Листья осенью облетают высыхает трава на болотах автор

Обновлено: 18.09.2024

Осенние стихи для детей, стихи Пушкина, Есенина, Бунина об осени

Стихи про осень: А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

ОСЕНЬ

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Стихи про осень:

Агния Барто

ШУТОЧКА ПРО ШУРОЧКУ

Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…

Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)

Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…

Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка…

Стихи про осень:

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

ОСЕНЬ

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Стихи про осень:

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

В полях сухие стебли кукурузы,

Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море — бледные медузы
И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие
Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем
На темный берег. В море — летаргия
Во всем великом таинстве своем.

Стихи про осень:

Борис Пастернак

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Стихи про осень:

Николай Некрасов

НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Стихи про осень:

Агния Барто

ЖУК

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

Стихи про осень:

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Стихи про осень:

Константин Бальмонт

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Стихи про осень:

Аполлон Майков

ОСЕНЬ

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Осенние листья по ветру кружат,

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Стихи про осень:

Николай Огарев

ОСЕНЬЮ

Как были хороши порой весенней неги —
И свежесть мягкая зазеленевших трав,
И листьев молодых душистые побеги
По ветвям трепетным проснувшихся дубрав,
И дня роскошное и теплое сиянье,
И ярких красок нежное слиянье!
Но сердцу ближе вы, осенние отливы,
Когда усталый лес на почву сжатой нивы
Свевает с шепотом пожолклые листы,
А солнце позднее с пустынной высоты,
Унынья светлого исполнено, взирает…
Так память мирная безмолвно озаряет
И счастье прошлое и прошлые мечты.

Стихи про осень:

Александр Твардовский

НОЯБРЬ

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Стихи про осень:

Афанасий Фет

ОСЕНЬЮ

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

Стихи про осень:

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Стихи про осень:

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

Детские стихи про осень

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

А. Берлова

НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.

****
М. Исаковский
ОСЕННЕЕ
Жито убрано, скошено сено,
Отошли и страда и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.

****
А. Балонский
В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.

Ю. Каспарова

НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.

ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

И. Токмакова

СЕНТЯБРЬ
Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.

Ю. Каспарова
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!

ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

****
М. Садовский
ОСЕНЬ
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела
****
О. Высотская
ОСЕНЬ
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

****
З. Александрова
В ШКОЛУ
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз,
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле.
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Как беззаботный мальчишка
С головкой он хочет нырнуть…
Задорный, лихой воробъишка –
Боюсь я его спугнуть.

Я педалями кручу –
Птицей с горы лечу.
Но на горку, между прочим
Забираться трудно очень!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки, пословицы, приметы, поговорки, стихи о временах года.

Загадки, пословицы, приметы, поговорки, стихи о временах года.

Картотека стихов по временам года для детей 4-5 лет

Простые и удобные для заучивания стихи по всем временам года.

Стихи о временах года

Стихи о временах года.


Картотека стихов о временах года, календарных месяцах

Подборка стихов о временах года, календарных месяцах, интересных для детей разных возрастов детского сада.


Сказки и стихи по временам года


⭐ УЧИМ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ. СТИХИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА
Стихи по временам года для заучивания с дошкольниками

Материалы для развития выразительности речи и социально-коммуникативных качеств личности для участия в публичных и культурно-массовых мероприятиях (на основе заучивания стихотворений).

– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?

– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).

– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы.)

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)

З а к о н ч и предложения.

* Воробей маленький, а журавль…

* Утка серая, а лебедь…

* Утка живет на болоте, а кукушка…

* У скворца дом – скворечник, а у соловья…

6. С о с т а в л е н и е рассказа-описания с опорой на план (по картинке).

– Как называется птица?

– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).

– Где проводит зиму?

– Какие трудности испытывают?

– В какой помощи нуждаются?


цель: рассказать о труде лесника, о помощи животным в трудное время года. Создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

Б е с е д а с детьми:

– Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)

2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Воспитатель загадывает загадку:

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте – это… (лось)

Жил в былые времена

Предок нашего слона.

Шерстью длинной был покрыт

И клыками знаменит. ( Мамонт)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Этот зверь лесной - ……. (Медведь)

Испугался серый злючка,

Стал вдруг шариком в колючках. (еж)

Вопрос. Как выглядит лось? Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта) . Лоси питаются травой, ветками можжевельника. Очень любит соль.

– Есть ли враги у лося? (Волк) .

– Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).

Вопрос . Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?

Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.

Кто еще, кроме лесника может помогать животным и птицам?

Все мы можем помочь им. Подкормить солью лосей, сделать кормушки для птиц, насыпать туда корм.

Итог . В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Должен бережно относиться и к растениям, и к животным. Тогда в лесу, и вообще на Земле, будет порядок и гармония.

Домашнее задание: Придумать и нарисовать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу.

цель: Познакомиться с объектами живой и неживой природы: питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, Познакомиться с понятиями живая и неживая природа, учить устанавливать взаимосвязи.

Что такое живое? Кто к ним относиться?

Что такое неживое? Что относиться?

Рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено.

(картинки с природой)

Природа тоже бывает живая и неживая

Живая природа – все, что может расти и размножаться.

Это растения, животные, человек. Назвать представителей.

( например: дуб, яблоня, ромашка, тюльпан, кошка, собака, воробей и др.)

Неживая природа – воздух, небо, луна, вода, солнце, планеты, камни, глина, песок и др.

1.Связан ли человек с неживой природой? (ДА)

2. Как он связан?

Человек, и все живое, связаны со всеми объектами неживой природы. Он не может обойтись без воды, без солнца, без воздуха и т.д.

Если, исчезнет какой - то из факторов неживой природы, то не будет и жизни на Земле.

Трудно, и даже страшно представить, чтобы случилось с людьми, растениями и животными, не будь одного из этих факторов.

Учитель называет объект неживой природы: земля, воздух, вода.

Дети должны назвать представителя живой природы, присущее этой стихии (животное, птицу, рыбу)

ЗАДАНИЕ. Раздаются картинки с заданиями о живой и неживой природе.

Человек много вреда приносит природе, и живой и неживой.

Очень много бед на Земле происходит по вине человека.

Он привык рушить, ломать, злоупотреблять дарами природы, а ведь они не безграничны.

Ты часть природы, а не хозяин ее.

Земля наш дом, прибери его!

Вода – источник жизни. Сбереги ее.

А, свежий воздух запусти в окно,

Ведь он частица тебя самого.

Живут с тобой рядом и клоп и свинья,

Былинка – травинка, и трель соловья.

Возрадуйся солнцу, ветру, дождю

И сбереги ЗЕМЛЮ свою!

Домашнее задание : Нарисовать природу: животных, растения.

Цель : способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных; обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных), о детенышах.

Кто такие ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ? Каких вы знаете?

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,

Нет шерсти овечьей пышней,

Нам кошка-мурлыка подарит уют

И всех переловит мышей.

Помощники наши – корова, баран

И конь вороной темногривый –

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

– О каких домашних животных говорится в стихотворении?

– Каких животных называют четвероногими спасателями? Почему?

– Что делает собака-поводырь?

– Для чего хозяева заготавливают сено на зиму?

– Какие животные есть у вас дома? Как вы заботитесь о них?

З а г а д к и - з в у к о п о д р а ж а н и я.

Отгадать загадку и вставить подходящие звукоподражания с подходящей интонацией:

1) Кто похлебку съел мою? – свинка хрюкает: (Хрю-хрю).

2) Дайте свежей травки мне! – блеет козочка: (Мээ-мээ).

3) Молочка налили мало! – кот мяукал: (Мяу-мяу).

4) Хватай вора за рукав! – пес залаял: (Гав-гав-гав).

5) Мой хозяин далеко! – ржет лошадка: (И-го-го).

6) Где теленок – не пойму? – замычит корова: (Му-у-у)

– У кого кто? (Детеныши.)

З а д а н и е. Подобрать корм для животных.

Итог : ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ?

Для охраны дома

Для мяса (для еды)

Для яиц (для еды)

Для ловли мышей

Для езды (люди перевозят грузы, сами ездят)

Для шерсти (делают нитки)

Для перьев (подушки)

Мы должны о них заботиться, и тогда они нам тоже принесут пользу.

Домашнее задание : Сделать фигурку домашнего животного из пластилина.

Цель : Уточнять и дополнять представления детей о временах года. Знать различия между временами года и их характерные признаки.

Задачи : Рассказать, что времена года зависят от солнца. От того, как земля поворачивается по отношению к солнцу.

Сколько времен года вы знаете?

Как вы думаете, почему времена года меняются?

(Земля вращается вокруг солнца)

Рассказать о погоде в разные времена года.

Какое время года вам больше всего нравится?

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым .

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зима)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (весна)

Я соткана из зноя, несу тепло с собою,

И любите меня вы за это. Я……. (лето)

Осенью красные бусы одела. (рябина)

Вопросы: Какая из загадок лишняя ? Почему?

Про какое время года нет загадки?

Стихотворение про осень

У леса ветер в голове

Теперь его цветной листве

На ветках больше не сидится

Который день подряд

Шум, шелест, шорох-

Какие особенности присущи разным временам года?

Осень – красивая разноцветная природа, грибы, ягоды, овощи, фрукты.

Зима – катание на санках, коньках, лыжах, игры со снегом.

Весна – оживает природа, распускаются цветы, деревья, прилетают птицы, становится теплее.

Лето – очень тепло, можно купаться, долго играть на улице.

Какое сейчас время года, и какое скоро будет?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспекты занятий кружка в подготовительной группе:

Ц: вспомнить стихи, выученные в старшей группе, закреплять память.

Ц: учить отвечать на вопросы полным предложением, развивать внимание, память, воспитывать интерес к поэзии.

Осень устали не знает,

Заглянув во все сады

Собирать нам помогает

Наклоняя ветки – рвет,

А в боченки и кувшины

Льет густой, янтарный мед.

Воспитатель задает вопросы по тексту и выставляет схему стихотворения, повторяет еще раз вместе с детьми, затем спрашивает индивидуально.

Ц: учить пересказывать текст стихотворения своими словами, читать его громко и выразительно, развивать образное мышление.

Осень - огненная белка,

В желтых травах у опушки

Подожгла кустарник мелкий

И осинника верхушки.

По стволам взбираясь быстро,

Прячет на зиму орех,

Сыплет огненные искры

И с вершин слетая смело,

Зажигает то и дело

Воспитатель задает вопросы по тексту, затем заучивание с движением, индивидуальное чтение.

Продуктивная деятельность – лепка белочки и грибов.

Ц: развивать поэтический слух, речь.

Воспитатель просит вспомнить поговорки про осень:

Сентябрь холоден, да сыт.

Холоден сентябрь батюшка, да кормить горазд.

Осенью и у воробья пир.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Весна красна цветами, а осень плодами.

- Послушайте стихотворение Т.Шорыгиной:

Листья жёлтые облетают,

Высыхает трава на болотах,

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлёту.

И прощаясь с родными местами,

С опустевшими сжатыми нивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце!

Воспитатель беседует с детьми по тексту, затем по схеме – опоре дети заучивают стихотворение.

Ц: закрепить приметы поздней осени, воспитывать интерес к поэзии.

-А загадки мои вы отгадаете?

1.Кто всю ночь по крыше бьёт, и постукивает,

И бормочет, и воет, убаюкивает? (Дождь)

2.Сидит – зеленеет,

Летит – желтеет,

Падает – чернеет.( Лист)

3.Кто осенью улетает,

А весной возвращается? ( Птицы).

Воспитатель читает стихотворение Т.Шорыгиной

Проводит беседу по тексту, затем выставляет мнемотаблицу и заучивает с детьми стихотворение.

Ц: развивать память, учить рассказывать стихотворение с помощью схемы – опоры.

Воспитатель выставляет картинку ежа и загадывает загадку:

Лежала между елками,

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг – убежала!

Послушайте, как пишет про ежика Т.Шорыгина:

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядись - ка! Это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал

Их несёт к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елью сладко.

Пусть ему навеют сны

Пусть проспит он до весны

В тёплой колыбели.

Читает стихотворение с движением, затем выставляет мнемотаблицу и просит 4 – 5 детей рассказать.

№ 8 Рассказывание стихов малышам.

Ц: развивать речь и память, учить не бояться выступать перед зрителями. Повторить все стихи, выученные на осеннюю тематику.

Ц: закрепить признаки зимы, упражнять в артикуляции звуков, воспитывать интерес к поэтическим образам.

Смотреть конспект стр. 15 – 19 Е.Кузьменкова.

Ц: продолжать упражнять в заучивании стихов с помощью мнемотаблицы, развивать поэтический слух, познакомить с великим русским поэтом С. Есениным.

Перед детьми картинка березы в инее и мнемотаблица стихотворения. Дети вспоминают признаки зимы и воспитатель просит послушать, как С. Есенин описывает иней:

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

Вопросы по тексту, затем заучивание по таблице, повторение детьми.

Ц: побеседовать о празднике Новый год, выучить стихотворение, учить отвечать на вопросы правильно строить предложение.

Воспитатель выставляет новогоднюю картинку и беседует с детьми о празднике. Затем читает стихотворение и просит запомнить, что происходит в новогодние деньки, какие чувства вызывает праздник?

Снег морозный, колкий.

На пушистой ёлке.

Шар качнулся расписной,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

Задаются вопросы по тексту, затем выставляет схему стиха и просит повторить детей.

Повторение новогоднего хоровода.

Ц: поднять эмоциональный настрой перед праздником, учить составлять описательные рассказ о персонажах праздника, развивать речь.

Воспитатель просит послушать стихотворение и сказать о каком персонаже говориться в нем ?

Дед Мороз спешит на праздник.

Сегодня Дед Мороз,

Запряг оленей в санки,

Большой мешок принес.

Кругом березы, ели

Застыли в серебре,

И сани полетели

На праздник к детворе!

Вопросы по тексту, заучивание с мнемотаблицей, рассказывание детьми.

Мастерская Деда Мороза – изготовление новогодних украшений..

№ 13 «Светлый праздник - Рождество!

Ц: продолжать знакомить с зимними праздниками, замечать образное описание и красоту слова в поэзии, развивать воображение.

Продуктивная деятельность – новогодние подарки малышам.

Ц: развивать фонематический слух, ритмические движения и хоровые реплики.

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Себя в безвестную

В лучах блистающих

Средь хлопьев тающих

Под ветром веющим

На нем, лелеющем,

Но вот кончается

Ц: работать над лексикой и образностью, учить открывать незнакомые грани окружающего мира.

Перед детьми пейзаж зимнего леса. Воспитатель задает загадки о зиме. Затем читает стихотворение и просит запомнить необычное описание леса.

Проводится беседа по тексту, затем заучивание.

Ц: продолжать знакомить детей с поэтическими образами, закреплять память.

Снежинки медленно летят –

Я не узнала старый сад,

Когда пришла из школы.

Он стал, как сказочный ларец, -

Весь белый и резной,

Как заколдованный дворец

Заучивание стихотворения с движением и по схеме – опоре. Повторение детьми по желанию

Ц: развивать память, рассказывать стихи громко и выразительно.

Перед детьми картинки зимующих птиц. Воспитатель просит вспомнить детей стихи о птицах. Дети читают выразительно.

Птичка яркая лесная,

Гнезда вьёт зимой она.

Клювом схожа с попугаем –

Ест из шишек семена.

Вон её мелькает хвост –

В ельнике летает … (клёст

hello_html_m518d5c1b.jpg

Ц: прояснить смысл этого слова, учить правильно отвечать на вопросы, воспитывать любовь к поэтическому слову.

Перед детьми картинка детей на прогулке. Воспитатель загадывает загадки о зимних забавах и спрашивает - почему снег лепится?

Возле дома деревце

Все белым – бело.

Снег сегодня лепится:

Быстро я слепила

А Марина с Милой

Вместе лепят мишку.

Задает вопросы по тексту. Дети рассказывают стихотворение , пользуясь схемой.

Продуктивная деятельность - рисование по замыслу.

Ц: развивать память, продолжать знакомить детей с особенностями праздников, побуждать к образному движению.

Цель: Развивать речь и умение воспроизводить образность языка стихотворения. Воспитывать любовь к поэзии, путем ознакомления с творчеством Ф.И.Тютчева.

Ход: Дети под спокойную музыку входят в группу и садятся на стульчики. Какое время года наступило? Замечательные русские поэты написали много стихов об этом времени года. Давайте скажем слово – весна, по- разному: удивленно, грустно и радостно!

В: Какой поэт появился на экране? Как зовут этого поэта?

Сегодня мы с вами будем учить стихотворение Ф.И.Тютчева, слушайте внимательно и запоминайте, на каких словах я делаю ударение.

На экране появляются картинки. Воспитатель читает стихотворение:

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит..

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

1.Какие времена года встречаются в стихотворении?

2.Как вы это поняли?

3.Кто объяснит слово – нудит?

4.Что делают жаворонки в небе?

5.Что такое трезвон?

6.Кто такая ведьма?

7.Как вы понимаете слово –дитя?

Воспитатель еще раз читает стихотворение с показом мнемотаблицы.

Дети под музыку читают вместе с воспитателем. Чтение индивидуально по желанию детей.

-Скажите, кто написал это стихотворени?

О весне не только писали стихи поэты, но и художники рисовали замечательные пейзажи. А что такое пейзаж?

Физкультминутка. А для начала разомнем пальчики:

1,2,3,4,5 –мы идем весну встречать

Весна – красна иди скорей

Землю солнцем обогрей

Пусть тает снег, растает лед

И птичка песенку споет.

И пусть набухнут почки,

И вырастут листочки!

Анализ детских работ. Размещение на стенде для родителей.

Ц: продолжать знакомить с праздниками, развивать память, учить слышать стихотворение.

Перед детьми картинка к 8 марта, схема заучивания стихотворения.

Нарисую я в альбоме

Полевых цветов букет,

Станет праздничнее в доме,

Будто вспыхнет солнца свет.

Аккуратно я раскрашу

Венчик, стебель, лепесток,

Чтобы ярче стал и краше

Каждый маленький цветок.

Эту вазочку с цветами

Подарю любимой маме!

Ребята , а вы хотите порадовать маму? Давайте выучим стихотворение и нарисуем маме вазочку с цветами! Заучивание стихотворения по схеме, повторение детьми.

Продуктивная деятельность – рисование.

Ц: закрепить название цветов, работать над выразительностью речи.

Беседа по тексту. Заучивание.

Уходят прочь морозы-

Как хочется тепла!

Я веточку мимозы

Соцветья как цыплята

Пушисты и нежны

И веют ароматом

Проснувшейся весны… (Т. Шорыгина)

Заучивание со схемой – опорой.

№ 23 Рассказывание стихов своим ровесникам.

Ц: зазвивать память, коммуникабельность, артистичность, выразительную речь.

Воспитатель предлагает вспомнить любимые стих и предлагает рассказать их другим детям красиво, как артисты.

Ц: закрепить названия перелетных птиц, воспитывать интерес к поэзии, фантазию и творчество.

Например, аист, ласточка, скворец-это перелётные птицы, а синица -зимующая.

Молодцы, ребята, вы все отлично справились с этим заданием.

А теперь пришла пора немного отдохнуть.

(Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения).

Ласточки летели-все люди глядели,

Ласточки садились,все люди дивились.

Дети возвращаются на свои места.

А к нам Сковорушка прилетел. Давайте его послушаем.

Выходит ребёнок в костюме Скворушки:

Скворушка, Скворушка к нам прилетел!

Скворушка, Скворушка песню запел:

«Мне не до сна, мне не до сна,

В гости пришла весна!

Как хорошо, что пришла весна,

А теперь давай те послушаем стихотворение, в котором говорится о том ,что ещё происходит в природе с наступлением весны.

Трава опять зазеленела

И закудрявились леса

«Весна !Весна! Пора за дело!-

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому.

Кусочки мха они несут-

Всё пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы

Ведь скоро в гнёздах будут детки-

Их желторотые птенцы.

Анализ стихотворения.

Ответы на вопросы

-Что понравилось(запомнилось) в стихотворении?

-Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Из чего птицы делают свои гнёзда?

Давайте мы поможем нашим птенцам утеплить их гнёздышко(утепляем с помощью мха, перьев и соломы ).

А чем люди занимаются в весенние дни?

Скажите, пожалуйста, почему в апреле отмечают день птиц? (1 апреля).

-Вы знаете, у меня сегодня приключилось недоразумение: в нашем лукошке яйца треснули, разбились. Помогите собрать их в одно целое.

Подведение итогов занятия.

Почему и люди, и животный мир радуются приходу весны?

Ц: продолжать знакомить с народными праздниками, закреплять в речи незнакомые слова, воспитывать интерес к поэзии.

Воспитатель читает стихи:

Бог повсюду. Он « везде

В небе, воздухе, воде,

Всех на свете понимает,

Он « Спаситель мой и твой,

Это свято я приемлю,

Сам Господь сошел на землю

И пожертвовал Собой,

Чтобы нас спасти с тобой.

Ты, конечно, знаешь это,

И ответишь на вопрос

Что же делают люди на пасху? Почему красят яйца?

Что же это за штука такая - ЯЙЦО?! Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну? Из яйца, из нижней части вышла мать-Земля сырая. Из яйца, из верхней части. Встал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось, из белка, из верхней части. Ясный месяц появился. Из яйца, из пестрой части, звезда сделались на небе!

Солнце проснулось рано

Луч его бродит по лугу.

Мы выходя из храма,

Трижды целуем друг друга.

Мы вспоминаем на Пасху

Заповедь Господа вновь:

Согласие мир и ласку

И к нашим близким любовь!

Беседа по тексту. Заучивание с движением. Повторение детьми.

Ц: развивать речь детей и слуховое восприятие поэтических образов.

Воспитатель предлагает вспомнить стихи про цветы. Дети по картинкам читают стихотворения. Затем предлагает послушать еще одно стихотворение о весенних цветах и отметить, какие из них лесные, а какие садовые?

hello_html_3e8d0a7b.jpg

Заучивание стихотворения по схеме.

Рисование цветов.

Ц: продолжать знакомить детей с праздниками, воспитывать патриотический дух, уважение к ветеранам ВОВ.

Перед детьми картинка с праздничным салютом и ветеранов войны. Воспитатель задает вопросы по картинке. Спрашивает, какой же это праздник День Победы? Подберите прилагательные в слову - война. Какая она? Послушайте стихотворение Т.Шорыгиной «Пусть не будет войны никогда!

Читайте также: