Между обросшими мхом древесными стволами царит полумрак

Обновлено: 05.10.2024

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Уральские горы спускаются в сторону Азии крутыми уступами, изрытыми массой глубоких логов, оврагов и падей. На север от уральской железной дороги горы начинают подниматься выше, и по дну логов бойко катятся безымянные горные речушки, которые образуют собой живую подвижную сетку. Лозьва и Тура принимают в себя такие горные речки тысячами; речка Панья, на которой расположился Паньшинский прииск, впадает в Туру, предварительно сделав сотни самых мудреных колен, поворотов и извилин. С крыльца приисковой конторы прииск представлял глубокий лог, сдавленный с обеих сторон довольно высокими лесистыми горками; по самому дну этого лога прихотливыми извивами катится Панья. Вероятно, год назад она совсем была затянута кустами ивняка, ольхой, смородиной и густой, ярко-зеленой осокой, а теперь берега ее совсем обнажены, и только кой-где по ним валяются кучи покрасневшего на солнце хвороста, свежие бревна и маленькие поленницы новых дров. Сейчас за конторой, которая занимает пригорок, берега Паньи, на протяжении двух верст, изрыты на все лады, точно здесь прошел какой-то гигантский крот. Вообще, вся эта масса взрытой без всякого плана и порядка земли походила скорее на слепую работу стихийных сил, чем на результат труда разумно-свободного существа, как определяют человека учебники логики и психологии. По бокам прииска тянутся грядой громадные свалки из верховых пластов, не содержащих золота; желтые валы перемывок, т. е. промытого песку, чередуются с глубокими выработками, где добывается золотоносный песок, рядами ширфов, походящих на только что вырытые могилы, и небольшими мутными прудками, которые Панья образовала там и сям по своему теченью. Мутная вода этих прудов, при помощи канав и деревянных желобов, проведена к самым далеким частям прииска, где поднимаются свои перемывки и свалки. Присутствие людей оживляло всю картину и при ярком солнечном освещении делало ее даже красивой, как проявление самой кипучей человеческой деятельности. Пестрые кучки старателей были рассыпаны по всему прииску; по ним можно было определить положение вашгердов, на которых совершалась промывка песков. В выработках, куда въезжали и выезжали приисковые двухколесные тележки-таратайки, можно было рассмотреть только одни мужские головы, в валяных шляпах и фуражках, а около вашгердов суетилась голосистая пестрая толпа женщин. В глубине прииска, где дорогу Панье загородила невысокая каменистая горка, виднелась довольно сложная золотопромывательная машина; издали можно было разобрать только ряды стоек и перекладин, водяное колесо и крутой подъем, по которому подвозились на машину пески. Люди, работавшие на машине, казались с крыльца конторы муравьями, а когда на подъем взбиралась таратайка, то лошадь можно было принять за комнатную муху. Рядом с машиной весело попыхивала паровая машина; из высокой тонкой трубы день и ночь валил густой черный дым, застилавший даль темной пеленой.

По бокам прииска, под прикрытием дремучего ельника, лепились старательские балаганы и землянки; кое-где около них курились веселые огоньки и суетились женщины, а в густой зеленой траве, на которой паслись спутанные лошади, мелькали белые детские головки. С внешним миром прииск соединялся извилистой узкой дорогой, которая желтой змейкой взбегала мимо приисковой конторы на крутой увал и сейчас же терялась в смешанном лесу из елей, сосен и пихт. На западе, из-за зубчатой стены хвойного леса, придавленной линией, точно валы темно-зеленого моря, поднимались горы все выше и выше; самые дальние из них были окрашены густым серо-фиолетовым цветом. Вся эта картинка прииска была вставлена в темно-зеленую раму дремучего хвойного леса, заполонившего все кругом на сотни верст. Гордо поднимали свои пирамидальные вершины столетние поседевшие ели; воздушными стрелками, как готические башенки, летели прямо в небо молодые бархатные ели, и, широко раскинув свои могучие ветви, светло-зелеными шапками поднимались над всем лесом старые листвени. От этого непролазного угрюмого северного леса веяло первобытной стихийной силой, которую не в состоянии сокрушить ни сорокаградусные морозы, ни трехаршинные снега, ни убийственный северо-восточный ветер, который заставляет деревья поворачивать свои ветви к далекому благословенному югу.

– У нас работа, как вода в котле кипит, – самодовольно говорил Бучинский, любуясь после обеда картиной прииска. – Человек триста работают… Да. Усим хлиб даемо… А сколько пользы государству приносим? Хе-хе. Золото… Всем золото треба, все его шукают… пхе! А оно у нас под носом… Пхни рылом землю, вот и золото.

Фома Осипыч, как все хохлы, после обеда впадал в философское настроение и любил побеседовать на тему о государственной пользе. Его круглое прыщеватое лицо с свиными глазками, носом луковицей и длинными казацкими усами подергивалось в эти минуты жирным блеском и по толстым отвислым губам блуждала самодовольная улыбка человека, который не желает ничего лучшего. Кто был Бучинский сам по себе, какими ветрами занесло его на Урал, как он попал на приисковую службу – покрыто мраком неизвестности, а сам он не любил распространяться о своей генеалогии и своем прошлом. На прииске Бучинского не любили, и старатели просто называли его беспалым Фомкой, потому что у него на левой руке недоставало одного пальца.

Приисковая контора только что была поставлена весной и желтела на пригорке своими новыми бревнами и тесовой крышей. Она делилась на две половины. В одной помещалась собственно контора, где жил Бучинский и хранилась касса, а в другой была устроена кухня и людская. Собственно контора одним окном выходила на дорогу, а двумя другими на прииск, так что Бучинский из-за своего письменного стола мог видеть всякого, кто ехал на прииск или с прииска, а также и то, что делалось на прииске. Стены конторы внутри были только что выделаны и еще хранили следы топора, которым с грехом пополам были обтесаны бревна. Пол и потолок были сделаны из расколотых надвое бревен и подровнены как раз настолько, чтобы на полу нога не запиналась о края настланных плах. Желтый мох, которым были законопачены пазы между бревнами, не успел еще завянуть и таращился клочьями, усиками и колючей щетиной; когда по утрам горячее июльское солнце врывалось в окна конторы снопами ослепительных лучей, которые ложились на полу золотыми пятнами и яркими полосами, веселые зайчики долго и прихотливо перебегали со стены на стену, зажигая золотыми искорками капли свежей смолы, вытоплявшиеся из расщелявшихся толстых бревен. Одно окно, как зеленым шатром, было защищено лапистыми ветвями старой ели; солнечные лучи, проходя через живую сетку из зеленых игл, окрашивались особенным, желто-зеленым цветом, точно их пропустили сквозь тонко прокованный лист золота.

Обстановка конторы отличалась большой простотой и тем отчаянным беспорядком, какой всюду вносит с собой грубая половина человеческого рода. Сам Бучинский прибавил от себя специально хохлацкую грязь и какой-то особенный запах, который никогда не оставлял его. У самых окон, во всю длину наружной стены, на деревянных козлах были настланы доски и прикрыты толстым серым сукном; это и был письменный стол, около которого торчали два колченогих стула и новенькая табуретка со следами красноватой приисковой глины. На столе смешалась масса предметов в замечательном беспорядке. Можно было подумать, что все эти предметы были высыпаны на стол прямо из мешка, да так и остались в том положении, куда толкнула их сила инерции. Из-под слоя желтой приисковой пыли, рассыпанного табаку, пепла и окурков можно было рассмотреть чернильницу без чернил, несколько железных кружек с красными приисковыми печатями, пустую готовальню, сломанный ящик из-под сигар, коллекцию штуцерных пуль, дробь в мешочке, дробь в коробочке из-под пастилок Виши и дробь, просто рассыпанную по всему столу вместе с пистонами, оборванными пуговицами, обломками сургуча, заржавевшими перьями и тому подобной дрянью, которая неизвестно для чего и как забирается на письменные столы. Кипы счетов и конторских книг были сложены отдельно, под прессом из золотосодержащего кварца; несколько раскрытых книг лежали там и сям в самых отчаянных позах, как только что раздавленные люди с раскинутыми руками.

Тест для итогового контроля знаний учащихся 8 класса по русскому языку. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту(второго поколения).

ВложениеРазмер
Тест для итогового контроля знаний учащихся 8 кл(с ответами )русский язык. 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тест для итогового контроля знаний учащихся 8 класса по русскому языку.

*Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту(второго поколения).

1.Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:

1)туфля; 2)намерение ; 3)углубить ; 4)торты;

2.В каком ряду на месте всех пропусков во всех словах пишется буква И?

1)д…рижабль, пр…вилегия, пр…оритет;

2)д…сант, ш…инель ,в…нтилятор;

3)с…луэт ,заж…гать ,учр…ждение;

4)соч…нение, ц…мент ,ваз…лин.

3. В каком ряду на месте всех пропусков во всех словах пишется одна и та же буква?

1)без…дейный, с…грать, супер…гра;

2)во…горание, бе…граничный , …делка;

3)Пр…амурье ,пр…чудливый ,пр…скорбный;

4) ра…сольник, пр…верить ,пр…бить.

4. В каком ряду на месте всех пропусков во всех словах пишется буква О?

1)б…ланс, фл…ристика, к…либри;

2)к…бура, выл…жить, исп…лин;

3)к…мета, покл…ниться ,дисп…зиция;

4) з…ря, п…стамент , …кация.

5. В каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно?

1)(не)готов, (не)доумевать, (не)смотря по сторонам;

2) (не)свежий ; (не)чистый ,а грязный; (не)хотя;

3) (не)продуман, (не)шерстяной , (не)один;

4) (не)смотря на предупреждение , (не)вежда , (не)выученные уроки.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)(кресло)кровать , (светло)синий , (по)русски;

2) (пол)города, (в)последствии , (горно)спасательный;

3) (пол)абрикоса, (в)следствие дождя , (в)общем;

4) (по)нашему ,как(бы) , (пол)второго;

7.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Первые должны подождать последних;

2) Сытый голодного понять не сможет;

3) Попросит принести нужные бумаги;

4) Кто-то робко начал стучать в дверь.

8. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Будь внимателен при чтении.

2) Расширяют улицы.

3) У одержимых нет дороги вспять.

4) В комнатах старательно прибрано.

9. Какое предложение является назывным?

1) Говорили ,что будут строить новый мост.

2) Небо чёрное ,и звёзды мутны.

3) В июле на дворе пусто.

4) Мамины рассказы.

10. Укажите предложение в котором должна стоять только одна запятая (знаки препинания не расставлены):

1) И копьё и стелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

2) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

3) Войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

4)Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

11.Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

1) мне было интересно.

2) иногда делаются заметки на полях.

3) не увлекайтесь только сюжетом.

4) необходимо хорошее освещение.

12.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Между древесными стволами (1) обросшими мхом (2) царит полумрак.

  1. 1-выделяется причастный оборот.
  2. 2- выделяется деепричастный оборот.
  3. 1,2- выделяется причастный оборот.
  4. 1,2- выделяется деепричастный оборот.

13. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

1)Ещё с рассвета люди из ближних сёл несли на базар:хлеб,птицу,овощи, мёд.

2)Ни справа ,ни слева, ни в воде ,ни на берегу-нигде никокого не было.

3)Где бы вы ни бывали:в городе или деревне ,в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге нашей страны-всюду прислушивайтесь к русскому языку.

4) Брусника , клюква, костяника-все эти ягоды поспевают осенью.

14.В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1)Жизнь( ) прекрасна и удивительна.

2)Я ( ) честный человек.

3)Вечная бдительность( ) вот цена свободы.

4)Он ( ) мой старинный друг.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Дождь шёл вечером, дождь шёл всю ночь, тихий, прямой, упрямый. (2) Он пригасил отчётливую хаотичность пейзажа – будто смазал свежие краски на картине, пригасил пресный кубизм нового московского района и, кроме того, окутал бережной дымкой сентиментальности стиснутый новыми домами обречённый островок подмосковной деревни – кучку маленьких домиков, старых яблонь, беззащитных крылечек, верёвок с бельём…

(3) Осторожно постукивая по железным подоконникам больших домов и кровлям маленьких, дождь опустил на все вокруг серый туманный заслон. (4) Капли дождя, падая с листа на лист, с яблоко на яблоко, проходили, как в фонтане Бахчисарая, каждая свой особенный путь, оживляя, трогая на мгновение ступени своего пути – всю клавиатуру дерева, лист за листом. (5) Люди засыпали в этот воскресный вечер в том мире покоя, уюта, защищённости, что создаёт вкрадчивый шёпот дождя в саду, тихое прикосновение его к кровлям.

15.Определите стиль и тип речи данного текста:

а) публицистический стиль, повествование

б) художественный стиль, описание

в) художественный стиль, повествование

г) публицистический стиль, описание

1. Замените слово СМАЗАЛ из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.

2. Из предложений 3-5 выпишите относительное местоимение.

3. Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ПОСТУКИВАЯ (предложение 3), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

4. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

5. Среди предложений текста найдите предложение со сравнительным оборотом , напишите его номер.

6. Среди предложений 3-5 текста найдите предложение (я) с однородными членами. Напишите номер (а) этого (их) предложения (ий).

7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обстоятельстве , выраженном деепричастным оборотом.

Капли дождя, (1) падая с листа на лист, (2) с яблоко на яблоко, (3) проходили, (4) как в фонтане Бахчисарая, (5) каждая свой особенный путь, (6) оживляя, (7) трогая на мгновение ступени своего пути.

Расскажите о функциях глагола в этом тексте.

Приведите несколько примеров из текста иллюстрирующих функции глагола.

1) 2 ; 2) 1 ; 3) 3; 4) 2; 5) 4 ; 6) 1 ; 7) 3 ; 8) 2; 9) 4; 10) 3 ;

11) 3 ; 12) 3 ; 13) 1 ; 14) 3; 15) 3 .

1)стёр ; 2)что ; 3)постукивая с остоожностью ; 4) дождь опустил заслон; 5) 4; 6) 3,4,5 7) 1,3,6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сравнительный анализ качества знаний учащихся 6 класса по русскому языку

Данные результаты помогают оценить диапозон индивидуальных различий учеников класса, выявить наиболее одаренных учащихся и учащихся с низким уровнем усвоения знания.Благодаря такому анализу можно пров.


итоговый контроль знаний учащихся 8 класса за II четверть по УМК Кузовлев В.П.

проверка приобретенных навыков и умений в 8 классе во II четверти по УМК English7 (В.П.Кузовлев).


Тестовые задания предназначены для учеников 8 класса для рубежного контроля знаний.


Тесты по русскому языку для промежуточного контроля знаний учащихся

Тесты по русскому языку для промежуточного контроля знаний. Тесты предназначены для учащихся 5, 6, 7классов.

Задачи работы заключаются в разработке последовательности создания итогового теста, для оценивания результатов школьного обучения.Ориентация процесса преподавания / обучения / оценивания на приобретен.


Урок - итог (итоговый контроль знаний учащихся 2 классов) - обобщение

Данный итоговый урок направлен на контроль знаний учащихся 2 классов по лексико -гамматическому материалу, освоенному учащимися за первый год обучения английскому языку.


Тест как форма контроля знаний учащихся

Это статья,которая подтверждает актуальность тестирования как важной формы контроля знаний современного школьника.

Составьте предложения,включив в них данные причастные обороты до и после главного слова
1)разрисованный художником
2)давно изученный
3)размокший от дождя
4)сломанный во время бури.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
В каком варианте причастный оборот нужно выделить запятыми?
1)Тучи поспешно сбегали с синего свода унизанного ярко мерцавшими звёздами.
2)Между обросшими мхом древестными стволами царит полумрак.
3)Северная холодная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем.
4)Вокруг неуклюже надвигавшейся глыбы пенилась вода.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ
В каком варианте причастный оборот не выделяется запятыми??
1)Неподвижно глядит побелевший мороз неслышно проникающий в стынущее тело.
2)Тиха и извилиста речка протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах.
3)С бьющимся сердцем ходил я по земле украшенной зеленью и цветами.
4)Я умел находить скрывавшиеся в тени кустарников ягодв.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ
В каком варианте правильно расставлены все знаки препинания??
1)Чудесными,полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки ,душистые поляны заросшие земляникой.
2)Ели,стоявшие по колено в сугробах были громадно высоки.
3)Но ещё выше елей было небо,всё засыпанное зимними звёздами.
4)В тёмной пучине колебались,повисшие яркими звезды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Отправляя телеграмму,

всегда указывается обратный адрес.

обязательно укажите обратный адрес.

без обратного адреса её не примут.

мне не хватало денег.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мы подолгу беседовали (1) и беседа превращалась в спор.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата(3)павшего в атаке (4) от рук врага.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,3

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Наша телега то въезжала то проваливалась в яму.

2) Тонким слоем льда было покрыто всё: ветки, кусты, стволы деревьев.

3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

4) Собственное благополучие - основная цель жизни.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В вагоне я сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.

1) 1,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 2,3

6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Между древесными стволами (1) обросшими мхом (2) царит полумрак.

1- выделяется причастный оборот

1, 2 –выделяется причастный оборот

2- выделяется деепричастный оборот

1,2- выделяется деепричастный оборот

7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Птицы (1) отражаясь в неподвижном зеркале воды (2) идут чинно.

1- выделяется причастный оборот

1, 2 –выделяется причастный оборот

2- выделяется деепричастный оборот

1,2- выделяется деепричастный оборот

8. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

Путь в лесах это километры тишины.

Лес точно терем расписной.

В доме было душно и обедали на свежем воздухе.

Настоящему рыбаку нужна река утренние зори голубые вечера и тишина.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.

Отсталый и ленивый всегда позади.

Лёгкие ветры легко дули на пристань и уснувший посёлок.

Мой собеседник держался высокомерно и походил на управляющего.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

11. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.

1) 1 2) 2,3 3) 3 4) 1,3

12. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Я твёрдо убеждён в одном: вдохновение приходит во время работы.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет или раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

13. Какое предложение сложносочинённое? (Знаки препинания не расставлены)

Небо очистилось выглянуло солнце.

Хотелось домой где холодно и снег.

Птицы притихли но зато шелестели листья деревьев.

Сердито завывал ветер и стучал в окно.

14. Какое предложение сложноподчинённое? (Знаки препинания не расставлены)

1) Пыль на улице такая едкая что глазам больно.

2) Двести шагов и мы в безопасности.

3) Не выдержав отец опять взглянул назад.

4) Уже светало и солнце

15. В каком предложении не ставится запятая?

Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов.

На улице светило яркое солнце, и всё искрилось под его лучами.

Казалось, ливни никогда не прекратятся.

Рябина шуршала листвой по стёклам, загораживая от глаз всё остальное.

16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Из деревенского мальчишки выросла фигура величайшего мыслителя, который опередил своих современников.

Следы лыжников стали появляться на лесных тропах, которые покрыл плотным слоем снег.

Гость, о котором так много говорили, опаздывал.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

1) 1,2,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,3

18. В каком предложении не ставится тире?

Прошла неделя – степь преобразилась.

Речь – язык в действии.

Язык – есть сама жизнь.

19. В каком предложении не ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены)

Небольшой деревянный комод стоял в углу.

Гора показалась мне какой-то мрачной мёртвой безмолвной…

Молодой казак стройный и красивый подошёл ко мне.

20. На месте какой цифры в предложении должно стоять двоеточие?

Всё кажется ярким под лучами утреннего света (1) и мостик через реку (2) и деревья (3) и каждая тропинка.

Читайте также: