Минеральные удобрения конспект урока

Обновлено: 05.10.2024

В 1798 году экономист Томас Мальтус издал книгу “Опыт народонаселения”, где изложил свою знаменитую теорию: численность населения Земли имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются только в арифметической прогрессии. Из этой теории следовало, что в будущем человечеству грозит голод. Подобный вывод подтвердил столетием позже английский ученый Томас Гексли, друг Чарльза Дарвина и пропагандист его учения, он заявил, для того, чтобы избежать голодной смерти нужно резко повысить урожайность.

Какие способы повышения урожайности вы можете предложить?

(Ребята предлагают свои варианты, из которых наиболее приемлемым является использование минеральных удобрений.)

Итак, тема сегодняшнего урока “Минеральные удобрения”.

Первый опыт по изучению питания растений провел в начале 30-х годов 17 века нидерландский врач и алхимик Ян Баптист ван Гельмонт. Он взял 80 кг сухой земли, посадил ветку ивы и поливал ее дождевой водой. Опыт длился 5 лет. За это время растение прибавило в весе 66 кг, а земля “похудела” меньше, чем на 100г. Значит растения берут питание только из воды.

То, что это не совсем так доказал немного позже швейцарский ботаник Жан Сенебье, создав теорию “воздушного питания”. Он экспериментально доказал, что в листьях происходит разложение углекислого газа: кислород выделяется, а углерод остается в растении.

В 1840 году великий немецкий химик Юстус Либих впервые указал на истощение почв минеральными веществами и на необходимиость возвращения их в почву. Не сразу, но его теория была принята. Согласно ей минеральные удобрения должны содержать три основных элемента – азот, фосфор и калий.

Из курса биологии вы знаете, что растение – это прежде всего уникальная фабрика, перерабатывающая в процессе фотосинтеза в глюкозу углекислый газ и воду. На восстановление одной молекулы СО2 требуется четыре молекулы воды и четыре кванта света. КПД процесса фотосинтеза 75%, что больше, чем у любого производственного процесса. Питание растений без воды невозможно, так как в водном растворе происходят все процессы метаболизма, вода служит для растения источником кислорода и водорода, составляет 80% массы растения. Без нее невозможно и дыхание растений, поэтому, если лишить растение воды, оно погибнет не только от “жажды”, но и от “удушья”.

А вот как влияют на состояние здоровья растения другие минеральные вещества вам предстоит выяснить самостоятельно, изучив статью о минеральных удобрениях. В этой статье пойдет рассказ о трех видах удобрений: азотных, фосфорных и калийных. В конце урока вы должны будете знать содержание всей статьи, однако изучать вам придется только одну из трех частей, на которые эта статья разбита. Каждая из этих трех частей разделена еще на два отрывка. Вы будете специалистом только по одному из них: Первый вариант изучает часть А, второй вариант – часть Б.

При распределении заданий учитель может самостоятельно наиболее трудные, насыщенные химическими уравнениями части текста (например, часть Б о фосфорных удобрениях) раздать более сильным учащимся, способным самостоятельно быстро усвоить и преподнести материал. Слабоуспевающих учащихся можно посадить заранее на тот вариант, текст которого будет для них не труден для понимания и воспроизведения. Более того, учитель может по своему усмотрению, если потребуется, формировать пары докладчик – оппонент.

Первый этап. Вы читаете свой отрывок и с помощью знаков, символов, схем изображаете его в тетради, потому что его содержание вам предстоит доложить партнеру, не глядя в текст.

Второй этап. Вы рассказываете свой отрывок соседу по парте, а он следит за рассказом по тексту вашего отрывка. Когда докладчик закончит изложение материала, оппонент может задать вопросы для прояснения прочитанного. Важно, что докладчик пользуется только своим конспектом, в текст может смотреть только оппонент.

Затем роли меняются: докладчик становится оппонентом, оппонент – докладчиком и прорабатывают второй отрывок.

Третий этап. Вы должны представить информацию всему классу. Для этого вы вместе в паре еще раз анализируете свои конспекты, для того, чтобы вы могли рассказать содержание своего отрывка классу. К доске выходят оба члена пары, начиная с первого отрывка, и кратко докладывают содержание своей статьи. Выходить должны оба члена пары, даже если говорить будет только один. Таким образом, в конце урока вы получаете полную информацию о составе минеральных удобрениях и их использовании. Если в докладе будут упущены важные моменты, то их может дополнить участник пары или другие учащиеся класса, изучавшие эту статью. Дополнения, касающиеся мелких, незначительных деталей не учитываются и учащиеся, неоднократно предлагающие их, могут терять баллы по усмотрению учителя.

“Минеральное питание растений”

Первый текст “Азотные удобрения”

А. Азот один из основных элементов, необходимых для жизни, так как входит в состав всех аминокислот, а значит и белка. Вне белковых тел жизнь невозможна. Атмосферный азот растения усваивать непосредственно не умеют, зато они усваивают азот из почвы в двух формах: одна нитратная (в виде нитрат – ионов), другая – аммонийная (в виде ионов аммония). Причем наиболее предпочтительна аммонийная, потому что азот в этой форме сразу идет на построение аминокислот, образующих белок.

А вот нитратная форма должна сначала восстановиться до аммонийной и только потом будет усвоена растением. Без достаточного количества азота в почве растение не сможет набрать нужную вегетативную массу, а вот если его совсем не будет хватать, тогда нижние листья растений становятся бледно-зелеными, а потом уже все, начиная с верхушки, буреют и отпадают.

После уборки урожая азот в больших количествах уносится из почвы и вновь внести его в землю можно только с помощью минеральных удобрений. Недостаток азота в почве издавна восполняли органическими подкормками: перегноем и навозом. Производимые сейчас минеральные удобрения нельзя также вносить неконтролируемо, например, сульфат аммония после многократного внесения из-за гидролиза соли может привести к закислению почв, и его нужно нейтрализовать известью.

Б. У всех азотных удобрений есть одно неоспоримое преимущество перед фосфорными: все нитраты хорошо растворимы в воде. Самое первое широко применяемое минеральное удобрение – это чилийская селитра (нитрат натрия), его впервые обнаружили и стали вывозить из Чили. Однако, запасы чилийской селитры стали быстро истощаться в связи с тем, что ее использовали и для производства пороха. Другим даже более ценным для растения стало удобрение – аммиачная селитра, его производство наладили после открытого немцем Фридрихом Габером способа связывания атмосферного азота в аммиак. Аммиачная селитра содержит азот сразу в двух формах: в нитратной и аммонийной. Получают ее так:

Неудобство в ее использовании состоит в том, что оно легко слеживается, поэтому его нужно гранулировать, а также оно хорошо растворимо в воде, поэтому может быть смыто с поля первым же ливнем, и кроме того, при определенных условиях (при повышении температуры около 200оС) становится даже взрывоопасным.

Самое концентрированное и лекгоусваиваемое растениями азотное удобрение – это широко известная мочевина или карбамид – (NH2)2CO, массовая доля азота в нем 46%. Технологический процесс его производства довольно сложен и идет под давлением 20000 КПа и температуре ололо 200оС и выражается уравнением:

Химическая промышленность выпускает также и сульфат аммония, гораздо более бедный по содержанию азота в нем, но зато очень дешевый, ведь это удобрение получают как побочный продукт при очистке коксового газа от аммиака серной кислотой:

К его недостаткам можно отнести относительную бедность азотом и при многократном его использовании закисление почв.

Второй текст “Фосфорные удобрения”.

А. Фосфор – элемент важнейшего органического соединения для любого организма аденозинтрифосфорной кислоты – АТФ. Эта кислота служит аккумулятором энергии в живой клетке. Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, а без них невозможно хранение и воспроизведение генетической информации, содержащейся в клетке. Фосфор принимает активное участие в восстановлении и и распаде углеводов, оказывая большое влияние на рост растения, его цветение и плодоношение.

Растения усваивают фосфор из почвы главным образом в виде фосфат – иона (РО4-3). Как известно, фосфорная кислота образует три типа солей: орто- , гидро- и дигидрофосфаты. Для усвоения растением удобрение должно быть растворимо в воде, из средних фосфатов растворимы только соли щелочных металлов, гидрофосфаты растворимы лучше, зато дигидрофосфаты растворимы все без исключения.

Однако, и нерастворимая фосфоритная мука Са3(РО4)2 и труднорастворимый преципитат СаНРО4 прекрасно усваиваются некотрыми культурами (люпин, горох, горчица, гречиха…). Дело в том, что корневые волоски этих растений выделяют органические кислоты, растворяющие неподатливые в воде соли.

Б Одно из первых фосфорных удобрений – это простой суперфосфат CaSO4. Ca(H2PO4)2. Массовая доля оксида фосфора в нем не превышает 20% (это немного), кроме того, большую часть этого удобрения составляет балласт – сульфат кальция. Однако, пользоваться им будут еще долго, из-за легкости его получения:

В другом фосфорном удобрении – двойном суперфосфате Са(Н2РО4) . Н2О - в отличие от простого нет балласта – неусваиваемого растениями гипса. Производство этого удобрения связано с применением фосфорной кислоты вместо серной, сырьем может служить как фосфорит (ортофосфат кальция), так и известняк (карбонат кальция):

На основе фосфорной кислоты также можно получить еще одно фосфорное удобрение – преципитат Са НРО4, содержащий 27–42 % фосфорного ангидрида:

А если заменить в этих удобрениях довольно безразличный для растений кальций на ион аммония? Нейтрализацией фосфорной кислоты газообразным аммиаком получают высокоэффективные удобрения - аммофосы:

Третий текст “Калийные и комплексные удобрения”

А. Калий, так же как азот и фосфор, нужен любому растению. Но особенно в нем нуждаются технические культуры: клевер, подсолнечник, лен, картофель, табак. Один килограмм оксида калия, внесенного в почву, позволяет дополнительно получить 8 кг зерна, 35 кг картофеля или 40 кг сахарной свеклы. Если листья бледнеют и отмирают , а стебель становится слабым и сгибается под собственной тяжестью, значит в “пище” растений наверняка не хватает калия. При недостатке этого элемента снижается интенсивность фотосинтеза, а дыхания, напротив, повышается, то есть растение начинает как бы “судорожно глотать воздух”, как бегун после длинной дистанции. Без калия сахарная свекла не наберет положенного ей количества сахара, а картофель крахмала. По запасам калийного сырья наша страна занимает первое место в мире. Чаще всего эти удобрения получают из сильвинита – (NaCl . KCl). Другими природными источниками калия являются карналлит (KCl . MgCl2 . 6H2O) и каинит (KCl . MgSO4 . 3H2O) .

К сожалению, ни одна из этих солей в чистом виде удобрением служить не может. Поскольку все соли калия растворимы, то растения легко усваивают ион калия , пропуская его через мембрану клеток корневых волосков. Одно плохо, в таких больших количествах сопутствующий ион хлора растениям не нужен. Поэтому ценятся бесхлорные калийные удобрения сульфат калия и карбонат калия – поташ. Правда, поташ можно вносить только на закисленные почвы, ведь у него в водном растворе из – за гидролиза ярко выраженная щелочная реакция.

Б. Несмотря на богатство минералами, содержащими калий без технологических процессов по выделению из них хлорида калия не обойтись. Вся технология процесса построена на том, что растворимость хлорида калия значительно растет при повышении температуры, а растворимость хлорида натрия от температуры почти не зависит. Значит, если обработать исходную смесь нагретым до 80 – 1000С рассолом хлоридов натрия и калия, насыщенным в холодном состоянии, раствор будет обогащаться калием. А когда насыщенный уже при высокой температуре раствор охладится , в осадок выпадет только хлорид калия. Полученный хлорид калия – самое концентрированное удобрение по содержанию в нем калия, но хлорид – ион не нужен растениям в таком большом количестве, поэтому, наиболее употребляемым удобрением является сульфат калия. хотя он содержит меньше дейтвующего вещества, но зато используется для удобрения любых культур.

Способ получения довольно не сложен:

В настоящее время все чаще используют комплексные удобрения. Преимущества их очевидны. Ведь в них питательные вещества распределяются более равномерно, затраты на внесение значительно уменьшаются и поля не засоряются балластом. В таких удобрениях составляющие их вещества должны входить в строгих соотношениях, так как растения сразу будут реагировать на недостаток или избыток чего – либо. Комплексное удобрение может быть очень простым – это , например, калийная селитра . Наиболее используемое из тройных удобрений - это нитроаммофоска, в ней соотношение питательных элементов азота, фосфора и калия соответственно 1:1:1.

Упомянутый фосфат аммония – тоже комплексное удобрение, к тому же не содержащее балласта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Класс__________ Дата проведения___________

Цель и задачи: Дать представление о минеральных удобрениях, важнейших химических элементах, необходимых для развития растений (макро- и микро­элементах). Воспитание самостоятельности, ответственности, сотрудничества; формирование логического и абстрактного мышления; формирование нравственных качеств развитие умений учебно-познавательной деятельности. Развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи; развитие мотивационной сфер личности, способности к анализу; развитие мышления через обучение анализировать и строить аналогии; развитие внимания, умения использовать изученный материал для познания нового .

1. Организационный момент

2. Проверка Д/З

3. Изучение нового материала


Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания .

В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для удовлетворительного роста растений. На песчаных почвах растения нередко испытывают недостаток магния, на торфяных почвах – молибдена, на черноземах – марганца и т. п. Применение минеральных удобрений – один из основных приемов интенсивного земледелия. С помощью минеральных удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Для внесения минеральных удобрений используются туковые сеялки.

Установлено, что в состав растений входит около 70 элементов. Некоторые из них – макроэлементы – необходимы растениям в больших количествах; другие же – микроэлементы – требуются в незначительных количествах.

1. МАКРОЭЛЕМЕНТЫ – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера, магний, калий, кальций.

2. МИКРОЭЛЕМЕНТЫ – железо, марганец, бор, медь, цинк, молибден, кобальт и др.

Три важнейших элемента – азот, фосфор и калий – необходимы растениям в больших количествах. Поэтому удобрения, содержащие эти элементы, получают в промышленных масштабах.

При недостатке азота задерживается образование зелёной массы, растения плохо растут, их листья желтеют. Азотные удобрения необходимы растениям в весенний период.


Фосфор необходим при росте и развитии репродуктивных органов растений (цветков, плодов).

Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов (сахара – в сахарной свекле, крахмала в картофеле). У злаковых он способствует укреплению стебля и тем самым устраняет их полегание.

Железо, марганец, бор и другие микроэлементы играют определённую роль в жизни растений. Так, например, при наличии микроэлемента бора растения лучше усваивают азот, фосфор, и калий. Медь, марганец и цинк ускоряют окислительно-восстановительные процессы и тем самым способствуют росту растений. Железо участвует в синтезе хлорофилла.

Растения поглощают макро – и микроэлементы из почвенного раствора в виде ионов ( NH 4 + , NO 3 - , K + и других)

Минеральные удобрения содержат питательные вещества в виде различных минеральных солей. В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в них, минеральные удобрения подразделяют на простые и комплексные.

1) Простые минеральные удобрения содержат один какой-либо элемент питания ( P , K , N ). К ним относятся фосфорные, азотные, калийные и микроудобрения.

2) Комплексные минеральные удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элемента.

4. Закрепление: Демонстрация 6 . ОПБП

Работа в группах

Азотные удобрения

Основной компонент группы азотных удобрений, как понятно из названия — азот.
Эти удобрения способствуют развитию надземной части растений и выпускается в 4-х формах:

· нитратная форма (натриевая и кальциевая селитра) в которой азот содержится в виде кислоты, легко растворимой в воде. Селитру вносят в почву осенью или ранней весной, в небольших дозах (передозировка способствует накоплению в плодах вредных для здоровья человека нитратов ) используют в подкормках. Селитра рекомендована для кислых почв и растений с кратким периодом вегетации ( редис , укроп , петрушка , ранняя капуста , салат );

· амидная форма ( мочевина ) — самое концентрированное азотное удобрение, которое в почве преобразуется в углекислый аммоний, необходимый для получения обильного урожая. Вносится под деревья и кустарники — либо прямо в почву при рыхлении, либо в виде водного раствора при поливе. Мочевина тоже физиологически кислое удобрение, а это значит, что почву нужно раскислять (к 1 кг мочевины добавить 2 кг извести);

· аммонийно-нитратная форма (аммиачная селитра) — физиологически кислое удобрение, одна часть которого легко растворяется в воде и свободно перемещается в грунте, а другая — замедленного действия. Аммиачная селитра применяется для подкормки картофеля , свеклы , зерновых культур. Особенно эффективна в сочетании с фосфором и калием.


Подкормки азотными удобрениями производят в несколько приёмов, строго соблюдая инструкции на упаковке: здесь лучше соблюдать принцип: лучше недоудобрить, чем переудобрить.

Фосфорные удобрения

Фосфорные удобрения значительно ускоряют цветение растений и завязывание плодов. Фосфор обычно заделывают в почву при перекопке осенью или ранней весной. Он плохо растворяется в воде: период от внесения в почву до достижения корней составит 1,5-2 месяца.

Вот несколько наиболее популярных видов фосфорных удобрений:

· простой суперфосфат — водорастворимое удобрение, которое содержит гипс и серу, применяется для всех типов почв. Его можно сыпать в рядки и лунки, а можно использовать в подкормках. Содержит от 14% до 20% фосфора и вносится обычно под ягодные кустарники и плодовые деревья;

· двойной суперфосфат — простое удобрение, хорошо растворимое в воде. Содержит серу и фосфор (45%-50%), вносится под ягодные кустарники и плодовые деревья;

· фосфоритная мука — труднорастворимое удобрение, содержит до 25% фосфора. Её вносят только на кислые почвы, так как фосфор становится доступен растениям только под воздействием кислоты. Фосфоритная мука, внесённая в почву в повышенных дозах, обеспечивает растения фосфором на несколько лет.

Калийные удобрения

Калий способствует не только увеличению урожайности растений, но и повышает их сопротивляемость заболеваниям, увеличивает срок лёжкости плодов и существенно улучшает их вкусовые качества. Калийные удобрения редко используют в чистом виде: как правило, их комбинируют с азотом, фосфором и микроэлементами (медью, цинком, магнием, железом и так далее).

Все калийные удобрения хорошо растворяются в воде, а наиболее популярны из них следующие:

· калийная соль — содержит в составе хлористый калий, сильвинит и каинит. По действию аналогична хлористому калию, вносится в почву только осенью;

· сернокислый калий — не содержит в составе хлора, пригоден для всех культур, особенно отзывчивы к нему корнеплоды. Его вносят как непосредственно в почву, так и используют в подкормках. Сочетается со всеми макро- и микроудобрениями, кроме содержащих кальций.

Комплексные минеральные удобрения

К группе комплексных минеральных удобрений относятся:

· аммофос — бесхлорное, безнитратное удобрение, содержащее азот (52%) и фосфор (12%). Пригодно для всех видов овощных и плодово-ягодных культур;

· диаммофоска — гранулированное азотно (10%) — фосфорно (26%) — калийное (26%) удобрение, которое содержит микроэлементы (кальций, магний, железо, цинк, сера и прочие), существенно увеличивающие агрономическую ценность диаммофоски. Используется для всех групп растений;

· нитроаммофоска — сложное удобрение, содержащее азот (16%), фосфор (16%), калий (16%), серу (2%). Нитроаммофоска прекрасно усваивается растениями, подходит для применения на почвах любого состава и для всех видов растений;

· нитрофоска — комплексное азотно (11%) — фосфорно (10%) -калийное (11%) удобрение, используется как основная подкормка растений. Применяется для всех культур, на тяжёлые почвы вносится по осени, на лёгкие можно внести и весной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по предмету "Основы агрономии" по теме "Виды минеральных удобрений. Их характеристика" по углубленной трудововой подготовке в коррекционной школе VIII вида.

Цель: познакомить учащихся с видами минеральных удобрений и дать им характеристику.

Образовательные: формировать у учащихся представление о видах минеральных удобрений и характеристике;

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий на соотнесение минеральных удобрений к группам удобрений; развивать зрительное восприятие путем различения структуры удобрения.

Воспитывающие: воспитывать самостоятельность и интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: карточки, тесты, набор удобрений, вода, сода, толчёный мел, чайная ложка, стаканы.

I. Организационный момент.

Формирование сознательной дисциплинированности.

II. Повторение пройденного материала.

1. Дайте определение органическим удобрениям? ( Органические удобрения - вещества, состоящие из сгнивших и полусгнивших остатков растительного и животного происхождения)

2. Перечислите виды органических удобрений? (К ним относят навоз, птичий помет, торф, компосты, зеленое удобрение, навозная жижа).

3. Какие виды навоза вам известны? (навоз бывает конским, коровьим, овечьим и свиным).

4. Какие овощные культуры благоприятно переносят свежий навоз? (благоприятно свежий навоз влияет на рост огурца, кабачка, картофеля, поздней капусты).

5. В каком виде навоз вносят под капусту? (под поздние сорта можно вносить свежий навоз, а под ранние сорта и цветную капусту- перепревший навоз или перегной).

6. На какой год столовые корнеплоды размещают в севообороте после внесения в почву органических удобрений? (эти культуры размещают на второй год после внесения в почву органических удобрений).

7. В каком виде вносят навоз под лук? (под лук вносят перепревший навоз осенью).

8. Каковы нормы внесения органических удобрений под овощные культуры? (вносят органическое удобрение из расчета 30 – 40 т на 1 га).

Работа с карточками.

Какие вещества называют удобрениями?

Для чего вносят в почву удобрения?

От каких животных получают навоз?

Где получают навоз?

Где хранят навоз?

Где получают компост?

Работа с тестами.

1.Какие вещества называют удобрениями?

Минеральные вещества, содержащие элементы питания растений;

Минеральные и органические вещества, содержащие элементы питания растений и создающие благоприятную среду для их возделывания.

2. Перечислите виды органических удобрений

Навоз, торф, птичий помет, компост, навозная жижа, зеленое удобрение;

Навоз, птичий помет, суперфосфат, торф, компост.

3. В какой срок вносят органическое удобрение в почву?

Осенью и весной.

4. Какова норма внесения органических удобрений под овощные культуры?

60 -70 т на 1 га;

30 – 40 т на 1 га.

5. В каком виде может быть навоз?

Свежий, полуперепревших, перепревший, перегной;

6. Навозная жижа – это

Остатки соломы и моча животных;

Кал и моча животных.

7. Где хранят навоз?

В специальном навозохранилище;

В специальном овощехранилище.

8. На какой год после добычи торф вносят в почву?

После специальной подготовки через год.

9. На какой год после закладки используют компост?

10. Сколько перегноя образуется при разложении 4 т свежего навоза?

11. Что такое зеленое удобрение?

Настой, полученный из зеленой растительности;

Прием запашки свежей растительной массы в почву для повышения почвенного плодородия и урожайности.

Ребята, на прошлом занятии мы распознавали органические удобрения. Сегодня мы изучим, виды минеральных удобрений и их характеристику.

Беседа учителя с учащимися.

Минеральные удобрения содержат элементы питания растений в виде минеральных солей.

К числу элементов, без которых растения не могут расти, относят углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, железо и другие элементы питания. Углерод, водород и кислород растения берут из воздуха и воды, остальные элементы - из почвы. Больше других элементов растения поглощают из почвы азот, фосфор, калий. При их недостатке в почву вносят удобрения.

Минеральные удобрения различаются по элементам питания содержащимся в них: азотные, фосфорные, калийные.

В основном их выпускает промышленность, из местных минеральных удобрений часто применяют печную золу.

Аммиачная селитра сульфат аммония

Аммиачная селитра представляет собой белый порошок, который очень хорошо впитывает влагу. В сырую погоду аммиачная селитра становится очень влажной, а когда высыхает, то из порошка превращается в плотные куски (слеживается). Аммиачная селитра хорошо растворяется в воде.

Сульфат аммония – белый сухой порошок, хорошо растворяется в воде. Сульфат аммония впитывает воду меньше, чем аммиачная селитра, при хранении не слёживается. Основное и самое распространенное фосфорное удобрение – суперфосфат. Суперфосфат может быть в виде светло – серого порошка или небольших комочков. Эти комочков называют гранулами, а поэтому такой суперфосфат гранулированным.

Суперфосфат медленно растворяется в воде. При растирании суперфосфата между пальцами на руках остаётся мелкий порошок, похожий на мел.

Основное калийное удобрение – хлористый калий.

Хлористый калий представляет собой порошок белого или светло – серого цвета, хорошо растворяется в воде, но не так быстро, как аммиачная селитра. Если бросить щепотку порошка хлористого калия на тлеющие угли, то раздается треск.

К калийным удобрениям относится также печная древесная зола. Это местное удобрение.

Краткая запись в тетрадь.

Новые слова: суперфосфат, аммиачная селитра, сульфат аммония, хлористый калий.

Исследовательская работа.

Гипотеза: по цвету и реакции взаимодействия с внешними компонентами можно определить минеральное удобрение.

Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.
1.Приготавливая растворы минеральных удобрений, не прикасайся к ним руками. Бери минеральные удобрения ложечками или шпателями.
2. При работе с настоями соблюдайте меры предосторожности, опрыскивание проводите в резиновых перчатках, после работы вымойте руки с мылом.

Растворимость в воде

Быстро растворяется в воде

1. С золой или содой и горячей водой дает запах нашатырного спирта.

2. На горящих углях вспыхивает желтым пламенем.

Частично растворяется в воде

При размешивании с водой и с мелом дает пену и шипит

Белый или розоватый

Растворяется в воде

На раскаленных углях потрескивает, плавится, но не горит

Вывод: по реакции минеральных удобрений на внешние компоненты можно определить вид минерального удобрения.

Первичное закрепление полученных знаний.

1. Что представляют собой минеральные удобрения?

2. По каким признакам делят минеральные удобрения?

3. Какие виды минеральных удобрений вам известны?

4. Назовите виды азотных удобрений?

5. Расскажите об аммиачной селитре.

6. Что представляет собой сульфат аммония?

7. Расскажите о фосфорном удобрении суперфосфате.

8. Какие калийные удобрения вам известны?

9. Что представляет собой хлористый калий?

Подведение итога занятия.

В ходе занятия мы познакомились с видами и характеристиками минеральных удобрений. На следующем уроке мы продолжим подробно изучать удобрения по видам.

Конспект открытого урока.

Предмет: Цветоводство.

Учитель трудового обучения: Микулан О.А.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: Расширить знания, обучающихся об удобрениях их значении для роста и

Задачи урока:

Образовательные: продолжать формировать у обучающихся представление о видах

Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать произвольное внимание при

выполнении заданий, развивать логическое мышление, память, способность анализировать.

Развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы, активности,

необходимых для самостоятельной жизни.

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам цветоводства, самостоятельности,

активности. Формировать представление обучающихся о необходимости правильного

применения минеральных и органических удобрений.

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации); практическая

(работа с раздаточным материалом); частично-поисковый (работа с дополнительным

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Основные понятия и термины урока: органические, минеральные, азотные, фосфорные,

калийные, простые, комплексные удобрения.

Оборудование и материалы:

компьютер, экран, проектор, презентация, образцы удобрений, наглядный материал для игры

На столах, обучающихся:

Стаканы пластиковые для воды (жёсткие), баночки с образцами минеральных

удобрений с крышками, карточки с заданиями, маркер, ручка, влажные салфетки,

одноразовая маска, фартук, перчатки, мерная пластиковая ложка, пластиковый

контейнер, лейка с водой, два смайлика красный весёлый и синий грустный,

Пластиковые крышки зелёного, жёлтого и оранжевого цвета.

Организационный момент.

Сегодня у нас будет интересный урок, будьте внимательны, старательны и доброжелательны

друг к другу. Желаю Вам хорошего настроения, интересных заданий, успехов в их

Начинаем мы урок,

Он пойдет вам только впрок.

Постарайтесь всё понять,

И запомнить, рассказать.

Актуализация знаний.

Обращаю внимание на состояние и внешний вид растения.

Первое растение по центру - пышное, зеленое, красивое.

Второе растение с жёлтыми листьями - угнетенное.

Третье растение почти без листьев – совсем маленькое, чахлое.

Вопрос обучающимся: Чем отличаются растения друг от друга по внешнему состоянию? Чем

мы можем помочь растениям?

Дети сравнивают растения и отмечают отличия, и отвечают, что растению с жёлтыми

листьями не хватает питательных веществ для полного развития, а эти вещества находятся в

удобрении. Такое растение нужно подкормить. На нашем примере не хватает азота.

А растение, которое почти совсем без листьев наоборот избыток азота. Это тоже приводит

растение к гибели.

Повторение пройденного материала.

Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше о минеральных удобрениях. Научимся определять,

все ли удобрения хорошо растворимы в воде. Но при изучении материала нам понадобятся

Давайте вспомним определения органических и минеральных удобрений?

Органические удобрения – это питательные вещества, содержащиеся в органических

соединениях отходов животного и растительного происхождения.

Минеральные – это неорганические вещества, которые содержат необходимые растениям

элементы. Минеральные удобрения используют для повышения плодородия почвы,

повышения урожайности и качества.

Минеральные удобрения изготавливаются на химических заводах.

Проверочное тестирование.

Выбери из разных вариантов один или два правильных ответа:

1. Какие вещества необходимы для хорошего роста и развития растений?

а). жиры, белки, углеводы.

б). минеральные вещества.

2. Для чего нужны удобрения?

а). для дыхания растений

б). для лучшего роста и развития растений.

в). для повышения плодородия почвы.

3. Какие бывают удобрения?

а). Удобрения бывают высокие и толстые.

4. Чем растения поглощают, вносимые в почву удобрения?

в). Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными в ней

5. Откуда получают органические и минеральные удобрения?

а). Вырабатывают на химических заводах.

б). Получают на животноводческих фермах и на птицефабриках.

VI. Коррекционная минутка для глаз: (используем лазерную указку)

Сидя, медленно переводить взгляд с доски на потолок и обратно, следуя за лазером

Сидя, ноги согнуты, стопы параллельно, спина ровная. Переводим взгляд за лазером,

делая круговые вращения глазами. Повторить 6-8 раз.

На прошлых уроках, ребята, мы говорили об органических удобрениях, распознавали их и

познакомились с минеральными удобрениями. Сегодня мы продолжим тему о минеральных

На нашей планете обитает огромное количество разнообразных организмов, в том числе и

растений. Чтобы растение хорошо развивалось им необходимо правильное питание, именно от

него зависит правильный рост, обильное цветение и плодоношение. Но и для их питания

необходимы различные элементы и вещества, как азот, фосфор и калий, растения, используя

эти элементы в процессах своей, жизнедеятельности, берут их из почвы, следовательно, в

почве запас этих элементов истощается.

Как мы можем помочь растениям восполнить дефицит в азоте, фосфоре и калии в почве?

Ответ обучающихся: удобрить почву, внести удобрения, подкормить. Так же благодаря

подкормке растение проще переносят морозы и засуху.

На уроке сегодня мы узнаем о значении азота, фосфора и калия в минеральных удобрениях.

Чтение определения по слайду.

Удобрение – органические и минеральные вещества, используемые для улучшения питания

растений из почвы. Правильное использование удобрений увеличивает урожайность и

улучшает качество продукции.

Удобрения как мы уже знаем бывают органические и минеральные.

Разделите указанные варианты удобрений в таблице на органические и минеральные.

Органические

Минеральные

Минеральные удобрения различаются по элементам питания (азот, фосфор, калий). Обычно

удобрение указывают в процентах и обозначают химическими знаками на латинском языке:

азот — N, фосфор — P, калий — K.

Азот – этот элемент отвечает за питание корней, участвует в реакциях фотосинтеза,

регулирует обмен в клетках, а также способствует росту новых побегов. Хорошо растворим в

Фосфор – обеспечивает нормальное развитие и функционирование корневой системы.

Медленно усваиваются растениями, образование крупных соцветий, способствует

вызреванию плодов. Костная и фосфоритная мука, труднорастворимая в воде, усваивается

Калий - играет важную физиологическую роль в жизни растений. При недостатке калия в

почве корни плохо разрастаются, клубни и луковицы развиваются медленно. Листья выглядят,

будто им не хватает воды, левосторонними, а по краям появляются коричневые пятна,

похожие на ожоги. Это удобрение хорошо растворимо в воде.

Комплексные удобрения (или многосторонние) - одновременно два или несколько элементов

(калийная селитра, нитрофоски, диаммофос и др.)

Простые удобрения (или односторонние) – содержащие только один питательный элемент

(азотные, фосфорные, калийные, микроудобрения).

15 СЛАЙД: Физкультминутка.

Практическая работа.

Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.

1. Приготавливая растворы минеральных удобрений, не прикасайся к ним руками. Бери

минеральные удобрения ложечками или шпателями.

2. При работе с настоями соблюдайте меры предосторожности, в резиновых перчатках и на

лицо надеть маску или респиратор. После работы протрите руки влажными салфетками или

вымойте руки с мылом.

Ход практической работы:

Рассмотрите образцы предложенных удобрений.

Растворите их в воде. Для этого налейте в каждый стакан воды из лейки и мерной

ложечкой насыпьте удобрение и размешайте.

Определите хорошо ли удобрение растворяется в воде.

Если хорошо растворяется, в воде, то прикройте стакан зелёной или жёлтой крышкой, а

если плохо растворимо в воде, то прикройте стакан оранжевой крышкой.

Мы можем определить минеральные удобрения по растворимости в воде.

Растворимость минеральных удобрений влияет на сроки внесения минеральных

удобрений в почву.

Например, азотные удобрения очень хорошо растворяются в воде.

Азотные удобрения предпочтительней вносить в почву весной

под перекопку почвы или в качестве подкормки; осенью же вносить их

нежелательно, так как они могут вымываться ранней весной из почвы с

талыми водами и стекать в ручьи, реки. Это экологически не безопасно и нерационально.

А вот фосфорные осенью вносить самое время, т.к. они не очень хорошо растворяются в

Вопрос. Можно ли хранить минеральные удобрения под открытым небом?

Ответы обучающихся: Нет, так как они легко впитывают влагу и затвердевают, т.е.

слеживаются и теряют свои действия, портятся.

Описание игры: Выходят дети к доске у каждого табличка с латинскими обозначениями

удобрений (N, P, K), а водящий остаётся на месте за партой у него таблички с названиями

основных видов минеральных удобрений (азотные, фосфорные, калийные) перевёрнутые

названиями вниз, берёт по выбору одну табличку и подходит к правильной табличке с

изображением латинской буквы (N – азотное), передаёт её в руки ученику, державшему

эту табличку. Дальше дети меняются местами, водящим становится тот ученик у кого

был правильный ответ.

В конце игры учитель предлагает добавить табличку с тремя латинскими обозначениями

(NPK - комплексное), игра повторяется.

Ответы обучающихся: Кроме названий минеральных удобрений на пакетах печатают

процентное содержание химических элементов, мы можем определить вид удобрения по

На экране буквы в произвольном порядке (буквы

ТЗЕНЫОА - буквы красного цвета (слово азотные).

ЕРОФСОФЫН - буквы синего цвета (слово - фосфорные).

ЫНКЛЕИАЙ - буквы жёлтого цвета (слово - калийные).

Вывод: Для чего же нам нужны удобрения?

- Удобрения повышают плодородие почвы, улучшают развитие и рост растений, их

применяют для повышения урожайности и качества урожая. Все виды удобрений необходимы

Читают дети:

- Если в почве недостаток азота, окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не

большие и они опадают.

- Если в почве мало калия, то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края

листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.

- Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а

иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.

Учитель: Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что

(Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения удобрениями.)

Учитель: А теперь я хочу узнать ваше мнение о нашем уроке, если понравился урок

поднимите красный смайлик, а если вам было грустно и не интересно, то синий.

В заключении хотелось бы привести такие слова: «Просто знать ещё не всё, нужно уметь

Читайте также: