Лабораторная работа строение шиповника

Обновлено: 05.10.2024

Строение шиповника как представителя двудольных растений.

  1. Уметь характеризовать растение по определенным признакам.
  2. Доказать, что шиповник цветковое растение класса двудольных.

Изучив материал вы присылаете отчет по работе (смотрите план отчета в конце лабораторно-практического занятия).

Шипо́вник ( лат. Rōsa ) — род растений семейства Розовые ( Rosaceae ) порядка Розоцветные ( Rosales ). По этому роду были названы и семейство , и порядок , к которым он относится. Имеет множество культурных форм, разводимых под названием Роза . Розой в ботанической литературе часто называют и сам шиповник.

Насчитывается, по одним данным, до 400, по другим — от 300 до 500 видов ; признаны 366 видов шиповника. Культурных сортов, по одним данным, насчитывается до 10 000, по другим — до 25 000 и даже до 50 000. На территории России в диком виде произрастает, по разным данным, 48—100 видов, многие из них эндемичны . Наибольшее распространение и хозяйственное значение имеет шиповник майский ( Rosa majalis Herrm. ).

Шиповники — листопадные кустарники и кустарнички , иногда вечнозелёные , с прямостоящими, лазающими или стелющимися стеблями различной высоты или длины, от 15—25 см до 8—10 м. Высота одних и тех же видов иногда может изменяться в зависимости от условий произрастания.

Обычно шиповники представляют собой многостебельные кустарники до 2—3 м высотой и доживают до 30—50 лет. Но некоторые экземпляры этих видов, достигающие возраста несколько сотен лет, вырастают в целые деревья. Старейшая роза (шиповник собачий) растёт в Германии на территории Хильдесхаймского собора . Её возраст, по разным оценкам, от 400 до 1000 лет. Она достигает 13 м высоты, а обхват её ствола у основания достигает 50 см.

Побеги усажены редкими твёрдыми, серповидно изогнутыми шипами с расширенным основанием, сидящими обычно попарно в основании листовых черешков, а также многочисленными (особенно в нижней части ветвей и на молодых нецветущих побегах) прямыми или слегка изогнутыми игольчатыми шипиками; цветоносные побеги обычно без шипов.

В субтропиках почти повсеместно встречаются вечнозелёные розы- лианы . Если они достигают древовидной формы, то форма ствола у них обычно изогнутая и свилеватая . Существуют сведения о достижении экземплярами этих роз значительного возраста. В США в городе Тумстоун (штат Аризона ) растёт роза Бэнкс ( Rosa banksiae ), посаженная там в 1885 году. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая роза. Обхват её стволиков 3,7 м, занимаемая площадь — 740 м². Весной на ней распускается около 200 000 цветов. На бывшей даче художника К. Коровина в Гурзуфе растут два экземпляра розы Бэнкс, возраст которых предположительно 100 лет. Возраст около двухсот экземпляров розы Rosa ×fortuneana на южном берегу Крыма — 100—150 лет

Корневая система стержневая, проникает на глубину до 5 м.

При этом основная часть корневой системы углубляется всего лишь на 15 – 40 см от поверхности земли, занимая широкий приствольный круг радиусом до 1 м.

Корневая система шиповника

Шиповник богат полезными веществами, особенно аскорбиновой кислотой. Её в шиповнике примерно в 10 раз больше, чем в любимой всеми черной смородине, и в 100 раз больше, чем в не менее любимых яблоках.

Растёт шиповник почти по всей территории нашей страны. Можно его собирать и сушить сколько душе угодно. А когда-то плоды шиповника были большой редкостью, их обменивали на дорогие ткани и соболиные меха.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выполнила: О.М. Смирнова учитель биологии высшей категории 2015 Муниципальное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: О.М. Смирнова учитель биологии высшей категории 2015 Муниципальное.

Формирование навыка работы с биологическими объектами; исследование строения.

Формирование навыка работы с биологическими объектами; исследование строения шиповника Гербарий шиповника, лупа, препаровальный нож

1. Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает? 2. Рассмотр.

1. Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает? 2. Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их. 3. Рассмотрите цветок шиповника. Какой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков. Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик? Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите пестики, их тоже много. Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краю чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа. 4. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязей пестиков развивались плоды – орешки. Как называется плод шиповника?


Шиповник – кустарник, достигающий 2-метровой высоты. Имеет коричнево-бурую к.

Цветок поистине один из шедевров природы. Цветы окружают нас с рождения, многие из них прочно вошли в наш быт и стали необходимым и в радости, и печали. Цветок — уникальный по своей природе и выполняемым функциям генеративный орган цветковых (покрытосеменных) растений. Он развивается из цветочной почки на конусе нарастания генеративного побега.

Цветок представляет собой укороченный побег, который приспособлен для полового размножения, имеет ограниченный рост и несёт спорофиллы — плодолистики (пестики) и тычинки. Они содержат семяпочки, которые после оплодотворения развиваются в семена.

Что делать. Рассмотрите стебель шиповника.

Какой особенностью обладает стебель шиповника?


На стебле имеются шипы, колючки.


Что делать. Рассмотрите листья шиповника.

  • Какие у него листья?
  • Как листья расположены на стебле?
  • Какое жилкование листьев?

Найдите прилистники. Рассмотрите их.



Что делать. У цветка шиповника найдите чашечку с чашелистиками. Рассмотрите их.

  • Какой у цветка околоцветник?
  • Сколько чашелистиков в чашечке?
  • Как называется такая чашечка?


Что делать. Найдите венчик и лепестки венчика. Рассмотрите их.

  • Сколько лепестков в венчике?
  • Как называется такой венчик?


Что делать. Рассмотрите тычинки и пестики.



Что делать. Разрежьте цветок шиповника вдоль.

Что наблюдать. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краю чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.


Что делать. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение.

  • Что развилось из завязей пестика?
  • Как называется плод шиповника?



Подготовить к отчету. Общий рисунок внешнего и внутреннего строения цветка шиповника. Обозначить все его части.

45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.

46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.

7-000-46

1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава

47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.

7-000-47

Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6

2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.

3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.

5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.

7-000-49-1

2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок

7-000-49-2

3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.

7-000-49-4

3 пестика и тычинки

5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.

7-000-49-5

7-000-50

1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

7-000-51

Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.

52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

7-000-53

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

7-000-55

1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-56

Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-58

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат

Читайте также: