Лексическая тема первоцветы в подготовительной группе

Обновлено: 05.10.2024

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.


2. Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы".


3. Рассмотрите цветок (любой) и помогите ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок.


4. Обратите внимание на цвет и запах цветов.


5. Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе.

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    Один одуванчик, 2 . 3 . .
    Один ландыш, 2 . 3 . .
    Одна незабудка, 2 . 3 . .
    Одна мать-и-мачеха, 2 . 3 . .
    Одуванчик (какой?) .
    Незабудки (какие?) .
    Мать-и-мачеха (какая?) .
    Ландыш (какой?) .
    Одна незабудка - много незабудок.
    Один ландыш - много .
    Один одуванчик - много .
    Одна мать-и-мачеха - много .
    Наши алые цветы распускают лепестки,
    (Плавно разжать пальцы)
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    (Помахать руками перед собой)
    Наши алые цветки закрывают лепестки,
    (Плавно сжать пальцы)
    Тихо засыпают, головой качают.
    (Плавно опустить их на стол)

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках - Круглые комочки.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень -
Он тихо зазвенит.

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.


2. Уточните, как называются первые весенние цветы.


3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.


4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе.

5. Упражнение "Чей лист, чей цветок". В ходе выполнения упражнения желательно использовать для узнавания живые цветы.


6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    Один одуванчик, 2 . 3 . .
    Один ландыш, 2 . 3 . .
    Одна незабудка, 2 . 3 . .
    Одна мать-и-мачеха, 2 . 3 . .
    Одуванчик (какой?) .
    Незабудки (какие?) .
    Мать-и-мачеха (какая?) .
    Ландыш (какой?) .
    Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый.
    Пахнет одуванчиками - запах (какой?) .
    Пахнет незабудками - запах (какой?) .
    Пахнет мать- мачехой - запах (какой?) .
    В воздухе пахнет ландышем, ландышами.
    В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.
    И так далее.
    Одна незабудка - много незабудок.
    Один ландыш - много .
    Один одуванчик - много .
    Одна мать-и-мачеха - много.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Май

21.06.2007, 19:27
Irina

Спасибо за идеи .
Я бы была поосторожнее с использованием формулировки "муха-вредное насекомое".Приносит вред людям,а птицам,жабам -огромная польза! 18.05.2010, 21:27
Татьяна

Спасибо, очень помогли при составлении конспекта начинающему логопеду.Охвачены все лексические темы. Детям очень нравятся занятия, которые проходят в игровой форме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы с ОНР,III.

Подготовила и провела

Учитель-логопед МДОУ

Кокорева Л. В.

Ряжск, 2017 год.

Цель : Создание психолого –педагогических условий для развития связной речи у детей с нарушением речи. .
Задачи :

- познакомить с весенними цветами-первоцветами ;

- упражнять детей в составлении описательного рассказа по предметным картинкам с опорой на мнемотаблицу ;

-закрепить признаки весны по мнемотаблице;

-автоматизаровать правильное произношение поставленных звуков;

-развивать навыки звуко-буквенного анализа.

-развивать логику, мышление, память;

-развивать умение сочетать речь с движениями;

- воспитание бережного, заботливого отношения к природе и к цветам.

Оздоровительная задача : профилактика нарушений зрения

1.Организационный момент .

-Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра!

2. Артикуляционная гимнастика (на фоне лёгкой весенней музыки).

-После долгой суровой зимы приходит к нам долгожданная весна. Всё вокруг радуется приходу весны, оживает. Давайте покажем, как радуется приходу весны наш язычок.

3.Объявление темы.Повторение примет весны.

предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о чём будем сегодня говорить.

Вновь поют ночами соловьи.
Зеленеют рощи и поляны.
А на даче нашей расцвели
Примулы, нарциссы и тюльпаны.

Как они красивы и нежны –
Эти дети солнечного света.
Как цветы весенние нужны
Нам, забывшим разноцветье лета!

В чём их милой прелести секрет?
Пусть потом цветут пионы, розы…
Но весенний радостный букет
Нам сейчас роскошных роз дороже!

- О чём будем сегодня говорить. Давайте попробуем сформулировать тему занятия.

-Когда у нас начинают распускаться цветы?(Весной). Давайте вспомним приметы весны.

(На экране схемы примет весны).

4.Проблемная ситуация.

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?(девочка рвёт первоцветы и они уже завяли). Как вы думаете, можно так поступать или нет? Вот сегодня мы с вами поговорим о цветах, без них не бывает весны.

-Старайтесь говорить красиво, чётко, выговаривайте звуки, которые уже умеете произносить.

5.Беседа о цветах-первоцветах.

-Я хочу рассказать вам о цветах, которые называются первоцветы. Почему они так называются?(Высказывания детей).

-Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить названия цветов.

1. На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые…. (подснежники).
2. Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться вам поможет… (медуница).

3. Что за чудо, за цветок-

Нежный белый лепесток

С ветерком играет,

Дубраву украшает….. (ветреница)

4. На верхушечке свечи

Висят связкою ключи,

Те ключи не простые,

А литые, золотые.

Их весна заберет-

Лету дверь отопрет………. (примула).

5.По земле весна гуляет,
Снег в сугробах быстро тает,
Травка новая растёт,
Крокус снова расцветёт.

Крокус - маленький цветок,
Словно звёздочки сынок,
Лепестки свои раскроет,
Снегом вешним их умоет.
Носом жёлтеньким чихнёт,
Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет. (крокус)

-Чтобы лучше запомнить первые вестники весны, давайте опишем каждый цветок по схеме-подсказке. Что же обозначает каждая картинка?

(Разбор обозначений на схеме).

(Составление описания 2-3 цветков в зависимости от времени)

-Какие красивые цветы, а какую пользу они приносят?( Кормят пчел и бабочек нектаром ,а пчелы делают мед из нектара, украшают землю, луг, лес, сад, очищают воздух).

- А как вы думаете, цветы умеют разговаривать и двигаться?

Говорит цветку цветок - поворот головы влево-вправо

Подними-ка свой листок - руки в стороны, ладоши вверх

Выйди на дорожку - ходьба на месте

Да притопни ножкой - топнуть ногой

Да головкой покачай, - наклоны головы влево-вправо

Утром солнышко встречай - разводим руки

Стебель наклони слегка - наклоны туловища в разные стороны

Вот зарядка для цветка - наклоны вперёд

А теперь росой умойся, - умываемся

Отряхнись и успокойся - встряхиваем кисти рук.

8. Гимнастика для глаз.

- А теперь давайте, как цветочки, поиграем с солнышком глазами.

-Закройте глазки. Выполняйте действия по ходу моих слов.

Влево, вправо глазками поморгало.

И закрыло глазки.

Не хочется солнышку просыпаться.

-Ну а нам с вами придётся проснуться, так как у нас продолжается занятие.

-Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят им красивые , приятные слова. А мы им скажем эти слова? ( предполагаемые ответы детей).

( Дети подбирают определения к именам существительным: красивые, нежные. трепетные. свежие, пестрые .яркие. скромные ,ароматные ,молодые , крупные , мелкие , садовые луговые , весенние ).

Мы сегодня узнали много новых названий цветов- первоцветов. Но чтобы их еще лучше запомнить,, предлагаю найти среди цветов те, названия которых начинаются на звуки : П , Мь , Вь , К?

Подснежник- ( С) медуница-( Мь) , ветреница(Вь)

примула –( П), крокус (К).

11. Звуко-буквенный анализ и выкладывание из букв кассы (крокус).

Внимание:- Какой звук мы с вами ещё не слышали7 (р). С ним познакомимся на следующем занятии.

-Вот теперь вы молодцы все рассказали о первоцветах.

11. Проблемная ситуация. ( Девочка рвёт первоцвет).

-Что делает девочка на картинке? Можно ли так поступать?( Нет, оставьте первоцветы весне, их и так мало)

Бутоны разноцветные
Домой не унесу! –
Не собирайте первоцветы:
Пускай растут в лесу

12.Подведение итогов.

-Давайте вспомним, что мы сегодня делали? О чём говорили?

Берёза, дуб, липа, крокус.

Роза, лилия, пион, примула.

Ветреница, подснежник, медуница .

-Посмотрите, у меня на картине солнышко без лучей и проталинки без первых цветов. Если вам на занятии было трудно, приклейте капельку дождя, если интересно - приклейте лучик солнца, если вы следили за своими звуками, приклейте на проталинку цветок.

-Вот какая весенняя картина у нас получилась. А к следующему занятию мы с вами выучим стихотворения про цветы-первоцветы.

Утро 1.Прием детей

Цель: создание тихой и спокойной атмосферы в группе

2. Разучивание стихотворения

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Распускают лепестки (По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны, запястья оставить соединенными.)

Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед – назад)

Наши белые цветочки

Закрывают лепестки. (по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой).

Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)

Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони)

6.Утренняя гимнастика

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс № 2 Апрель

7.Формирование КГН Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем.

Дежурство согласно картинкам.

Цель: закреплять умение правильно сервировать стол к завтраку.

1. Образовательная область: Речевое развитие.

Направление: развитие речи

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

- Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

- Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

-Распространение предложений путем введения определений.

- Развитие связной речи.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие творческой фантазии, образного мышления.

- Обучение ясному и точному выражению мыслей.

- Формировать у детей навыки служительской культуры.

- Воспитывать культуру общения.

Освоение содержания образовательных областей: (П,Р,Ф)

Методы и приемы: репродуктивные и поисковые методы, беседы, пересказ, чтение, разучивание стихотворения, физ. минутка.

Формы: рассказывание и обсуждение; рассматривание и обсуждение иллюстрации.

  1. Мотивационно- побудительный. Деятельность воспитателя: предлагает отгадать загадку

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

Организационно-поисковый. Деятельность воспитателя: Весенняя сказка.

Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.

Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)

- Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).

- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? Почему вы так думаете?

- Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?

- Солнце самый главный помощник весны. Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.

Солнце желтое, как…

Солнце круглое, как…

Солнце ласковое, как…

Солнце веселое, как…

Солнце теплое, как…

Солнце яркое, как…

- Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

- Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.

А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто знает?

- Как в народе называют этот месяц? Почему?

- Прислушайтесь, что это за звук?

Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной)

7. Рассказы о весне.

белые - мнемотаблицы – рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,

голубые (для детей со средним уровнем) – составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне,

синие (для детей с высоким уровнем - читающих) – составление пословиц о весне из отдельных слов.

Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.

Послушайте еще одну загадку:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И подснежник вдруг проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

- Как называют этот месяц в народе?

Как только растает снег, распускаются цветы.

Выходите на полянку.

Протяните мне ладошки.

Будем цветы называть

И ладошками играть.

Кого ладошкой коснусь,

Тот называет цветок.

- Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

- Ты какой цветок?

- Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.

Сначала опустили головки,

А потом согнулся весь стебелек

Вдруг закапал дождь,

И цветочки начали оживать.

- Раз, два, три! Стали вы опять детьми.

А ручеек наш шумит и бежит дальше, а вы послушайте еще одну загадку:

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы стаями летят,

Гром грохочет, угадай,

Какой это месяц? Как его называют в народе?

- Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?

- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

- Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.

- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

- Наступила весна, потому что

- Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?

Посмотрим на нее внимательно.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

- Эту картину природы и запечатлел художник.

Рефлексивно-коррегирующий. Деятельность воспитателя: благодарит и хвалит детей за старание.

Деятельность детей: выражают свои эмоции.

2. НОД Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Направление: изобразительная деятельность (рисование)

Тема:. Первоцветы

Средства реализации: бумага светлых тонов, простой карандаш.

Мотивационно- побудительный. Деятельность воспитателя: рассказывает о первоцветах

Организационно-поисковый: самостоятельная работа детей: предлагает нарисовать первоцветы

Рефлексивно- корригирующий: организую выставку детских работ, благодарю и хвалю детей за старание.

Деятельность детей: выражают свои эмоции, самостоятельно убирают свое рабочее место.

3. Музыка ( по плану муз. руководителя)

Наблюдения за погодой. Цель: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца, закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

Цель: развивать быстроту движений.

1.Постепенный подъём. Гимнастика после сна №. 15 апрель

Закаливание. Профилактика нарушений осанки.

3.Игровая двигательная деятельность:

Цель: Развитие ловкости, согласованности действий с другим игроком.

Цель: Упражнять детей в беге, приучать четко выполнять правила игры.

Цель: Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, укладывая на основание более тяжелые детали. Учить детей по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности ее.

Прогулка №2 Наблюдение за небом. Цель: закреплять умение видеть красоту весенней природы; расширять словарный запас, умение выражать свои мысли.

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились кучевые облака – к ясной погоде. Трудовая деятельность: уборка мусора на участке. Цель: формировать ответственное отношение к заданию.

Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.

I половина дня

Занимательная деятельность

II Половина дня

Утро: приём детей в группе.

Беседа об опрятности. Обсудить с детьми, почему необходимо содержать свою одежду и обувь в чистоте, воспитать у детей стремление быть опрятными.

3.Индивидуальная работа: Помогать детям, рассматривать и описывать картинку в определенной последовательности

4. Воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры поведения:

Задачи. Способствовать повышению самостоятельности детей, формировать и закреплять полезные привычки, следить за своим внешним видом, устранять проблемы в одежде и прическе

5.Утренняя гимнастика

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс № 1 апрель

Образовательная область: Познавательное развитие

Направление: формирование целостной культуры мира.

Тема: Весенний первоцвет

Автор: интернет -ресурс. Развивать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения — пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.4. Развивать мелкую моторику рук, развитие зрительно-моторной координации.Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: первоцветы

Мотивационно- побудительный:деятельность воспитателя: читает стихотворение.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Первый вылез из темницы,

И мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети. Это подснежник.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Организационно – поисковый. Деятельность воспитателя Рассказы о первоцветах
Подснежники. Когда на полях и в лесах начинает таять снег, появляются первые весенние цветы. Нередко все самые первые цветы называют подснежниками. Но настоящий подснежник выглядит так: показ картинки.

Рефлексивно-коррегирующий. Деятельность воспитателя: благодарит за работу.Деятельность детей : выражают свои эмоции.

НОД Художественно эстетическое воспитание: Музыка. По плану муз. Руководителя

Прогулка. Осмотр участка
Цель: отметить изменения, произошедшие на участке с приходом весны.
Каким участок был в марте?

  • Каким стал теперь?
  • Почему он кажется больше и светлее?
  • Куда исчезли сугробы и горка?
  • Почему на участке появились огромные лужи?

Загадка: В этот месяц, что ни год,
Половодье – лёд идёт.
Почки клювы раскрывают,
Пчёлы ищут первый мёд.
(апрель)

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.

Цель: закреплять умение двигаться парами.

Постепенный подъём. Гимнастика после сна.№ 15 Закаливание. Профилактика нарушений осанки.

2. Работа с палочками Кюизенера. Игра “Где больше?” Перед ребенком выкладывается два ряда палочек – в одном 4 палочки, в другом – 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну). Дополнительные задания: добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)? покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек; положи столько же палочек сколько у меня;

3. Прогулка 2 Подвижная игра

Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Цели:— закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;— формировать ловкость, выносливость;

Логопед: Скажите, а что мы сейчас написали?
Дети: слова.
Логопед: а из чего состоит слово?
Дети: из букв, звуков.
Логопед: Что такое буквы и звуки?
Дети:…(дети отвечают)
Логопед: а какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Логопед: отличия между ними?
Дети: отвечают.
Логопед: какие бывают согласные звуки?
Дети: ….твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки?

Логопед: перед вами лежат желтые карточки со словами. Но подул ветерок и сдул некоторые буквы. Возьмите карандаш и допишите их (на каждое слово читается загадка и дети дают ответ, а затем впечатывают нужную букву)
ЛАНДЫШ . КРОКУС . ФИАЛКА

Читайте также: