Летом люди растят урожай а осенью что делают

Обновлено: 08.07.2024

Тема "Овощи"
Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей. Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
Морковь (какая?) - оранжевая, овальная.
Помидор (какой?) - .
Огурец (какой?) - .
И так далее.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .
И так далее.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Помидор - помидорчик.
Репа - репка.
И так далее.
9. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.
И так далее.
10. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
Огурец - огурцы.
Помидор - помидоры.
Репа - репы.
И так далее.
11. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.
Растет - растут.
Зреет - .
Зеленеет - .
Краснеет - .
Сажает - .
Копает - .
Окучивает - .
Рыхлит - .
Поливает - .
Убирает - .
Спеет - .
12. Упражнение "Измени по образцу" на изменение глаголов прошедшего времени по числам.
Что делал? — Что делала? — Что делали?
Сажал — Сажала — Сажали
Копал — . — .
Поливал — . — .
Рыхлил — . — .
Окучивал — . — .
Собирал — . — .
13. Упражнение " Какой сок?" (учимся образовывать относительные прилагательные).
Сок из огурца - огуречный.
Сок из моркови - морковный.
Сок из лука - луковый.
И так далее.
14. Упражнение "Какие овощи?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.
Если овощи потушить, то они будут .
Если морковь парить, то морковь будет .
Если огурцы посолить, то они будут .
Если помидоры мариновать, то они станут .
Если капусту квасить, то капуста будет .

15. Развитие связной устной речи.
А) Составление предложений из слов.
Помидор, лежать, куст, под.
Картошка, расти, огород, в.
Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение").
Мама почистила картошку, чтобы.
Мама помыла овощи, чтобы.
Мама купила свеклу, чтобы.
В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.
Лук горький, а репа - .
И так далее.
16. Познакомить детей с многозначными словами.
Объяснить, что слово "лук" имеет два значения.

17. Развитие логического мышления.
Отгадать загадки.

Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
(огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи.
(капуста)

Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, весь день на солнышке она.
(редис)

18. Развитие слухового внимания.
Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?"
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домо

Жанна Дятлова

Тема : "Фрукты"
1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

3. Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

4. Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
Слива (какая?) - синяя, овальная.
Лимон (какой?) - .
Абрикос (какой?) - и т.д.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Слива - сливка.
Абрикос - абрикосик.
И т.д.
8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один апельсин - много апельсинов.
Одна груша - много груш.
И т.д.
9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
Слива - сливы.
Яблоко - яблоки.
Груша - груши.
И т. д.
10. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.
Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного . (яблока). Мы съели все . (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной . (груши). Мы съели все . (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной . (сливы). Мы съели все . (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).
11. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).
Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
Варенье сварили из груш, оно будет называться .
Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
Варенье сварили из слив, оно будет называться .
И т. д.
12. Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.
- Если фрукты заморозить, то они станут .
- Если яблоки запечь, тогда они получатся .
- Если груши посушить, тогда они станут .
Отработать упражнение на примере всех фруктов.
14. Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.
Яблоки растут на яблоне. Груши растут на .
Сливы растут на .
И т.д.
15. Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.
яблоки, лежать, яблоня, под

груша, расти, сад, в

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")
Мама собрала в саду яблоки, чтобы .
Мама помыла груши, чтобы .
Мама купила в магазине сливы, чтобы .
В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Слива синяя, а яблоко - зеленное.
Лимон кислый, а груша - .
И т.д.
16. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладонь держать "ковшиком",
указательным пальцем правой руки "мешать" компот)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

Жанна Дятлова

Тема: "Насекомые"
1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.

2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.

3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.

4. Напомните, что муха - вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.

5. Упражнение "Подбери признак" - учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.
Бабочка (какая?) .
Муравей (какой?) .
6. "Закончи предложение" - упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.
Муравей сидел около .
Божья коровка ползла по .
Жук спрятался под .
Муха села на .
Гусеница сидела на .
Муха ползла по .
8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
И т. д.
9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Комар - комарик.
Муравей - муравейка, муравлик, муравушка.
Муха - мушка.
И т.д.
10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д. 11. Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
12. Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Как называется дом муравьев?
(муравейник)

Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(пчела)
13. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).
Я - веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.)

Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед - это "хоботок". Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз - это "лапки".)
14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение.
Скучать некогда

Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.

(З. Александрова)
15. Развитие связной устной речи.
Пересказ с опорой на вопросы.
Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.
- Что нашла Сима?
- Какого цвета был жук?
- Куда посадила Сима жука?
- Что сделал жук?

16. Ознакомление с художественной литературой.

1. Прочитать ребенку басню И. А. Крылова "Стрекоза и муравей". Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

2. Словарная работа. Объяснить ребенку, что такое басня.
БАСНЯ - краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль - поучение, ради которо

Жанна Дятлова

1. Рекомендую вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе.

3. Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.

4. По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной.

5. Упражнение "Улетает - не улетает".
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая или ведет оседлый образ жизни. (воробей, голубь, сорока, галка)

6. Упражнение "Назови ласково" на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей - соловушка, журавль - журавушка и т.д.

7. Упражнение "Кто у кого" на образование супплетивных форм существительных.
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
И так далее.

8. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.

9. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным. 1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 . и т.д.

10. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, .
Аист (какой?) важный, .
Ласточка (какая?) быстрокрылая, .
И т.д.

11. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

12. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - .
У аиста длинная шея, а у кукушки - .
Аист белый, а грач - .
У соловья серая грудка, а у ласточки - .

13. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).
Грач вылетел (из) гнезда.
Грач прилетел . гнездо.
Грач подлетел . гнезду.
Грач кружит . гнездом.
Грач сел . гнездо.
Грач ходит . пашне.

14. Упражнение "Скажи одним словом" на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют . (длиннохвостой)

15. Упражнение "Закончи предложение" на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях - . (гнезда)
На ветке сук, а на ветках - .
В гнезде птенец, а в гнездах - .

16. Развитие логического мышления.

А) Упражнение "4-й лишний" (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.

Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец.
(скворец)

Жанна Дятлова

Домашние животные.
Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть иллюстрации домашних животных: кошки, собаки, коровы, лошадь, свиньи, овцы, козы, кролика. Уточнить обобщающее понятие "домашние животные.

2. Вспомнить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
- Почему не слышно, когда ходит кошка?
- Для чего у лошади на ногах копыта?
- Зачем корове рога?
И т.д.

3. Вспомнить, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

4. Вспомнить, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.
Для коровы - хлев.
Для овцы - овчарню.
Для собаки - конуру (будку).
И т.д.
5. Вспомнить загадки о домашних животных.

6. Упражнение "Кто как голос подает?" - закрепляем умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов.
Корова - " му-у" - мычит.
Кошка - "мяу" - мяукает.
И т. д.
7. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая. Собака - .
Свинья - .
Корова - .
Овца - .
Лошадь - .
И т.д.
8. Упражнение "Кто и что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
Собака - сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.
Лошадь - .
И т.д.
9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Кошка - кошечка.
Лошадь - .
Корова - .
И т. д.
10. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании. а) Рассказать ребенку сказку.
Два брата Ик и Ищ

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, второго - Ищ.
Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище поселился котище. У котика были усики, носик, глазки, ротик, лапки (дальше продолжает назвать ребенок). А у котища были: ротище, . (дальше слова образовывает ребенок)
б) Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится "ик", значит предмет маленький, а если в слове слышится "ищ", то предмет очень большой.

11. Упражнение "У кого - кто?" на падежное согласование существительных.
У кошки - котенок (котята).
У лошади - .
У свиньи - .
И т.д.
12. Упражнение "Кто чем питается?" на употребление творительного падежа существительного единственного числа.
Кошка - молоком
Собака - мясом и т.д.
13. Упражнение "Один-много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Одна кошка - много кошек.
Один котенок - много котят.
Одна корова - много коров.
Один теленок - много телят.
Один бык - много быков и т.д.
14. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.
Ответь на вопросы:
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?
15. Согласование числительного с существительным.

а) Упражнение "Посчитай"
1 кошка, 2 кошки, 3 . 4 . 5 .
1 кот, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 котенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.
б) Это упражнение также помогает развить слуховое внимание, память и связную речь. - Послушай рассказ.
В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми во двор заходили коровы, вторыми - козы, третьими - овцы.
- Ответь на вопросы:
Сколько в деревне пастухов?
Кто из пастухов пас скотину?
Кто помогал пастухам загонять скотину?
В каком порядке заходили животные?
Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: "два", "оба", "пятеро", "первые", "вторые", "третьи".

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).


2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.


3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.


4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

5. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) - .
    Ветер осенью (какой?) - .
    Дождь осенью (какой?) - .
    Листья осенью (какие?) - .

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.


7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

    День, когда идет дождь, какой? - . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? - .
    Дождик, который идет осенью, какой? - .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? - .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - .
    Погода, которая бывает осенью, какая? - .
    Определи, чего не бывает осенью.
    - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    - Набухают почки, распускаются листья.
    - Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    - Дикие животные не делают запасы корма.

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)


15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".


16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
- А. Вивальди Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".
- П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".
- В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".


17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев "Осенняя ночь в Петербурге".
В. Поленов "Золотая осень".

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.


2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.


3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему "Перелетные птицы"), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.


5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.


6. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) - .
    Ветер осенью (какой?) - .
    Дождь осенью (какой?) - .
    Листья осенью (какие?) - .


8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

    День, когда идет дождь, какой? - . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? - .
    Дождик, который идет осенью, какой? - .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? - .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - .
    Погода, которая бывает осенью, какая? - .
    Определи, чего не бывает осенью.
    - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    - Набухают почки, распускаются листья.
    - Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    - Дикие животные не делают запасы корма.
    Летом солнце яркое, а осенью .
    Летом небо светлое, а осенью .
    Летом день длинный, а осенью .
    Летом тучи ходят высоко, а осенью .
    Летом люди растят урожай, а осенью.
    Летом деревья стоят одетые, а осенью.
    - Лето - со снопами, осень- с пирогами.
    - В ноябре зима с осенью борется.
    - Холоден сентябрь, да сыт.
    Определи, чего не бывает осенью.
    - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    - Набухают почки, распускаются листья.
    - Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    - Дикие животные не делают запасы корма.

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят.
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)

А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.
    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.


16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу "Осень". Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.


17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".


18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".
П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".
В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".

19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. "Осенняя ночь в Петербурге".
В. Поленов "Золотая осень".

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

01.10.2007, 21:31
галина

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Перечисли чем занимаются люди осенью в доме саду и огороде.. Что делают люди осенью.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Перечисли чем занимаются люди осенью в доме саду и огороде.. Что делают люди осенью.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

Перечисли чем занимаются люди осенью в доме саду и огороде.. Что делают люди осенью.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай согородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Перечисли чем занимаются люди осенью в доме саду и огороде.. Что делают люди осенью.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

Перечисли чем занимаются люди осенью в доме саду и огороде.. Что делают люди осенью.

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Перечисли чем занимаются люди осенью в доме саду и огороде.. Что делают люди осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы можете здесь .

С Уважением. Елена Медведева.

Конспект по ознакомлению с окружающим

для разновозрастной группы по теме

Интеграция образовательныхобластей: речевое, социально – коммуникативное, познавательное , физическое,художественно – эстетическое (рисование) .

Цель: Закрепить и обогатить знания детей о труде людей осенью .

- активизировать словарь детей по теме , закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, подбирать слова-признаки и действия к словам;

- Развивать память, внимание, мышление;

- воспитывать познавательный интерес .

Используемые технологии: проблемно – игровая, ИКТ- технология, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Организационный момент: предлагаю детям картинки с изображением зимней природы и осенней и прошу убрать те , которые на их взгляд здесь лишние с обоснованием своего выбора.

- назовите предметы, которые вы видите на экране (лейка, грабли, лопата, тележка, ведро)

- где и для чего они применяются? (для работы в саду и в огороде)

1. Согласование прилагательных с существительными. ( Осень приглашает нас погулять по осеннему саду ). В какой сад мы пойдем ( осенний ) Какую одежду мы оденем? ( осеннюю одежду ) . Какие сапоги? ( осенние сапоги , какую шапку оденем? ( осеннюю шапку .) В путь! По какой дорожке мы пойдем? (по осенней дорожке .)

2. Упражнения на дыхание.

Давайте вдохнем свежий осенний ветер (поочередное вдыхание воздуха левой и правой ноздрей, выдох через рот.)

3. Рассмотрите картинки и скажите, чем заняты взрослые и дети (ответы детей.)

- какую работу выбирают люди на огороде? (ответы детей.)

- Зачем люди трудятся в саду и огороде ? (ответы детей.)

В огороде чучело шляпу нахлобучило (имитация движений надевания шляпы)

Руками машет, как будто пляшет (движения руками)

Это чучело – оно сторожить поставлено, (показывают, как стоит чучело)

Чтобы птицы не летали и горошек не клевали (имитация полета птиц.)

4. Работа на огороде.

Садоводы и огородники убрали урожай и побросали его весь в кучу, надо разложить его по ящикам.

5. Массаж – игра с шишками. Согреем наши руки с помощью шишек.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с шишками играть,

Будем с шишками играть

Наши руки согревать.

6. Развитие мелкой моторики. Давайте теперь обведем трафареты овощей и фруктов и их закрасим. (младшие дети только закрашивают готовые образцы) .

Давайте еще раз вспомним какую работу выполняют люди осенью в саду и в огороде и какие инструменты им для этого нужны.

Цель: Ознакомление с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей .

Задачи. Познакомить с трудом людей осенью . Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: проектор, листы бумаги, карандаши или краски.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, скажите, какое время года? А вы знаете, что происходит осенью ?

Дети. Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Воспитатель. Ребята, покажем ОСЕНИ , как вы знаете овощи и фрукты, любите трудиться в огороде . Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будетеотгадывать:

Очень важный он сеньор –

Вас простуда валит с ног?

Ешьте поскорей … (чеснок)

Зайчик весел, бодр и ловок –

Съел он дюжину… (морковок)

Под дождем она промокла,

Но свежа, румяна… (свекла)

Ох, наплачемся мы с ним,

коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький… (лук)

Воспитатель. Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Сегодня мы с вами поговорим о труде людей осенью . Будьте внимательны, отвечайте полными ответами и выполняйте все задания. Назовите предметы, которые вы видите.

Дети. Лейка, ведро, тяпка, лопата, вилы, тележка (Слайд 3)

Воспитатель. Где и для чего они применяются?

Дети. Для работы в саду, огороде.

Воспитатель. Что объединяет эти предметы и изображение осени ?

Дети. С помощью этих предметов люди могут работать в саду, на огороде.

Воспитатель. Как мы назовем эти предметы одним словом?

Дети. Это сельскохозяйственные инструменты.

Воспитатель. Сегодня мы узнаем, какую работу выполняют люди осенью в саду , огороде и для чего они это делают. Осень предлагает нам погулять по осеннему саду . В какой сад мы пойдем?

Дети. В осенний сад .

Воспитатель. Какую одежду наденем? Какие сапоги? Какую шапку? В путь! По какой дороге мы пойдём?

Воспитатель. Давайте вдохнём свежий осенний воздух . (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.) А сейчас рассмотрите рисунки и расскажите, чем заняты взрослые и дети ?

Дети. Взрослые и дети собирают урожай. (Слайд сад, фрукты)

Воспитатель. Зачем люди трудятся в саду , огороде?

Дети. Чтобы вырастить урожай. Чтобы зимой были витамины.

Что делают дети осенью. Заморозить уличные сокровища

Если у вас есть подходящая форма для кексов, которую не жалко использовать, то можно поиграть в ледяные уличные сокровища.

  • форма для кексов/крупная форма для льда
  • разные предметы, найденные в лесу или парке: камешки, листья, цветы, шишки и т. д.
  • вода

Изменился ли цвет шишек, которые оказались внутри льда? Как заморозились хвоинки? Что стало с камешками? Возьмите какие-нибудь мелкие игрушки и придумайте с ними приключения. Можно поиграть, например, как насекомые в поисках своих любимых цветов или шишек попали в ледяной мир — как их лапки примерзали, пока они пытались пробраться к растениям, и как они помогали друг другу не замерзнуть. А можно, наоборот, постараться все скорее растопить с помощью шприца, пульверизатора или чайника с теплой водой.

Работы в саду в октябре на кубани. Работы в саду в октябре

Работы в саду в октябре на кубани. Работы в саду в октябре

Октябрь в саду – это время. когда мы заканчиваем сбор урожая в наших садах, грядках и огородах. Мы рады осенним цветам. В эту пору, проявляется истинная красота осеннейи хризантемы. Это хорошее время для посадок новых деревьев и кустарников, стоит подумать, что следует изменить в саду.В октябре доступны дешевые саженцы деревьев и кустов с так называемой открытой корневой системой, не только фруктовые, но и для живых изгородей. Стоит заметить, что в это теперь саженцы роз продаются значительно дешевле, чем весной. Поэтому, мы планируем, мы сажаем, мы чистим грядки, удобряем почву и готовим сад к приходу зимы. Планируйте самые важные садовые работы в октябре !

Каким бывает октябрь?

Работы в саду в октябре на кубани. Работы в саду в октябре

Октябрь в саду

  • Мы заканчиваем сбор урожая в саду – последние яблоки и груши , поздние сорта сливы и айву . Крупные и здоровые плоды собираем в первую очередь, в то время как мелкие мы можем оставить на деревьях чуть дольше, однако не забывая собрать их до первых морозов (небольшие заморозки, до -3С, не опасны для яблок и груш).
  • До середины октября можно еще собирать сливы венгерки. Если не возможно всё съесть свежими, стоит их засушить. Это мы можем сделать за два дня – на протяжении одного дня сушим их в духовке при t 60С, а затем, на следующий день — досушивать при комнатной температуре.
  • Айва в сыром виде не очень вкусная, скажем так – на любителя. Зато из неё можно приготовить замечательную наливку – айвовку, или айвовое варенье. Следует помнить, что перед использованием айвы, плоды следует очистить от бархатистой кожуры, которая, если ее оставить, придаст неприятный привкус, напоминающий скипидар.
  • Собранные фрукты пересматриваем и сортируем. Для хранения отбираем только здоровые плоды, не червивые и без видимых повреждений. Фрукты сберегаем в холодном и не очень сухом помещении (если будет очень сухо, кожура может сморщиться).
  • Просматриваем деревья, удаляем пораженные болезнями участки и засохшие плоды, которые следует сжечь или глубоко закопать, чтобы они не стали источником заражения в следующем году. Удаляем также опавшие ветки с деревьев, которые начинают гнить.
  • Гриб, который вызывает рак фруктовых деревьев, вызывает появление на пораженных ветках наростов. После сбора урожая больные части мы должны обрезать. Мы режем в здоровых местах, отступив около 15см от больного места. Место среза, после, обрабатываем средством ускоряющим заживление.
  • Наступает идеальная пора, для применения в саду удобрений. Между деревьями и кустами разбрасываем навоз или компост . Из минеральных удобрений можно применять Азофоску (так же как и органические удобрения – рассыпаем между растениями).
  • Октябрь – отличное время для посадки деревьев и кустарников, особенно с открытыми корнями. Саженцы в контейнерах легче примутся. Растения можно сажать пока не замерзнет земля. Фруктовые деревья следует сажать на такую глубину, чтобы место прищепывания находилось на 5-10 см над землей, зато кусты крыжовника и смородины высаживаем на 5-7 см глубже, а голубику, малину на 2-3 см глубже, чем они росли в питомнике. После посадки обильно подливаем и обсыпаем мелкой мульчей , которая будет защищать корни, от перепадов температур. Посаженые деревья не следует подрезать – мы это сделаем весной.
  • Вокруг деревьев и кустов следует удалить сорняки . Благодаря этому мы задержим их появление весной. Также мы ограничим существование грызунов, которые в зарослях из сорняка, могут создать зимние укрытия.
  • Если в вашем саду появилась парша яблони или груши, следует произвести опрыскивание 5% раствором мочевины. Эта процедура ускорит процесс разложения листьев вместе с грибком, возбудителем болезни.

Осенние работы в поле. Осеннее удобрение.

Осенние работы в саду и огороде обязательно включают в себя внесение удобрений и различных питательных подкормок. В разное время растения в саду и огороде нуждаются в разных соотношениях питательных веществ. Осенью требуется повышенное содержание фосфора и калия. Эти макроэлементы способствуют хорошему вызреванию древесины, накоплению веществ, необходимых для перезимовки и хорошего весеннего старта, положительно влияют на рост корней и формирование будущего урожая, повышают устойчивость растений к некоторым заболеваниям. Так же они полезны для улучшения вкусовых качеств плодов и их интенсивного окрашивания.

А вот азотные подкормки осенью необходимо исключить. Этот элемент провоцирует несвоевременный рост побегов и затрудняет вызревание древесины. В результате не успев подготовится к холодам, деревья и кустарники легко повреждаются даже небольшими морозами.

Вносить удобрения можно и в жидком, и в сухом виде. Раствор удобрений готовят согласно инструкции (превышать рекомендуемую концентрацию не следует) и поливают растения под корень. Внекорневые подкормки осенью не проводят: листья в это время грубые, защищены плотной покровной тканью, практически не способной пропускать различные вещества.

Сухие удобрения равномерно распределяют по всему приствольному кругу, после чего почву неглубоко перекапывают или рыхлят. Хороший результат дает внесение удобрений в ямки. Для этого вокруг дерева или кустарника делают 3 — 4 ямки глубиной 20 — 25 см, необходимую дозу удобрений равномерно распределяют по ямкам, ямки закапывают. Не следуют делать ямки слишком близко к стволу: удобрения поглощаются только всасывающими корнями. расположены они примерно по периметру кроны. После внесения сухих удобрений растения необходимо полить.

Нельзя оставлять удобрения на поверхности почвы: калий и фосфор медленно перемещаются вглубь почвы, к тому же фосфор легко поглощается почвенными частицами, становясь недоступным для растений.

Если в саду почва кислая, вносят раскислители (доломитовую муку, известь, мел). Полезно вносить золу . Это не только хороший раскислитель, но и источник зольных элементов. Но предварительно для определения нормы определяют кислотность почвы в вашем саду.

Соответствующие дозы препарата указаны на упаковке. Кислотность почвы желательно проверять ежегодно, ведь большинство минеральных удобрений способствует подкислению почвы.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе .

2. Расширять представление о труде сельских жителей , Формировать интерес к людям новых профессий – фермер, овощевод, хлебороб, животновод.

3. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей . Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда .

Здравствуйте ребята. Вы любите играть? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадки, слушайте внимательно.

Опустел наш школьный сад

Журавли на юг летят,

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?

Все мрачней лицо природы,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

Поле черно белым стало?

Падает то дождь то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы? ( Осень ) правильно. Это осень . И речь сегодня пойдет об Осени .

Скажите, что нам приносит осень ? -своиплоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном. Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос)

• Большой или маленький;

• Где растет в саду или на огороде;

• Что можно приготовить.

Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте мы с вами попробуем разобрать загадку в ребусе. Но и при этом получить отгадку.

Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?

Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ

3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.

Назвать приметы этих времен года.

Сравнить их между собой.

Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.

Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.

Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море и т. п., а осенью идут в школу.

Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

- Люди собирают урожай овощей, фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

Три воробья — пять … и т. д.

Предложите ребенку закончить предложения:

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Читайте также: