Лишайники разрушают скалы с помощью

Обновлено: 07.07.2024

Лишайники — своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут — за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые — на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.

Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Разрастаясь, мхи и травы затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники со временем исчезают с этого места. Лишайникам вертикальных поверхностей засыпание не грозит — они разрастаются и разрастаются, впитывая влагу дождей, рос и туманов.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые.

Типы лишайников. Морфологические особенности

Лишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.

(около 80% всех лишайников)

Вид корочки, тонкой плёнки, разных цветов тесно сросшихся с субстратом

В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, различают:

  • эпилитные
  • эпифлеоидные
  • эпигейные
  • эпиксильные

на поверхности горных пород;
на коре деревьев и кустарников;
на поверхности почвы;
на гниющей древесине

Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники)

Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок.

Монофильное — вид одной крупной округлой листовидной пластинки (в диаметре 10—20 см).

Полифильное — слоевище из нескольких листовидных пластинок

Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф

На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.

Встречаются неприкреплённые, кочующие формы

Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней

Кустистые.
Высота маленьких — несколько миллиметров, крупных — 30—50 см

Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями

Эпифиты — на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища.

Напочвенные — нитевидными ризоидами

Уснея длинная — 7—8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах

Это высший этап развития слоевища

В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

Строение

Слоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.

Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).


Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.


Питание

Питание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу).

Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.

Внутреннее строение

Это своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла; сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами.

По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв.


Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.

У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи.

У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища.

Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию.

Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое.

Размножение

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём.

Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями.

При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.

Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях.

Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).

Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества.

Лишайники видят все, но мало кто обращает на них хоть какое-то внимание. Растёт себе трава не трава, мох не мох, да и пусть растёт. Разве что лишайник будет уж слишком бросаться в глаза — на старом дереве или стене какого-нибудь здания. Да и самим лишайникам практически ничего не нужно от окружающего мира. Была бы поверхность, к которой можно прикрепиться, да воздух с небольшим количеством водяного пара. Больше лишайники ни в чём не нуждаются — в минимальных количествах воды содержится всё необходимое для их жизни.

Лишайники могут быть самой разнообразной формы, от тончайшей плёнки на камне до ветвистых кустов. Несмотря на то, что встретить их можно практически везде, учёные долгое время не уделяли лишайникам особого внимания. Их можно понять — в мире существует масса куда как более интересных живых организмов. Лишь когда высшие животные были изучены, описаны и классифицированы, наступила очередь лишайников. Произошло это примерно в первой половине XIX века. С тех пор изучение лишайников, конечно, продвинулось вперёд, но странным образом это никак не помогло их классификации. Лишайники записали в царство грибов, похоже, чтобы записать их хоть куда-то. Вот несколько фактов об этих неприхотливых организмах и истории их изучения.

2. Лишайники живут практически везде, исключая крайнее высокогорье и приполярные регионы. Они занимают примерно 6 — 8% поверхности земного шара.

4. Физическое взаимодействие гриба и водоросли в лишайнике может быть любым. Они могут вообще не контактировать друг с другом, просто находясь на близком расстоянии. Могут касаться поверхностями, а иногда гриб врастает в тело водоросли. Но в любом варианте взаимодействия функция гриба — физическая защита, функция водоросли — питание. При этом водоросль, редко по массе превышающая 20% лишайника, кормит гораздо более массивный гриб, являющийся, таким образом, паразитом. В симбиотических структурах, образуемых более сложными организмами, роль паразита обычно играет меньший организм.

5. Лишайники довольно долгое время болтались по классификации живых организмов — их то признавали отдельным видом, то объединяли с другими. Русский ботаник Андрей Бекетов в середине XIX столетия, ещё до того, как прочитал работы Дарвина, усомнился в том, что лишайники — это вообще одиночный вид или их группа.

6. Лишайники являются первой стадией сукцессии — развития живых организмов на лишённых жизни территориях. Американец Генри Чандлер Коулз, изучавший растительность в одном из американских заповедников, выдвинул такое предположение ещё в начале ХХ века. Однако Коулз наблюдал так называемую вторичную сукцессию — новое появление жизни на месте погибшей, например, в результате извержения вулкана, экосистемы. Шанс понаблюдать за первичной сукцессией учёные получили в 1963 году, когда неподалёку от берегов Исландии в результате той же вулканической деятельности из воды появился остров. И первыми на новом клочке земли, названном Сюртсей, появились лишайники. Теоретически это говорит о том, что если случится глобальная катастрофа и всё живое исчезнет, по стенам заброшенных домов первыми поползут лишайники.


8. В течение примерно 150 лет лишайники, вернее, их отсутствие на стволах деревьев, влияло на цвет бабочек во всей Англии. До начала промышленной революции у бабочек преобладали светлые цвета с чёрными прожилками, маскировавшие их на фоне лишайников во время дневного отдыха. Когда тысячи появившихся предприятий начали выброс сажи в атмосферу, лишайники начали погибать, и окраска бабочек утратила маскировочные свойства. Бабочки начали темнеть. Считается, что такое изменение окраски затронуло самые крупные виды бабочек, живущих в Англии, примерно 10% из общего числа в 700 видов. В 1956 году в Великобритании был принят закон о контроле над составом воздуха, резко сокративший выбросы сажи. Бабочки отреагировали и на это изменение — их окраска постепенно светлела. К концу века число бабочек со светлой окраской восстановилось.

9. Лишайники очень чутко реагируют на наличие в воздухе посторонних примесей и объём пыли. Это подметили ещё во Франции в 1860-х годах. Но тогда размеры промышленных выбросов было ещё не слишком критическим, и открытие финского биолога Вильяма Нюландера сочли забавной диковинкой — ну кто, кроме биолога, обратит внимание на то, что на деревьях в Люксембургском саду Парижа исчезли лишайники? Но уже в начале ХХ века из-за отсутствия лишайников учёные начали говорить о катастрофическом составе воздуха в промышленных городах. А Нюландер вошёл в историю ещё и потому, что был категорическим противником двойственного характера лишайников настолько, что любого оппонента записывал в личные враги.

10. Уникальную устойчивость лишайников к воздействиям внешней среды показал эксперимент, проведённый учёными Европейского космического агентства. В ходе исследования несколько видов лишайников провели в космосе две недели. Они находились в вакууме, при обычной температуре, но под воздействием практически прямых солнечных лучей, губительных почти для всего живого. Тем не менее, после возвращения на Землю лишайники возобновили свой рост. Они также выдерживают температуры в диапазоне -50°С — +80°С. Рекордсмены переносили охлаждение до -196°С и нагрев до +100°С. Без воды некоторые лишайники могут прожить до 40 лет, но эта цифра может быть неточной — наблюдают за этими организмами слишком короткое время. Короткое по сравнению с возможной общей продолжительностью жизни — у рекордсменов она может составлять тысячи лет.

11. Теоретически лишайники можно использовать для датировки событий в прошлом, однако погрешность такой датировки может исчисляться десятилетиями. Поэтому даже самые оптимистичные учёные по лишайникам вычисляют только время таких масштабных событий, как начало или окончание оледенения. С помощью лишайников определили возраст громадных статуй на острове Пасхи. Сопоставили по фотографиям длину покрова лишайника на одной из, как их называют, моаи. Полученный результат экстраполировали и получили такую датировку — статуям минимум 380 и максимум 850 лет. Такая датировка, конечно, тоже важна, но историкам нужна большая точность.

13. Ягель является мощным лекарственным препаратом. В нём содержится до 1,3% усниновой кислоты. В сочетании со стрептомицином эта кислота, точнее, её щелочные соли, оказывает мощное противотуберкулёзное действие. Это подметили ещё северные народы, в рацион которых всегда входит отвар из ягеля. Ещё в середине ХХ века было признано целесообразным использование ягеля как пищевой добавки, однако идея не получила распространения из-за присутствия в составе лишайника цетрарина. Это вещество ощутимо горчит, а извлечение его из ягеля практически невозможно.


14. Многие лекарственные свойства лишайников, скорее всего, не будут исследованы в обозримом будущем из-за явного перекоса мировой фармакологии в сторону химического синтеза лекарственных препаратов. Хотя проводить такие исследования, безусловно нужно. К примеру, известно, что отвар пельтигеры собачьей, растущей в широкой полосе от смешанных лесов до Арктики, издавна применяется для лечения печени. Пармелия каменная — прекрасное кровеостанавливающее средство. В Цетрарии и Эвернии содержится естественный антибиотик, а Эверния также хорошо консервирует запахи и применяется в парфюмерии.

18. Одна из итальянских дизайнерских компаний производит и продаёт лишайники как элементы зелёного декора. Лишайники высаживают в плоских деревянных поддонах различной формы, из которых можно собрать делаемый узор или инсталляцию. Лишайники не требуют стрижки, полива и другого ухода и, соответственно, не загрязняют помещение. Дополнительным бонусом таких элементов зелёного дизайна является возможности размещения на потолке — лишайники самостоятельно надёжно прикрепляются к основе.

22. Народная молва гласит, что лишайники — враги садовых деревьев. ни и полезные вещества у дерева отбирают, и вредных жучков червячков привлекают, да и эстетики от них никакой, только портят внешний вид дерева. И растут нечестно — на старых деревьях, которые и так ослаблены. На самом деле лишайники не приносят вреда деревьям. Питаются они исключительно из атмосферы, им даже минимума минеральных веществ, имеющихся в чистой дождевой воде или водяном паре, достаточно. Они не атакуют старые деревья, а не приживаются на молодых. Юные деревья растут быстро, и лишайники просто не успевают на них закрепиться. Разрушающее воздействие лишайника на укрываемую поверхность на дереве просто не успевает сказаться — сроки жизни несопоставимы. Так что обилие лишайника указывает на то, что приютившему его садовому дереву пора отправляться на дрова. Косвенный вред лишайник может привести, лишь поселившись в разветвлениях дерева. Там он может послужить накопителем пыли и мелких насекомых, им заинтересуются птицы, которые могут расклевать кору, открыв дорогу вредителям. Но в целом лишайник для деревьев безвреден.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок биологии по теме "Лишайники"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока : создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, приспособленностью к разнообразным условиям обитания; распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитывающие: формировать умение работать в группе, навыки самостоятельной работы, умение находить согласованные решения, воспитание природоохранной культуры поведения на уроке.

Основные понятия и термины урока: лихенология; лишайники;симбиоз; соредии; изидии; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

1.Организационный момент .

Приветствие, настрой учащихся на учебный процесс

2. Формулирование темы урока, целеполагание.

Цели: используя проблемный подход, подвеcти учащихся к самостоятельной постановке цели и формулировании темы урока, запись темы в тетради.

Ребята! Посмотрите внимательно на объекты, которые находятся у каждого из вас на рабочем столе (на столах коллекция лишайников- раздаточный материал, подготовленный учащимися в течение летних каникул).

Посмотрите на слайд (на нем изображение лишайников). Как вы считаете, о каких организмах пойдёт речь сегодня на уроке?

Вывод на основе предположений и рассуждений учащихся: героями нашего урока будут Лишайники.

Как вы думаете: что о лишайниках мы можем узнать сегодня на уроке? (Формулирование учащимися целей и задач урока)

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд):

"Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни".

К.А. Тимирязев "Жизнь растений"

Почему лишайники называют изумительной выдумкой природы?

3 . Изучение нового материала:

Цели: выявление умения работать с предоставленной информацией, преобразовывать её и использовать.

2.Многие из вас, вероятно, слышали о лишайниках. Некоторые, может быть, даже встречали их в природе. Но не многие знают, что это создание состоит из двух неразлучных друзей: каких? Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте необыкновенную историю Гриба и Водоросли (ролевое выступление учеников):

Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

- Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находится в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Ошибаешься, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб. - А ты подумай.

- Надо обратиться к Солнцу, - сказала, наконец, она. - Ты попроси у него прощения, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай попробуем, Солнце доброе.

- Безнадежная идея! - махнул Гриб. - Пробовал уже. Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух мне, честно говоря, не очень хочется. И корни тебе ни к чему, где это видано, чтобы у водоросли росли корни? У меня идея!

- Какая же? - оживилась Водоросль.

- Давай дружить, быстро ответил Гриб. - Ты в ладах с Солнцем, а в ладах с землей. Вот и будем обмениваться, я тебе пищу, а ты мне силу Солнца. Понимаешь?

- Понимать-то я понимаю, задумчиво ответила Водоросль. - Да только как мы будем жить вместе? Ты привык к Земле, а я живу в воде. Пойдем в воду - ты утонешь, выйдем на сушу - я засохну и умру.

- Не падай духом, - усмехнулся Гриб. - Жить мы с тобой будем в любом уголке, где есть влага.

- В таком случае я согласна! - радостно воскликнула Водоросль.

С тех пор Гриб и Водоросль живут вместе. Гриб и Водоросль, заключившие союз, настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга.Их стали называть даже одним именем - Лишайник. Такая дружба в мире животных и растений называется симбиозом.

- В чем же заключается симбиоз лишайников? (Работа со словарем биологических терминов).Запись термина в тетрадь. Симбиоз - э то тесное сожительство водоросли и грибов, полезное как одному, так и другому организму.

- Для чего необходимы нити грибницы, какую функцию они выполняют? Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества.

- А какую функцию выполняют водоросли? В клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.

- В чем особенность их совместной жизни?

Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела, используя для этого атмосферные осадки и, отчасти, водяные поры. Углекислый газ усваивается ими непосредственно из атмосферы, а питательные вещества поступают через покровы в виде растворов. Большинство лишайников спокойно переносят полное высыхание. На это время дыхание и фотосинтез у них прекращаются. Накопление органических веществ в теле происходит очень медленно, чем объясняется их незначительный ежегодный прирост.

Вывод: Гриб предохраняет водоросли от избыточного освещения и сильного высушивания, доставляет воду и минеральные вещества, идущие на фотосинтез, а водоросль обеспечивает гриб органическими веществами.

4. Самостоятельная работа. Строение лишайников.

Нарисуйте в тетради и подпишите составные части тела лишайника – слоевища.

Дальнейшая демонстрация презентации. Слайды: Типы слоевищ лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Чем они отличаются? Как соответствуют своим названиям? Самостоятельная работа с материалом и рисунками учебника (параграф 13). Запись в тетрадях.

5.Размножение лишайников. Объяснение учителя (Слайды)

Совершенствуясь в ходе эволюции, лишайники перешли от сложного полового размножения к более простому - вегетативному. Лишайники размножаются чаще всего обломками слоевища. В других случаях вегетативное размножение осуществляется соредиями, изидиями.

Соредии - мелкие пылевидные комочки, состоящие из одной, двух или нескольких одноклеточных водорослей, оплетенных гифами гриба. После разрыва слоевища они освобождаются и разносятся ветром. (Запись термина в тетрадь).

Изидии (волосы Изиды, древне - египетской богини) - выросты на поверхности слоевища. Они также содержат оба компонента лишайника. Сформированные изидии отламываются от слоевища и распространяются ветром, водой, животными. (Запись термина в тетрадь).

1. Лишайники - пионеры растительности.

Слайд. Лишайники – пионеры растительности. Роль их в природных экосистемах велика. Организмы лишайников освоили свою уникальную нишу в условиях, очень неблагоприятных для других форм жизни. Лишайники, поселяясь на голых скалах, выделяют особые кислоты, которые способствуют разрушению горных пород и усваивают минеральные соли. После отмирания лишайников образуется перегной. Так образуется первичная почва, на которой могут расти сначала травы, а затем и все другие растения – кустарники, деревья. Пионер – значит первый.

В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Лишайники разнообразны по форме и окраске. Их тело может иметь вид розеток и кустиков, форму бокалов, палочек или шаровидных комочков, напоминать накипь или покоробившуюся эмалевую краску.

2.Лишайники - индикаторы чистоты воздуха. Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна. Однако хорошо известно, что их нет в крупных городах. Возникает вопрос, почему? Если вы познакомитесь с лишайниками, то сможете по некоторым их видам установить степень чистоты или загрязнения воздуха в населенном пункте. Лишайниковая "пустыня", то есть отсутствие лишайников, указывает на сильное загрязнение воздуха двуокисью серы (свыше 0,3 мг/м). Если произрастают некоторые выносливые по отношению к загрязнителям лишайники (ксантории, фисции, анаптихии, леканоры), то воздух загрязнен умеренно (количество двуокиси серы колеблется между 0,05-0,02 мг/м). Произрастающие на стволах виды естественной флоры (пармелии, алектории и др.) указывают на довольно чистый воздух (двуокиси серы меньше 0,05 мг/м). Таким образом, неслучайно, что при повышении загрязнения воздуха отмечается последовательное исчезновение лишайников: сначала вымирают кустистые, потом листоватые, затем накипные. Чем чище воздух, тем больше видовое разнообразие лишайников, тем интенсивнее их рост. Лишайники обладают способностью аккумулировать в своем теле различные металлы. Например, в лишайнике умбиликарии, росшем возле атомного полигона в США, после испытаний ядерной установки был обнаружен радиоактивный цезий в количестве, безусловно, губительном для высших растений.

3 . Лишайники - источник химических соединений.

Лишайники (эверния, уснея, кладония, лобария, цетрария и др.) используют для получения лекарственных препаратов, ароматических веществ в парфюмерии. Из лишайников изготавливают красители для шерсти и лакмус, необходимый химической промышленности. В сосновых борах растет исландский лишайник - цетрария, известен он как исландский мох. В нем содержится 44% крахмала и 3% сахара. В Швеции исландский мох заготавливают большими партиями для получения патоки, спирта и медицинской глюкозы. Лишайниковые кислоты видоспецифичны, что позволяет использовать их в качестве систематического признака. Установлено, что они обладают антибиотическим действием, из-за чего некоторые из них используются в медицине.

4.Лишайники - корм для северных оленей. Лишайники служат не только кормом для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных - косули, лося и др.

Лишайники - пища у некоторых народов. С лишайниками связана библейская легенда о манне небесной. В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. "Манна, манна! С неба падает манна!" Все, кто еще мог, бросились собирать "манну". Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Отсюда появилось выражение "манна небесная".

В 1772 году русский ботаник Петр Симон Паллас доказал, что манна - это лишайник, перекатываемый ветром в пустынях Африки, Передней и Средней Азии. Он съедобен - отсюда, возможно, легенда о манне, падающей с неба (аспицилия съедобная - в отличие от других ведет ни прикрепленный, а кочующий образ жизни); (леканора - лишайник съедобный).

До сих пор в Японии считается одним из деликатесов листовой лишайник. В Северо-западных областях России сухой порошок из ягеля - "оленьего мха", или кладонии, является традиционной добавкой первых блюд. Он загущает суп, придает нежный вкус и создает ощущение сытости, хотя как наполнитель и не имеет заметной питательной ценности. На рынках небольшой мешочек муки из оленьего мха стоил значительно дороже муки из ржи и пшеницы. В 30-50-х годах были созданы специальные предприятия по добычи и переработке кладонии, дающей 10-15 ц/га, но производство было прекращено. Почему? Из-за быстрого истощения источников ягеля и плохой восстановимости.

5.Охрана лишайников. В последнее время остро встает вопрос об охране лишайников. Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище вырастает на 1-8 мм. Например, кустик кладонии высотой 3-5 см может иметь возраст 30 лет. Живут лишайники долго - до 80-100 лет, но некоторые доживают до 600 лет. Поэтому лишайники используют в геологии для определения возраста ледниковых морен. Самыми старыми можно считать антарктические корковые лишайники, возраст которых как минимум 10000 лет.

Меры по их охране: регулируемый выпас оленей, упорядоченное передвижение транспорта и др.

1. Может показаться странным, но наиболее пострадавшей социальной группой после ядерных испытаний в Арктике оказались коренные народы севера – саамы, лапландцы, эскимосы, ненцы. Почему?

( Ответ. Так случилось потому, что основой рациона этих народов является оленина. А до 90% рациона оленей в зимнее время составляют лишайники. Лишайники – многолетние организмы, они покрывают большие площади и усваивают питательные вещества и микроэлементы из атмосферных выпадений, потому что не имеют корней. То есть, это идеальная система для сбора и концентрирования любых веществ, поступающих из атмосферы, в том числе и загрязнителей – тяжелых металлов и радионуклидов. Олени объедают лишайники с больших площадей, и радионуклиды накапливаются в них, а потом переходят в организм че

2. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год-два?

(Ответ. Растет очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.)

3. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?

(Ответ. Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы)

4. Контроль и оценка результатов деятельности .

Цель: - проверить умение контролировать свои знания.

1.Прочитайте текст. Сколько правильных суждений в нем приведено? Назовите номера правильных суждений.

Самопроверка выполнения задания по ключу на слайде.

Лишайники поселяются на местах, где другие растения произрастать не могут (на скалах, камнях).

Растут лишайники очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.

Лишайники очень чувствительны к яду, особенно к сернистому газу.

Окраска лишайника обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба, реже цитоплазме.

Лишайники размножаются спорами или фрагментами слоевища, сосредиями или изидиями.

2.Найдите смысловые пары. Подберите словам, обозначенным цифрами, соответствующие поясняющие термины, обозначенных буквами.

Взаимопроверка задания друг у друга по ключу на слайде.

1. Лихенология. 2.Лишайники. 3.Лишайниковые кислоты. 4.Слоевище. 5.Соредии. 6.Изидии. 7.Лакмус. 8.Симбиоз.

Одна или несколько клеток водоросли, окруженная грибными нитями.

Особое вещество для химической промышленности.

Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

Организмы, состоящие из грибов и водорослей.

Органические соединения, характерная особенность лишайников.

Выросты на верхней поверхности слоевища.

Наука о лишайниках.

3.Лишняя картинка. Найдите лишнюю картинку из четырех. Каким общим понятием можно назвать три оставшихся? 1.Пармелия. 2.Цетрария (исландский мох). 3.Сфагнум. 4.Ягель (олений мох).

Очень часто лишайники путают со мхами. А вот почему лишайники нельзя назвать мхами, мы узнаем на следующем уроке. От мхов, с которыми часто смешивают лишайники, они отличаются тем, что у них нет типичной зеленой окраски и органов.

5.Рефлексия. Итог урока.

6.Задание на дом. Изучить параграф 13 страницы 62-65. Ответить на вопросы 1-7) в конце параграфа.

2.Ответить на вопросы викторины (раздаточный материал на столах учеников.

Викторина "Знаете ли вы?"

Почему лишайники часто называют "изумительной выдумкой природы"?

Почему при строительстве магистралей, трубопроводов и других сооружений в районах вечной мерзлоты происходит протаивание и просадка грунта?

Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?

Почему вблизи лишайников гибнут бактерии и плохо прорастают споры других грибов?

Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Заполярья в свое безраздельное царство?

Что представляет собой мельчайшая сероватая пыль на поверхности лишайников?

Русский физиолог растений К. А.Тимирязев назвал лишайники "растениями-сфинксами". Объясните - почему?

Долгое время лишайники относили к царству растений. Сейчас их выделяют в отдельную группу. Объясните, почему их считали растениями. Насколько правомерно объединять их с грибами?

Совершенствуясь в ходе эволюции, лишайники перешли от сложного полового размножения к более простому - вегетативному. Почему для сохранения и процветания лишайникам выгоднее размножаться соредиями и изидиями, чем спорами?

Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?

Во время экскурсии в природе найдите лишайник и рассмотрите его. Почему ученые относят лишайник к низшим растениям?

На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните почему?

Вопрос по биологии:

Лишайники разрушают скалы с помощью
А) лишайниковых солей Б) лишайниковых кислот В) лишайниковых щелочей Г) ферментов

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 17.01.2015 08:54
  • Биология
  • remove_red_eye 4936
  • thumb_up 40
Ответы и объяснения 1

Ответ Б) лишайниковых кислот

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Читайте также: