Мемориальные парки особенности озеленения

Обновлено: 05.10.2024

Задача: научиться вычерчивать на ватмане проект мемориального парка с учетом всех особенностей проектирования.

В мемориальных парках и садах в зависимости от их величины и намеченного функционального использования кроме основной мемориальной могут быть выделены и дополнительные зоны, такие, как культурно-информационная, тихого отдыха, оздоровительная, детская, хозяйственная. В непосредственной близости от мемориального ансамбля, в особенности, если он включает объекты траурного содержания, не допускается размещение музыкальных эстрад, танцевальных площадок, полей для массовых игр и других источников шума, нарушающих торжественный характер ансамбля.

При расчете посещаемости мемориального парка исходят из нормы 90- 100 м 2 на 1 посетителя, т. е. 9-10 га на 1000 посетителей, одновременно находящихся на территории парка. При этом принимается во внимание, что он посещается группами экскурсантов и туристов по 50-150 человек, учитывается также 0,2-0,3 % местного населения, проживающего в пределах пешеходной доступности (0,5-1,0 км).

Элементы благоустройства должны помогать выявлению замысла пространственной композиции, соединять отдельные сооружения в единый комплекс, подчеркивать его масштаб. Для покрытия площадок перед центральным мемориальным объектом и главной аллеи применяют плиты из естественного камня, цветного и однотонного бетона, вводят мозаичные панно с программной или символической тематикой (рисунок 8). Вблизи главного мемориального входа обычно устраивают газоны с низкорослыми кустарниками и цветниками, водные зеркала, каскады. Лестницы, пандусы и парапеты выполняются, как правило, из того же материала, в котором решен главный объект. Большую роль играют светильники, формирующие вечерний световой ансамбль мемориала, они используются для подсвета мемориальных объемов, подчеркивают ритмическую организацию главной аллеи, высвечивают участки цветников и т. д.

В ассортимент растений для мемориальных парков включаются высокодекоративные древесно-кустарниковые породы. Когда необходимо подчеркнуть торжественность мемориала, применяются колонновидные формы растений, плакучие формы усиливают настроение скорби. Имеет значение и цвет: например, для создания торжественно-траурного настроения используют пурпуро-листные растения. Некоторые деревья традиционно связывают с определенным символическим значением. Например, дуб олицетворяет силу и мощь, береза ассоциируется с образом России, магнолия, самшит, тис, плющ соответствуют траурной обстановке и т. д.


Рисунок 8 - Пример создания мемориального комплекса

Задание: вычертить план-схему мемориального парка с учетом норм и правил при создании данного специализированного объекта.

Материалы и оборудование: лист ватмана формата А4, цветные и простые карандаши, ластик, линейка, циркуль.

Ход выполнения работы: На листе формата А4 произвести предварительную планировку работы, вычертить рамку. При начертании объектов линии вычерчиваются тонко, аккуратно, не проминая бумагу. При подборе материалов необходимо учитывать гармоничные и контрастные свойства, как цветовой гаммы, так и фактуры материалов.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Основная цель закладывания мемориального парка.

2. Какие породы включают в ассортимент растений мемориальных парков?

3. Что должно располагаться перед главным входом в мемориальный парк?

4. Перечислить основную и дополнительные зоны мемориальных парков.

5. Ассортимент растений для мемориальных парков.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)


Мемориальные сады и парки – создаются для ознакомления с историческими ландшафтами, событиями, жизнью знаменитых людей. Они имеют большое идеологическое значение и относятся к культурно-познавательной группе парков. В них проводится воспитательная работа с использованием средств монументальной пропаганды, организуются торжественные мероприятия, имеющие идейно-воспитательную и познавательную направленность. Мемориальные парки являются также объектами кратковременного отдыха, туристско-экскурсионного обслуживания.

История возникновения произведений мемориального характера восходит еще к древним временам. Однако процесс формирования приемов и принципов создания мемориально-ландшафтных композиций начинается в Европе и России лишь во второй половине 18 столетия. Именно тогда возникают пейзажные парки героико-романтического характера, в объемно-пространственной композиции которых используются мемориальные объекты. В русской архитектурной практике мемориальная тема наиболее ярко реализовалась на территории дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: Павловске и Царском Селе. Именно, здесь в парках принадлежавших императорской фамилии начинает создаваться будущая мемориальная программа русского паркостроения.

Первые мемориальные парки в России были заложены Петром 1 (Петергоф. Стрельна в честь победы над шведами в Северной войне и Екатерининский парк в Пушкине, где представлен комплекс памятников, посвящённых победам в русско- турецких войнах).

Тенденции проектирования современных мемо­риальных парков:

максимальное сохранение подлинности памят­ного места (Михайловское-Тригорское);

музеефикация архитектурных объектов (Дом Павлова в Волгограде);

включение в комплекс мемориала музейной экспозиции (дом-музей в Ялте);

пространственное расширение мемориалов, объ­единение их в крупные тематически и простран­ственно развитые структуры (мемориальное кольцо вокруг г. Ленинграда),

взаимопроникновение и взаимообогащение раз­нопрофильных музейных экспозиций (например, экспозиции, посвященные декабристам и Чайков­скому в Каменке на Украине).

Архитектурно-планировочные задачи проекти­рования мемориальных парков и комплексов:

создание архитектуры, адекватной идейному со­держанию;

тактичное включение архитектуры в среду при минимальном искажении ландшафта;

Таблица. 1 Создание мемориальных парков и объектов тре­бует решения особых идейных и композицион­ных задач, поэтому важно определить место про­ектируемого объекта в градостроительной иерархии.

Архитектурно-планировочная характеристика

Размещение в системе расселения

Иерархический уровень градостроительной организа­ции

Локальный участок в городе, населенном пункте и на межселенной территории

Планировочный район, общегородской, межселенный, уникальный

Памятник, мемориальный знак, братская могила, скульпткрная группа

Архитектурно-планировочный или скульптурный ансамбль

Локальный участок в городе, населенном пункте, на межселенной территории

Общегородской, межселенный, уникальный

Пискаревское кладбище (Ленинград);

Трептов парк (Берлин)

Мемориально-парковый или музейно-мемориальный ансамбль

Развитая планировочная структура в городе и на межселенной территории

Общегородской, межселенный, уникальный

Марсово поле, Поликуровский холм (Ялта), памятник героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Мемориально-парковый или мемориально-лесо-парковый комплекс, Музейно-мемориальный комплекс

Развитая планировочная структура в городе, населенном пункте и на межселенной терри­тории

общегородской, межселенный, уникальный

Ясная Поляна, Исторический бульвар (Севастополь)

Мемориальные ланд­шафтно-планировочные комплексы

Развитая ландшафтно-планировочная структкра на межселенной терри­тории

В первом случае предоставляется большая свобода выбора композиционных приемов, во втором – более глубокие выразительные возможности.

Функциональное зонирование территории.

В мемориальных парках число функциональных зон следует ограничить. Устройство зон отдыха может привести к снижению той роли, которую выполняют мемориалы. В мемориальных парках с объектами траурного содержания, размещение зрелищных сооружений и устройств - исключается. Самим мемориалам отводится спокойный, ровный рельеф. Необходимо устройство одной или нескольких площадок для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Главная зона ме­мориальных парков – экспозиционная. Ее объемно-пространственное решение определяет специфику мемориального объекта. Маршруты движения сходны с музейными, их схемы должны учитывать все типы посещений – экскурсионные, одиночные, по интересам, ознакомительные – и могут проектироваться по замкнутому и линейному свободным принципам.

Планировочная организация экспозиционной зоны предполагает организацию маршрутных колец в соответствии с составом элементов объемно-пространственной композиции и особенностями их восприятия. Основные элементы располагаются ближе к входной зоне и должны доминировать в ландшафте. Остальные элементы следует располагать по заданной программе с учетом особенностей восприятия. Элементы, используемые для массовых мероприятий (ритуальных, литературных чтений, митингов), размещаются компактно по отношению друг к другу, чтобы создать условия для пребывания больших масс народа.

На границе функциональных зон и за пределами основной экспозиции возможны более свободные объемно-пространственные и архитектурные построения, не нарушающие характера основной зоны.

Планировочная структура мемориальных парков зависит от величины, размещения, содержания этих объектов (таблица 2, 3).

Таблица 2. Примерные показатели зонирования и элементы парка-мемориала.

Размер площади, м 2

Мемориальная зона: во время митингов после митингов

Площадки возложения венков

Площадки с твердым покрытием для проведения: митингов лекций экскурсий и возложения венков

Территории для прогулок и отдыха

Таблица 3. Баланс территории и примерные показатели зон мемориального парка.

Распределение посетителей, % от общего количества

Норма площади на одного посетителя, м 2

Соотношение площадей, % от общей площади

Ландшафтная организация территории.

Для мемориальных парков характерны синтез архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и садово-паркового искусства, монументально-торжественный характер архитектуры, создание определенного настроения, регулярная трактовка отдельных композиций, специфический характер растительности, строго продуманный график движения.

Приемы планировки и организации ландшафта должны быть просты и логичны. Насаждения включают в себя виды растений с выразительными архитектоническими формами и традиционной семантикой (хвойные, пирамидальные, лиственные с правильными плотными кронами), стриженные боскеты, изгороди и стенки, большие площади партерных газонов, низкие цветники строгих тонов и очертаний. В историко-культурных заповедниках принципиальное значение для мемориальности насаждений имеют видовой состав и размещение, образ ландшафта и входящих в него пейзажей, качество и сохранность элементов декоративного оформления – скульптуры, парковой мебели, малых архитектурных форм, а так же размещение видовых точек, просматриваемых перспектив.

При проектировании мемориальных парков необходимо решать следующие вопросы:

пластичное включение мемориального парка в окружающую среду с установлением планировочных и пространственных связей с ближайшими архитектурными и ландшафтными ансамблями;

достижение круглодичной выразительности мемориальной композиции как торжественного, так и траурного содержания средствам архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства;

последовательное визуальное раскрытие содержания мемориала с точек обхода, расположенных на основных путях подхода к центру композиции;

подбор древесно-кустарниковых и цветочно-травянистых растений, формой и цветом соответствующих идейно-тематическому содержанию мемориального парка.

Значение мемориальных парков.

Значение мемориальных монументов и парков вокруг них в генеральном плане развития города очень высоко. Они играют важную роль в формировании силуэта города. В зависимости от монумента подбирается и соответствующая территория. Например, монумент торжественного содержания следует размещать на возвышенном месте, хорошо просматриваемом с самых разных точек города. Крупные же мемориальные комплексы траурного содержания не должны доминировать.

Как показывает практика, многие мемориальные парки своим появлением обязаны тем событиям, которые происходили на этой территории в то или иное историческое время. Если парку отведена исторически обусловленная территория, прежде всего необходимо провести тщательный анализ, чтобы выявить историческую и эстетическую ценность сохранившихся мемориальных сооружений и других элементов. Это позволит определить, насколько возможно их использовать в архитектурно-планировочной композиции парка. Если объекты не подходят по тематике и не представляют исторической ценности, то лучше от них освободиться. Необходимо изучить природные особенности, дать пейзажную эстетическую характеристику ландшафта, определить те объекты живой природы, которые имеют самостоятельную историческую ценность. При этом следует учитывать степень живописности местности, привлекательности ее, характер пространственных связей. Архитектурно-планировочная композиция будет зависеть от характера тех мемориальных сооружений, которые сохранились или которые предполагается разместить на территории. Это могут быть мемориальные объекты траурного содержания (надгробные стелы и обелиски, монументы, выражающие печаль, скорбь, мемориальные руины и т. п.) и объекты торжественного содержания, символизирующие победу, покорение космоса, трудовые подвиги и т. д. (музей, укрепления, сохранившееся оружие, макеты космических кораблей и многое другое).

По идейно-тематическому плану мемориальные парки подразделяют на:

I. Парки, создаваемые в честь выдающихся деятелей народа, полководцев, ученых, писателей, художников, композиторов и т. д.

II. Парки, посвященные знаменательным историческим событиям (победы, освобождения, воссоединения, покорения космоса, юбилейные, дружбы и мира и т. п.). Если основной мотив создания парка — дань уважения героям борьбы, то тогда на его территории можно встретить траурные монументы, надгробные стелы, вечный огонь на братских могилах, аллеи славы, памяти, в которых отдельные деревья — это своеобразные памятники тем, кто не вернулся.

III. Парки смешанного типа. Здесь мемориалы и сооружения на самые разные темы, и по времени они могут относиться к разным историческим событиям (историко-революционные, военно-патриотические, боевой и трудовой славы, мемориально-этнографические, парки с музеями и экспозициями на открытом воздухе).

Проектирование мемориальных парков.

Планировка мемориальных парков и комплексов должна отражать характер их содержания. Плоский, спокойный рельеф требует регулярных приемов планировки, гористый, пересеченный — организации близких и дальних перспектив, свободной трассировки аллей и дорог. Если местность имеет склоны, пригорки, то мемориальные объекты целесообразно размещать так, чтобы они были на пути движения посетителей по поднимающейся стороне. Путь к мемориалу следует обозначить зелеными насаждениями.

В мемориальных массивах число функциональных зон лучше ограничить. Увлечение устройством зон отдыха ведет к снижению той роли, которую мемориалы должны играть. Что же касается мемориальных парков с объектами траурного содержания, то размещение на их территории зрелищных сооружений и устройств исключается. Самим же мемориалам следует отводить спокойный, ровный рельеф, чтобы возможно было расположить здесь площадку для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Большое значение уделяется и цветочному оформлению мемориальных парков. Если речь идет о траурных объектах, то используют цветы преимущественно белой окраски (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны). Для памятников революции уместнее красные цветы (гвоздики, канны, розы, бегонии).

Значение имеют и фактура, цвет материала, используемого в оформлении парков. Чаще встречается камень — он долговечен, легок в обработке, хорошо сочетается с зеленью, цветами, водой, землей. Бронза, чугун олицетворяют собой силу, мощь, вечность.

5.1. Мемориальный комплекс Трептов- парк в Берлине (Германия). Мемориальный ансамбль был открыт 8 мая 1949 года. Архитектор Я.Б. Белопольский, скульптур Г.В. Вучетич) (площадь 20 га). Памятник, сооруженный в центре Европы, увековечивает бессмертный подвиг Советский Армии, Великую Отечественной войны.

М
емориальный ансамбль Трептов- парк составляет 3 объемно- пространственных комплекса, подчиненных единому тематическому и идейному замыслу: от входа до монумента Матери- Родины; от монумента Матери – Родины до пропилеев- знамен; от пропилеев до главного монумента воина – освободителя

Рис.1 Вид сверху на Мемориальный ансамбль Трептов- парк в Берлине.

Советского воина (общая высота памятника 30 метра). Главная 12- метровая бронзовая скульптура изображает могучего воина, принесшего освобождение человечеству. Она установлена на круглом пьедестале, решённое в виде мавзолея, с купольным мемориальным залом, размещенного на зеленом- холме кургане (высота кургана 9,5 метра, диаметр 62 метра). Осевая пространственная композиция воспринимается постепенно, по мере движения от входов по аллеям из лип (ширина аллеи 9 м) к монументу Матери Родины (высота 5 м), который является началом главной оси композиции.

Широкая аллея- пандус длинной 100м- обрамлении четырех рядов тополей пирамидальных ведет к террасе с пропилеями и занменами из красного гранита (высота 14 метров, длинная 25 каждая). С верхней террасы от приспущенных знамен из гранита открывается новая перспектива (270м) на партер центральной части мемориала. В центре партера, заглубленном на 3 ступени- 5 братских могил, по обеим сторонам которых на фоне зелени боковых аллей установлены каменные саркофаги, возвышается скульптура воина.

Рис. 2 План мемориала Трептов-парк в Берлине 1 — входные площадки; 2 — монумент матери-Родины; 3 — скульптура Воина-освободителя.

Мемориальный комплекс Мамаев курган в Волгограде.

Поднявшись выше по склону, посетители попадают на аллею с пирамидальными тополями.

Пройдя между стенами, туристы выходят на Площадь Героев с огромным бассейном, символизирующим неизбежную победу добра и невозможность искоренить жизнь на земле. С левой стороны длинного бассейна высятся вечнозеленые ели. Шесть скульптурных композиций, расположенных с правой стороны бассейна, отображают героические моменты битвы за освобождение Сталинграда. А фигуры воинов, уничтожающих символы фашизма – свастику и гидру, олицетворяют окончательную победу над злом.

Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающей всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире. Монументальная фигура Родины Матери стоит на невысоком пьедестале, который находится на фундаменте, углубленном в землю на 16 метров. Высота железобетонной статуи Родина Мать зовет, отлитой за один раз, чтобы не было швов, составляет 52 метра. А вместе с поднятым в небо мечом ее рост увеличивается еще на 33 метра, что делает ее одним из самых высоких монументов в мире. Пустотелую статую, отлитую на специальном каркасе и весящую более 8 тысяч тонн, в вертикальном положении поддерживают 99 натянутых канатов, весящих около 60 тонн каждый. Внутри монумента находится техническая лестница и помещение, из которого работники наблюдают за состоянием каркаса и тросов. Меч Родины Матери, весящий четырнадцать тонн, изготовлен из специальной фторированной стали. Для того, чтобы уменьшить ветровую нагрузку, в нем просверлены отверстия.

21 июня парке высадили 930 деревьев (рябину, клен, березу, черемуху, липу, акацию, дуб, сосну крымскую, сосну обыкновенную, ель и лиственницу) и 1600 кустарников (сирень, кизильник, смородину).

Марсово поле. Санкт- Петербург.

7 ноября 1918 г. в Ленинграде в годовщину Великой Октябрьской революции был открыт один из впечатляющих монументов — Памятник жертвам революции. Марсово поле — небольшая озелененная территория, окруженная городской застройкой, но многие, кто приезжает в город, непременно приходят сюда, чтобы отдать дань уважения погибшим революционерам. По своему воздействию, лаконизму это один из лучших мемориальных комплексов.

Создание высокохудожественного мемориала, неповторимого по силе выразительности, возможно только в том случае, если все компоненты будут взаимоувязаны, если все и каждый при этом будет четко выполнять свою роль, архитектурно-планировочное решение будет сочетаться с правильным подбором ассортимента деревьев, кустарников, цветов, их композиционное решение будет учитывать объемы сооружений, водных поверхностей, всего ландшафта местности, современных инженерных объектов.

Р ис.3 П лан Марсова поля.

Рис.4 Вид сверху на Марсово поле.

Ландшафтная организация специализированных территорий является неотъемлемой частью современного градостроительства. По художественному уровню садов и парков можно судить о культуре города. Создание эстетически выразительных парковых ансамблей является одной из самых сложных задач ландшафтной архитектуры. Решение ее невозможно без изучения определенных закономерных сочетаний природных (рельеф, растительность, вода) и архитектурных (различных устройств и сооружений) элементов.

Большое значение в обеспечении массового отдыха населения имеют как многофункциональные (парки культуры и отдыха), так и специализированные парки (спортивные, детские, ботанические и другие), дающие возможность свободного выбора вида отдыха, развлечений, ландшафтной обстановки.

Список литературы.

Горохов В. А. Зеленая природа города: Учеб. Пособие для вузов. Издание 2-е, доп. и перераб.- М.: Архитектура- С, 2005.- 528 с., ил.

Особенности озеленения зон разного назначения на кладбищах. В последние годы при озеленении кладбищ мест погребений признано нежелательным высаживать деревья рядом с могилами. В то же время инструкции, определяющие некоторые аспекты архитектурно-ландшафтной организации мест захоронений, предусматривают озеленение 20 % территории кладбища.

На основе анализа практики может быть рекомендован показатель озеленения кладбищ – 0,77 кв. м зеленых насаждений на одного жителя, независимо от типа города.

Озеленение зоны захоронений. Аллейные посадки в зоне захоронений используются для разделения секторов, для лучшей ориентации, акцентирования планировочных элементов разной степени значимости. Поэтому вдоль главных аллей рекомендуется высаживать крупные деревья, в то время как вдоль второстепенных коммуникаций – деревья второй и третьей величины и разреженные ряды кустарников. Наряду с традиционным приемом формирования чистых по породному составу аллей (березовых, дубовых, рябиновых и т.п.) можно рекомендовать создание секторов с преобладанием какой-либо одной древесной породы – как в линейном периметральном обрамлении, так и во внутреннем пространстве участков в виде компактных живописных групп или одиночных деревьев. Такое решение способствует более четкой идентификации секторов и индивидуализации могил.

Посадки, применяемые в оформлении могил. В оформлении могил желательно применение зеленых насаждений трех типов: окаймляющие посадки невысоких кустарников, формирующие пространство могил, низкие почвопокровные растения, образующие не требующий особого ухода плотный ковер на могильном участке, незначительный процент цветочных растений, которые можно заменять несколько раз в течение года или подбирать с учетом фенологических характеристик, создавая эффект непрерывного цветения.

Аллейные и немогильные посадки могут быть дополнены незначительными, свободными от захоронений, декоративными участками с размещением древесно-кустарниковых групп и цветников у пересечений дорожек, площадок для отдыха, лестниц и пандусов.

На участках урновых погребений в землю с регулярной планировкой создаются невысокие живые изгороди, рядовые посадки кустарников и деревьев; мемориальные знаки располагают рядами на газоне, галечной, гравийной или вымощенной камнем поверхности, в окружении почвопокровных и цветочных растений.

На участках урновых захоронений в землю в пейзажном стиле свободно размещаются небольшие монументы и мемориальные плиты, иногда роль памятников исполняют и наиболее декоративные экземпляры растений. Этот вариант сочетает известную степень индивидуальности могил с подчеркнуто ландшафтным характером среды. Вместо традиционных прямоугольных секторов погребений создаются комплексы камерных мемориальных садов разных размеров с богатым ассортиментом древесно-кустарниковых и цветочных растений. Допустимо включение в композицию одиночных колумбарных стен. В ландшафтном стиле формируются и урновые рощи на базе естественных или специально высаженных массивов зеленых насаждений, где захоронения располагаются вдоль узких тропинок среди более плотных по сравнению с мемориальными садами посадок.

Участки общих урновых и безурновых погребений в землю не имеют многочисленных индивидуальных надгробий, и потому их архитектурно-ландшафтная организация не ограничена несколькими приемами. Могут создаваться мемориальные рощи и лужайки, дополненные цветочным оформлением и декоративными скульптурными элементами. Гармоничные сочетания открытых газонных пространств и древесно-кустарниковых групп придают ландшафтной среде кладбища парковый облик. Становится возможным создание специализированных секторов захоронений – в виде розариев, сирингариев, альпинариев, рокариев и т.п. На участках захоронений желательно устанавливать общие мемориальные знаки со сведениями о погребенных.

Участки, предназначенные для развеивания праха, решаются в виде ровной газонной поверхности, окаймленной густой полосой зеленых насаждений. Подход к поляне развеивания подчеркивается регулярными либо произвольными древесно-кустарниковыми композициями. По периметру примыкающей к поляне ритуальной площадки можно высаживать цветочные или низкие кустарниковые бордюры, укладывать камни. В травяной газон пространства развеивания допустимо вводить посадки мелколуковичных (крокусы), низкорослых нарциссов и др., эффектных в период цветения.

Озеленение мемориальной зоны. Характер озеленения мемориальной зоны должен соответствовать ландшафтному решению прилегающих секторов захоронений. Подбираются особо декоративные виды кустарников и деревьев. Цветочное оформление мемориальной зоны создается каркасом постоянных цветников, но может быть дополнено временными экспозициями из букетов и венков посетителей, заменяемых по мере увядания. Приносимые цветы можно располагать на газоне предусмотренными проектом разными узорами, контуры которых образуются системой вспомогательных устройств (лунки, держатели, стаканы для сосудов с водой). Возможен и другой вариант, когда цветы помещаются в декоративные именные вазы, укрепленные на специальных стендах.

Психологический аспект композиции зеленых насаждений. При помощи зеленых насаждений возможно создание особого психологического климата в пределах территорий мемориальных объектов. Во входной зоне и зоне траурных церемоний желательно применять деревья и кустарники с раскидистой или пирамидальной формой кроны, оказывающей активизирующее эмоциональное воздействие. Успокаивающе влияют на психику человека деревья с овальной, плакучей и зонтичной формой кроны; их целесообразно высаживать в зоне захоронений. Следует учитывать, что высокие сильные деревья вызывают ассоциации долговечности, а изящные ветви плакучих форм олицетворяют печаль и соответствуют настроению скорбящих. Особую категорию составляют вечнозеленые и раннецветущие виды растений, связанные в философском смысле с возрождением и обновлением и наилучшим образом выражающие идею вечности природы (можжевельник, тис, туя, из цветочных растений – первоцветы и мелколуковичные).

Наиболее распространенный в растительном мире зеленый цвет также оказывает успокаивающий эффект, что является основанием для увеличения доли газонов и древесно-кустарниковых насаждений в территориальном балансе кладбища.

Использование цвета при оформлении мест захоронений желательно регулировать с учетом его традиционного символического значения. Темные, близкие к черному, а также глубокие сине-фиолетовые и лиловые тона ассоциируются с трауром и скорбью, с учетом этого следует их применять в цветочных композициях. Преобладающий зеленый фон входной зоны и зоны траурных церемоний целесообразно дополнить цветочными включениями, выдержанными в гамме неярких теплых тонов и нейтрального белого; в оформлении участков отдельных захоронений допустимы разные оттенки спектра, в зависимости от индивидуального предпочтения. Особенности психофизиологического воздействия цвета необходимо также учитывать при выборе цветового решения малых архитектурных форм.

Ассортимент зеленых насаждений. Ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений для кладбищ определяется с учетом природно-климатических и агротехнических особенностей территории (инсоляция предполагаемого места произрастания растения – избыточная освещенность на вновь создаваемых открытых участках, полутень или глубокое затенение на большинстве исторических объектов; размещение кладбищ в местах с низким уровнем грунтовых вод или бедной песчаной почвой; вероятность нерегулярности полива и прочих мероприятий по уходу за растениями и т.п.).

Ассортимент насаждений должен включать как вечнозеленые, так и листопадные виды растений с разными сроками цветения и красочной гаммой цветков и листьев, что позволяет создавать разнообразные ландшафтные композиции и обеспечивает достаточно высокую декоративность мемориальных объектов в течение всего года. Целесообразно высаживать лиственные и хвойные деревья предпочтительно местных пород и устойчивые экзоты (береза повислая, клен остролистный, липы мелколистная и крупнолистная, дуб черешчатый, ива белая, конский каштан обыкновенный, ель колючая, лиственница европейская, туя западная и др.), высокодекоративные красивоцветущие и декоративно-лиственные кустарники (барбарисы обыкновенный и Тунберга, кизильник блестящий, дерен белый, спирея Вангутта, снежноягодник белый, можжевельник казацкий, др.), лианы (девичий виноград пятилисточковый, жимолость каприфоль, клематисы, др.), однолетние и многолетние цветочные и лиственно-декоративные травянистые растения, почвопокровные многолетники (перспективны растения альпийской флоры, папоротники, мелколуковичные).

Подбор ассортимента растений связан с особенностями функциональных зон – во входной зоне, на участках почетных погребений и в зоне траурных церемоний высаживают преимущественно декоративные формы хвойных и лиственных пород, причем предпочтение оказывают вечнозеленым видам, создающим торжественную атмосферу; на остальной территории кладбища ассортимент насаждений обычно представлен местными породами – березой, рябиной, кленом и др. Посадки деревьев обычно осуществляются централизованно, согласно проекту, выбор декоративных кустарников, цветочных и почвопокровных растений для оформления могил оставляется на индивидуальное усмотрение родственников.

Значение мемориальных монументов и парков вокруг них в генеральном плане развития города очень высоко. Они играют важную роль в формировании силуэта города. В зависимости от монумента подбирается и соответствующая территория. Например, монумент торжественного содержания следует размещать на возвышенном месте, хорошо просматриваемом с самых разных точек города. Крупные же мемориальные комплексы траурного содержания не должны доминировать.

Как показывает практика, многие мемориальные парки своим появлением обязаны тем событиям, которые происходили на этой территории в то или иное историческое время. Если парку отведена исторически обусловленная территория, прежде всего необходимо провести тщательный анализ, чтобы выявить историческую и эстетическую ценность сохранившихся мемориальных сооружений и других элементов. Это позволит определить, насколько возможно их использовать в архитектурно-планировочной композиции парка. Если объекты не подходят по тематике и не представляют исторической ценности, то лучше от них освободиться. Необходимо изучить природные особенности, дать пейзажную эстетическую характеристику ландшафта, определить те объекты живой природы, которые имеют самостоятельную историческую ценность. При этом следует учитывать степень живописности местности, привлекательности ее, характер пространственных связей. Архитектурно-планировочная композиция будет зависеть от характера тех мемориальных сооружений, которые сохранились или которые предполагается разместить на территории. Это могут быть мемориальные объекты траурного содержания (надгробные стелы и обелиски, монументы, выражающие печаль, скорбь, мемориальные руины и т. п.) и объекты торжественного содержания, символизирующие победу, покорение космоса, трудовые подвиги и т. д. (музей, укрепления, сохранившееся оружие, макеты космических кораблей и многое другое).

I. Парки, создаваемые в честь выдающихся деятелей народа, полководцев, ученых, писателей, художников, композиторов и т. д.

II. Парки, посвященные знаменательным историческим событиям (победы, освобождения, воссоединения, покорения космоса, юбилейные, дружбы и мира и т. п.). Если основной мотив создания парка — дань уважения героям борьбы, то тогда на его территории можно встретить траурные монументы, надгробные стелы, вечный огонь на братских могилах, аллеи славы, памяти, в которых отдельные деревья — это своеобразные памятники тем, кто не вернулся.

III. Парки смешанного типа. Здесь мемориалы и сооружения на самые разные темы, и по времени они могут относиться к разным историческим событиям (историко-революционные, военно-патриотические, боевой и трудовой славы, мемориально-этнографические, парки с музеями и экспозициями на открытом воздухе).

Планировка мемориальных парков и комплексов должна отражать характер их содержания. Плоский, спокойный рельеф требует регулярных приемов планировки, гористый, пересеченный — организации близких и дальних перспектив, свободной трассировки аллей и дорог. Если местность имеет склоны, пригорки, то мемориальные объекты целесообразно размещать так, чтобы они были на пути движения посетителей по поднимающейся стороне. Путь к мемориалу следует обозначить зелеными насаждениями.

В мемориальных массивах число функциональных зон лучше ограничить. Увлечение устройством зон отдыха ведет к снижению той роли, которую мемориалы должны играть. Что же касается мемориальных парков с объектами траурного содержания, то размещение на их территории зрелищных сооружений и устройств исключается. Самим же мемориалам следует отводить спокойный, ровный рельеф, чтобы возможно было расположить здесь площадку для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Большое значение уделяется и цветочному оформлению мемориальных парков. Если речь идет о траурных объектах, то используют цветы преимущественно белой окраски (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны). Для памятников революции уместнее красные цветы (гвоздики, канны, розы, бегонии).

Значение имеют и фактура, цвет материала, используемого в оформлении парков. Чаще встречается камень — он долговечен, легок в обработке, хорошо сочетается с зеленью, цветами, водой, землей. Бронза, чугун олицетворяют собой силу, мощь, вечность.

План Марсова поля в Ленинграде
План Марсова поля в Ленинграде
Мемориальный Трептов-парк в Берлине
Мемориальный Трептов-парк в Берлине: 1 — входные площадки; 2 — монумент матери-Родины; 3 — скульптура Воина-освободителя

Говоря о тех формах, которые эмоционально воздействуют на человека, необходимо вспомнить о воде. Водоемы могут тоже нести смысловую нагрузку или быть самостоятельными памятниками. Система водных устройств может быть использована как композиционная основа всего мемориального парка. Вода способна увеличить перспективу в сторону мемориального объекта, привлечь внимание к наиболее красивым уголкам парка, показать их как в зеркале. Вода способна воздействовать на настроение. В траурной зоне используют фонтаны типа стеклянных струй или с переливающейся из чаши в чашу водой.

Особая торжественность, монументальность сооружения подчеркиваются подсветом комплекса или наиболее важных в композиционном плане деталей.

7 ноября 1918 г. в Ленинграде в годовщину Великой Октябрьской революции был открыт один из впечатляющих монументов — Памятник жертвам революции. Марсово поле — небольшая озелененная территория, окруженная городской застройкой, но многие, кто приезжает в город, непременно приходят сюда, чтобы отдать дань уважения погибшим революционерам. По своему воздействию, лаконизму это один из лучших мемориальных комплексов.

Создание высокохудожественного мемориала, неповторимого по силе выразительности, возможно только в том случае, если все компоненты будут взаимоувязаны, если все и каждый при этом будет четко выполнять свою роль, архитектурно-планировочное решение будет сочетаться с правильным подбором ассортимента деревьев, кустарников, цветов, их композиционное решение будет учитывать объемы сооружений, водных поверхностей, всего ландшафта местности, современных инженерных объектов.


В статье рассматриваются особенности современного озеленения исторических объектов ландшафтной архитектуры. На примере Троице-Сергиевой Лаврой демонстрируется существующая практика благоустройства территории. Рассматриваются принципы работы с историческими объектами, специфика разработки проектов.

Приведённый иллюстративный ряд, наглядно демонстрирует опыт озеленения благоустройства исторического объекта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (далее СТСЛ).

Ключевые слова: исторический объект, объект культурного наследия, ЮНЕСКО, озеленение, благоустройство.

The article discusses the features of modern landscaping historical objects of landscape architecture. For example, the Trinity-Sergius Lavra demonstrates the practice of landscaping. Describes the principles of working with historical objects, the specifics of project design.

Illustrative series, demonstrates experience in the landscaping beautification of the historical building of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra ('e stsl).

Keywords: historical site, cultural heritage site, UNESCO, gardening, landscaping

Исторический объект — это объект культурного наследия, созданный человеком, сохранивший до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, исторической, этнографической и научной точки зрения. Все творения человечества есть зеркальное отражение тысячелетий жизни и развития людей, их переживаний, вероисповеданий, философий и достижений. Мы меняемся, памятник искусства и его окружение так же меняется. Поэтому, говоря о озеленении исторических объектов, мы прежде всего должны знать их жизненный путь. В какое время и в какой среде родился очередной феномен, с какой целью он был создан и как использовался в последующем. [2]

Например, Садово-парковому искусству России, допетровского времени характерны преобладание утилитарной и религиозной функций садов над эстетической. При Киевской Руси существовал культ растений, почитались священные рощи и такие деревья, как дуб (являвшийся образом долголетия и мощи), береза (символизировавшая добро, плодородие), липа (почитавшаяся древом Богородицы, символом женского начала). В древнерусских городах сохранялись луга и рощи. При монастырях создавали участки с лекарственными и декоративными растениями. [3]

В 15–16 веках появились сады при усадьбах, чаще всего они были плодовыми. До средины 17 века не было деления усадьбы на парадную и хозяйственную часть.

Характерными чертами русских садов допетровского периода были:

1) сочетание утилитарной и эстетической функций

2) наличие регулярных элементов и их свободное размещение в планировке усадьбы

3) свободное расположение всех планировочных элементов с учетом природных условий

4) отсутствие ансамблевого единства и осевого решения в планировке

5) широкое распространение рощ

6) устройство верховых садов в кремлёвских и монастырских угодьях. [3]

Максимальный толчок развитию садово-паркового искусства в России отмечен в 18 веке при правлении Петра I.

Характерными чертами русских садов петровского периода являются:

1) каналы и цветники;

2) голландское влияние;

3) расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев.

4) регулярный стиль, присущий эпохе барокко. [3]

Рассмотрим существующую практику озеленения исторических объектов на примере благоустройства территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в настоящее время. Специфика налицо: монастырские ансамбли несли множество функций: духовные, оборонительные, общественные, хозяйственные. В зависимости от времени основания церквей, эпохи возникновения святилищ, меняется и облик территории.

Что такое монастырь и его сады? Отношение человека к ним менялось. Например, в XIV—XV веках скитальцы отшельники чтили божественной первобытную, девственную, не тронутую рукой человека природу. Среда, где основана обитель, символизирует мир Бога, свободный от всего нечестивого. Поэтому при выборе места для будущего монастыря главную роль играло качество ландшафтного окружения. Таким образом основывалось значительное число известных монастырей, начиная Сергием Радонежским, Нилом Соровским. [5]

Наличие благоустройства территории не может быть лишь самоцелью исторического объекта. Что важно для территории монастырей и ее посетителей: духовная составляющая, привлечение посетителей верующих, создание атмосферы неба на земле. Церковная обитель отличается особенной духовностью, уникальной эстетикой.

Монастырь — обитель Бога и его служащих, а его девственное окружение символизирует священность места. На протяжении веков, человек, пытаясь приблизиться к Богу, изменял и саму природу, видя в ней, как Адам и Ева узрели свою наготу, несовершенство, и пытаясь упорядочить ее. Храм, как омофор Пресвятой Богородицы, защищал русских людей не только духовно и нравственно, но и физически, укрывая в своих стенах рабов божьих от нападений врагов. И задача ландшафтного архитектора при озеленении монастыря как исторического объекта в 21 веке передать истинную сущность веры, которая дает нам надежду на спасение человечества. Мы должны донести современному человеку простые истины и ценности жизни, и сделать природу связующим звеном человека и Бога. [4]

Бог нас учит всепрощающей любви, смирению и вере. Но что же должен нам поведать монастырский сад? Показать рай на земле, чтобы возникла тяга самосовершенствования и искупления, исправления. Помочь очистить душу, мысли, сердце от злобы и жестокости, попав в другой мир со своими законами.

Архитектурный ансамбль СТСЛ входит в перечень особо охраняемых объектов ЮНЕСКО, что делает благоустройство и озеленение объекта культурного наследия более интересным и вместе с тем сложным процессом. [7]

С какими трудностями встречается ландшафтный архитектор на таких территориях? Так как ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры развивался на протяжении 8 веков, он представляет собой комплекс сооружений, построенных в совершенно разных стилях. Задачей специалиста в данном случае является объединение подобного стилевой мозаики ландшафтной архитектурой местности, не нарушив при этом сложившиеся устои и правила мужского монастыря.

Другой сложной задачей является сохранение реликтовых деревьев на территории объекта и их грамотное использование в композициях.

Содержание зеленых насаждений объекта культурного наследия так же имеет свою специфику.

На территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры обслуживаются и производится технологический уход за следующими зелеными насаждениями:

Деревья: 729 шт., из них: реликтовые: 46 шт (диаметр ствола > 45 см.); в групповых посадках: 54 шт; в живой изгороди: 138 шт; в рядовой посадке: 76 шт; в одиночной посадке: 461 шт.

Кустарники: 2889 шт., из них: в групповой посадке: 1915 шт, в рядовой посадке: 626 шт; в одиночной посадке: 348 шт

Лианы: 30 п.м. Плодовый виноград отнесен к кустарникам.

Цветники из многолетников: 922 кв.м. Преобладают хосты; дополнитльно используются ирисы, лилейники, папоротник орляк, вербейник, брунера

Цветники из однолетников: 712 кв.м. В основной массе это алиссум, бегония, петуния, пеларгония, сальвия, львиный зев, колеус.

Служба озеленения лавры, производящая технологический уход за насаждениями и воплощающая реализацию проектов в натуре, состоит из следующих штатных единиц: мастер по озеленению-1человек, бригадир-1 человек, садовник-15 человек.

При проектировании новых растительных композиций на территории исторического объекта ландшафтный архитектор, в поисках идеального варианта, проходит следующие этапы создания концепции: изучение истории развития объекта, анализ его исторических планов и ассортимента растений, поиск исторических чертежей цветников и композиций объекта проектирования и современная интерпретация способов их воплощения.

Одним из итогов такой трудоемкой работы было воплощение цветника на Соборной площади в 2017 году по чертежу, разработанному на основе исторических эскизов.

Как создавался данный цветник.

Рисунок цветника несет православное символическое значение, колористическое решение композиций из цветочных культур принимается в гармонии с архитектурным решением территории. Композиции так же могут быть выполнены в пейзажном стиле, подчеркивая первоначальное размещение святых обителей в отчуждении от светского мира, в нетронутой человеком природе. [1]

Православная символика издавна используется в мощении, убранстве сооружений. Для проекта цветника на Соборной площади был выбран православный символ лилия — знак любящей Бога души, невинности и чистоты. Данный символ обычно размещали на входе перед церковью, поэтому мы ввели такой мотив в цветник на Соборной площади — главной на территории. Цветовое решение для данного места выбрано в красно-белой гамме, что гармонизует с окружающими сооружениями Успенским собором и Надкладезной часовней. [7]

Чтобы понять, какой ассортимент растений использовали в монастырях, изучались исторические справки, описания, художественные произведения.

Георгины в монастырском саду считали самыми духовными цветами, чистыми, бесстрастными, их называли земными звездами и сравнивали с церковным вином. [6]

Упоминания о садовом хозяйстве лавры найдены так же в Историческом описании Свято-Троицкой Сергиевой Лавры А. В. Горского 1910 г.:

Архивы по проектам цветников и ассортименту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, к сожалению, утеряны. Но проведен анализ проектов цветочного оформления аналогичных объектов.

Найдены архивы культивируемых растений Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада за 200 лет его существования с начала 19-го века. [2]

После создания эскиза концепции цветника, на основе проведенных анализов исторического ассортимента растений, выполнялись разбивочные и посадочные чертежи. После проект выносился в натуру садовниками Сергиевой лавры.


Рис. 1. а) Фото. Цветник на Соборной площади б) Визуализация концепции цветника на Соборной площади


Рис. 2. а) Посадочный чертеж б) Разбивочный чертеж цветника на Соборной площади


Рис. 3. а), б) Фото. Произведение разбивки и посадки цветника


Рис. 4. а) Цветник на Соборной площади. Итоги реализации проекта. б) Вид с колокольни

Приведённый иллюстративный ряд, наглядно демонстрирует сложившийся опыт озеленения объекта культурного наследия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, его приемы и способы реализации.

Основные термины (генерируются автоматически): Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Соборная площадь, культурное наследие, век, ландшафтный архитектор, сад, Цветник, монастырский сад, одиночная посадка, приведенный иллюстративный ряд.

Читайте также: