Лес помогает в борьбе за урожай

Обновлено: 07.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 875
  • КНИГИ 668 668
  • СЕРИИ 25 750
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 620 480

Повесть о лесах

Краса полуночной природы,

Любовь очей, моя страна!

С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек. Этого, конечно, не случилось. Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и прошла слишком быстро.

Но так кажется лишь до тех пор, пока не начнешь вспоминать. Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвертое. Возникает непрерывная цепь воспоминаний, и вот оказывается, что жизнь была разнообразнее, чем ты думал.

Прежде чем рассказать вкратце свою биографию, я хочу остановиться на одном своем стремлении. Оно появилось в зрелом возрасте и с каждым годом делается сильнее. Сводится оно к тому, чтобы насколько можно приблизить свое нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности.

Я не пытаюсь возвратить молодость - это, конечно, невозможно, - но все же пытаюсь проверять своей молодостью каждый день теперешней жизни.

Молодость для меня существует как судья моих сегодняшних мыслей и дел.

С возрастом, говорят, приходит опыт. Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

. Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. До сих пор Гранатный переулок осеняют, говоря несколько старомодным языком, те же столетние липы, какие я помню еще в детстве.

Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Поэтому среди родственников за ним установилась слава человека легкомысленного и бесхарактерного, репутация фантазера, который, по словам моей бабушки, "не имел права жениться и заводить детей".

Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге.

Отец происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви.

Там жили мой дед - бывший николаевский солдат, и бабка - турчанка. Дед был кроткий синеглазый старик. Он пел надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни и рассказывал нам много невероятных, а подчас и трогательных историй "из самой что ни на есть происшедшей жизни".

Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась "твердых взглядов", сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей.

Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них "что-нибудь путное".

Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник.

Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых "гуманитарных наук", - русской словесности, истории и психологии. Почти все остальные преподаватели были или чиновниками, или маньяками. Об этом свидетельствуют даже их прозвища: "Навуходоносор", "Шпонька", "Маслобой", "Печенег". Но литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.

Со мной училось несколько юношей, ставших потом известными людьми в искусстве. Учился Михаил Булгаков (автор "Дней Турбиных"), драматург Борис Ромашов, режиссер Берсенев, композитор Лятошинский, актер Куза и певец Вертинский.

Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополей и розовых свечах старых каштанов.

В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два-три стихотворения в день.

Это были очень нарядные и, конечно, плохие стихи. Но они приучили меня к любви к русскому слову и к мелодичности русского языка.

О политической жизни страны мы кое-что знали. У нас на глазах прошла революция 1905 года, были забастовки, студенческие волнения, митинги, демонстрации, восстание саперного батальона в Киеве, "Потемкин", лейтенант Шмидт, убийство Столыпина в Киевском оперном театре.

В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко. В то время при слове "пролетариат" я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.

Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством.

В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале "Огни". Это было, насколько я помню, в 1911 году.

С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко, что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

В 1912 году я окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето все тем же репетитором, вернее, домашним учителем.

К тому времени я уже довольно много поездил по стране (у отца были бесплатные железнодорожные билеты). Я был в Польше (в Варшаве, Вильно и Белостоке), в Крыму, на Кавказе, в Брянских лесах, в Одессе, в Полесье и Москве. Туда после смерти отца переехала моя мать и жила там с моим братом - студентом университета Шанявского. В Киеве я остался один.

В 1914 году я перевелся в Московский университет и переехал в Москву.

Началась первая мировая война. Меня как младшего сына в семье в армию по тогдашним законам не взяли.

Шла война, и невозможно было сидеть на скучноватых университетских лекциях. Я томился в унылой московской квартире и рвался наружу, в гущу той жизни, которую я только чувствовал рядом, около себя, но еще так мало знал.

Я пристрастился в то время к московским трактирам. Там за пять копеек можно было заказать "пару чая" и сидеть весь день в людском гомоне, звоне чашек и бряцающем грохоте "машины" - оркестриона. Почему-то почти все "машины" в трактирах играли одно и то же: "Шумел-горел пожар московский" или "Ах, зачем эта ночь так была хороша".

Трактиры были народными сборищами. Кого только я там не встречал! Извозчиков, юродивых, крестьян из Подмосковья, рабочих с Пресни и из Симоновой слободы, толстовцев, молочниц, цыган, белошвеек, ремесленников, студентов, проституток и бородатых солдат - "ополченцев". И каких только говоров я не наслушался, жадно запоминая каждое меткое слово.

Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и "уйти в жизнь", чтобы "все знать, все почувствовать и все понять". Без этого жизненного опыта пути к писательству были наглухо закрыты, - это я понимал хорошо.

Я воспользовался первой же возможностью вырваться из скудного своего домашнего обихода и поступил вожатым на московский трамвай. Но продержался я в вожатых недолго - вскоре меня разжаловали в кондукторы за то, что я разбил автомобиль с молоком знаменитой в то время молочной фирмы Бландова. Поздней осенью 1914 года в Москве начали формировать несколько тыловых санитарных поездов. Я ушел с трамвая и поступил санитаром на один из этих поездов.

Мы брали раненых в Москве и развозили их по глубоким тыловым городам. Тогда я впервые узнал и всем сердцем и навсегда полюбил среднюю полосу России с ее низкими и, как тогда мне казалось, сиротливыми, но милыми небесами, с молочным дымком деревень, ленивым колокольным звоном, поземками и скрипом розвальней, мелколесьем и унавоженными городами Ярославлем, Нижним Новгородом, Арзамасом, Тамбовом, Симбирском и Самарой.

Напишите пожалуйста сжатое изложение с элементом сочинения, вот текст полного изложения.

Леса – это украшение земли, её великолепный и удивительный наряд.

И это – не только источник сырья.

Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай.

Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески.

Грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо ближе к поверхности, чем в безлесых областях.

Леса останавливают рост оврагов.

Но и это не всё.

Леса – величайшие источники здоровья.

Это исполинские зелёные лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.

Думая об этом, я представляю себе человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожжённый солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и всё его тело охватывает прохладой листвы.

Великая сила жизни видна во всём : в колебаниях вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении.

А к вечеру около каких - нибудь лесных вод – тёмных и глубоких – человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.

Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного света, крика ночных птиц.

А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок от костров.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Технологическая карта урока развития речи по русскому языку Сжатое изложение по тексту К. Паустовского.docx

Выбранный для просмотра документ сжатое изложение.pptx

Двенадцатое мая. Классная работа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двенадцатое мая. Классная работа.

Двенадцатое мая. Классная работа.

 Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".

Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".

 Шишкин Лес

 Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898

Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898

 Иван Шишкин. Дубовая роща,

Иван Шишкин. Дубовая роща,

 Лес близ села Костино, Рязанская область

Лес близ села Костино, Рязанская область

Сжатое изложение.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение. Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухой и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека. Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе. (По К. Паустовскому)

Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-ист.

Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-источник силы и бодрости. Лес –наш помощник в борьбе за урожай Уничтожать лес-лишать землю плодородия Истреблять лес – вызвать заболевание земли В лесу видна великая сила жизни

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь.

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь, полог, конденсатор. Выделите приставки в словах безлесный, бесплодный, размывать, развеваться Объясните правописание НЕ в словах невежество, нерадивость, невидимый неслышный, невозможно Запишите и расставьте знаки препинания в предложении. Лес является конденсатором влаги росы тумана инея. Приведите примеры предложений с вводным словом; объясните расстановку в нем знаков препинания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка урока русского языка в 10 классе: диктант с продолжением на экологическую тему.

Лес – наше богатство Урок русского языка (10 класс).

Лес – наше богатство

Урок русского языка (10 класс).

Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества. Задачи урока: дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам общества; воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности; развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы,.

Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.

Задачи урока:

дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам общества;

воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;

развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы,.

Леса украшают землю. они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение. А. П. Чехов

Леса украшают землю. они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение.

I. Вступительное слово учителя. лес играет большую роль в жизни человека. Как же человек использует эти природные богатства? Бережно ли человек относится к лесным богатствам? Лесные ресурсы относят к числу возобновимых, однако площади лесов и запасы древесины в них не бесконечны, а имеют свои пределы, поэтому лесные ресурсы считаются исчерпаемыми. Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача – сделать его неисчерпаемым.

I. Вступительное слово учителя. лес играет большую роль в жизни человека. Как же человек использует эти природные богатства? Бережно ли человек относится к лесным богатствам? Лесные ресурсы относят к числу возобновимых, однако площади лесов и запасы древесины в них не бесконечны, а имеют свои пределы, поэтому лесные ресурсы считаются исчерпаемыми. Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача – сделать его неисчерпаемым.

Вывод: необходимо беречь лес! Убивая природу, мы убиваем себя и свое будущее! Давайте беречь каждое маленькое деревце, каждый ручеек, каждую птичку. Нужно учиться правильному отношению к природе и ее богатствам, соблюдать правила природоохранного поведения и требовать этого от окружающих.

Вывод: необходимо беречь лес!

Убивая природу, мы убиваем себя и свое будущее!

Давайте беречь каждое маленькое деревце, каждый ручеек, каждую птичку. Нужно учиться правильному отношению к природе и ее богатствам, соблюдать правила природоохранного поведения и требовать этого от окружающих.

II. Чтение текста. Запись под диктовку. Леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории, вырабатывающие кислород и улавливающие ядовитые газы и пыль. Лесной воздух в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу и, наконец, он превращает механический процесс дыхания в наслаждение. Но главное не в этом. Лес - это самый верный помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них , то у вас , должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека

Диктант.

  • Леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории, вырабатывающие кислород и улавливающие ядовитые газы и пыль. Лесной воздух в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу и, наконец, он превращает механический процесс дыхания в наслаждение. Но главное не в этом. Лес - это самый верный помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них , то у вас , должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нахождение грамматической основы предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Упражнение 1. 1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 3 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.7. День холодный угрюм и свеж. 8. Тяжела студеная вода. 9. Ночь зимняя мутна и холодна. 10. Сумрак ночи прячется в лесах. 11. Луна еще прозрачна и бледна. 12. Гулкий шум в лесу нагоняет сон. 13. Ночь темна, туманны звезды голубые. 14. Свежо у хат хрустит снежок стеклянный.

Упражнение 4. 1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Упражнение 5. Спишите, подчеркивая подлежащие и сказуемые, расставляя знаки препинания, рассуждая и записывая по образцу.


1. Аврора богиня утренней зари. 2. Динго дикая собака австралийская собака. 3. Бородино место знаменитого сражения русских войск с армией Наполеона. 4. Алмаз самое твердое вещество в мире. 5. Кижи небольшой островок в Онежском

Упражнение 5. Перестройте предложения по образцу. Объясните графически постановку тире между подлежащим и сказуемым.


1. Лес помогает в борьбе за урожай. 2. Пирамида Хеопса считается самым грандиозным из древних сооружений. 3. Любимым занятием моим стало изучение карты. (К.Паустовский) 4. Олимпия является родиной Олимпийских игр. 5. Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей. 6. Луна является спутником Земли. 7. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения.

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

Упражнение 6. а) 1. Ученье красота, неученье темнота. 2. Мудрое слово лучшее богатство. 3. Находчивость половина успеха. 4. Лучшее дарование ум, худшая беда невежество. 5. Гнев плохой советчик. 6. Большие знания богатство.(Пословицы)

б) 1. Лягушки холоднокровные животные. (С.Образцов) 2. Крапива любопытнейшее растение. 3. Древняя родина синей птицы Индия. 4. Синица любимица птицеловов. 5. Норки хищные и прожорливые зверьки. 6. Конец зимы самое голодное время в лесу. (В.Бианки) 7. Храбрость сестра победы. (Пословица)

в) Байкал самое глубокое на земном шаре озеро. Местные жители называют его морем. Для россиян Байкал величайшее чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная. Много рек впадает в Байкал. Ангара единственная река, которая вытекает из озера.

г) 1. В древнеримской мифологии Флора богиня цветов, весны и юности. 2. Чепец женский головной убор. 3. Астра царица маргариток. (Д.Зуев) 4. Первый признак цунами отступление океана от берега. (В.Бурлак) 5. Усердие мать удачи. (Пословица) 6. Самые древние на земле живописцы пещерные жители каменного века. 7. Фольклор устное народное творчество.

Упражнение 7. а) 1. Медведицы строгие матери а медвежата неслухи. (Н.Сладков) 2. Ласка маленький хитрый зверек. (В.Бианки) 3. Эхо это отголосок отзвук. 4. Янтарь это застывшая смола хвойных деревьев. 5. Русский плотничий топор удивительный инструмент! 6. Березка и осина самые светолюбивые деревья. (М.Пришвин)

б) 1. Семь чудес света семь памятников, которые создали древние мастера. 2. Висячие сады Вавилона удивительное сооружение. 3. Самые древние храмы греков простые деревянные постройки с очагом внутри. 4. Пирамиды Египта единственное из семи чудес света, которое дошло до нас.

Читайте также: