Mls система захода на посадку

Обновлено: 05.10.2024

Несмотря на то, что современная авионика позволяет самолетам садиться полностью в автоматическом режиме, очень часто посадка осуществляется в ручном режиме, по старинке. Как работают разные системы захода на посадку и когда они используются, мы сейчас и расскажем.

Ориентация по сигнальным огням

Следующий этап — аэродромы со светосигнальным оборудованием. На взлетно-посадочной полосе может располагаться почти два десятка разных групп сигнальных огней, благодаря которым пилот четко видит ВПП и все ее части в темноте, сумерках, в тумане и т.п. Среди них есть, в частности, так называемые огни визуальной индикации глиссады (PAPI, Precision Approach Path Indicator): четыре разноцветных фонаря с направленными строго под определенными углами к горизонту пучками света.

Зачем нужны приводные радиомаяки

Маяков обычно два: ближний и дальний, находятся они в створе ВПП на посадочном курсе на расстоянии около 1 и 4 км от ее торца, а принцип действия очень простой: когда самолет пролетает строго над маяком, в кабине звучит акустический сигнал.

Нужно убедиться в том, что высота в этот момент соответствует высоте, указанной в схеме захода на посадку (для каждого аэродрома схема своя), и если нет — скорректировать траекторию, либо уходить на второй круг, если уже поздно.

Что такое курсо-глиссадная система

Более продвинутая система — это курсовые и глиссадные радиомаяки, объединенные в курсо-глиссадную систему (ILS, Instrument Landing System). Они устанавливаются в непосредственной близости от полосы. Курсовой маяк с направленными антеннами формирует два сигнала: с одной частотой модуляции левее от полосы, с другой частотой правее.

Глиссадный маяк точно так же формирует направленные сигналы выше и ниже линии глиссады, и снижаться нужно так, чтобы находиться строго между ними.

Частоты для каждой конкретной полосы конкретного аэродрома свои; перед каждой посадкой они устанавливаются в соответствии со справочником/базой данных.

Раньше на завершающем этапе посадки все равно без пилота было не обойтись, но с появлением ILS Cat.III система стала настолько точной, что самолеты теперь могут садиться полностью автоматически, а с Cat.IIIc (внедряется в последние 3-4 года) могут делать это даже при полностью нулевой видимости.

Спутников стало недостаточно

В конце 1980-х была разработана еще более точная система микроволновой посадки MLS (Microwave Landing System) на основе микроволновых радаров. Принцип ее работы похож на ILS, но доступно несколько каналов, за счет чего несколько маяков MLS не мешают работе друг друга. В радиосигналах MLS также могут передаваться дополнительные данные. Однако распространение GPS-навигации помешало массовому внедрению MLS.

Вместо нее сейчас внедряется другая система захода: GLS (GNSS Landing System).

Координаты самолета в режиме реального времени определяются с помощью спутниковой системы — хоть GPS, хоть ГЛОНАСС, хоть Beidou или Galileo — не важно. Важно то, что одних спутников для обеспечения требуемой точности определения координат недостаточно, погрешность в десять метров, обычная для GPS, уже является критичной.

Поэтому в аэропорту устанавливаются локальные контрольно-корректирующие станции (GBAS, Ground Based Augmentation System), передающие дополнительный сигнал — идея такая же, как, например, в WAAS. Поскольку их местоположение, в отличие от спутников, является постоянным, а расстояние до садящихся самолетов в разы меньше, GBAS позволяют сократить максимальную погрешность в определении координат до трех метров (гарантированно).

GLS намного удобнее и дешевле ILS: если старая система требует установки маяков с каждой стороны каждой полосы (например, две полосы — по четыре глиссадных и четыре курсовых маяка, итого восемь, и все на разных частотах), то GBAS хватит одной. При этом частота одинакова во всех аэропортах и не нужно каждый раз ее настраивать. Кроме того, такая система более устойчива к помехам.

Микроволновая система посадки, МСП (англ. мicrowave landing system, MLS; наименова- ние в России — радиомаячная система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн, сокращённо – система посадки сантиметрового диапазона, или МЛС) — в авиации — радионавигационная система захода на посадку, использующая сантиметровые волны. Более современный вариант КГС, чем ILS.

При работе систем ILS используются радиоволны метрового диапазона, которые подвержены сильному влиянию интерференции от препятствий и неровностей рельефа. Также такие системы имеют недостаточно высокую точность, особенно, по новейшим требованиям.

Системы MLS разрабатываются с 1970-х годов. В них используются радиоволны с частотой 1 и 5 ГГц. Также как и в системах ILS, на ВПП устанавливается два радиомаяка MLS. Один из них отвечает за определение самолетом азимута, другой — за определение угла места. В отличие от ILS, сигналы MLS имеют узкую диаграмму направленности и сканируют своим лучом широкий сектор с известной скоростью.

Рис.9.

В отличие от ILS, в микроволновой системе доступно несколько каналов, за счет чего несколько маяков MLS не мешают работе друг друга.

В радиосигналах MLS также могут передаваться дополнительные данные.

Разработка системы MLS была начата в середине 1970-х. Первые образцы установлены в некоторых аэропортах США в 1980-х - начале 1990-х в экспериментальном порядке. Однако появившиеся в те же годы системы посадки на основе спутниковых навигационных систем (GPS и, позже, WAAS), не требующие установки аэродромного оборудования, практически полностью вытеснили MLS на территории США. В 1994 году главное авиационное ведомство США, FAA, прекратило разработку системы, сделав выбор в пользу WAAS. Существующее оборудование было отключено, данные исключены из навигационных справочников. В то же время в Европе, в частности, Великобритании, развитие MLS продолжилось (одна из причин — независимость системы от навигационных спутников GPS, принадлежащих США). В 2003 система MLS установлена в лондонском аэропорту Хитроу.

МСП (MLS) - это система посадки сантиметрового диапазона представ­ляет собой угломерно-дальномерную систему, которая должна выполнять следующее функции:

1) Передавать на ВС информацию об их угловых отклонениях от курса посадки в горизон- тальной и вертикальной плоскостях.

2) Измерять дальность между ВС и фиксированной точкой земной поверхности.

3) Передавать на ВС дополнительную информацию (о размещении наземного оборудова- ния, состояния ВПП, метеоинформацию и т.п.), информация поступает на дисплей пилота.

4) Система должна обеспечивать успешный заход на посадку при минимумах I,II,III категорий.

5) Система должна обеспечивать по выбору пилота множество трасс захода и глиссад в обширном районе вокруг аэропор­та, ограниченном лишь зоной действия системы. Это свойство МLS позволяет повысить пропускную способность аэродрома, дает значи­тельную экономию авиационного топлива и открывает возможность обхода густонаселенных жилых районов при заходе на посадку с целью снижения уровня шумов над ними.

Микроволновая система посадки представляет собой комплекс бортового и наземного оборудования.

В бортовое оборудование входят:

Ø угломерные приемоизмерительные блоки;

Ø дальномерный приемопередающий блок;

Ø пульт управления.

На земле устанавливаются:

Ø азимутальные станции (КРМ-I, КРМ-2);

Ø угломестные станции (ГРМ-I, ГРМ-2);

Азимутальная станция №I (КРМ-I) обеспечивает управление ВС по курсу и передает на борт ВС информацию, связанную с условиями работы системы.

Станция имеет диаграмму направленности в форме веерного луча, шириной 2° в горизонтальной плоскости, а для обеспечения более большой точности 1°. Ширина в вертикальной плоскости несколько десятков градусов.

Дальность действия станции составляет 37км. Диапазон скани­рования луча по азимуту регулируемый и может быть установлен в пределах ±10…±60° относительно оси ВПП.

Азимутальная станция №2 (КРМ-2) обеспечивает управление взлетающим ВС и ВС уходящим на второй круг при неудачном заходе на посадку.

Эта станция аналогична станции основного направления посадки и их функции могут меняться при изменении направления посадки.

Дальность действия станции №2 - 13км, зона действия по ази­муту ±42°.

Угломестная станция №I (ГРМ-I) имеет диаграмму направлен­ности в форме веерного луча шириной 1,5°, в вертикальной плоскости. Зона действия станции в пределах зоны видимости азимутальной стан­ции №I в вертикальной плоскости. Угол глиссады снижения может быть выбран пилотом по его желанию в пределах от 0,9 до 15°.

Угломестная станция №2, станция выравнивания, служит для определения момента выравнивания ВС и управления ВС до момента приземления.

Зона действия станции в горизонтальной плоскости относитель­но оси ВПП составляет ±10°, в вертикальной плоскости - снизу от практически нулевых углов, сверху - поверхностью, расположенной под углом к горизонту 7,5°, дальность действия от начала ВПП 9км.

Для измерения дальности в системе устанавливается высокочастот­ный дальномер типа ДМЕ/Р, дальность действия которого составляет 40км.

Точность измерения дальности составляет:

Ø от 0 до 13 км: ± 30м;

Ø от 13 до 15 км: ± 85м;

Ø от 15 до 40 км: ± 250м.

Для работы угломерных станций МLS выделен диапазон частот 5031 - 5090,7 МГц, а для дальномерного оборудования 960-1213 МГц.

В этих диапазонах обеспечивается информирование 200 частотных каналов.

Мощность излучения радиомаяков ≈ 20 Вт.


> посадка с использованием соответствующего оборудования

> 35° - магнитный посадочный курс


Рис.10. Зона действия маяка MLS: а) в горизонтальной плоскости; б) в вертикальной плоскости; 1 – заход на посадку; 2 – пробега и ухода на второй круг; 3 – ухода на второй круг.

Рис.9. Пример размещения радиомаяков системы MLS


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

MLS - Microwave Landing System (рус. Микроволновая система посадки). Радиомаячная система посадки сантиметрового диапазона (СВЧ). Является дальнейшим развитием систем посадки (ILS). Она менее чувствительна к местным условиям, способна обслуживать кратное прибытие и может задавать переменные схемы захода. Криволинейные пути захода на посадку снижают уровень шума в некоторых аэропортах. Типовой комплект MLS состоит из двух наземных радиомаяков MLS, один из которых задает траекторию приближения к ВПП по углу места, а второй – по азимуту. Система MLS позволяет определять отклонение от траектории не только посадки, но также и взлета/ухода на второй круг.

В зависимости от комплектации, MLS может использоваться в условиях погодного минимума I, II, III категории ICAO.

В состав системы входят 2-3 приемника и антенно-фидерное устройство, включающее несколько антенн, делитель мощности и антенные усилители. Функция бортового приемника - прием и обработка сигналов азимута, угла места, а также данных, передаваемых наземной станцией MLS. В последнее время появились многофункциональные приемники, способные принимать сигналы нескольких типов радиомаяков, например: ILS, MLS и VOR.

Бортовое радиотехническое оборудование посадки MLS должно обеспечивать при работе с наземными маяками:

  • определение положения ЛА по азимуту, углу места и дальности относительно соответствующих маяков;
  • определение положения самолета относительно заданной траектории с требуемой точностью и до высот, соответствующих посадочному минимуму, установленному для данного типа ЛА;
  • выдачу азимутальной, угломестной и дальномерной информации и информации об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;
  • прием разовых команд (запрет перестройки, воздух — земля, взлет — посадка), выдаваемых другими бортовыми системами, необходимых для обеспечения выполнения оборудованием MLS требуемых функций;
  • выдачу электрических сигналов об основных и вспомогательных данных, передаваемых маяками MLS и индикацию основных данных.

В соответствии с решаемыми задачами, в MLS выделяют независимые, друг от друга, угломерную (УПС) и дальномерную (ДПС) подсистемы.

В комплектацию MLS входят:

  • азимутальный радиомаяк захода на посадку АРМ-1;
  • угломестный радиомаяк захода на посадку УРМ-1;
  • дальномерный радиомаяк ответчик ДРМ.

В расширенной комплектации к указанному оборудованию добавляются:

  • азимутальный радиомаяк обратного курса АРМ-2;
  • угломестный радиомаяк выравнивания УРМ-2.

Зона действия угломерной подсистемы (УПС) представляется следующим образом: АРМ-1 в горизонтальной плоскости имеет сектор ±40º от оси ВПП и дальность действия 37 км и в вертикальной плоскости ограничена сектором примерно 0,9º - 15º относительно горизонта от точки отсчета MLS; АРМ-2- обратного азимута, обслуживающим взлетающие и уходящие на второй круг самолеты.

Информация об угловом положении ВС формируется с помощью наземного оборудования и выделяется на борту ВС одной и той же аппаратурой при реализации любой из функций УПС.

При прохождении луча антенны радиомаяка через точку, где расположена приемная антенна, на выходе последней формируется импульсный сигнал, форма огибающей и длительность которого определяются формой и шириной диаграммы направленности антенны радиомаяка и скоростью движения луча.

Бортовое оборудование решает задачи выделения сигнала, принимаемого во время прохождения луча антенны через место, где находится ВС; измерения временного интервала между двумя последовательно принимаемыми сигналами при движении луча в прямом и обратном направлении; определения углового положения ВС в горизонтальной или вертикальной плоскости и нахождения отклонения ВС от задаваемой на борту ВС линии курса и глиссады.

В бортовом оборудовании сигнал с выхода приемника ПРМ поступает на устройство выделения полезного сигнала УПС. Очищенный от помех сигнал преобразуется в прямоугольный импульс, путем его отсечения по уровню - 3 дБ и подается на устройство измерения времени УИВ, в котором определяется угловое положение ВС путем измерения интервала времени tφ,θ между принимаемыми во время прямого и обратного хода луча ДН радиомаяка импульсами.

C помощью наземных радиомаяков, на борту ВС создаются сигналы, сдвиг которых во времени является функцией угловых отклонений ВС от заданной траектории (временное кодирование). Информативный параметр сигнала представляет собой временной интервал между двумя импульсами, принимаемыми на ВС при облучении его антенны сканирующим лучом ДН наземного радиомаяка во время прямого и обратного хода луча. В состав MLS входит также радиодальномер, предназначенный для измерения расстояния до точки приземления ВС. Дальность определяется радиолокационным методом по сигналу, получившему с дальномерного радиомаяка в ответ на запросный сигнал ВС. Информативный параметр сигнала представляет собой временной интервал между двумя импульсами - запросным и ответным.


Особенности точной дальномерной системы (ДПС) MLS.

Дальномерная система, используемая в MLS в отличие от обычной ДМЕ имеет повышенную точность. Повышение точности радиодальномера DME/P достигается уменьшением влияния следующих дестабилизирующих факторов: шумов приемника; дискретности отсчета дальности, нестабильности частоты счетных импульсов, фиксации временного положения ответных импульсов и фиксированной временной задержки сигнала; искажений переднего фронта принимаемых импульсов; влияния принимаемых сигналов опознавания ДРМ.


Микроволновая система посадки, МСП (англ. Microwave Landing System, MLS [1] ). Полное наименование в России — радиомаячная система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн [2] [3] (сокращённо – система посадки сантиметрового диапазона (МЛС)) — в авиации — радионавигационная система захода на посадку, использующая сантиметровые волны. Более современный вариант Курсо-глиссадных систем ILS, использующих метровые волны.

При работе систем ILS используются радиоволны метрового диапазона, которые подвержены сильному влиянию интерференции от препятствий и неровностей рельефа. Также такие системы имеют недостаточно высокую (особенно, по новейшим требованиям) точность.

Системы MLS разрабатываются с 70х годов, и используют радиоволны с частотой 1 и 5 ГГц. Также как и в системах ILS, на ВПП устанавливается два радиомаяка MLS. Один из них отвечает за определение самолетом азимута, другой — за определение угла места. В отличие от ILS, сигналы MLS имеют узкую диаграмму направленности и сканируют своим лучом широкий сектор с известной скоростью.



В отличие от ILS, в микроволновой системе доступно несколько каналов, за счет чего несколько маяков MLS не мешают работе друг друга.

В радиосигналах MLS также могут передаваться дополнительные данные.

Разработка системы MLS была начата в середине 1970-х. Первые образцы установлены в некоторых аэропортах США в 1980-х- начале 1990х в экспериментальном порядке. Однако появившиеся в те же годы системы посадки на основе спутниковых навигационных систем (GPS и, позже, WAAS), не требующие установки аэродромного оборудования, практически полностью вытеснили MLS на террирории США. В 1994 г. главное авиационное ведомство США, FAA, прекратило разработку системы, сделав выбор в пользу WAAS. Существующее оборудование отключено, данные исключены из навигационных справочников. В то же время в Европе, в частности, Великобритании, развитие MLS продолжилось (одна из причин — независимость системы от навигационных спутников GPS, принадлежащих США). В 2003 система MLS установлена в лондонском аэропорту Хитроу.

Примечания

  1. ↑ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В АП-23 "MLS - микроволновая система посадки"
  2. ↑ГОСТ Р 51747–2001. Система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн радиомаячная. Основные параметры и методы испытаний. — издательство стандартов, 2001. — 54 с.
  3. ↑ГОСТ 26566-85. Система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн радиомаячная. Термины и определения. — Москва: издательство стандартов, 1985. — 9 с. — 8000 экз.

Литература

  • Авиационная радионавигация. Справочник. — Москва: Транспорт, 1990. — 264 с. — 6300 экз. — ISBN 5-277-00741-5
  • ГОСТ Р 51747–2001. Система инструментального захода летательных аппаратов на посадку сантиметрового диапазона волн радиомаячная. Основные параметры и методы испытаний. — издательство стандартов, 2001. — 54 с.
  • Радионавигация
  • Воздушная навигация
  • Курсо-глиссадная система
  • Авиационные термины

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Микроволновая система посадки" в других словарях:

Курсо-глиссадная система — Схема действия курсового (LOC) и глиссадного (GS) радиомаяков. Курсо глиссадная система, КГС. В России, согласно действующему на 2010 год ГОСТу именуется Система инструментального захода самолётов на посадку радиомаячная … Википедия

Взлетно-посадочная полоса оборудованная — 12) оборудованная взлетно посадочная полоса один из следующих типов ВПП, предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам: а) ВПП, оборудованная для неточного захода на посадку ВПП, оборудованная визуальными… … Официальная терминология

МЛС — Места лишения свободы MLS Major League Soccer MLS, высший дивизион системы футбольных лиг в США и Канаде. Multiple Listing Service мультилистинговая система, электронная база данных предложений по продаже недвижимости. Microwave Landing System… … Википедия

MLS (значения) — MLS: Major League Soccer MLS, высший дивизион системы футбольных лиг в США и Канаде. Multiple Listing Service[ru] мультилистинговая система, электронная база данных предложений по продаже недвижимости. Microwave Landing System Микроволновая… … Википедия

Государственное объединение научных и прикладных исследований — Штаб квартира CSIRO в Канберре Государственное объединение научных и прикладных исследований (англ. Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation, CSIRO) австр … Википедия

МСП — СМП малые и средние предприятия малое и среднее предпринимательство средние и малые предприятия организация МСП Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. МСП монофазный силовой потенциал … Словарь сокращений и аббревиатур

НАВИГАЦИЯ — раздел науки о способах проведения морских, воздушных судов и космических летательных аппаратов из одной точки пространства в другую. Эта задача решается методами и приборами мореходной, воздушной и космической навигации, которые позволяют… … Энциклопедия Кольера

навигация — раздел науки о способах проведения морских, воздушных судов и космических летательных аппаратов из одной точки пространства в другую. Эта задача решается методами и приборами мореходной, воздушной и космической навигации, которые позволяют… … Географическая энциклопедия

Shattered Horizon — Shattered Horizon: Взорвать горизонт Официальная обложка Shattered Horizon Разработчик … Википедия

Читайте также: