Лексическая тема урожай в старшей группе

Обновлено: 08.07.2024

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем "Фрукты", "Овощи"
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- Про какой овощ можно сказать "твердый"?
- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?


2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам "Фрукты", "Овощи"


3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.


7. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.
    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.
    - Повторить упражнения для пальчиков по темам "Фрукты", "Овощи"
    - Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): "Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок".

1. Рекомендую повторить материал тем "Фрукты", "Овощи"
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- Про какой овощ можно сказать "твердый"?
- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?
- Что делают колхозники на полях осенью?


2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам "Фрукты", "Овощи"


3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)
    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.


7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

- Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
- Когда они собирали урожай?
- Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?


9. Упражнение "Послушай, запомни, назови"* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку -
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.


10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.


Для занятий желательно использовать альбом № 1 "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Задание 1. Выполнить комплекс А.

Задание 2. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз) :

Задание 3.

Скажи, какие овощи срывают (срезают, выкапывают, выдергивают).

Пример : Помидоры - срывают

Задание 4

Дай полные ответы на вопросы:

- Что можно сварить из овощей? ___

- Что можно выжать из овощей? ___

- Что еще можно приготовить из овощей? ___

Задание 5

Сколько слов в этом предложении? ___

Какое первое (второе, третье, четвертое) слово? (устно)

Запомни! НА - это короткое слово-предлог.

Задание 6

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш весёлый огород

Нас прокормит целый год.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

по ознакомлению с окружающим миром

по лексической теме

Подготовительная группа №2

Коркино, 2018г.

1.Корекционно - образовательные: Уточнить и расширить представления детей об овощах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по данной теме. Обогащать активный словарь детей.

2.Коррекционно - развивающие: развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мелкую моторику, координации речи с движением, мышление. Развивать связную речь детей. Упражнять в употреблении глаголов действий. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

3.Коррекционно - воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Формировать бережное отношение к природе.

Иллюстрации с изображением овощей на слайдах (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок.) Корзина со свежими овощами.

Нарезанные маленькими кусочками овощи (для угощения детям)

Ход занятия

Вводная часть.

Ребята, посмотрите вокруг. Нравится ли вам в нашей группе? Что нравится в нашей группе? (Ответы детей).

Скажите ребята, какое время года мы с вами создали в группе? (Осень)

Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени: а конкретнее об овощах.

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла ещё одна гостья. Очень весёлая и непоседливая. Она не захотела сразу показываться вам и попросила, чтобы вы сначала отгадали о ней загадку:

Никому не даст покоя,

То одно с ней, то другое,

От нее сбежала каша,

Как зовут шалунью?

Маша (выходит ребёнок под музыку):

- Здравствуйте, ребята! Пришла я к вам за помощью. Хотела для своих друзей в лесу праздник урожая устроить, накормить всех вкусной и полезной едой.Но вот беда - я готовить не умею. Надо мной все смеются, помнят историю про мою кашу и варенье. Я очень хочу научиться готовить, поэтому я с собой принесла корзину с Мишкиным урожаем. (Показывает детям корзину с овощами). Помогите мне разобраться, что тут за овощи, и, главное, что с ними делать.

Воспитатель : - Маша, наши ребята прекрасно разбираются в овощах, и никогда их не путают. Мы даже загадки о них знаем.

На экране слайды

Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это красный …(помидор)

Свежий и солёный

Он всегда зелёный…(огурец)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят (кабачок)

Яркие фонарики на кустах висят

Словно здесь проходит, праздничный парад,

Зелёные, красные, жёлтыеплоды,

узнаешь их ты…(перцы)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал ,

И лоснится от похвал

Голова, а сверху ус,

Нет не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать…(чеснок)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает,

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят…(лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая…(морковь)

Растёт она -в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире…(картошка)

С белым хвостом,

Под зелёным листом(редиска)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка ….(горох)

Маша: - Ой, какие, вы молодцы, всё знаете! А, что можно приготовить из овощей?

Ответы детей (суп, вторые блюда, каши ….)

Воспитатель: Ребята, а какой можно сварить суп? (ответы детей борщ, щи )

Воспитатель : - Хорошо, но прежде чем готовить борщ или щи, что надо с овощами сделать? (хорошо помыть)

Маша: -Обязательно мыть, а зачем? Так ведь быстрее. (Ответы детей) А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей: свёклу, морковь, картофель, лук, капусту,перец) И потом сразу всё сварить?

Воспитатель: - Не торопись, Маша. Скажите, ребята, какие овощи можно есть сырыми? (Ответы детей: помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь).

- А какие овощи едят и сырыми, и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)

Маша: А научите меня варить борщ.

Воспитатель: Хорошо , теперь, можно и учиться готовить борщ. Маша, помогай!

Ах, какой же урожай,

(дети стоят лицом в круг)

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки,

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей,

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей.

Срежь капусту, посоли,

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко.

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай,

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай.

(руки развести в стороны, направив их движение к себе)

Воспитатель : А еще урожай можно собрать из разрезных картинок. Хотите попробовать? Да!

На столе лежат разрезные картинки, соберите их и скажите, что у вас получилось.

Воспитатель предлагает поиграть в игру:

Дети по очереди достают из мешочка овощи и составляют

описательный рассказ по плану: (со схемой)

- Что из него можно приготовить?

-Какую пользу приносит?

Воспитатель : молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. А теперь, я предлагаю вам попробовать эти овощи на вкус.

Маша: Какие овощи оказывается вкусные. Но у меня еще столько овощей остается в корзине. Что же мне с ними делать?

Воспитатель : не переживай Маша, мы тебе всё сейчас расскажем.

Воспитатель : - Ребята как вы думаете, растут ли овощи зимой?

Воспитатель : - Откуда же мы их берем зимой, как они появляются на нашем столе? (ответы детей)

Воспитатель : Тот урожай, который собрали осенью, ваши родители в огороде, хранят в погребе. Там прохладно и сухо. Показать на слайде

Воспитатель: А ещё урожай выращивают на полях. Ребята, а как вы думаете, откуда привозят овощи в детский сад, школы, больницы? (ответы детей).

Если дети затрудняются ответить, тогда воспитатель помогает. Овощи хранят в специальном сухом и прохладном помещении, которое называется…(кто знает?) – овощехранилище (закрепляем в речи)

Показать овощехранилище

Воспитатель : - А некоторые овощи солят, маринуют, квасят, сушат, то есть заготавливают на зиму. (Показать слайды). Как думаете, для чего люди делают заготовки?

Дети: - чтобы сохранить

Воспитатель : - Вот так сохраняют такие полезные для здоровья овощные продукты и витамины, которые в них содержатся.

Воспитатель: а мы с вами ребята, научим Машу солить капусту.

- Мы капусту рубим, рубим! (рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

- Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад)

- Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

- Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)

- Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Воспитатель: - Ребята, почему нужно есть овощи?

(Дети: В них много витаминов, минералов, овощи помогают расти детям здоровыми и крепкими).

В: Ребята, а фрукты полезны? Да. В них тоже много витаминов и минералов.

Воспитатель: ребята вы немного отдохнули, а давайте , мы сделаем для Маши подарки.

Воспитатель : Ребята, я приготовила для вас вот такие картинки – это овощи, но они бесцветные. Давайте мы их раскрасим и подарим их Маше, чтобы она знала, как выглядят овощи и не путала их.

Детям раздаются контуры овощей, карандаши.

Итог занятия

Воспитатель : Ребята давайте вспомним, о чём мы с вами говорили сегодня?

Дети: Об овощах.

Воспитатель: В какие игры мы играли?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Маша: Спасибо, ребята! я много узнала интересного и многому научилась. Пойду сейчас Мишу удивлять своими знаниями.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.


Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Читайте также: