Лилии не прядут не пашут

Обновлено: 05.10.2024

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я.

Беседы на псалмы. На псалом 110.

Прп. Нил Синайский

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут

Не иметь попечений свойственно душе совершенной, а сокрушать себя заботами душе нечестивой. О совершенной душе сказано, что она якоже крин в тернии (Песн. 2, 2), а сие означает душу, которая среди заботящихся о многом живет без попечений. Крин и в Евангелии означает душу не имеющую попечений; ибо сказано: не труждается, ни прядет, а паче Соломона облекается славою. О тех же, которые имеют много забот о телесном, говорится: все житие нечестиваго в попечении (Иов. 15, 20). И подлинно нечестиво распространять попечение о телесном на целую жизнь, – и не оказывать никакой заботы о будущем.

Творение.

Блаж. Иероним Стридонский

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут

См. Толкование на Мф. 6:27

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не одними только неразумными птицами Он стыдит нас, но и кринами, которые усыхают. Если Бог так украсил их, хотя это не являлось необходимым, то не тем ли более Он удовлетворит нашу нужду в одежде? Показывает также, что хотя бы и много заботился, однако ты не сможешь украсить себя подобно кринам, ибо мудрейший и изнеженный Соломон за все время своего царствования не мог надеть на себя что-либо подобное.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И о одежди что печетеся; Смотрите крин селных, како растут: не труждаются, ни прядут

Кринами в этом месте назвал всякие цветы, что видно из слов: Яко един от сих (Мф. 6, 29). Но почему Он говорит о произрастании, между тем как речь зашла об одежде? Потому что выражение растут Он употребил ради листьев, которые служат одеждою каждому цветку. Обратите внимание, говорит, на полевые цветы, как они растут в листьях, которые сколько растут, столько и украшают.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут

Полевые лилии. Новое доказательство могущества и благости Отца Небесного, пекущегося о всем со­творенном, что научает человека не заботиться чрез­мерно о своих телесных потребностях. Вот, например, лилии полевые, разные виды которых растут на Вос­токе в диком состоянии, на полях; о них не заботит­ся попечительная рука человека, и сами они не забо­тятся приготовлять себе одежды.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Смотрите крин сельных (посмотрите на полевые лилии). Разумеются лилии, разные роды которых растут на востоке в диком состоянии. Ни Соломон во всей славе своей облечеся (не одевался так), яко един от сих (как всякая из них). Известно, что Соломон, сын Давида, третий царь Еврейский, преимущественно пред другими отличался богатством, пышностью и великолепием царским. И здесь та мысль, чтобы чрез указание на могущество и благость Отца небесного, пекущегося о полевых лилиях, как равно и обо всем сотворенном, доказать, что не следует чрезмерно заботиться о телесных потребностях, т. е. более, чем о духовных. Аще сено сельное (полевую траву), днесь суще и утре в пещь вметаемо (которая сегодня есть, а завтра брошена будет в печь), Бог тако одевает: не много ли паче (кольми паче) вас, маловеры? Если же Отец небесный так печется и об этой, можно сказать, ничтожной траве, которая завтра может засохнуть или будет брошена в печь; то не тем ли более печется Он о таком творении, каков человек? А поэтому к чему же чрезмерная заботливость? – Само собою разумеется, что указанными словами о растениях и птицах, которые не трудятся, а Бог Сам заботится о них, подобно как и словами: Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете и проч., – Спаситель не запрещает трудиться для удовлетворения житейских нужд, так как это совершенно необходимо, пока мы живем на земле. Запрещается же излишняя заботливость, т. е. такая, как будто мы не имеем Бога – Промыслителя.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут

Если человек не должен чрезмерно заботиться о питании, то излишни для него также большие заботы и об одежде. Вместо “посмотрите” в некоторых текстах “научитесь” или “поучитесь” (καταμάθετε) — глагол, подразумевающий больше внимания, чем “взгляните” (έμβλέφατε). Полевые лилии не летают по воздуху, а растут на земле, людям можно с большею легкостью наблюдать и изучать их рост (теперь — αύξάνουσιν). Что касается самых полевых лилий, то одни разумеют здесь “императорскую корону” (fritillaria imperialis, κρίνον βασιλικόν), дико растущую в Палестине, другие amaryliis lutea, которая с своими золотисто-лиловыми цветками покрывает поля Леванта, третьи так называемую Тулееву лилию, которая очень велика, имеет пышную корону и неподражаема по своей красоте. Она встречается, хотя, кажется, и редко, на северных склонах Фавора и холмах Назарета. “Сказав о необходимой пище и показав, что о ней не нужно заботиться, Он переходит далее к тому, о чем еще менее надобно заботиться, потому что одежда не так необходима, как пища” (святой Иоанн Златоуст).

Троицкие листки

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут

В лилии, как в символическом изображении христианства, удивительно точно отразились главные черты учения Христова: чистота и непорочность идеалов, способность успокаивать в человеке боль душевную, излечивать сердце и душу, и через исцеление души очищать и укреплять тело.

Этот прекрасный цветок своим существованием показывает человеку целый ряд удивительных и поучительных примеров. Например, леопардовая лилия обладает удивительным свойством, проявляющимся в по истине неукротимой тяге к жизни. Если клубень-луковицу этой лилии разрезать на маленькие кусочки и посадить их в почву, то каждый кусочек, борясь за свое существование, пустит корни и со временем подарит миру удивительный цветок, благоухающий нежным ароматом. Так и рассеянные по свету христиане (подобно разрозненным кусочкам луковицы лилии), где бы они ни оказались и в каких условиях не находились, будут продолжать жить и проповедовать среди людей спасительное учение Христово, которое, попав в человеческую душу, расцветет прекрасным цветком духовного совершенства и распространит дивный аромат истины, радуя сердце и просвещая своей красотой разум.

В Своих словах Иисус Христос использует Соломона, как пример человека, имевшего и носившего красивую одежду. Иисус Христос говорит Своим слушателям о том, что даже Соломон мудрый во время своей славы и величия не одевался так роскошно, как всякая лилия. У читателя разбираемых слов Иисуса Христа может возникнуть вопрос, почему два творения Божиих, Соломон и трава – лилия полевая, Богом были одеты по-разному? Как явствует из разбираемой фразы, лилия полевая имела лучший наряд, чем царь израильского народа Соломон мудрый. А ведь в отличии от лилий, Соломон является человеком – венцом творения Божьего.

Анализируя эту фразу, можно сказать о том, что в ней рассматривается сравнение между Соломоном и лилией полевой. И это сравнение касается не только их наряда, но и образа жизни, в котором выигрывает лилия. Люди, изучавшие жизнеописание Соломона, знают о том, что он имел грехи, в которых впоследствии каялся. Так, например Соломон предавался безудержному блуду со своими наложницами, любил роскошь, копил сокровища. Соломон имел семьсот жен и триста наложниц. ( 3Цар.11:3 ) А в книге Песнь песен 6,8 говорится о шестидесяти царицах, восьмидесяти наложницах, и девицах, не имеющих числа. Но в книге правил ( Втор.17:14–20 ) запрещается царю иметь много жен, заводить много лошадей и накапливать множество серебра и золота.

Но главным грехом Соломона было то, что он поклонялся идолам своих наложниц, отуманенный их соблазнами и любовью. Так, например Соломон, поставив жертвенники, служил таким мерзким языческим идолам как Астарте, Хамосу и Молоху. А всем своим чужеземным женам разрешил служение их богам и совершение им каждений и жертвоприношений. ( 3Цар.11:4–8 ) То есть мудрейший из царей тем, что преступал законы Бога, согласно представлениям древних евреев, поступал как безумец.

К тому же над Соломоном Господь произвел суд, наказав Соломона тем, что царство его после смерти его распадется. И сын Соломона будет царствовать над малой частью некогда великого царства.

В отличии от Соломона, лилии полевые, как творения Господа, вели себя более осмотрительно и приведены в разбираемых словах Иисуса Христа как пример не отягощенного грехом служения Господу. Лилии полевые как любое творение Божье, имеют определенную природу, цель и предназначение своего существования. И в отличие от того времени, когда перед потопом всякая тварь извратила свою природу, лилии в данном примере жили, не нарушая законов развития данных им Богом. Заложенная в них Господом сила жизни формировала росток, пробивавшийся к поверхности земли, затем стебель, листья и цветы.

Лилии не только своей красотой украшали мир и радовали людей, но и помогали человеку исцелять болезни и утолять голод, выполняя Божье предначертание своего существования. Потому лилии, как символ послушания и исполнения Божьих законов, более достойны красивой одежды и привлекательного наряда. Эта мысль и нашла свое отражение в разбираемых словах Спасителя о том, почему лилии имеют более прекрасный наряд, чем Соломон, и образно изложена в аллегорическом примере о том, что лилии полевые красивее одеты Богом, чем царь Соломон одевался во время своего величия.

Однако человек должен обратить свое пристальное внимание на лилии, посмотреть на то, как лилии растут, и увидеть при внимательном рассмотрении тот факт, что лилии процессом своего роста, то есть своей жизнедеятельностью, как творения Божьи, не отступают от Божьих предписаний, ничем не развращая свою природу.

В данном случае лилии взяты как образец истинного исполнения воли Божьей, как воплощение чистоты и красоты душевной. А рост и развитие лилии, на которые советует обратить внимание Иисус Христос, символизируют рост духовного развития человека, нравственное совершенствование его души.

Не покидая Соломона, Господь Бог через обстоятельства и ситуацию всячески наставлял его на путь истинный, пока не привел его к покаянию и просветил его разум светом правды. Поэтому человек не должен быть маловером, а во всем должен доверять Богу, во всём соблюдать заповеди Божьи, не заботясь о красивых одеждах и мирских удовольствиях, а ища Царства Божьего и спасения души.

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Сравнение переводов: От Луки 12:27 / Лк 12:27

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всем своем величии не одевался так, как любая из них.

Современный перевод РБО RBO-2015

Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут. Но, говорю вам, сам Соломон, при всем своем блеске, не одевался так, как любая из них.

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.

Посмотрите, как растут полевые цветы. Они не трудятся, не прядут, но говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не был одет, как любой из этих цветов.

Посмотрите, как растут полевые цветы. Они не трудятся, не прядут; но, говорю вам, даже Соломон во всей своей славе не был одет, как любой из этих цветов.

Подумайте о лилиях, как они растут: не трудятся и не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей никогда не одевался, как любая из них.

Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже царь Соломон во всем своем величии не одевался так, как хотя бы одна из них.

Взгляните на то, как растут лилии. Они не трудятся, не прядут, но поверьте, даже Соломон в расцвете своей славы не одевался так, как любая из них.

Представьте себе, как растут дикие ирисы. Они не работают и не прядут. И всё же говорю вам, даже Соломон во всей своей славе не одевался так великолепно, как они.

Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут. Но говорю вам: даже у Соломона, при всем его великолепии, не было таких нарядов, какие есть у них.

Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон в величии своей славы не одевался так, как любая из них.

Посмотрите на лиліи, какъ онѣ растутъ; не трудятся, не прядутъ; но Я вамъ говорю: и Соломонъ во всей славѣ своей не одѣвался, какъ всякая изъ нихъ.

Подумайте, как растут лилии — не трудятся, не прядут; но Я говорю вам, что сам Соломон во всей славе своей никогда не наряжался так, как любая из них.

Смотри́те крі́ны, ка́кѡ растѹ́тъ: не трѹжда́ютсѧ, ни прѧдѹ́тъ: глаго́лю же ва́мъ, ѩ҆́кѡ ни соломѡ́нъ во все́й сла́вѣ свое́й ѡ҆блече́сѧ, ѩ҆́кѡ є҆ди́нъ ѿ си́хъ.

Смотрите крины, како растут: не труждаются, ни прядут: глаголю же вам, яко ни соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих.

Параллельные ссылки — От Луки 12:27

В ссылках на псалмы могут быть ошибки, ввиду разночтения русской и английской нумераций. Заметили неточность — сообщите нам.

Некто из народа сказал Иисусу: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

Если мы воспримем эту тайну и будем заботиться о наших душах, о вечности — о том, что больше, чем земная жизнь, — тогда нам станет понятно, что Бог, несомненно, позаботится об остальном. Мы знаем чудесные примеры из Священного Предания — как преподобная Мария Египетская ушла в пустыню всего с несколькими хлебами на много лет подвига. Вообще все жизнеописания святых полны рассказов о том, как малое количество пищи при благодати Божией, иногда несколько зерен, оказывалось достаточным, чтобы поддержать телесные силы человека.

И посмотрите с размышлением на цветочки полевые. Есть много доброго и полезного, чему они нас научают на каждый день. Задумайтесь о том, какие они хрупкие. Они — трава полевая. Но и всякая плоть — трава, говорит нам слово Божие. Завтра эта трава полевая, пройдет немного времени, засохнет и будет брошена в огонь.

Мы не должны думать, во что мы оденемся завтра, потому что завтра, может быть, нам понадобятся совсем другие — погребальные — одежды. Цветы не трудятся, не прядут, но посмотрите, как прекрасны они! Посмотрите, как и из чего они растут! Корни их зимою погребены под землей, и кажется, уже вообще никаких цветов не будет, но когда наступает весна, они восходят из-под земли, из этого холода и мрака, вырастают таким сиянием и красотой, что даже Соломон во всей славе своей не имел таких одежд, говорит Господь. Он говорит о том, чтобы мы облекались в Его совершенство и красоту, потому что мы не хотим совлечься со смертью нашей, но облечься, чтобы смертное было поглощено жизнью, как говорит апостол (2 Кор. 5, 4).

Но пусть никто не настраивается на мечтательность. Христос нигде не говорит, что мы не должны для земного трудиться. Это не только законно, это наш христианский долг. Праздность — искушение Бога вместо детского доверия Ему, какое должно быть у души человеческой. Мы должны трудиться для земного, но есть несравненно более надежный и легкий, хотя трудный путь для того, чтобы все получить нужное нам, — это искание Царствия Божия и правды Его.

Святитель Феофан Затворник говорит, что мы должны исполнять свои каждодневные труды, но — добавляет он образно — как бы прикасаясь к ним только кончиками пальцев. Это не значит, что мы должны их исполнять небрежно. Нет, мы должны так смиренно исполнять земное служение, чтобы кончиками пальцев касаться тайны жизни.

Читайте также: