Культура с латинского переводится как возделывание почвы

Обновлено: 05.10.2024

КУЛЬТУРА
(лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

культ -ра я думаю ра это солнце наше в итоге если переводить досконально поклонение солнцу
если заблуждаюсь напишите буду признателен

Культура. Культ у Ра, к Ра мола (крамола), Ра дуга (радуга), по Ра (пора), за Ра (заря), го Ра (вверх), но Ра (вниз), у Ра (боевой клич, как "с нами Бог"), Ра свет (рассвет).
Будем просыпаться или о латинице читать и древних греках?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения. Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.


Задания Д22 C3 № 10666

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— определённое влияние обучения на поведение;

— наличие побуждений как внутренних биологических потребностей;

— для удовлетворения потребностей человек и животные должны выполнять ряд сложных действий;

2) уникальность людей:

— их поведение лишь частично обусловлено инстинктами.

3) Объяснение смысла понятия, например:

— деятельность — активность человека, которая характеризуется сознательным характером, орудийностью, целеполаганием, направленная на преобразование окружающего мира с целью удовлетворения своих и общественных потребностей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Термин культура происходит от латинского cultura и в буквальном переводе означает возделывание земли. Длительное время культурность ассоциировалась с начитанностью и утонченностью. Однако сегодня возникла существенно иная интерпретация этого термина.

С позиции современной социологии культура – это исключительно сложное и многоплановое явление, присущее отнюдь не только т. н. цивилизованным народам. Она является важнейшим фактором и условием самого существования человеческой социальности, ее смыслообразующим элементом. Культура сплачивает людей и регулирует взаимоотношения между ними с помощью символических феноменов: ценностей, мировоззрения, норм, традиций, критериев, правил и т. п., выступает способом символического, оценочного освоения мира и действия в нем.

Культура носит искусственный, надприродный характер, т. е. ее феномены в природе не встречаются. Таковы, например, язык, орудия труда, деньги, одежда, политические партии и др. Культурное поведение дополняет биологически-инстинктивные проявления в человеческом поведении, регулирует, а иногда и подавляет их.

Культураесть символическая адаптация человека к окружающим природным и социальным условиям, способ символического, оценочного освоения действительности и ориентации в ней, способ упорядочивания жизненного опыта людей.

Все культурные феномены изобретены людьми. При этом определенные явления культуры встречаются у всех народов. Они получили название культурных универсалий. На разных стадиях развития человеческого общества их набор менялся. Вместе с тем, каждая культура уникальна. Например, даже такие, казалось бы, близкие культуры, как английская и американская, имеют разные системы поощрений и стимулов к карьерному продвижению. Это объясняется тем, что реакция людей на те или иные сигналы зависит от типа культуры, ее особенностей.

Единство данных реакций выступает условием того, чтобы действия людей оказались взаимоожидаемыми. Без общности правил, норм, представлений, образов деятельности и других символических элементов социальная связь была бы невозможна. В этом состоит интегративная социальная функция культуры. Социология изучает, прежде всего, роль культуры в социальных взаимодействиях, символические механизмы самоорганизации общества из физически изолированных индивидов, регуляцию их совместной деятельности и социализацию новых поколений.

Культура является сложным динамическим образованием. Тем не менее, рассматривая культуру в статике, социология делит ее на материальную, социальную и духовную. К материальной культуре относятся предметы, созданные руками человека (здания, сооружения, орудия труда, одежда и т. д.). Эти материальные предметы называются артефактами. В отличие от природных вещей артефакты выполняют ту или иную функцию, несут на себе определенное символическое значение и представляют для человека значительную ценность. Социальная культура включает правила, нормы, ритуалы, традиции взаимоотношений между людьми. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и идей (символов, образов, представлений, оценок, мифов, знаний и т. д.). Если первая объективируется в вещественно-предметных формах, то вторая и третья – в знаково-символических формах (книги, чертежи и др.). Они тоже являются результатом деятельности людей, но созданы не руками, а их разумом и чувствами. Эти объекты нельзя увидеть, потрогать и т. п., но они реально существуют. Способ их существования принципиально отличается от существования материальных вещей. Они существуют в нашем сознании и благодаря человеческому общению. Однако для своего существования они нуждаются также и в материальном посреднике (в храмах, картинах, книгах и т. д.). Например, символическим действием является ношение галстука. Этого требует светский этикет. Сам же галстук является артефактом.

Культура фиксирует исторический опыт народа и передает его следующим поколениям. В этом состоит одна из важнейших функций культуры – функция социализации.

Основными элементами культуры являются язык, обычаи, ценности, привычки, ритуалы, мода, мировоззрение (мифы, религии, идеологии), нормы, а также артефакты. Таким образом, элементами культуры могут быть как плуг или ЭВМ, так и квантовая теория или идея равенства.

Язык – это код, позволяющий передавать информацию (в т. ч. культурные смыслы) от одного человека к другому, достигать взаимопонимания и интерпретировать различные ситуации.

Ценности – это устойчивые абстрактные представления, понятия об идеалах и критериях оценки в разных областях жизни.

Нормы – это конкретные предписания, правила поведения в типичных ситуациях; это идеальные образцы, предписывающие то, что люди должны делать, думать, чувствовать и говорить в конкретных ситуациях.

В зависимости от источника и носителя той или иной культуры, в ней часто выделяют три формы: элитарную, народную и массовую, а также две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированными слоями населения, профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Потребителями элитарной культуры является высокообразованная часть общества. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Ее расцвет связан с эпохой становления наций и национального самосознания.

Народная культура создается этническим сознанием, народными массами. Она включает мифы, легенды, сказания, песни, танцы, карнавалы и т. п. Народная культура создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки. По своему духу эта культура коллективна.

Массовая культура появилась только в середине XX века, с развитием средств массовых коммуникаций. Она оказалась понятной и доступной широким слоям населения, однако обладает гораздо меньшей художественной ценностью, чем народная и элитарная. Массовая культура не связана национальными или этническими ценностями. Она полиэтнична и космополитична.

Поскольку общество неоднородно, в нем могут выделяться относительно небольшие группы, в которых формируется своя особая культура. Субкультура – это культура отдельных групп населения (национальных, демографических, профессиональных и т. д.), составляющих то или иное общество. Она может значительно отличаться от доминирующей культуры.

Контркультура – это субкультура, противостоящая по своим фундаментальным принципам господствующей культуре. Наиболее распространенной контркультура оказалась в молодежной среде. Например, культура хиппи.

Культура – это важнейший регулятор поведения людей. Культурные ценности обладают способностью регулировать поведение человека вне системы управленческого воздействия. Ценности, наличествующие в обществе, формируют целевую ориентацию людей. Культурная регламентация поведения человека имеет место и в рамках социального института. Поскольку практически все люди функционируют в рамках того или иного социального института, большое значение имеет формирование соответствующего институционального поведения. Это поведение определяется набором специфических ценностей-целей, на которые ориентированы люди, включенные в деятельность данного социального института. Цели задают образ результата, на который мы ориентированы. Чтобы люди не отклонялись от рамок институционального поведения, обществом задаются социо-культурные нормы, т. е. нормативно закрепленные рамки поведения. Следование нормативным образцам поддерживается механизмом санкций. Культура управляет поведением человека обезличенно и без использования управленческих воздействий. Т. е. культура экономит на управлении. Однако этот механизм очень инертен и может тормозить общественный прогресс.

Читайте также: