренажера. Надо было самим учиться и учить других. Была создана группа инструкторов, куда вошли Владимир Комаров, Павел Беляев, Валентин Варламов и Алексей Леонов.

Я после летного училища и моложе его был на 10 лет. Методически очень отставал от него. Я у него учился. как построить занятие, как построить разбор… у меня были свои взгляды. И мы даже с ним как-то сцепились по поводу ориентации: как делать — по тангажу, крену или, зная опорные точки, с одной перейти в другую по сектору

Летчики вообще не любят прыгать и редко кто хочет этим заниматься, уточняет Леонов. Космонавты в течение месяца учились с тремя видами парашютов и с задержкой до двух минут в свободном падении. Комаров прыгал хорошо. Затем он, будучи подготовленным инженером в военной академии, проявил себя на знании материальной части космического корабля "Союз".

И когда стоял вопрос, кто полетит первый на "Союзе", то при мне было сказано Юрием Гагариным Сергею Королеву: "Есть космонавт 1-го класса, он будет способен провести испытания корабля". Вот со слов Гагарина Комаров заработал такую рекомендацию со стороны профессионала

По словам Леонова, Комаров был во всем очень сдержанным человеком, однако любил играть в командные игры — футбол и баскетбол. Хорошо знал и любил театры. "Характер спокойный, вдумчивый, рассудительный, логичный. Он относился к категории московских коренных интеллигентов, мещанин московской культуры", — уточнил он. Его родители были инженерами, что дало о себе знать.

Неудачи с "Союзами"

Первый "Союз" должен был взлететь еще в 1962 году, но работы затянулись на четыре года, и в свой первый полет многоместный корабль в беспилотном режиме отправился только в конце 1966 года. В преддверии старта Комарова было проведено три беспилотных запуска. Все они закончились неудачно.

Первый "Союз" взорвался при спуске с орбиты, во время запуска второго корабля сработала система аварийного спасения, и он приземлился в 300 метрах от стартового стола. Третий успешно слетал в космос, но при посадке затонул в Аральском море.

Почему? Не понятно. Глубина там небольшая была, мы его вытащили. Что же оказалось? На лобовом щите сделали контрольную пробу плотности вот этого щита. Потом рассверлили и пробкой закрыли. Заделали смолой. Но! Никто не понимал и не знал порядок температуры при входе в плотные слои атмосферы. И плазма прошла по резьбе, пробка выскочила, и плазма прожгла днище корабля

По словам космонавта, дальше происходило все штатно и хорошо, парашюты срабатывали и корабль благополучно садился. Было ясно: в пилотируемом варианте никаких проблем не будет.

У нас практически на всех этапах были аварии. Они проявляются в процессе испытаний. Все-таки мало времени, техника совершенно новая. Никто никого не гнал, просто мы не знали, как себя будет вести техника. Ну кто мог додуматься и связать пробку с контейнером? Это совершенно разные вещи. А это проявляется только в процессе испытаний. Никто никого не торопил

Космонавты к полету на "Союзах" были хорошо подготовлены, корабль прошел все необходимые проверки, но уверенности в успехе миссии это не прибавляло. Однако причин отменять полет, когда были учтены и исправлены все обнаруженные ранее недостатки, тоже не было.

Планом полета предусматривалось следующее: Комаров стартует на "Союзе-1", после успешного выхода на орбиту вслед за ним стартует "Союз-2" с тремя членами экипажа — Валерием Быковским, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Двум последним после стыковки кораблей "Союз" на околоземной орбите предстояло выйти в открытый космос и перейти с борта второго "Союза" в корабль Комарова, вместе с которым вернуться на Землю. Дублером Комарова был назначен первый космонавт Земли Юрий Гагарин, рвавшийся в космос.

Как вспоминал впоследствии генерал Николай Каманин (организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов. — Прим. ТАСС), будь жив к тому моменту Сергей Королев, основным испытателем "Союза" непременно был бы назначен Гагарин.

"Он не понимал, что происходит…"

Старт был назначен на 23 апреля в 5:30. Комаров и Гагарин прибыли на космодром еще ночью. Доложили государственной комиссии о готовности к старту, и Гагарин вместе с ним поднялся к кораблю. Первый космонавт Земли был последним, кто видел Комарова живым.

Через 540 секунд после запуска корабль вышел на орбиту. На втором витке с Комаровым была установлена связь и тот смог доложить на Землю о нештатных ситуациях: "Самочувствие хорошее, параметры кабины в норме, но не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток только 13–14 ампер, не работает КВ-связь".

Комиссия была создана. Почему не раскрылась солнечная батарея? Причина не найдена. Такой закон: пока не выясним, никаких пилотируемых полетов не должно быть. Я был в этой комиссии, которую возглавлял Борис Черток (соратник Сергея Королева. — Прим. ТАСС). Но решение было однозначное: прекращать полет на вторые сутки и полет Быковского отставить до разбора

Для посадки Комарова необходимо было, чтобы он вручную сориентировал корабль на теневом участке полета, когда Земля не освещалась Солнцем, т. е. было сложно видеть бег Земли, но возможно, и он это сделал. Спускаемый аппарат с космонавтом на борту приземлился в 65 километрах от Орска.

Что произошло? Когда открылся парашютный люк и пошел вытяжной парашют, давление в контейнере было меньше, а давление в самом корабле 760. Так вот этим давлением деформировало контейнер, сжало, и оказалось, что даже при усилии 7 тонн парашют не могли вытащить. Мы на земле потом это моделировали. Недостаточная жесткость парашютного контейнера. И вот когда пошел запасной парашют, то он запутался. И так со скоростью 25 метров в секунду (80 километров в час) корабль ударился о землю. Деформировался и загорелся. При ударе даже порвались привязные ремни. И когда уже обследовали, Володя лежал на боку, ремни лопнули

Читайте также: