Листья красноватой окраски лучше поглощают

Обновлено: 07.07.2024

У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?

Листья приобретают такую окраску из-за недостатка солнечного света. Весной, когда начинают появлятьс првые листья, солнца мало. Следовательно процесс фотосинтеза проходит неинтенсивно. По этой причине образуется мало хлрофила, который и придает листьям зелены цвет. Но образуются другие пигменты - коротиноиды, придающие ту самую красновато-фиолетовую окраску.

Более темный цвет таких листьев поглощает больше лучей красного и инфракрасного спектра, а следовательно, быстрее нагреваются. Весной-то прохладненько как-никак

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области запись закреплена

Кирилл Блюм


Кирилл Блюм

Таким образом происходит отражение длинноволновой части спектра (инфракрасного излучения), для уменьшения риска перегрева нежных побегов под весенним солнцем

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области

Сергей Кравченко


Сергей Кравченко

Кирилл, плюс ещё не забывай про повышенный уровень ультрафиолета весной. Скорее всего это имеет не последнее значение.

Елена Шевченко

С точки зрения физики - листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи солнца, и поэтому меньше страдают от холода.

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области

Елена, все верно! Такая окраска листьев действительно не позволяет им замерзнуть в прохладное весеннее время. 5 баллов!

Сергей Кравченко


Сергей Кравченко ответил Сообществу

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области, так. Подожди е. Красные листья почему красные ? Так как поглощяют все кроме красного цвета. Так или не так ?

Сергей Кравченко


Сергей Кравченко ответил Сообществу

Сергей Кравченко


Сергей Кравченко ответил Сообществу

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области, тем более это пигмент каротинойд. Соответсвенно вспомогательный пигмент для фотосинтеза. Соответсвенно верный ответ я считаю это увеличение фотосинтеза. Так как из-за недостатка солнечного света процесс фотосинтеза проходит неинтенсивно. Следовательно мало хлорофилла. От сюда и образование каротинойдов.

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области

Сергей, не соглашусь.Не красный, а красновато-фиолетовый, и пигмент антоциан. Антоцианы часто образуются в большом количестве в молодых побегах и листьях, которые поэтому приобретают красную окраску. Исследования поглощения энергии фотосинтетически активной радиации, проведенные в полевых и лабораторных условиях, а также литературные данные свидетельствуют о том, что "антоциансодержащие" растения по сравнению с зелеными отличаются более интенсивным поглощением световой энергии. В листьях исследованных антоциановых растений на долю антоцианов приходилось 12—30% общей суммы поглощенной радиации. Часть поглощенной антоцианами солнечной радиации, превращаясь в тепло, вызывала некоторое повышение температуры листьев. Так, разница температур у красных и зеленых листьев в солнечную погоду составляла до 3,6°С, а в пасмурные и холодные дни — не более 0,5—0,6°С.

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области

Сергей, кроме того каротиноидами называют природные красящие вещества (пигменты) желтого или желто-оранжевого цвета:каротины (оранжевые) и ксантофиллы (желтые).

Сергей Кравченко


Сергей Кравченко ответил Сообществу

Естественнонаучный РРЦ Волгоградской области, первоисточник можно прочитать. Можно в личку. Про Антоцианы не совсем согласен.

Опираясь на жизненный опыт и знания, все участники обсуждения свободно излагают свою мысль. Мозговой штурм заставляет учеников проявлять творчество, развивает умение быстро анализировать ситуацию.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Очень важно соблюдать правила для этого этапа:

- Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

- Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Например, при изучении темы “Нарушение зрения. Гигиена зрения” (биология человека, 9 класс), рассматриваем такой вопрос: много людей имеют проблемы со зрением, каковы причины нарушения зрения Вы можете назвать? Учащиеся предлагают ответы: чтение в постели; если у родителей плохое зрение, то и у детей тоже; чтение в транспорте; нерациональное питание; плохо осветленное рабочее место; мелкий шрифт; просмотр телепередач близко к экрану; из-за большого количества сочинений, которые задают домой; небольшое расстояние учебника от глаз.

Например, изучая тему “Осанка и профилактика ее нарушения” (биология человека, 9 класс) работаем над проблемой: что является причиной искривления позвоночника при нарушение ходьбы у некоторых людей? Учащиеся предлагают свои варианты решения: Тяжёлые сумки на плечах, мягкая постель, низкие порты, неполноценное питание, искривленная поза во время выполнения письменных заданий, переполненный автобус, высокие каблуки, узкая обувь.

Метод “Микрофон” дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, отвечая по очереди. Перед классом ставятся вопросы ученику даётся “микрофон”, который ученики передают друг другу. Если нет ответа, ученик передает слово другому. Например, во время изучения темы “Внутренняя среда организма” (биология, 8 класс), можно предложить вопросы: Какой состав крови? (для выполнения нужно перечислить только компоненты); что собой представляют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?

Изучая тему “Сообщества и экосистемы” (биология, 11 класс) предлагаю такие вопросы:

1. Что такое сообщество?

2. Что такое экологическая пирамида?

3. Почему типы пирамид для одного сообщества могут значительно отличаться?

В работу включается весь класс. Потому, что происходит активная беседа, обсуждается проблема между учащимися класса. Этот метод используют для: сбора информации о любой теме; интенсивной проверки и глубины знаний; развитию умения аргументировать свою позицию.

Класс объединяется в несколько групп. Каждая выбирает ведущего, который отвечает за сбор информации. Группы получают задания, обсуждают их и записывает на листе бумаги (3 минуты), после передают информацию другой группе и так далее. Когда Карусель делает 1 оборот группа обобщает материалы делает вывод по определенной проблеме.

Например, “Строение скелета” (биология человека, 8 класс), после ознакомления с информацией по этой теме ученикам предлагает вспомнить интерактивное упражнение “Карусель”. Участников инструктируют, указывая цели и правила упражнения. Каждая группа получает пакет заданий, который распределяются между парами.

● строение грудной клетки,

● строение пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности,

● строение пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

Время выполнения упражнения - 10 минут. Задания, которые получили пары, должны иметь конкретный ответ и не быть объемными.

Прием “Корзина идей”.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием “Диаграмма Венна”.

Прием "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом "Кольца Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).


Опорные конспекты- это конструкция, которая заменяет систему фактов, понятий и идёт как взаимосвязь элементов блока изучаемого материала. Опорный конспект использую во время изучения курса природоведения и других разделов биологии и раздела Основы экологии.

Например, (экология, 11 класс), при изучении темы “Структура современной экологии и ее место в системе наук” использую опорный конспект:


Биологические загадки, развлечения.

Этот метод выполняет 2 миссии - дает глубокие знания и делает уроки интересными.

(Сбежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка.)

Игра - как интерактивный метод обучения.

Обучающие игры имеют четкую структуру, элементами которых являются игровая цель, правила игры, игровые действия, дидактические задания. Правильная организация игр позволяет достичь определенных дидактических и развивающих целей.

Игра, наука, фантазия - источник детского мышления, благородных чувствах и достижений.

Например, игра “Кто больше и быстрее”. В течении нескольких минут каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов.

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?

(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?(Четыре)

◘ На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре.)

◘ Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?

(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

◘ Назовите овощ для закидывания плохих актёров. (Помидор)

◘ Какой злак может расти . на человеке?(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

◘ Назовите животных-альпинистов.(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

◘ Какая птица является крупным издателем школьных учебников?

◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?

(Анютины глазки - цветы.)

◘ Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.(Кипарис)

◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (Осы - осиная талия.)

◘ Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?

◘ Какая водоплавающая птица написала известные книги?

Сенкан (или сенкен) — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Во время составления сенканов необходимо придерживаться таких правил:

1. Первая строка должна содержать слово, которое обозначает тему (обычно это существительное).

2. Вторая строка — это описание темы, который состоит из двух слов (два прилагательных).

3. Третья строка называет действие, связанное с темой, и состоит из трех слов (обычно это глаголы).

4. Четвертая строка является фразой, которая состоит из четырех слов и выражает отношение к теме, чувства по поводу обсуждаемого.

5. Последняя строка состоит из одного слова — синонима к первому слову, в нем выражается сущность темы, будто подводится итог.

(одно существительное) биология

(два прилагательных) интересная, современная

(три глагола) развивается, изучает, исследует

(фраза из четырех слов) наука о живой природе

(синоним к существительному) жизнь.

Интересные экологические задачи.

Экологические задачи - способ, который обеспечивает творческий уровень усвоения экологических знаний, способствует воспитанию учащихся творческих способностей, развития памяти, логического мышления. Задачи можно использовать на всех этапах урока: во время опроса, изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.

Задача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?

Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?

Ответ. В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями.

Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.

Задача 6. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

Задача 8. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?

Ответ. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.

Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся.


Статья "Интерактивные методики преподавания английского языка"

В данной статье рассмотрены интерактивные методики преподавания английского языка в школе.

Методика профильного обучения биологии

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес.


Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии.


Статья на тему: "Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка".

Статья на тему:" Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка".


Статья Интерактивные методики преподавания английского языка в школе

Описание интерактивных методик в преподаваниии английского языка.

Методика дистанционного обучения биологии

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основано на том, что сегодня решающее значение приобретает интеллектуальный потенциал и творческое начало в человеке. Важную роль в .

Предлагаю вниманию коллег подборку экологических задач для решения на уроках экологии, биологии по соответствующей теме, для проведения экологических викторин и турниров. Задания имеют ярко выраженное метапредметное значение и направлены на проверку знанй основ экологии и развитие логического мышления подростков 7-10 классов. Надеюсь, данный материал заинтересует коллег и будет ими востребован

Оценить 1123 0

В Судиславле вот уже 50 лет существует звероводческое хозяйство, где выращивают норку европейскую. Ежегодно нескольким ловким зверькам удается сбежать из клетки на волю. К каким печальным последствиям для экологии района может привести их массовый побег? (Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножаются, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожают гнезда птиц, охотятся на взрослых уток, ловят рыб, нанося вред экологиирайона)

Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?(Выдра ловит больных и ослабленных рыб. )

Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в

прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается? (Для предотвращения заморов рыб, так осуществляется снабжение водоемов кислородов)

У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время? (Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.)

После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? ( Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.)

Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение? (Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз)

Отдельные экземпляры ели используются в производстве музыкальных инструментов: они имеют равнослойную древесину. В каких условиях могут вырасти такие ели?

(Равнослойные годичные кольца образуются у ели только в очень густом еловом лесу.)

Читайте также: