Лишайники автотрофы или гетеротрофы

Обновлено: 07.07.2024

4. Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.
1) Верно только А
2) Верно только Б+
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

5. Основные типы слоевища лишайников:
1) накипные+
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые+
6) кустистые+

6. Соотнести процессы жизнедеятельности лишайника и компоненты его слоевища:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органические вещества
В. Образуют органические вещества на свету
Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы
Компонент слоевища
1) Клетки водоросли
2) Гифы гриба
Ответ:1212

7. Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (1). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется … (2). Грибы снабжают весь организм водой и … (3). Такой тип взаимоотношений называется … (4).
Словарик:
1) Симбиоз.
2) Гриб.
3) Корневое питание.
4) Минеральные вещества.
Ответ:2341

8. Что образуется взаимовыгодным сожительством гриба и водоросли?
1) микоризу
2) лишайник+
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба

9. Какую роль играет гриб в составе лишайника?
1) автотрофа
2) гетеротрофа+
3) хищника
4) жертвы

10. Что характерно клеткам водоросли в теле лишайника?
1) производят органические вещества+
2) паразитируют на гифах гриба
3) поглощают готовые органические вещества
4) разрушают нити грибницы

11. Прочитайте утверждения под А и Б и выберите верный ответ:
А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения+
4) Неверны оба суждения

12. Чем происходит размножение лишайников?
1) частями слоевища+
2) спорами+
3) семенами
4) побегами
5) половым путем+
6) почкованием

13. Соотнесите процессы жизнедеятельности лишайника и способы его питания:
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Клетки водоросли образуют углеводы
Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью
Способ питания
1) Автотрофный
2) Гетеротрофный
Ответ:1122

14. Заполните пропуски, вставив слова из словарика, и полученную комбинацию запишите в ответ:
К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (1). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (3) и состоит из … (3). Питание гриба происходит в результате … (4).
Словарик:
1) Плодовое тело.
2) Всасывания питательных веществ.
3) Ножки и шляпки.
4) Мухомор.
Ответ:4132

15. Способ размножения лишайника:
1) при помощи спор
2) вегетативно+
3) половым путём
4) всё вышеперечисленное

16. Лишайники по способу питания являются:
1) к гетеротрофами
2) к автотрофами
3) к хемотрофами
4) к миксотрофами+

17. Название тела лишайника?
1) побег
2) мицелий
3) таллом+
4) микориз

18. Самой простой формой лишайника является:
1) накипная+
2) кустистая
3) листоватая

19. Какая наука изучает лишайники?
1) ботаника
2) бриология
3) микология
4) лихенология+

20. К чему не относятся лишайники?
1) растениям
2) грибам
3) водорослям
4) особым симбиотическим организмам+

22. Для чего используют лишайники?
1) чистоты воздуха+
2) чистоты воды
3) плодородия почв

23. Лишайник основа корма для:
1) для домашних животных
2) для человека
3) для перелётных птиц
4) для северных оленей+

24. Чего нет у тела лишайника?
1) коркового слоя
2) сердцевина
3) ризоиды
4) ксилемы+

25. Основной функцией сердцевины лишайника является:
1) укрепляет слоевище;
2) выполняет фотосинтез;
3) проводит воздух к клеткам водорослей.+

26. Название тела лишайника:
1) грибница;
2) слоевище;+
3) плодовое тело.

27. Какой тип имеют слоевища лишайника?
1) прямостоячий;
2) кустистый;+
3) чешуйчатый.

28. Каким путем происходит размножение лишайников?
1) половым путем;
2) бесполым путем;
3) половым и бесполым путем.+

29. Автотрофными компонентами лишайника являются:
1) бурые и зеленые водоросли;
2) только зеленые водоросли;
3) зеленые водоросли и цианобактерии.+

30. Что получает водоросль от гриба в составе лишайника?
1) воду и минеральные соли;+
2) воду и углеводы;
3) кислород, воду и минеральные соли.

31. Гетеротрофный компонент лишайника:
1) зеленые водоросли;
2) грибы;+
3) грибы и зеленые водоросли.

32. Чем крепятся листоватые лишайники к субстрату?
1) слоевищем;
2) толстой короткой ножкой;+
3) гифами гриба.

33. Чем крепятся накипные лишайники прикрепляются к субстрату?
1) нижней корой;
2) при помощи специальных выростов слоевища;
3) при помощи ризоидов.+

34. Группа организмов, которая могла бы распространиться первой на новообразованном вулканическом острове:
1) папоротники;
2) лишайники;+
3) хвощи.

35. Главным отличительным признаком лишайника:
1) от наличия пигментов;+
2) от цвета слоевища;
3) от окраски лишайниковых кислот;+
4) от цвета водоросли;
5) от условий освещения.+

36. Название слоевищ лишайников, которые внутри деревьев и камней:
1) изолированные;
2) эндолитные;+
3) сапрофитные;
4) эндофлеодные;+
5) внутренние.

37. Значение лишайников:
1) разрушают горные породы+;
2) обеспечивает растения органическими веществами;
3) используется в парфюмерной промышленности;+
4) составляют покров тундры;+
5) вред судоходству.

38. Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:
А) Листоватый
Б) Кустистый

1) Уснея
2) Кладония
3) Пельтигера
4) Леканора
5) Пармелия
6) Цетрариа
2) названием лишайника и характерными признаками:
Ответ: А – 5, ; Б – 1, 2, 6.

39. Соотнесите названия лишайников с их типом слоевища:

1) Уснея
2) Пармелия
3) Возможность отделения таллома от субстрата возможно крупными фрагментами.
4) Возможность отделения таллома от субстрата возможно целиком.
А) Листовидные пластинки.
Б) Имеет вид разветвленного кустика.
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 4.

40. Какими организмами считаются лишайники?
1) паразитами
2) хищниками
3) симбионтами+
4) сапротрофами

41. Отметьте лишайники, которых не существует:
1) кустистые
2) древовидные+
3) листоватые
4) накипные

42. Симбиозом называют совместное проживание организмов:
1) взаимополезное+
2) полезное для одного
3) взаимовредное
4) вредное для одного

43. Где растут лишайники?
1) всюду, даже в Антарктиде
2) всюду, где чистый воздух
3) всюду, даже в пустыне
4) все ответы правильны.+

44. Часть лишайника, имеющая хлорофилл:
1) гриб
2) водоросль+
3) грибница
4) и гриб и водоросль

45. Ягелем считается лишайник, который живет:
1) на скалах
2) на стволах деревьев
3) в тундре +
4) в еловом лесу.

46. Найдите лишайник:
1) кукушкин лен
2) сфагнум
3) ксантория +
4) ламинария
5) мукор

47. Организмы, участвующие в образовании лишайников:
1) только моховидные, или мхи
2) только синезеленые водоросли
3) только зеленые водоросли
4) только синезеленые или зеленые водоросли+
5) моховидные, синезеленые или зеленые водоросли

51. Эти организмы выполняют функции поглощения воды и растворения в ней минеральных веществ, а также для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев:
1) грибы+
2) зеленые водоросли или цианобактерии
3) моховидные
4) красные и бурые водоросли

52. Не будет функцией грибов, которые образуют лишайники:
1) поглощают воду
2) создают тень для водорослей
3) синтезируют органические вещества во время фотосинтеза+
4) служат для прикрепления лишайников к земле, камням и коре деревьев
5)поглощают минеральные соли

53. Группа химических соединений, с помощью которых лишайники разрушают горные породы:
1) минеральные соли
2) кислоты+
3) щелочи
4) белки

54. Тип слоевища лишайников с наиболее простым строением:
1) накипное (корковое)+
2) листоватое
3) кустистое

55. Тип слоевища лишайников с наиболее сложным строением:
1) накипное (корковое)
2) листоватое
3) кустистое+

Их называют симбиотрофные организмы, потому что состоят их мицелия гриба, ппоставляющего воду и элементы минерального питания и водоросли, отвечающей за фотосинтез. В трёхкомпонентных лишайниках есть ещё и синезелёные, отвечающие за азотфиксацию. А автогетеротрофы это организмы, тип питания которых меняется в зависимости от условий. Эвглена, например.

Они имеют 2 типа питания: автотрофное и гетеротрофное. Т. е. они могут синтезировать органические вещества из неорганических при фотосинтезе. А когда фотосинтез не доступен, они могут использовать другой тип, т. е. потреблять уже готовые органические вещества.

Тип урока: комбинированный, практическая работа "Внешнее строение лишайников".

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала
    1. История изучения лишайников
    2. Внутреннее строение лишайников.
    3. Внешнее строение лишайников. Практическая работа "Внешнее строение лишайников".
    4. Размножение лишайников.
    5. Значение лишайников в природе и жизни человека.

    Основные понятия темы: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.

    Оборудование: презентация; гербарий "Виды лишайников"; таблица "Лишайники"; образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.

    Ход урока

    Деятельность учителя Деятельность учеников
    1. - С какими живыми организмами мы познакомились на прошлых уроках?

    - А кто из вас вспомнит, как называются те и другие организмы?

    Растения - это автотрофы.

    На сегодняшнем уроке нас ждет необычное путешествие и встреча с интересным ученым. Итак, мы начинаем:

    С помощью волшебных часов времени мы перенесемся с вами в 371-286 года до н.э. в гости к ученому Теофрасту. Слайд 3. Теофраста называли "отцом ботаники" и в его коллекции мы обнаружили два интересных биологических объекта - Уснею и Рочеллу. Слайд 4.

    - Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

    Вы отчасти правы, т.к. во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали "хаосом природы" и "убогой нищетой растительности".

    Карл Линней в 1735 год в своей работе "Система природы" описал 90 видов лишайников и включил их в состав наземных водорослей. Слайд 5.

    Русский ученый А.Н. Бекетов в1860 году предложил назвать эти организмы лишайниками. Слайд 6.

    В 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер описал биологию лишайников как "двойных организмов" состоящих из гриба и водоросли. Слайд 7.

    Ученый историк (ученик в роли ученого).

    - Как вы думаете, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники? К грибам, к растениям?

    Сейчас лишайники выделены в отдельную группу и их изучением занимается наука лихенология. Слайд 9. Эти живые организмы известны были еще в IV - III в.в. до н.э.. Живут лишайники долго до 80-100 лет. В северных областях можно встретить лишайники, возраст которых около 600 лет. Слайд 10. Растут лишайники медленно, вырастая за год на 1,5 мм. В настоящее время известно около 25 тыс. видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Но до сих пор почти каждый год ученые обнаруживают и описывают новые неизвестные виды лишайников.

    Я предлагаю вам ненадолго стать учеными лихенологами.

    И вместе с нашим гостем, ученый лихенолог, детально познакомиться с этими интересными организмами, с их внутренним строением.

    Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

    - Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? В чем особенности слоевища?

    - Обратите внимание на экран. Слайд 11.

    Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водоросли. Самый верхний слой (обратите внимание, образован плотно переплетенными нитями гриба) называется корой.

    - Как вы думаете, какова его функция?

    Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой - водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей.

    - Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

    Лишайники являются автогетеротрофными Слайд 12. компонентами биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений.

    Молодцы! Совершенно верно. Центральная часть-это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами.

    - Ребята, вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева?

    Записывают название науки, изучающей лишайники, лихенология.

    Записывают количество видов.

    Ученый лихенолог (ученик в роли ученого)

    У водорослей. Тело водорослей не имеет тканей, не разделено на органы.

    Дают ответ. Защита.

    Дают ответ. Участие в процессе фотосинтеза.

    Слоевище лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме, размеру, цвету, строению.

    - Следующим этапом нашего урока станет практическая работа. (Приложение 1).

    - Какие же бывают слоевища у лишайников? Слайд 13.

    Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: Слайд 14.

    мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

    просто отламывающимися кусочками слоевища;

    особые выросты, содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

    гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения - спорами и вегетативно.

    Значение лишайников в природе и в жизни человека огромно, это:

    являются первопоселенцами безжизненных пространств (лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах); Слайд 15.

    принимают участие в первичном почвообразовании (отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения);

    разрушители горных пород (выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы); Слайд 16.

    пища для диких копытных и человека (лишайник Аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: "Манна! Манна! С неба падает Манна!". Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается он и в Кыргызстане и Туркмении);

    корм для одомашненных животных (корм для северных оленей, ягель - олений мох); Слайд 17.

    сырье для химической промышленности

    (скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рогеллами. Из него получают лакмус - специальный реактив, который используется в химических лабораториях для определения реакции раствора);

    получение различных природных красителей

    использование в медицине (в Исландии лишайник "исландский мох" растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных лесах. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы);

    использование в парфюмерной промышленности (стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием "дубовый мох", парфюмеры считают его незаменимым в производстве пудр, приготовлении различных косметических экстрактов и настоев);

    использование в пищевой промышленности (в Египте и Турции "дубовый мох" с давних пор употребляется еще для ароматизации хлеба. Некоторые виды лишайников накапливают довольно много крахмала и небольшое количество сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт);

    индикатор загрязнения воздуха (лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы), особенно к соединениям серы и свинца).

    - Для закрепления изученной сегодня темы попробуйте выполнить следующие задание: Слайд 18.

    - Что такое симбиоз?

    - Где встречаются лишайники?

    - Какое значение имеют лишайники для биогеоценозов?

    - Почему лишайники считают индикаторами состояния окружающей среды?

    - Какова роль лишайников в образовании почвы?

    - Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.


    Удивительные организмы - эти лишайники. Слайд 19, Слайд 20.

    Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли

    Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный

    Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на голой бесплодной поверхности

    Первым появляется лишайник, разлагая горную породу

    Превращая её в плодоносную почву. Он забирается

    Далее всех растений на север, выше всех в горы

    Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;

    Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли

    И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

    Лишайники являются А) гетеротрофами Б) автотрофами В) автогетеротрофами Помогите пожалуйста !


    В)Так как лишайник - симбиотический организм ( гриб и водоросль)У гриба - гетеротрофный тип питания.

    У водоросли - автотрофный.


    По 7 примеров автотрофов и гетеротрофов, на два столбика, помогите пожалуйста : )?

    По 7 примеров автотрофов и гетеротрофов, на два столбика, помогите пожалуйста : ).


    Помогите пожалуйста Синквейн по биологии к слову автотрофы и гетеротрофы?

    Помогите пожалуйста Синквейн по биологии к слову автотрофы и гетеротрофы.


    Представители автотрофов и гетеротрофов?

    Представители автотрофов и гетеротрофов.


    Автотрофы и гетеротрофы?

    Автотрофы и гетеротрофы.


    Что такое автотрофы гетеротрофы и сапрофиты?

    Что такое автотрофы гетеротрофы и сапрофиты?


    Пожалуйста помогите?

    Определения : Фотосинтез, эукариоты, прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, симбиоз.


    Что называют гетеротрофами и автотрофами?

    Что называют гетеротрофами и автотрофами?


    Приведите примеры организмов(названния) гетеротрофы + голозои гетеротрофы + сапрофиты гетеротрофы + паразиты автотрофы + гетеротрофы + голозои?

    Приведите примеры организмов(названния) гетеротрофы + голозои гетеротрофы + сапрофиты гетеротрофы + паразиты автотрофы + гетеротрофы + голозои.


    Подскажите, кто является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГЕТЕРОТРОФАМИ : грибы или лишайники?

    Подскажите, кто является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГЕТЕРОТРОФАМИ : грибы или лишайники?


    По способу питания грибы являются : А)гетеротрофами Б)автотрофами В)фототрофами Г)автотрофами и гетеротрофами?

    По способу питания грибы являются : А)гетеротрофами Б)автотрофами В)фототрофами Г)автотрофами и гетеротрофами.

    На этой странице находится вопрос Лишайники являются А) гетеротрофами Б) автотрофами В) автогетеротрофами Помогите пожалуйста ?, относящийся к категории Биология. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Биология. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


    Когда человек спит он видит сон любой сон. Человек отдыхает а мозг работает даже мы когда спим нам снится либо страшный сон либо интересный сон. Сон даже может предсказывать судьбу и так далее.


    Находится на верхушке стебля и кончике корня.


    В задаче пропущено с какой группой крови родился первый сын, но нам это и не сильно важно. Известно, что гемофилия болезнь сцепленаая с полом, то есть передается она только через половые хромосомы, так как оба родители здоровы, отец не может быть пе..


    К ночным животным отправила уважением мышь, а к ночным растениям многолетник.


    1. Утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно, можно на оснозании данных палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и пространстве. Ископаемые остатки (окаменелости, отпечатки) растений свидетельствую..


    Ответ находиться по номером два.


    2)Природа, в которой обитает живой организм.


    Количество половых хромосом удрозофилы равно n = 4.


    ДНК ТАА - ГЦТ - АЦЦ - ГЦЦ иРНК АУУ - ЦГА - УГГ - ЦГГ тРНК УАА, ГЦУ, АЦЦ, ГЦЦ - , ала, тре, ала.

    Читайте также: