Модели ухода за растениями в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Елисеева Наталья Ивановна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Серебряные Пруды

Цель:

Создать ситуацию развития в процессе трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями.

Задачи по образовательным областям:

  • Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию трудовой деятельности для воспитания трудовых навыков по уходу за комнатными растениями. Уточнить знания детей о приемах и способах ухода за комнатными растениями и их последовательности. Создать условия для закрепления детьми приемов рыхления, мытья растений их опрыскивания и полива. (Познавательное развитие)
  • Создавать условия для развития речи детей и побуждения к высказыванию. (Речевое развитие)
  • Обеспечивать условия для становления правил взаимодействия через взаимопомощь, для эмоционального комфорта. (Социально-коммуникативное развитие)
  • Создавать условия для предупреждения утомляемости детей. (Физическое развитие)

Оборудование: комнатные растения (6-7 шт), письмо с картинками растений, нуждающихся в уходе; мнемотаблица - приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, полив, опрыскивание; картинки с изображением материала для туда; цветные круги; фотографии с комнатными цветами. Инвентарь для ухода: на каждом рабочем столе на подносе: палочки для рыхления, тряпочки, миска с водой, кисточки, пульверизатор, лейка.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрите, что дал мне сегодня почтальон. Это письмо. И пришло оно из Цветочной планеты! Посмотрите, тут какой – то знак! Что он означает?

(карточка с изображением SOS)

Дети: Это сигнал бедствия, просьба о помощи.

Воспитатель: Да, правильно. Интересно, кто просит о помощи? Отгадайте загадку:

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут" (Ответ: Цветы)

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.

(Воспитатель открывает, достаёт из конверта письмо и фотографии комнатных цветов в неухоженном состоянии.)

Воспитатель: Дети посмотрите, это цветы, но с ними что – то не так! Как вы думаете, что с ними? (Они заболели, завяли, не красивые, унылые).

Воспитатель: Почему они стали такими? (Потому, что за ними никто не ухаживал)

Воспитатель: Ребята, в письме написано, что жители Цветочной планеты не знают, как ухаживать за комнатными растениями и просят нас о помощи, чтобы мы научили их как правильно ухаживать и заботиться о цветах.

Воспитатель: Ребята, вы хотите им помочь? Научим жителей Цветочной планеты правильному уходу за комнатными растениями? (Мы хотим помочь и научить жителей Цветочной планеты как правильно ухаживать за цветами).

Воспитатель: Какие условия необходимы для того, чтобы цветы росли? (тепло, свет, земля, вода)

Воспитатель: Как нужно ухаживать за цветами? (их нужно поливать, протирать листочки, опрыскивать, рыхлить почву)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали, посмотрите внимательно на таблицу.

(дети подходят к фланелеграфу, где установлена мнемотаблица № 1,

(приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, опрыскивание, полив.)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку№1 где изображено рыхление)

Воспитатель: Что здесь делают? (рыхлят землю)

Воспитатель: Когда мы начинаем рыхлить землю? (Землю начинаем рыхлить на следующий день после полива.)

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы к корням поступала влага и воздух.)

Воспитатель: Чем нужно рыхлить землю? Почему? (Землю рыхлят деревянными палочками, чтобы не поранить у цветка его корни.)

Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить землю? (Ближе к стеблю рыхлят не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже.) Почему? (чтобы не повредить корни)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №2 где изображено мытье протирание листьев)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (протирают листья)

Воспитатель: Как определить, что листочки пора протереть?

Дети: Тогда, когда на листах у цветов видна пыль, появляется грязь.

Воспитатель: Как правильно надо протирать листочки?

Дети: Если у цветка листья крупные – их протирают тряпочкой, кладут листик на ладошку, в другой руке тряпочка слегка влажная, от стебля лёгким движением протираем листочек. Тряпочку нужно промывать после 2-3 листочков. Если листья тонкие и ворсистые, то пыль стирают с помощью кисточки.

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №3

где изображено опрыскивание растений)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (опрыскивают растение)

Воспитатель: Как правильно опрыскивать растение? (Стань на небольшом расстояния и не частым нажатием опрыскать растение). Чем? (водой комнатной температуры с помощью пульвиризатора)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №4 где изображена лейка)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (растение поливают водой)

Воспитатель: Как определить, что цветку нужен полив? (Надо потрогать пальчиком землю в горшке и если верхний слой земли подсох, то цветку требуется полив.)

Воспитатель: Как правильно поливать растение? (Поливать растение нужно тёплой, отстоявшейся водой. Носик лейки нужно класть на край горшка.).

(воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображением лейки)

Воспитатель: А для чего мы выращиваем комнатные растения? (Для того, чтобы было красиво, цветы в комнате поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е очищают воздух)

- Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

Воспитатель: Ребята пройдёмте в наш природный уголок, и посмотрим, не нуждаются ли наши цветы в уходе?

(Воспитатель с детьми идут к уголку природы.)

Воспитатель: Нуждаются ли наши цветы в уходе? (Да, нуждаются.)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Воспитатель: Назовите какие растения есть в нашем уголке.

(Дети называют все растения.)

Воспитатель: Сейчас я приглашу фотокорреспондента, который снимет весь наш труд, как мы ухаживаем за цветами, и отправит наши фотографии в Цветочную планету, чтобы жители смогли научиться правильно ухаживать за цветами и смогли спасти свои цветы.

(Воспитатель вызывает по телефону фотокорреспондента.

Он приходит, дети его приветствуют.)

Воспитатель: У вас на груди круги разных цветов, на рабочих столах такие же цвета разделитесь на группы по цветам. На столах перед вами лежат фотографии цветов. Посмотрите, какие цветы изображены и возьмите их в нашем уголке, принесите на свое рабочее место. К работе никто не преступает, пока все не выберут цветок.

(дети делятся на группы, находят цветы и несут на рабочее место)

Воспитатель: Скажите, как называется ваш цветок? (дети называют). Посмотрите внимательно на таблички, которые есть в вашем цветке и скажите, какие условия необходимы для его роста и как правильно ухаживать за ним (дети по схемам называют условия и что требуется растению сейчас)

Воспитатель: Молодцы, правильно определили, что необходимо сделать для вашего растения. Пора приступать к работе, перед началом работы необходимо одеть фартуки.

(Воспитатель включает спокойную тихую музыку. Дети, надев фартуки принимаются за работу. Фотокорреспондент всё снимает на фото, воспитатель наблюдает за процессом труда, частично помогает.)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились!

(воспитатель подходит к каждому рабочему столу и определяет еще раз по схемам, что требовалось сделать для растения и что дети сделали и почему?

Воспитатель: А теперь красивые, ухоженные цветы относите в наш уголок, свое рабочее место приведите в порядок.

(Дети относят цветы, наводят порядок на столах)

Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали? (Ухаживали за цветами, рыхлили, мыли, опрыскивали и поливали)

Воспитатель: Посмотрите, какие стали цветы после нашего ухода за ними!

Ребенок читает стихотворение:

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод!

Воспитатель: Ребята, любой труд всегда поощряется. И в качестве поощрения я хочу вам вручить медаль за труд! Всегда трудитесь, помогайте друг другу и своим родным.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

В формировании культурно-экологического сознания дошкольника довольно велико значение изучения комнатных растений. Комнатные растения – обязательные обитатели уголков природы наших групп. Их наличие имеет особое значение для детей и взрослых : можно улучшить как психологический климат, так и гигиеническую среду в группе).

Активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Ознакомление с комнатными растениями организуется, начиная с младшего дошкольного возраста. Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений, формирования у детей знания о том, что растения – живые существа, и их состояние зависит от условий их жизни, от ухода за ними, а также формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Конечно, большую роль в обучении детей уходу за комнатными растениями играет наглядное моделирование. В дошкольном возрасте одним из инструментов познания является модель. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядное моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей :

1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени.

Итак, одной из задач экологического развития детей младшего дошкольного возраста является развитие умения анализировать структуру объектов природы, сравнивать, выделяя конкретные признаки различия и некоторого сходства. Мы, как педагоги, должны, наблюдая за растениями, познакомить детей с особенностями их внешнего вида, строением, научить выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.

Именно здесь, для выполнения этих задач, нам необходимо использование наглядного моделирования. Приведем несколько примеров, как именно применять моделирование в обучении детей уходу за комнатными растениями.

Вот пример занятия по закреплению названия растения и знания о нём.

1) На клеёнке расставляю растение так, чтобы каждому можно было свободно подойти к нему. Дети надевают фартуки, кладу на стол влажные тряпочки. Дети сидят на стульчиках.

– Как называется растение, за которым мы сегодня будем ухаживать?

– Давайте его рассмотрим.

– На что похож фикус? На дерево или траву?

– Какие у него листья? (Большие или маленькие. Какого цвета)

Дети подходят, трогают листья.

– Какие листья? (Гладкие, блестящие).

– Вот какой фикус вырос у нас большой, похож на дерево, у него большие, зелённые, гладкие, блестящие листья.

– Сегодня мы поучимся протирать листочки. Я расправляю тряпочку на правой руке, на левую кладу листок фикуса и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и протру его снизу.

– Посмотрите, какой он стал чистый!

– А теперь вы, ребята, попробуйте сами протереть листья.

Затем аналогично показываю рыхление, полив, мытье поддона. В ходе работы помогаю детям советом, показываю, как надо делать.

Здесь целесообразно применять моделирование по уходу за растением.

– Как мы ухаживали? Что сначала, что потом?

В дальнейшем можно познакомить детей с другими растениями, листья которых нельзя протирать (фиалка, можно лишь кисточкой убирать пыль с листочков.

В конце занятия необходимо дать детям задание на закрепление – нарисовать растение, с которым познакомились, выделяя существенные признаки растения (корень, лист, стебель, цветок).

В изучении комнатных растений большую роль играет формирование у детей понятия о том, что оно – живое, оно питается, растёт, дышит, размножается; ему нужен свет, тепло. Здесь также целесообразно применять моделирование. Вот пример занятия с использованием графических моделей-символов.

2) Приходит в группу и игровой персонаж, Незнайка, который несёт какой либо предмет зелёного цвета (пирамидку) и утверждает, что это комнатное растение. Воспитатель и дети объясняют Незнайке отличительные признаки растения, доказывая, что это растение, особое внимание уделяя понятию “живое”, как основе экологического образования:

Моделирование.

3) Как вариант: можно показывать картинки с изображением разных растений (комнатные растения) и других предметов (игрушки, мебель, посуда). Дети должны объяснить Незнайке, что изображено на картинке: растение или нет и почему? (Доказывают, опираясь на модель).

4) Еще один пример занятия с использованием наглядных моделей : воспитатель приносит комнатное растение с вялыми, опущенными листьями.

Незнайка – Сколько я ни мыл растение, всё равно оно какое-то некрасивое, грустное.

– Как помочь растению?

Незнайка – Я знаю, надо облить растение сверху ведром воды!

Дети объясняют, почему этого делать нельзя.

Воспитатель с детьми обсуждает, как научить Незнайку поливать и ухаживать за растением.

– Что нужно для жизни растений?

Дети объясняют Незнайке, опираясь на следующую модель :

Использование элементов развивающего обучения модели.

Незнайка предлагает полить растение, которое в поливке не нуждается. Воспитатель и дети объясняют, нужно ли поливать это растение и как узнать.

Элементы моделирования можно использовать не только на занятиях, но и в процессе наблюдения за растениями. Например, при наблюдении за ростом зеленого лука на окне группы, посаженного воспитателем. Процесс посадки, всхода, полива, роста отражается в схемах - зарисовках, которые находятся в уголке природы в специальном альбоме.

Так у детей трёх-четырех лет формируются навыки экологического образования, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

"РЕЖИМ ДНЯ" Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает каждая семья — Должен быть режим у дня. Цель игры: Закрепление знаний о режиме дня. Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным. Играйте вместе с детьми!

"Русская матрешка" Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Предложенные нами игры доступны для восприятия детьми старшего дошкольного возраста и могут помочь развить интерес к русским народным промыслам. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумыв

Почему важно родителям играть с ребенком? Современные родители нередко работают допоздна или берут работу на дом. Многие заняты на службе по выходным, к тому же у них есть ещё свои личные интересы в жизни. Взрослые перегружены: работа, дорога по пробкам, эмоциональные нагрузки, неизбежно приводят к тому, что на игры с детьми просто не остается сил. Получается, что у многих детей попросту нет возможности играть ни с родителем, ни со сверстниками, ни самостоятельно. Почему играть с детьми не прос

t1572174350aa.jpg

Цель: обобщение и систематизация знаний о комнатных растениях.

расширять представления детей о комнатных растениях;

закреплять знания о правилах ухода за растениями;

закреплять знания о частях комнатных растений.

развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, сообразительность;

развивать связную речь, умение отвечать на вопрос, делать выводы;

совершенствовать навыки учебной деятельности.

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Аудитория: дети дошкольного возраста.

Найди и обведи в кружок комнатные растения. Почему ты их выбрал?

t1572174350ab.jpg

t1572174350ac.jpg

t1572174350ad.jpg

t1572174350ae.jpg

t1572174350af.jpg

t1572174350ag.jpg

Назови части комнатного растения.

t1572174350ah.jpg

t1572174350ai.jpg

t1572174350aj.jpg

t1572174350ak.jpg

Обведи по линиям и раскрась по образцу

t1572174350al.jpg

Что очень важно для жизни комнатного растения? Соедини при помощи стрелок.

t1572174350am.jpg

t1572174350an.jpg

t1572174350ao.jpg

t1572174350ap.jpg

t1572174350aq.jpg

Выучи наизусть.

Хрустит за окошком морозный денек,

Стоит на окошке цветок-огонек!

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

t1572174350ar.jpg

Расскажи, используя модель, как надо ухаживать за растениями:

t1572174350as.jpg

t1572174350at.jpg

t1572174350au.jpg

t1572174350av.jpg

Раскрась фиалку. Какого цвета она бывает?

t1572174350aw.jpg

Составь рассказ по картинке.

t1572174350ax.jpg

Сосчитай, сколько растений стоит на полочке? Запиши соответствующую цифру.

t1572174350ay.jpg

Объясни, какой предмет лишний в каждом ряду.

t1572174350ba.jpg

t1572174350bb.jpg

t1572174350bc.jpg

t1572174350bd.jpg

t1572174350be.jpg

t1572174350bf.jpg

t1572174350bg.jpg

t1572174350bh.jpg

t1572174350bi.jpg

t1572174350bj.jpg

t1572174350bk.jpg

t1572174350bl.jpg

t1572174350bm.jpg

t1572174350bn.jpg

t1572174350bo.jpg

t1572174350bp.jpg

13. Дорисуй и раскрась комнатные растения.

t1572174350bq.jpg

Внимательно рассмотри иллюстрацию. Какой ты сделаешь вывод?

t1572174350br.jpg

Назови картинки одним словом. А теперь назови все знакомые тебе комнатные растения.

Читайте также: