Лабораторная работа по биологии 7 класс изучение строения покрытосеменных растений

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника.

Оборудование: гербарий, рисунки в учебнике, таблица

Рассмотрите внешний вид растения по рисункам в учебнике на странице 82 “Строение шиповника”, таблице.

Отметьте особенности строения по следующему плану:

Жизненная форма (трава, кустарник, дерево) ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________.

Какой особенностью обладает стебель шиповника? На стебле имеются___________________. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий) ____________________.

Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.

Листья ____________________ (простые или сложные), жилкование: сетчатое или дуговое) ____________________.

Листорасположение ___________________ (очередное, супротивное, мутовчатое).

Рассмотрите разрезанный плод, определите его тип ____________________(многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Тип корневаой системы (стержневая, мочковатая) ____________________.

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений, классу Двудольные, семейству Розоцветные. Определите значение шиповника в природе и жизни человека.

hello_html_mc7658d9.jpg
hello_html_m1ecb26c7.jpg

шипы, колючки

а— внешний вид;

б— плод в разрезе;

1 — чашечка;

За страницами учебника(для учителя)

Шиповник майский

Шиповник представляет собой колючий кустарник с ветвями, покрытыми шипами. Цветки обычно одиночные, иногда по 2-3 штуки, крупные, диаметром около 3-7 см, 5-лепестные, розового или бледно-пурпурного цвета. Цветок ярко розовый, 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

В цветке много пестиков, следовательно, в качестве плодов образуется многоорешек. Цветоложе при этом разрастается и становится сочным. Сочные плоды шиповника не совсем плоды. Это разросшееся цветоложе цветка. Сам плод — это маленький орешек. В одном ложном плоде их много.

Плоды шаровидные, сжато-шаровидные, яйцевидные или эллиптические, диаметром 1-1,5 см, гладкие, оранжевого или ярко-красного цвета.

Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально. Листья сложные, непарноперистые. Жилкование листьев сетчатое. Покрыты шипами не только стебли, но и листья, (защита от поедания животными).

Корневая система стержневая. Зародыш имеет две семядоли.

Шиповник майский — важнейшее витаминное растение русской флоры, он повышает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Его сочная мякоть, содержат в 10 раз больше витамина C, чем корки апельсина и лимона. В качестве лекарственного сырья используют плод шиповника (лат. Fructus Rosae ). Плоды шиповника майского заготавливают в промышленных масштабах; из них изготовляют экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, конфеты и другие медицинские препараты. Из плодов шиповника майского получается сильнейшее противоцинготное средство ] . Плоды входят в состав витаминных и поливитаминных сборов и противоастматической микстуры Траскова. Препараты используют как поливитаминное средство при гипо- и авитаминозах (особенно при авитаминозе-С) и при заболеваниях, сопровождающихся повышенной потребностью организма в витаминах. Из плодов, кроме того, получают масло шиповника, богатое витамином E и каротиноидами, и каротолин (содержащий каротиноиды, витамин Е и линолевую кислоту), применяемые как ранозаживляющие средство.

Препараты плодов шиповника являются поливитаминным средством и используются для повышения иммунитета, при инфекционных заболеваниях, при лечении неврозов, гипертонической болезни и атеросклерозе.

Отвар плодов назначают при простудных заболеваниях, болезнях почек и мочевого пузыря, мочекаменной болезни и головной боли.

Корни растения применяют в виде отвара или спиртовой настойки при мочекаменной болезни.

Предок культурных сортов розы. Роза ценится за красоту цветов, разнообразие их окраски и исключительный аромат, который зависит от присутствия в лепестках эфирного масла. Сорта роз получены в результате тщательного отбора лучших экземпляров, тщательного ухода и селекции, причём часто культурные сорта прививают на шиповник .

Благодаря переплетению ветвей и колючкам образует непроходимые заросли и рекомендуется для живых изгородей.

Отваром плодов шиповника раньше окрашивали ткани в оранжевый цвет.

Из лепестков варят варенье , а также получают розовый уксус .


Цель: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника.

Оборудование: гербарий, рисунки в учебнике, таблица

Рассмотрите внешний вид растения по рисункам в учебнике на странице 82 “Строение шиповника”, гербарию.

Отметьте особенности строения по следующему плану:

Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________.

Какой особенностью обладает стебель шиповника? На стебле имеются___________________. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий) ____________________.

Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.

Листья ____________________ (простые или сложные), жилкование: сетчатое или дуговое) ____________________.

Листорасположение ___________________ (очередное, супротивное, мутовчатое).

Рассмотрите разрезанный плод, определите его тип ____________________(многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Тип корневаой системы (стержневая, мочковатая) ____________________.

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений, классу Двудольные, семейству Розоцветные. Определите значение шиповника в природе и жизни человека.


-80%

45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.

46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.

7-000-46

1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава

47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.

7-000-47

Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6

2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.

3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.

5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.

7-000-49-1

2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок

7-000-49-2

3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.

7-000-49-4

3 пестика и тычинки

5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.

7-000-49-5

7-000-50

1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

7-000-51

Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.

52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

7-000-53

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

7-000-55

1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-56

Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-58

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат

Биология 7 класс Лабораторные работы

Цветковыми растениями называют отдел высших растений, отличительная особенность которых заключается в наличии цветка как органа полового размножения.

№ 2. Что такое природное сообщество?

Природное сообщество (биогеоценоз) – это совокупность всех живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные), которые обитают в условиях одной абиотической среды и взаимодействуют друг с другом.

№ 3. Какое значение в природном сообществе имеют цепи питания?

Цепи питания считаются самыми важными формами связи в любом природном сообществе. Первым звеном в любой цепи питания являются растения, которые служат пищей для растительноядных животных – второе звено. Третье звено – хищные и насекомоядные животные.

Все они служат важным звеном пищевой цепи, потому что без них нарушилось бы экологическое равновесие в природном сообществе. Растения бы не опылялись и не давали бы урожая. Из-за этого гибли бы растительноядные животные. А зараженные животные, которых бы некому было поедать, распространяли бы инфекции, заражая не только других зверей, но и людей.

Стр. 55. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Покрытосеменными называют растения, у которых есть цветок – половой орган размножения, и замкнутое вместилище у семяпочки. Также замкнутое вместилище имеется и у произошедшего из семяпочки семени, откуда и пошло такое название – покрытосеменные. Еще одной особенностью таких растений является двойное оплодотворение.

№ 2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных? Приведите по пять примеров известных вам покрытосеменных и голосеменных растений.

У голосеменных растений семена находятся на поверхности чешуек шишек, то есть, открыто. Также они не образуют цветок (шишка у них является видоизменённым побегом) и соцветия, как покрытосеменные, а потому семяпочка не прикрыта. Первичный эндосперм у них появляется до оплодотворения. К голосеменным растениям относятся: сосна, ель, лиственница, пихта, эфедра.

У покрытосеменных растений семена развиваются внутри плода, их семязачаток защищен завязью цветка. Первичный эндосперм развивается после двойного оплодотворения. К покрытосеменным растениям относятся: пшеница, овес, ячмень, рожь, мятлик.

№ 3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Разнообразие покрытосеменных можно показать, опираясь на их деление на два основных класса: однодольные и двудольные. Однодольные покрытосеменные в свою очередь делятся на осоки, злаки, луковые, пальмовые, лилейные, орхидейные. Всего насчитывается около 5 подклассов, 37 порядков, 120 семейств, 30 000 родов и 60 000 видов.

Двудольные покрытосеменные растения делятся на бобовые, крестоцветные, лютиковые, розовые, губоцветные, сложноцветные. Всего насчитывается 8 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, 10 000 родов и 190 000 видов.

Стр. 55. Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их — покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Потому что покрытосеменные представлены в виде деревьев, кустарников и трав, что обуславливает наибольшую экологическую пластичность этих растений. Кроме того, семя у них формируется в цветке и потому надежно защищено от негативных влияний окружающей среды околоплодником, который помогает семенам распространяться при помощи ветра, животных, воды.

Покрытосеменным растениям присуще двойное оплодотворение, благодаря которому в семенах быстро накапливаются запасы питательных веществ, необходимых для их развития и роста. Сочетание всех этих особенностей позволяет покрытосеменным растениям расти и размножаться в условиях, в которых другие растения не смогли бы выживать.

Стр. 55. Задание

Приведите примеры однолетних, двулетних и многолетних растений, характерных для вашего региона. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

К однолетним относятся растения, которые растут и развиваются только в течение одного вегетационного периода. Например, помидор, огурец, лен. К двулетним относятся растения, которые на завершение полного жизненного цикла тратят два вегетационных периода. В первый год своей жизни они развиваются, отращивая вегетативные органы и накапливая в себе питательные вещества. В течение второго года жизни у таких растений созревают цветки и плоды. После растения отмирают. Например, капуста, морковь, свекла.

Многолетними являются растения, чей жизненный цикл занимает более двух лет. Для них характерно наличие подземных многолетних корневищ. Луковиц, корней, клубней. Например, лук, чеснок, лопух.

Название растения Дерево, кустарник или травянистое растение Однолетнее, двулетнее или многолетнее Сколько раз в жизни плодоносит Где растет
Огурец Травянистое растение Однолетнее Один На огородах, полях. Умеренный, субтропический климат, хорошие условия полива.
Морковь Травянистое растение Двулетнее Один На городах, полях. Умеренный, тропический и субэкваториальный пояса.
Яблоня Дерево Многолетнее Много Сады. Умеренный климат с достаточным поливом и плодородными почвами.
Смородина Кустарник Многолетнее Много Сады, огороды, плантации. Умеренный, субтропический климат с плодородными почвами.

Стр. 56. Задания для любознательных

№ 1. Проанализируйте рисунок 33. Сделайте вывод и обсудите его в классе.

Проанализировав рисунок, мы можем сделать вывод, что наибольшего развития у низших растений – водорослей достигает гаметофит. В результате усложнения строения в процессе развития происходит подавление гаметофита и преобладающей формой (у мхов) становится уже спорофит.

У семенных растений наблюдается редукция гаметофита. У папоротников развивается заросток, у голосеменных и покрытосеменных – пыльцевые зерна, которые при слиянии мужских и женских клеток формируют зиготу и зародыш. Причиной таких изменений можно назвать смену среды обитания растений с водной на наземно-воздушную.

№ 2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

В моем районе (Московская область) охране подлежат:

разные травы (колокольчик сибирский, фиалка топяная, астра ромашковая, толокнянка обыкновенная, медуница узколистая);

кустарники (клюква, степная вишня, жимолость голубая, слива колючая);

деревья (клен полевой, береза карликовая).

Для охраны всех этих растений в моем районе организовываются социальные собрания, на которых обговариваются основные проблемы их защиты, проводятся рейды. На городском уровне создаются заказники, заповедники, вводятся запреты на сбор таких растений и принимаются законы, которые подразумевают штрафы для их нарушителей.

Читайте также: