Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с

Обновлено: 05.10.2024

водорпосли (водная средда обитания) - это низшие растения, у них нет органов и тканей
мхи (наземно-воздушная среда обитания) - ваысшие, так как появились покровные, механические, основные и проводящие ткани, появился побег - орган из стебля и примитивных листьев

Мхи, в отличии от водорослей, имеют стебель и листья. Корней у мхов нет, их заменяют ризоиды. А водоросли тоже имеют ризоиды вместо корней, но не имеют органов строения (корней, стебля и листьев).

Водоросли не имеют тканей и органов. Водоросли в основном обитают в водоемах. Мхи более организованные растения. У них есть ткани, еть органы: стебель, листья. У них есть гаметофит, собственно растение и спорофит, развивающийся на гаметофите и образующий споры. Споры позволяют мхам расселяться не только водным путем. Мхи обитают на поверхности почвы, камней, растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по биологии для 9 класса предназначена для школьного этапа Всероссийской олимпиады, и позволяет повторить изученный ранее материал. На выполнение отводится 45 минут. Предназначена как для средних так и для сильных обучающихся. Олимпиада включает три задания.Первое - с выбором одного правильного ответа, второе - из двенадцати утверждений выбрать только правильные утверждения. К третьему заданию необходимо подобрать термины к соотетстующим определениям.

АВТОР: КАЧАЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ, МБОУ ООШ №4.

г.МЕЖДУРЕЧЕНСК121
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

20015/16 учебный год 9 класс.

Часть 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Неправильно и НЕКОРРЕКТНО следующее утверждение: «Лишайник - симбиоз

2. . Найдите аналогию: Железо : Анемия = Йод : ?

а - микседема б - бронзовая болезнь в - диабет г - базедова болезнь

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке эукариот зашифрована в молекулах:

а – АТФ; б – ДНК; в – Белков; г - РНК

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:

а – устьице – мезофилл – ксилема; б – ксилема – мезофилл – устьице; в – флоэма — ксилема — мезофилл; г – флоэма – мезофилл — устьице.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

а - ресничных червей б - ракообразных

в - многощетинковых червей г - малощетинковых червей

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

а – Покрытосеменные; б – Голосеменные;

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в- АТФ; г – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые; в – Земноводные; г – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Какая по­сле­до­ва­тель­ность из пред­ло­жен­ных пра­виль­но от­ра­жа­ет схему клас­си­фи­ка­ции рас­те­ний?

а - вид → род → се­мей­ство → класс → отдел

б - вид → отдел → класс → род → се­мей­ство

в - вид → се­мей­ство → род → класс → отдел

г - вид → класс → отдел → род → се­мей­ство

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой; б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы; г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.

21. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.

22. Кровь НЕ вы­пол­ня­ет функ­цию пе­ре­но­са газов у

а - ось­ми­но­га б - реч­но­го рака в - кам­чат­ско­го краба г - лимонницы

23. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов; г- Синтез белков.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, - это:

а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.

27. Ука­жи­те при­мер услов­но­го тор­мо­же­ния.

а - не­воль­ник забыл род­ной язык б - спортс­мен после со­рев­но­ва­ний идёт спать

в - в ответ на удар боксёр ата­ку­ет со­пер­ни­к г - при виде яб­ло­ка вы­де­ля­ет­ся слюна

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Центры жажды, голода находятся в:

а - продолговатом мозге б - промежуточном мозга

в - среднем мозге г - мозжечке

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны; г- Ферменты.

31. Корнеплод – это:

а - Утолщенный придаточный корень

б - Утолщенный стебель в основании главного побега

в - Утолщенный главный корень

г - Утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня

32. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

33.Впервые применил термин "Клетка":

а) Антони ван Левенгук;

34. Формула цветка представителей семейства Лилейные:

35. Полость тела аскариды:

а) отсутствует; в) вторичная;

б) первичная; г) смешанная.

36. О единстве органического мира свидетельствует:

а) связь организмов со средой;

б) приспособленность организмов к среде обитания;

в) сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

г) взаимосвязь клеток в организме.

37. Органы выделения ланцетника представлены:

а) мальпигиевыми сосудами; в) нефридиями;

б) почками; г) протонефридиями.

38. Корой головного мозга контролируется:

а) чтение книги; в) реакция на ожог;

б) кашель; г) моргание

39. При пониженной кислотности желудка может быть нарушено расщепление:

а) белков; в) углеводов;

б) жиров; г) нуклеиновых кислот.

40. Неполное закрытие трехстворчатого (трикуспидального) клапана приведёт к обратному забросу крови в:

а) правое предсердие; в) аорту;

б) левое предсердие; г) лёгочную вену.

1. Характерные особенности двудольного растения:

I. Хорошо сформированная кора;

II. Наличие камбия;

III. Проводящие пучки закрытого типа;

IV. Наличие сложных листьев.

а) I, II, III; в) I, II, IV;

б) II, IV; г) III, IV.

2. Видоизменение листьев – усики у:

I. Винограда.

II. Гороха.

III. Чечевицы.

IV. Вики.

а) I, II; б) II, III, IV; в) I, III, IV; г) II, III.

3. Плод- костянку имеют:

I. Персик;

II. Виноград;

III. Грецкий орех;

IV. Мандарин;

V. Барбарис.

a) I, II, IV,V; б) I, III, V; в) II, III, V; г) II, IV, V

4. Особенностью строения зубов млекопитающих является

I. дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные.

II. смена молочных зубов постоянными.

III. все зубы одинаковые остроконечные.

IV. срастание с челюстями.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) I, II.

5. Основой теплокровности птиц стало

I. Трехкамерное сердце.

II. Полное разделение артериального и венозного кровотоков.

III. Две дуги аорты.

IV. Интенсивное сокращение сердца.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) II, IV.

6.Для земноводных характерны следующие признаки:

I. Имеется только легочное дыхание,

II. Наличие мочевого пузыря;

III. Продуктом выделения является мочевая кислота;

IV. Для взрослых особей характерна линька;

V. Отсутствие грудной клетки.

а) II, V; б) I, III, V; в) II, IV, V; г) III, V, I, II

7. Кожа обладает следующими функциями:

II. выделительной;

III. чувствительной;

IV. дыхательной;

V. терморегуляционной.

а) I, III, IV; б) II, IV,V; в) I, IV; г) I, II, III, V.

8. Функции мозжечка:

I. осуществляет контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов;

II. безусловнорефлекторная координация движений;

III. сохранение равновесия и позы тела;

IV. здесь находятся центры зрения, слуха, терморегуляции;

V. регуляция мышечного тонуса.

а) II, IV,V; б) II, III, V; в) IV, V; г) II, V.

9. Развитие рахита у детей сопровождается следующими симптомами:

I. поражение кожи;

II. искривление ног;

III. малокровие;

IV. уплощение груди;

V. большая голова.

а) I, V; б) I, II, IV; в) II, V; г) II, IV,V.

10. Признаки, характерные для голосеменных:

I. В цикле развития преобладает спорофит.

II. Хорошо размножаются вегетативным способом.

III. Эндосперм гаплоидный.

IV. Эндосперм диплоидный.

V. Деревья, кустарники и травянистые растения.

а) II, IV; б) I, III; в) I, II; г) IV, V

Абиотические факторы – это факторы неживой природы.

Позвоночник человека включает 35-36 позвонков.

Гаструла – это однослойный зародыш.

Серое вещество спинного мозга имеет вид мухи.

У бактерий наследственный аппарат нуклеоид.

Вирусы имеют капсид.

Стрептококки имеют вид виноградной грозди.

Багрянки – это бурые водоросли.

Дождевого червя относят к полихетам.

Луковица и клубень – это аналогичные органы.

Кость в толщину растет за счет клеток хряща.

При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 0 С.

Пластический обмен идет с выделением энергии.

Дивергенцией называется расхождение признаков в процессе эволюции.

Кончик языка более чувствителен к сладкому.

1. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

2. [2,5 балла] Установите соответствие между типами соцветий (А – Д) и растениями (1 – 5) для которых они характерны.

А. Корзинка 1. Лук

Б. Сложный колос 2. Ландыш

В. Зонтик 3. Пшеница

Г. Метёлка 4. Овёс

Д. Кисть 5. Ромашка

3.[2,5 балла] Соотнесите принадлежность животных:

1 – португальский кораблик, 2 – дрейссена, 3 – диффлюгия, 4 – трубач, 5 – эхинококк

применительно к типам: А – Плоские черви, Б – Инфузории, В – Кишечнополостные,

Г – Саркомастигофоры, Д – Моллюски.

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс __________________________

Шифр __________________________

Стебель - это осевая часть побега. Он состоит из узлов и междоузлий. При отсутствии междоузлий стебель состоит только из узлов. На стебле располагаются листья, почки, развивающиеся из них побеги, а также цветки и плоды. Для всех перечисленных органов стебель является опорой. Следовательно, стебель выполняет опорную функцию. Кроме того, в тканях стебля откладываются запасные вещества. Значит, стебель выполняет и запасающую функцию.

Снаружи лист покрыт эпидермой – кожицей, которая защищает внутренние части листа, регулирует газообмен и испарение воды. Клетки кожицы бесцветны. На поверхности листа могут быть выросты клеток кожицы в виде волосков. Их функции различны. Одни защищают растение от поедания животными, другие – от перегрева. Листья некоторых растений покрыты восковым налетом, плохо пропускающим влагу. Это способствует уменьшению потери воды с поверхности листьев. На нижней стороне листа у большинства растений в эпидерме находятся многочисленные устьица – отверстия, образованные двумя замыкающими клетками. Через них осуществляются газообмен, испарение воды. Днем устьичная щель открыта, а на ночь закрывается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, - это :

а )Животные; б ) Грибы; в ) Растения; г ) Лишайники.

2. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а )Кислород, углерод, азот, водород; б)Азот, водород, кислород, сера;

в ) Углерод, фосфор, водород, кислород.

3. Факторы неживой природы :

а ) Лишайники, мхи; б )Грибы, бактерии;

в )Вода, воздух, свет; г )Одноклеточные растения и животные.

4. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а)Представляют собой природные сообщества;

б ) Представляют собой искусственные сообщества;

в ) Заселены сходными видами растений и животных;

г ) Расположены недалеко друг от друга.

5.Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а)Папоротниками; б ) Грибами ;

в ) Водорослями; г ) Лишайниками.

6.Какую функцию выполняет корневой волосок:

7. Стержневая корневая система характерна для:

8. Тела грибов образованы:

9. Формула цветка Ч5Л3(2) Т(9)1П1 характерна для семейства :

б) мотыльковых (бобовых);

10. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются :

11 Из названных обитателей моря наружным пищеварением обладают :

в) морские звёзды;

12 Согласно результатам генетического анализа

диким предком домашней собаки является:

13 Дыхание у земноводных осуществляется:

г) всеми названными способами.

14 Лишним звеном в составе единой трофической цепи является:

а) дождевой червь;

15. Ракообразные обитают:

а) только в пресной воде;

б) только в морской воде;

в) только в морской и пресной воде;

г) в морской и пресной воде, на суше.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.Птенцовыми птицами являются –

1) тетерев, 2) рябчик, 3) орел беркут, 4) волнистый попугай, 5) фазан:

2. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов –

1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)

3. Из названных млекопитающих молочные железы не имеют сосков у –

1) кенгуру,2) утконоса, 3) ехидны,4) опоссума,5) ленивца:

а) 1,2,3,5
б)1,2,3,4
в)2,3,5
г)2,3
4 . Боковая линия на разных стадиях онтогенеза имеется у представителей

1) рыб,2) земноводных, 3) пресмыкающихся,4) птиц,

а) 1,2
б) 1,2,3
в) 1,2,3,4
г) 1,2,3,4,5
5. Какие признаки присущи амфибиям:

1)органы дыхания – кожа и легкие

3)органы дыхания - жабры.

6)развитие происходит в воде

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание) (да, нет)

1. Размножение - это воспроизведение себе подобных.

2. Растения и грибы относятся к одному царству.

3. Выделение происходит у всех живых организмов.

4. Растения способны активно перемещаться с одного места на другое.

5. Расти могут только растения.

6. Растения - основной источник кислорода.

7. Все живые организмы обладают подвижностью.

8. Растения питаются готовыми органическими веществами.

9. Бактерии - это одноклеточные животные .
10.Растительная клетка имеет пластиды.

Вам предлагаются тестовые задания , требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2,5 баллов.
Установите соответствие между особенностями строения и животным,
для которого они характерны.

А. Медоносная пчела

Б. Зеленый кузнечик

В. Паук-крестовик

1. Дышат легкими

2. Ротовой аппарат грызущее -лижущий

3. На груди расположены четыре пары конечностей

4. Имеется две пары перепончатых крыльев

5. Ротовой аппарат грызущий

6. В цикле развития есть стадия куколки

7. Несколько пар простых глаз расположено на головогруди

9. Имеет две пары одинаковых крыльев

10. Последняя пара конечностей отличается по размеру и особенностям внешнего строения

11.Ротовой аппарат сосущий

школьной олимпиады по биологии 7 класс

А. Медоносная пчела: ротовой аппарат грызущее -лижущий (2), имеется две пары перепончатых крыльев (4), в цикле развития есть стадия куколки (6), последняя пара конечностей отличается по размеру и особенностям внешнего строения (9)
2,4,6,9
Б. Зеленый кузнечик: ротовой аппарат грызущего типа (5), имеет две пары одинаковых крыльев (8).5 ,8
В. Паук-крестовик: дышит легкими (1), на груди расположены четыре пары конечностей (3), несколько пар простых глаз расположено на головогруди (7), ротовой аппарат сосущий (10).1,3,7,10

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. В чем состоит отличие грибов от растений.

Б) одноклеточные и многоклеточные организмы.

В) поглощают воду из субстрата.

Г) отсутствует хлорофилл

2. К какому типу относятся животные с двусторонней симметрией тела, расчлененные на отделы, имеющие хитиновый покров и членистые конечности

А) кольчатые черви.

Г) круглые черви

3.Количество кругов кровообращения у лягушек:

а) один у головастиков, два у взрослых лягушек;

б) один у взрослых лягушек, у головастиков кровообращения нет;

в) два у головастиков, три у взрослых лягушек;

г) два у головастиков и у взрослых лягушек.

4. По какому признаку можно узнать рептилий среди позвоночных других классов

А) сухая кожа с перьевым покровом

Б) голая влажная кожа.

В) кожа с железами, покрытая чешуёй

Г) сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками

Г) тутовый шелкопряд

6. Каких древних животных считают предками птиц.

7.Бычий цепень и печеночный сосальщик относятся к:
А) одному отряду;
Б) разным отрядам одного класса;
В) разным классам одного типа;
Г) разным типам.
8. Видоизменением какого органа является луковица тюльпана

9. Основной хозяин малярийного плазмодия:

б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;

г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

10. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

г) плавательный пузырь.

11. Температура тела тритона зависит от:

а) характера пищи;

б) содержания жира в тканях тела;

в) содержания воды в тканях тела;

г) температуры окружающей среды.

12. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

13. Ядовитые железы паука находятся:

а) у основания хелицер;

б) у основания ног;

в) в передней части брюшка;

г) в задней части брюшка.

14. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

а) комнатная муха;

б) постельный клоп;

г) рыжий муравей.

15. Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:

Часть№2
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Элементарное соцветие колосок в метелке:

2. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

в) наличие гастральной полости;

г) ганглинозный тип нервной системы;

д) хищнический образ жизни.

3. Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:

а) величины тела;

б) развития и строения дыхательной системы;

в) величины сердца;

4. Представители типа моллюсков по способу размножения могут:

а) быть раздельнополыми;

б) быть гермафродитами;

в) быть партеногенетическими самками;

г) изменять свой пол в течение жизни;

д) размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).

5. Четырехкамерное сердце имеют:

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание) (да ,нет)

1.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих..

2.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

3.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

4.Из хвойных деревьев, произрастающих в России, наибольшее число видов имеет род сосна.

5.У растений опадание листьев начинается в ответ на понижение температуры окружающей среды.

6.Плод у гороха стручок.

7.Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.

8.Летучие мыши ориентируются в полете с помощью обоняния.

9. У гороха и фасоли плод – стручок.

10. Для всех насекомых характерно полное превращение.

Часть№4
Вам предлагаются тестовые задания , требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2,5 баллов.
Установите соответствие между особенностями строения и животным,
для которого они характерны.
1. Установите соответствие между признаками животных и классом, к которому они относятся:

Читайте также: