Литература по подготовке детей к школе в детском саду по фгос

Обновлено: 05.10.2024

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Как выбрать книги?

книжные-полки-с-книгами-в-магазине

Как не заблудиться среди книжных полок? Как выбрать правильные, качественные издания? Отвечаю. Нужно прислушаться к советам специалистов и тех родителей, которые этот путь уже прошли и могут вам порекомендовать хорошие пособия.

Я конечно не специалист в области педагогики или психологии, но я трижды мама. И в этом году в первый класс пойдет мой самый младший сын Артемка. С целью подготовки к обучению он посещает бесплатные курсы при школе. Еще прекрасную подготовку ему обеспечивают в детском саду. Но и про домашнюю подготовку к школе мы не забываем.

обложка-букваря

Но сначала расскажу о том, что такое Ломоносовская школа.

Ломоносовская школа

портрет-ломоносова

Годовые курсы

обложки-книг-годовые-курсы-подготовки

Очень удобно приобрести сразу курс занятий на год. И деньги экономятся и вроде как все под рукой.

Годовой курс развивающих занятий, предназначенный для детей 4 – 5 лет.

страницы-книги-годовой-курс-для-4-5-лет

Этот курс разбит на четыре основных части:

  1. Начинаем считать.
  2. Подготовка руки к письму.
  3. Изучение звуков и букв.
  4. Познаем мир.

В каждой части есть занятия на определенные темы. Каждое занятие содержит в себе задания, которые выполняются либо совместно со взрослым, либо ребенком самостоятельно.

Для детишек 5 – 6 лет тоже предусмотрен свой годовой курс, на этот раз обучающих занятий.

страницы-книги-годовой-курс-для-5-6-лет

В нем представлены разделы:

  1. Считаем и решаем.
  2. Начинаем читать.
  3. Готовимся к письму.
  4. Пишем печатные буквы.
  5. Изучаем мир вокруг.

Ну а для детей 6 – 7 лет имеется годовой курс для подготовки к школе. У нас с Артемкой именно такая книжка. Очень классная. Красивая, толковая. Можно по ней и заниматься, и диагностику провести.

страницы-книги-годовой-курс-для-6-7-лет

Состоит она из разделов:

  1. Занимаемся математикой.
  2. Читаем правильно.
  3. Познаем окружающий мир.
  4. Проверяем готовность к школе.

Создатели курсов уверяют, что достаточно приобрести одно такое годовое пособие соответствующее возрасту малыша и не искать ничего другого. Так как в этих книгах есть все что нужно, для развития, обучения либо подготовки к школе. Все задания в игровой форме, многие из них направлены на развитие мышления, логики, памяти, речи.

годовой-курс-обучающих-занятий-три-книги

Хочу обратить внимание на качество книжек. Они большого формата, с яркими плотными обложками. Бумага отличная. Приятно держать такую красоту в руках и заниматься по ней. Для занятий вам могут потребоваться карандаши простые и цветные и ножницы.

В начале каждого пособия есть рекомендации о том, как заниматься. А в некоторых пособиях такие рекомендации даются к каждому занятию.

Пособия для детей 4 -5 лет

обложки-пособий-для-4-5-лет

страницы-книги-познаю-мир-для-4-5-лет

Задача этой книги – дать ребенку представление о том, что его окружает. Занятия проходят совместно с родителями. Не только в устной форме, но и в форме практических заданий. Малыш будет и вырезать, и раскрашивать, и рисовать. Это позволит позаботиться о его мелкой моторике. Попутно будут развиваться воображение, речь, внимание, память. Пополнится словарный запас. В книжке много стихов, загадок, рассказов. В общем, скучно не будет.

152 страницы. Год выпуска 2016.

страницы-книги-рисую-узоры-для-4-5-лет

В этом пособии даны упражнения, которые направлены на подготовку руки малыша к письму, путем развития мелкой моторики, улучшения координации движения. И множество пальчиковых игр. Задания выполняются либо вместе с дошколенком, то есть вы стоите за его спиной, он держит в руке карандаш, а вы его руку в своей. Либо ребенком самостоятельно. После серии занятий предлагаются тесты. Они позволят понять, можно ли продолжать или стоит еще потренироваться. Мне кажется, что это очень удобно.

96 страниц. Год выпуска 2016.

Пятак С.В., Царикова Н.А.

страницы-книги-расту-культурным-для-4-5-лет

Эта книжка помогает познакомить малыша с нормами поведения в обществе и научить его общаться. Это даже не книга, а скорее рабочая тетрадь. В ней предложены определенные темы. После того как тема рассмотрена и разобрана, нужно ответить на вопросы и выполнить упражнения. Издание поможет развить любознательность, патриотизм, речевые навыки.

144 страницы. Год издания 2015.

обложки-пособий-по-подготовке-для-4-5-лет

страницы-книги-узнаю-буквы-для-4-5-лет

Это книга для детишек, которые читать не умеют. Оно готовит их к обучению чтению. Занятия идут от простого к сложному. Очень подробно расписано, как правильно с ребенком заниматься. Как нужно знакомить его с буквой и звуком. Пособие решает пять основных задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • формирование грамматических навыков;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • печатание.

152 страницы. Год издания 2016.

Пьянкова Е.А., Володина Н.В.

страницы-книги-начинаю-считать-для-4-5-лет

128 страниц. Год издания 2015.

Пособия для детей 5 – 6 лет

обложки-книг-по-подготовке-для-5-6-лет

страницы-книги-изучаю-мир-для-5-6-лет

160 страниц. Год издания 2016.

страницы-книги-родная-страна-для-5-6-лет

Это пособие сделано по типу рабочей тетради. Сначала рассматривается тема, а потом предлагается выполнить упражнения по теме. Цель - воспитать в ребенке любовь к родине, патриотизм.

Всего три раздела:

  1. Человек и общество.
  2. Моя страна-Россия.
  3. Стихотворения о родине, Москве, и родной природе.

136 страниц. Год выпуска 2015.

обложки-обучающих-пособий-для-5-6-лет

страницы-книги-английский-язык-для-5-6-лет

Цель — развитие навыков говорения и слушания на английском языке. Пособие представляет собой рабочую тетрадь с заданиями, построенными в игровой форме. Если я все правильно поняла, то эта книжка подойдет для деток, у которых уже есть какие-то базовые знания. Ну и родителям тоже желательно владеть английским языком, чтобы заниматься.

116 страниц. Год выпуска 2016.

страницы-книги-считаю-и-решаю-для-5-6-лет

В этом издании рассматривается состав чисел первого десятка, связь чисел в числовом ряду, для улучшения понимания приведена числовая прямая. Дети обучаются решать текстовые задачи. Задачи представлены в форме картинок, чтобы дошкольнику было легче их понять. Так же встречаются упражнения на написание цифр и рисование узоров.

128 страниц. Год выпуска 2016.

обложки-пособий-по-подготовке-для-5-6-лет

страницы-книги-хочу-читать-для-5-6-лет

Цель пособия – научить малыша читать по слогам, различать глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные. Предлагаются упражнения на письмо печатными буквами.

120 страниц. Год выпуска 2016.

страницы-книги-пишу-буквы-для-5-6-лет

Это пособие продолжает формирование графических навыков. Ребенку предлагается в игровой форме напечатать буквы, слоги, слова. Уделяется внимание правильному удерживанию в руке ручки. Задания рекомендуется выполнять именно в том порядке в котором они представлены в книге. Очень много упражнений на раскрашивание и штриховку.

112 страниц. Год выпуска 2016.

страницы-книги-читаю-слова-для-5-6-лет

Это пособие для детишек, которые с буквами уже знакомы, но читают еще плохо. Цель — усовершенствовать навык чтения. Происходит знакомство со слогом, с предложением. В пособии 25 занятий, к каждому занятию есть методические рекомендации. Предлагается таблица слогов, которую рекомендуют повесить куда-нибудь на видное место и читать слоги или даже петь их.

120 страниц. Год выпуска 2015.

Пособия для детей 6 – 7 лет

обложки-пособий-по-чтению-для-6-7-лет

страницы-книги-читаю-слова-для-6-7-лет

Это пособие для детей, которые уже умеют хорошо читать по слогам. Цель - усовершенствовать технику чтения и развить связную речь. Задания здесь серьезней, чем для детишек 5-6 лет. Можно сказать – это следующий уровень подготовки. Всего в пособии 23 занятия, к каждому есть методические рекомендации.

120 страниц. Год выпуска 2016.

Пьянкова Е.А., Родионова Е.А.

страницы-книги-читаю-легко-для-6-7-лет

96 страниц. Год выпуска 2015.

обложки-пособий-для-6-7-лет

страницы-книги-пишу-красиво-для-6-7-лет

Пособие продолжает формирование графических навыков будущих первоклассников. Здесь уже идет курсивное (наклонное) письмо. Много графических упражнений. Закрепляются навыки письма, правильного удерживания ручки. Развивается навык писания по строке.

128 страниц. Год выпуска 2015.

страницы-книги-говорю-красиво-для-6-7-лет

Это пособие для развития у дошкольника красивой и связной речи. Цель — научить его высказывать свои мысли, строить диалог, пересказывать текст и т.п. Все задания предложены в игровой форме, что немаловажно. На страницах приводится много произведений известных авторов, например А. Барто.

144 страницы. Год выпуска 2016.

обложки-книг-по-подготовке-для-6-7-лет

страницы-книги-занимаюсь-математикой-для-6-7-лет

144 страницы. Год выпуска 2016.

страницы-книги-изучаю-мир-для-6-7-лет

Это заключительная книжка из серии пособий по изучению окружающего мира. Дается более детальная информация. В пособии представлены следующие темы:

  • космос;
  • вода;
  • полезные ископаемые;
  • растения;
  • человек;
  • мир вещей;
  • Москва.

136 страниц. Год выпуска 2016.

Пятак С.В., Мальцева И.М.

страницы-книги-готов-ли-я-к-школе

Эта книга содержит тесты и позволяет провести диагностику развития ребенка перед школой. Оценить базу его знаний. Знания оцениваются по четырем разделам:

  1. Математика.
  2. Речь и письмо.
  3. Осведомленность.
  4. Пространство.

160 страниц. Год выпуска 2015.

Вот такой вот неслабый обзор у нас получился. Думаю, что из представленных пособий вы обязательно найдете то, которое подойдет вам идеально.

Желаю вам успешной подготовки! А еще счастья и здоровья!

Автор: Прошина Анна Ивановна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБДОУ 22
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: методическая литература
Тема: Аннотированный список литературы по подготовке ребенка к школе.
Раздел: дошкольное образование

Аннотированный список литературы по проблеме подготовки

ребенка к школьному обучению

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.:

Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. - (Руководство

проблемы психологической готовности детей к школьному обучению.

Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе

которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге

подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а

также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно

раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В

приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики

и др., применяющиеся в группе развития.

Особенностью книги является то, что важные научные положения

изложены ясно и просто, что делает книгу доступной для любого

интересующегося этой проблемой, хотя в первую очередь она предназначена

для детских практических психологов. Книга также может служить пособием

для преподавателей психологии и студентов-психологов, педагогов и

студентов педагогических вузов, работников дошкольных воспитательных

учреждений и родителей.

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению

психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения. М.:

МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное.

Под психологической готовностью к школе автором понимается

необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для

освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе

Автор описывает уровень развития психических сфер, которые важны

для психологической готовности к школьному обучению.

По мнению автора, при исследовании интеллекта ребенка на предмет

готовности к школьному обучению на первый план должны выйти

характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе.

Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в

себя два этапа интеллектуальных операций. Первый — усвоение нового

правила работы (решение задачи и т. д.); второй — перенос усвоенного

правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.

Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Предлагаемая автором программа предназначена для обследования

детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе,

а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе

развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.

Методики, из которых состоит программа, не являются тестами и

позволяют дать качественную характеристику психологической готовности

ребенка к школьному обучению.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных

мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным

Авторы дают практические рекомендации по вопросам, связанным с

развитием мышления, воспитанием и обучением детей дошкольного и

младшего школьного возраста. Рассматривают особенности детей с разными

типами мышления, дают психологические портреты этих детей. Отдельно

раскрывают проблему оценивания детей, причины школьных трудностей.

Как утверждают авторы эта книга попытка взглянуть на ребенка с

разных сторон: как на биологическое существо, как на индивид, как на

маленького человека и как на индивидуальность.

Авторы раскрывают понятие нейропедагогики – экспериментальные

данные, научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в

Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и

родителей. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001.

В книге для педагогов и родителей автор раскрывает возрастные и

индивидуальные особенности развития детей, поступающих в школу,

указывает на всевозможные факторы риска в развитии детей 6—7 лет.

Отдельная глава посвящена работе с медлительными и леворукими детьми.

Предлагается авторская методика прогнозирования некоторых трудностей в

обучении, а также методика разработки индивидуальных адаптационных

программ для подготовки детей к школе.

гимнастики, упражнения для воспитания правильной осанки, упражнения для

предупреждения зрительного утомления, упражнения на расслабление, а

также методику оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—

корреспондент Российской академии образования, директор Института

возрастной физиологии РАО, и Т. А. Филиппова, старший научный

сотрудник института, предлагают 5 тетрадей и книгу для педагогов и

родителей, в которых представлена уникальная система развития школьно-

значимых функций и подготовки детей к школе.

Безруких М.М., С.П. Ефимова. Ребенок идет в школу: Учеб.

Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – 4-е изд. – М.:

Авторы пособия дают свое определение готовности ребенка к

систематическому обучению в школе (школьная зрелость), к котором

указывают на важность уровня здоровья детей.

В пособии рассматриваются вопросы адаптации ребенка к школьному

обучению, анализируются трудности детей с разными типами психики и

лсворуких, с ослабленным здоровьем и т.п. Анализ сопровождается

поступления детей в школу, о всевозможных проблемах связанных с

неготовностью к школьному обучению. Также указывают на необходимость

предварительного обследования детей, предлагают комплекс методик для

определения готовности ребенка к школе.

Пособие будет полезно как студентам психологических, так и

педагогических факультетов, а также преподавателям педагогических ВУЗов

Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.

Брошюра посвящена острой и актуальной проблеме — в ней

рассказывается об особенностях обучения и воспитания детей шестилетнего

возраста. Авторы убедительно доказывают на основе данных современной

науки и анализа педагогической практики, что главной задачей обучения

шестилеток является формирование у них психологической готовности к

школьному обучению. Для учителей, воспитателей детских садов, родителей.

Смирнова Е. О. Детская психология. Учеб. для студ. высш. пед.

учеб, заведений. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.

В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические

закономерности развития познавательных психических процессов ребенка,

становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе.

Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, училищ и

колледжей, будет полезен всем, кого волнуют проблемы развития и

дошкольника, развитие ролевой игры в дошкольном возрасте; характеризует

познавательную сферу дошкольника, особенности воображения, развитие

общения со взрослым со сверстниками, личностное развитие. Особое

внимание автор уделяет кризису семи лет и проблеме готовности ребенка к

школе – здесь раскрываются: основные симптомы кризиса семи лет,

психологические новообразования кризиса семи лет, проблема готовности к

Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987

Цель книги - совершенствование воспитательной работы на занятиях,

положительного влияния на ход всего воспитательно-образовательного

процесса в группе.

В книге раскрыта методика воспитательной работы, осуществляемой

на занятиях в детском саду на основе включения детей в деятельность,

направленную на овладение знаниями и умениями; показана тесная

взаимосвязь обучения с решением задач формирования познавательной

активности, проявляющейся в стремлении ребенка приобретать знания,

прилагая для этого достаточные усилия, настойчивость, целеустремленность,

Логопедический букварь + Большие прописи к логопедическому букварю - Олеся Жукова

Сказки Кота Ученого. М. Книжный дом 1991 г. 240 с. Твердый переплет. Обычный формат.

Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) - Егупова В.А.

Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. Для детей 3-4 лет - Левина Анна.

Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. Для детей 3-4 лет - Левина Анна.

Готовимся к школе 6–7 лет. Рабочая тетрадь - Константин Валерьевич Шевелев.

Готовимся к школе 6–7 лет. Рабочая тетрадь - Константин Валерьевич Шевелев.

Готовимся к школе 5–6 лет. Рабочая тетрадь - Константин Валерьевич Шевелев.

Готовимся к школе 5–6 лет. Рабочая тетрадь - Константин Валерьевич Шевелев.

Информатика и математика для юристов - Казанцев С.Я. и др.

Информатика и математика для юристов - Казанцев С.Я. и др.

Информатика. Учебник - Соболь Б.В. и др.

Произношение. Мир звуков. 1 класс - Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Произношение. Мир звуков. 1 класс - Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Упражнения для каллиграфического написания прописных букв - Пушков А.Е.

Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - Косинова Елена Михайловна

Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - Косинова Елена Михайловна

Мир и человек - Жданова Инна Константиновна

Большая энциклопедия дошкольника - Шалаева Г.П.

Учимся писать буквы и цифры. Для мальчиков - Дмитриева В.Г.

Учимся писать буквы и цифры. Для мальчиков - Дмитриева В.Г.

Начинаю считать. Для детей 4-5 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) - Пьянкова Е.А., Володина Н.В.

Начинаю считать. Для детей 4-5 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) - Пьянкова Е.А., Володина Н.В.

Познаю мир. Для детей 4-5 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) - Егупова В.А.

Познаю мир. Для детей 4-5 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) - Егупова В.А.

Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге

Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге "Математика для детей 6-7 лет" - Колесникова Е.В.

Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради - Колесникова Е.В.

Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради - Колесникова Е.В.

Читайте также: