Куинджи христос в гефсиманском саду описание

Обновлено: 04.10.2024

Картина зрителей поразила. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к библейской теме. На их полотнах Иисус Христос представлен либо как бунтарь, либо как миссионер, но во всех случаях он — смертный человек. Куинджи подошел к образу Христа по-иному. В картине нет прозаической описательности, а немногие детали приобретают символический смысл. Идя от текста Евангелия, от реальных форм и красок природы, художник гиперболизировал их, создал декоративно-плоскостную живопись.

Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901. Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник (в 2018 году эта картина была представлена на большой выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее, в Алупке же её постоянное место - Шуваловский корпус Воронцовского дворца).

А это эскиз к картине из Алупки. Эскиз был создан в 1898 - 1901 года и хранится сейчас в Национальной галерее Республики Коми. И всё - больше никаких религиозных сюжетов в наследии Куинджи мы не обнаружим.

Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901. Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник (в 2018 году эта картина была представлена на большой выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее, в Алупке же её постоянное место - Шуваловский корпус Воронцовского дворца).

В 1880-м Куинджи становится знаменитостью: успех ему приносит картина "Лунная ночь на Днепре". А уже в 1882-м - и практически до конца жизни (а не станет его в 1910-м) - он становится затворником. В творческом смысле.

Всё это время Куинджи занимается бизнесом, благотворительностью (сирота из Мариуполя, он изрядно разбогател, но жил скромно, тратя почти все свои средства на помощь другим, как людям, так и животным), преподаёт, путешествует, пишет этюды и картины, но больше не показывает их на выставках, вообще ничего нового никому не показывает. И вот, в ноябре 1901 года, после почти 20-ти лет творческого молчания, устраивает. это даже выставкой не назовёшь.

Сначала он показывает несколько новых работ своим ученикам, а ещё через несколько дней приглашает в мастерскую небольшую группу друзей (среди них был, например, химик Менделеев) - и показывает им четыре картины, включая "Христа в Гефсиманском саду". Присутствовавший на этом показе писатель и журналист Иероним Ясинский описывает общий восторг от увиденного в статье "Магический сеанс у А.И. Куинджи":

. мы увидели тёмный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-тёмно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый тёмным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы, и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…

То, что Куинджи не показывал новых работ почти двадцать лет, породило миф о том, будто все 20 лет он этого Христа и писал. Это вряд ли. А вот то, что обдумывал эту картину так долго, вполне могло быть. Во-первых, евангельская тема в это время очень актуальна в среде русских художников, а Куинджи - человек думающий (если бы он ещё имел привычку писать дневники и мысли - мы могли бы знать, что именно он думал, но увы, Архип Иванович писать не любил). Свои большие циклы о жизни Христа в это время пишут Николай Ге и Василий Поленов, но они пытаются показать прежде всего человеческую сущность Христа, а не божественную, тогда как с одного взгляда на картину Куинджи понимаешь: это божественный свет.

2131234.jpg

2143464.jpg

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на Украине, в предместье Мариуполя, в обрусевшей греческой семье. Он был сыном сапожника, но, рано потеряв отца и мать, воспитывался у родственников. Ему не довелось получить систематического образования. С десяти лет Архип работал – сначала пас гусей, потом служил у строительного подрядчика, у торговца хлебом.

Куинджи рано ощутил пристрастие к рисованию. Его хозяин хлеботорговец Дуранте дал ему рекомендательное письмо к И.К. Айвазовскому. В 1855 году Куинджи пешком отправился в Крым из Мариуполя. В мастерской Айвазовского в Феодосии Куинджи получил основы живописного мастерства. И хотя ему не довелось учиться у самого Айвазовского, он считал себя его учеником.

С 1856 года он работал ретушером у фотографа, продолжая самостоятельно заниматься живописью. Позже Куинджи переехал в Петербург. Продолжая работать ретушером, он посещал пейзажный класс Академии художеств в качестве вольнослушателя. И хотя Куинджи не закончил академического курса, в 1878 году за ряд своих картин получил звание классного художника I степени.

Гений или дилетант?

Куинджи сближается с учениками Академии художеств, искавшими новые пути в искусстве, – И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским.

Украинская-ночь.-1876.jpg

Свет или подсветка?

Волны.jpg

В конце концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в добровольное изгнание на 30 лет. После этого он до конца жизни не открывал своей мастерской ни для кого, кроме самого узкого круга друзей.

Картина потрясла зрителей. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к евангельской теме. У большинства художников Иисус Христос представлен либо как бунтарь, либо как миссионер, но во всех указанных случаях Он смертный человек. Куинджи подошел к образу Христа по-иному: в картине нет прозаической описательности, немногие детали приобретают символический смысл.

Свет и тень

Куинджи-пейзажист остается верен себе. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Композиция произведения, драматургия темы разрабатывались достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, была расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивал дополнительные цвета: задний план был написан в холодных сине-зеленых тонах, передний – в теплых коричнево-красноватых. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.

Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3. 20-21). Первые строки относятся к тем, кто прячется среди гигантских деревьев сада – к римским легионерам, готовящимся схватить Иисуса Христа. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой.

Художник и христианин

Архип Куинджи был православным. Федор Михайлович Достоевский называл его картины застывшей молитвой. Художник вместе с женой часто посещал Валаам.

Упорство, трудолюбие, целенаправленность, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками.

На-острове-Валааме.-1873.jpg

В семье Архипа Ивановича не было детей, но он сумел стать родным человеком для многих своих учеников. Куинджи был прекрасным преподавателем; оберегая своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе.

Он умер 11 июля 1910 года, и, чувствуя себя осиротевшими, несколько его учеников и друзей завещали после смерти похоронить себя рядом с Архипом Ивановичем Куинджи.

Подготовила Оксана БАЛАНДИНА

В основе материала –
публикация сайта Покровской епархии

Христос в Гефсиманском саду

Куинджи, отталкиваясь от Библейского сюжета, создаёт картину, полную напряжения и молитвенного спокойствия одновременно. Полотно лаконично, отличается тёмным колоритом. Взгляд зрителя едва способен разглядеть в ночном мраке и тени деревьев притаившиеся фигуры людей. Задний план картины решён в холодных синих и зелёных тонах, передний — в тёплых, коричневых и красноватых.

Картина безмолвна, словно весь мир замер перед страшной минутой, перед созерцанием одинокой фигуры Христа, ставшего на путь страданий и спасения человечества. Интересная деталь: от Спасителя на дорогу ложится тень, вторая тень — чуть сзади. Если приглядеться, то можно различить очертания головы и плечей. Кто-то невидимый зрителю находится невдалеке от Христа, он также освещён лунным светом, но мы не видим его. Иисус Христос на картине Куинджи трагически одинок и кто-то, находящийся неподалеку, чья тень почти касается Его одежды, только усиливает это впечатление.

История создания.

Отношение автора к вере.

Но вера его не только в живописных полотнах мастера, но в его делах. Куинджи поддерживал своих учеников. На собственные средства выкупил участок земли в Крыму, который использовался для пленэров молодых художников. Им же, начинающим, безвестным и бедным, сдавал бесплатно апартаменты на Васильевском острове.

Вместе с женой Верой Куинджи часто посещал Валаам. Здесь прошло его свадебное путешествие. Известно, что Куинджи много общался с игуменом Спасо-Преображенского мужского монастыря о. Дамаскином.

Биография.

Несмотря на то, что Куинджи был прославленным живописцем, известным мастером, в его биографии немало белых пятен. Например, неизвестна точная дата его рождения, называются 1840, 1842 и 1843 годы. Точно известно, что родился будущий прославленный художник в Мариуполе (Украина). Происходил из обрусевшей греческой семьи, рано осиротел и воспитывался у родственников.

С десяти лет Куинджи работал, поэтому не получил никакого систематического образования. Пас гусей, служил у строительного подрядчика, затем у торговца хлебом Дуранте (по другой версии – Аморетти). Именно он, заметив пристрастие Архипа Ивановича к рисованию, дал молодому человеку рекомендательное письмо к И.К. Айвазовскому. В 1855 году Куинджи пешком — денег на проезд у него не было — отправляется в Общую художественную мастерскую прославленного мариниста в Крым. Здесь он изучает основы живописного мастерства. До конца жизни Архип Куинджи называет себя учеником Айвазовского.

С 1894 по 1897 год Куинджи — профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Прекрасный преподаватель, он учил молодых художников избегать подражательности, опекал и заботился. После его смерти, многие ученики художника просили похоронить себя рядом с учителем.

Скончался Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге.

Читайте также: