Методика 15 правил компенсационного озеленения

Обновлено: 04.07.2024

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения компенсационного озеленения на территории Большемаресьевского сельсовета.

2. Утвердить прилагаемую Методику расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений.

3. Создать комиссию по обследованию зеленых насаждений.

4. Утвердить прилагаемый состав комиссии по обследованию зеленых насаждений.

5. Специалисту администрации (Усовой П.Г.) обеспечить официальное опубликование (обнародование) на специальных стендах и разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Большемаресьевского сельсовета в сети Интернет.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации В.И.Хохряков

Большемаресьевского сельсовета от _2013 №___

Правила

проведения компенсационного озеленения

на территории Большемаресьевского сельсовета

1. Общие положения

1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми действующими на территории Большемаресьевского сельсовета юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальными предпринимателями, гражданами.

1.3. Все зеленые насаждения, расположенные на территории Большемаресьевского сельсовета, образуют единый зеленый фонд сельского поселения, за исключением зеленых насаждений, произрастающих (выросших) на землях, находящихся в частной собственности.

1.4. Термины и определения.

Зеленый фонд сельского поселения — совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах Большемаресьевского сельсовета. Составной частью зеленого фонда являются озелененные территории общего пользования, озелененные территории ограниченного пользования и озелененные территории специального назначения;

Озелененные территории — территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель муниципального образования Большемаресьевского сельсовета;

Озелененные территории общего пользования — территории, используемые для рекреационных целей (парки, сады, скверы, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории);

Озелененные территории ограниченного пользования — это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения, здравоохранения, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения;

Озелененные территории специального назначения — санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники;

Зеленые насаждения — древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного или искусственного происхождения, включая парки, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники;

Дерево — многолетнее растение с четко выраженным стволом, несущими боковыми ветвями и верхушечным побегом. Ствол дерева — главный (осевой) одревесневший стебель дерева начинается от шейки корня и заканчивается вершиной;

Кустарник — многолетнее растение, ветвящееся у самой поверхности почвы (в отличие от деревьев) и не имеющее во взрослом состоянии главного ствола;

Травяной покров — совокупность травянистых растений естественного и (или) искусственного происхождения, включая лесную подстилку, газоны, цветники;

Заросли — деревья и (или) кустарники самосевного и порослевого происхождения, образующие единый сомкнутый полог;

Повреждение зеленых насаждений — механическое, термическое, химическое и (или) иное воздействие, которое привело к нарушению целостности кроны, ветвей древесно-кустарниковой растительности, ствола, корневой системы и живого напочвенного покрова и потере декоративных качеств, а также загрязнение почвы на озелененных территориях вредными для растений веществами, не влекущее прекращения роста зеленого насаждения;

Уничтожение зеленых насаждений — вырубка (снос), повреждение или выкапывание зеленых насаждений, которые повлекли прекращение их роста, гибель или утрату в качестве элемента ландшафта;

Реконструкция зеленых насаждений — частичная замена зеленых насаждений в случаях изменения требований к озеленению территории (изменение назначения территории, восстановление исторического облика территории, придание архитектурно-художественного облика зеленым массивам или иное);

Компенсационная стоимость — стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений, необходимые и достаточные для достижения зелеными насаждениями размеров уничтожаемого зеленого насаждения;

Компенсационное озеленение — воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.

1.5. Вынужденное уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений производится на основании разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений.

1.6. Вынужденное уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений без возмещения компенсационной стоимости допускается в случае:

— вырубки зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции зеленых насаждений;

— проведения санитарных рубок и рубок ухода;

— вырубки (сноса) аварийных деревьев и кустарников;

— вырубки (сноса) зеленых насаждений в целях обеспечения нормативных требований к освещенности жилых и общественных зданий и помещений;

— вырубки (сноса) зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах существующих инженерных сетей и коммуникаций;

— вырубки (сноса) зеленых насаждений при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

— уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территориях, специально отведенных для агротехнической деятельности по их разведению и содержанию.

1.7. За незаконное уничтожение (вырубку, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений виновные лица в установленном законом порядке привлекаются к административной ответственности.

Выплата налагаемого в установленном законом порядке штрафа за незаконное уничтожение (вырубку, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений не освобождает виновных лиц от оплаты компенсационной стоимости уничтоженных (вырубленных, снесенных) и (или) поврежденных зеленых насаждений и (или) проведения компенсационного озеленения, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком.

1.8. Администрация Большемаресьевского сельсовета выдает разрешение на вырубку (снос) зеленых насаждений.

2. Компенсационное озеленение

2.1. Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, входящих в состав зеленого фонда сельского поселения, кроме случаев, указанных в п. 1.6 настоящих Правил.

2.2. На территории Большемаресьевского сельсовета применяются две формы компенсационного озеленения: натуральная и денежная.

2.2.1. Компенсационное озеленение в натуральной форме.

2.2.1.1. Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан, ИП или юридических лиц, в интересах которых необходимо произвести уничтожение (вырубку, снос) зеленых насаждений.

2.2.1.2. Размер площади компенсационного озеленения в случае реализации схемы озеленения не может быть меньше площади поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений.

2.2.1.3. Компенсационное озеленение проводится равноценными или более ценными видами зеленых насаждений на территории данного населенного пункта.

2.2.1.4. В случае противоправного уничтожения или повреждения зеленых насаждений компенсационное озеленение проводится равноценными или более ценными видами зеленых насаждений.

2.2.2. Компенсационное озеленение в денежной форме.

2.2.2.1. Компенсационная стоимость должна обеспечивать выполнение аналогичных по качеству и объему услуг озеленения, достаточных для достижения зеленым насаждением размеров уничтоженного зеленого насаждения.

2.2.2.2. В случаях, когда в соответствии со схемой не происходит утраты функций озелененных территорий, при осуществлении следующих видов градостроительной и иной деятельности, приводящих к уничтожению (вырубке, сносу) и (или) повреждению зеленых насаждений:

— реконструкция существующей застройки;

— строительство жилых, общественных и промышленных объектов;

— прокладка инженерных коммуникаций;

— строительство новых транспортных магистралей;

— установка (сооружение) временных построек,

юридические лица и граждане возмещают компенсационную стоимость уничтоженных (вырубленных, снесенных) и (или) поврежденных зеленых насаждений.

2.2.2.3. Лица, виновные в незаконном уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений, обязаны уплатить денежные средства, составляющие компенсационную стоимость зеленых насаждений.

2.2.2.4. Возмещение причиненного ущерба за уничтожение зеленых насаждений не освобождает от обязанности по компенсационному озеленению.

3. Порядок получения разрешения вырубку (снос) зеленых насаждений

3.1. Уничтожение (вырубка, снос) зеленых насаждений производится после получения гражданами, ИП или юридическими лицами разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений, выдаваемого администрацией Большемаресьевского сельсовета (согласно Приложения 1).

3.2. Для получения разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений необходимо представить в администрацию Большемаресьевского сельсовета следующие документы:

— заявление с указанием причины и места уничтожения (вырубки, сноса) зеленых насаждений;

— разрешение на строительство;

— правоустанавливающие документы на земельный участок;

— схема компенсационного озеленения (при компенсационном озеленении в натуральной форме), в состав которого включаются:

— ведомость существующих зеленых насаждений;

— разбивочный и посадочный чертежи;

— смета работ по компенсационному озеленению.

— документы, подтверждающие оплату компенсационной стоимости (при компенсационном озеленении в денежной форме).

— письменное обязательство о проведении компенсационного озеленения в натуральной форме.

3.3. Расчет компенсационного озеленения в натуральной и денежной форме осуществляется администрацией Большемаресьевского сельсовета в соответствии с утвержденной Методикой расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений.

3.4. Заявление и документы рассматриваются администрацией в течение 15 дней с момента поступления.

Разрешение на вырубку (снос) зеленых насаждений выдается в течение 3 дней:

— после оплаты компенсационной стоимости зеленых насаждений;

— после подписания обязательства о проведении компенсационного озеленения в натуральной форме.

3.5. Администрация Большемаресьевского сельсовета:

3.5.1. проводит обследование зеленых насаждений подлежащих уничтожению (вырубке, сносу) и составляет акт по форме, согласно приложению № 2 настоящему Порядку (обследование лиственных пород деревьев проводится в вегетационный период);

3.5.2. проводит расчет размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям, согласно утвержденной Методике расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений.

3.5.3. согласует схему компенсационного озеленения;

3.5.4. выдает квитанцию для перечисления в бюджет сельского поселения компенсационной стоимости зеленых насаждений.

3.5.5. выдает разрешение на уничтожение (вырубку, снос) зеленых насаждений.

3.6. Компенсационное озеленение в натуральной форме проводится в сезон, благоприятный для посадки зеленых насаждений, но не позднее 1 года после уничтожения (вырубки, сноса) зеленых насаждений.

3.7. Работы по компенсационному озеленению считаются выполненными после подписания комиссией, созданной администрацией Большемаресьевского сельсовета, акта приемки объекта компенсационного озеленения.

3.8. Юридические лица, ИП и граждане самостоятельно, за счет собственных средств производят вырубку (снос) зеленых насаждений, а также работы по посадке зеленых насаждений с последующей уборкой древесных отходов.

3.9. В случае невыполнения работ в соответствии с утвержденной схемой компенсационного озеленения, восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных (вырубленных, снесенных) осуществляется администрацией Большемаресьевского сельсовета с последующим возмещением средств с физических и юридических лиц, отказавшимся от выполнения указанных работ.

3.10. Контроль за проведением работ по компенсационному озеленению в натуральной форме осуществляет администрация Большемаресьевского сельсовета.

4. Заключительные положения

4.1. Средства, полученные от внесения компенсационной стоимости зеленых насаждений при их уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении, поступают в бюджет Большемаресьевского сельсовета и расходуются на проведение следующих мероприятий:

— проведение компенсационного озеленения;

— реконструкция существующих объектов озеленения общего пользования;

— проектирование объектов компенсационного озеленения;

-приобретение саженцев и семян, доставка посадочного материала, подготовка почвы, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и цветников;

— содержание зеленых насаждений, в том числе уход за зелеными насаждениями в течение года после посадки;

— приобретение спецтехники для посадки и пересадки зеленых насаждений.

к Правилам проведения

на территории администрации

Администрация Большемаресьевского сельсовета

Лукояновского муниципального района Нижегородской области

Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационное озеленение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Компенсационное озеленение

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, частично отказывая казенному учреждению в признании не действующим в части порядка компенсации затрат, возмещаемых при уничтожении или повреждении объектов благоустройства (озеленения) на территории муниципального образования, утвержденного решением собрания муниципального образования, отметил, что положения статьи 11 ЗК РФ вопросы использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением, определение их правового режима, выбор вида разрешенного использования и его определение не регулируют.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Компенсационное озеленение

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1) Региональное законодательство о зеленых насаждениях направлено в основном на установление запретов на уничтожение и повреждение таких насаждений, закрепление обязанностей граждан и юридических лиц по содержанию зеленых насаждений, установление перечня допустимых случаев, а также правил вырубки зеленых насаждений, регламентацию порядка осуществления компенсационного озеленения в случаях уничтожения зеленых насаждений.

Нормативные акты: Компенсационное озеленение

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Закон г. Москвы от 05.05.1999 N 17
(ред. от 07.05.2014)
"О защите зеленых насаждений" Статья 4. Компенсационное озеленение

от 5 ноября 2019 года N 1801

Об утверждении Порядка проведения компенсационного озеленения
на территории муниципального образования "Город Архангельск"

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Методическими рекомендациями для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 N 711/пр, Правилами благоустройства города Архангельска, утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581, Администрация муниципального образования "Город Архангельск"

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения компенсационного озеленения на территории муниципального образования "Город Архангельск".

2. Опубликовать постановление в газете "Архангельск - город воинской славы" и на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".

Исполняющий обязанности Главы
муниципального образования
"Город Архангельск"
Д.В. Шапошников

Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации
муниципального образования
"Город Архангельск"
от 5 ноября 2019 года N 1801

ПОРЯДОК
проведения компенсационного озеленения на территории
муниципального образования "Город Архангельск"

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153, Методическими рекомендациями для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 N 711/пр, Правилами благоустройства города Архангельска, утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581.

Порядок обязателен для исполнения на всей территории муниципального образования "Город Архангельск".

Порядок не распространяется на зеленые насаждения, относящиеся к территории городских лесов, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, а также садовых, огородных и дачных земельных участков и регулирует отношения, связанные со сводом зеленых насаждений, произрастающих на территориях общего пользования.

Зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в собственности юридических, физических лиц, принадлежат им на праве собственности. При этом собственники таких зеленых насаждений могут распоряжаться ими по своему усмотрению в соответствии с Правилами благоустройства города Архангельска, утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581, если вопрос о сохранении зеленых насаждений не был выставлен в качестве условия на этапах выбора земельного участка и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

В настоящем Порядке отдельные термины и понятия имеют следующие значения:

зеленые насаждения - древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая, травянистая растительность естественного и искусственного происхождения на определенной территории (включая парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники);

компенсационное озеленение - создание зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных;

уничтожение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, повлекшее прекращение роста;

натуральная форма компенсационного озеленения - восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных лицом, по вине которого был причинен ущерб зеленым насаждениям, самостоятельно или с привлечением специализированных организаций;

повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, не влекущее прекращение роста (повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности напочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой системе вредными веществами, поджог и иное причинение вреда);

рубка ухода - форма ухода за зелеными насаждениями путем удаления из насаждения нежелательных деревьев (кустарников), отрицательно влияющих на рост и состояние лучших по рекреационным, защитным, декоративным и иным полезным свойствам деревьев (кустарников), и создания благоприятных условий для роста лучших по рекреационным, защитным, декоративным и иным полезным свойствам деревьев (кустарников) главных пород;

санитарная рубка - рубка деревьев (кустарников), при которой удаляют больные, поврежденные и усыхающие деревья с целью оздоровления и предотвращения заболеваний зеленых насаждений;

реконструкция зеленых насаждений - комплекс агротехнических мероприятий по замене больных и усыхающих деревьев и кустарников, улучшению породного состава;

свод зеленых насаждений - уничтожение зеленых насаждений путем рубки, спиливания или выкапывания, которое повлекло их гибель или утрату в качестве элемента ландшафта.

1.2. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный зеленым насаждениям при:

освоении земельных участков, отведенных в установленном порядке под огороды;

необходимости проведения санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции зеленых насаждений;

ликвидации или предупреждении аварий на наружных сетях уличного освещения и линий электропередач;

чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

производстве работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений на основании разрешения на производство указанных работ, выданного в установленном порядке.

2. Общие условия осуществления компенсационного озеленения

2.1. Компенсационное озеленение проводится физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, в чьих интересах планируются, либо по вине которых произошли свод, пересадка, повреждение или уничтожение зеленых насаждений в натуральной или денежной форме.

2.2. Породы различных деревьев в городе по своей ценности объединяются в 4 группы:

1 группа лиственных деревьев (особо ценные);

2 группа лиственных деревьев (ценные);

3 группа лиственных деревьев (малоценные).

Лиственные древесные породы

1 группа
(особо ценные)

Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник,
туя, тис и другие хвойные породы

Деревья:
дуб, липа, клен, ясень, декоративно-плодовые (яблони, сливы, груши и др), ива (белая, остролистная, русская), вяз, акация белая.
Кустарники: самшит, бирючина, рододендрон

Деревья:
береза, боярышник, ольха серая, рябина, тополь (пирамидальный, берлинский), черемуха.
Кустарники:
спирея, боярышник, снежноягодник, пузыреплодник, чубушник (жасмин), жимолость, барбарис, ирга, арония

Деревья:
ива (кроме указанных в 1 группе), осина, тополь (кроме указанных во 2 группе).
Кустарники:
крушина, бересклет, дикорастущие виды кустарниковых ив

2.3. Компенсационные зеленые насаждения должны быть равноценны или лучше уничтоженных по рекреационным, защитным, декоративным и иным полезным свойствам - при своде лиственного дерева, отнесенного к 2 и 3 группе компенсационное озеленение проводится деревьями, отнесенными к 2 и (или) 1 группе; при своде лиственного дерева, отнесенного к 1 группе компенсационное озеленение проводится деревьями, отнесенными к 1 группе; при своде хвойного дерева компенсационное озеленение осуществляется хвойными породами растений. Количество зеленых насаждений, подлежащих компенсационному озеленению, определяется как три вновь высаживаемых дерева (кустарника) взамен одного сводимого (поврежденного). Компенсационное озеленение при повреждении травянистой растительности определяется 1 м(2) за 1 м(2) поврежденной растительности.

2.4. Для принятия решения о выборе места компенсационного озеленения администрация соответствующего территориального округа Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация территориального округа) направляет в департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - департамент градостроительства) заявку с указанием места возможной высадки компенсационных зеленых насаждений. Департамент градостроительства в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса определяет и направляет в адрес администрации территориального округа информацию о целесообразности и возможности высадки компенсационных насаждений в указанном администрацией территориального округа месте. В случае если высадка в указанном месте невозможна, департамент градостроительства информирует об этом администрацию территориального округа и предлагает иное место высадки в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса.

3. Компенсационное озеленение в натуральной форме

3.1. Компенсационное озеленение выполняется в ближайший сезон, подходящий для посадки зеленых насаждений в открытый грунт, но не позднее 6 месяцев со дня свода зеленых насаждений и 1 (одного) года с момента выдачи разрешения на снос зеленых насаждений.

Компенсационное озеленение выполняется по проекту, согласованному в установленном порядке.

3.2. Место высадки компенсационных насаждений определяется согласно пункту 2.4 раздела 2 настоящего Порядка.

3.3. При осуществлении компенсационного озеленения, при повреждении деревьев, лицо, осуществляющее посадку, в обязательном порядке должно установить приствольные ограждения диаметром не менее 0,7 м для исключения возможности повреждения саженцев.

3.4. Саженцы деревьев и кустарников для озеленения территорий должны соответствовать ГОСТ 24835 "Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия", деревьев декоративных лиственных пород ГОСТ 24909 "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия", деревьев хвойных пород ГОСТ 25769 "Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия", декоративных кустарников ГОСТ 26869 "Саженцы декоративных кустарников. Технические условия".

3.5. Работы по компенсационному озеленению должны проводиться в соответствии с требованиями статьи 9 СП 82.13330 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр.

3.6. После проведения работ по компенсационному озеленению, лицо его осуществившее, в письменном виде информирует администрацию территориального округа о завершении работ в течение трех рабочих дней.

3.7. Освидетельствование зеленых насаждений с определением количества неприжившихся саженцев проводится администрацией территориального округа через 1 (один) год после посадки компенсационных зеленых насаждений. Для проведения освидетельствования администрация территориального округа приглашает лицо, осуществившее компенсационные посадки. По итогам освидетельствования составляется акт установленной формы (приложение к настоящему Порядку).

3.8. Число неприжившихся деревьев, саженцев, кустов и многолетних цветов не должно превышать 20%. При большем проценте неприжившихся растений они должны быть заменены (высажены) и освидетельствованы вновь в соответствии с пунктами 3.1, 3.3-3.8 раздела 3 настоящего Порядка.

3.9. Компенсационное озеленение считается выполненным после проведения освидетельствования.

4. Компенсационное озеленение в денежной форме.

Компенсационное озеленение в денежной форме осуществляется по методике, утвержденной федеральным органом исполнительной власти.

Приложение
к Порядку проведения
компенсационного озеленения
на территории муниципального
образования "Город Архангельск"

Бутерброд

Комитеты / Экспертная оценка зеленых насаждений / Сведения об экспертах / Ответы на часто задаваемые вопросы по практике применения законодательства области в сфере охраны и использования озелененных территорий

1. Нужно ли проводить компенсационное озеленение за снос зеленых насаждений, растущих на частной территории. (например: на частной территории собственник планирует строительство магазина, жилого дома, гаража, отмежеванной территории МКД и т.д.). И получать экспертное заключение?

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, к которым относятся древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

2. В каких случаях наступает необходимость проведения экспертной оценки зеленых насаждений? (На усмотрение органа местного самоуправления? Не будет ли это являться коррупционным фактором)

Частью 1 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений и экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводятся по инициативе уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника (владельца) земельного участка, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке.

Под инициативой в данном случае подразумевается право уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника земельного участка начать процесс экспертной оценки зеленых насаждений (проект реконструкции) для возможного дальнейшего рассмотрения вопроса о сносе зеленых насаждений (реконструкции озелененной территории).

Таким образом, нет необходимости проводить экспертную оценку, если собственник участка (уполномоченный орган, орган местного самоуправления) не предполагает в дальнейшем вырубать данные зеленые насаждения или реконструировать территорию.

Кроме того, частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений не проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 (вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан), 3ынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) 5 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур) и 6 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения) части 2 статьи 12 указанного Закона области.

3. Являются ли целевыми (на уход за высаженными насаждениями) деньги, поступившие на счет администрации при оплате денежной составляющей натурального озеленения.

В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов;

добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее соответственно - средства самообложения граждан, инициативные платежи);

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

4. Освобождается ли от ухода за зелеными насаждениями лицо, проводившее компенсационное озеленение в натуральной форме и оплатившее денежную составляющую натурального озеленения.

Данный вопрос может быть урегулирован муниципальным правовым актом – порядком проведения компенсационного озеленения.

При этом в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области и Методики расчета компенсационной стоимости при уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений и компенсационного озеленения, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 N 376, при проведении компенсационного озеленения в денежной форме, стоимость ухода за зелеными насаждениями до возраста уничтоженных или поврежденных учитывается при исчислении компенсационной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения на территории Нижегородской области.

5. Кто определяет нормативные требования к освещенности жилых и общественных зданий и помещений? (Например, обратилась управляющая компания о сносе дерева, которое якобы создает затенение жилого помещения.)

Нормативные требования к освещенности помещений определены санитарными нормами и правилами: СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

6. Можно ли определить в зимний период живорастущее дерево или сухое? Как в этом случае будет проводится экспертная оценка.

Если нельзя достоверно определить качество зеленого насаждения, то целесообразно считать, что оно находится в удовлетворительном состоянии и его снос влечет компенсационное озеленение. Аналогичный вопрос урегулирован постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016г. №376, согласно которому в случае невозможности определения видового состава и фактического состояния уничтоженных (вырубленных, снесенных) зеленых насаждений исчисление размера ущерба проводится по максимальной оценочной стоимости 1-й группы лиственных деревьев (особо ценные) и коэффициент поправки на текущее состояние принимается как "Ксост=1" (хорошее состояние).

7. Проводится ли экспертная оценка зеленых насаждений, расположенных на землях общего пользования (муниципальной земле), если работы по сносу и подрезке будут исполняться администрацией.

Принадлежности земельного участка к муниципальной собственности и исполнитель работ по сносу и подрезке зеленых насаждений не влияет на определение обязанности по проведению экспертной оценки и не дает оснований для ее не проведения. Случаи, когда экспертная оценка не проводится, установлены частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".

В соответствии со статьей 3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" (далее - Закон области) под озелененными территориями понимаются территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов.

В соответствии со статьей 11 Закона области в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области включаются данные учета озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.

Кроме того, в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 №376 сделано специальное исключение о том, что данные правила не распространяются только на городские леса.

9. Законно ли обязывать заявителя произвести снос и компенсацию зеленых насаждений, которые растут на землях общего пользования? Например, планируется строительство частного дома, в 3 метрах от границы земельного участка (на земле общего пользования) растут деревья. Заявитель просит их снести, в связи со строительством нового дома или какого-либо объекта.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, входящих в состав зеленого фонда.

В соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений производятся в соответствии с настоящими Правилами после получения заинтересованным лицом разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений, выдаваемого в порядке, установленном органами местного самоуправления, при представлении пакета документов, установленного п.2.7 Правил проведения компенсационного озеленения, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 №376.

10. Нужно ли разрешение для подрезки зеленых насаждений?

В соответствии со статьей 12 Закона области содержится исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационное озеленение не проводится, в частности при санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке.

Отмечаем, что в соответствии с Законом области под санитарной рубкой понимается вырубка (снос) больных зеленых насаждений (их частей), не подлежащих лечению и оздоровлению.

Под рубкой ухода понимается вырубка (снос) зеленых насаждений с целью прореживания озелененных территорий от неперспективного самосева, кронирование (обрезка) с целью формирования эстетического вида крон отдельных деревьев и кустарников;

Таким образом, компенсационное озеленение при обрезке с целью формирования эстетического вида крон отдельных деревьев и кустарников не проводится.

Вопрос выдачи разрешения в данном случае может быть урегулирован муниципальным нормативным правовым актом, поскольку в соответствии с п 8 ст. 11.1 Закона области, при осуществлении санитарных рубок, разрешение на это также выдается органом местного самоуправления.

11. Необходимо ли проведение экспертной оценки зеленых насаждений и компенсационного озеленения за снос зеленых насаждений на частной территории (например, при строительстве магазина, или на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома)?

Частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений не проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 (вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан), 3ынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) 5 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур) и 6 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения) части 2 статьи 12 указанного Закона области.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

При этом следует отметить, что в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства области от 21 июня 2016 г. № 376, данные Правила обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

12. Разъясните порядок оформления сноса деревьев, находящихся в удовлетворительном состоянии и произрастающих на территории общего пользования.

В соответствии со статьей 12 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, за исключением случаев, установленных в части 2 указанной статьи Закона, а именно при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

Таким образом, вопрос о сносе зеленых насаждений, "находящихся в удовлетворительном состоянии", не подпадает под вышеуказанные исключительные основания для вырубки (сноса) без проведения компенсационного озеленения.

Для того, чтобы снести зеленое насаждение, заявитель обращается к лицу, имеющему опыт работы в сфере охраны и использования зеленых насаждений не менее 3 лет и высшее образование по одному из следующих направлений (специальностей) обучения: ландшафтная архитектура, архитектура, лесное дело, лесное и лесопарковое хозяйство, биология, садово-парковое и ландшафтное строительство, экология и природопользование, география, почвоведение, агрономия, агроном-эколог, инженер-эколог (эксперт).

Список экспертов, к которым можно обратиться за экспертной оценкой зеленых насаждений, также находится на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но носит исключительно ознакомительный характер, поскольку не является обязательным к использованию. Заявитель может обратиться и к иному лицу, сведения о котором отсутствуют на сайте Законодательного Собрания, но которое соответствует требованиям об опыте работы и образовании (направлении специальности).

После проведения экспертной оценки, эксперт составляет экспертное заключение об экспертной оценке зеленых насаждений, которое размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Экспертная оценка зеленых насаждений".

По истечении 10 рабочих дней со дня опубликования экспертного заключения на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" эксперт направляет экспертное заключение в орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке, и инициатору экспертной оценки.

На основании экспертного заключения орган местного самоуправления принимает решение (выдает разрешение) о вырубке (сносе) зеленых насаждений.

Вопросы компенсационного озеленения также решатся органом местного самоуправления на основании Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства области от 21 июня 2016 г. № 376, а также соответствующего муниципального правового акта.

Читайте также: