Кто ухаживает за растениями и животными в природе

Обновлено: 07.07.2024

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголках природы, иногда на занятиях.

Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда.

Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

- чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

- кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

- подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

- участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

- помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);

- уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

- поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

- выращивание растений из черенков (для школы, в подарок родителям);

- участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

- посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

- уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

- помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.);

Труд в уголке природы

Уголок живой природы в детском саду ―одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых. Дети с помощью взрослых кормят рыбок, кроликов, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сажают луковицы, сеют крупные семена, поливают растения на грядках, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Работа по формированию у детей элементарных умений организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека

В первой младшей группе за обитателями уголка природы ухаживает воспитатель в присутствии детей, которые по его предложению приносят лейку, поливают растения, кормят рыб и т. д.

Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия. Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

В средней группе труд усложняется. Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. Сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай).

Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

С помощью воспитателя дети готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).

Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

В старшей и подготовительной к школе группах практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2―3 человека). Это наиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитывает ответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди. С помощью воспитателя они осматривают и поливают растения в уголке природы, протирают листья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали. Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям.

Время от времени в уголке природы воспитатель проводит совместную работу детей всей группы, например периодически организует мытье комнатных растений; при этом каждое растение поручает двоим детям. Воспитатель напоминает, как нужно это делать. На протяжении года воспитатель следит за тем, чтобы дети бережно относились к животным и растениям уголка природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца.

Игра, как метод ознакомления детей с природой

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.

Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает. содержание игры, предварительно вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры.

На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр.

Кроме этого, необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других — нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д.

Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Профессии, связанные с растениями

У каждого, кого интересует данная сфера, есть возможность реализовать свой личностный потенциал. В этом исключительность растениеводства.

Агроном

Профессия понравится тем, кто интересуется земледелием и сельскохозяйственными культурами. Именно агроном принимает решение о выборе семян для посевной с учетом качества почвы и климатических условий.

Агроном контролирует сельскохозяйственное производство: организует посев, проверяет посадочный материал, отслеживает развитие растений, вводит технологии по борьбе с сорняками, вредителями и болезнями культур.

Работа в основном осуществляется на свежем воздухе, независимо от погодных условий. Освоить профессию можно в любом сельскохозяйственном университете, либо в учебном заведении среднего звена.

Биолог

Специалист широкого профиля, занимается изучением разных областей биологии: микробиология, зоология, ботаника и др.

Биолог исследует флору и фауну Земли. В зависимости от направления научного изыскания, биологи работают либо в лабораториях, либо в условиях внешней среды, путешествуя по всему миру.

Биолог–ботаник

Биолог–ботаник занимается изучением свойств растений, ведет поиск новых разновидностей, распределяет и классифицирует виды. Изучает влияние растений на жизнь человека и животный мир. А также: оценивает редкость растений, определяя уровень опасности для данного вида. Палеоботаники обнаруживают и исследуют вымершие экземпляры.

Рабочее место ботаника организовано в специальных лабораториях. Изучение естественной среды обитания растений, осуществляется на открытом воздухе в природных условиях.

Географ

Профессия связана с охраной природы. Географы много путешествуют и занимаются изучением процессов взаимодействия живой и неживой природы.

Специалист в области физической географии отслеживает распространение растений с точки зрения их географического положения. Отдельные направления физической географии рассматривают:

  • ареалы растений (фитохорология);
  • взаимосвязь между условиями внешней среды и распределением растений (экологическая физ. география).

Геодезист

Несмотря на то, что геодезист напрямую не связан с растениями, он занимается изучением рельефа почвы. На основе анализа данных, специалист составляет топографические карты и планы.

Профессия геодезист

Как правило, крупные сельскохозяйственные предприятия имеют в штате геодезиста. Его работа необходима при разработке планов освоения новых территорий под посев.

Ландшафтный дизайнер

Специалист по оформлению приусадебных участков, территорий городских учреждений, парков. Ландшафтному дизайнеру необходимо владеть знаниями почвоведения, дизайна, растениеводства и архитектуры. Профессия подойдет тем, кто любит творчество и работу с растениями.

Фитодизайн — отдельное направление в ландшафтном дизайне, отвечающее за озеленение интерьера. При выборе композиции специалист должен учитывать разные параметры: освещение, влажность, температуру, свойства почвы и др.

Дизайну ландшафтов обучают в институте, в некоторых колледжах и на курсах повышения квалификации.

Лесничий/егерь

Профессия, связанная с охраной лесов. В этой сфере выделяют несколько отраслей:

  • лесоводство и лесоустройство;
  • лесное дело;
  • лесное и лесопарковое хозяйство;
  • многоцелевое (рациональное) использование лесов;
  • лесоуправление.

В обязанности лесничего входит: контроль за состоянием леса, противопожарные мероприятия, работы по восстановлению лесов, охрана животных, разъяснительные работы с населением и т. д. Эта специальность подходит тем, кто любит природу и стремится ее защищать.

Ученый-лесовод

Люди этой профессии занимаются разведением лесов, расчетами по распределению лесного ресурса для удовлетворения потребностей человека. Сотрудники научной отрасли лесоводства изучают способы выращивания и возможности повышения продуктивности лесов.

Овощевод

Овощеводство – самостоятельное направление сельского хозяйства, которое занимается исследованием и выращиванием овощей.

Профессия овощевод

Овощевод разбирается в особенностях этих культур. Создает необходимые условия для их произрастания и вызревания. Контролирует весь процесс от подготовки почвы до сбора урожая. Обладает знаниями о борьбе с сорняками, вредителями и болезнями овощных растений.

Озеленитель

Почвовед

Ученые-почвоведы исследуют: почвенный покров Земли, свойства почвы, ее строение и состав, возможности использования и др.

В почвоведении выделяют несколько узких отраслей, изучающих:

  • ландшафт;
  • состав почвы;
  • руководство земельными ресурсами.

Помимо почвоведения, специалист этой профессии, занимается агрохимией, разрабатывает и вводит способы разведения сельскохозяйственных культур. Внедряет технологические приемы по обработке почвы.

Садовник

Садовники ухаживают за растениями в парках, садах, организованных зонах отдыха. Данные специалисты, кроме заботы о растениях выполняют и другие функции. Например, они могут разрабатывать план озеленения и благоустройства общественных мест, учитывая особенности городского ландшафта.

Профессия садовник

Садовник подготавливает саженцы и осуществляет их непосредственную высадку на отведенном участке. Производит обрезку кустарников и деревьев, стрижку газонов. Собирает и сортирует семена для будущих посадочных работ.

Сити–фермер

Молодая и перспективная профессия, связанная с проектировкой городских ферм. Конструкции для выращивания зелени, грибов и другой продукции располагают прямо в зданиях или на их крышах.

Это специальность для тех, кто желает внести свою лепту в развитие здорового образа жизни городского населения. В мегаполисах открываются учебные заведения, ориентированные на обучение специалистов искусству сити–фермерства.

На базе сити–фермы в городе стало популярным открывать малый бизнес. Выращенные натуральные продукты пользуются спросом, а список постоянных покупателей всегда внушительный.

Данная профессия подходит людям, планирующим самозанятость в области сельскохозяйственного фермерства, но в черте города.

Техник–лесовод

Подготавливает и выполняет вспомогательные работы по посадке лесных культур. Специалист отвечает за обновление лесных массивов на вверенной ему территории.

Техник–лесовод контролирует правильность технологического процесса во время посадки саженцев, вручную поправляет неправильно посаженные деревья.

Кроме того, перед посадкой осматривает и оценивает почву. Также следит за соблюдением техники безопасности, применяет способы борьбы с болезнями и вредителями леса.

Ему подчиняются: рабочий–лесовод, инженер по лесным мелиорациям, инженер лесного хозяйства, техник–механизатор.

Техник-лесовод должен владеть знаниями в области: флоры и фауны леса, биологии лесного массива, агротехники и правил выращивания молодых деревьев.

Фармаколог

Эта профессия из области медицины. Фармаколог подбирает медикаментозные препараты, оценивает их эффективность, рассчитывает дозировки.

С растениеводством данную специальность объединяет область фармакологии, отвечающая за лекарственные растения. Врач- фармаколог должен хорошо разбираться в этой группе растений, уметь их идентифицировать для применения в качестве медикаментов.

Флорист

Многие, ошибочно считают, что флорист – это продавец цветов. На самом деле, в круг обязанностей данного специалиста входит не только торговля цветами. Основная функция флориста – составление композиций из живых и искусственных растений.

Профессия флорист

Эта профессия творческая и востребованная. Ведь в любом городе, даже в небольшом поселке есть цветочный магазин, покупатели которого нуждаются в оформительской работе флориста.

Кроме составления букетов из цветов, флорист:

  • декорирует и украшает помещения мероприятий: свадьбы, концерты, выставки и др.;
  • консультирует покупателей о способах ухода за растениями;
  • оформляет интерьеры;
  • дает рекомендации по цветочному оформлению разных объектов;
  • составляет эскизы.

Современные флористы владеют специальными компьютерными программами. Это позволяет им создавать проекты по оформлению торгово-выставочных площадей. В своих работах специалисты учитывают разные нюансы: начиная от общей цветовой гаммы до характеристик ассортимента магазина.

Цветовод–оформитель/цветовод–декоратор

Сфера профессиональной деятельности цветовода многогранна. Например, данный специалист может работать в тепличном хозяйстве (заниматься разведением цветов), или трудиться над озеленением территории.

Главная задача цветовода: выращивание и уход за декоративными цветочными культурами, и цветущими древесно-кустарниковыми растениями.

Иногда, цветовод следит за комнатными растениями в административных и офисных помещениях.

Инженер-Таксатор

Таксаторы исследуют дикие лесные территории. Используют в работе геодезические приборы, описывают неизученные или заброшенные участки леса.

Место работы таксатора

В обязанности специалиста входит:

Таксаторы плотно сотрудничают со специалистами по аэрофотосъемке. В своей работе таксаторы опираются на законодательство о лесном хозяйстве, используют техническую и нормативную документацию, компьютерное программное обеспечение.

Цветовод—селекционер

Цветовод- селекционер занимается выведением новых сортов декоративных растений.

Представители этой профессии в меру азартны и терпеливы. Иногда, приходится ждать годами желаемого результата. Благодаря стараниям данных специалистов мир увидел изящные, завораживающие взгляд сорта привычных цветов и редких сочетаний цветочных культур.

Эколог

Ученые – экологи изучают среду обитания растений.

Научные наблюдения экологов направлены на исследование природных сообществ. Они отслеживают условия для совместного сосуществования растений и возможные причины их отторжения.

Экологи преимущественно работают на свежем воздухе, наблюдая естественную среду обитания. Дополнительно специалисты изучают: вредные искусственные и естественные факторы, нанесенный ущерб экологии и его последствия, методы решения экологических проблем и др.

Заключение

Мир растений прекрасен и разнообразен. Каждому человеку независимо от характера, типа темперамента или набора личных качеств найдется область для применения его способностей.

Представителей профессий из мира растений объединяет одно — любовь к природе, желание сохранить растительный мир и не навредить нашей планете.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

создать условия для знакомства с экосистемами.

Способствовать пониманию учащихся взаимосвязей живых организмов в экосистеме , их роле.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной парной и групповой работе.

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Основные понятия:

Формы работы:

Оборудование:

К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы,

иметь четкое представление о ролях живых организмов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах, работа с книгой

Раздаточный материал, презентация к уроку, учебная книга, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Содержание учебного процесса

Деятельность

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Взаимное приветствие

Организация класса.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Сегодня на уроке мы будем работать в парах, в группах, давайте найдем в классе и вспомним правила работы в группах.

Приветствуют друг друга

Не перебиваем друг друга

Учимся работать сообща

Мы слышим друг друга

Личностные УУД:

эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям.

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою готовность к уроку; осознавать себя как ученика

Коммуникативные УУД .

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2.Мотивация (самоопределение) деятельности

- Как вы его понимаете?

- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершинам успеха, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Вы закончили первую часть учебника.

- Чему вы учились на прошлых уроках?

Сегодня мы начинаем работу в новой главе учебника, прочтите, как она называется.

Как вы думаете, чему она посвящена?

Ребята. Природа таит в себе много тайн и загадок. Сегодня мы попробуем отгадать одну из них.

Говорили о географических объектах

Земля - наш общий дом

Коммуникативные УУД .

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

.Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте загадку (слайд 2)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…

Благодаря солнцу существует всё живое на Земле. Вы согласны с этим утверждением. Почему?

Повторим, что мы знаем о живой неживой природе.

Индивидуальная работа.

Самопроверка (слайд 3)

Как отличить живые организмы от неживых предметов?

2 ученика у доски соотносят картинки

Проверка. Сигнальные карточки.

Проверим уч-ся у доски.

-Достаточно ли ваших знаний о живой и неживой природе, чтобы суметь объяснить данную ситуацию.

Признаки живой природы:

дышат, растут, питаются, размножаются, передвигаются

воздух вода горные породы

Познавательные УУД .

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других

4. Постановка учебной задачи

Ситуация.

У нас в классе много цветов. Что произойдет с растениями в классе, если мы перестанем их поливать?

Почему это произойдет?

Поднимите руки, у кого есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? Почему это нужно делать?

Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? (слайд 4)

А кто же ухаживает за растениями и животными в природе?

Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос. Какова цель урока?

- Почему в природе растения и животные чувствуют себя как дома?

-За комнатными растениями необходимо ухаживать

-Домашние животные не могут сами добывать пищу.

Узнать кто ухаживает за растениями и животными в природе?

Регулятивные УУД .

Развиваем умение прогнозировать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД

Уметь о формлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

5. Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.

Перед вами набор картинок, разложите эти картинки по принципу Кто где живет? Работаем по плану (слайд 5)

-Кто живет в лесу? Почему?

-Кто обитает в озере? Почему?

-Кого вы поселили в океане? Почему?

-Кто обитает на лугу? Почему?

- Что будет, если поменять их местами?

Какой вывод можно сделать?

Учитель обобщает ответы детей

Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это его место обитания

Все растения и животные на

данном участке земли образуют систему. В науке эта система наз. Экологическая система

Давайте откроем словарик (с. 126) и прочитаем определение.

- Можете ли вы сформулировать тему урока?

- Изучение данной темы поможет нам ответить на вопрос урока.

Кто же ухаживает за растениями и животными в природе?

Работа в парах. (слайд 6)

- у вас в маленьких конвертах есть карточки.

-Поработайте в паре, составьте цепочку взаимосвязей живых организмов.

-Помните о правилах работы в паре.

Самопроверка

-Объясните, почему составили такую последовательность.

- Кто знает, как называется эта последовательность?

Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?

Какая окраска помогает им спрятаться от синиц?

Почему у ястреба такие большие когти?

Смогут ли синицы съесть всех гусениц? Почему?

Какой вывод можно сделать?

-Различные животные и растения объединены пищевыми связями

Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы? Почему?

Если они вместе обитают на этом участке земли и чувствуют себя как дома, то какую систему они образуют…

Защита окружающей среды - это дело каждого человека!

Ковалева Н. Н., Долинская Е. Н.

воспитатели

Аннотация: в данной статье рассмотрено проблема развития у дошкольников бережного отношения к природе и окружающей среде.

Ключевые слова: экологическое воспитание, привитие детям любви к природе и бережного к ней отношения, экологическое образование, развитие экологической культуры.

Развитие у дошкольников бережного отношения к природе и окружающей среде.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность оберегать и заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у него как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы.

В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как нравственное воспитание старших дошкольников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к природе и бережного к ней отношения. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Отношение к природе бережное, познавательное, эстетическое теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные по пониманию ребенком. В наше время проблема экологического образования вышла на первый план. Одна из причин этого кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль педагогов в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста. Человек - это часть природы. Всё начинается с детства. И именно в дошкольном возрасте ребёнок познаёт красоту окружающего мира. Только через общение с природой, можно воспитать отзывчивого и доброго человека. Как надо оберегать, любить и пользоваться дарами природы, надо учить детей с малых лет, а также знакомить с красотой родного края. Если человек ничего не знает об окружающей его природе, не способен видеть её красоты, то и относится он к ней равнодушно.

Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно-экологических установок личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем.

Бережное отношение к природе, включает в себя оказание добрых дел и верных поступков только в тех случаях, когда это необходимо, а для этого ребенок должен знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их хорошего роста и развития. Также особое значение при формировании бережного отношения к природе, имеют знания о живых организмах, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Полученные знания, приобретенные умения в процессе общения ребенка с природой помогают ему понять конкретные ситуации в поведении животных, о состоянии растений, дать правильную оценку и адекватно на них реагировать. Некоторые формы поведения ребенка с природными объектами, могут служить критерием оценки уровня его экологической образованности. Осознанный характер отношения к окружающему проявляется в том, что ребенок может объяснить сам или понять объяснения взрослых, может выполнить самостоятельно отдельные трудовые, действия. У него есть понимание ситуации и знания о потребностях живого существа, также он может включиться в совместный с взрослыми труд, направленный на уход, помощь в выращивании, защите от негативного воздействия окружающих. Усвоенные знания и умения способствуют формированию неприятия к небрежным или жестоким поступкам при контакте с природой, вызывают желание оберегать, защищать и развивать ее.

Именно поэтому, с ранних лет, необходимо объяснять детям, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, более сильные. При этом внимание ребенка нужно заострить на стремлении защищать и заботиться о растениях или животных, возможно на сочувствие к ним, а не на его преимуществе перед ними. Осознание и понимание ребенком своей значимости возвышает его в собственных глазах, он сильнее других существ, поэтому должен заботиться о них. Детям надо на примерах показывать, что растения беззащитны – они не могут сказать, если больно, не могут убежать от опасности. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, его рост прекращается, растение погибает. Следует обращать внимание детей на изменения, которые происходят в природе. Затем вместе придти к выяснению причины происходящего.

Воспитывая в детях бережное отношение к природе, формируется нравственное поведение в деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. Научившись, создавать условия ребенок самостоятельно будет заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых.

Таким образом, бережное отношение к природе - это компонент экологического образования, который необходимо формировать, развивать у дошкольников. Личность, которая понимает законы природы, влияющие на жизнь человека, бережное отношение которого проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципах природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользовании никогда не нанесет вреда окружающей ее среде.

Читайте также: