Курчавятся и зацветают ветки окказионализм

Обновлено: 05.10.2024

Окказионали́зм — (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами.. .
Примеры: крупноболотье (создано по модели мелколесье) , чипсонос (создано по модели водовоз) и т. д.
Есть у Иосифа Бродского строки:

Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое - на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?

Первое слово строфы - тихотворение - слово-незнакомец, мы не можем узнать, вспомнить это слово, навести о нем справки - его нет ни в одном толковом словаре русского языка. Это слово уникально, оно живет только в приведенном тексте, но и текст невозможен без него. У этого слова есть “отец-создатель” - поэт И. Бродский - и тайна. Тайна рождения и значения, которую чуткий к поэтическому слову и искушенный в русском языке читатель может разгадать. Ведь как рождено диковинное слово тихотворение? Отсечением начального “с” от слова “стихотворение”, произведенным против всех деривационных норм* русского языка. При этом включился механизм поэтической этимологии*: новообразование стало соотноситься по звучанию и семантике с прилагательным “тихое”.

1.лингв. индивидуально-авторский неологизм, созданный автором в соответствии с законами словообразования языка применительно к какому-либо специальному случаю для художественной выразительности или языковой игры
2. филос. течение, отрицающее прямую причинную связь между душевными и телесными явлениями
------------------------------------------
Белым и ворам Эта рабкорь Хуже, чем тиф, Чем взрослому корь” - В. Маяковский
“Сметь смело чувствовать, и труд пчелиный Светло опринципить в своем уме” - И. Северянин
“А я вазелином смягчил моих щек вазы, обсевренные избезумевшейся лихорадкой кинема” В. Шершеневич
------------------------------------------------------
Классические примеры фонетических окказионализмов в экспериментальном стихотворении В. Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
--------------------------------
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст.. .
Черноречивое молчание в работе.
из стихотворения О. Мандельштама “Чернозем”,

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Создание новых, уникальных слов (окказионализмов) как инструмент творчества поэтов и писателей. Признаки окказионализмов, их типы с позиции нарушения законов словообразования. Основные способы и приемы, специфичные для порождения окказионализмов.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.03.2013
Размер файла 43,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет

"Русский язык и культура речи"

"Окказионализмы в русском языке"

Выполнила: Баринова М.В.

Проверила: Рукавицына О.Н.

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Образование окказионализмов
  • 1.1 Признаки окказионализмов
  • 1.2 Типы окказионализмов с позиции нарушения законов словообразования
  • 1.3 Способы и приемы, специфичные для порождения окказионализмов
  • Глава 2. Окказионализмы в творчестве
  • 2.1 Чехов А.П., письма
  • 2.2 Вера Полозкова
  • Глава 3. Повседневные окказионализмы
  • 3.1 Жизненные окказионализмы
  • 3.2 Окказионализмы в СМИ
  • Заключение

Введение

Окказионалимзм - (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем и использующийся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

Окказионализмы - речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуация речевого общения для осуществления какого-либо актуального коммуникативного задания, главным образом для выражения смысла, необходимого в данном случае.

Вспомните известные пушкинские стихи: "И кюхельбекерно, и тошно". Слово кюхельбекерно - окказионализм. Это наречие, созданное вопреки законам словообразования. Оно образовано от фамилии друга Пушкина поэта Вильгельма Кюхельбекера. Между тем наречия от имен собственных в русском языке не образуются Они образуются от основ прилагательных: веселый - весело, быстрый - быстро, честный - честно и т.д.

Окказионализмы создаются не только писателями, но и обыкновенными людьми. Часто их создают дети. "Прикнопкай мне картинку", - говорит пятилетняя девочка маме. Девочка создала окказионализм, вставив основу существительного кнопка в тип глаголов с приставкой при-: при-шей, при-бей, при-колоти, при-вяжи и т.д. Получился выразительный и понятный глагол.

Окказионализмы возникают и тогда, когда получает активность непродуктивный элемент языка. Таков, например, заимствованный непродуктивный суффикс - есс- (а), встречающийся в словах принцесса, баронесса и т.д. Использование этого непродуктивного суффикса порождает шутливые окказионализмы: критикесса, гидесса, аспирантесса (вместо обычного аспирантка).

Окказионализмы обычно не становятся фактами общенародного языка, а живут лишь в том контексте, который их породил. Таково слово канцелярит, созданное К. Чуковским. Вне контекста оно непонятно. Этим словом К. Чуковский назвал в книге "Живой как жизнь" болезнь языка, при которой язык засоряется канцелярскими оборотами, т.е. излишними в общелитературном языке словами и выражениями официально-делового характера. В слове канцелярит использован обычный суффикс - ит, но присоединен он не к названию части человеческого организма (бронхи, плевра - бронхит, плеврит), а к основе существительного совсем иной семантической сферы - канцелярия. Слово, получившееся в результате нарушения законов словообразования, очень выразительное, можно сказать бичующее. Как же здесь нарушены законы словообразования? Взята основа иной семантической группы, чем принято в языке.

Очень часто окказионализмы не отличают от новых слов языка - неологизмов. Неологизмы, войдя в язык, постепенно устаревают и перестают восприниматься как новые. Окказионализмы, даже давние, рожденные в прошлом веке и ранее, по-прежнему дышат свежестью и новизной.

окказионализм словообразование русский язык

Глава 1. Образование окказионализмов

Окказионализмы создаются на базе продуктивных/непродуктивных моделей из имеющегося в структуре языка материала вопреки сложившейся литературной норме. Окказионализмы создаются специально, нарочито, они всегда привязаны к определенному контексту, ситуации, поняты на фоне данного контекста, ситуации, которые послужили базой для их создания. Специфика их заключается в том, что, обслуживая определенный контекст, данный частный случай, они не претендуют на то, чтобы закрепиться в языке и войти в общее употребление.

1.1 Признаки окказионализмов

Необходимо остановиться на основных признаках, характерных для окказиональных слов во всей их совокупности и отличающие их от обычных слов, которые раскрыты А.Г. Лыковым:

1. Принадлежность к речи

Наиболее широкий и наиболее важный признак окказионального слова. Все остальные признаки представляют собой конкретное воплощение именно этого наиболее общего признака. В окказиональном слове содержится противоречие между фактом слова, с одной стороны, и системой и нормой языка с другой. Оно выражает в особых языковых формах предельно специфическую конкретность соответствующей ситуации. Факт создания и употребления окказионального слова - это факт речи.

2. Творимость

Один из наиболее специфических речевых признаков окказионального слова. Творимость окказионализмов противопоставлена воспроизводимости канонических слов, притом под воспроизводимостью канонического слова понимается его функциональная повторяемость в готовом виде. Окказиональное слово как чисто речевое явление не принадлежит языку: оно не воспроизводится, а творится, заново создается всякий раз для каждого конкретного случая его употребления.

3. Словообразовательная производность

Окказиональное слово по самой своей сути обязательно должно быть производным словом, поскольку окказиональное слово представляет собой результат относительно свободной комбинации, по крайней мере, двух словообразующих морфем, что неизбежно ведет к производности окказионального слова.

4. Ненормативность

Характерная особенность окказионального слова. Мотивированная неправильность, носящая целесообразно организованный, "запрограммированный" характер, может быть одним из проявлений поэтической речи.

5. Функциональная одноразовость

Окказиональное слово создается говорящим для того, чтобы оно употребилось в речи всего лишь один раз. "Абсолютная" свежесть" окказионального слова придает уникальность ситуации, ее подлинную конкретность, которую в такой мере бессильно выразить каноническое слово как единица языка.

6. Экспрессивность

Окказиональное слово экспрессивно само по себе, в силу особенностей своего внутреннего словообразовательного строения. Степень экспрессивности окказиональных слов неодинакова. Чем меньше формальных и семантических нарушений правил языкового словообразовательного стандарта совершается при образовании окказионального слова, тем меньше экспрессивность, и наоборот.

7. Номинативная факультативность (необязательность)

Окказиональное слово является факультативным необходимым фактом, так как за таким словом в языковой классификации неязыкового мира действительности с обязательностью не закреплен ни один из ее "кусочков".

8. Синхронно-диахронная диффузность

Окказионализмы и синхронны, и диахронны. Синхронны потому, что ассоциативно связаны словообразовательными, семантическими, грамматическими т другими отношениями, и потому-то в речи творятся из уже существующих морфем и понимаются носителями языка. Диахронны потому, что окказионализмы, будучи фактами чисто речевыми и невоспроизводимыми, в самих актах своего рождения включаются в линейную цепочку временной последовательности других речевых актов.

9. Индивидуальная принадлежность

Принципиальное условие пребывания в окказиональном статусе - "авторская принадлежность".

1.2 Типы окказионализмов с позиции нарушения законов словообразования

С точки зрения того, как именно нарушаются при словообразовании законы действия словообразовательного типа, Е.А. Земская различает три типа окказионализмов:

1. Произведенные с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов;

2. Произведенные по образцу типов непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, то есть с нарушением законов эмпирической продуктивности;

3. Созданные окказиональным способом или по образцу нечленимого слова (по аналогии).

1.3 Способы и приемы, специфичные для порождения окказионализмов

Полное исчисление способов вряд ли возможно в принципе, так как создание окказионализмов - явление индивидуальное. Многие окказионализмы - это явление не типовые, а индивидуальные, потому "подвести" их под какой-то типовой способ трудно, а иногда невозможно.

Е.А. Земская выделяет следующие способы и приемы:

1) междусловное наложение;

2) контаминацию;

3) слияние;

4) образование по конкретному образцу;

5) построение слов с вымышленными корнями;

6) "важность начального согласного";

7) Высвобождение аффиксов и других частей слова;

8) Использование аффиксов в качестве базовых слов;

9) Каламбурные и паронимические игры со словом.

Глава 2. Окказионализмы в творчестве

Так как окказиональные слова - это творение авторское, то и встречается оно чаще всего в работах писателей и поэтов.

Рассмотрим окказионализмы XIX (А.П. Чехов) и XXI веков (Вера Полозкова).

2.1 Чехов А.П., письма

Чеховские письма являются образцом эпистолярного жанра; они не уступают по совершенству языка его художественным произведениям и, подобно им, способны доставлять подлинное эстетическое наслаждение.

Принципы образования "чеховских" слов.

1) Имя существительное:

a. Наречие + суффикс.

b. -ец- "Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индиферептист" (Чехов - А.Н. Плещееву, 4 октября 1888 г.).

c. Образование по типу скупой - скупец.

d. Словосочетание + суффикс.

e. -тель- "Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния" (Чехов - Д.В. Григоровичу, 28 марта 1886 г.) Образование по типу мечтать - мечтатель.

f. Основа существительного + основа существительного "Театралы говорят, что никогда они не видели такого брожения, такого всеобщего апплодисменто-шиканья и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели они на моей пьесе" (Чехов - Ал.П. Чехову,20 ноября 1887 г.).

g. Двойственное отношение, противоречивое.

h. Существительное с предлогом + j "Паче чаяния, ежели понадобиться Вам большой рассказ, если будет безматериалье или другая какая казнь египетская, то черкните строчку: я перепишу его начисто и пришлю" (Чехов - Н. А, Лейкину, 12 февраля 1884 г.).

i. Имя собственное + суффиксы "Кто бы мог подумать, что Ваша книжка даст случай этому беспардонному критику упомянуть о германском милитаризме, бисмарковщине…" (Чехов - Н.А. Леукину, 23 августа 1884 г.)

2) Имя прилагательное:

a. Имя существительное + суффикс -ен- "Остальные лица мелкие, пахнут лейковщиной, взяты небрежно и наполовину сочинены. Эпохи они не характеризуют и нового ничего не дают. Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен" (Чехов - А.С. Суворину, начало мая 1889 г.).

b. Такое новообразование указывает на вымышленность, искусственность персонажа.

c. -ист- "Хорошая вещь лоно природы, но банкротиста и чревата "упущениями по службе" - лень, которую усыпано все это лоно" (Чехов - Н.А. Лейкину, 26 мая 1883 г.).

d. "Вещичка ерундистая и не стоит возиться с ней в двух номерах…" (Чехов - Н. А, Лейкину, между 31 июля и 3 августа 1883 г.).

e. Имя собственное + суффикс -ее- "У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она - ни то, ни се, точно хорошие, звучные, но холодные стихи" (Чехов - Л.С. Мизиновой, 27 марта 1894 г.)

f. Словосочетание + суффикс -н- "Если я заикнулся в скобах о 200 руб., то потому, что совсем незнаком с толстожурнальными ценами и что цифру 200 не считал слишком большой" (Чехов - А.Н. Плещееву, 9 февраля 1888 г.).

g. Основа прилагательного + основа прилагательного "Двуличновольнодумствующий Саша!" (Чехов - Ал.П. Чехову, 11 августа 1895 г.)"Я напишу ему политично-ругательно-нежное письмо" (Чехов - А.С. Суворину, 10 октября 1888 г.).

3) Глагол:

a. Имя существительное + суффикс -изирова- "Если бы она была написана в стихах, то никто бы не заметил, что все действующие лица говорят одним и тем же языком, никто не упрекнул бы Ваших героев в том, что они не говорят, а философствуют и фельетонизируют, - все это в стихотворной, классической форме сливается с общим фоном, как дым с воздухом, - и не было бы заметно отсутствие пошлого языка и пошлых, мелких движений, коими должны изобиловать современные драма и комедия и коих в Вашей "Татьяне" нет совсем" (Чехов - А.С. Суворину, 30 мая 1888 г.).

b. Префикс + имя существительное раз- Хорошо бы захватить с собой и Щеглова. Он совсем разлимонился и смотрит на свою литературную судьбу сквозь копченое стекло". (Чехов - А.Н. Плещееву, 9 февраля 1888 г.) о- "оравнодушел"

4) Наречие:

a. Существительное +суффикс наречия -о- "Потому-то братья Венеры, изящно и французисто издающие свои книжонки, распродают свои издания меньше чем в 2 месяца. Это я не утрирую…" (Чехов - Н. А, Лейкину, 4 ноября 1887 г.).

b. Префикс + имя существительное + суффикс глагола "Будь здорова, балбесик. Поздравь Володю с двумя сотнями. Значит, он уже совсем объадвокатился" (Чехов - О.Л. Книппер-Чеховой, 10 декабря 1902 г.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий, называются неологизмами . Неологизмы возникают двумя путями — с помощью словообразования: продленка, водолазка, семиборье, вьетнамки, состыковаться, состыковка, безразмерный, безнаборная (печать), бескондукторный; путем заимствования: хобби, биатлон, дизайн, дизайнер, мотобол, фломастер, дельтаплан, электромобиль, уикэнд и др. Иногда говорят об особом виде неологизмов — семантических неологизмах . В таких случаях речь идет о появлении новых значений у старых слов: стенка (шкаф, занимающий всю стену), платформы (туфли на толстой подошве), дворник (очистительное устройство на переднем стекле автомашин), дипломат (род портфеля), шпильки (вид каблуков).

 Между неологизмами и окказионализмами имеются важные различия. С течением времени неологизмы перестают восприниматься как новые слова и переходят в разряд обычных слов. Так произошло со словами колхоз, колхозник, комсомол, комсомолец, телевизор, телевидение, вертолет и другими в русском языке советской эпохи. В отличие от неологизмов окказионализмы, даже образованные очень давно, не устаревают, сохраняя свою необычность и свежесть независимо от времени их рождения. Окказионализмы живут лишь в том контексте, в котором они родились, и сохраняют свою связь с автором, их породившим. Они не входят в общенародный язык. Их роль другая — стилистическая.

Между неологизмами и окказионализмами имеются важные различия. С течением времени неологизмы перестают восприниматься как новые слова и переходят в разряд обычных слов. Так произошло со словами колхоз, колхозник, комсомол, комсомолец, телевизор, телевидение, вертолет и другими в русском языке советской эпохи. В отличие от неологизмов окказионализмы, даже образованные очень давно, не устаревают, сохраняя свою необычность и свежесть независимо от времени их рождения. Окказионализмы живут лишь в том контексте, в котором они родились, и сохраняют свою связь с автором, их породившим. Они не входят в общенародный язык. Их роль другая — стилистическая.

Существуют и другие названия окказионализмов:

писательские новообразования, художественные

неологизмы, творческие неологизмы,

стилистические неологизмы, индивидуальные

неологизмы, слова-самоделки, слова-метеоры,

слова-однодневки, эгологизмы, индивидуально

авторские новообразования, произведения

индивидуального речетворчества, эфемерные

работе советского филолога Н. И. Фельдман в 1957 году.

 Окказионализм – это слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста. Окказионали́зм — (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм , созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Примеры: крупноболотье ( создано по модели мелколесье), чипсонос (создано по модели водовоз) и т.д.

Окказионализм – это слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.

Окказионали́зм — (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм , созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

Примеры: крупноболотье ( создано по модели мелколесье), чипсонос (создано по модели водовоз) и т.д.

 Окказионализмы создаются с нарушением законов словообразования: Рати стрекозовые Чертят яси облаков, Чистых облаков. (В. Хлебников) Сравним обычное: стрекозиные. Как образовано?

Окказионализмы создаются с нарушением законов словообразования:

Чертят яси облаков,

Чистых облаков. (В. Хлебников)

Сравним обычное: стрекозиные.

Признаки окказионализмов 1. Принадлежность к речи – наиболее важный признак окказионального слова. Факт создания (и употребления) окказионализма – это факт речи. Окказионализмы не являются частью языка, а потому их нельзя встретить в словарях. 2. Творимость окказионализма, то есть создание нового слова в процессе самого речевого акта, противопоставлена воспроизводимости обычного слова. Это означает, что любое - даже самое древнее - слово, пришедшее из старославянского или даже индоевропейского языка, можно найти в словаре, стряхнуть с него пыль и использовать, а окказионализм нужно придумать, изобрести, сотворить!

Признаки окказионализмов

1. Принадлежность к речи – наиболее важный признак окказионального слова. Факт создания (и употребления) окказионализма – это факт речи. Окказионализмы не являются частью языка, а потому их нельзя встретить в словарях.

2. Творимость окказионализма, то есть создание нового слова в процессе самого речевого акта, противопоставлена воспроизводимости обычного слова. Это означает, что любое - даже самое древнее - слово, пришедшее из старославянского или даже индоевропейского языка, можно найти в словаре, стряхнуть с него пыль и использовать, а окказионализм нужно придумать, изобрести, сотворить!

Признаки окказионализмов 3. Зависимость от контекста. Окказионализм тесно связан с определенным контекстом, понятен прежде всего в нем. Иногда без контекста окказионализм можно понять неправильно или не понять вовсе. 4. Функциональная одноразовость – свойство, выражающееся в том, что окказиональное слово создается говорящим для того, чтобы употребиться в речи один раз. Уникальность окказионализма передает предельную конкретность, особенность ситуации, которую бессильно выразить обычное (каноническое) слово как единица языка.

Признаки окказионализмов

3. Зависимость от контекста. Окказионализм тесно связан с определенным контекстом, понятен прежде всего в нем. Иногда без контекста окказионализм можно понять неправильно или не понять вовсе.

4. Функциональная одноразовость – свойство, выражающееся в том, что окказиональное слово создается говорящим для того, чтобы употребиться в речи один раз. Уникальность окказионализма передает предельную конкретность, особенность ситуации, которую бессильно выразить обычное (каноническое) слово как единица языка.

Признаки окказионализмов При этом функциональную одноразовость не отрицают имеющиеся факты употребления разными авторами одного и того же новообразования. Например, новообразование лунь можно встретить в поэтических текстах разных авторов, но это никак не влияет на его окказиональный статус: “ Степь. Ночь. Лунь. Синь. Сон.” (В. Каменский); “ . Зеленой лунью полночных вод” (И. Сельвинский); “ И только лунь скользнет несмелая, Как тень по склепу на стене” (А. Туфанов); “ Тихо тянет сытый конь, Дремлет Богатырь. Бледной лунью плещет бронь в шелковую ширь” (И. Уткин).

Признаки окказионализмов

При этом функциональную одноразовость не отрицают имеющиеся факты употребления разными авторами одного и того же новообразования. Например, новообразование лунь можно встретить в поэтических текстах разных авторов, но это никак не влияет на его окказиональный статус:

“ Степь. Ночь. Лунь. Синь. Сон.” (В. Каменский);

“ . Зеленой лунью полночных вод” (И. Сельвинский);

“ И только лунь скользнет несмелая, Как тень по склепу на стене” (А. Туфанов);

“ Тихо тянет сытый конь, Дремлет Богатырь. Бледной лунью плещет бронь в шелковую ширь” (И. Уткин).

Признаки окказионализмов 6. Новизна. Окказиональное слово очень специфично, в своем роде неожиданно, уникально. Его особенность заключается в том, что оно не претендует на закрепление в языке. Это слово, созданное

Признаки окказионализмов

6. Новизна. Окказиональное слово очень специфично, в своем роде неожиданно, уникально. Его особенность заключается в том, что оно не претендует на закрепление в языке. Это слово, созданное "на один раз", а потому оно сохраняет новизну, ощущается как новое независимо от времени своего создания.

5. Индивидуальная принадлежность , то есть принадлежность окказионализма конкретному автору. Авторство окказионального слова является одним из самых важных его признаков. Вследствие этого окказионализмы часто называют индивидуально - авторскими образованиями. Удачные окказионализмы могут даже закрепиться в языке и стать его частью: обломовщина (И. Гончаров) карамазовщина (Ф. Достоевский) головотяпство, пенкосниматель (М. Салтыков-Щедрин) робот (К. Чапек) квиддич, маггл (магл), галеон (Дж. Роулинг)

5. Индивидуальная принадлежность , то есть принадлежность окказионализма конкретному автору. Авторство окказионального слова является одним из самых важных его признаков. Вследствие этого окказионализмы часто называют индивидуально - авторскими образованиями.

Удачные окказионализмы могут даже закрепиться в языке и стать его частью:

Найдите в предложенном тексте все окказионализмы. Докажите, что это именно они, используя 6 признаков.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов.

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

1. Принадлежность к речи

2. Творимость

3. Зависимость от контекста.

4. Функциональная одноразовость .

5. Индивидуальная принадлежность .

6. Новизна.

Вспомним еще раз признаки окказионализмов 1. Принадлежность к речи. 2. Творимость 3. Зависимость от контекста. 4. Функциональная одноразовость . 5. Индивидуальная принадлежность . 6. Новизна. Это слово, созданное

Вспомним еще раз признаки окказионализмов

1. Принадлежность к речи.

2. Творимость

3. Зависимость от контекста.

4. Функциональная одноразовость .

5. Индивидуальная принадлежность .

Это слово, созданное "на один раз", а потому оно сохраняет новизну, ощущается как новое независимо от времени своего создания.


Окказионализм (от латин. occasio — случайность).
"лингв.: индивидуально-авторский неологизм, созданный автором в соответствии с законами словообразования языка . для художественной выразительности или языковой игры . В отличие от неологизмов окказионализмы всегда сохраняют свою новизну, живут в пределах определённых текстов и не выходят за их пределы".
Викисловарь
От латин. occasio — случайность.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ
Суффиксальный , бессуфиксный, смешанный (сложение основ и суффиксальный; усечение основ и суффиксальный), приставочный, сложение основы, непроизводное слово.

В. Маяковский:
"Голоштанный" - такую характеристику наряду с "голодным" получил в поэме "Владимир Ильич Ленин" народ, которому предстояло сделать выбор между Советами и буржуем.
За "Дрыгоножество" получает дом фаворитка Николая II балерина Кшесинская - в той же поэме о вожде мирового пролетариата.
"Сердцелюдый" - так называет поэт подобие человека, говоря о возможных жителях Красной планеты в поэме "Про это".

С. Есенин:
Это все, что зовём мы родиной,
Это все, отчего на ней
Пьют и плачут в одно с непогодиной,
Дожидаясь улыбчивых дней.

А. Блок:
Но густых рябин в проезжих сёлах
Красный цвет зареет издали.

М. Салтыков-Щедрин:
белибердоносец, фиговидец, каркатель.

М. Горький:
стихокрад

М.Цветаева:
Есть час на те слова.
Из слуховых глушизн
Высокие права
Выстукивает жизнь.

Н. Лесков:
повистовать, фельетонировать, почтальонствовать, удобоносительный.

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ, ВНЕСЁННЫЕ В СЛОВАРЬ

Прозаседаться (Маяковский), промышленность, будущность(Карамзин), стушеваться (Достоевский), головотяпство (Салтыков-Щедрин).

Читайте также: